Научная статья на тему 'КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА РОССИИ И СИБИРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НИХ В ОБЩЕСТВЕ'

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА РОССИИ И СИБИРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НИХ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА И СИБИРИ / ЭТНОИДЕНТИЧНОСТЬ / ЖИВОПИСЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБРАЗ НАРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кандыбович Сергей Львович, Разина Татьяна Валерьевна

В работе представлен анализ графических и живописных произведений, изображающих коренные народы Севера России и Сибири. Целью исследования является анализ отношения в обществе к данным народам, опосредованно выраженном в произведениях живописи, и динамики этих отношений на протяжении 250 последних лет. В социальной психологии больших групп анализ иконографических объектов позволяет исследовать неосознаваемые или частично осознаваемые феномены, в том числе этнические стереотипы, этноидентичность, этническое самосознание. Результаты исследования показали, что первые изображения коренных народов Севера России и Сибири появляются в этнографических изданиях и представляют собой рисунки и гравюры, предельно точно отражающие особенности костюма и занятий коренных народов, а в ряде случаев композиционно похожи на сюжетные картины. Также вплоть до появления портативных фотоаппаратов широко распространены полевые зарисовки, сделанные в различных экспедициях, в том числе и профессиональными художниками. В ряде таких зарисовок может передаваться не конкретное событие, а определенная тенденция, обобщенный образ реальности, в частности процессы приведения коренных народов в состав Российской империи. После революции 1917 года появляются живописные изображения коренных народов, несущие значительную идеологическую нагрузку. Основная тематика изображений коренных народов вплоть до 1980-х гг. XX века - внедрение достижений цивилизации в их жизнь и быт, просвещение. С 1980-х гг. XX века тематика живописи меняется, на первый план выходит проблема сохранения традиций и быта коренных народов Севера России и Сибири. В XXI веке в связи с появлением значительного числа национальных художников, формирования национального самосознания у коренных народов тематика изображений вновь меняется, отражая особенности национальной рефлексии, поиска путей дельнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH OF RUSSIA AND SIBERIA IN THE VISUAL ARTS AS A REFLECTION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL IDEAS ABOUT THEM IN SOCIETY

The paper presents an analysis of graphic and pictorial works depicting the indigenous peoples of the North of Russia and Siberia. The aim of the study is to analyze the attitude in society towards these peoples indirectly expressed in the works of painting and the dynamics of these relations over the past 250 years. In the social psychology of large groups, the analysis of iconographic objects allows one to study unconscious or partially conscious phenomena, including ethnic stereotypes, ethnoidentity, and ethnic self-awareness. The results of the study showed that the first images of the indigenous peoples of the North of Russia and Siberia appear from ethnographic publications and are drawings and engravings that very accurately reflect the peculiarities of the costume and occupations of the indigenous peoples, and in some cases are compositionally similar to plot paintings. Also, until the advent of portable cameras, field sketches made on various expeditions, including by professional artists, were widespread. In a number of such sketches, not a specific event can be conveyed, but a certain tendency, a generalized image of reality, in particular, the processes of bringing indigenous peoples into the Russian Empire. After the 1917 revolution, pictorial images of indigenous peoples appeared, bearing a significant ideological burden. The main theme of the images of indigenous peoples up to the 80s. XX century - the introduction of the achievements of civilization into their lives and everyday life, education. Since the 80s. XX century, the theme of painting is changing, the problem of preserving the traditions and life of the indigenous peoples of the North of Russia and Siberia comes to the fore. In the XXIst century, in connection with the emergence of a significant number of national artists, the formation of national identity among indigenous peoples, the subject matter of images changes again, reflecting the peculiarities of national reflection, the search for ways of further development.

Текст научной работы на тему «КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА РОССИИ И СИБИРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НИХ В ОБЩЕСТВЕ»

Научная статья / Original article

УДК: 159.922.4

https://doi.org/10.34130/2306-6229-2022-1-41

Коренные народы Севера России и Сибири в изобразительном искусстве как отражение социально-психологических представлений о них в обществе

1 Кандыбович Сергей Львович, 2 Разина Татьяна Валерьевна

1 Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия, 2 Институт мировых цивилизаций, Москва, Россия 1 [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-1086-0528 2 [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-0723-7479

Аннотация. В работе представлен анализ графических и живописных произведений, изображающих коренные народы Севера России и Сибири. Целью исследования является анализ отношения в обществе к данным народам, опосредованно выраженном в произведениях живописи, и динамики этих отношений на протяжении 250 последних лет. В социальной психологии больших групп анализ иконографических объектов позволяет исследовать неосознаваемые или частично осознаваемые феномены, в том числе этнические стереотипы, этнои-дентичность, этническое самосознание. Результаты исследования показали, что первые изображения коренных народов Севера России и Сибири появляются в этнографических изданиях и представляют собой рисунки и гравюры, предельно точно отражающие особенности костюма и занятий коренных народов, а в ряде случаев композиционно похожи на сюжетные картины. Также вплоть до появления портативных фотоаппаратов широко распространены полевые зарисовки, сделанные в различных экспедициях, в том числе и профессиональными художниками. В ряде таких зарисовок может передаваться не конкретное событие, а определенная тенденция, обобщенный образ реальности, в частности процессы приведения коренных народов в состав Российской империи. После революции 1917 года появляются живописные изображения коренных народов, несущие значительную идеологическую нагрузку. Основная тематика изображений коренных народов вплоть до 1980-х гг. XX века — внедрение достижений цивилизации в их жизнь и быт, просвещение. С 1980-х гг. XX века тематика живописи меняется, на первый план выходит проблема сохранения традиций и быта коренных народов Севера России и Сибири. В XXI веке в связи с появлением значительного числа национальных художников, формирования национального самосознания у коренных народов тематика изображений вновь меняется, отражая особенности национальной рефлексии, поиска путей дельнейшего развития.

