Научная статья на тему 'Корпоративная информационная система ERP 2. 0 в управлении образовательным учреждением'

Корпоративная информационная система ERP 2. 0 в управлении образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
245
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB 2.0 / WIKI-ПОРТАЛ / ENTERPRISE WEB 2.0 / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / ERP / WIKI-PORTAL / MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бурлуцкий Владимир Владимирович

В статье рассматриваются различные подходы к автоматизации управления образовательным учреждением. Рассмотрены подходы к использованию вики, блогов и других веб-сервисов для создания единой информационной среды работников умственного труда. В статье дан системный обзор развития технологии Enterprise 2.0, рассматривается специфика применения технологии Web 2.0 в корпоративной информационной системе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprise resource planning 2.0 in the management of an educational institution

The article examines various scientific approaches for the automation of management an educational institution. The approaches to the use of wikis, blogs and other Web services to create a unified information environment of knowledge workers. The article presents a systematic review of Enterprise 2.0 technologies. This article discusses the specifics of the application of Web 2.0 technologies in an enterprise information system of the university.

Текст научной работы на тему «Корпоративная информационная система ERP 2. 0 в управлении образовательным учреждением»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 г. Выпуск 3 (22). С. 16-17

УДК 681.518

КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ERP 2.0 В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В. В. Бурлуцкий

Современные тенденции в автоматизации деятельности предприятий заключаются в постепенной потере интереса к традиционной модели наращивания функциональности приложений путем покупки множества программных продуктов или развертывания пакетов класса ERP-систем. Гораздо более востребованы сегодня решения для интеграции приложений на основе архитектуры порталов [2] асинхронных веб-служб и корпоративной информационной шины (Enterprise Service Bus) [5]. По мере развития этой архитектуры реализация отдельных функций будет осуществляться не только традиционными корпоративными приложениями, но и информационными компонентами или веб-сервисами, что делает задачу их интеграции с корпоративной системой с чрезвычайно актуальной.

При разработке модели автоматизации деятельности вуза могут использоваться несколько организационно-технологических подходов. Наибольшее распространение получили два [4] - на основе концепции использования монолитных систем класса ERP (например, Галактика) и на основе развития отдельных приложений с их последующей интеграцией, используя концепцию Web-служб (Web-service). Использование дорогостоящей ERP-системы оправдывает себя, только если обеспечена ее интеграция в единую информационную среду университета.

В компаниях, где корпоративная культура поощряет обмен знаниями, на внутрикорпоративных wiki-порталах можно найти много ценной информации, о наличии которой в случае отсутствия подобного инструмента можно было бы только догадываться. Важным аспектом является также удобство использования этих средств. Для большинства сотрудников высокотехнологичных компаний (да и вообще для многих опытных пользователей) среда из викистраниц, блогов, RSS-лент является привычным окружением как для поиска и анализа информации, так и для общения. К сожалению, в российских вузах еще не достаточно оценили эти преимущества, поскольку еще не существует законченного интегрированного решения для автоматизации на основе концепции Enterprise 2.0 - корпоративного портала, использующего технологии Web 2.0.

Эта концепция была предложена в 2006 году Эндрю Макафи, профессором Слоановской школы бизнеса Массачусетского технологического института [1]. McAfee убедительно показал, что все традиционные способы информирования категории сотрудников, которых по-английски называют knowledge worker («работники умственного труда»), не соответствуют их реальным потребностям. Это в равной степени относится и к канальным методам передачи данных (электронная почта, разного рода системы мгновенного обмена сообщениями), и к платформным (порталы, сайты) и, что особенно любопытно, к специализированным системам управления знаниями. McAfee предположил, что система, необходимая для работы человека, оперирующего знаниями, должна обладать шестью свойствами.

1. Возможность поиска (Search).

2. Наличие аппарата ссылок (Link).

3. Свобода авторства (Authoring).

4. Поддержка тегов, обеспечивающих «фолксономию» (Folksonomy), то есть систему классификации, созданную многими людьми.

5. Возможность расширения (Extension), то есть наличие рекомендаций, основанных на принципе «если вам понравилось это, то, возможно, будет интересно следующее».

6. Уведомления об изменениях сигналами (Signal), например, по технологии RSS.

Проблема использования идей Web 2.0 и социальных сетей в КИС была широко обозначена еще три-четыре года назад. В качестве одного из первых примеров можно привести вы-

ступление вице-президента подразделения Microsoft Office Business Platform на ежегодной конференции AIIM в Бостоне (США) в апреле 2007 г. Его доклад имел весьма красноречивое название: «От бизнес-аналитики к блогам, от Workflow к Wiki: ускорение через доверие». Суть его кратко можно изложить так: мы являемся свидетелями появления качественно новых средств коммуникаций, которые обеспечивают участие в формировании Интернет-контента не только профессионалов, но и самой широкой общественности. Вопрос сегодня заключается в том, как эти возможности можно применить в корпоративной среде. Как, в частности, можно разрешить возникающие при этом противоречия между необходимостью поддержки управляемости бизнес-процессов и использованием персональной активности сотрудников?

Если посмотреть на концепцию Enterprise Web 2.0 с системной точки зрения, то самое важное в ней заключается в возможности организации желаемой слабой связанности, но не на уровне обмена сообщениями между аппаратно-программными компонентами, а между людьми. Средства Enterprise Web 2.0 позволяют связать людей в единую систему и снабдить их необходимыми технологиями для коммуникации.

Известный аналитик Дайон Хинчклифф предложил свою, близкую по смыслу, но несколько расширенную систему классификации с мнемоникой FLATNESSES (Freeform, Links, Authorship, Tagging, Network Oriented, Extensions, Search, Social, Emergence, Signals) [3].

Среди основных решений, реализующих корпоративные информационные среды на основе концепции Enterprise 2.0, можно назвать MS SharePoint [6], IBM WebSphere Portal [7], 1С-Битрикс: Корпоративный портал [8] и пакет Oracle WebCenter Suite [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Andrew, P. McAfeeEnterprise 2.0: The Dawn of Emergent Collaboration // MIT Sloan Management Review, 2006.

2. Bell, Michael. Service-Oriented Modeling: Service Analysis, Design, and Architecture / Wiley&Sons, 2008.

3. James Governor, Dion Hinchcliffe, Duane Nickull. Web 2.0 Architectures: What Entrepreneurs and Information Architects Need to Know / O'Reilly, 2009.

4. Игнатов, С. Сравниваем ERP по ключевым характеристикам [Электронный ресурс] // CNews / С. Игнатов. - № 4. - 2005 . - Режим доступа : http://www.cnews.ru

5. Шаппел, А. Д. ESB - Сервисная Шина Предприятия / А. Дэвид Шаппел. - СПб. : БХВ-Петербург, 2008.

6. Официальный сайт Microsoft [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.microsoft.com/ru/ru/default.aspx

7. Официальный сайт IBM [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ibm.com/ru/ru/

8. Официальный сайт 1С-Битрикс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.1c-bitrix.ru

9. Официальный сайт Oracle [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.oracle.com/ru/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.