Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА СЕТЕВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНКА'

КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА СЕТЕВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА / ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА / МОДУЛИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

Развитие технологий выдвигает особые требования к развитию системы образования, особенно к высшему образованию. Электронное и дистанционное обучение занимают ключевое место в системе высшего образования. Во всех развитых странах электронное обучение заняло свою собственную нишу в области образования. Ведущие университеты России также предлагают различные онлайн-курсы, как для первокурсников, так и для студентов старших курсов, основанные на дистанционных методах обучения со смешанными методами обучения. В статье освещаются преимущества и недостатки использования электронного обучения в корпаративной информационной среде ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE INFORMATION ENVIRONMENT OF NETWORK REMOTE EDUCATION - THE BASIS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN MARKET CONDITIONS

The development of technology puts forward special requirements for the development of the education system, especially for higher education. E-learning and distance learning occupy a worthy place in the higher education system. In all developed countries, e-learning has taken its own niche in the field of education. Leading Russian universities also offer various online courses, both for first-year students and undergraduates, based on distance learning methods with mixed learning methods. The article highlights the advantages and disadvantages of using e-learning in the corporate information environment of the university.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА СЕТЕВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНКА»

Неоднозначность и «скачкообразность» развития педагогического образования повлияла на социальную миссию и субъектное взаимодействие учителя в пространстве образования. Пореформенная школа требовала организацию условий доступности и открытости образования, вовлечения в образование крестьян, распространение образования и формирование качественных образовательных результатов. В соответствии с задачами и состоянием школы осуществляется формирование статуса учителя, определяется его социально-нравственная миссия - распространение просвещения и близость к народу.

Неизменными ценностями учителя является приверженность православию и императору. Так, в «Инструкции для воспитанников Иркутской учительской семинарии» от 1914 года обращается внимание на то, что сущность педагогического образования заключается в «воспитании чувства любви и преданности святой православной Церкви, являющейся образом совершенного учителя и оплотом нравственного развития русского народа» [2, с. 3], «в глубоком укоренении чувства верноподданнического долга по отношению к своему Государю Императору и глубокой любви к Отечеству», «в развитии и упрочнении сознания о высоком значении начального учителя, призванного воспитывать молодое поколение своего родного народа на первых ступенях его обучения» [2, с. 4], «в прочном усвоении преподаваемых в семинарии предметов, необходимых для будущего учителя и воспитателя», «в образовании честного и строго исполнительного характера».

Деятельность учителя должна, по мнению автора статьи, включать следующие принципы: «1) строгое, полное любви исполнение своих ежедневных обязанностей в школе; 2) наблюдение за домашней жизнью учеников; 3) беседы с родителями по два раза в неделю, или по крайней мере по воскресеньям и праздничным дням; 4) составление общих программ на следующие годы обучения, первоначальных учебников и книги для чтения; 5) подробное записывание всех своих воспитательных действий и следствий их» [9, с. 137].

Выводы. Историко-педагогическое наследие XIX века подчеркивает значимость миссии и образа учителя в социальной структуре общества. С образом учителя исследуемого периода прочно связывается чувство надежды на благополучное, процветающее будущее государства.

Учитель воспринимается в общественном сознании XIX как знаковая фигура, определяющая развитие качества жизни русского человека, восходящей духовности, процветающего общества: «Эти учителя сделаются главными, блаженными виновниками возрождения новой, светлой, нравственно-разумной и обильно-производительной жизни русского народа!» [9].

Идеи педагогического наследия данного периода составят основу для определения контекстов профессионального воспитания будущих учителей в современных педагогических вузах страны.

Литература:

1. Заметки старого педагога о школьной дисциплине // Учитель, 1861. - № 6. - С. 231

2. Инструкция для воспитанников Иркутской учительской семинарии. - Иркутск, 1914. - 74 с.

3. Модестов В. Вопрос о приготовлении преподавателей для гимназий / В. Модестов // Русская школа. - 1893. - № 4. - С. 59-73.

4. О приготовлении учителей для гимназий и прогимназий // Журнал Министерства народного просвещения. - 1867. - Ч. 134, № 5. - С. 526-614

5. Отчет о Съезде учителей и учительниц начальных народных училищ восточной половины Новгородской губернии к г. Череповце при учительской семинарии, происшедшем с 15-27 июня 1883 года. -Череповец, 1883. - 64 с.