Ключевые слова: коренные народы Севера и Сибири, этноидентичность, живопись, изобразительное искусство, образ народа

Для цитирования: Кандыбович С. Л., Разина Т. В. Коренные народы Севера России и Сибири в изобразительном искусстве как отражение социально-психологических представлений о них в обществе // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. 2022. № 1 (21). С. 40—60. https://doi.org/10.34130/2306-6229-2022-1-41

Indigenous peoples of the North of Russia and Siberia in the visual arts as a reflection of socio-psychological ideas about them in society

1Sergey L. Kandybovich, 2Tatiana V. Razina

1 Ryazan State University named S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, 390000, Svobody st., 46,

2 Institute of World Civilizations, Moscow, Russia, 119049, Leninsky prospect, 1/2, bldg. 1,

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1086-0528 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0723-7479

Abstract. The paper presents an analysis of graphic and pictorial works depicting the indigenous peoples of the North of Russia and Siberia. The aim of the study is to analyze the attitude in society towards these peoples indirectly expressed in the works of painting and the dynamics of these relations over the past 250years. In the social psychology of large groups, the analysis of iconographic objects allows one to study unconscious or partially conscious phenomena, including ethnic stereotypes, ethno-identity, and ethnic self-awareness. The results of the study showed that the first images of the indigenous peoples of the North of Russia and Siberia appear from ethnographic publications and are drawings and engravings that very accurately reflect the peculiarities of the costume and occupations of the indigenous peoples, and in some cases are compositionally similar to plot paintings. Also, until the advent of portable cameras, field sketches made on various expeditions, including by professional artists, were widespread. In a number of such sketches, not a specific event can be conveyed, but a certain tendency, a generalized image of reality, in particular, the processes of bringing indigenous peoples into the Russian Empire. After the 1917 revolution, pictorial images of indigenous peoples appeared, bearing a significant ideological burden. The main theme of the images of indigenous peoples up to the 80s. XX century - the introduction of the achievements of civilization into their lives and everyday life, education. Since the 80s. XX century, the theme of painting is changing, the problem of preserving the traditions and life of the indigenous peoples of the North of Russia and Siberia comes to the fore. In the XXlst century, in connection with the emergence of a significant number of national artists, the formation of national identity among indigenous peoples, the subject matter of images changes again, reflecting the peculiarities of national reflection, the search for ways of further development.

Keywords: indigenous peoples of the North and Siberia, ethnic identity, painting, fine arts, image of the people

For citation: Kandybovich S. L., Razina T. V. Indigenous peoples of the North of Russia and Siberia in the visual arts, as a reflection of socio-psychological ideas about them in society. Vestnik Syk-tyvkarskogo universiteta. Seriya 2. Biologiya, geologiya, himiya, ekologiya = Syktyvkar University Bulletin. Series 2. Biology, geology, chemistry, ecology, 2022. 1(21): 40—60. (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2306-6229-2022-1-41

Введение. Социальная психология в условиях транзитивного общества, глоба-лизационных процессов, кардинальной смены картины мира и образа жизни больших и малых социальных групп вынуждена постоянно находиться в поиске новых методов исследования процессов групповой динамики. Помимо этого, явления дня сегодняшнего затруднительно понять и интерпретировать без изучения предыстории, культурно-исторического базиса. Это обусловливает необходимость привлечения новых нетрадиционных методов исследования.

Сегодня проблемы коренных народов Севера имеют достаточно острое и комплексное значение. В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации [1] сохранению традиционной культуры, быта, языков коренных народов уделяется значительное внимание, оказывается различная социальная поддержка представителям коренных и малочисленных народов. Тем не менее открытым остается вопрос не только о том, каково отношение к данной проблеме в обществе, но и как сами представители коренных народов воспринимают себя, каков уровень и статус их национальной идентичности, поскольку только на этой ос-

нове, при условии собственной активности коренных народов, возможно сохранение их культуры.

Методы исследования, теоретическая база. В социальной психологии использование изображений становится способом исследования психической реальности, особенностей восприятия и интерпретации социальных феноменов не только на основе подконтрольных сознанию вербальных конструктов (мнений, убеждений и другой текстовой информации), но и с помощью разнообразных иконографических объектов (символов, рисунков, картин), которые способствуют выделению смысла, интерпретации, понимания конкретного предмета анализа.

Выделение социальных представлений на основе иконографических материалов может быть осуществлено двумя способами: во-первых, через выбор визуальных элементов из перечня предлагаемых, изображающих изучаемый социальный объект, и, во-вторых, самостоятельное изображение этого объекта [2].

Художественное полотно так или иначе отражает не только личное мнение его автора, но и в опосредованной, обобщенной форме общественное мнение. Соответственно психологический анализ произведений живописи может быть максимально ценным источником информации особенно в тех случаях, когда предметом исследования являются неосознаваемые или не полностью осознаваемые явления и феномены коллективного сознания. К их числу относятся в том числе этноиден-тичность, этнонациональные стереотипы, социальные представления и образы одних народов в сознании других. Метод анализа живописных произведений уже использовался в отношении образа ученого [3], а также этнокультурной идентичности [4].

Целью данной работы является анализ содержания, форм и способов художественного отображения образов коренных народов, населявших Российскую империю (позднее — СССР, Российскую Федерацию), как индикатор общественного отношения к ним.

Результаты исследования и их обсуждение. Самые первые систематические этнографические исследования в Российской империи начинаются в XVIII веке, несмотря на то, что отдельных специализированных этнографических экспедиций еще не было. В рамках географических экспедиций или землепроходческих групп были исследователи, естествоиспытатели, которые так или иначе изучали народы, населявшие Россию. Народы Севера и частично Сибири в силу многовековых экономических и культурных контактов, а также геополитической (Северный морской путь) и экономической важности северных земель (пушнина, залежи полезных ископаемых, леса, пенька, соль) вызывали у российских исследователей значительный интерес, поэтому уже в самых первых этнографических справочниках информация о них была представлена. В подобных экспедициях внешние характеристики изучаемых народов зарисовывались и записывались. Впоследствии на основе этих рисунков создавались литографии, гравюры. Так, одним из первых этнографических изданий можно назвать работу Петра Симона Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского Государства» в 6 томах и с атласом 1773—1778 гг., где представлены северные народы (рис. 1).

