ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
иг
УДК 005.35(510)
DOI https://doi.org/10.38161/1996-3440-2024-3-133-142 Ян Лун, И. В. Калашникова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В КИТАЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ, НАЧАЛО ПУТИ
Ян Лун - магистрант высшей школы менеджмента, (ТОГУ), e-mail: 2018105701@ pnu.edu.ru; Калашникова И. В. - д-р экон. наук, профессор высшей школы менеджмента, (ТОГУ), е-mail: 006013@pnu.edu.ru
Актуальность корпоративной социальной ответственности для менеджмента китайских компаний обусловлена важностью внедрения новых подходов и принципов в систему менеджмента. Триггером послужили геополитические проблемы, замедление роста социалистической рыночной экономики, структурные диспропорции, «старение» населения, вопросы трудовой занятости, экологическая ситуация в стране. Китайские исследования в области КСО начались только в начале 1990-х годов. Их инициатором стало государство, которое, осознав ценность и перспективность идей ответственности бизнеса, стремилось внедрить КСО в практику корпоративного управления. Но еще в конце XIX - начале XX вв. стали складываться предпосылки для зарождения идей ответственного бизнеса, истоки которых кроются во всекитайском движении за обновление. Столкнувшись с демпингом со стороны товаров иностранного производства, иностранной экспансией, Китай осознал, насколько важна роль промышленных предприятий в отстаивании интересов страны. Это послужило идеологическим основанием для появления таких практик, как «стабильные дивиденды и вознаграждения», «частное предприятие под правительственным надзором», благотворительность и филантропия, «подряд на социальную ответственность», «даньвэй», ознаменовавших начало реализации идей ответственного поведения компаний.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, период «стабильных дивидендов и вознаграждений», «частное предприятие под правительственным надзором», период благотворительных пожертвований, «подряд на социальную ответственность»,«даньвэй», Китай.
© Ян Лун, Калашникова И. В., 2024
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
Даже сегодня не только среди китайской общественности, но и среди мирового научного сообщества отсутствует единство взглядов к пониманию сущности корпоративной социальной ответственности (КСО). Причина кроется в том, что государство, общество и компании имеют разные представления, интересы и ожидания от социально-ориентированных программ [1]. Компании, особенно в сфере малого бизнеса, исходят из позиции, что приоритетная и самая главная задача бизнеса - получение прибыли. Эффективно развивающаяся компания в конечном итоге создает новые рабочие места, обеспечивая занятость и доходы населения, тем самым увеличивая общественное благосостояние. Подобные суждения соответствуют парадигме корпоративного эгоизма. Государственная позиция склоняется к корпоративному альтруизму. В чем суть этой бизнес-философии? Ответственные компании обязаны заботиться об улучшении качества жизни на территории своего присутствия, поэтому они из прибыли финансируют социально значимые программы, придерживаются прозрачности и этичности рыночного поведения [2]. Подобное поведение предполагает:
а) стремление к устойчивому развитию;
б) удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон (стейкхолдеров);
в) соответствие международному законодательству и правилам поведения;
г) внедрение принципов социальной ответственности в деятельность компании.
Проблемы ответственности получили широкое освещение еще в трудах выдающегося мыслителя прошлого, ученика Платона, древнегреческого ученого Аристотеля, исследовавшего субъективные и объективные и предпосылки ответственности, восходящие к нравственности, стремлению человека к общему благу и добродетели. Разумные и справедливые законы способствуют распространению ответственного поведения [3]. Но как управленческая концепция социальная ответственность зародилась на Западе. В 1924 г. Оливер Шелдон (1894-1951) в книге «Философия управления» (The Philosophy of Management) первым рассмотрел ее с этой точки зрения, акцентируя внимание на социальные обязательства бизнеса. Помимо эффективного производства он имеет этическую ответственность перед обществом. Руководители, согласно взглядам О. Шелдона, должны предпринимать усилия в области использования новых технологий не только для увеличения производительности и прибыли, но и для повышения благосостояния общества. Следовательно, управленцы должны стремиться не только к обеспечению рентабельной деятельности компаний, но и учитывать социальные эффекты принимаемых решений.