6. Педагогическая переписка // Учитель. - 1861. - № 6. - С. 233

7. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII - XX вв. // Вестник Мининского университета, Т. 9, № 1, 2021. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1185 (Дата обращения 12.06.2021)

8. Устав народных училищ. Кострома, 1876. 379 с.

9. Учитель//Проект устава взаимно-вспомогательной учительской кассы, июнь 1870, № 11-12, С. 133

10. Фролова С.В. Гражданская идентичность учителя XIX века как источник патриотического воспитания: от истории в современность/ Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно-образовательный форум. Екатеринбург, 2021 - С. 446-449.

11. Фролова С.В., Саватеева Д.А. Профессионально-этический образ учителя в российском общественном сознании XIX - начала XX веков // «Инновационная деятельность в образовании» сборник статей по материалам VII региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2021 - С. 160-163

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА СЕТЕВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Аннотация. Развитие технологий выдвигает особые требования к развитию системы образования, особенно к высшему образованию. Электронное и дистанционное обучение занимают ключевое место в системе высшего образования. Во всех развитых странах электронное обучение заняло свою собственную нишу в области образования. Ведущие университеты России также предлагают различные онлайн-курсы, как для первокурсников, так и для студентов старших курсов, основанные на дистанционных методах обучения со смешанными методами обучения. В статье освещаются преимущества и недостатки использования электронного обучения в корпаративной информационной среде ВУЗа.

Ключевые слова: электронное обучение, среда дистанционного обучения, сравнительное исследование платформы электронного обучения, учебный план электронного обучения, структура учебного плана, элементы учебного плана, модули, информационные ресурсы.

Annotation. The development of technology puts forward special requirements for the development of the education system, especially for higher education. E-learning and distance learning occupy a worthy place in the higher education system. In all developed countries, e-learning has taken its own niche in the field of education. Leading Russian universities also offer various online courses, both for first-year students and undergraduates, based on distance learning methods with mixed learning methods. The article highlights the advantages and disadvantages of using e-learning in the corporate information environment of the university.

Keywords: e-learning, distance learning environment, comparative study of e-learning platform, e-learning curriculum, curriculum structure ,curriculum elements, modules, information resources.

Введение. Внедрение электронного обучения в России и за рубежом связано с информатизацией образовательного процесса, формированием глобальной среды для межкультурной и междисциплинарной интеграции, а также реализацией непрерывного открытого образования, которое является основой информационного общества. Под влиянием этих процессов необходимы новые образовательные практики. Это привело к изменению характера образования и его внешних форм. На этом этапе жизни человек должен не только обладать определенными знаниями, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать различные источники информации для решения возникающих проблем, расширять сферу своих возможностей, постоянно развиваться в динамично меняющемся мире.

В последнее время электронное обучение (e-learning, EO) стало помощником, который позволяет нам удовлетворять растущий спрос на образовательные услуги, интегрироваться в международное научное сообщество, стать предметом межкультурных обменов и международных культурных обменов.

По экспертным данным, около 70% иностранных студентов выбирают дистанционное образование, и количество таких студентов в России по-прежнему невелико. Внедрение электронного обучения в российскую образовательную систему является актуальным [2]. Внушительная территория, большая численность населения проживающего в малых городах и сельской местности, недостаточный уровень развития коммуникаций затрудняют возможность реализации конституционного права граждан на образование. Электронное обучение призвано решить эту проблему.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" «Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" Электронное обучение - это "организация образовательного процесса, использующая информацию, содержащуюся в базе данных и используемую для реализации образовательных программ и обеспечивающая ее обработку информационными технологиями, техническими средствами, а также информационно-телекоммуникационными сетями, обеспечивающими доступ к информации по линиям связи" [12].

Основной задачей информационной образовательной среды является адаптация существующей образовательной среды к интересам и способностям обучающихся, обеспечение сетевого взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, между различными образовательными структурами, продвижение информации. Его главной отличительной чертой является создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и форм организации воспитательной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности использования ИКТ. Это особенно важно для обучающихся, которые по какой-либо причине не могут посещать школу. А также используется для организации дополнительного образования. Дистанционное обучение - это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку основного объема изучаемого материала студентам и преподавателям для взаимодействия в процессе обучения, предоставляя студентам возможность самостоятельно изучать разработку учебных материалов [5].

