Научная статья на тему '"жить просто - нельзя! жить надо с увлечением!" ко дню космонавтики'

"жить просто - нельзя! жить надо с увлечением!" ко дню космонавтики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"жить просто - нельзя! жить надо с увлечением!" ко дню космонавтики»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ_

Жить просто - нельзя! Жить надо с увлечением!

Эти строки, сохранившиеся на пожелтевшем от времени листке бумаги, написанные в сороковые годы прошлого века, были девизом всей жизни замечательного человека... Их автор - академик Сергей Павлович Королев - Главный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Выдающийся ученый, талантливый инженер - человек с необыкновенной судьбой...

В бледно-голубом свете луны все вокруг представлялось неестественным, словно театральные декорации: высокие мачты громоотводов, устремленные к звездам могучие фермы и между ними - остроносая ракета, увенчанная обтекателем. Скорее она была похожа на хрустальный шпиль или минарет. На металлических фермах обслуживания, на разных ярусах суетились стартовики. Руководивший заправкой офицер рассекал воздух ладонью с яростью праведника, отбивающегося от полчища иноверных. Королев улыбался, наблюдая эту картину. «Сергей Павлович, пора в бункер», - предупредил заместитель Главного конструктора. Королев кивнул и тяжело зашагал вниз. За ним потянулись остальные. «Опустить фермы!.. Готовность десять минут», -звучало отрывисто и чуть торжественно.

Томительные секунды ожидания. Королев, привыкший к пускам, не любил эти последние

секунды. Они давили на психику, рождали тревогу, мешали сосредоточиться. И, наконец, долгожданное: «Пуск!» Потом было неудержимое буйство огня. Клокочущий над степью грохот. Дрожала земля, дрожал бетонный пол бункера, звенело в ушах. Ракета быстро набирала скорость и высоту. Хронометры зафиксировали 103,6 секунды, когда вдруг сработала система аварийного выключения, и ракета упала в районе нескольких сот километров от места старта...

Все ждали реакции Королева. Главный конструктор, к удивлению многих, держался спокойно. Предложил составить круглосуточный график работ и как можно быстрее разобраться со случившимся...

В тот вечер запуска на полигоне 15 мая 1957 года ликовали часов до трех ночи. И разработчики, и испытатели, и стартовики. Ведь что бы там ни случилось, ракета новой «пакетной» схемы ушла со «стартового стола», поднялась, пролетела сотни километров, устойчиво управлялась в полете, сработали все системы сложнейшего пускового комплекса. До разделения ступеней не хватило каких-то десяти секунд. «Со старта ушла отлично, - подытожил Королев, - летать будет!» [1]. И любил повторять своим сподвижникам: «Все начинается с самого обычного. Необычным оно становится уже потом». И эта «необычность» не заставила себя долго ждать. Почти через пять месяцев, 4 октября 1957 года, с Байконура в космос полетел первый в мире искусственный спутник Земли. «Пэсик» (ПС - простейший спутник), как его любил называть Сергей Павлович Королев этот небольшой шар, известивший о себе звуковыми сигналами на весь мир: бип-бип-бип! Тогда мы первыми шагнули на орбиту, значительно опередив США по результатам аналогичных разработок Вернера фон Брауна, «отца» американской космической программы.

Потом в космосе мы еще не раз были первыми. На искусственном спутнике Земли -настоящей научной лаборатории впервые в космос 3 ноября 1957 года отправилось высокоорганизованное живое существо - собака Лайка. На первом пилотируемом космическом корабле «Восток» 12 апреля 1960 года полетел в космос и совершил полет на околоземной орбите первый человек-космонавт Юрий Гагарин. Первой в космосе с 16 по 19 июня 1963 года в одиночном полете побывала женщина-космонавт Валентина Терешкова. Впервые в мире 18 марта 1965 года вышел в открытое космическое пространство летчик-космонавт Алексей Леонов и провел в нем 12 минут 9 секунд.

С самим Сергеем Павловичем Королевым заветное слово «первый» по жизни шло рядом с неимоверными усилиями и неудачными экспериментами. И таким образом копились приоритеты в научных исследованиях! Основоположник практической космонавтики открыл дорогу в необъятную Вселенную и стал для всего человечества первопроходцем. Сергей Павлович Королев оставил потомкам грандиозные космические проекты, которыми гордится все человечество.