Рис. 1. Изображение самоедских женщин из Атласа П. С. Палласа [5, с. 63]

Данное издание не являлось специфически этнографическим, оно включало описания географии, различных растений и животных, обитающих на исследуемых территориях. Первая экспедиция, результаты которой нашли отражение в издании, проходила в 1768-1769 гг.

Наиболее известным и популярным иллюстрированным этнографическим изданием того времени была, без сомнения, книга Иоганна Готлиба Грегори «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд, вероисповеданий и прочих

Рис. 2. Чухонский мужик [6] Рис. 3. Чухонская Рис. 4. Чухонка

крестьянская баба [6] в уборном платье [6]

¿Mb

A i< пка л 11 vywa *z /г. л лга/ o> , /гнны /!///«• 'и I not /т ■ ttlibrsirtJ

. fl*t04.»c ¡¿itu fi'l AtlAf dr.' f'u'.tfhrr Jotiot

Рис. 5. Чухонка в уборном платье со спины [6]

Остякъ на .Лр/ю&ты* <'"1 O.tBaJujJm ^ffmt/tmZltnjrr tin tbptti и in. Аг/к d'/tcttttt tte.

Рис. 6. Остяк на ловле горностаев [6]

достопамятностей в 4-х частях». Данное издание имело исключительно этнографический характер, что отражено в том числе и в иллюстрациях: представлены как женские, так и мужские повседневные костюмы (рис. 2, 3), а также костюмы праздничные, как с лица, так и со спины (рис. 4, 5) [6]. Автор также отражает особенности традиционных занятий коренных народов России, предметы и инструменты труда (рис. 6).

Безусловно, в то время этнография находилась еще в начале своего развития, поэтому данные носили в большей степени описательный, а не систематизирующий и аналитический характер. Авторы пытались зафиксировать как можно больше особенностей, отличий. При этом костюмы и предметы труда прописаны с высокой точностью. На страницах книг Грегори присутствуют такие названия народов и народностей, которые в современной практике уже не используются — лопари, вотяки, отяки, бирюссы, барабинские девки и бабы, саяты, моторы, братская девушка из Удинского острога и др. Также автор выделяет «народов смешанной породы», «северных американцев».

В следующем XIX веке подобного рода этнографические труды и описания продолжают активно издаваться. В 1862 г. Императорским Русским географическим обществом изданы труды Федора Христиановича Паули «Этнографическое описание народов России» ("Description ethnographique des peuples de la Russie") на французском языке, которое было уже более систематизировано по географическому признаку и по языковой классификации. Например, он выделяет индоевропейские народы и народы восточной Сибири. В описании конкретных народов также используется географический признак. Так автор описывает «ливов из села Ирбень» и «кревингов из села Нейрадень» [7, с. 10—11]. В данном издании, как можно видеть, уделяется большое внимание изобразительной точности (рис. 7). Помимо особен-

ностей костюма автор стремится передать типичные черты лица мужчин и женщин, их занятия.

В целом можно сказать, что в издании Паули изображения народов более похожи по своим композиционным особенностям на произведения изобразительного искусства, картины, чем на иллюстрации информационного характера.

Отметим, что традиция этнографических зарисовок в путешествиях просуществовала практически до середины XX века. В ряде случаев такие зарисовки делались профессиональными художниками. При этом не всегда в результате подобных путешествий печатались отдельные издания этнографического характера. Довольно часто это были наброски, сделанные для себя. Как правило, это были графические рисунки, выполненные с помощью карандаша или акварели, поскольку в условиях экспедиции затруднительно заниматься масляной живописью. Такие этнографические зарисовки отражали как особенности быта, природной среды, так и давали более подробное отображение черт лица, особенностей внешности народов России (рис. 8, 9).

Рис. 8. Российское судно «Рюрик» возле острова Святого Павла в Беринговом море. Л. Хорис, 1817 г. [8]

МИШ ИПЛДЮ. мгммггга мм

Рис. 7. Эйнарские лопари [7]

Рисунок Л. Хориса своим названием в первую очередь стремится подчеркнуть обширность и силу Российской империи. Вместе с тем само изображение фиксирует природные богатства страны, а также народы, входящие в ее состав, несмотря на то,

что кроме костюма и традиционной лодки, человека на первом плане, всякие другие указания на этнонациональный компонент отсутствуют.

Рисунок Д. Бергмана представляет сугубо этнографическую зарисовку костюма и типа лица женщины, прочие детали минимизированы.

Тем не менее параллельно с изображениями народов России, которые можно условно назвать как «констатирующие», появляются изображения, которые уже отражают определенное отношение, мнение общественности к народам России. В первую очередь это отношение со стороны великороссиян1. Такие изображения, как правило, фиксировали реально наблюдаемые события местного значения либо типичные явления для той или иной территории, региона и уже не носили строго документального характера, могли быть всецело плодом воображения художника, но это воображение как раз улавливало и в концентрированной форме отражало бытующие в то время общественные настроения. Сам автор при этом мог их как разделять, так и отрицать.

Рис. 9. Ламаутка (камчатская Рис. 10. Сбор ясака казаками в Енисейской

эвенка). Д. Бергман, 1922 г. [9] губернии. А. В. Станкевич, 1875 г. [10]

Так, одной из тем подобных произведений является покорение сибирских народов великороссиянами. В определенном смысле «тренд» данной темы задал Василий Иванович Суриков, написав в 1895 г. известную картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Тем не менее и до этой работы рисунки, отражающие тему «покорения» или мирного «приведения», имели место (рис. 10, 11).

Художник Александр Владимирович Станкевич за участие в польском восстании был выслан в Сибирь, где провел многие годы, проживая в Минусинске и Крас-

1 Данный термин использовался в научной этнографической литературе ХУШ-Х1Х вв., обозначая, как сейчас принято говорить, «титульную» нацию Российской империи [7], также используется термин «россияне», «...разумея коренные два народа в смешении Россов и Славян древних» [6, с. 16].

ноярске. Выполнял работы по заказам Минусинского музея, а соответственно, наблюдал и фиксировал типичные картины из жизни местного населения (рис. 11).

Художник Н. Н. Каразин неоднократно участвовал в экспедициях Императорского Русского географического общества, в результате которых была создана серия достоверных зарисовок жизни и быта коренных народов.

