Научная статья на тему 'Корпоративные медиа как инструмент коммуникаций в глобальном медиапространстве'

Корпоративные медиа как инструмент коммуникаций в глобальном медиапространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
2320
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОРПОРАТИВНЫЕ МЕДИА / КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / БРЕНДЖУРНАЛИСТИКА / COMMUNCATIONAL SPACE / CORPORATE MEDIA / CORPORATE COMMUNICATIONS / INFORMATIONAL SOCIETY / BRAND-JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ярных Вероника Игоревна

Современное информационное общество диктует новые требования к инструментам и технологиям взаимодействия в глобальном коммуникационном пространстве. Корпоративные медиа играют в этом процессе немаловажную роль. Новые подходы к пониманию роли корпоративных медиа в бренд-журналистике, глобальный фокус корпоративных коммуникаций в целом позволяют реализовывать интегративный характер технологий взаимодействия с заинтересованными сторонами в развитии бренда компании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate media as a tool of communications in the global media space

The modern information society dictates new requirements for tools and technologies of interaction in the global communication space. Corporate media play an important role in this process. New approaches to understanding the role of corporate media in brand journalism, the global focus of corporate communications in general, allow to realize the integrative nature of technologies of interaction with parties interested in the development of the company’s brand as a whole.

Текст научной работы на тему «Корпоративные медиа как инструмент коммуникаций в глобальном медиапространстве»

УДК 070:004.9

DOI: 10.28995/2073-6355-2018-1-75-80

В.И. Ярных

Корпоративные медиа как инструмент коммуникаций в глобальном медиапространстве

Современное информационное общество диктует новые требования к инструментам и технологиям взаимодействия в глобальном коммуникационном пространстве. Корпоративные медиа играют в этом процессе немаловажную роль. Новые подходы к пониманию роли корпоративных медиа в бренд-журналистике, глобальный фокус корпоративных коммуникаций в целом позволяют реализовывать интегративный характер технологий взаимодействия с заинтересованными сторонами в развитии бренда компании в целом.

Ключевые слова: коммуникационное пространство, корпоративные медиа, корпоративные коммуникации, информационное общество, бренд-журналистика.

Развитие современного информационного общества оказывает влияние на многие аспекты жизни общества, бизнеса и образования. Значительные изменения происходят в сфере коммуникаций во всех сферах. Фокус изменений лежит как в принципах наполнения контента и контекста коммуникаций, так и в используемых инструментах и технологиях. Именно поэтому важным вопросом в корпоративных коммуникациях становятся технологии бренд-журналистики в развитии корпоративных медиа.

Современные корпоративные коммуникации претерпели значительные изменения в течение последних нескольких лет. Прежде всего необходимо отметить, что дефиниции корпоративных коммуникаций пока еще не сформированы. Но нет сомнения в том, что корпоративные коммуникации в современном понимании подразумевают принципиально новое явление во взаимодействии с обществом, с клиентами, с сотрудниками, с инвесторами и т. д. Это создание новых ценностей, конфигурации продуктов, технологий взаимодействия. Но важным изменением стало в рамках развития

© Ярных В.И., 2018

информационного общества и значительное увеличение объема распространения доступной информации. Как отмечает Дмитрий Бородин, консультант по вопросам стратегических коммуникаций РК-агентства«Михайлов и партнеры», трансляция «от компании к аудитории» перестала быть доминирующим типом информации1. Значительная часть коммуникации компаний в наше время базируется на «неактивной, но доступной» информации, при этом часть доступной информации не контролируется компанией, а доступность информации увеличивает проницаемость традиционных информационных барьеров2. Основным фокусом в этом вопросе становятся потребности аудитории, которые оказываются важными для формирования принципов распространения и форматов контента. И если раньше под корпоративными коммуникациями подразумевались только внутренние коммуникации, то в настоящий момент можно с уверенностью говорить о двух типах корпоративных коммуникаций: внешних и внутренних.

Отмечая важность корпоративных коммуникаций, необходимо особое внимание обратить на аудиторию или заинтересованные стороны (stakeholders) в корпоративных коммуникациях. Именно от этого зависит контент, то есть содержание и технологии распространения информации. Классификаций аудиторий существует достаточно много. Согласно классификации, предложенной Laura Matthews, все заинтересованные стороны можно распределить следующим образом3.

• Начальная аудитория - та, от которой поступает запрос на взаимодействие.

• Основная аудитория - принимает решение, следует ли действовать по вашей рекомендации или отвечать на цели вашего сообщения. Необходимо достичь этой аудитории, чтобы достичь своей цели.

• Ключевые лица - те, кто принимает решение на основе предоставленной информации. Именно на эту аудиторию ориентирован основной контент.