Важной особенностью дистанционного обучения является его ориентация на самостоятельную работу студента, что способствует развитию индивидуального стиля обучения, умения находить, обрабатывать, оценивать, отбирать и использовать информацию. Это отражает глобальную цель современного образования - студенты несут ответственность за свое образование, активно участвуют в организации и реализации своего обучения на протяжении всей жизни. Эта способность формируется путем построения личностных траекторий обучения.

Стоит отметить, что вышеизложенное предполагает, что личностная образовательная среда студента формируется как среда для приобретения и обмена знаниями и информацией. Это приводит к постоянному пониманию окружающих реалий, а также к проявлению личного потенциала, интересов и тенденций. Поэтому необходимо научить студентов умению организовывать свое образование, оценивать новые факты, идеи и перспективы, быть готовыми самостоятельно приобретать и понимать новые знания или отвергать их. В этих условиях трансформируется традиционная система педагогической коммуникации "учитель и ученик" [10].

Первая задача преподавателей - создать у студентов позитивную мотивацию к общению в удаленной среде, стремясь сформировать у них информационные способности. Новая схема понимания в первую очередь связана не со словами, а со зрительными образами. Поэтому педагоги должны тщательно определиться с содержанием, формой и методом изложения материала, выбрать источник информации и способ использования учебного материала. Возможность современного дистанционного обучения предлагает универсальность коммуникативной деятельности, которая предполагает не только возможность общения между двумя субъектами образовательного процесса, но и участие учебных групп, что позволяет значительно увеличить количество студентов.

Продуктивность коммуникативной деятельности требует от педагогов умения организовать эффективную обратную связь, позволяющую обеспечить эффективность коммуникативной деятельности, то есть уметь своевременно отвечать на поставленные вопросы, получать необходимую информацию. В то же время деятельность преподавателей по разработке курсов дистанционного обучения становится все более сложной. В такой системе педагоги должны обладать специальными навыками и методами обучения. Используемые информационные технологии предъявляют дополнительные требования к

ИКТ-компетентности педагогов. В этих условиях недостаточно овладеть основами работы на компьютере и в Интернете.

Необходимо понимать возможности информационных систем, установленных в школах, понимать основы методов внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс, уметь создавать собственные информационные ресурсы для образовательных целей с использованием различных программных средств, а также проводить экспертные оценки продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ [3].

Дистанционное обучение имеет много преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения. Это особенно важно для старшеклассников, которые готовятся к поступлению в колледж, студентов, занятых в системах дополнительного образования, студентов, заинтересованных в углубленном изучении отдельных курсов, а также детей с ограниченными возможностями и студентов, которые часто болеют. В то же время элементы дистанционного обучения также могут быть успешно применены к инновационным формам обучения, направленным на развитие творческих способностей студентов.

Дистанционное обучение - одно из наиболее перспективных направлений образования. В рамках традиционных форм обучения, таких как очная/заочная, вечерняя и другие формы, дистанционная форма заняла свое место, хотя на практике она также используется в контексте других форм. Сегодня продвижение дистанционного образования считается одним из ключевых направлений основных образовательных программ [8].

Дистанционное обучение фокусируется на проблемах и предпосылках в области образования, чтобы создать ориентированный на людей подход к обучению. Так, В.П. Зинченко отмечает личностные атрибуты знания, его личностную направленность: "Граница между знанием и информацией лежит именно на линии смысла"... Личное знание, как и личное понимание, - это не только использование того, что было усвоено, прочитано как определенная "ценность", но и смысл знания и понимания, вовлеченный в понимание в своей жизни" [6].

Традиционные, разработанные методы обучения продолжают внедряться и гарантируют эффективность обучения, но спрос на дистанционное образование растет с каждым годом и университеты открывают формы дистанционного обучения для удовлетворения потребностей абитуриентов. Существует много причин для необходимости дистанционного обучения, но главная причина заключается в изменении социального и культурного фона - система образования больше не отвечает потребностям населения. Кроме того, развитие дистанционного образования в России объясняется огромными расстояниями и территорией.

