РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
корпоративная социальная ответственность в новой экономике
Стрелец И.А. 1
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
АННОТАЦИЯ:_
Актуальность темы обусловлена как повышенным вниманием к проблематике корпоративной социальной ответственности (КСО), так и теми требованиями, которые выдвигаются в этой области в связи с распространением новых технологий. Зарождение интереса к теме обычно связывают с выходом в свет монографии Х. Боуена. В дальнейшем она получает развитие в трудах А. Б. Кэррола и А. К. Бачхольтца, Дж. Муна, Д. Фогеля и др. Неоднозначность концепции корпоративной социальной ответственности вызывает многочисленные споры как в отношении трактовки термина, так и в отношении важнейших задач бизнеса в этой сфере. В статье автор рассматривает, каким образом современная институциональная среда, формирующаяся в условиях новой экономики, влияет на реализацию данных задач. Методологически мы используем подходы институциональной экономической теории и эволюционной экономики. Новая экономика, в которой инновационные изменения приводят к принципиальной модификации поведения экономических субъектов, выдвигает новые требования к деятельности человека и фирмы. Растет количество работников информационной сферы, возрастают требования к уровню образования работников, возрастают информационные возможности топ-менеджмента. В таких условиях многие задачи КСО могут быть реализованы фирмой более эффективно и в принципиально новых формах: совершенствуется система внутреннего контроля, увеличивается степень прозрачности деятельности, Интернет содействует выработке единых стандартов, успешнее решаются информационные задачи. Стремительное внедрение в экономическую жизнь новых технологий оказывает колоссальное воздействие на деятельность компании в такой значимой сфере, как КСО. И хотя это влияние трудно оценить однозначно и количественно определить, можно с уверенность сказать, что в будущем оно будет усиливаться.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпоративная социальная ответственность, новая экономика, новая институциональная среда, информационные задачи бизнеса.
corporate social responsibility in the new economy
Strelets I.A. 1
1 Moscow State Institute of International Relations (MGIMO)
введение
Актуальность темы обусловлена как повышенным вниманием к проблематике корпоративной социальной ответственности, так и теми требованиями, которые выдвигаются в этой области в связи с распространением новых технологий. Неоднозначность концепции корпоративной социальной ответственности вызывает многочисленные споры как в отношении трактовки термина, так и в отношении важнейших задач бизнеса в этой сфере.
теория вопроса
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - тема, которая становится актуальной начиная с 1960-х - 1970-х гг. Достаточно часто зарождение этого направления в экономике связывают с выходом в свет монографии Х. Боуена [2] (Bowen, 1953) и рядом последовавших за ней статей и монографий других авторов.
С самого начала данная концепция вызывала многочисленные споры в среде экономистов, социологов, философов, представителей других наук и просто людей, интересующихся подобными вопросами, что, на наш взгляд, вполне объяснимо, поскольку идея социальной справедливости в принципе - тема, довольная сложная для анализа, по-разному понимаемая, неоднозначно трактуемая, и связанная с ней идея корпоративной социальной ответственности, естественно, вызывает аналогичные дискуссии.
Взгляды на данную проблематику весьма противоречивы, начиная от теории корпоративного эгоизма М. Фридмана [6], признающей единственный вид ответственно-
ABSTRACT:_
The urgency of the topic is due to both the increased attention to the issues of corporate social responsibility (CSR) and the requirements that are being put forward in this field in connection with the spread of new technologies. The rise of the interest to the topic is usually associated with the publication of monographs by H. Bowen. Later it was developed in works of A. B. Carroll and A. K. Bachholtz, J. Moon, D. Vogel, and others. The ambiguity of the concept of corporate social responsibility provokes numerous disputes regarding both the interpretation of the term and the most important tasks of business in this area. In the article the author considers how the modern institutional environment, which is formed under conditions of the new economy affects the implementation of these tasks. As methods we use approaches of institutional economic theory and evolutionary economics. The new economy in which the innovative changes lead to a fundamental modification of the behavior of economic actors, puts forward new demands on the activities of a man and a firm. We see the growth in number of workers in the information sphere, the increase in requirements to the level of education of employees, and the increase in information opportunities of top management. In such conditions, many CSR tasks can be implemented by firm more efficiently and in totally new forms, such as improvement of the internal control system, increase in degree of activity transparency promotion the development of common standards using the Internet, and as the result the information tasks are solved more successfully. The rapid implementation of new technologies into the economic life has a tremendous impact on the company's activities in such a significant area as CSR. Though it is difficult to quantify and assess the influence unambiguously but we can certainly state that in the future it will grow stronger.