И еще. Талантливый конструктор всегда говорил, что без космической науки трудно делать крупные научные открытия. В нашей стране с полетами в космос резкий толчок к развитию получили естествознание, сельское хозяйство, промышленность, возникли новые отрасли и высокие технологии. Бесспорно, что в мире все это вызывало признание нашей страны как сильной мировой державы.

И все-таки, если попробовать выделить в Сергее Павловиче Королеве то самое главное, что легло в основу многих его замыслов и дел, то надо обязательно отметить сильную и целеустремленную личность - так считали те, кто его знал и с кем он вместе испытал счастье побед и горечь неудач. Крупнейший ученый и выдающийся конструктор умел и любил мечтать, забегая вперед своего века.

Мечта о небе

Сергею Королеву было всего два года (родился в 1906 году), когда в небе появились первые хрупкие и неуклюжие, сделанные из дерева и полотна, самолеты-этажерки. Его юность совпала с разрухой, нанесенной стране Гражданской войной. Впервые пятилетним мальчиком в городе Нежин он увидел полет русского летчика Уточкина, который потряс

Детство, 1912 г.

его воображение своей необычностью, непонятностью и удивительностью. С этого, пожалуй, и «началось влечение к небу», как Королев скажет потом, вспоминая свои впечатления от первого знакомства с самолетом.

В школьные годы, занимаясь в технических кружках, он пристально изучал новинки авиационной техники, увлекся планеризмом. В 16 лет активно участвовал в авиационной общественной жизни: выступал как лектор по ликвидации авиабезграмотности, проявлял исключительные способности в конструировании планеров и их испытании. Этому он будет верен еще многие годы. Встреча Сергея Королева с знаменитым конструктором планеров К. К. Арцеуловым и их совместная работа стали началом пути молодого планериста к самостоятельному конструированию. И первым проектом, разработанным юным конструктором, был безмоторный самолет К-5, официально защищенный перед компетентной комиссией и рекомендованный к постройке.

В Одессе, где жил Сергей Королев, у самого моря базировался отряд гидроавиации. Он случайно познакомился с летчиками и с ними впервые летал в небе на гидроплане. Впервые увидел Землю с высоты полета: под ним лежала огромной

С. П. Королев в кабине планера «Коктебель» Справа - К. К. Арцеулов. Крым, 1929 г.

БНФОРМАЦБОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

подковой Одесса, как же хорошо были видны порт и корабли у причала, желтые пятна морского берега, Потемкинская лестница, многогранник оперного театра, разбегающиеся во все концы и пересекающиеся улицы города, крыши домов, а дальше - зеленые просторы полей...[2]. Первые впечатления о Земле остались на всю жизнь, и небо стало его удивительной мечтой!

Поступая в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Сергей Королев уже без труда определился в своей будущей профессии. Через

,„„ два года, в связи Студент С. Королев, 1928 г.

с сокращением аэромеханического факультета, Сергей переводится в Московское высшее техническое училище, где его взяли сразу на третий курс обучения. Особый восторг он испытывает на лекциях, которые читали профессора А. Н. Туполев, В. П. Ветчинкин, Б. Ю. Юрьев, Б. С. Стечкин и другие корифеи авиационной науки. Учеба, сессии, шум заводских цехов (а он успевает и учиться, и работать), испытание самолетов, стремительный полет в небе - так в эти годы проходила жизнь пытливого студента.

По окончании МВТУ дипломный проект легкого самолета, рассчитанного на достижение рекордной дальности полета, Сергей Королев делал под руководством знаменитого авиаконструктора А. Н. Туполева. Вот как отзывался Андрей Николаевич о своем подопечном: «Уже тогда у меня сложилось прекрасное впечатление о нем как о личности и талантливом конструкторе. Он был человеком, беспредельно преданным своему делу, своим замыслам»[3].

Путь в космос

Сентябрь 1938 года для Сергея Павловича Королева стал поворотным в работе и судьбе. В Москве был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), основанием которого послужила успешная работа двух ведущих групп энтузиастов ракетного дела: легендарной московской ГИРД (Группа изучения реактивного движения) и ленинградской ГДЛ (Газодинамиче-

ская лаборатория). Среди самых талантливых и ярких энтузиастов - будущие академики В. П. Глушко и С. П. Королев. Сергей Павлович стал заместителем начальника этого института и отвечал за научное обоснование ракетного дела. Программа РНИИ широко охватывала ракетную и реактивную тематику. Королев придавал большое значение возможности активизировать исследовательские проектно-конструкторские работы по ракетной технике и сосредоточить усилия на создание автоматически управляемых крылатых ракет.