Рис. 11. Подведение сибирских инородцев под высокую Царскую руку. Н. Н. Каразин, 1870 г. [11]

Таким образом, до революции 2017 г. отечественная живопись затрагивает тему коренных народов Севера и Сибири, но она не является доминирующей и рассматривается в большей степени в более широком историческом контексте либо в сугубо этнографическом плане.

После революции 1917 г. национальный вопрос был весьма актуален в первую очередь в политическом аспекте. Одним из важных идеологических вопросов коммунистической идеологии была грядущая мировая революция, победа коммунизма во всем мире, соответственно, и коренные народы, населяющие бывшую Российскую империю, должны были принять самое непосредственное участие в этих процессах, а это, в свою очередь, способствовало изучению национального вопроса, этнографии коренных и малочисленных народов, что нашло отражение и в живописи.

Необходимо отметить, что после революции первые десятилетия в стране были периодом экспериментов во всех областях жизни, в том числе и в искусстве. Активно внедрялись новые стили и жанры живописи, в первую очередь — авангард и его отдельные направления (футуризм, лучизм, фовизм и т. д.). Новую жизнь получает реалистическая живопись. В первую очередь это связано с отражением в живописи новых революционных идей, равенства, братства, свободы и т. д. До начала 1930-х гг. живопись в СССР была довольно свободна от идеологической цензуры и отражала достаточно искренние впечатления авторов, художников от новой жизни, фиксировала их мечты, надежды, связанные с победой революции. Это, безусловно,

отразилось и на характере изображения народов СССР. Этнографическая точность в этот период встречается крайне редко, уступая место идейному настрою, новым художественным формам и творческому самовыражению, видению авторов.

В молодой советской России коренные народы получают различные формы поддержки, в том числе возможность высшего образования (рис. 12).

На данном рисунке идеологическая часть заключается исключительно в названии, а также, безусловно, в красном берете как символе революционного движения. На потрете отражены типичные внешние национальные черты северной девушки, однако традиционная одежда уступает место уже упомянутому европейскому берету. Подобный портрет отражает совершенно иные возможности для женщин и мужчин коренных народов Севера, которые росли в исключительно патриархальном обществе, но в результате свершившейся революции смогли изменить свою судьбу, получили новые возможности, новую жизнь.

Рис. 12. Студентка института народов Рис. 13. Малица авамских самоедов. А. П.

Севера. А. Ф. Пахомов, 1934 г. [12] Лекаренко, 1927 г. [4]

Помимо исключительно художественных произведений, в первые десятилетия советской власти уже упомянутая практика документальной фиксации этнических особенностей в работах профессиональных художников в полевых условиях продолжается.

Так, например, можно упомянуть красноярских художников Д. И. Каратанова, А. П. Лекаренко, которые в своих эскизах, картинах, набросках добиваются этнографически точного отображения быта, костюмов, образа жизни коренных народов Красноярского края (рис. 13) [4].

На рисунке А. П. Лекаренко изображение традиционной одежды — малицы — имеет этнографическую точность, несмотря на стилевые особенности изображения. Черты лица мужчины типичны для самоедов, несмотря на то что автор не придает им индивидуальности. Безусловно, данная работа еще не представляет собой типичный психологический портрет, этот этап в осмыслении национального вопроса произойдет в живописи несколько позже.

После постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» 23 апреля 1932 г. были распущены все художественные объединения и создан Союз художников СССР. Доминирующим становится стиль социалистического реализма, и большинство картин 1930—1960 гг. написаны именно в этой стилистике, что наложило определенный отпечаток и на изображение коренных народов СССР, а именно — внимание к деталям, соответствие их реальности при условии довольно оптимистичного отражения действительности.

Во время и после Великой Отечественной войны представители различных народов в живописи изображались в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать единение советского народа перед лицом фашистской агрессии, героизм каждого советского человека, который вне зависимости от национальности все свои силы отдает Победе (рис. 14, 15).

На картине якутского художника П. П. Романова изображен молодой лейтенант, уроженец Таттинского улуса Георгий Павлович Баланов, который комиссован после тяжелого ранения, но его взгляд светится несгибаемой силой и решимостью биться с врагом. Шашка на коленях наполовину обнажена в характерном жесте, кажется, что молодой человек вот-вот бросится на врага. Помимо черт лица ничего на картине не выдает национальной принадлежности воина, он находится в городском доме, на нем военная форма тех лет. Возможно, замысел художника как раз и состоял в том, чтобы показать, что на месте этого молодого человека может быть каждый, с другой стороны, появление данного портрета в непростое военное время показывает, что Якутии есть чем гордиться, у нее есть свои славные сыны-герои.

Рис. 14. Портрет Рис. 15. Строительство Печорской железной дороги.

лейтенанта Г. П. Баланова. П. М. Митюшёв, 1948 г. [14]

П. П. Романов, 1943 г. [13]

На полотне П. М. Митюшева изображено строительство стратегически важной в годы войны магистрали — Печерской железной дороги. Несмотря на то что картина датирована 1948 г., события, изображенные на ней, относятся ко времени Великой Отечественной войны. Железная дорога проходила по землям, традиционно заселенных коми, но к ее строительству привлекалось не только местное население, но и русские, и заключенные, высланные ранее в Республику Коми. Тем не менее на полотне трудно разобрать кто есть кто, все одинаково самоотверженно трудятся на благо Родины, и в этом труде стираются социальные и национальные различия.

После войны, в конце 1940-х и в 1950-е гг. начинается активное освоение природных богатств страны, что связано с распространением хозяйственной деятельности в места проживания коренных народов и в первую очередь — народов Севера и Сибири. Основное содержание живописи в это время — внедрение достижений цивилизации в жизнь коренных народов, их активное обучение, освоение новых профессий. Традиционные быт и культура отходят на задний план (рис. 16).

На картине Г. А. Семакова изображен один из представителей северных народов с дочерью, которые въехали в новую благоустроенную квартиру. Мужчина радуется, девочка изумленно наблюдает за тем, как включается и выключается свет. Для нее это чудо. Художник данным полотном подчеркивает, что для этих людей сказка уже стала былью. Здесь, по-видимому, намеренно не указывается национальность героев картины, они тем самым отражают идею, что подобные изменения происходят по всему Северу.