KEYWORDS: corporate social responsibility new economy new institutional environment, information business tasks
Received: 10.02.2017 / published: 16.03.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Strelets I.A. (i_stre[ets0mai[.ru)
CITATION:_
Strelets I.A. (2017) Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v novoy ekonomike [Corporate social responsibility in the new economy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(5), 797-806. doi: 10.18334/rp.18.5.37575
сти бизнеса - ответственность перед акционерами за их доходы, и заканчивая теорией корпоративного альтруизма Комитета содействия экономическому развитию, стоящего на позициях всеобъемлющей ответственности компании перед акционерами, сотрудниками и обществом.
Встречаются заметные расхождения и в трактовке термина. В своей книге «Бизнес и общество» А. Б. Кэррол и А. К. Бачхольтц дают одно из самых широких определений корпоративной социальной ответственности как экономических, юридических, этических добровольных действий со стороны организаций, которых от них ожидает общество в определенные моменты времени [3]. При этом есть теоретические концепции КСО, которые рассматривают ее исключительно с позиций заинтересованных сторон [7-9] (Freeman, 1984; Freeman, 1999; Freeman, Evan, 1990) или с точки зрения теории общественного договора [5] и т. д.
В любом случае КСО предполагает участие компаний на добровольной основе в содействии улучшению социума и окружающей среды. Расхождения же в отношении роли бизнеса в этих вопросах связаны с разнообразными социально-экономическими и политэкономическими взглядами, региональными особенностями, разными концептуальными уровнями осмысления роли КСО: является ли КСО инструментом в руках компании или социальным институтом, или правительственной концепцией и т. п.?
Хотя понимание концепции корпоративной социальной ответственности неоднозначно и за прошедшее время заметно изменилось, сама проблематика остается значимой и актуальной. Дж. Мун и Д. Фогель отмечают: «В силу возрастающего значения КСО общественная деятельность остается наиболее важным средством, посредством которой можно сочетать интересы частного бизнеса и широкие социальные задачи» [11].
Концепция КСО включает такие компоненты, как содействие производству качественных товаров; обеспечение важнейших социальных гарантий работникам, создание рабочих мест, выделение средств на повышение квалификационного уровня работников; помощь учреждениям социальной сферы; защита окружающей среды; экономия ресурсов; обеспечение выполнения законодательных и этических норм ведения бизнеса, повышения уровня прозрачности деятельности; помощь людям с ограниченными возможностями, малоимущим и другим группам населения, находящимся в сложном социально-экономическом положении и т. д.
А. Б. Кэррол и А. К. Бачхольтц среди основных задач КСО выделяют следующие [3]: • реформа системы внутреннего контроля;
ОБ АВТОРЕ:_
Стрелец Ирина Александровна, доктор экономических наук, профессор; профессор кафедры прикладной экономики (i_stre1ets0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Стрелец И.А. Корпоративная социальная ответственность в новой экономике // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 5. - С. 797-806. - doi: 10.18334/rp.18.5.37575
• политика содействия диверсификации рабочей деятельности и борьба со всеми формам дискриминации;
• изменение отношения к работникам со стороны компании, когда работники рассматриваются в качестве актива, а не издержек;
• повышение производительности факторов производства;
• использование натуральных видов сырья и полуфабрикатов, производство чистого с точки зрения экологии продукта;
• поддержка работников, трудящихся по контракту в других странах.
Далее мы предполагаем проанализировать, как современная институциональная среда, формирующаяся в условиях новой экономики, влияет на реализацию данных задач.