Быть первыми в создании космических объектов Королеву и его соратникам приходилось нередко. Тех сотен и тысяч «первых», которых после очередного успешного выхода на земную орбиту в сообщениях ТАСС называли «учеными, инженерами, техниками и рабочими», объединял вокруг гениальной идеи один человек - Главный конструктор. Его отличали эрудиция, живой аналитический ум, феноменальная память, поразительная работоспособность. А еще организаторский талант, умение быть лидером, взять на себя тяжкую ношу и ответственность за неудачи. Космическая программа, развитая Королевым, охватывала все существовавшие в то время направления: аппараты для исследования дальнего космоса, пилотируемые космические корабли и искусственные спутники Земли для решения научных и народнохозяйственных задач. С именем Королева связаны не только запуск первого спутника Земли и полет первого человека в космос, но и достижение второй космической скорости, разработка технических средств для мягкой посадки на другие планеты. Все эти успехи значительны уже потому, что такая работа не укладывалась в обычные представления об инженерных решениях, когда можно воспользоваться предыдущим опытом, заглянуть в справочник и найти там выработанные практикой нормативы [4].

Испытания

Поразительные испытания в жизни посылает человеку судьба. Самые трудные и тяжелые не обходят гениев. В 1938-1940 годах жернова репрессий затянули многих известных и талантливых ученых, конструкторов, военачальников. Был арестован один из учителей Королева по Московскому высшему техническому училищу Андрей Николаевич Туполев, которому было предъявлено ложное обвинение в принадлежности к троцкистской организации.

Первая тюремная фотография С. П. Королева. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 г.

С аналогичным обвинением в июне 1938 года был арестован и заместитель начальника по науке РНИИ Сергей Павлович Королев.

Только от одного - от сознания вопиющей лжи и несправедливости для Сергея Павловича наступило время тяжелейших испытаний. В тюрьме и в лагерях на Колыме согревала его, давала жить и верить в лучшее его неугасимая мечта. И вот в 1940 году судьба вновь свела Учителя и Ученика. На этот раз - за тюремной решеткой в конструкторском бюро одного из управлений НКВД (которое называли «шарашкой»). В условиях изоляции от внешнего мира здесь ученые творили, решали сложнейшие инженерные задачи, жили новыми замыслами. Многие из них не просто талантливы - это были люди огромной эрудиции, умеющие за идеей увидеть будущую конструкцию, оценить ее перспективность. Туполеву было поручено организовать работу по созданию для Красной Армии опытных образцов новых самолетов. Для этого в список нужных 25-ти специалистов (а их всех собирали по лагерям ГУЛАГа), зная о постигшей участи Королева, Андрей Николаевич включил и его. Так он смог вернуть к достойной работе любимого по МВТУ ученика.

В августе 1944 года Сергея Павловича Королева досрочно освободили за работу, имевшую «важное оборонное значение». И только 13 лет спустя, в 1957 году решением Военной коллегии Верховного суда СССР несправедливое обвинение с него было снято полностью.

На волю возвращался все тот же сильный, умный, талантливый и верный своей мечте Сергей Королев. Он не держал в себе былые обиды и гнал их от себя. Радостные мысли в основном находил в работе, осуществляя намеченные планы и собственные идеи. Искренне был предан своему Отечеству, для него и творил. Так изначально он был воспитан родителями,

настоящими русскими интеллигентами: матерью Марией Николаевной - учителем в школе и отчимом Григорием Михайловичем -инженером-механиком (впоследствии - доцент Московского института инженеров транспорта).

Сразу же Королев подключился к организации и уникальным техническим разработкам в ОКБ специальных двигателей. Через короткое время предложил организовать Спецбюро по ракетам дальнего действия. В конце победного 45-го года инженера Королева вместе с группой специалистов отправляют в командировку в поверженную Германию для ознакомления с фашистскими ракетными центрами и подземными заводами, где ковалось «оружие смерти». Из этой важной поездки Королев уяснил для себя самое главное, а потому торопился в Москву. Он прекрасно понимал: недалеко то время, когда оборонная мощь страны будет определяться уровнем ракетной техники.

Любовь Конструктора

1947 год. Сергей Павлович еще молод, ему только чуть за сорок, он полон сил и идей. Закончились испытания ракеты дальнего действия Р-2, а он уже думает о ракете Р-3 с дальностью полета до 3 тысяч километров! Предстоят пуски с полигона в Капустином Яре. Ах, какой это был замечательный для него год! Все изменилось в его личной жизни, когда он встретил Нину Ивановну Ермолаеву...