Приведение коренных народов к новому быту, цивилизации в середине XX века однозначно расценивалось как позитивное явление. Вопросам сохранения традиционного образа жизни и занятий коренных народов уделялось незначительное внимание, тем более что многие места проживания коренных народов были существенно изменены в результате хозяйственной деятельности до такой степени, что традиционными занятиями — охота, рыбалка, оленеводство — там стало невозможно заниматься. У коренных народов, таким образом, не осталось выбора, и они вынуждены были адаптироваться к новым условиям жизни.

Рис. 16. В новых условиях. Рис. 17. Нганасан. Г. А. Булгаков, 1968 г. [16]

Г. А. Семаков, 1957 г. [15]

В 1960—1980-х гг. хозяйственное освоение труднодоступных территорий в СССР продолжалось и тема коренных народов представлена в живописи достаточно широко. В это время на смену социалистическому реализму приходит «суровый стиль», представители которого стремились воссоздать действительность с предельной глубиной и выразительностью. «Суровому стилю» присущи лаконичность и обобщение художественного образа, насыщенный эмоциональный строй картины. Художниками этого стиля воспевался героический труд, покорение природы в тяжелых условиях в тайге, степях, пустынях, вечной мерзлоте (рис. 17, 18), центральной фигурой остается человек как творец своего счастья. Соответственно основными жанрами «сурового стиля» был портрет, в том числе групповой, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Для сурового стиля характерны «крупный формат, фронтальная поза портретируемых, фигуры которых занимают все пространство, строгий и сосредоточенный взгляд на зрителя» [4, с. 1536]. Параллельно появляется и «психологический» портрет, целью которого было посредством живописных средств передать особенности личности портретируемого, его мысли, чувства, надежды и т. д. (рис. 19). В этот же период появляется и значительное число национальных художников, которые, изображая представителей своей национальности, уже позволяют зрителю взглянуть на тему коренных народов СССР изнутри, их собственными глазами.

Рис. 18. Колхозный механизатор. Рис. 19. Портрет старика. А. И. Бельды,

Д. К. Свешников, 1972 г. [17] 1978 г. [18]

Молодой нганасан на картине Г. А. Булгакова изображен в задумчивости, при этом его фигура и взгляд выражают спокойствие, уверенность и силу (рис. 17). Достаточно явственно представлены национальные элементы в одежде (малица с орнаментами), типичная трубка, характерные для данного народа черты лица, на заднем плане присутствуют традиционные жилища. Цветовая гамма картины, а также такая деталь, как свернувшаяся клубком собака, позволяют нам почувство-

вать суровость условий — холод и ветер. Именно такие сильные люди могут работать на этой земле.

На картине Д. К. Свешникова изображена активная, энергичная женщина (рис. 18). Ее национальность не указана автором, зато подчеркивается ее профессиональная деятельность, абсолютно новый для Севера тип женщины, которая занимается не традиционной работой и ремеслом, а выполняет мужскую высокопрофессиональную работу. «Современность» женщины подчеркивает и ее одежда, где полностью отсутствуют национальные мотивы. Принадлежность женщины к коренным народам выдают лишь черты ее лица. Если на картине Г. А. Булгакова отражена и всячески подчеркивается связь молодого человека с традициями своего народа, то на картине Д. К. Свешникова, наоборот, пропагандируется новая, «современная» жизнь коренных народов Севера.

Рис. 20. Обработка рыбы. Рис. 21. Осень. Ночь на стойбище.

В. Д. Дикий, 1983 г. [19] Ю. В. Спиридонов, 1985 г. [20]

На картине А. И. Бельды изображен пожилой мужчина (рис. 19). По чертам лица, одежде, предметам ясно, что он принадлежит к одному из коренных народов России. Слева находится скульптура тотемного животного — медведя, на полу перед которым миска с салом — традиционное подношение тотему. Таким образом, в картине художник отражает тему исконных языческих верований, которые продолжают жить у коренных народов, хотя и лишь в среде старшего поколения. Взгляд старика твердый, колючий, он готов отстаивать веру своих предков.

В 1980-х гг. в СССР впервые стали звучать вопросы экологии, в том числе сохранения природы в результате ее эксплуатации. Представители коренных народов не просто обретают свое лицо, но возвращаются в свою традиционную среду обитания и условия жизни. Теперь уже не столь актуальна цель нести достижения цивилизации коренным народам. Теперь целью становится сохранение природного разнообразия, традиционной культуры, языков, промыслов и условий жизни. Именно к этому периоду относится появление значительного количества портретов в природных условиях, в традиционной среде обитания коренных и малочисленных народов, в том числе написанных национальными художниками. При этом художники активно экспериментируют со стилями и жанрами (рис. 20, 21).

На акварели художника В. Д. Дикого изображен чукча, занятый заготовкой рыбы впрок — одного из основных продуктов питания северных народов (рис. 20). На заднем плане виднеются остовы чумов, развешанная для просушки одежда и рыба, а также неизменный спутник северных народов — собака. Вся картина кажется в туманном мареве, возможно, таким образом художник хотел отразить хрупкость и зыбкость, уходящую натуру традиционной жизни, быта коренных народов.

Рис. 22. Оттук харалаах (якутская поговорка — и в руках несёт и по бокам чернеет (об охотнике, идущем с добычей). А. В. Чикачев, 2012 г. [21]

Картина Ю. В. Спиридонова пронизана светом, солнцем, воздухом, полна восхищением и любовью к северной природе (рис. 21). Человек, олень и собака кажутся органичными частями пейзажа. Лица человека не видно, но по элементам одежды, типу жилища можно предположить, что это один из представителей коренных народов. Элементы «цивилизации» на картине лишь обозначены двумя вагончиками на заднем плане, сведены к минимуму.

