УДК 597.442:639.3
Канд. биол наук A.A. ИВОЙЛОВ (СПбГАУ, [email protected]) Канд с.-х. наук Н.Б. РЫБАЛОВА
(СПбГАУ, [email protected])
КОРМЛЕНИЕ ГОДОВИКОВ СИБИРСКОГО ОСЕТРА ACIPENSER BAERI (BRANT, 1869) ПРИ ПОНИЖЕННЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Сибирский осетр, годовики, кормление, температура
Сибирский осетр (Acipenser baerii Brandt, 1869) является популярным объектом рыбоводства. В природе он обитает в суровых условиях Сибири, что, по-видимому, сформировало у него в процессе эволюции приспособление к холодным зимним температурам.
Очевидно, что при выращивании рыб необходимо учитывать их биологические особенности. В том числе такую важную составляющую, как питание и взаимосвязь последнего с ростом. Как правило, при разработке кормов фирмы-производители приводят и таблицы, согласно которым кормят рыб при выращивании, учитывая температурный фактор и стадию онтогенеза. При этом добиваются оптимального соотношения между затратами корма и приростом рыб.
Начиная с 1995 г. в отечественном рыбоводстве стали широко использоваться корма западных производителей, обладающие высоким качеством вследствие сбалансированности состава и прочности гранул (экструдирование), что позволяет добиться высокого темпа роста при относительно низких значениях кормового коэффициента (КК). Однако кормовые таблицы как ряда западных, так и отечественных производителей не являются дифференцированными для осетровых разных видов и предлагают кормить этих рыб, приводя единые табличные значения, согласно которым нижний температурный порог, после которого рекомендуется прекращать кормление, составляет +10 - +12°С. Это характерно для таблиц Биомар, АллерАква, Коппенс, Скреттинг, Гидрокорм (Великий Новгород), Акварекс (г.Тверь), Райсиоагро и ряда других менее значимых для нашего рыбоводства производителей - Alma, Kronen, Milkivit. Однако нам удалось найти исключение - фирму Emsland-Aller Aqua GmbH, дочернее предприятие упоминавшейся выше датской Aller Aqua, имеющей свои заводы также в Германии и Польше. В таблице рационов этой фирмы рекомендуется задавать корм осетру при +6°С в количестве 0,6%.
В связи с этим цель нашей работы заключалась в поиске оптимизации условий содержания годовиков сибирского осетра при температурах ниже, указанных в большинстве кормовых таблиц. При выполнении работы предполагалось решить следующие задачи:
- определить, питаются ли подопытные рыбы при температуре ниже 10°С;
- получить при этих условиях рыбоводно- биологические показатели, свойственные данной возрастной группе;
- дать гидрохимическую характеристику среды, на фоне которой протекал опыт.
Для проведения опыта использовали 9 экземпляров годовиков ленского осетра, завезенных в начале марта 2015г в аквариальную СПбГАУ из прудового хозяйства «Норд Трейд», расположенного в Ленинградской области, где они находились на зимовке. Рыбы были помещены в проточную емкость рабочим объемом 0,26 м3. Водообмен в ней осуществлялся каждые 2 часа. Ванна с осетрами входила в состав системы с оборотным
водоснабжением, включавшей также бассейн с рабочим объемом 0,66 м , а также бак-
3 «-»
накопитель, объемом 1,06 м . Таким образом, общий объем системы, вместе с трубами водоподачи и отведения, составил 2,0 м . Циркуляция воды осуществлялась за счет погружного насоса, производительностью 0,3 м установленного в большой бассейн, производительностью 0,3 м/час. Насос подавал воду в бак- накопитель, откуда она самотеком поступала в капельный биофильтр, находящийся в большом бассейне и частично
в ванну с осетрами. Биофильтр состоял из 5 перфорированных пластиковых ящиков (40x30x10 см), установленных в пазы один над другим и заполненных на Уг объема каждого ящика керамзитом, использованным в качестве загрузки (показатель удельной поверхности очистки - 180 м2/м3). Однако, по- видимому, биофильтр играл роль скорее механического фильтра, задерживавшего между элементами загрузки крупную взвесь и экскременты рыб, т.к. подпитка системы водопроводной водой составляла 2,2 м3/сутки, то есть за 24 часа происходила полная смена воды в установке. Таким образом, система выращивания, использованная в опыте, являлась не замкнутой (3-10% подпитки в сутки от объема установки), а оборотной. Помещение, в котором проводился опыт, было холодным, т.