Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность как конкурентное преимущество бизнеса'

Корпоративная социальная ответственность как конкурентное преимущество бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1284
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС / ПРИНЦИПЫ / СБЕРБАНК / СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / BUSINESS / PRINCIPLES / SOCIAL REPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаповаленко Владислав Геннадьевич

В связи с повышением роли бизнеса в общественном развитии проблема внедрения корпоративной социальной ответственности в организации приобрела в последнее время еще большую актуальность. В настоящей работе проанализированы общие принципы корпоративной социальной ответственности, определены наиболее эффективные механизмы реализации политики корпоративной социальной ответственности. Сделан вывод о важности диалога между органами власти и бизнесом для рационального использования ресурсов и эффективного управления социальными программами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS A COMPETITIVE ADVANTAGE OF BUSINESS

In connection with increasing role of business in social development, the problem of introduction of corporate social responsibility in organization have recently gained greater urgency. In the present work, general principles of corporate social responsibility are analyzed, the most effective mechanisms of realization of a corporate social responsibility’s policy are determined. It is concluded dialogue between authorities and business and it is important for the rational using of resources and effective management of the social program.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность как конкурентное преимущество бизнеса»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

УДК 316.342.6

Корпоративная социальная ответственность как конкурентное преимущество бизнеса

В связи с повышением роли бизнеса в общественном развитии проблема внедрения корпоративной социальной ответственности в организации приобрела в последнее время еще большую актуальность. В настоящей работе проанализированы общие принципы корпоративной социальной ответственности, определены наиболее эффективные механизмы реализации политики корпоративной социальной ответственности. Сделан вывод о важности диалога между органами власти и бизнесом для рационального использования ресурсов и эффективного управления социальными программами.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, бизнес, принципы, сбербанк, социальный отчет.

Тема социальной ответственности бизнеса — одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Это связано с тем, что в настоящее время заметно возросла роль бизнеса в общественном развитии, повысились требования к его открытости и прозрачности. С помощью корпоративной социальной ответственности бизнес имеет возможность быть ближе к обществу, показывая, что их деятельность не ограничивается только получением прибыли. Бизнес должен быть направлен на оказание помощи народу в решении социальных, экологических, экономических проблем для устойчивого развития государства. Таким образом, реализация стратегии корпоративной социальной ответственности дает конкурентное преимущество бизнесу в борьбе за лучшие и выгодные условия своей производственной деятельности.

Использование корпоративной социальной ответственности в качестве конкурентного преимущества компании заключается в реализации социально значимых программ. Рассмотрим программу на примере корпоративного социального отчета Сбербанка.

© Шаповаленко В.Г., 2012

В.Г Шаповаленко

Социальная политика Сбербанка ориентирована на повышение социальной защищенности работников и качества их жизни. Главное, к чему стремится банк в своей политике по отношению к сотрудникам: сформировать в банке новую философию труда, которая стимулировала бы стремление к постоянному совершенствованию и личную заинтересованность в достижении общего успеха. Принципиально важным является создать для сотрудников современные, комфортные и безопасные условия труда, обеспечить их социальную защищенность и поддержку в трудных жизненных ситуациях, дать возможность получить новые знания и реализовать свой потенциал. [1]

Сбербанк оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики, ее здоровье и устойчивость. Это определяет взвешенную политику банка в отношении кредитования ее ключевых отраслей, а также ответственное поведение в период различных кризисных ситуаций.

Успех банка напрямую связан с устойчивым развитием страны и общества. В рамках основной деятельности и добровольных проектов Сбербанк стремится способствовать устойчивому развитию и информировать общество о нашем прогрессе в этой области. Банк участвует в социально значимых проектах и занимается спонсорской и благотворительной деятельностью, поскольку важно развиваться в гармонии с обществом и вносить вклад в улучшение качества жизни населения. [2]

Остановимся на основных приоритетах развития банка в сфере корпоративной социальной ответственности. В области содействия экономическому развитию страны особое внимание уделяется развитию малого бизнеса и частного предпринимательства; участию банка в крупных, национального масштаба, проектах, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства. Усилия банка в этой области будут способствовать созданию новых рабочих мест, развитию экономики территорий, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений банка и его клиентов в бюджеты различных уровней.

