Научная статья на тему 'КОРОЛЕВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРАКТИЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ ВКЛАДА В КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ '

КОРОЛЕВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРАКТИЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ ВКЛАДА В КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космический полет / ракетный двигатель / отечественная космонавтика / space flight / rocket engine / domestic cosmonautics

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.И. Орлов, С.Ю. Пискорская

Проанализирован основной вклад С.П. Королева в развитие отечественной космонавтики, акцентировано внимание на отличительных личностных качествах ученого, способствовавших достижению высочайших результатов в области освоения космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOROLEV AS THE FOUNDER OF PRACTICAL COSMONAUTICS: THE CONTRIBUTION SIGNIFICANCE OF SPACE RESEARCH.

The article analyzes the main contribution of S.P. Korolev to the domestic cosmonautics development; attention was focused on the distinctive scientist personal qualities, which contributed to the achievement of the highest results in the space exploration field.

Текст научной работы на тему «КОРОЛЕВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРАКТИЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ ВКЛАДА В КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ »

УДК 316.77

КОРОЛЕВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРАКТИЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ: ЗНАЧЕНИЕ ВКЛАДА В КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Е. И. Орлов Научный руководитель - С. Ю. Пискорская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: orlow.orl@yandex.ru

Проанализирован основной вклад С. П. Королева в развитие отечественной космонавтики, акцентировано внимание на отличительных личностных качествах ученого, способствовавших достижению высочайших результатов в области освоения космоса.

Ключевые слова: космический полет, ракетный двигатель, отечественная космонавтика.

KOROLEV AS THE FOUNDER OF PRACTICAL COSMONAUTICS: THE CONTRIBUTION SIGNIFICANCE OF SPACE RESEARCH.

E. I. Orlov Scientific Supervisor - S. Y. Piskorskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: orlow.orl@yandex.ru

The article analyzes the main contribution of S. P. Korolev to the domestic cosmonautics development; attention was focused on the distinctive scientist personal qualities, which contributed to the achievement of the highest results in the space exploration field.

Keywords: space flight, rocket engine, domestic cosmonautics.

Весь жизненный путь С.П. Королева - зеркало эпохи. Равно как и многочисленные ученые, которые посвятили собственную жизнь авиации, он начинал с конструирования планеров, от них переступил к самолетам, а потом и к ракетам. Сергей Павлович является самой крупной персоной 20 века в сфере космического ракетостроения и кораблестроения, ключевой личностью в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. Целью данного доклада является демонстрация значимости достижений С.П.Королева в становлении практической космонавтики [1].

Сергей Павлович родился в переломное для страны время, когда перед людьми были открыты неограниченные возможности в сфере научно-технического творчества. Его неординарность, целеустремлённая на преодоление любых барьеров, встающих на пути его деятельности, на свершении невозможного сначала в развитии своих способностей, затем в совершенствовании авиации, творческие способности Сергея Павловича не могли не привести его в разряд основателей едва нарождающийся советской космонавтики.

Как неоднократно отмечал Сергей Павлович, что в начале двадцатого века, всерьез заниматься исследованиями ракетной техники решались единицы, хотя интерес к космическим путешествиям был довольно широк. В последующие годы, когда он целенаправленно шел к реализации космических полетов человека, направление

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

популяризировалось и количество людей, включившихся в ракетостроительную деятельности насчитывало около миллиона, но в наибольшей степени тем, что двадцатый век перестаёт космической эпохой, человечество обязано Сергею Павловичу [2].

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектировав самолет СК-4 главной целью, которого было добиться долговременного полета и высокой весовой отдачи при максимальной простоте конструкции. Испытания, проходившие на Центральном аэродроме в Москве, показали результативность работы Королева, самолет мог совершать беспосадочный полет в течении двенадцати часов. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано в октября 1930.

В 1935 С. П. Королёв проводит закрытые работы по ракетной технике, его особенность конструкции планера СК-9, предназначавшегося в качестве основы ракетоплана РП-318-1 для опытного использования жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) в полете.

В дальнейшие годы молодой конструктор решил делать свой аппарат под ракетный двигатель. Однако, пригодных для использования ракетных двигателей, кроме пороховых ракет, еще не было разработано. Осознавая всю важность создания надежных и эффективных двигателей, Королев понимал, что двигатель является всего составляющий ракетного летательного аппарата, проблематика создания и применения такого вида двигателя была непорядок сложнее, чем задачи создания подобного двигателя к тому же ЖРД в условиях того, времени это казалось гораздо простым, чем уже созданные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), основной проблемой в его разработке стало сложность подачи топлива в камеру сгорания.