После развала СССР в новой России интерес к изображению народов, ее населяющих, вновь возрастает. В первую очередь это связано с обострением национального вопроса практически во всех уголках бывшего СССР, а также последующей разработкой государственной национальной политики и системы мер по ее реализации. Параллельно по отношению к деятельности художников практически полностью исчезла цензура, что позволяло им находить принципиально новые пути творческого самовыражения и реализации своих идей. Теперь, так же как и в ХУШ-ХК веках, на первый план выходят этнонациональные особенности внешности, материальной культуры, быта, помноженные на современные технические и

жанровые живописные тенденции. Значительное место занимают художественные переосмысления эпоса, сказаний и мифов народов России. Появилось новое поколение национальных художников, в фокусе внимания которых не только история, но и современность своего народа, осмысление его места в мире.

На картине якутского художника А. В. Чикачева изображен мужчина в национальной одежде, возвращающийся с охоты с добычей (рис. 22). Черты лица и особенности костюма однозначно говорят, что перед нами один из представителей коренных народов Якутии. При этом лицо и фигура выполнены в несколько утрированной, карикатурной манере, которая характерна для многих работ данного художника. Возможно, подобным способом он отражает достаточно распространенное отношение к коренным народам (традиционно чукчи как обобщенный образ коренных северных народов в массовом сознании выступают героями распространенных анекдотов). Художник, казалось бы, изображает героя такого анекдота, однако показывает, что он очень непрост — он удачливый охотник и прекрасно адаптирован к суровым условиям. Этот человек прекрасно знает, что он является предметом шуток, фольклора и может посмеяться над собой, но при этом он смеется и над шутниками. Про такого человека обычно говорят «себе на уме».

Рис. 23. Хозяйка алааса. И. И. Корякин, Рис. 24. В яранге. В. П. Афанасьев, 2015 г.

2018 г. [22] [23, с. 46]

На картине И. И. Корякина изображена маленькая якутская девочка, взбивающая масло на фоне бескрайней степи (рис. 23). Дым костра улетает в небо, символизируя связь с предками, глубокими корнями якутского народа. Бескрайняя степь как огромный мир, в котором живут сотни народов и в котором у якутов есть свое место (что подчеркивается и названием картины). Глубокую философскую сторону несколько уравновешивает вновь появляющаяся манера утрированных изображений (черт лица девочки, фигур коров). В целом создается ощущение легкости, сказочности сюжета.

Работа А. П. Афанасьева (как и многие другие его произведения) выполнена в более реалистичной манере (рис. 24). Здесь в сюжете картины на первый план выходит симбиоз традиционного уклада жизни и веяний цивилизации, которые уже прочно вошли в жизнь коренных народов. Картина пронизана подобными контрастами. Молодая мать сидит в чуме и нянчит ребенка, при этом она сама одета и в традиционную обувь и во вполне европейскую кофточку, ребенок закутан в белую кружевную пеленку, но пол застилают шкуры. Чайник, как и много столетий назад, подвешен к потолку, но традиционного очага уже нет, его заменяет горелка. На столе рыба — традиционная пища северных народов соседствует с чаем, который пьем мы все, и с сахаром. Мать с ребенком символизирует продолжение жизни, рода, народа. Художник в данном полотне показывает, что, безусловно, цивилизация неизбежно будет проникать в жизнь коренных народов, но это не означает потерю их самобытности, отказ от своих истоков. Данное полотно убеждает нас, что компромисс возможен и возможна дальнейшая жизнь и развитие.

Пробуждение национального самосознания коренных народов, которое выражается в том числе и в живописи, позволяет надеяться на то, что усилия, которые предпринимаются правительством России по сохранению коренных и малочисленных народов, их языка и культуры, будут активно поддержаны самими представителями данных народов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Таким образом в этнографическую науку коренные народы России вошли в первую очередь посредством изображений, зарисовок, гравюр. Тем не менее как герои живописных полотен коренные народы появляются достаточно поздно. В первую очередь это связано с темпами развития самой живописи в России, а также сложностями изображений с натуры.

Общую линию развития изображений коренных народов Севера и Сибири в живописи можно обозначить следующим образом: этнографические рисунки — исторические либо бытовые зарисовки — идеологические полотна — психологические портреты — рефлексия и саморефлексия, творческое самовыражение.

В изобразительном искусстве как средстве познания действительности по отношению к коренным народам наблюдались две биполярные тенденции их восприятия. Первую тенденцию, которая как доминирующая просуществовала до конца XX века, можно обозначить как «извне вовнутрь», когда представители титульной нации (русские) изучали/воспринимали представителей коренных народов со своих цивилизационных, культурных, целевых, философских позиций. Коренные народы в этом случае выступали как объект неких действий, которые казались авторам правильными, — «приведения», «покорения», «просвещения» и т. д. При этом сами коренные народы оказывались достаточно пассивны, скорее адаптировались под изменяющиеся условия, не имея особо большого выбора. Вторая тенденция начинает появляться со второй половины ХХ века и может быть обозначена как «изнутри во вне». Появление данной тенденции связано с возрастающими процессами формирования национального самосознания и национальной идентичности. Косвенным свидетельством этого является рост числа национальных художников, в произведениях которых отражена этнонациональная саморефлексия коренных народов. Для данной тенденции характерно примирение, знакомство, принятие инаковости, отстаивание права на свой образ жизни и самое главное — самостоя-

тельное осознание его ценности и его принятия самими представителями коренных народов.

Список источников

1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. 19 декабря 2012 года № 1666 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 05.01.2022).

2. Le Moël B., Moliner P., Ramadier T. Représentation sociale du milieu marin et iconographie du territoire chez des élus de communes littorales françaises // Vertigo. 2015. Vol. 15. Ио. 1. URL: https://journals.openedition.org/vertigo /16014 (дата обращения: 05.01.2022).

3. Володарская Е. А., Разина Т. В. Образ женщины-ученого в изобразительном искусстве СССР как отражение гендерного неравенства в науке // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 1. С. 125—137.

4. Амосова М. А., Копцева Н. П., Ситникова А. А., Середкина Ю. С., Замараева Ю. С., Кисто-ва А. В., Резникова К. В., Колесник М. А., Пименова Н. Н. Этнокультурная идентичность в произведениях красноярских художников // Journal of Siberian Federal University Humanities & Social Sciences. 2019. Т. 8 (№ 12). С. 1524—1551

5. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского Государства. Атлас. Санкт-Петербург. Императорская Академия Наук, 1788. 111 с.