В Китае уже в XIX в. имело место несистемное, фрагментарное проявление компаниями социальной ответственности. В разные исторические периоды китайский бизнес демонстрировал соответствующие практики реализации социальной ответственности, отражая ожидания общества и интересы госу-
ВЕСТНИК ТСГУ. 2024. № 3 (74)
дарства в конкретный период времени. По мере развития социума, трансформации экономических и социальных проблем меняются ожидания общества, затрагивая и расширяя многоплановые аспекты социальной ответственности. В случае с китайскими компаниями главным стержнем перемен в этой области, проходящим через все временные периоды, являются изменения в социально-экономической и политической среде, смене форм собственности. Именно на этой основе можно проследить предпосылки и историю развития КСС в Китае. Полагаем, что в становлении социальной ответственности бизнеса логично выделять следующие периоды, каждый из которых внес свой вклад в фундамент формирования идеологии корпоративной социальной ответственности.
1. Период «стабильных дивидендов и вознаграждений». Исторически он связан с правлением поздней династии Цин (1862 - 1912 гг.), появлением ростков капиталистической экономики, возникновением первых общественных организаций. Страна переживала беспрецедентный кризис, спровоцированный экспансией иностранных государств, уже вступивших на путь индустриализации. Правящий класс Китая, пытаясь стабилизировать свое пошатнувшееся положение, обратил свое внимание на западные технологии. Государство встало на путь трудного и медленного развития собственного собственной промышленности, прежде всего военной. Первым таким предприятием стал завод по производству орудий, созданный Цзэн Гофаном в Аньцине в 1862 г. Поскольку военная промышленность обеспечивает национальную безопасность, она не может быть основана на частной собственности. В этой государственной монопольной отрасли отсутствует необходимость в корпоративном управлении, согласовании интересов заинтересованных сторон, в отличие от коммерческого сектора отраслей невоенного назначения, функционирующих в соответствии с моделью «частное предприятие под надзором правительства». На практике это означало, что предприятия финансируются частным бизнесом, а управляются назначенными правительством чиновниками. Первым предприятием невоенного назначения стало Китайское бюро набора торговцев, основанное в 1873 г. и занимавшееся пассажирскими и грузовыми перевозками. Китайское бюро набора торговцев не являлось ни государственным предприятием, ни семейным бизнесом, а его акции распространялись среди населения.
До окончания китайско-японской войны в 1895 г. все китайские гражданские предприятия работали в формате модели «частное предприятие под правительственным надзором». Неравноправный Симоносекский договор (1895 г.) заставил цинское правительство признать право иностранного капитала инвестировать в экономику Китая. В ответ на угрозу иностранного капитала правительство начало поощрять частный сектор к созданию промышленных и торговых предприятий, устраняя препятствия на пути зарождения частного предпринимательства.
Период с 1895 по1898 гг. - это первое всекитайское движение за обновление (вэйсинь) и реформы (гайгэ). В литературе он известен как «100 дней
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
реформ» 1898 г. Движение тесно связанно с именем Кан Ювэя, который выдвигал план реформ, намечавший пути промышленного, торгового и культурного развития страны. В своих записках он докладывал императору Гуансюйю о процветании продажности и взяточничества, о тяжелом международном положении Китая, о необходимости проведения коренных реформ для упрочения военно-политической мощи, призывал возродить строгое соблюдение конфуцианских принципов. Основные программные установки реформаторов сводились к следующим положениям: обновить систему управления государством; провести разносторонние реформы; создать современные вооруженные силы, способные отстоять независимость Китая; восстановить утраченные Китаем суверенные права и территории; отобрать у иностранцев все концессии и ликвидировать права «консульской юрисдикции»; ознакомиться с передовой наукой, техникой, культурой; изучать «западные науки» для модернизации Китая по европейскому образцу; сплотить сторонников преобразований в организации «Ассоциация усиления государства», «Гуандунская научная ассоциация» [4].