«Женщин Королев любил, но, сколько бы он ни увлекался, никогда не позволял им занять первое и главное место в своей жизни... Женщины не имели никакого отношения к его планам, устремлениям, трудам. Не было женщины, ради свидания с которой он отменил бы совещание, эксперимент, командировку» [5].

Первая любовь пришла к нему рано. В Одессе с одноклассницей Лялей Винцентини у Сергея Королева были особые отношения, она нравилась ему и пробуждала чувство первой юношеской любви. Да и у нее было к нему доброе и нежное чувство. Прошли годы, и они поженились. У них родилась дочь Наташа.

Работа Сергея не нравилась Ксении Максимилиановне (Ляле). «И не в том дело, что он был занят круглосуточно. Ей казалось,что он вообще занимается не тем, чем надо. Сергей умный, хорошо и быстро соображает. Ему надо заниматься наукой. Не ракетами этими, а настоящей наукой. Считала, что настоящая наука не должна быть секретной. Секретность ее раздражала! Об этом она не говорила ему.

БНфОРмАЦБОННОЕ ОБОзРЕНБЕ

Н. И. Королева, 40-е годы

Но Сергей это чувствовал, это накапливало в нем трудно скрываемое раздражение» [6], что сказалось не лучшим образом на их семейной жизни. Все дальше отдалялись их интересы. Постепенно семейная привязанность у Королева осталась только к дочери.

...Нину Ивановну Ермолаеву, молодую, но опытную переводчицу с английского языка по его просьбе прислали из бюро переводов. Она быстро и уверенно справилась с переводами нужных ему иностранных журналов. С тех пор он все чаще и чаще обращался к ней с подобной просьбой.

Но как-то пригласил Нину Ивановну отдохнуть вместе в ресторане. Гуляя по Химкам, Сергей Павлович необычно откровенно рассказывал о своей жизни, о Германии, о своей семье, в которую решил больше не возвращаться. Поздно вечером провожал ее домой в Подлипки. К великому удивлению, оказалось, что они были соседями и не только по дому, но и подъезду. Наконец, к нему пришло и личное счастье. Королев влюбился! Сразу! В первый их совместный вечер Нина Ивановна осталась с ним. Осталась на всю жизнь и никогда об этом не пожалела, потому что полюбила его и поняла, что живет с Гением! Непростым, но сильным и талантливым человеком. Потом через несколько лет Сергей Павлович скажет о Нине Ивановне, что она стала для него единственной любовью и на всю жизнь. Нина Ивановна Королева была деликатной помощницей в больших заботах и делах своего мужа.

Полигоны для реализации самых смелых замыслов

В одном из номеров газеты «Московские губернские новости» за 1848 год была напечатана небольшая заметка: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на Луну сослать в поселение Байконур.» Интереснейший факт потрясает своим судьбоносным истоком! Именно в Байконур, теперь уже действующий и легендарный космодром, более 130 лет назад был сослан неизвестный нам дерзкий фантазер, чье имя мы узнали из старинной

газеты [7]. В казахской степи русский Никитин посеял «зерна» своей дивной мечты, ставшей великой явью и в следущем веке воплощенной другим мечтателем, нашим современником С. П. Королевым.

В середине XX века со стартовых площадок Байконура был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, полетел Юрий Гагарин, выведены на звездные трассы автоматические станции «Луна», «Венера», «Марс». Отсюда стартовали «Протоны» и «Зонды», «Электроны», «Полеты» и «Космосы». Из этих мест уходили на свои орбиты космические корабли - «Востоки», «Восходы» и «Союзы», научные лаборатории «Салют» и «Мир». Байконур провожал и международные экипажи, в состав которых вместе с российскими космонавтами входили их коллеги из многих стран. Такие полеты продолжаются и теперь. Волнующая надпись у одной из стартовых площадок Байконура возвращают нас в недалекое прошлое: «В этом доме жил и работал Главный конструктор Сергей Павлович Королев. 1956-1966 гг.» [8].

Организация и строительство ракетных полигонов, а затем космодромов не обходились без непосредственного участия главного конструктора Королева. В 60-х годах остро встал вопрос о необходимости новой экспериментальной базы и стартовых площадок для более актуальных твердотопливных и межконтинентальных ракет, а также возникла необходимость запуска искусственных спутников Земли на приполярные орбиты.

