Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации'

Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
408
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / BUSINESS ETHICS / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрунин Юрий Юрьевич, Плакасов Тарас Олегович

Рассматривается эволюция корпоративной социальной ответственности в США и в мире. Анализируются институты корпоративной социальной ответственности и перспективы их развития в России. Предлагается создать национальное общество этики бизнеса по примеру других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate social responsibility in modern Russia: the problem of institutionalization

The evolution of corporate social responsibility in the U.S. and the world. Analyzes the institutions of corporate social responsibility and development prospects in Russia. It is proposed to establish a national society of business ethics, following the example of other countries.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 1

Ю.Ю. Петрунин, Т.О. Плакасов

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

Рассматривается эволюция корпоративной социальной ответственности в США и в мире. Анализируются институты корпоративной социальной ответственности и перспективы их развития в России. Предлагается создать национальное общество этики бизнеса по примеру других стран.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, этика бизнеса, социальные институты.

The evolution of corporate social responsibility in the U.S. and the world. Analyzes the institutions of corporate social responsibility and development prospects in Russia. It is proposed to establish a national society of business ethics, following the example of other countries.

Key words: corporate social responsibility, business ethics, social institutions.

Можно ли считать, что бизнес обязан действовать в рамках определенных моральных обязательств и соблюдать все разумные требования общества и групп, чьи интересы затрагиваются его действиями? Может ли поведение крупной коммерческой организации строиться на основе принципов справедливости? Насколько аморально подвергать сотрудников фирмы принудительному тестированию на предмет употребления наркотиков? Имеют ли предпринимательские организации моральные обязательства по защите и сохранению окружающей среды, и каково их содержание? Такого рода вопросы часто обсуждаются как в средствах массовой информации, так и среди специалистов.

Один из самых дискутируемых вопросов в литературе по менеджменту — вопрос о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами1. Иными словами, должен ли бизнес стремиться к чему-либо кроме максимизации прибыли? Есть ли у бизнеса обязанности перед обществом, такие, например, как

Петрунин Юрий Юрьевич — доктор философских наук, профессор кафедры теории и технологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: petrunin@spa.msu.ru

Плакасов Тарас Олегович — аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: plakasoff@yandex.ru

1 См.: Петрунин Ю.Ю, Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2008. С. 205—219.

обеспечение занятости, устранение дискриминации, недопущение загрязнения окружающей среды и т.п.? В специальной литературе эта проблема получила название проблемы корпоративной социальной ответственности.

Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения коммерческих организаций относят: благотворительность; развитие социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т.е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и т.п.

Во многих отношениях понятие корпоративной социальной ответственности является мостом между макро- и микроуровнями принятия этических решений. В экономической теории решения на уровне фирмы принято относить к микроуровню (микроэкономике), но в этике бизнеса вполне обоснованно рассмотрение их на некотором промежуточном уровне. Это связано с тем, что, как правило, важную роль в развитии и поддержании корпоративной социальной ответственности играет государство и общество в целом. И наоборот: решения фирмы, касающиеся социальных проблем, могут в определенных масштабах влиять на государственную политику и социальное благополучие. Более того, в области социальной ответственности часто наблюдается своего рода «демонстративный эффект». Это происходит, если отдельная фирма действует столь достойным образом, что создает определенную этическую тенденцию, которой следуют другие. Так, например, фирма «Джонсон и Джонсон» мгновенно отреагировала на случаи отравления в Чикаго тиленолом, одним из своих медицинских препаратов, объявив запрет на его использование в масштабе США. Это способствовало установлению более высокого уровня ответственности за продукцию в других фармацевтических компаниях. Следовательно, вполне логично рассматривать корпоративную социальную ответственность как своего рода мост между макро- и микроуровнями принятия этических решений.

