Научная статья на тему 'КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ: СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ: СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коренные малочисленные народы / конституция / сохранение национальной идентичности / концепция устойчивого развития / этническая общность. / indigenous peoples / constitution / preservation of national identity / concept of sustainable development / ethnic community.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерёменко Анна Константиновна

Целью статьи является определение основ правового регулирования в сфере сохранения национальной идентичности коренных малочисленных народов. Задачами работы являются детальный анализ действующего законодательства и прогнозирование его возможных изменений. Результатом статьи является обнаружение проблемы нереализованности целей, поставленных законами и подзаконными актами. Делается вывод о необходимости улучшения нормативной основы жизнедеятельности коренных малочисленных народов, включая устранение правовых коллизий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ерёменко Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIGENOUS PEOPLES: PRESERVATION OF NATIONAL IDENTITY

The purpose of the article is to determine the basis of legal regulation in the field of preserving the national identity of indigenous peoples. The objectives of the work are a detailed analysis of current legislation and forecasting of its possible changes. The result of the article is the discovery of the problem of non-realization of the goals set by laws and regulations. The conclusion is made about the need to improve the regulatory framework for the life of indigenous peoples, including the elimination of legal conflicts.

Текст научной работы на тему «КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ: СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-46-50 ЕРЕМЕНКО Анна Константиновна,

NIION: 2018-0076-11/23-853 студент 2 курса Института частного права

MOSURED: 77/27-023-2023-11-853 Московского государственного

юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: ak.eremenko10@gmail.com

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ: СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. Целью статьи является определение основ правового регулирования в сфере сохранения национальной идентичности коренных малочисленных народов. Задачами работы являются детальный анализ действующего законодательства и прогнозирование его возможных изменений. Результатом статьи является обнаружение проблемы не-реализованности целей, поставленных законами и подзаконными актами. Делается вывод о необходимости улучшения нормативной основы жизнедеятельности коренных малочисленных народов, включая устранение правовых коллизий.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, конституция, сохранение национальной идентичности, концепция устойчивого развития, этническая общность.

EREMENKO Anna Konstantinovna,

2rd - year student of the Institute of Private Law Kutafin Moscow State University of Law (MSAL)

INDIGENOUS PEOPLES: PRESERVATION OF NATIONAL IDENTITY

Annotation. The purpose of the article is to determine the basis of legal regulation in the field of preserving the national identity of indigenous peoples. The objectives of the work are a detailed analysis of current legislation and forecasting of its possible changes. The result of the article is the discovery of the problem of non-realization of the goals set by laws and regulations. The conclusion is made about the need to improve the regulatory framework for the life of indigenous peoples, including the elimination of legal conflicts.

Keywords: indigenous peoples, constitution, preservation of national identity, concept of sustainable development, ethnic community.

Общемировые тенденции глобализации создали основу для сохранения и стремительных темпов развития как России в целом, так и национальной идентичности народов. В целях сохранения земель, природных ресурсов и обычаев коренных малочисленных народов (далее - КМН) было обращено внимание на защиту их человеческих и трудовых прав. Коллектив авторов Института этнологии и антропологии РАН отмечал: «Многие факторы влияют на коренные народы в современных условиях: их особый правовой статус в государстве, предполагающий специальную государственную политику, активное промышленное освоение районов их проживания, реформы в системах образования и здравоохранения, усиление конкуренции в использовании биологических ресурсов между общинами (семьями) коренных народов и коммерческими компаниями, развитие туризма, изменение состояния окружающей природной среды» [1].

При этом следует отметить, что темпы совершенствования и развития центральной

части России со всеми положительными и отрицательными сторонами стали значительно опережать подобные процессы в жизни северян, на что все чаще и чаще обращают свое внимание специалисты соответствующих отраслей [2].

В своей работе я бы хотела раскрыть некоторые аспекты правового регулирования образа жизни КМН на протяжении возникновения, становления и развития российского государства (в досоветский и советский периоды) и существования, в частности, Российской Федерации, выявить особенности «правового рычага» и определить изменения, которые могут произойти в настоящем законодательстве.

КМН на протяжении всего своего существования играли важную роль для российской истории. Появление таких народов на территории России объясняется многочисленными географическими открытиями отечественных путешественников. Они (открытия) в немалой степени повлияли на приобретение нашей страной статуса многонационального государства, который сохраняется и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

на сегодняшний день. Поэтому для реализации основных задач органам государственной власти и органам местного управления следует чтить память российских первооткрывателей, распространять информацию об их исследовательской деятельности и таким образом не допустить фальсификации отечественной истории, попытка осуществления которой активно реализуется западными странами.