к. находилось в подвале здания, не отапливалось и имело приоткрываемое окно, позволявшее холодному уличному воздуху проникать в него. На протяжении опыта ежедневно спиртовым термометром измеряли температуру воды в системе. Фотопериод в помещении был естественным - свет проникал через небольшое окно. Во время наблюдений дополнительно зажигали искусственный свет, который выключали после окончания ухода за рыбой. Продолжительность опыта составила 30 суток (13.04,- 13.05.2015 г.). Рыб кормили финским форелевым кормом рецепта «Ройял», содержащим 40% сырого протеина и 30% сырого жира . Размер гранул - 5 мм. В течение первых 10 суток выращивания корм задавали вручную, один раз сутки, в количестве 20 г, при этом визуально наблюдали за поедаемостью. На протяжении последующих 20 суток был включен автоматический кормораздатчик, подвешенный над ванной с осетрами и управляемый шведским пультом «Эвос», выдававшем по 20г корма дважды в сутки, с интервалом между кормлениями 12 час., то есть в сумме 40 г/сут. корма. Периодически в емкости с осетрами осуществляли гидрохимический анализ воды, используя набор немецких реактивов JBL, включавший следующие тесты: рН, карбонатная жесткость КН, ССЬ, NH4 - NH3 - N, NO2, NO3, и Fe. К сожалению, отсутствовал тест на Ог, но вода в системе была холодной, что способствовало ее насыщению кислородом, биомасса рыбы невелика (не более 10 кг) и, кроме того, капельный биофильтр одновременно являлся аэратором, так как возвышался над уровнем воды в бассейне на высоту 65 см. Для определения массы подопытных рыб, их взвешивали с интервалом 10 сут., используя весы марки NR1000S, с точностью до 0,1г. На этих же весах отвешивали задаваемый корм. Также измеряли абсолютную длину (TL) с использованием мерной рулетки. На основании проведенных измерений рассчитывали средние показатели массы и длины тела рыб, а также ошибку среднего. На основании этих показателей вычисляли среднесуточный абсолютный прирост (отношение разности средних масс к интервалу между взвешиваниями, г/сут.), биомассу рыб (кг); норму загрузки емкости с осетрами (кг/м3), а также кормовой коэффициент (КК).
На протяжении первых 10 суток опыта наблюдали за тем, питается ли осетр при средней температуре воды 6,5°С. При этом задавали 1,0 %/сут. корма от биомассы рыбы. Этот корм активно поедался без остатка. Для сравнения небольшое количество гранул подбрасывали и стерляди, но последняя не питалась. На протяжении последующих двух десятидневных периодов норму кормления осетров увеличили до 1,4 и 1,1%/сут. соответственно. Температура воды в системе постепенно повышалась по мере весеннего потепления и достигла средних значений 8,0°С (вторая десятидневка) и 8,5°С (последние 10 суток опыта). Таким образом, среднее количество задаваемого корма на протяжении опыта составило 1,2% в сутки от биомассы рыбы. Результаты выращивания отражены в табл.1.
Как видно из данных табл.1, у осетра наблюдался устойчивый весовой рост: ср. масса рыб за время опыта увеличилась на 33,9%, тогда как в длину они практически не росли (некоторые колебания, по-видимому, обусловлены погрешностью измерений живых рыб). Показатель средней массы тела, ошибка средней на протяжении опыта возрастала, что свидетельствует о неравномерности темпа роста отдельных особей в выборке. Средний показатель прироста на протяжении опыта составил 2,5 г/сут., а средние затраты корма не превысили 1,13 кг на прирост 1 кг рыбы. Следует отметить, что показатель КК по мере роста
рыб постепенно нарастал, что, возможно, связано с постепенным увеличением нормы загрузки бассейна на фоне постепенного повышения температуры воды.
Таблица 1. Рыбоводно-биологические показатели годовииков ленского осетра при пониженных температурах воды (ниже +10°С)
Дата измерения Ср. масса рыб (г) Ср. абс. длина (см) Биомасса рыб (кг) Ср.суточн. абсолют, прирост (г/сут.) Норма загрузки (кг/м3) КК
13.04.2015 221 + 13,4 39,7 + 3,70 1,987 7,7
23.04 243 + 46,4 38,4 + 2,12 2,189 2,2 8,5 1,0
3.05 273 + 55,6 38,8 + 2,09 2,455 3,0 9,6 1,12
13.05 296 + 62,0 39,0 + 2,25 2,660 2,3 10,2 1,26
В целом условия выращивания на протяжении опыта были удовлетворительными, что подтверждается данными анализа воды, представленными в табл.2.
Таблица 2. Гидрохимические показатели в бассейне с осетрами
Показатель Значение ПДК (Сб. нормативно -технолог.документации.1986.)