Историки считают, что концепция «социальной ответственности бизнеса» зародилась в США в конце XIX — начале XX в. В первом номере американского социологического журнала за 1895 г., Альбион Смолл — лидер ранней американской социологии, отметил, что «не только государственные учреждения, но и частный

бизнес находятся в доверительном владении общества»2. Как отмечает Э.М. Эпштайн, «мало кто из его современников, особенно среди бизнесменов, был готов согласиться со столь всеобъемлющей и спорной трактовкой ответственности бизнеса»3. Однако работа Смолла отразила глубокую озабоченность интеллектуалов и общества в целом по поводу появления крупного промышленного предприятия — своего рода «мегакорпорации». Эта озабоченность обусловливалась как боязнью стремительно распространяющегося экономического, политического и социального влияния подобных гигантских организаций, так и потребностью сделать эти организации подотчетными обществу.

В этот же период были созданы первые американские школы бизнеса. Коммерческий колледж Калифорнийского университета в Беркли — предшественник современной Школы бизнеса им. Ха-аса — был основан в 1898 г. Лишь несколькими годами раньше Пенсильванский университет учредил ныне всемирно известную Уортонскую школу. Интересно отметить, что среди учебных курсов, перечисленных в самом первом анонсе Коммерческого колледжа в Беркли, числился курс «Философские науки: история и принципы коммерческой этики». Нам неизвестно, был ли этот курс в действительности предложен студентам и каково было его содержание. Тем не менее весьма существенно, что связь этики с «научными исследованиями в области коммерции» была отмечена с начала проникновения университетов в новую для себя область — область бизнес-образования4.

Основу современного подхода к социальной ответственности корпораций заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена»5. Г. Боуэн сформулировал доктрину социальной ответственности как обязанность бизнесменов проводить ту политику, принимать те решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей нашего общества.

Однако до 1970-х гг. реализация принципов и методов корпоративной социальной ответственности (КСО) проводилась спорадически. Можно сказать, что эта деятельность не была институа-лизирована, являясь скорее проявлением активности отдельных

2 Small A. Private Business is a Public Trust // American Journal of Sociology. 1895. N 1. Р. 282.

3 Эпштайн Э.М. Этика бизнеса как научная дисциплина: прошлое, настоящее и будущее (анализ американского опыта) // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 8. Менеджмент. 2002. Вып. 3. № 24. С. 29.

4 Там же. С. 29—30.

5 Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y., 1953.

представителей бизнеса и научного сообщества. Отвечая на потребности времени, новое осмысление проблем ответственного поведения коммерческих организаций произошло в последней четверти XX столетия в рамках новой научной дисциплины, получившей название этики бизнеса (business ethics).

По меткому сравнению известного американского ученого де Джорджа, соединение этики и бизнеса напоминают историю Ромео и Джульетты6: взаимное стремление возвышенно настроенных душ вызывает бешеную неприязнь двух противостоящих лагерей. С одной стороны, профессиональные философы, в тиши старинных библиотек рассуждающие о вечных моральных ценностях, с другой — решительно настроенные деловые люди, ежедневно подсчитывающие корпоративные прибыли. «Собственность есть кража» — слышно с одной стороны. «Главная социальная обязанность бизнеса состоит в увеличении прибыли» — категорично отвечают, с другой. Кажется, что в словосочетаниях «горячий лед» или «сухая вода» смысла на порядок больше, чем в причудливом определении «этика бизнеса».

Тем не менее находятся люди, и самое поразительное, что число их возрастает, которые пытаются соединить несоединимое. Датой рождения новой научной дисциплины можно считать ноябрь 1974 г., когда в США состоялась первая в истории конференция по этике бизнеса, поводом для которой стали очередные корпоративные скандалы. Могут ли ученые оставаться в стороне от вопиющих нарушений принципов справедливости, честности, взаимоуважения? Некоторые члены американской философской ассоциации решили, что нет.

В 1970-е гг. ряд весьма уважаемых философов и теологов переключили свое внимание на этику бизнеса и начали развивать плодотворное сотрудничество со своими коллегами из школ бизнеса. В конце этого бурного для новой науки десятилетия в США была учреждена Ассоциация этики бизнеса (Society for Business Ethics). В те же годы начал развиваться плодотворный обмен идеями между американскими и европейскими специалистами как в уже традиционно трактуемой области отношений бизнеса и общества, так и по проблемам этики бизнеса как таковой. По сути впервые стало формироваться международное сообщество ученых, профессионально занимающихся этикой бизнеса. Как грибы после дождя стали появляться региональные и национальные организации. В 1987 г. в Брюсселе была создана Европейская ассоциация этики бизнеса (European Business Ethics Net — EBEN). В 1998 г. возникла Латино-

6 George R. T. de. A History of Society for Business Ethics on its Twenty-fifth Anniversary // SBE Newsletter Vol. XVI. N 2. 2005. P. 6.