Модификация институциональной среды в новой экономике
Обычно под институциональной средой понимают совокупность институтов, которые оказывают заметное влияние на поведение экономических акторов. Благоприятная институциональная среда должна способствовать сокращению транс-акционных издержек, созданию условий для развития деловой активности, экономического роста и стабильности.
Новые технологии, являющиеся оплотом новой экономики, трансформируют и институциональную среду, приводят к замене отдельных институтов и к формированию новых институтов.
Что такое новая экономика? В экономической литературе есть два основных подхода к пониманию этого явления.
Довольно часто в экономической литературе новой экономикой называют экономику, представленную новыми отраслями промышленности. Такое сугубо отраслевое определение используется, если надо охарактеризовать динамику и направление развития высокотехнологичных секторов экономики. В разных источниках можно найти разные мнения относительно того, какие именно отрасли включать или не включать в состав новой экономики, но в любом случае новую экономику определяют как совокупность высокотехнологичных отраслей и противопоставляют «старой» экономике.
Такая трактовка новой экономики, разумеется, имеет право на существование, но тогда термин можно применять к каждой следующей технологической волне. На смену каждой «старой» экономике будет приходить «новая» с новыми отраслями и новыми технологиями. Чем же в таком случае особенно выделяется сегодняшняя новая экономика? Почему в последнее время ей отводится такое важное место в теоретических исследованиях?
С точки зрения второго подхода новая экономика - это такая среда, в которой инновационные изменения приводят к принципиальной модификации поведения экономических субъектов, формированию новой институциональной среды бизнеса. Автор разделяет именно такой взгляд на новую экономику.
Принципиальные изменения проявляются как на микроуровне: трансформация модели рынка, новые подходы в области ценообразования, проявление сетевых внеш-
них эффектов и т.п., - так и на макроуровне: дезинтермедиация банковского сектора, необходимость унификации налогообложения, развитие онлайновых платежных систем и т.п. В некоторых случаях мы наблюдаем даже разрушение отдельных институциональных ловушек, происходящее именно под влиянием новых технологий (особенно в сфере коммуникаций). Интернет-технологии предоставляют возможности практически безграничного общения, обрушивают на потребителя огромный поток информации, предъявляют новые требования к ее восприятию и обработке.
Все это выдвигает новые требования к деятельности человека и фирмы.
модификация поведения человека как потребителя и как предпринимателя
Есть ряд основополагающих наблюдений, которые свидетельствуют о заметном изменении поведения потребителей под влиянием новых технологий.
Во-первых, сегодня мы наблюдаем тенденцию к более рациональному поведению потребителей. В русле классической теории потребительского выбора потребитель всегда нацелен на максимизацию полезности. Новые технологии обеспечивают потребителю колоссальный доступ к информационным ресурсам, которого у него не было раньше, поэтому максимизация полезности может осуществляться на более высоком уровне. Рынок сильнее ориентирован на потребителя, а политика компаний в большей степени ориентирована на потребности клиента. Повышенная информированность позволяет потребителю принимать гибкие и соответствующие ситуации решения, само же поведение потребителей больше похоже на описанное в ортодоксальной модели «homo economicus» с ее неограниченными когнитивными возможностями.
Правда, есть и противоположное мнение, которое заключается в том, что сегодня поведение индивидов просто невозможно объяснить в рамках стандартной поведенческой модели «homo economicus». У человека кроме материальных потребностей, удовлетворению которых посвящена вся деятельность индивида в рамках модели «homo economicus», становится все больше иных, не всегда в чистом виде материальных, потребностей, формируется новая модель человека, в большей степени присущая постиндустриальному обществу. Именно такое мнение присуще сторонникам социоэкономики (socio-economics). В своих трудах они обращают внимание на то, что люди - это не примитивные эгоистические индивиды [12] (Robertson, 1999). В современном мире сложная природа человека настолько очевидна, что нельзя уже опираться на традиционные модели анализа поведения потребителя, господствовавшие в доиндустриальную эпоху.
Мы полагаем, что речь идет не о том, чтобы полностью отринуть модель «homo economicus», а об изменении системы предпочтений индивида, которое необходимо учитывать при анализе потребительского поведения.