• Вторичная или скрытая аудитория - включает тех, кто может видеть или слышать об информации, и тех, на кого контент будет влиять прямо или косвенно.

• Гейткиперы (привратники) - барьер для коммуникации; те, кто могут задержать сообщение или распространение контента.

• Наблюдательная аудитория - изучает технологии взаимодействие между компанией и основной аудиторией. Имеет возможность влиять на распространение и формирование контента.

Также необходимо отметить, что свои принципы взаимодействия с заинтересованными сторонами определяют и фокусы коммуникаций. Это прежде всего4:

1) необходимость стратегических, системных и комплексных подходов к организации коммуникации в целом;

2) необходимость работы с доступной информацией;

3) новые требования к точности и правдивости информации;

4) новые формы диалоговой коммуникации;

5) повышение значимости эмоциональной составляющей коммуникации.

Все вышесказанное определяет и новые глобальные подходы к корпоративным медиа. Прежде всего нужно отметить, что само определение корпоративных медиа существенно изменилось за последнее время. Так, например, корпоративные СМИ могут пониматься как термин, который относится к системе производства, распределения, собственности и финансирования средств массовой информации, принадлежащих организации (корпорации)5. При этом Д.К. Дегтяренко фокусирует внимание на том, что корпоративные медиа - это полифункциональный механизм, основная цель которого - способствовать выработке норм и правил, единых для всех сотрудников, корпоративной философии, представления о миссии компании. Это - часть внутренней культуры корпорации, с одной стороны, и инструмент ведения рекламной кампании - с дру-гой6. По мнению Ю.А. Петропавловской, корпоративные медиа -каналы распространения сведений о корпорации, организованные, управляемые и наполняемые самой корпорацией7. Современные корпоративные медиа - это один из ключевых механизмов бренд-журналистики, формирование позитивного образа компании в глазах различных заинтересованных сторон, таких как акционеры, персонал, менеджмент, клиенты, поставщики, инвесторы, общество и т. д. Причем необходимо отметить, что в связи с развитием информационного общества, цифровых технологий, Интернета как ресурса в современном коммуникационном пространстве существенно расширилась область влияния корпоративных медиа. Такое понимание дает возможность сформировать классификацию корпоративных медиа в зависимости от их направленности.

- Внутрикорпоративные издания (Ь2р) (Ьште88-1о-рег8оппе1). Это - медиа, чьей целевой аудиторией является персонал организации. Но это совершенно не значит, что их контент охватывает только внутриорганизационные вопросы. В настоящий момент этот тип медиа с помощью разных каналов коммуникаций и форматов формирования и предоставления контента создает позитивный внутренний имидж работодателя с обсуждением самых разнообразных вопросов.

- Отраслевые издания (Ь2Ь) (Ьшшевв-Ш-Ьшшевв). Эти медиа ориентированы на персонал компании, работников отрасли (включая

конкурентов), представителей власти, общество в целом. Как правило, такого типа медиа развивают крупные корпорации, профессиональные и отраслевые ассоциации. Контент содержит общую информацию об отрасли, информацию о мероприятиях, выпуске новой продукции, юридическую отраслевую информацию и т. д.

- Профессиональные издания (Ь2р) (Ьштезз-Ш-ргОеззюпаЬ). Небольшой сегмент профессиональных отраслевых изданий, ориентированный именно на отраслевую профессиональную составляющую. Издаются профессиональными и отраслевыми ассоциациями, крупными производителями продукции. Контент нацелен на профессионалов рынка и экспертов отрасли и содержит информацию о продукции, описание новых технологий и т. д., которая, как правило, носит практический характер.

- Клиентские издания (Ь2с) (Ьштевв-Ш-еНеп^. Они обращены к реальному и потенциальному потребителю товаров и услуг компании. Как правило, нацелены на сбыт продукции и на реализацию миссии компании, формирование потребностей и лояльности существующих и будущих потребителей товаров и услуг.

- Инвестиционные издания (Ь21) (Ьштевв^о-шуевШге). Отдельный тип корпоративных изданий, целевой аудиторией которых являются инвесторы. Такого рода медиа могут помещать отчеты: финансовые, социальные (годовые, ежеквартальные, специализированные), которые становятся важным элементом привлечения инвестиций. Это своего рода инструмент информирования общества о состоянии дел в компании в целом или в отдельных сферах деятельности. Подобные СМИ являются инструментом корпоративной социальной ответственности.

На современном уровне развития информационного общества бренд-журналистика как одно из новых и динамично развивающихся направлений журналистики в целом имеет мультидисцип-линарный и интегративный контекст.