американская ассоциация этики бизнеса (ALENE); в 1999 г. — Ассоциация африканской этики бизнеса (BEN-Africa). На рисунке представлена структура Европейской ассоциации этики бизнеса.

Структура Европейской ассоциации этики бизнеса

Как естественное следствие процесса континентальной ин-ституционализации в 1998 г. возникло Всемирное общество этики бизнеса и экономики (ISBEE — International Society for Business Ethics and Economics). Оно стало проводить «олимпиады этики бизнеса»7, международные конференции по вопросам этики бизнеса, экологии, международного развития и т.п. Первый конгресс, еще до создания организации, проходил в 1996 г. в Токио. Затем всемирные конференции состоялись в Сан-Пауло (2000), Мельбурне (2004), Кейптауне (2008). Пятый запланировано провести в 2012 г. в Польше.

Если судить о степени активности различных стран — ассоциированных членов международной организации по членству в исполнительном комитете ISBEE, то в первую пятерку входит США, Великобритания, Китай, ЮАР. Публикационная активность подтверждает эти выводы.

Создание ассоциаций по этике бизнеса позволило артикулировать важнейшие проблемы корпоративной социальной ответственности, подвести под них серьезную научную базу. Без обсуждений, исследований, информационного обмена корпоративная социальная ответственность превращается в самодеятельность, ведет к отставанию не только в области бизнеса, но и в экономике8. Любое исследование этики в бизнесе не может не опираться на глубокие знания в области микроэкономики, социологии (про-

7 Например: The Olympics of Business Ethics — 4-th ISBEE World Congress in 2008 in South Africahttp. csr-news.net/main/2007/11/19/call-for-papers-4th-isbee-world-congress/

8 См.: Елисеева М.А. Причины парадигмального лага в российской этике бизнеса: ретроспективный анализ информационных потоков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2008. № 3.

фессиональная мораль), математики (статистическая обработка эмпирических данных, эконометрические модели, теория игр), культурологии (корпоративная культура).

Наряду с ассоциациями этики бизнеса существуют и ассоциации по корпоративной социальной ответственности. Они связаны больше с практической реализацией принципов и технологий КСО, позволяя обмениваться передовым опытом ведущим бизнес-организациям. Как правило, в них входят широко известные коммерческие организации, школы бизнеса. Построены они по тому же принципу: в них входят национальные ассоциации. Несмотря на разную прикладную и исследовательскую программу ассоциаций этики бизнеса и КСО, они дополняют друг друга.

Так, например, Европейская ассоциация корпоративной социальной ответственности Европы (The European business network for — CSR CSR Europe) включает в себя около 80 мультинацио-нальных компаний, среди них такие известные, как Bank of America, BASF, Canon, Coca-Cola, IBM, Intel, Johnson & Johnson, Microsoft, Panasonic, SAP, Renault, Sony, Tetra Pak, Toyota, Vodafone, Volkswagen и др.

В нее входит и 31 национальная организация из 26 стран Европы (Франция, Италия, Португалия, Чехия, Испания представлены двумя национальными организациями). России среди них нет. Ассоциация основана в 1995 г. в Брюсселе с целью оказания поддержки компаниям-членам Ассоциации в интеграции КСО в каждодневный бизнес. Основными темами для обсуждения на проводимых конференциях и в Интернете стали: человеческий капитал, интегрированные рабочие места, устойчивое экологическое производство и потребление, коммуникации и прозрачность, эволюционные и революционные модели бизнеса. Ассоциации аккумулируют хорошо зарекомендовавшие себя инструменты корпоративной социальной ответственности, обмениваются ими со всеми желающими практиками, организуют форумы со стейкхолдерами, продвигают передовые идеи КСО в бизнес-образование.