30.04.2015 13.05.2015
рН 6,5 6,5 6.5 - 7.5
ЫН4-ЫН,-Ы. мг/л 0,05 0,05 4,0
N02", мг/л 0,05 0,05 0,2
N03", мг/л 1.0 1,0 до 60
КН, °с1 2,0 2,0 -
ын,, % 0,1 0 -
ТЧН3, мг/л 0 0 -
С02, мг/л 21 32 -
Бе , мг/л 0,6 0,6 -
Загрязнения по азоту были далеки от ПДК, установленных нормативами УЗВ. В то же время в воде наблюдалось относительно высокое содержание СОг, постепенно нараставшее к концу опыта от 21 до 32 мг/л. Как показали дополнительные измерения, высокое содержание углекислого газа наблюдалось уже в водопроводной воде подпитки (например, 3.05.2015: при КН = 2 °с1 и рН = 6,5 , а СОг = 21 мг/л), то есть концентрация углекислого газа в емкости с осетрами и в подпиточной воде была одинаковой. В то же время к концу опыта рН воды в системе понизился до 6,0, что вызвало повышение концентрации СОг до 32 мг/л (в водопроводной воде значение СОг по-прежнему не превышало 21 мг/л). По-видимому, повышение температуры воды в системе активизировало дыхание рыб и бактерий биофильтра, а также вызвало более интенсивное разложение органики, сопровождавшееся выделением СОг.
Обращает также внимание несколько повышенное содержание железа в воде - 0,6 мг/л, что обусловлено коррозией водопроводной системы.
Кормление сеголеток осетровых рыб в прудах зимой было рекомендовано еще 1972 г. (Милыптейн, Сливка, 1972) [1]. Однако речь скорее шла не о выращивании, а о сохранении массы рыб, чтобы повысить их выживаемость во время зимнего периода. Эти исследования в дальнейшем получили развитие. Так, например, С.О. Некрасова и др. [1] провели опыт по
изучению кормления сеголеток севрюги массой 40г в осенне-зимний период. Суточные рационы при температуре ниже 12°С определяли по поедаемости корма за 15 мин. При режиме повышения температуры от 2 до 9°С норма кормления составила 0,6% от биомассы в сутки. Среди рыб в опыте наблюдались не питавшиеся особи, составлявшие 14% от всей выборки. Проведенные исследования подтвердили необходимость кормления сеголеток в зимний период, что повышает выживаемость годовиков на 17,5%. Как видно из результатов проведенной работы, кормление в зимний период рассматривается как способ, повышающий выживаемость зимующей севрюги, поэтому рацион в 0,6%/сут. может рассматриваться как поддерживающий, то есть речь идет об активном выращивании севрюги. В условиях нашего опыта годовики ленского осетра получали в среднем 1,2% в сутки - в два раза больше корма, чем в опыте с севрюгой, и активно росли.
Представляется также интересным сравнить рыбоводно-биологические показатели, полученные в нашем опыте при температуре воды 6,5 - 8°С, с таковыми, отмеченными для сеголеток и годовиков ленского осетра при выращивании в прудах в конце осеннего и начале весеннего периодов при более высоких температурах воды (табл.3).
Таблица 3. Рыбоводно - биологические показатели сеголетков и годовиков ленского осетра в прудах Саксонии (Ивойлов, не опубликованные данные)
Период выращиван ия t воды (°С) Средние Ср. сут. абсолют, прирост (г/сут.) Кол-во рыб в пруду (шт.) Кол-во задаваемого корма(% в сут.) КК
m рыб (г) TL (см)
1.09 -30.09.99 20 16 153,0 200,0 36,0 38,0 2,35 сеголетки 2800 1,2 *> 0,95
22.04 -17.05.99 14 17 145,2 222,2 36,0 40,3 3,10 годовики 6590 1,7М) -
21.05 -5.06.99 17 22 180,0 205,0 33,0 39,0 1,67 годовики 11152 1,5М) 1,04
Примечание. * корм Coppens Int. Troco Standard (форелевый), гранула 2 мм, сырой протеин - 46%, сырой жир -16%; **) корм Milkivit - К 18 (карповый), гранула 3 мм, сырой протеин - 36%, жир - 18%
Как видно из сравнения показателей среднесуточного абсолютного прироста в нашем опыте (табл.1) с таковыми в табл. 3, они близки и составляют 2,2 - 3,0 и 1,67 - 3,10 г/сут. соответственно. Хотя в первом случае температура воды не превышала 6,5-8 °С, а во втором была намного выше и достигала 14-20°С. Та же тенденция подобия прослеживается и при сравнении КК: в опыте этот показатель достиг значения 1,0-1,26 , а в прудах - 0,95-1,04. Это говорит о том, что годовики ленского осетра при пониженных температурах (менее 10°С) растут и потребляют корм так же эффективно, как при существенно более высоких температурах воды в прудах.