Основные научно-образовательные центры сосредоточены в крупных городах, что не позволяет предоставлять образовательные услуги определенным группам населения и в целом тормозит развитие образования в нашей стране, качество и доступность которого не соответствуют международным стандартам и требованиям. В то же время рост дистанционного обучения обеспечит выход России на международную образовательную арену. Согласно исследованию, Россия занимает лишь 55-е место в рейтинге стран, внедряющих электронное обучение [11].

В настоящее время дистанционное обучение существует на платформах многих ведущих университетов страны. Центр дистанционного образования МГУ является одним из лучших. Обучение проводится в онлайн-системе с использованием современных мультимедийных технологий. На базе университета разрабатывается создание и реализация образовательных проектов, информационное обеспечение мультимедийных электронных ресурсов [9].

Чтобы избежать ситуации сокращения финансирования, притока абитуриентов и других сложных ситуаций, с которыми сталкивается высшее и дополнительное образование, вузам все чаще приходится тратить деньги на рекламные кампании, привлекать будущих студентов, обращать внимание на технологические инновации, расширять формы и методы обучения.

В дистанционном образовании меняется не только процесс внедрения технологий дистанционного обучения, но и пересмотр всего учебного процесса. "Традиционные методы обучения, разработанные и апробированные обучающимися на протяжении многих лет не могут в полной мере удовлетворить современные потребности, поскольку принципы восприятия информации меняются для нового поколения. Современные информационные технологии имеют иные интерактивные принципы и не могут в полной мере использовать свой педагогический потенциал, поскольку в современной традиционной российской системе образования доминирует технология линейной передачи готовых знаний" [14].

Благодаря технологиям инновации способны обеспечить качественный приток для совершенствования образовательного процесса. Время информатизации приводит к процессу использования преимуществ информационного общества - использованию современных средств и информационных технологий.

Министерство образования и науки Российской Федерации ищет пути создания единой системы онлайн-образования (телекоммуникационной системы), которая могла бы охватывать основные центры страны и предоставлять образование по категориям: высшее, среднее профессиональное, повышение квалификации, уровень и качество которого не будут ниже традиционного обучения, исключая возможность коррупционного/некачественного образования и другие формы мошенничества. Огромная территория нашей страны предопределила популяризацию дистанционного образования, ориентацию на рыночную экономику. Обучение на производстве стало прибыльным, появились возможности для профессиональной переподготовки.

Дистанционное обучение получило название "Образование в информационном обществе 21 века". В результате сфера образования становится все более компьютеризированной, лекционно-теоретические подходы уже не способны обеспечить более высокую эффективность обучения и могут быть улучшены путем внедрения в учебный процесс других методов и форм обучения, а современное дистанционное образование - это "новая образовательная среда, ориентированная на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий" [3].

Дистанционное обучение распространяется не только на базовое образование, но и на переподготовку, повышение квалификации и дополнительное образование. Целью дистанционного обучения является предоставление студентам возможности осваивать курсы основного и дополнительного профессионального образования непосредственно по месту жительства или для временного пребывания.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что дистанционное обучение имеет следующие характеристики:

1. Экономические выгоды. Так как процесс организации дистанционного обучения не требует обычных затрат на аренду помещения, его содержание, оборудование и т.д. Это позволяет значительно снизить стоимость учебного процесса, так что его можно использовать как для первого профессионального образования, так и для повышения квалификации, переподготовки и т.д. Дистанционное обучение осуществляется за счет виртуальных сред и Интернета, что позволяет снизить затраты на производство и внедрение обучающих систем. Это облегчает дистанционное обучение по сравнению с традиционным образованием в университетах.

2. Доступ к электронной библиотеке. Благодаря онлайн-формату и бесперебойному доступу в Интернет студенты могут предоставлять самый широкий объем информации и многие библиотеки в мире переводят информацию в электронный формат.

3. Дистанционное образование создает единую образовательную среду. Такая система может привести к повышению уровня знаний конкретного сообщества или системы, поскольку, организуя зрелую образовательную среду, можно добиться формирования нового образовательного формата - образования и интеграции в онлайн-университеты. Примером могут служить открытые образовательные ресурсы. Статистика показывает, что только 43% основных потребителей в возрасте до 25 лет (в Соединенных Штатах), а большинство студентов - взрослые граждане, которые берут на себя трудовые, семейные и другие гражданские/коммерческие обязанности.