Политика либералов-реформаторов явилась попыткой соединить традиционную идеологию с западными концепциями, приспособить через «реформы сверху» условия социальной и экономической жизни Китая к тем процессам, которые в указанный период только намечались. Движение реформаторов страдало отсутствием дальновидности, не имело социальной опоры, что и замедлило дело реформ и развитие капитализма в стране на несколько лет.
С 1862 по 1912 гг. функционирование китайских предприятий не ограничивалось стремлением к прибыли. В этот период социально-экономическая система, культура и идеология Китая испытали шок от нравственных установок иностранных предпринимателей. В то же время следовало признать, что развитие науки, передовые технологий и корпоративное управление Запада обеспечили иностранным компаниям мощное конкурентное преимущество для успешного проникновения в китайскую экономику. Правящий класс поздней династии Цин попытался противостоять иностранной экспансии. Однако появившиеся национальные предприятия отраслей невоенного назначения в этот период несли дополнительную ответственность. С институциональной точки зрения помимо уплаты налогов обязанности предприятий также включали выплату «стабильных дивидендов и вознаграждения». Указанная выплата означала обязательство выплачивать акционерам дивиденды независимо от наличия у предприятия прибыли. Если после выплаты установленных дивидендов компания располагала нераспределенной прибылью, она тоже подлежала распределению между акционерами в процентном соотношении [5].
Отметим, что до 1956 г. выплату стабильных дивидендов можно считать китайской особенностью, потому что на Западе размер дохода для акционеров зависел от наличия прибыли компании, а не от фиксированного процента, как в случае со стабильными дивидендами.
Что касается института вознаграждения, то в рассматриваемый период предприятия выполняли обязанность по "вознаграждению" тремя основными
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
способами: 1) уплата дополнительной определенной суммы; 2) оказание услуг государству на безвозмездной основе; 3) благотворительность. Так, когда в 1876 - 1877 гг. в Чжили (ныне провинция Хэбэй), Шаньси, Хэнань и других провинциях случилась засуха, компании Китайское бюро набора торговца было приказано отправить корабли из Цзяннаня, Шэнцзина (ныне Шэньян) и других мест для перевозки зерна в пострадавшие районы. В период с 1887 по 1893 год Китайское бюро набора торговца перевезло почти 60 млн т зерна. Вначале институт вознаграждения ограничивался «частными предприятиями под надзором правительства», а затем данный формат ответственности был постепенно распространен на все частные предприятия [6].
2. Период «благотворительных пожертвований» (1912 - 1949 гг.). В условиях смены политического режима собственность на государственных предприятиях неоднократно переходила из рук в руки: период правления Бэйянского правительства (1912 - 1927 гг.), Нанкинского правительства Китайской Республики (1927 - 1937 гг.), войны сопротивления японской агрессии (1937 - 1945 гг.), после окончания Войны сопротивления (1945 - 1949 гг.). В результате нестабильности режима, хаоса экономической системы, отсутствия должного управления и контроля государственные предприятия стали инструментом извлечения доходов для бюрократического капитала. Государственные предприятия являлись таковыми только по названию и не выполняли возложенные ранее на них ответственность и обязательства.
Формой социальной ответственности предприятий в этот период стали в основном благотворительные пожертвования. Наиболее типичным представителем этого периода является промышленник Чжан Цзянь (занимал должности начальника сельского хозяйства и торговли в правительстве Бэйяна, начальника водного хозяйства всей страны, но в итоге оставил политику ради бизнеса). Он выступал за "спасение страны через промышленность".
Филантропические начинания Чжан Цзянь касались строительства новых школ, домов для престарелых, инвалидов, благотворительного приюта и мастерской для бедных. За свою жизнь основал более 100 предприятий и пожертвовал на создание более 370 школ, внеся бесценный вклад в становление национальной промышленности и развитие образования в Китае. Основой социальной ответственности Чжан Цзянь стали конфуцианская идея доброжелательности и благожелательности, желание улучшить репутацию, чувство социальной ответственности бизнесмена и стремление к самосовершенствованию. "За подъем и падение страны отвечает каждый человек, и стыдно, что я не могу быть верным своей стране и жертвовать собой" [7].
