Научная статья на тему 'Корпоративный портал как средство управления и обучения'

Корпоративный портал как средство управления и обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
326
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративный портал как средство управления и обучения»

Е.А.Лыскова

Корпоративный портал как средство управления

и обучения

Информационное обеспечение коммерческой деятельности в условиях электронного бизнеса сосредоточено в Интернет-среде. Одновременно обогащаются функции электронных информационных ресурсов, их наполнение и средства интеграции полезных сведений для специалистов. Благодаря многоаспектному комплексированию информации, корпоративные порталы становятся образовательной средой для молодых сотрудников предприятий. Их общедоступные разделы могут использоваться студентами профильных специальностей для углубления компетенции избранного профиля.

Активизация и укрепление позиций на международном рынке, совершенствование торговых операций на территории страны во многом зависит от успешности внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в практику бизнеса. Сегодня организация бизнес-процессов посредством глобальных компьютерных сетей находится в центре внимания многих специалистов. Необходимо говорить не только об использовании Интернет технологий в традиционном бизнесе, а о совершенно новой сфере коммерческой деятельности, в которой Интернет - это не столько среда, в которой осуществляется деятельность коммерческих структур, сколько средство их функционирования, обучения персонала и самостоятельного информа-и ионного обеспечения.

Очевидно, что для реализации такой схемы требуется высокое качество внутренних механизмов управления предприятием. Однако проблема здесь видится в том, что деятельность организации зачастую непрозрачна даже для ее руководителей. Наряду с традиционной задачей снижения самых раз-юобразных издержек в работе фирмы сегодня необходим переход к качест-Еенно иной модели управления. Иными словами, руководитель фирмы должен иметь возможность постоянно получать информацию, отражающую все, ^то происходит как на предприятии, так и вне его, и на основе этой информации принимать быстрые и адекватные решения, организовывать и контро-I ировать их точное и оперативное исполнение.

Реализация этих идей требует интеграции всех корпоративных приложений и информационных ресурсов фирмы с целью обеспечения доступа к любым данным через единый интерфейс.

Организация информационного взаимодействия предполагает использование таких моделей представления информации, ее передачи, организации информационных потоков, которые позволяют оптимизировать процесс осуществления различных экономических операций взаимодействия всех участников.

© Лыскова Е.А., 2006

С учетом данных положений необходимо предусмотреть возможности образования и развития информационной базы на основе интеграции базовых информационных совокупностей (наборов), отражающих информацию об объектах деятельности, событиях, процедурах и т.д. В состав таких набороз включаются: информация для администрирования самой системы, различные справочники и классификаторы, данные о клиентах, продуктах и услугах, оказываемых фирмой, регламентах их предоставления и выполнения, сведения о типовых бизнес-процессах, сделках и событиях по сделкам, завершенных и незавершенных операциях, протоколы взаимодействия подсистем и т.д.

Говоря об информационных системах поддержки принятия решений i бизнесе, прежде всего необходимо рассматривать систему управления знаниями, позволяющую выявить и обратить на пользу фирме всю имеющуюся профессиональную информацию, опыт и квалификацию персонала Информационно-аналитическая система для бизнеса, в первую очередь, обеспечивает на основе процедур извлечения данных и логического анализа подготовку документов (в том числе отчетов) различной степени детализании. Информационную основу таких процедур составляет комплекс хорошо структурированных баз данных.

В качестве основных компонентов информационно-аналитической системы можно рассматривать непосредственно средства управления (позволяют принимать решения на основе информации, получаемой из различных источников); корпоративный портал (реализует функцию организации доступа пользователей к ресурсам фирмы); средства передачи и доставки информации (осуществляют сбор и рассылку информации).

Для реализации аналитических процедур важны не только численные показатели работы фирмы, но и данные, содержащиеся в различных документах (^еЬ-страницах, сообщениях электронной почты и т.д.). Реализовать систему управления профессиональной информацией, способную решать выше поставленные задачи, достаточно трудно, однако на сегодняшний день существует ряд платформ управления знаниями, в которые могут быть встроены подсистемы, работающие с различными информационными ресурсами фирмы. Главной идеей такой системы является разработка «объединительного» элемента, органично интегрированного в рабочую информациог -ную среду фирмы.

В настоящее время ряд ведущих компаний по производству программного обеспечения, в том числе сетевого, практически смогли ре£|-лизовать задачу создания "корпоративного портала". Портал представляет собой своего рода платформу, лежащую в основе единой информационной среды организации. Служит для структурированного, персонифицированного представления внутренних и внешних данных и визуализации их через шеЬ-интерфейс. Такие программные продукты обеспечивают организацию документооборота, унифицированный доступ к различным источникам дан-

ных, фиксацию и постоянное отображение действующих приложений и информационных источников, а также предоставляют пользователям широкий набор функций управления и самообучения. Таким образом, корпоративный портал может выполнять функцию шлюза, обеспечивающего некоторую степень стандартизации циркулирующих потоков, управление документами и быстрый доступ ко всем используемым фирмой управляющим системам.

