Научная статья на тему 'Корпоративная информационная система управления перерабатывающим предприятием'

Корпоративная информационная система управления перерабатывающим предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хориков С.А., Новицкий В.О.

Программный комплекс «ФАБИУС» представляет собой гибкую, полностью настраиваемую системную платформу, построенную на современной клиент-серверной технологии, и позволяет на внутреннем языке создавать конфигурации, предназначенные для предприятий различных отраслей. К настоящему времени функционируют конфигурации «Хлебопек», «Кондитер», «Мясокомбинат», «Мелькомбинат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate information control system of the processing enterprise

Program complex «FABIUS» represents flexible, completely adjusted system platform constructed on modern client-server technology, and allows to create in internal language the configurations intended for the enterprises of various branches. Today configurations «Baker», «Confectioner», «Meat-packing plant», «Miller plant» are functionating.

Текст научной работы на тему «Корпоративная информационная система управления перерабатывающим предприятием»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Корпоративная информационная система управления

перерабатывающим предприятием

С.А. Хориков

Фирма «Софтсервис» В.О. Новицкий

Фирма «ИНФО»

Программами по автоматизации бухучета давно никого не удивишь. Помимо функций сбора учетной информации, ведения финансово-бухгалтерского и налогового учетов, современное программное обеспечение должно выполнять разнообразные функции управленческого учета и анализа, в том числе операционного. Такой подход реализован в программном комплексе «ФАБИУС», история создания которого насчитывает 6 лет и около 50 успешных внедрений по России.

«ФАБИУС» представляет собой гибкую, полностью настраиваемую системную платформу, построенную на современной клиент-серверной технологии, и позволяет на внутреннем языке создавать конфигурации, предназначенные для предприятий различных отраслей. К настоящему моменту функционируют конфигурации «Хлебопек», «Кондитер», «Мясокомбинат», «Мелькомбинат».

Система «ФАБИУС» разбита на модули, автоматизирующие работу всех подразделений предприятия: снабжение, производство, сбыт, кадры, бухгалтерия, маркетинг и планирование, лаборатория.

Практически все модули тесно взаимосвязаны по данным (документам). Каждый документ вводится единожды непосредственным исполнителем на его рабочем месте, что исключает ошибки дублирования и обеспечивает оперативность отражения данных в системе.

Системная платформа «ФАБИУС» позволяет:

• принимать заказы от клиентов, в том числе по Интернету или с записью телефонных разговоров операторов, анализировать выполнение заказов в разрезе причин невыполнения;

• регистрировать договоры с клиентами и вести журнал контактов с покупателями, оперативно отслеживать задолженность клиентов вплоть до запрета приема заказов и отгрузки;

• анализировать динамику притока и оттока клиентов за любой период времени;

• составлять маршруты доставки с оптимизацией загрузки автомобилей и протяженности рейсов;

• рассчитывать цены на продукцию, в том числе маржинальным методом, формировать планы выпуска продукции (бюджеты продаж), создавать прайс-листы, гибко настраивать скидки, доставку, амортизацию тары с отслеживанием хронологии;

• контролировать уровень необходимых материальных запасов, формировать график поставки ТМЦ с анализом наиболее выгодных цен от различных поставщиков;

• составлять графики платежей, вести журнал учета доверенностей и авансовые отчеты;

• вести учет кадров предприятия, создавать штатное расписание и график отпусков;

• автоматически рассчитывать зарплату работников основного производства, водителей, грузчиков, менеджеров в зависимости от объема и качества их работы, настраивать любые механизмы оплаты, доплат, распределения и премирования и анализировать затраты на оплату труда в любых разрезах;

• параллельно печатать кассовые чеки на ККМ (фискальном регистраторе), использовать систему «клиент-банк», перечислять зарплату на пластиковые карты сотрудников;

• учитывать брак (причины и объемы), незавершенное производство, упаковку продукции и полуфабрикаты, оформлять возврат продукции с истекшим сроком годности, отслеживать излишки и недостачи в производстве, кассе, торговле, транспортном отделе;

• настраивать списание ГСМ по летним и зимним нормам, на несколько видов топлива и т. п., анализировать рентабельность работы каждой единицы собственного транспорта путем сопоставления выручки от доставки и затрат по каждому автомобилю;