А. Н. Агалархонова выделила следующие этапы становления и развития этих народов. Первый этап - период царской России, когда управление территориями, на которых проживали КМН, осуществлялось непосредственно из центра с помощью органов, введенных Иваном Грозным, -приказов. Среди них можно выделить территориальные приказы, к примеру, Сибирский приказ, который ведал сбором ясака - своеобразной дани с «северян», который исчислялся не в виде денежной суммы, что наблюдалось преимущественно в центральной части страны (Москва) а в виде пушнины (шкурки пушистых зверей - соболя, норки и горностая, соответственно). Вторым этапом является XVIII век, а именно - 1763 год, когда был издан документ, окончательно закрепивший обязанность «северных» народов платить дань в виде ясака (ясачный сбор). Приведенные примеры правового регулирования положения населения указанных регионов позволяют сделать следующие выводы. В целом на протяжении всего периода существования КМН в Российской Империи их положение нередко менялось за счет принятия нормативных правовых актов, которые могли как улучшить их статус, так и, наоборот, обременить и таким образом ухудшить. С приходом к власти большевиков в 1917 году правовой статус КМН значительно меняется. Упомянутый ранее автор в своей работе отмечает, что «Красные» сравняли «северян» в правах с остальной частью российского населения. Их политическая доктрина нашла свое отражение и в законодательстве, в том числе при принятии Основного Закона нового государства. В 1918 году была принята Конституция РСФСР, которая внесла кардинальные изменения в правовое положение всех граждан. Независимо от национальности все представители российского народа признавались равноправными субъектами Российского государства. Указывалось на недопустимость умаления прав по национальному признаку, однако ограничивались права так называемых «эксплуататоров» - правящих слоев дореволюционной России. Статья 64 Конституции РСФСР гласила, что все граждане Российской Республики обладают вне зависимости от вероисповедания, национальности и оседлости избирательным (т. е. активным и пассивным) правом, обеспечивая право КМН

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

определять правящие силы в новом государстве [3]. Следующий шаг на пути совершенствования правового положения КМН был сделан при принятии Конституции СССР от 1936 года, затем - Конституцией СССР от 1977 года. Благодаря изменению в содержании соответствующих статей Основного Закона правовое положение представителей КМН совершенствовалось. Данные изменения были обусловлены переменами в публично-правовых отношениях между, соответственно, органами государственной власти и такими этническими общностями. Положения предшествующих актов нашли свое отражение в современной российской Конституции 1993 года.

В настоящее время вопрос сохранения национальной идентичности КМН также составляет один из важных аспектов государственной политики Российской Федерации в сфере конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в Российской Федерации действуют соответствующие нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.), федеральные программы (Дальневосточный гектар), по предоставлению льгот и привилегий таким народам, направленные на их сохранение.

Первостепенным актом, регулирующим статус КМН, является Конституция Российской Федерации. В частности, важно отметить статью 69. Часть 1 указывает на гарантию обеспечения прав КМН в соответствии с общепризнанными нормами международного права и международными договорами РФ. Часть 2 данной статьи определяет гарантию государства в области сохранения прав данной социальной группы на сохранение культурных ценностей, хозяйствования и быта и закладывает основы государственной политики в сфере данных публично-правовых отношений.

Следующим в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих положение КМН, необходимо выделить специальный закон, который раскрывает данное понятие и в качестве основного критерия отнесения лица к такой группе выделяет именно численный состав - 50 тыс. человек. Данный нормативный правовой акт раскрывает права КМН на относительно земельных участков, расположенных на территории традиционного проживания их предков, на ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и быта (право на участие в проведении экологической и этнологической экспертизы по разработке государственных программ освоения природных ресурсов на территории традиционного проживания КМН, право на участие в организации и проведении надзора за соблюдением законодательства в сфере пользования землями в местах традици-

онного проживания и др.). Кроме того, Федеральный закон содержит права КМН на сохранение своей культуры (в частности, создавать культурные организации, фонды и образовательные центры с целью сохранения и распространения родного языка и духовных ценностей) [4]. Данный федеральный закон после Конституции РФ является основным в сфере регулирования отношений касаемо гарантий и прав КМН.