Технолдгическим решением поставленных задач управления фирмой в рамках корпоративного портала является создание единого механизма доступа к внутренним и внешним ресурсам.

По данным консалтинговой компании Delphi Group возможна следующая классификация порталов в соответствии с целевой пользовательской аудиторией:

<> информационный портал ориентирован на большие сообщества пользователей с разнородными интересами, содержит несколько элементов персонификации и настройки содержимого, чаще всего предлагает только базовые средства поиска и интерактивного взаимодействия, ориентированные на начинающего пользователя Web;

коммерческие порталы обеспечивают предоставление узконаправленной информации определенной целевой аудитории;

<» корпоративные порталы координируют контент - содержательное наполнение ресурса в рамках относительно узкого сообщества пользователей, объединенных общими целями и задачами;

»персональные порталы обеспечивают доставку информации, отобранную с учетом специфических потребностей конкретных пользователей;

• специалисты исследовательской компании IDC проводят классификацию корпоративных порталов, основанную на типе контента и предоставляемых пользователям сервисных средств;

•информационный портал - предоставляет пользователю информацию;

■» портал для совместной работы — обеспечивает все средства взаимодействия пользователей на основе информационных технологий;

• порталы экспертизы — обеспечивают взаимодействие пользователей между собой на основе таких критериев, как опыт, область экспертизы и интересы;

• порталы знаний — комбинируют все перечисленные выше типы и обеспечивают доставку персонифицированной информации с учетом конкретной работы, которую каждый пользователь выполняет в определенный момент времени.

В более развернутом виде концепция корпоративного информационного портала (Enterprise Information Portal, EIP) была сформулирована аналитиками Delphi Group: ЕГР - это Web-ориентированное средство доступа к разнообразным структурированным и неструктурированным данным на

предприятии и вне него, а также анализа и обработки полученной информации. По их мнению, полное решение Е1Р должно включать следующие основные функции:

1. Интеграция приложений и данных - обеспечение возможности взаимодействия сотрудников фирмы со всеми приложениями и информационными ресурсами, используемыми в организации через единый интерфейс;

2. Категоризация - упорядочивание данных для удобства навигации по информационным ресурсам, автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска;

3. Полнота и релевантность поиска - реализация эффективных поисковых механизмов по всевозможным источникам данных, просмотр всех ресурсов, которые могут включать нужные данные, оценка достоверности полученной информации;

4. Публикация и распространение - возможность опубликовать пользовательскую информацию, предоставив к ней общекорпоративный доступ;

5. Управление бизнес-процессами - возможность не только следить за ходом выполнения деловых процессов, но также инициировать такие процессы и активно участвовать в них;

6. Коллективная работа - обеспечение режима командной работы как в традиционном варианте «сотрудник-сотрудник», так и в режимах «сотрудник-партнер» и «сотрудник-клиент»;

7. Персонализация рабочего пространства - формирование среды работы сотрудника с учетом его персональных потребностей, привычек, собственных методов работы;

8. Представление информации - интеграция всех элементов информационных ресурсов в понятном и логичном виде;

9. Обратная связь и развитие обеспечение доступа к информационным ресурсам предприятия не только для сотрудников, но и для внешних лиц (партнеров, клиентов).

С точки зрения налаживания эффективных коммуникационных потоков, корпоративный портал решает целый ряд задач:

1. Облегчает прохождение информационных потоков между структурными подразделениями организации;

2. Устраняет различия в «языке» между отдельными подразделениями, отдельными сотрудниками благодаря использованию едйных форматов распространения информации;

3. Отсекает излишние потоки информации, благодаря возможности настраивать профили пользователя;

4. Сводит к минимуму искажение информации при прохождении ее по многочисленным вертикальным и горизонтальным каналам внутри организации;

.'). Упрощает процесс обучения сотрудников, ускоряет адаптацию организации на основе прямого доступа к корпоративным знаниям;

б. Обеспечивает своевременный и дифференцированный доступ к корпоративной информации.

Все это позволяет рассматривать корпоративный портал как настраиваемую систему управления, охватывающую большую часть корпоративной информации, доступной широкому кругу пользователей.

Литература

1. Денисова А.Л. Организация коммерческой деятельности в условиях Интернет-среды / А.Л.Денисова, А.Л. Молоткова. — Тамбов : Изд-во Тамбов, гос. ун-та, 2002. — 80 с.

2. Щербина С. Web—интеграция: новый взгляд на построение корпоративных информационных систем / С. Щербина // Информационные ресурсы России.—2001.—№5, —С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.