• вести количественный учет в торговле, раздельный учет товара и собственной продукции, включая оптовую торговлю, начислять естественную убыль и рассчитывать реализованную торговую наценку, анализировать при-

быльность каждого из собственных магазинов;

• анализировать динамику выработки, расходов, уровня продаж в любых разрезах в табличной и графической формах;

• планировать финансовые потоки предприятия с последующим анализом отклонений фактического использования денежных средств и плана;

• анализировать сравнительные показатели деятельности и деловой активности предприятия за различные периоды;

• получать фактическую себестоимость каждого ассортимента продукции и по выработке, и по отгрузке (в том числе маржинальным методом) и сравнивать ее с планом выпуска;

• оперативно вести управленческий анализ финансового состояния предприятия;

• собирать любые данные в любых разрезах за любой период времени: от одной смены до нескольких лет с любой степенью детализации;

• вести учет затрат и продаж в столовой и детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятия;

• рассчитывать рецептуры, энергетическую и биологическую ценность и т. п.;

• вести главную книгу, автоматически пересчитывать по средней цене расход ТМЦ, ежемесячно списывать РБП и ТЗР, закрывать затратные счета и формировать финансовый результат в разрезе производств и ассортимента;

• автоматически формировать регистры налогового учета (по данным бухучета) и декларацию по налогу на прибыль, пообъектно отслеживать динамику разниц согласно ПБУ-18 с автоматическим формированием условного налога на прибыль и налоговых активов и обязательств;

• получать регламентированную бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность.

Важное достоинство системы «ФАБИУС» - учет специфики предприятий пищевых отраслей: работа с заказами большого количества торгующих организаций, многосменная отгрузка продукции, учет тары и брака, многорецептурная продукция, многообразие цен с доставкой и скидками, сложные способы начисления зарплаты, наличие собственной торговой сети и автотранспорта и пр.

В рамках комплекса возможна организация учета на нескольких предприятиях с автоматическим переносом документов от одного предприятия к другому. Чаще всего дополнительные предприятия появляются при переводе ряда подразделений на ЕНВД или УСНО. Для предприятий, работающих в составе холдинга, предусмотрено

ECONOMICS AND MANAGEMENT

получение консолидированном отчетности.

В системе реализована выписка документов строгой отчетности. Например, накладные отгрузки или некоторые иные типы накладных невозможно удалить или изменить после их печати. Можно также сделать такую накладную испорченной (замялась при печати) и продублировать ее содержимое в еще не распечатанной накладной. В результате снижается риск злоупотреблений со стороны персонала. Той же цели служит регистрация пользователя, внесшего изменения в данные. Имеется возможность автоматического запрета на прием заказов и выписку накладных при превышении покупателем установленного для него лимита задолженности.

В системе «ФАБИУС» предусмотрена поддержка удаленных филиалов и рабочих мест. При этом реализуются любые типы ограничений на доступ пользователей (групп пользователей) к просмотру и коррекции.

Любые вопросы по настройке и доработке комплекса решаются либо по телефону, либо по электронной почте. Все чаще используется удаленное рабочее место по Интернету, т. е. представители Разработчика получают прямой доступ к одному из компьютеров в сети Пользователя, что гарантирует оперативность решения его проблем. Распространена практика обучения специалистов Пользователя в учебном центре фирмы «Софтсервис», консультации для детальной постановки задачи, а также проведение занятий в Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП) и Международной промышленной академии (МПА).

Система «ФАБИУС» интегрирована с различными программами других производителей, в том числе: «Клиент-банк», «Налогоплательщик ЮЛ», «2-НДФЛ», «ПФ-отчет», картографические программы и т. д., и внешней аппаратурой (контрольно-измерительные приборы, кассовые аппараты, сканеры штрихкоды).

Что будет интересно руководителю?

На предприятиях с установленным комплексом «ФАБИУС» значительно сокращаются сроки определения полученной прибыли. В первых числах следующего месяца уже известны поас-сортиментная выручка и структура затрат истекшего месяца, и можно начинать многомерный и всесторонний анализ фактической себестоимости и динамики деятельности предприятия, что существенно повышает оперативность решений по ценовой или ассортиментной политике. Помимо инстру-

ментов стратегического планирования и анализа, комплекс предоставляет возможности ежесменного (ежедневного, еженедельного...) анализа деятельности всех подразделений предприятия.