В области обеспечения качества продуктов и услуг внимание обращается на сокращение очередей в филиалах банка, учет и рассмотрение поступающих в банк обращений и жалоб как важнейшего источника информации для совершенствования собственной деятельности и повышения конкурентоспособности банка; обеспечение требуемого уровня надежности и безопасности продуктов и услуг банка для их потребителей.

В области обеспечения доступности финансовых услуг особое внимание обращается на качественное развитие филиальной се-

ти Банка, развитие удаленных каналов банковского обслуживания, обеспечению доступности финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями. Данные усилия направлены на расширение доступа к финансовым услугам различных категорий населения и удобства получения клиентами банковского сервиса.

В области развития ответственного финансирования внимание уделяется полному информированию клиентов об условиях предоставления кредита, а в случае с корпоративным финансированием проведению необходимых экологических и иных экспертиз возможного влияния проектов на окружающую среду, финансированию перевооружения производств энергосберегающими технологиями; банк отказывается от кредитования игорного бизнеса и ломбардов.

В области повышения уровня финансовой грамотности населения принимаются меры по реализации специальных мер, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, осведомленности клиентов банка, а также потребителей различных социальных и возрастных групп о продуктах и услугах банка, развитию их навыков использования продуктов и услуг банка в повседневной жизни, разъяснению практических выгод их использования.

В области предложения социально-ориентированных продуктов и услуг внимание уделяется развитию продуктов и услуг, способствующих решению социальных задач, включая развитие жилищного кредитования, образовательных кредитов, кредитов молодым семьям, специальных продуктов и услуг для пенсионеров, созданию и продвижению универсальной электронной карты, обеспечению проведения государственных социальных трансфертов и налоговых платежей. Банк предоставляет данные продукты и услуги, соблюдая баланс между своими коммерческими интересами и интересами данных социальных групп.

В области инвестирования в человеческий капитал важнейшими являются меры по ориентации банка на повышение своей конкурентоспособности за счет постоянного совершенствования существующих процессов на основе Производственной системы Сбербанка (ПСС), а также по внедрению в деятельность банка новейших прорывных технологических и управленческих решений. Банк рассматривает инновации как инструмент обеспечения лояльности клиентов и повышения мотивации своих сотрудников. Инвестиции в человеческий капитал означают постоянное обучение персонала, проведение профессиональных конкурсов и соревнований, развитие системы кадрового резерва и карьерного роста. Инвестиции в человеческий капитал — это также инвестиции в здоровье сотрудников, в развитие программ занятия спортом, программ

предотвращения заболеваний, программ социального, медицинского и пенсионного страхования.

В области поддержки местных сообществ важно практическое участие банка в реализации различных инициатив, способствующих развитию местных сообществ и локальных территорий, на которых он осуществляет свою деятельность.

В области благотворительности и спонсорства основными являются меры по участию банка в благотворительных и волонтерских программах в области поддержки детских и социальных учреждений (включая детские дома, больницы), поддержке социальных проектов и инициатив, благотворительных организаций и фондов и пр.; поддержке и активному участию банка в социально значимых проектах в области культуры и искусства, науки и образования, крупнейших бизнес-мероприятий (форумов, конференций, выставок), издательского дела и специальных проектов СМИ, а также поддержке национального спорта и олимпийского движения, активному участию в подготовке XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи в статусе «Генерального партнера».

В области минимизации негативного воздействия на окружающую среду решаются задачи по реализации инициатив в области ресурсосбережения (энерго- и водопотребление и пр.) и эффективного природопользования, реализации инициатив, направленных на сокращение негативного воздействия банка на окружающую среду.

В области ответственного корпоративного поведения принимаются меры по соблюдению сотрудниками и руководством банка этических норм и правил, определенных Стратегией развития банка, противодействию коррупции, возможному нарушению прав человека, противодействию всем формам и видам дискриминации в банке, недопущению нарушения прав миноритарных акционеров; развитию каналов коммуникации, обеспечивающих эффективное взаимодействие банка с заинтересованными сторонами в соответствии с принципами подотчетности и прозрачности, определенными в рамках настоящей политики. [1]

В итоге мы видим, что компании могут использовать свой бизнес для решения социальных проблем. И это не благотворительность, а новая управленческая парадигма, называемая «корпоративная социальная ответственность», основанная на идее выстраивания открытых и прозрачных отношений компании с внешней средой и поддержании ее устойчивости в глобальной экономике.