Другой важной формой институционализации КСО являются журналы, посвященные теме ответственности коммерческих организаций перед обществом. Возникновение профессиональных изданий совпало с возникновением ассоциаций по этике бизнеса. Более того, как правило, именно ассоциации бизнес-этики являются учредителями соответствующих журналов. В настоящее время такого рода журналов в мире насчитывается свыше сорока. К наиболее уважаемым изданиям можно отнести «The Journal of Business Ethics», который входит в 20 самых цитируемых журналов по менеджменту. В год основания (1982) было издано всего 4 номера.

Сейчас за год публикуется 3000 страниц текста, написанного несколькими сотнями авторов и отредактированного 35 редакторами.

Среди других журналов следует назвать «Business & Society» — первый научный журнал в этой области, а также «Business Ethics Quarterly», «Business Ethics: A European Review», «Electronic Journal of Business and Organization Studies», «African Journal of Business Ethics», «Asian Journal of Business Ethics», «Zeitschrift für Wirtschaftsund Unternehmensethik» и др. Единственный журнал в нашей стране, посвященный вопросам корпоративной социальной ответственности, «Бизнес и общество», является скорее информационно-просветительским, научные статьи появляются в нем крайне редко. В традиционных научных журналах, таких, как «Российский журнал менеджмента», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент», «Вестник Московского университета. Сер. Управление (государство и общество)» и «Вестник Московского университета. Сер. Менеджмент», эпизодически появляются статьи по данной теме, однако они почти не цитируют друг друга, что говорит о разобщенности исследователей.

Что касается профессиональных ассоциаций, то этой проблематикой занимаются Ассоциация менеджеров России, некоторые другие организации, однако, на наш взгляд, их действия разобщены. Проводятся некоторые мероприятия, продвигающие инструменты КСО в России: премия за лучший социальный отчет, конференции для предприятий, планирующих внедрить принципы и технологии КСО. Тем не менее научность такого рода проектов не всегда находится на высоком уровне. В целом можно сказать, что научное сообщество по этике бизнеса как необходимый фундамент корпоративной социальной ответственности в нашей стране отсутствует, несмотря на наличие отдельных серьезных исследователей. Они скорее встроены в европейское и глобальное научное сообщество, а не в отсутствующее национальное.

В нашей стране не существует классических, хорошо зарекомендовавших себя за рубежом академических институтов КСО — теоретических журналов, научных ассоциаций, научно-практических конференций. Да, отдельные авторы печатаются в специализированных западных журналах и участвуют в международных конференциях; да, уже появились некоторые структуры, занимающиеся этой проблематикой9, да, отдельные бизнес-организации пытаются продвигать передовые инструменты КСО на практике. Но пока это разрозненные усилия одиночек. Думается, что пора уже в Рос-

9 Например: Центр корпоративной социальной ответственности Высшей школы менеджмента Санкт-Петерб. ГУ, созданный в 2008 г.; Научно-исследовательский институт прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета, работающий с 1995 г., но имеющий значительную историю.

сии объединиться ученым и предпринимателям, которым не безразлично будущее своей страны и своих детей, создать национальную организацию этики бизнеса (или корпоративной социальной ответственности), вступить в Европейскую и Всемирную ассоциацию этики бизнеса, издавать свой журнал, проводить собственные конференции. Как известно, Украина уже вступила в Европейскую ассоциацию корпоративной социальной ответственности. Не пора ли брать добрый пример с наших южных соседей?

Список литературы

Елисеева М.А. Причины парадигмального лага в российской этике бизнеса: ретроспективный анализ информационных потоков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2008. № 3.

Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2008.

Эпштайн Э.М. Этика бизнеса как научная дисциплина: прошлое, настоящее и будущее (анализ американского опыта) // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер 8. Менеджмент. 2002. № 24.

Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y., 1953.

George R.T. De. A History of Society for Business Ethics on its Twenty-fifth Anniversary // SBE Newsletter. 2005. Vol. XVI. N 2. P. 6.

The Olympics of Business Ethics — 4-th ISBEE World Congress in 2008 in South Africa. http. csr-news.net/main/2007/11/19/call-for-papers-4th-isbee-world-congress/

Small A. Private Business is a Public Trust // Amer. Journal of Sociology. 1895. N 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.