В этот период бизнес занимался филантропией через организации, в основном через землячества (ассоциации родного города) и отраслевые ассоциации. Источники средств пожертвований в период Китайской республики были разнообразны (табл. 1).
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
Таблица 1
Источники и цели пожертвований гильдии Шанхайской сигаретной фабрики, 1946 г. [7]
Источник Цель пожертвований Количество жертвователей
Пожертвования предприятий Создание Фонда восстановления университета Гуанхуа 26
Содержание сирот господина Чжан Цуйфу 17
Повышение уровня жизни учителей (движение «Уважение к учителям» в Шанхае) 57
Повышение материального благосостояния учителей через благотворительную распродажу «Чествуя учителей» 3
Помощь беженцам из Северного Китая 37
Поддержка военных действий в Бирме и помощь пострадавшим в провинции Хунань через организацию выставки 45
Содействие сотрудничеству между трудом и капиталом 60
Срочная помощь пострадавшим в провинции Хунань 33
Помощь пострадавшим в провинции Хэнань через благотворительную выставку картин и антиквариата 31
Пожертвования на строительство зала в честь председателя Цзян Цзеши (в знак признательности и уважения к руководителю) 73
Строительство общественной больницы в Чжучжи (провинция Чжэцзян) 10
Финансирование из средств гильдии Пожертвования для Шанхайского дома престарелых
Создание Шанхайского детского оздоровительного центра
Помощь приверженцам буддизма (Шанхайский институт сердца)
Фонд восстановления университета Дунъу
Фонд восстановления средней школы Усун
Библиотека Хунъин
Поддержка благосостояния глухонемых
Разовые благотворительные пожертвования
Временные пожертвования членов гильдии Строительство общественной больницы в Чжучжи (провинция Чжэцзян) Члены гильдии
Строительство моста через Пирс Цяньцзян
Шанхайская больница Жэньцзи
Шанхайская больница Сымин
Китайское общество помощи больным лепрой
Помощь средней школе Чжэнши
Помощь Шанхайскому коммерческому профессиональному учебному заведению
Помощь Шанхайской коммерческая учебная школа
Поддержка Китайского агентства деловой прессы
Общество друзей Шанхая
Благотворительная палата Гуаньи
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
Анализ приведенных в табл. 1 сведений позволяет сделать выводы, что основными объектами пожертвований компаний через отраслевые ассоциации в исследуемый период были такие сферы деятельности, как образование, здравоохранение, а также помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Очевидно, что филантропическая деятельность компаний-жертвователей поддерживала социальную стабильность, что благоприятно сказывалось на результатах их экономической деятельности.
3. Период «подряда на социальную ответственность» (1949 - 1978 гг.). Это время Нового Китая, когда исход гражданской войны закончился победой КПК. Партия быстро провела социалистическую трансформацию старого бюрократического и национального капитала. В 1949 - 1956 гг. экономическая система Китая была очень сложной и включала: социалистическую государственную экономику, квазисоциалистическую кооперативную экономику, индивидуальную экономику крестьян и ремесленников, частнокапиталистическую экономику и государственную капиталистическую экономику. Новое китайское правительство, конфисковав капиталистические промышленные предприятия, создало государственные предприятия (на них приходилось 78,3 % промышленного капитала страны), взяло под контроль жизненно важные отрасли национальной экономики и приступило к формированию социалистической собственности. Частная промышленность и торговля должны были следовать планам производства и продаж, разрабатываемых правительством.
Вначале государство выкупало акции частных предприятий. В дальнейшем выкуп уступил место системе, предусматривающей фиксированную ставку в размере 5 %. Капиталистические предприятия постепенно преобразовывались в государственно-частные. Государственная собственность становилась доминирующей. К 1966 г. социалистическая общенародная собственность стала господствующей. Вплоть до 1978 г. хозяйствующими субъектами КНР были предприятия, средства производства которых находились в общественной собственности (государственной или коллективной). В условиях плановой экономики предприятия получали от государства необходимые для экономической деятельности ресурсы, в соответствии с целевыми показателями выполняли производственные задачи, установленными государственным планом. Через предприятия государство осуществляло функции социально-экономического управления и развития общества.