Во-вторых, знание становится важнейшим экономическим ресурсом, при этом под знанием мы понимаем усвоенную информацию, нашедшую применение. Экономическая деятельность, которая раньше базировалась на ограниченности ресур-
сов, уступает место деятельности, базирующейся на изобилии информации и способов ее трансляции между индивидами. Для потребителя в этой ситуации значимым становится не просто получить какую-то информацию, а умение из огромного объема информации отбирать наиболее существенную.
Такое изобилие информации, присущее экономике в условиях новых технологий, формирует неоднозначную ситуацию для потребителя, осуществляющего выбор. Теперь потребителю доступна информация в гораздо большем объеме, чем это было раньше, а это увеличивает вероятность обнаружения той информации, которая для него наиболее значима. Но такой большой объем информации затрудняет процесс поиска и отбора важной информации.
Для облегчения выбора в условиях изобилия информации потребитель начинает ориентироваться не столько на отдельные блага, сколько на группы благ, обладающие важными для него общими признаками (например, модели автомобилей, сорта чая). Следовательно, для потребителя гораздо большее значение приобретают рыночные сигналы. Продавцам необходимо грамотно формировать сообщения о характеристиках своих товаров и услуг, которые они адресуют потенциальным покупателям.
В-третьих, снижается значение гравитационной модели. Количество потребителей, которые делают закупки, находясь на большом удалении от точек производства товаров, оказывается выше того, которое можно было бы предположить, исходя из заключений этой модели. Падает значение дистанционной эластичности. А важнейшим фактором при определении числа участников сделки становятся издержки принятия решений.
В новой экономике меняется поведение предпринимателя - оно в большей степени носит инновационный характер. Формируется модель предпринимателя-инноватора [1], деятельность которого характеризуется стремлением к присвоению инновационной ренты, а следовательно, склонностью к инновациям и связанным с ними рисками.
Новые возможности и новые требования к фирме в области социальной ответственности
Фирма в условиях новой экономики обладает новыми возможностями в области корпоративной социальной ответственности, которые позволяют ей удовлетворять новые требования в данной сфере. Многие задачи КСО могут быть реализованы более эффективно и в принципиально новых формах.
Так, например, задачи содействия диверсификации рабочей деятельности, трудоустройству, противодействия дискриминации могут решаться гораздо эффективнее.
В целом можно выделить три главенствующие тенденции на рынке труда, сформировавшиеся под влиянием распространения новых технологий:
• вовлечение большего количества работников в информационную сферу;
• увеличения объема инвестирования в трудовые ресурсы;
• более высокий уровень требований к подготовке и обучению работников.
Рассмотрим подробнее эти три тенденции.
Идет процесс появления и развития относительно новых профессий. Например, появились такие профессии, как дизайн-менеджер, менеджер по электронной торговле и многие другие. Снижается потребность в традиционных посреднических услугах, но увеличивается потребность в посреднических услугах, направленных на оказание помощи покупателю в поиске необходимого товара в огромном потоке информации.
Динамично увеличивается дистанционная занятость, активно используемая многими фирмами. Такая форма занятости имеет ряд преимуществ. Она существенно снижает зависимость занятости от географического местоположения работника, разгружает транспортные потоки, помогает смягчить проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, дает возможность родителям, имеющим маленьких детей, большее время оставаться дома.
В России дистанционная занятость еще не очень широко распространена. Но, принимая во внимание российские расстояния, удаленность регионов друг от друга (зачастую разделенных часовыми поясами), неоднородное размещение рабочей силы по обширной территории страны, перспективы дистанционной занятости в России достаточно оптимистичны.
Увеличение сложности выполняемых операций меняет требования, предъявляемые к наемным работникам: необходима высокая степень адаптируемости к происходящим изменениям, следовательно, нужно более интенсивное обучение, которое бы облегчило работнику переход с одного вида деятельности на другой, что неизбежно в меняющемся социально-экономическом пространстве. Сегодня резко увеличилась потребность в работниках с разноплановыми знаниями и умениями. Отказ от производства, требующего от работников одинаковых навыков, способствует дестандартизации рабочих мест - увеличению разнообразных профессий в структуре рабочей силы.