В 1931 году ученые энтузиасты при Бюро воздушной техники Осоавиахима, создают Группу изучения реактивного движения и ракетных методов летания (ГИРД). Движение сформировавшиеся вокруг инженера Ф.А. Цандера, который являлся движущей силой в осуществлении космических полетов и в течении двух лет проводил эксперименты с ракетным двигателем ОР-1, разработанным на основе бензиновой паяльной лампе. Встававшие на практике трудности в создании ракетоплана РП-1, оказалось, что решить все проблемы, появившиеся в конструировании данной модели может инженер экспериментального отдела ЦАГИ Сергей Королев. Благодаря, результативной работы ГИРД, стало финансироваться военным отделом, а начальником вновь преобразованной структуры проектно-исследовательской и производственной лаборатории стал С. П. Королёв.

В августе 1933 года первая отечественная жидкостная ракета ГИРД-09 совершила полет на высоту 400 м, ознаменовав овладение нашей страной (третьей после США и Германии в довоенный период) новейшим видом современной техники, отличавшейся особой сложностью осуществления даже в виде простейших образцов. Этот полет стал основным аргументом в принятии решения о создании в СССР первого в мире государственного Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) [3].

Официальным признанием исследовательских работ С.П.Королева в развитии отечественной ракетной техники стало его назначение заместителем директора РНИИ и награждение высшей наградой Осоавиахима — знаком «За отличную работу».

В послевоенный период Королев осуществляет огромную работу по осуществлению космических полетов, поэтому разработанная ракета Р-7 решила главную проблему космонавтики-была достигнута космической скорость и на ее основе созданы транспортные космические системы в виде двух-, трех- и четырехступенчатых ракет-носителей «Спутник», «Восток», «Союз» и «Молния», благодаря этим исследования на протяжении более шестидесяти лет осуществляться отечественные космические программы, родоначальником которых является С.П.Королева.

В октябре 1957 года, с полигона Тюра-Там (будущий «Байконур»), впервые в космос был запущен ракета-носитель «Спутник», который вывел на околоземную орбиту, первый в истории человечества, искусственное небесное тело. Первая ракета-носитель «Спутник», созданная советской военной промышленностью, была достойным завершением тысячелетней истории становления космонавтики. Благодаря, динамично развевавшейся земной ракетно-строительной отрасли, СССР смог стать пионером в освоении космического пространства.

Как только появились мощные баллистические ракеты дальнего (БРДД), сразу же возникли проекты их использования для подъема человека на большую высоту, наиболее проработанным из которых был проект ракетного зонда ВР-190. С.П. Королев выступая на конференции в 1956 году говорил, что полет человека на ракете является «одним из самых злободневных вопросов» и отметил, что «в настоящее время эта задача становится все более и более реальной».

В дальнейшем по инициативе С.П. Королева были разработаны и приняты Советом главных конструкторов «Основные положения для разработки и подготовки космического корабля «Восток» для реализации полета человека в космос, которыми строго регламентировались все меры по повышению надежности ракет-носителей и кораблей. Принятые меры, стали высшим критерием оценки работы, для тысячи конструкторов, принимающих участие в разработке данного проекта, эти меры дали должный результат, сложная по характеру конструкции техника, сложнее которой на данный период времени еще не существовало, сработала безотказна, благодаря безупречной работе советских инженеров и грамотному руководству С.П. Королева.

12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» был осуществлен первый в истории полет человека в космос, реализованный Ю.А. Гагариным на ракетно-космической системе «Восток», это событие стало историческим, не только в жизни советских граждан и всего человечества, но и в развитии земной жизни. Форсирование космических полетов прошло всего через три с половиной года после первого достижения космической скорости и запуска Спутника. Это удивительно короткое время, с учетом того, что сегодня отечественная практическая космонавтика развивается куда медленнее.

Исторический образ С.П. Королева неоценим для современной практической космонавтики [4], он обеспечил стратегический паритет благодаря которому советский союз стал передовой космической державой и ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Авторитет Королева будет постоянно расти в глаза потомков с расширением программ космического освоения космоса, ведь как повторял он сам: «Космонавтика имеет безграничное будущее, ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная!».

Библиографические ссылки

1. Александров, A.A. Путь к звездам. Из истории советской космонавтики / Анатолий Александров. - М.: Вече, 2011. - 384 с.

2. Бирюков Ю. В. Сергей Павлович Королев - основоположник практической космонавтики // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия «Машиностроение». 2006. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sergey-pavlovich-korolev-osnovopolozhnik-prakticheskoy-kosmonavtiki/viewer

3.Бирюков Ю. В. Подвиг ГИРД. К 70-летию со времени образования //Новости космонавтики. - 2001. - № 11. - C. 66-67.

4.M-1: 50 лет после старта. К юбилею кафедры М-1 МГТУ им. Н.Э. Баумана. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 175 с.

© Орлов Е. И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.