Вот что вспоминал начальник полигона «Плесецк», генерал-лейтенант, лауреат Государственной премии СССР, Герой Советского Союза Галактион Елисеевич Алпаидзе: «Мне еще в начале 1962 года было поручено возглавить экспедицию и выбрать такой район, где были бы созданы все условия для параллельного развития твердотопливного и космического направлений. Был выбран район Вельж-ска Архангельской области. К концу 1963 года у станции Илеза Северной железной дороги были построены железнодорожная ветка и автомобильные дороги. Началось строительство шахт для ракет. Объем предстоящей работы был огромный. Однажды при встрече с главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым я упомянул о наших трудностях. Сергей Павлович, будучи дерзким мечтателем, предложил гениальную мысль - разместить новый полигон в Плесецке, где уже были расположены четыре старта ракет Р-7А, в отличие

от Байконура, на котором было всего два таких старта. Мысль Главного конструктора заключалась в том, чтобы усовершенствовать эти старты для космических целей. Академик Королев подчеркивал, что Плесецкий космический полигон мог бы быть большим вкладом в научные достижения и престиж страны. Ученые и конструкторы проанализировали ситуацию по всем параметрам и пришли к выводу, что район Плесецка подходит для нового полигона» [9]. И тогда Королев был глубоко убежден в сказанном.

В настоящее время Плесецкий космодром -самый северный космодром в мире и представляет собой сложный научно-технический и научно-испытательный комплекс, занимающий лидирующее место в мире по количеству запусков космических ракет. Российский космодром обеспечивает часть государственных программ, связанных с обороноспособностью нашей страны, с научными и народнохозяйственными задачами.

И вот один из самых последних запусков стал для космодрома настоящим праздником. 28 февраля 2015 года была успешно запущена ракета-носитель «Союз-2». Этот пуск - дважды юбилейный: сороковой за всю историю существования ракеты-носителя и десятый - с космодрома «Плесецк». В нем прочно соединились современные техника и технологии. Ученые и конструкторы, инженеры и рабочие в очередной раз одержали победу в развитии отечественной космонавтики. Дерзновенная мечта о Космосе наших великих соотечественников: ученого-самоучки К. Э. Циалков-ского и талантливого инженера-конструктора С. П. Королева сбывается! Оправдались прогнозы Королева и о будущем Плесецкого полигона!

В 1966 году Сергей Павлович Королев умер неожиданно на операционном столе, на пике своей славы, не дожив до полетов к Луне и до практического осуществления задуманных им долговременных орбитальных станций, международных космических экспедиций и других знаменательных событий в нашей стране по освоению космического пространства.

Они носят его имя -СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЕВ:

■ кратер на обратной стороне Луны;

■ астероид 1855 Королев;

■ кратер на Марсе;

■ перевал на Тянь-Шане;

■ высокогорный пик на Памире;

■ в 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в Королев;

■ Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С. П. Королева;

■ Самарский государственный аэродинамический университет (СГАУ) имени академика С. П. Королева;

■ учреждены стипендии имени С. П. Королева для студентов высших учебных заведений;

■ научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев»;

■ Золотая медаль имени С. П. Королева «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники»;

■ улицы и проспекты многих городов России, в том числе один из центральных проспектов города Королева;

■ в 2011 году петербуржцы в честь Плесецка назвали планируемую Плесецкую улицу.

В Москве у Выставки достижений народного хозяйства сооружен памятный комплекс, посвященный первооткрывателям космической эры: пешеходная улица - Аллея космонавтов, мемориальный музей космонавтики и монумент «Покорителям космоса», памятник К. Э. Циалковскому. Вдоль Аллеи установлены бюсты родоначальникам практической космонавтики: Юрию Гагарину, Мстиславу Келдышу, Валентине Терешковой, Алексею Леонову и другим. Сюда к мемориальному комплексу от телебашни в Останкино тянется улица Академика Королева. О нем, его светлой мечте и великих делах всегда будут помнить благодарные россияне! ^

София АФАНАСЬЕВА

1. Ребров М. Ф. Сергей Павлович Королев. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 9-11.

2. Там же. С. 24-25.

3. Там же. С. 37.

4. Там же. С. 281.

5. Голованов Я. Королев: Факты и мифы. М. : Наука, 1994. С. 211.

6. Там же.

7. Ребров М. Ф. Указ. соч. С. 110.

8. Там же. С. 112.

9. Полигон особой важности. К 40-летию Государственного испытательного полигона посвящается // А. В. Баль, В. И. Момот, А. Б. Куликов и др. М. : Согласие, 1997. С. 30-31.

Г. А. Алпаидзе, 1985 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.