На основе вышеизложенных приоритетных направлений развития банка в сфере корпоративной социальной ответственности сформулируем основные конкурентные преимущества компании.

1. Увеличивается прибыль, возрастают темпы роста.

2. Сокращаются операционные расходы и увеличивается эффективность использования трудовых ресурсов за счет внедрения инновационных технологий и производственной системы.

3. Улучшаются бренд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса.

4. Повышается лояльность клиентов, растут доходы компании. Потребители относятся с доверием к той компании, у которой продукты или услуги произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Доказательством этого факта является проведенное А. Выгов-ским социологическое исследование в области социальной ответственности компаний. [3]

В ходе опроса потребителей просили выразить отношение к различным примерам социальной ответственности реально существующих компаний-производителей, а также выделить те фирмы, чьи социальные кампании показались им наиболее значимыми. Как показали результаты исследований, 75% потребителей считают, что участие в социальных кампаниях делает производителей товаров народного потребления более привлекательными среди конкурентов; 55% опрошенных заявили, что в супермаркете они предпочтут взять товар фирмы, известной своим участием в важной социальной кампании.

5. Повышаются производительность и качество продукта (услуги) за счет развития собственного персонала путем его обучения и повышения квалификации.

6. Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.

7. Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.

8. Улучшается управление финансовыми и нефинансовыми рисками, что является важной составляющей для обеспечения стабильной и успешной деятельности компании.

Напомним, что нефинансовым риском является риск недостижения компанией своих целей, когда необходимые предпосылки реализации запланированных мероприятий наталкиваются на сознательное или неосознанное противодействие стейкхолдеров [7].

9. Возрастает конкурентоспособность.

10. Деятельность компании на регулярной основе освещается в СМИ, придавая ей авторитет и значимость в социальной среде.

Вышеперечисленные конкурентные преимущества дают возможность бизнесу быть рентабельным, укреплять деловые связи и конкурентные позиции на рынке, выживать в конкурентной борьбе в

течение длительного времени. Вот поэтому принципы корпоративной социальной ответственности, внедряемые в предприятии, играют важную роль в развитии и управлении организацией.

Важной проблемой политики корпоративной социальной ответственности бизнеса является неправильное управление корпоративной социальной ответственностью в компании. Основная ошибка, допускаемая многими фирмами: для того чтобы стать социально ответственными, можно просто выпустить отчет. В этом случае бизнес не получит ожидаемых результатов. Нужно подходить к корпоративной социальной ответственности системно. Выделить корпоративную социальную ответственность как самостоятельную функцию компании и интегрировать в общую систему управления, в том числе в систему основных показателей и оценок эффективности, управления рисками и внутреннего и внешнего аудита. Корпоративная социальная ответственность должна быть интегрирована во все бизнес-процессы, происходящие в компании. Комплексное управление всеми вопросами корпоративной социальной ответственности позволяет максимально координировать социальные и экологические инициативы с общей бизнес-стратегией компании.

Для реализации своих конкурентных преимуществ компании выпускают свои социальные отчеты, но при подготовке отчетов компании допускают ряд ошибок, которые приводят к плохой репутации и снижению доверия общества к бизнесу. Рассмотрим наиболее актуальные ошибки на данный момент.

Одной из самых распространенных ошибок является достоверность предоставляемой информации о деятельности компании в отчете. Это объясняется несовершенными системами сбора информации и недостаточным уровнем контроля качества данных. В связи с этим необходимо подходить к вопросу социального отчета более серьезно: проводить внешний и внутренний аудит компании. Недостоверная информация может нанести большой вред бизнесу: подрыв доверия со стороны заинтересованных сторон.