Очень многие используют компьютер и доступ в Интернет на своем рабочем месте (табл.).
заключение
Все это влечет за собой изменения социального характера. Например, происходят благоприятные гендерные процессы - выравниваются доходы работающих мужчин и женщин. Это также во многом связано с развитием информационных технологий. В результате сокращения рабочих мест в традиционных отраслях производства, где всегда доминировали мужчины, женщины начинают оказываться в менее дискриминированном положении по отношению к мужскому населению.
Новые технологии способствуют снижению степени диверсификации заработной платы в тех отраслях, где они находят применение. Это объясняется как уменьшением различий в производительности труда работников благодаря их технологической вооруженности, так и большей стандартизацией характера выполняемых функций, что опять же диктуется применяемыми на предприятии технологиями.
Таблица
Работники, систематически использующие на рабочем месте доступ в интернет
и компьютер в сША, %
категория работников конец хх в. начало XXi в.
Процент работников, использующих Интернет, от общего количества занятых 17.3 40.5
Процент работников, использующих компьютер, от общего количества занятых 51.1 55.9
Источник: [10, с. 300] (Ртеешаи, 2002; р 300)
Рынок труда на мировом уровне становится более гомогенным. В условиях глобализации распространяются многонациональные компании, а распространение многонациональных компаний требует выработки единых стандартов на рынке труда и подготовки таких специалистов, которые бы отвечали этим стандартам.
Значительно расширяются информационные возможности топ-менеджмента. Новые технологии увеличивают масштабы деятельности и возможности мониторинга для человека, принимающего решения, что повышает производительность труда хорошего топ-менеджера. Управление персоналом с применением цифровых технологий повышает ценность менеджера и его работы, а ценность компании, естественно, помимо других факторов, зависит и от качества менеджмента, который находится во главе компании.
Тем не менее влияние новых технологий на рынок труда нельзя рассматривать односторонне оптимистично. Удаленность работника от места его основной деятельности в случае дистанционной занятости порождает проблему отчужденности от результата труда, утрату у коллектива общей цели. Сохраняется конкуренция между дистанционной и обычной формами занятости. Стандартизация рабочих мест - неизбежный во многих отраслях, но не всегда позитивно оцениваемый процесс. Традиции, географическая специфика производства, - все это теряется или примитивизируется в процессе унификации требуемых функций.
Сама диверсификация может носить различный характер. Обычно рассматривают две модели рынка труда: модель экономики услуг (США, Канада), которой присуще расширение сферы услуг и вытеснение промышленной занятости, и индустриальную модель (Германия), которой присуще не столь сильное вытеснение промышленной занятости и сохранение высокой доли производственных услуг даже по сравнению с финансовыми. То есть можно говорить о формировании разнообразных типов общества, предполагающих разные варианты диверсификации рынка труда.
Помимо влияния на формы КСО через рынок труда и занятость есть и другие задачи, решение которых в новой экономике может заметно модифицироваться.
Интернет все более значим для компании: первоначально компания использует выход в Интернет просто как еще один маркетинговый канал, потом посредством Интернета связываются различные хозяйствующие единицы компании, наконец, трансформируется сама компания, и многие бизнес-процессы полностью автомати-
зируются. Сегодня широко распространено понятие информационной прибыльности компании, которое означает способность компании оптимально применять информацию для эффективного достижения своих стратегических целей и задач. Фактически информационная прибыльность - это объединение информационных навыков компании с преимуществами электронных форм обмена [4] (ВеаЫупв, 2001). Как новые возможности помогают фирме решать задачи КСО? Прежде всего они способствуют более эффективному решению такой задачи, как совершенствование системы внутреннего контроля. Под влиянием информационных технологий взаимодействия внутри компании и взаимодействия с другими компаниями становятся более мобильными и дешевыми. Происходит сокращение трансакций внутри компании: используются более гибкие формы управления и организации производства, быстрее идет движение финансовых средств, повышается производительность труда. Изменяется поведение компании в этическом отношении: сложность осуществления прямого администрирования заставляет искать новые формы поощрения сотрудников, которые опираются на усиление внутренней мотивации. Меняется и стиль общения компании со своими клиентами: это общение становится более гибким, избирательным, ориентированным на конкретные потребности каждого клиента.