4. Расстояние. Эта особенность особенно важна для нашей страны с учетом огромной территории и разрыва между университетами по всей стране [12].

Дистанционное образование стало ответом на потребности общества и активно развивается благодаря постоянно обновляющимся технологиям. Интернет создал прочную основу для этого прогресса. Мобильные устройства и беспроводные сети являются ближайшими перспективами для совершенствования и приобретения новых форм и методов дистанционного обучения. Дистанционное обучение предоставляет различные формы информации для передачи конечному пользователю, впитывая лучшее из традиционного образования и повышая характеристики информации, воспринимаемой новым поколением студентов. Использование современных технологий делает процесс обучения захватывающим и персонализированным, предоставляя людям новые возможности для приобретения навыков и знаний. Конечно, все это создает новую и уникальную информационную среду для дистанционного образования.

Следует отметить, что во многих учебных заведениях России электронное обучение уже занимает важное место в учебном процессе. Электронное обучение осуществляется с использованием автоматизированных систем дистанционного обучения (например, "Электронный университет", Moodle, "Прометей", "Доцент", WebTutor и др.), что позволяет организовать доступ к информации и программам учебно-методического обеспечения, осуществлять опосредованную коммуникацию, использовать различные информационные технологии для постоянного интернет-сопровождения образовательного процесса [1].

В результате электронного обучения увеличивается коммуникативная составляющая учебной деятельности, что способствует формированию навыков межкультурного общения, а также может использоваться как средство развития межкультурного взаимодействия. К любому способу организации обучения предъявляются определенные требования. Для дальнейших исследований авторы определили требования, применимые к электронному обучению:

1. Особенности. Это требование заключается в том, что в системе существует определенный набор функций на разных уровнях. Например, эти функции включают форумы, чат, управление курсами и студентами, анализ активности студентов и многое другое.

2. Надежность. При внедрении и эксплуатации любой электронной системы необходимы такие параметры, как надежность. Его особенности включают в себя не только удобство и легкость обновления контента, но и защиту от внешних воздействий. Этот факт оказывает существенное влияние на отношение пользователя к системе и эффективность ее использования.

3. Стабильная работа. Он основан на степени устойчивости системы в различных режимах работы.

4. Стандартная поддержка. SCORM - это стандарт содержания курсов электронного обучения. Если система его не поддерживает, то ее мобильность снижается, что не позволяет впоследствии создавать курсы.

5. Наличие систем проверки знаний. Это требование предназначено для оценки знаний студентов в режиме онлайн. Для выполнения этого требования можно создавать тесты и другие контрольные задачи, позволяющие отслеживать уровень активности обучающихся.

6. Простота в использовании. Важный параметр, который не только обеспечивает простоту использования системы, но и позволяет сделать систему конкурентоспособной на рынке электронного обучения. Студенты никогда не будут использовать методы, которые затрудняют работу. Это требование означает, что система должна быть самой простой для понимания и ее должно быть легко перемещать из одной части в другую.

7. Наличие доступа. Использование технологий, основанных на ограниченном доступе, значительно сокращает число потенциальных пользователей. Поэтому слушатели не должны сталкиваться с препятствиями при использовании систем электронного обучения.

8. Перспективы развития платформы. Любая платформа электронного обучения должна представлять собой среду разработки и обучения, включающую улучшенную версию системы с поддержкой современных технологий.

9. Качественная техническая поддержка. Это требование включает в себя поддержку работоспособности системы, устранение ошибок с помощью экспертов из компании-разработчика [7].

Выводы. Таким образом, дистанционное обучение имеет много преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения. Это особенно важно для старшеклассников, которые готовятся к поступлению в колледж, студентов, занятых в системах дополнительного образования, заинтересованных в углубленном изучении отдельных курсов, а также детей с ограниченными возможностями и студентов, которые часто болеют. В то же время элементы дистанционного обучения также могут быть успешно применены к инновационным формам обучения, направленным на развитие творческих способностей студентов. Кроме того, дистанционное обучение открывает новые возможности и значительно расширяет информационную образовательную среду.

Литература:

1. Баранников А.В. Образование нового поколения. - М.: УЦ «Перспектива», 2017. - 223 с.

2. Васильева, Л.И. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера / Л.И. Васильева, Е.Е. Егоров, Т.Е. Лебедева // В мире научных открытий. - 2014. - №3 (51). - С. 124-137.