В период плановой экономики для городского и частично сельского населения существовала так называемая система "даньвэй". Дело в том, что на ранних этапах социалистического строительства ограниченные возможности затрудняли осуществление государством социальных функций. Важным проводником их предоставления стали предприятия, которые как бы взяли на себя «подряд на социальные услуги" в рамках системы «даньвэй». Выражение "предприятия берут подряд на социальные услуги" буквально означает создание и эксплуатацию объектов, которые непосредственно не связаны с производством, а также возложение на себя социальных функций, направленных на
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
повышение уровня и качества жизни, благосостояния и социального обеспечения работников [7]. Это не только способствовало повышению удовлетворения жизненных потребностей работников и их семей, но и содействовало социальной стабильности и развитию местной экономики. Во времена плановой экономики во всех городах почти все граждане трудоспособного возраста имели стабильную работу, и каждый работающий имел свой «даньвэй».
Система «даньвэй» возникла на основе системы военного коммунистического распределения в революционный период. Существовали "Пробные правила временного трудового страхования государственных предприятий Северо-Восточного Китая в военное время", где были прописаны порядок сбора и хранения фонда страхования труда; положения о медицинском лечении и пенсиях для работников, получивших ранения при исполнении служебных обязанностей; положения о похоронных расходах и пенсиях для работников, умерших при исполнении служебных обязанностей, а также положения о медицинском лечении и субсидии для работников, заболевших или ставших инвалидами не при исполнении служебных обязанностей.
После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. начался новый этап развития и укрепления «даньвэй». Она становилась обязательным элементом экономической деятельности предприятий и учреждений. В рамках системы «даньвэй» каждый хозяйствующий субъект является относительно самостоятельной социально-экономической единицей, причем не только производственной, но и социальной, отвечая за удовлетворение жизненно важных потребностей своих работников и их семей. По мнению Ян Сяомин и Чжоу Иху, система «даньвэй» есть ни что иное, как организационный механизм, созданный в Китае для управления людьми в рамках государственной системы. Она являлась важным инструментом контроля над экономической жизнью страны, сохранения и распределения производительных сил, осуществляя триединство функций (в политической, экономической и социальной сферах) [8]. Предприятия имели общежития для решения жилищных вопросов работников и членов их семей, больницы или медпункты для предоставления базовых медицинских услуг, располагали яслями, детскими садами, начальными и средними школами, профессиональными и техническими училищами, где дети сотрудников получали воспитание и образование. Для обеспечения культурной жизни и отдыха работников предприятия строили культурно-досуговые учреждения: клубы, кинотеатры, библиотеки, дворцы культуры. Эти объекты обслуживали не только работников предприятия, но и были открыты для жителей близлежащих районов. Многие предприятия также имели столовые, пункты питания для своих сотрудников, подсобные хозяйства для для самообеспечения продовольствием. Кроме того, предприятия предоставляли своим работникам различные социальные льготы, вознаграждения, например, выплачивали пенсии сотрудникам, субсидии на отпуск, медицинские субсидии. В некоторых местах предприятия также занимались строительством местных общественных объектов, таких как строительство дорог, мостов, объектов водо-и электроснабжения и т. д., чтобы улучшить производственную и социальную
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
инфраструктуру. В этот период предприятия порой брали на себя задачу снабженческого характера, обеспечивая работников и членов их семей необходимыми жизненными благами, такими как уголь, продукты питания и топливо
[9].