Понимание бренд-журналистики сейчас - это сочетание технологий маркетинга, РИ, корпоративных коммуникаций, журналистики и т. д. Современные средства коммуникации и новая информационная среда: веб-сайты, социальные сети, блогосфера - позволяет обходить посредников и общаться с потребителями напрямую, рассказывая свою историю журналистским языком8. Немаловажно отметить, что в 2012 г. Американское общество по связям с общественностью включило бренд-журналистику в число 12 важнейших направлений развития РИ-индустрии, а журнал «Интерпре-нер» посвятил этой теме специальный выпуск «Брендинг-2012»9.

Задачей бренд-журналистики становится создание и распространение ценного, релевантного и согласованного контента для привлечения и приобретения четко определенной аудитории - в целях стимулирования прибыльных действий клиента компании. И различные виды корпоративных медиа являются одним из существенных каналов коммуникаций для создания и распространения подобного контента. В рамках корпоративных медиа это интегра-тивное сочетание традиционной журналистики и занимательного повествования (storytelling).

По мнению специалистов, существует четыре модели взаимодействия через корпоративные медиа как с целевой аудиторией, так и с заинтересованными сторонами в рамках бренд-журналистики10:

- модель «узнаваемости бренда» направлена на публикацию информации о компании в целом; фокус на том, что люди узнают о компании (примером могут служить корпоративные медиа IBM и GeneralElectric);

- модель «новости отрасли» нацелена на распространение информации не только о компании, но и об отрасли в целом; особое внимание в рамках этой модели обращается на новинки отрасли, на место компании внутри этой отрасли, создание дополнительного контекста, который дополняет работу основных медиа (Microsoft, Intel); модель «создание и спонсорство» предполагает создание лидерства в отрасли; в этом случае компания создает отдельный независимый сайт как информационную и коммуникационную площадку для всех желающих; это - классический подход storytelling (CMO.com от Adobe Inc);

- модель «генерация лидов» определяется с точки зрения использование контента как способ воздействия на потенциальных клиентов, которые могут быть преобразованы в актуальных клиентов (HubSpot).

Наконец, говоря о каналах коммуникаций, необходимо отметить их конвергентный и интегративный характер. Корпоративные медиа в полном объеме используют такие форматы, как печатные издания (корпоративные газеты и журналы различной направленности), цифровые версии корпоративных изданий, сайт компании, внутренние интранет-порталы, информационные бюллетени, информационные рассылки, корпоративные СМС, мессенджеры, страницы в социальных сетях, корпоративные блоги, мобильные приложения и т. д.

Таким образом, рассматривая корпоративные медиа в контексте бренд-журналистики и корпоративных коммуникаций, необходимо отметить, что такие современные тенденции развития масс-медиа, как конвергенция, интегрирование коммуникационных

технологий и развитие мультимедийных продуктов, в полной мере реализуются в сегменте корпоративных медиа. Как отмечалось выше, корпоративные медиа используют различные каналы коммуникаций и форматы формирования корпоративного контента. Реализация социокультурных коммуникаций создает возможность коммуникационного и диалогового пространства с потребителем, что дает дополнительное конкурентное преимущество и широкое вовлечение представителей заинтересованных сторон к созданию информационного продукта. Иллюстрацией этого факта может быть практическое использование персонала компаний в наполнении внутрифирменных СМИ оригинальным текстовым, визуальным контентом (а в случае с мультимедийными форматами - еще и аудио- и видеоматериалами). В такое сотрудничество достаточно широко вовлекаются и клиенты компании, принимая участие в обсуждении и распространении корпоративных новостей в социальных сетях, на форумах и т. д.

Примечания

1 Бородин Д. Современные корпоративные коммуникации [Электронный ресурс] // URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/215 (дата обращения: 25.06.2017).

2 Там же.

3 Matthews L. Social Media and the Evolution of Corporate Communications // TheE-lon Journal of Undergraduate Research in Communications. Vol. 1. № 1: Winter 2010. P. 17-23.

4 Best practices in stakeholder communications [Электронныйресурс] URL: http:// www.ingeniumcommunications.com/wp-content/uploads/downloads/2012/06/ BestPractices_StakeholderCommunications.pdf (дата обращения: 25.06.2017).

5 Croteau D, Hoynes W. The Business of Media: Corporate Media and the Public Interest. PineForgePress, 2006. P. 33.

6 Дегтяренко Д.К. Корпоративные издания в России: Виды, функции, задачи // Среда. 2002. № 8-9. С. 56.

7 Петропавловская Ю.А. Типологические характеристики и особенности редактирования корпоративной прессы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2016. 26 с.

8 Полиит-Заниздра Т.А. Бренд-журналистика - новое направление в маркетинге или в журналистике? // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 350-351.

9 Там же.

10 LyonsD. The CMO's Guide to Brand Journalism. Vol. 1. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://cdn2.hubspot.net/hub/53/file-562750272-pdf/Brand_Journalism_ Guide_for_CMOs.pdf (дата обращения: 25.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.