Что будет интересно главному бухгалтеру?

В первую очередь это автоматическое отслеживание оборотов и остатков на всех рабочих местах без каких-либо дополнительных переформирований. Например, очередная оплата через кассу мгновенно изменяет сальдо оплатившего покупателя и становится видимой как бухгалтеру по реализации, так и приемосдатчику на складе готовой продукции. Результатом станет достоверная и полная информация по любому счету и в любой момент времени, не требующая какого-то «проведения» документов и принудительных «формирований».

Не менее ценна возможность из любых сведений, отчетов, оборотных ведомостей и т. п. дойти до конкретной проводки и конкретного документа, которые внесли свою «лепту» в анализируемый оборот.

Все настройки по закрытию месяца (как и настройки проводок в документах) выполняются по вашим пожеланиям в рамках сопровождения комплекса (использование 40-го счета, закрытие 26-го на 90-й или 20-й, сальдо на 44-й пропорционально остаткам готовой продукции или товара, сами механизмы распределения сумм затратных счетов между производствами или ассортиментом).

«ФАБИУС» предлагает гибкий План счетов. Как и любой другой справочник, он заполняется и корректируется по желанию пользователя. По каждому из субсчетов можно отслеживать до пяти уровней вложенности синтетики и до трех уровней аналитики.

В комплексе формируются все формы отчетности: бухгалтерской, балансовой, налоговой, статистической, управленческой. Возможны их печать, запись на магнитный носитель или экспорт в программы «Налогоплательщик» ЮЛ, ИМНС, ПФ.

Что будет интересно системному администратору?

Системная платформа работает в локальных вычислительных сетях под управлением операционных систем Novell NetWare 4 и выше, MS Windows Server 2000 и выше. Программа работает в архитектуре «клиент-сервер» под управлением сервера баз данных Advantage DataBase Server (ADS).

Для формирования отчетности используются компоненты Decision Cube, Pivot Table. Реализована прямая интег-

рация с офисными приложениями MS Excel, MS Word. Предусмотрен экспорт/импорт данных из других учетных систем, например, 1С, ИНФИН, АИС КХП.

Системный администратор Пользователя имеет неограниченные возможности по созданию собственной конфигурации и настройке существующей (справочников, документов и всех форм отчетности). Такие пользовательские изменения конфигурации являются приоритетными и не изменяются при последующих обновлениях версий.

Для настройки конфигурации используются внутренний язык программирования и встроенный отладчик. Настройку комплекса можно вести одновременно с работой остальных пользователей.

Информация хранится в базах с помесячной разбивкой, что оптимизирует работу с данными текущего месяца, не позволяя им превысить критический объем, после которого начитается замедление обработки данных. С другой стороны, такое ежемесячное хранение позволяет получать информацию за любой период времени простым объединением данных из нескольких баз по нужным критериям.

Интерфейс программы направлен на оптимизацию ручного ввода информации (использование горячих клавиш, функции работы с группами записей, специальные режимы копирования и ввода по шаблонам). На участках скоростного ввода информации, критичных ко времени ввода, можно вообще отказаться от использования «мыши».

Разработаны множество сервисных режимов поддержки пользователей: блокировка данных от изменений; анализ журнала регистрации и списка активных пользователей; резервное копирование данных в ручном или автоматическом режимах; настройка планировщика заданий и индивидуального интерфейса пользователей; оперативное переключение на различные наборы данных и конфигурации - эталон или предыдущую версию; просмотр и изменение данных в рабочих базах с помощью SQL-запросов и многое другое.

Необходимо также отметить доступность и прозрачность ценовой политики внедрения системы по сравнению с аналогичными программами, тем более, что каждая из конфигураций «ФА-БИУС» представляет собой готовое, многовариантное и многократно внедренное решение для предприятий своей отрасли. Более подробно ознакомиться с возможностями «ФАБИУС», основными внедрениями и другой информацией о системе можно на сайте www.sftserv.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.