6. Грегори И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Часть первая о народах финского племени, известных по Истории Российской под общим именем Руссов. Санкт-Петербург. Иждивением книгопродавца Ивана Глазунова при Императорской Академии Наук, 1799. 146 с.

7. De Pauly T. Description ethnographique des peuples de la Russie. Imprimerie de F. Bellizard. Saint-Petersbourg. 1862. 310 p. 63 f.ill.

8. Командорские алеуты // Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова. URL: https://www.kamlib.ru/ethnography/territoriya-kamchatka/ korennye-malochislennye-narody-kamchatki/ (дата обращения: 29.01.2022).

9. Камчатские эвены // Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова. URL: https://www.kamlib.ru/ethnography/territoriya-kamchatka/korennye-malochislennye-narody-kamchatki/ (дата обращения: 29.01.2022).

10. Чебодаева М. История Хакасии в картине, написанной в 1875 году: сбор ясака казаками // Информационное Агентство «Хакасия». URL: https://19rus.info/index.php/kultura-i-sport/item/140044-istoriya-khakasii-v-kartine-napisannoj-v-1875-m-godu-sbor-yasaka-kazakami (дата обращения: 27.01.2022)

11. Художник Николай Николаевич Каразин // Миртесен. URL: https://art.mirtesen.ru/blog/43646912712/Hudozhnik-Nikolay-Nikolayevich-Karazin. (дата обращения: 27.01.2022).

12. Советское искусство 20-30-х годов : живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство : [каталог временной выставки из фондов музея] / Государственный Русский музей ; [составители: Н. А. Барабанова и др.; авторы статей: Е. Н. Петрова, Е. Ф. Ко-втун]. Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1988. 80 с.

13. Романов П. П. Портрет лейтенанта Г. П. Баланова. 1943 // Виртуальный Русский му-зей.URL:https://virtualrm.spb.ru/fi/node/27981 (дата обращения: 27.01.2022).

14. Вавилова В. Труд каждого во имя общей Победы: строительство Печорской железной дороги// Национальная галерея Республики Коми. URL: https://vk.com/@ngrkomi-vera-vavilova-trud-kazhdogo-vo-imya-obschei-pobedy-stroitels (дата обращения: 27.01.2022).

15. 70 лет с палитрой — выставка архангельского художника // Двина-Информ. URL: http://www.dvinainform.ru/culture/2012/09/07/9696.html (дата обращения: 29.01.2022).

16. Булгаков Г.А. Нганасан // ArtNow. URL: https://artnow.ru/kartina-Nganasan-hudozhnik-Bulgakov-Grigoriy-930660.html (дата обращения: 29.01.2022).

17. Дмитрий Константинович Свешников // Arctic Art. URL: https://allex-10bin.wixsite.com/arcticart/dmitrij-konstantinovich-sveshnikov (дата обращения: 29.01.2022).

18. Философия обряда. Коренные народы Севера // Словесница Искусств. URL: http://www.slovoart.ru/node/967 (дата обращения: 29.01.2022).

19. Дикий В. Д. Обработка рыбы // ArtNow. URL: https://artnow.ru/kartina-Obrabotka-ryby-hudozhnik-Dikiy-Vladimir-807311.html (дата обращения: 29.01.2022).

20. Спиридонов Ю. В. Осень. Ночь на стойбище. // Arts&Culture. URL: https://artsandculture.google.com/asset/autumn-night-in-the-nomads-cap-spiridonov-yuri-vasilyevich/4QGDTpPqRLmMsQ?hl=ru (дата обращения: 29.01.2022).

21. Смолянинов А. Народы России. Якутский художник Андрей Чикачев // Subscribe. URL: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8737185/ (дата обращения: 29.01.2022).

22. Истории в багете: «Воспоминания о детстве в творчестве Иннокентия Корякина» // Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). URL: http://www.sakhamuseum.ru/news/istorii-v-bagete-vospominaniya-o-det-stve-v-tvorchestve-innokentiya-koryakina (дата обращения: 29.01.2022).

23. Афанасьев В. П. Альбом произведений. Живопись. Графика. Скульптура. Благовещенск: Царское Слово, 2017. 208 с.

References

1. Strategy of the state nationality policy of the Russian Federation for the period up to 2025. December 19, 2012 № 1666. Official Internet portal of legal information. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (accessed: 01.05.2022). (In Russ.)

2. Le Moёl B., Moliner P., Ramadier T. Social representation of the marine environment and iconography of the territory among elected representatives of French coastal municipalities. Vertigo. 2015. Vol. 15. №. 1. Available at: https://journals.openedition.org/vertigo/16014 (accessed: 05.01.2022). (In France)

3. Volodarskaya E. A., Razina T. V. The image of a woman scientist in the visual arts of the USSR as a reflection of gender inequality in science. Sociology of Science and Technology. 2017. Vol. 8. No. 1. pp. 125-137. (In Russ.)

4. Amosova M. A., Koptseva N. P., Sitnikova A. A., Seredkina Yu. S., Zamaraeva Yu. S., Kisto-va A. V., Reznikova K. V., Kolesnik M. A., Pimenova N.N. Ethnocultural identity in the works of Krasnoyarsk artists. Journal of Siberian Federal University Humanities & Social Sciences. 2019. Vol. 8 (No. 12). pp. 1524—1551. (In Russ.)

5. Pallas P. S. Puteshestvie po raznym provinciyam Rossijskogo Gosudarstva. Atlas [Travel to different provinces of the Russian State. Atlas]. Saint Petersburg. Imperial Academy of Sciences, 1788.111 p. (In Russ.)

6. Gregory I. G. Opisanie vsekh v Rossijskom gosudarstve obitayushchih narodov, takzhe ih zhi-tejskih obryadov, ver, obyknovenij, zhilishch, odezhd, zhilishch, veroispovedanij i prochih dostopa-myatnostej. Chast' pervaya o narodah finskogo plemeni, izvestnyh po Istorii Rossijskoj pod obshchim imenem Russov. [Description of all the peoples living in the Russian state, as well as their everyday rituals, faiths, customs, dwellings, clothes, dwellings, religions and other monuments. Part one about the peoples of the Finnish tribe, known from Russian History under the common name of Russ]. Saint Petersburg. Dependency of the bookseller Ivan Glazunov at the Imperial Academy of Sciences, 1799.146 p. (In Russ.)