По-видимому, среди осетровых есть и другие холодоустойчивые виды, как, например, сахалинский осетр: при его содержании на Охотском рыбоводном заводе он питался при температуре 6-7°С [2].
В заключение хочется упомянуть, что при выращивании сибирского осетра в прудовых хозяйствах Восточной Германии его прекращают кормить при +5°С [3], а в прямоточных бассейнах хозяйства Kreba-Fisch GmbH, например, в зимний период осетр этого вида растет даже лучше, чем летом (личное сообщение г-на D. Muehle).
Как видно из данных табл. 2, значения основных параметров, связанных содержанием в воде соединений азота, находились в норме.
Не ясно было, как расценивать концентрацию ССЬ, равную, например, 21 мг/л, много это или мало. Дело в том, что проблема диоксида углерода в аквакультуре довольно новая и рассматривается, в частности, в статье Knösche [4]. В ней автор приводит ряд примеров негативного воздействия СОг на рыб разных видов. Так, например, 20 мг/л может
рассматриваться как критическая концентрация для карпа, а при 20-50 мг/л сильно снижается темп роста угря в УЗВ. Отмечается, что повреждающее действие СОг зависит от pH и жесткости воды (в мягкой воде двуокись углерода влияет на рыб более угнетающе). По мнению автора, в настоящее время для СОг трудно установить четкие границы ПДК. В качестве приблизительного значения концентрации выше 25-30 мг/л, по-видимому, могут рассматриваться как повреждающие. Установлено, что повышенное содержание СОг в воде затрудняет у рыб поглощение кислорода и тем оказывает на них негативное воздействие [5].
Помимо СОг, мы также обратили внимание на несколько повышенную концентрацию железа в нашей водопроводной подпиточной воде, которая достигла 0,6 мг/л. ПДК для питьевой воды, например, в Германии, составляет 0,2 мг/л, в России - 0,3 мг/л [5]. Однако для рыбоводства эта концентрация (0,6 мг/л) опасности не представляет, так как. ПДК общего железа в воде, используемой с рыбоводной целью, составляет 1-2 мг/л [6].
Наши исследования позволили сделать выводы, что годовики ленского осетра активно питаются при температуре воды 6,5-8,0 °С, при норме кормления 1,2% в сутки и кормовом коэффициенте 1,13.
Среднесуточный абсолютный прирост подопытных рыб составил 2,5 г/сут. и был близок к среднему показателю (2,4 г/сут.), отмеченному у сеголеток и годовиков близкой размерной группы, выращенных в прудах при температуре воды 14-22°С.
Концентрация двуокиси углерода в воде, составляющая 21 мг/л при карбонатной жесткости, равной 2,0 °d и pH = 6,5, не является повреждающей для годовиков ленского осетра.
Литература
1. Некрасова С.О., Яковлева А.П., Дегтярев А.Н., и др. Анализ Рыбоводно биологических параметров сеголеток севрюги в условиях низких температур//Аквакультура осетровых рыб: достижения и перспективы развития (Астрахань 13-15 марта, 2006).
2. Хрисанфов В.Е., Микодина Е.В. Сахалинский осетр, Acipenser mikadoi, как новый объект аквакультуры: возможности и перспективы//Вопросы рыбоводства 2013. -Т.13. - №3(51) . -С.560-567.
3. Ивойлов A.A. Пятилетний опыт выращивания сибирского осетра в прудовом хозяйстве «Петерсхайн» (Саксония)//Научно-техн. бюллетень лаб. Ихтиологии ИНЭНКО 2006. - Вып. 11. - С.18-28.
4. Knoesche R. 2006. Kohlendioxid - ein Problem der modernen Aquakultur//Fischer und Teichwirt/-Band 10.-S.369-371.2012.
5. Сандер M. Техническое оснащение аквариумов,- Астрель, 2004. - 256с.
6. http.//www.cnshb.ru/AKDiL/0033a/base/k0090006 shtm. - Железо.
УДК 577.4:591.524.12 Доктор биол. наук П.Е. ГАРЛОВ
(СПбГАУ, [email protected])
РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ БИОТЕХНИКОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЫБ НА ОСНОВЕ НЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Нейросекреторная система рыб, нейроэндокринная регуляция размножения рыб, принципы управления размножением рыб
Полносистемные исследования нейроэндокринной регуляции размножения рыб начались с наблюдения о явно стрессорном состоянии организма у них в процессе нереста [1]. Это состояние особенно выражено у крупнотелых проходных форм, характеризующихся высокой материально-энергетической напряженностью размножения (рис. 1).