Помимо указанного закона, правовое положение КМН регулируют и другие законы (в том числе федеральные). Шарапова А. А. в качестве таковых приводит следующие акты: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и т. д. Автор указывает, что большое разнообразие нормативных правовых актов в данной области может привести к коллизии и, соответственно, конкуренции этих актов при решении вопросов относительно правового статуса КМН (к примеру, каким образом рассчитать размер социальных выплат и пенсий и кто в целом имеет право на подобный вид государственной поддержки населения?) [5].

Помимо федеральных законов, существует немало указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и иных актов. К примеру, для предоставления этносу прав и свобод, гарантируемых государством, необходимо отнесение данной общности к КМН. Этот вопрос решен в специальном Постановлении Правительства РФ. Именно критерий «принадлежности» и предопределяет: будет ли этому гражданину предоставлено право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, право на объединение с другими представителями данной группы в общины КМН, на ведение традиционного образа жизни, хозяйствования, сохранение и развитие культуры [6]. В группе КМН нормативным способом выделяется особая общность - КМН Севера: их перечень закреплен Распоряжением Правительства РФ [7].

Несмотря на широкий спектр норм права, регулирующих права, свободы и гарантии КМН, при правоприменении возникают самые разные проблемы. Причина заключается в том, что они носят в большинстве случаев декларативный характер, лишь провозглашая наличие такого ста-

туса у КМН, часть требует конкретики - более развернутого правового регулирования (что проявляется в судебной практике высших судов), а часть вообще отменена. Т. Т. Сазанакова упоминает отмену в 2004 году Федерального закона «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». По ее мнению, это означает отказ органов государственной власти от проведения «северной» политики, которая учитывала особенности климатических условий и их влияние на жизнедеятельность и быт КМН [8].

Что касается дальнейшего нормативного закрепления статуса КМН, то в настоящее время разработаны федеральные программы по их сохранению и развитию. Так, Н. Степанова пишет, что, согласно поручению Президента Российской Федерации 2008-2012 гг. Д.А. Медведева Правительству Российской Федерации, подписанному 16 октября 2008 г. по итогам визита на Дальний Восток, 4 февраля 2009 г. Правительством России была утверждена «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [9].

Цель Концепции - создание условий и предпосылок, необходимых для сохранения культурной самобытности КМН, их традиционного образа жизни, хозяйствования и быта, а также для приспособления таких социальных общностей к меняющимся условиям социально-экономической действительности.

С учетом приведенного анализа правовой основы регулирования государственной политики по сохранению национальной идентичности КМН можно выделить следующие задачи государства в данной области:

• направить усилия на осуществление нормативно закрепленных федеральных и региональных государственных программ по сохранению культуры и быта КМН Севера, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа Российской федерации;

• определить в местах традиционного проживания, жизни и деятельности КМН те земельные участки, на которых без одобрения данных этнических общностей невозможна деятельность по эксплуатации таких земель и их природных ресурсов (недр, включая полезные ископаемые);

• разработать земельный кадастр и кадастры природных ресурсов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской федерации и т. д.

Среди актов по дальнейшему развитию КМН, как указывает Тория Р. А., необходимо отметить Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666. Этим документом была утверждена Стратегия государственной национальной политики Россий-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ской Федерации на период до 2025 года (далее -Стратегия), которая непосредственно раскрывает содержание Указа и содержит основополагающие цели, задачи, принципы и меры, направленные на реализацию государственной политики, направленной на решение национального вопроса. Данная Стратегия позволит решить насущные вопросы и представляет собой звено в системе нормативных правовых актов, которые в единстве и взаимосвязи содействуют осуществлению государственных программ по данной сфере общественной жизни. Автор подчеркивает, что Стратегия построена с соблюдением основ конституционного строя Российской Федерации, указанных в главе 1 Основного Закона, т.е. на началах федеративного, демократического, правового государства с республиканской формой правления (статья 1). Исследователь обращает внимание на потребность в претворении Стратегии в жизнь посредством взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с объединениями гражданского общества - с ассоциациями (союзами), общинами КМН и другими общественными организациями, цель которых состоит в реализации прав и свобод человека и гражданина [10].

За рассматриваемый период произошли существенные перемены в жизни российских аборигенов, их правовом и социально-экономическом положении. И это нашло отражение в нормативных документах. Однако многообразие последних существенно запутало представителей КМН.

Хорошие законы не гарантируют хорошей жизни людей. Но их отсутствие или сужение сферы их действия оказывают существенное негативное воздействие на все сферы жизни северян.