В период «подряда на социальную ответственность» государственные предприятия совмещали функции содействия трудовой занятости, социального обеспечения и социальной помощи, предоставляли полный спектр социальных услуг своим работникам [10]. Предприятие в Китае являлось симбиозом производства и института государственного управления. «Говорим «предприятие» - подразумеваем государство, говорим «государство» - подразумеваем предприятие». Социальные обязанности предприятий охватывали все стороны жизни, а сами предприятия были не только производителями, но и основными поставщиками социальных услуг. Хотя «даньвэй» как модель социальной ответственности в определенной степени обеспечивала средствами существования работников, повышала их благосостояние, уровень и качество жизни, но в то же время она также привела к чрезмерной нагрузке на предприятия, что сказалось на их производительности и экономической эффективности.
Таким образом, в контексте эволюционного пути развития КСО в Китае начальный этап становления социальной ответственности как особой управленческой подсистемы, на наш взгляд, представлен тремя периодами: «стабильных дивидендов и вознаграждений», «благотворительных пожертвований» и «подряда на социальную ответственность».
Библиографические ссылки
1. Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса : материалы конференции «Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса» - М. : МГИМО-Университет, 2013. - 383 с.
2. Ван Ш. Эволюция теории социальной ответственности бизнеса / Ш. Ван, И. В. Калашникова, С. И. Соцкова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2023. № 3(70). С. 129-140.
3. Ван Ш. Социальная ответственность в борьбе с бедностью: «китайский вариант» / Ш. Ван, И. В. Калашникова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2023. № 2(69). С. 135-144.
4. Смирнова Н. В. Движение за реформы в Китае в конце XIX века в трудах С. Л. Тихвинского / Н. В. Смирнова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 8. С. 30- 37. Б01: 10.15393/иоЬ2.аП.2020.547.
5. швш. шэдм-^л^: ш^Фютш^Фйдагь«
{^Й = Оуян Минь. Система стабильного дивиденда и депозит «тунжэн»: гибридная современность капитала в акционерных издательских предприятиях в новой истории КипзЫ/ШШ2Ж- 2022. № 9. С. 112-120
ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 3 (74)
6. ШШ.
йШШ = Лю Чанси. Заинтересованные стороны, общественный договор и корпоративная социальная ответственность - новая аналитическая структура и ее применение: Дис. ... доктор. экон. наук. Фуданьский университет, Шанхай,18.04.2008. -198 с.
7. ЯШ. = Ван Сюйжун. Некоторые мысли о проблеме "предприятия взяли подряд социальную ответственность"//^^ ХФФШ tté^^ffi, № 3. 1996. С. 32-35.
8. ШШ^. ^ЖЙ. = Ян Сяомин, Чжоу Иху. Китайская система «даньвэй» // 03.1999. - 402 с.
9. Калашникова И. В. Государственное регулирование экономики Китая / И. В. Калашникова, Ю. Ли // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 3 (30). С.213-218.
Ю.Калашникова И. В. Опыт Китая в реструктуризации промышленности / И. В. Калашникова, Ю. Ли // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т. 4. № 4. С. 386-392.
Title: Corporate Social Responsibility in China: Prerequisites, the Beginning of the Path Authors' affiliation:
Kalashnikova I. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Yang Long - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
Abstract. The relevance of corporate social responsibility for the management of Chinese companies is due to the importance of introducing new approaches and principles into the management system. The trigger is geopolitical problems, the slowdown in the growth of a socialist market economy, structural imbalances, the "aging" of the population, employment issues, and the environmental situation in the country. Chinese research into CSR only began in the early 1990s. They were initiated by the state, which sought to introduce CSR into corporate governance practices realizing the value and promise of business responsibility ideas. However, even back at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries the prerequisites began to appear for the ideas for responsible business, the origins of which lie in the all-China movement for renewal. Faced with dumping from foreign-made goods and foreign expansion, China realized how important the role of industrial enterprises is in defending the country's interests. This served as an ideological basis for the emergence of such practices as "stable dividends and rewards", "private enterprise under government supervision", charity and philanthropy, "socially responsible contracting", "danwei", which marked the beginning of the implementation of ideas from responsible behavior of companies.
Keywords: corporate social responsibility, period of "stable dividends and rewards", "private enterprise under government supervision", period of charitable donations, "social responsibility contracting", "danwei", China