7. By Pauly T. Etnograficheskoe opisanie narodov Rossii. [Ethnographic description of the peoples of Russia]. F. Bellizard printing. Saint Petersbourg. 1862. 310 p. 63 f.ill. (In France).

8. Komandorskie aleuty [Commander Aleuts] // Kamchatka Regional Scientific Library named after S. P. Krasheninnikov. Available at: https://www.kamlib.ru/ethnography/territoriya-kamchatka/korennye-malochislennye-narody-kamchatki/ (accessed: 29.01.2022). (In Russ.)

9. Kamchatskie eveny [Kamchatka Evens] // Kamchatka Regional Scientific Library named after S.P. Krasheninnikov Available at: https://www.kamlib.ru/ethnography/territoriya-kamchatka/korennye-malochislennye-narody-kamchatki/ (accessed: 29.01.2022). (In Russ.)

10. Chebodaeva M. lstoriya Hakasii v kartine, napisannoj v 1875 godu: sboryasaka kazakami. Information Agency "Khakassia" [The history of Khakassia in a picture painted in 1875: the collection of yasak by the Cossacks]. Available at: https://19rus.info/index.php/kultura-i-sport/item/140044-istoriya-khakasii -v-kartine-napisannoj-v-1875-m-godu-sbor-yasaka-kazakami (accessed: 27.01.2022) (In Russ.)

11. Artist Nikolai Nikolaevich Karazin. Mirtesen. Available at: https://art.mirtesen.ru/blog/43646912712/Hudozhnik-Nikolay-Nikolayevich-Karazin. (accessed: 27.01.2022) (In Russ.)

12. Sovetskoe iskusstvo 20-30-h godov : zhivopis', grafika, skul'ptura, dekorativno-prikladnoe iskusstvo : [katalog vremennoj vystavki iz fondov muzeya] [Soviet art of the 20-30s: painting, graphics, sculpture, arts and crafts: [catalog of a temporary exhibition from the museum's funds]. Leningrad: Art, Leningrad branch, 1988. 80 p. (In Russ.).

13. Romanov P.P. Portret lejtenanta G. P. Balanova. 1943 [Portrait of Lieutenant G.P. Balanov. 1943]. Virtual Russian Museum. Available at: https://virtualrm.spb.ru/fi/node/27981 (accessed: 27.01.2022) (In Russ.).

14. Vavilova V. Labor of everyone in the name of the common Victory: construction of the Pechora railway. National Gallery of the Komi Republic. Available at: https://vk.com/@ngrkomi-vera-vavilova-trud-kazhdogo-vo-imya-obschei-pobedy-stroitels (accessed: 27.01.2022) (In Russ.).

15. 70 years with a palette — an exhibition of an artist from Arkhangelsk. Dvina inform. Available at: http://www.dvinainform.ru/culture/2012/09/07/9696.html (accessed: 29.01.2022) (In Russ.).

16. Bulgakov G.A. Nganasan. ArtNow. Available at: https://artnow.ru/kartina-Nganasan-hudozhnik-Bulgakov-Grigoriy-930660.html (accessed: 29.01.2022) (In Russ.).

17. Dmitry Konstantinovich Sveshnikov. Arctic Art. Available at: https://allex-10bin.wixsite.com/arcticart/dmitrij-konstantinovich-sveshnikov (accessed: 29.01.2022) (In Russ.).

18. Philosophy of ritual. Indigenous peoples of the North. Slovenica Iskusstva. Available at: http://www.slovoart.ru/node/967 (accessed: 29.01.2022) (In Russ.).

19. Wild V.D. Fish processing. ArtNow. Available at: https://artnow.ru/kartina-Obrabotka-ryby-hudozhnik-Dikiy-Vladimir-807311.html (accessed: 29.01.2022) (In Russ.).

20. Spiridonov Yu. V. Autumn. Night at the camp. Arts&Culture Available at: https://artsandculture.google.com/asset/autumn-night-in-the-nomads-cap-spiridonov-yuri-vasilyevich/4QGDTpPqRLmMsQ?hl=ru (accessed: 29.01.2022) (In Russ.).

21. Smolyaninov A. Peoples of Russia. Yakut artist Andrei. Subscribe. Available at: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8737185/ (accessed: 29.01.2022) (In Russ.).

22. Stories in a baguette: "Memories of childhood in the work of Innokenty Koryakin". National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia) [на англ.]. Available at: http://www.sakhamuseum.ru/news/istorii-v-bagete-vospominaniya-o-det-stve -v-tvorchestve-innokentiya-koryakina (accessed: 29.01.2022) (In Russ.).

23. Afanasiev V. P. Al'bom proizvedenij. Zhivopis'. Grafika. Skul'ptura [Album of works. Painting. Graphics. Sculpture]. Blagoveshchensk: Publishing House "Tsar's Word", 2017. 208 p. (In Russ.).

Информация об авторе / Information about the author

Кандыбович Сергей Львович

Sergey L. Kandybovich

доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, академик РАО, ResearcherID: Y-8814-2018

Sc. D. (psychology), professor, Academician of RAO, ResearcherID: Y-8814-2018

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина Рязань, Россия, 390000, ул. Свободы, д. 46

Разина Татьяна Валерьевна

доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО, Researcher ID: O-2561-2015

Институт мировых цивилизаций, Москва, Россия, 119049, Ленинский проспект, д. 1/2, корп. 1

Ryazan State University named

S.A. Yesenin, 46, Svobody st., 390000, Ryazan,

Russia

Tatyana V. Razina

Associate Professor, corresponding member of RAO,

ResearcherID: O-2561-2015

Institute of World Civilizations, Moscow, bldg. 1, 1/2, Leninsky prospect, 119049, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.01.2022

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.01.2022

Принята к публикации / Accepted for publication 31.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.