Предоставляемая информация в социальном отчете должна быть объективна. Многие компании публикуют положительные стороны своей деятельности, скрывая при этом негативную информацию о компании. В результате социальные отчеты носят односторонний характер. Выход из сложившейся ситуации — доступность общественности к более объективной и правдивой информации.

Важным моментом в социальном отчете является понятность и краткость содержания. Многие компания высказывают свои идеи и предложения расплывчато в отчете, выпускают многостраничные тома, в которых невозможно найти нужную информацию. Это говорит о недостаточно глубоком подходе к управлению воп-

росами корпоративной социальной ответственности и существенно снижает полезность отчетности. Чтобы информация в социальном отчете была понятна, нужно использовать табличный метод предоставления информации с кратким содержанием целей и результатов компании в сфере корпоративной социальной ответственности.

Барьером для реализации бизнесом социальных программ является отсутствие условий для полноценного и равноправного диалога государства и бизнеса по вопросам корпоративной социальной ответственности. На сегодняшний день взаимоотношения власти и бизнеса построены по принципу усиления давления на бизнес со стороны органов власти: ограничение свободы и выбора, устранение бизнеса из процесса принятия решения относительно направления финансирования. Благотворительность носит добровольно-принудительный характер. Социальная ответственность в таком контексте видится как инструмент политических технологий и возможность получения от органов власти условий для реализации бизнес-интересов. Последствия такой политики — низкая эффективность социальных программ бизнеса.

Исследование Ассоциации российских менеджеров показало, что наиболее эффективной с точки зрения бизнеса моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Сторонниками этой модели выступило 52,94% опрошенных руководителей высшего звена. С постановкой вопроса «государство определяет только приоритеты социальной политики, а бизнес берет на себя основную часть функций в осуществлении данной задачи» согласны только 17,65 % опрошенных. Именно в объединении ресурсов и профессиональной экспертизы каждого из секторов видится наиболее оптимальная модель решения социальных задач [5].

Власть должна проводить такую политику, при которой участие бизнеса в социальной сфере станет полезным не только для общества, но и для самого бизнеса. От государства ждут комплексных мер по формированию единой, прозрачной политики поддержки благотворительности и социальных инвестиций бизнеса.

Для установления диалога между представителями органов власти и бизнеса необходимо обоюдное принятие интересов и потребностей сторон. Если органы власти не займутся контролем за действиями бизнеса, в то время как бизнес интегрирует в управление социальными программами элементы социального инвестирования, не будет ни взаимопонимания, ни решения социальных проблем.

Литература

1. Официальный сайт ОАО «Сбербанк»: http://www.sbrf. ru

2. Корпоративный социальный отчет ОАО «Сбербанк» 2010 г.

3. Выговский А. Социальная ответственность как конкурентное преимущество. Бизнес — блоги. 2010 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sostav.ru/blogs/

4. Костин А. Социальная ответственность в корпоративном управлении: эффективная капитализация // Журнал «Корпоративное управление». 2007, № 3, С. 44—45

5. Литовченко С., Дынин А. Бизнес готов поделиться с народом // Коммерсант, 19.12.2002 г.

6. Благов Ю.Е, Иванова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях. // Российский журнал менеджмента, № 1, 2009. С. 3—24.

7. Прохорова Н.Г. Социальная ответственность как конкурентное преимущество развития бизнеса — ВлГУ [Электронный ресурс] —http:// journal.vlsu.ru/index.php?id=1016

References

1. Official site of Sberbank: http://www.sbrf.ru

2. Corporate Social Responsibility Report of Sberbank 2010 г.

3. A. Vygovsky. Social responsibility as a competitive advantage. // Business — Blogs. 2010. Electronic resource. http://www.sostav.ru/blogs/

4. Costin A. Social Responsibility in Corporate Governance: effective capitalization // Journal «Corporate Governance». 2007, p. 44—45.

5. S. Litovchenko, A. Dynin. Business is ready to share with people // Kommersant, 19.12.2002 г.

6. Y.E Blagov, E. Ivanova. Corporate social responsibility in Russia: Lessons of the national report on Social Investments //Russian Management Journal, № 1, 2009, p. 3—24.

7. N.G. Prokhorova, Social responsibility as a competitive advantage of business development. Electronic resource. — http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.