Решается еще одна важная задача КСО - в условиях активного использования новых технологий фирмы достигают большей степени прозрачности свой работы. То, что делает каждый сотрудник компании, теперь более очевидно всем остальным. Более прозрачным становится и ценообразование в компании.
Интернет содействует стандартизации. Это касается как стандартов в области программного обеспечения, так и стандартов в области правил поведения в Сети. А стандартизация, в свою очередь, помогает более быстро и гибко решать многие задачи компании, в том числе в сфере КСО.
Наконец, современные технологии позволяют на более высоком уровне решать информационные задачи. Например, оказывать информационную помощь местным учреждениям социальной сферы, активнее продвигать идею спонсорства через информационные каналы.
Бурное развитие и распространение информационных технологий существенно влияет на деятельность компании в такой значимой сфере, как КСО. Хотя это влияние нельзя назвать однозначно положительным и сложно подвергнуть количественной оценке, невозможно отрицать тот факт, что оно неизбежно и в дальнейшем будет усиливаться.
Проведенный анализ показывает заметные и значимые изменения в деятельности компаний в области КСО под влиянием новых технологий.
ИСТОЧНИКИ:
1. Руцкий В.Н., Пыжев И.С., Ферова И.С. Институциональная характеристика пред-принимателя-инноватора и подходы к его исследованию в современной России // Постсоветский институционализм: 10 лет спустя. Том 2. - Донецк: ГВУЗ ДонНТУ, 2013.
2. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. - New York: Harper & Row, 1953.
3. Carroll A. B., Buchholtz A. K. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management.
- 5th ed. - Australia: Thomson South-Western, 2003.
4. Dearstyne B. E-Business, E-Government & Information Proficiency // Information Management. - 2001. - Vol. 35. - № 4. - P. 18-27.
5. Donaldson T., Dunfee W. The Ties that Bind: A Social Contract Approach to Business
Ethics. - Harvard University Business School Press, 1999.
6. Freedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase Its Profits // The New
York Times Magazine. - 1970. - September 13.
7. Freeman R. E., Evan W. M. Corporate Governance: A stakeholder Interpretation // Journal
of Behavioral Economics. - 1990. - Vol. 19. - № 4. - P. 337-359.
8. Freeman R. E. Strategic Management: A stakeholder Approach. - Boston: Pitman, 1984.
9. Freeman R. E. Response: Divergent Stakeholder Theory // Academy of Management
Review. - 1999. - Vol. 24. - № 2. - P. 233-236.
10. Freeman R. B. The Labour Market in the New Information Economy // Oxford Review of Economic Policy. - 2002. - Vol. 18. - № 3. - P. 288-305.
11. Moon J., Vogel D. Corporate social responsibility, government and civil society // Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. - Oxford: Oxford University Press, 2008.
- P. 303-319.
12. Robertson J. The New Economics of Sustainable Development: A Briefing for Policy Makers. - London: Kogan Page, 1999.
REFERENCES:
Bowen H. R. (1953). Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper & Row.
Dearstyne B. (2001). E-Business, E-Government & Information Proficiency. Information
Management, 35(4), 18-27. Freeman R. B. (2002). The Labour Market in the New Information Economy. Oxford
Review of Economic Policy, 18(3), 288-305. Freeman R. E. (1984). Strategic Management: A stakeholder Approach. Boston: Pitman.
Freeman R. E. (1999). Response: Divergent Stakeholder Theory. Academy of
Management Review, 24(2), 233-236. Freeman R. E., Evan W. M. (1990). Corporate Governance: A stakeholder
Interpretation. Journal of Behavioral Economics, 19(4), 337-359. Robertson J. (1999). The New Economics of Sustainable Development: A Briefing for Policy Makers. London: Kogan Page.