3. Винник, В.К. Обзор дистанционных электронных платформ обучения // Научный поиск. - 2017. -№25. - С. 5-7.

4. Гейн А.Г. Информация как педагогический ресурс // Информатика. - 2017. - № 3. - С. 8-21.

5. Егоров, Е.Е. Дискурсивное поле роста транспарентности российских вузов в контексте их интеграции в европейское пространство / Е.Е. Егоров, Т.Е Лебедева // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №3. - С. 327.

6. Захаров, А.В. Инфокоммуникации в образовательном пространстве высшей школы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - Т. 3. №4. - С. 26-29.

7. Лапенок М.В. Теоретико-методические основы организации информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. - 2018. -№ 2. - С. 170-177.

8. Лебедева, Т.Е. Информационные технологии на практических занятиях в вузе // Высшее образование сегодня. - 2017. - №8. - С. 49-51.

9. Открытое и дистанционное обучение: Тенденции, политика и стратегия / Под ред. Майкла Г. Мура (Университет шт. Пенсильвания, США), Алана Тейта (Открытый университет в г. Милтон Кейнс, Великобритания), Алексея Семенова (МИОО, Россия). - ЮНЕСКО/М.: ИНТ, 2018. - 139 с.

10. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. - М., 2018.

11. Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем. -Екатеринбург, 2018.

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 декабря 2018 г.

13. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М., 2019.

14. Шевелев Н.А., Кузнецова Т.А. Дистанционные образовательные технологии как инструмент индивидуализации обучения // Высшее образование в России. - 2018. - №8. - С. 55-58.

Педагогика

УДК 378.14

старший преподаватель Харченко Анна Владимировна

Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

ОБЛАЧНО-ФАСЕТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

БАКАЛАВРОВ: ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация. В статье предлагается технология моделирования структуры задачи по программированию, основанная на фасетной классификации. Описывается схема фасетного учебно-информационного комплекса, использующего дидактические возможности облачных технологий. Предлагаемый комплекс апробирован в рамках профессиональной подготовки бакалавров математических специальностей. Приведены статистически обработанные результаты эксперимента.

Ключевые слова: цифровизация образования, моделирование, структура задачи, облачные технологии, фасетная классификация.

An^tatton. The article proposes a technology for modeling the structure of a programming problem based on faceted classification. The scheme of a faceted educational and information complex using the didactic capabilities of cloud technologies is described. The proposed complex has been tested in the framework of professional training of bachelors of mathematical specialties. Statistically processed results of the experiment are presented.

Keywords: digitalization of education, modeling, task structure, cloud technologies, faceted classification.

Введение. Вектор развития российского образования в области IT-технологий направлен на цифровизацию образования, индивидуальный подход к обучаемому и наукоемкость образования. В Федеральной целевой программе развития образования закреплены результаты, для достижения которых необходимо сформировать условия, обеспечивающие возможности для преподавателя овладевать новыми навыками интеграции цифровых и дидактических технологий, развивать творческий потенциал, организовывать качественный процесс обучения. Образование IT-специалистов должно на всех этапах использовать инновационные технологии, не только как контент занятий, но и как средство обучения.

Одним из базовых принципов обучения является индивидуализированный подход к учащемуся, предполагающий построение большого числа разноуровневых задач. Однако, необходимо не только предоставить студентам для решения множество задач, но и сформировать у них навык определения структуры задачи, умение отнесения задачи к тому или иному типу, выделения основных и второстепенных элементов задачи, выбор эффективной схемы решения [1-3]. Деятельностная функция педагога -конструирование задач - должна трансформироваться в дидактическую функцию - выявление структуры задачи и ответствующей ей схемы решения.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения эффективного механизма представления структуры задачи по программированию, позволяющего соотнести структуру задачи со схемой решения.

Изложение основного материала статьи. Во многих естественнонаучных дисциплинах решение задач сводится к последовательности применения формул. Однако, в программировании необходимо подобрать набор базовых конструкций языка программирования, расположить их в правильном, часто иерархическом порядке. Любую задачу по программированию можно отнести к некоторому типу по ряду критериев.

Первый критерий - основная структура данных задачи. Это может быть набор чисел, одномерный или двумерный массив, файл, список. В зависимости от заявленной структуры данных определяется та или иная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.