Подводя итог написания научной статьи, хотелось бы отметить, что законодательство, регулирующее правовое положение КМН, не стоит на месте. Отношения между государством о представителями данных этнических общностей постоянно видоизменяются. В связи с этим органам законодательной, исполнительной и судебной власти необходимо осуществлять контроль за актуальностью нормативных правовых актов в области КМН и при необходимости внести в них изменения актом равной либо высшей юридической силы или вовсе отменить принятием других документов. Благодаря оперативной деятельности властей, которая проявляется в усовершенствовании правового регулирования, жизнедеятельность таких социальных групп (КМН) возможно изменить в лучшую сторону. Причем суть усовершенствования нормативной основы быта и культуры представителей КМН заключается во

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

взаимодействии всех элементов государственной власти. На данном этапе общественного развития важны меры, принимаемые не только законодательной и исполнительной ветвями власти, но еще и судебный и прокурорский контроль (надзор), целью которых являются выявление правонарушений в сфере реализации гарантии прав КМН, проверка конституционности нормативных правовых актов и толкование Основного Закона. Последнее позволит избежать разногласий при реализации и применении федеральных законов и иных актов в их взаимосвязи с Конституцией РФ.

Список литературы:

[1] Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России / Отв. ред. Н. И. Новикова, Д. А. Функ. - М.: издание ИЭА РАН, 2012. - 204 с., 44 табл.

[2] Леонтенкова Е. А. Права коренных малочисленных народов России: теоретико-правовой аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 165

[3] Агаларханова А. Н. Национальная политика Российской Империи и Советской России в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. №6. С. 19-20.

[4] Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1999 г., № 18, ст. 2208.

[5] Шарапова А. А. Некоторые аспекты правового статуса коренных народов Российской Федерации и примеры судебной практики // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. № 4. С. 159-160.

[6] Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2000 г., № 14, ст. 1493.

[7] Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 № 536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г., № 17, ст. 1905.

[8] Сазанакова Т. Т. О правовом регулировании государственной поддержки коренных малочисленных народов Сибири // Вестник КемГУ. 2012. № 3 (51). С. 326.

[9] Степанова Н. Права и государственные гарантии малочисленных коренных народов

Севера // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). 2010. С. 126.

[10] Тория Р. А. Проблемы правового регулирования при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5. С. 102.

Spisok literatury:

[1] Sever i severiane. Sovremennoe polozhenie korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii / Otv. red. N. I. Novikova, D. A. Funk. - M.: izdanie IEA RAN, 2012. - 204 s., 44 tabl.

[2] Leontenkova E. A. Prava korennykh malochislennykh narodov Rossii: teoretiko-pravovoi aspekt // luridicheskaia nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2022. № 1 (57). S. 165

[3] Agalarkhanova A. N. Natsional'naia politika Rossiiskoi Imperii i Sovetskoi Rossii v otnoshenii korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka // Gumanitarnye issledovaniia v Vostochnoi Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2013. №6. S. 19-20.

[4] Federal'nyi zakon ot 30.04.1999 № 82-FZ «O garantiiakh prav korennykh malochislennykh narodov Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonod-atel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 1999 g., № 18, st. 2208.

[5] Sharapova A. A. Nekotorye aspekty pravo-vogo statusa korennykh narodov Rossiiskoi Federatsii i primery sudebnoi praktiki // Aziatsko-Tikhookean-skii region: ekonomika, politika, pravo. 2019. № 4. S. 159-160.

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.03.2000 № 255 «O Edinom perechne korennykh malochislennykh narodov Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 2000 g., № 14, st. 1493.

[7] Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17.04.2006 № 536-r «Ob utverzhdenii perechnia korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 2006 g., № 17, st. 1905.

[8] Sazanakova T. T. O pravovom regulirovanii gosudarstvennoi podderzhki korennykh malochislennykh narodov Sibiri // Vestnik KemGU. 2012. № 3 (51). S. 326.

[9] Stepanova N. Prava i gosudarstvennye garantii malochislennykh korennykh narodov Severa // MIR (Modernizatsiia. Innovatsiia. Razvitie). 2010. S. 126.

[10] Toriia R. A. Problemy pravovogo regulirova-niia pri realizatsii gosudarstvennoi natsional'noi poli-tiki Rossiiskoi Federatsii v otnoshenii korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2016. № 5. S. 102.

éT

ЮРКОМПАНИ

www.: law- books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально,

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-Library.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.