Научная статья на тему 'Коренные малочисленные народы России: политика и право'

Коренные малочисленные народы России: политика и право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1230
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ / ПРАВА / ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / NATIVE SMALLER PEOPLES OF RUSSIA / RIGHTS / POLICY / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аракчаа Кара-кыс Донгаковна

Рассматриваются проблемы формирования в Российской Федерации политико-правовых основ защиты прав и интересов коренных малочисленных народов Севера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аракчаа Кара-кыс Донгаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIVE SMALLER PEOPLES OF RUSSIA: POLICY AND RIGHTS

The article covers the problems of forming policy and legal basis of rights and interest protection of the North native smaller peoples in Russia.

Текст научной работы на тему «Коренные малочисленные народы России: политика и право»

К.Д. Аракчаа

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ: ПОЛИТИКА И ПРАВО

АРАКЧАА Кара-кыс Донгаковна - кандидат химических наук, доцент кафедры химии естественно-географического факультета Тывинского государственного университета, заведующая отделом политологии Тувинского института гуманитарных исследований при правительстве Республики Тыва (e-mail: [email protected])

Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования в Российской Федерации политико-правовых основ защиты прав и интересов коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы России, права, политика, законодательство.

Со второй половины 80-х гг., начавшегося процесса перестройки, гласности, первых демократических выборов усилилось критическое рассмотрение недавнего прошлого нашей страны и ее народов, в том числе политики государства в отношении малочисленных народов Севера и ее результатов.

Процесс формирования политических и общественных взглядов на проблему обеспечения прав и интересов коренных малочисленных народов с середины 80-х гг. ХХ столетия можно подразделить на несколько этапов.

Первый этап - середина 80-х - начало 90-х гг. - время постановки и попыток решения этой проблемы в политическом плане: первый демократически избранный Верховный Совет СССР неоднократно принимал постановления по проблеме малочисленных народов. Однако они не имели под собой реального механизма осуществления. Тем не менее в плане постановки проблемы, обозначения возможного и невозможного этот период дал российскому обществу и государству многое. В основном он связан с деятельностью государственных и общественных деятелей - представителей малочисленных народов, деятельностью их общественных организаций.

Именно с этого периода на уровне нормативных документов начинает прослеживаться изменение приоритетов государственной политики в отношении малочисленных народов, связанное с признанием их специфических интересов, права на самоуправление в тех или иных формах, права на земли и природные ресурсы. Поэтому этот этап можно условно назвать «политическим», а вопросы обеспечения прав и интересов коренных мало-

численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в сфере самоуправления, проблемы земельных и природоресурсных отношений остаются актуальными до сих пор.

Остроту проблеме земельных и природоресурсных отношений придает то, что акватории континентального шельфа, где издревле коренное население занималось морским зверобойным промыслом, обладают огромными запасами стратегически важных природных ресурсов - нефти, газа, золота и других металлов, пушнины, рыбы, морских зверей и т. д.

Это обстоятельство предопределило появление на волне демократических преобразований в России консолидированных политических и экономических требований со стороны данных народов. Эти требования были поддержаны многими учеными, политиками и государственными деятелями, что в немалой степени способствовало появлению ряда законов, нормативных актов и правительственных документов, где впервые была сделана достойная демократического государства попытка реализовать притязания малочисленных народов.

Законодательство середины 80-х - начала 90-х гг. в области земельных и природоресурсных отношений было неразрывно связано с проблемами охраны окружающей среды, так как именно с этой точки зрения понятнее и менее болезненно воспринимались притязания малочисленных народов на самоуправление - «контроль собственного развития», - а также на земли и иные природные ресурсы территорий их исконного проживания.

Одним из них наиболее значимых документов того периода стал Указ Президента РФ от 22.04.1992 года № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера»1. Это был политический указ, революционный по своему духу, в нем «территории традиционного природопользования» были объявлены «неотъемлемым достоянием» малочисленных народов и без их согласия не подлежали отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием.

Согласно этому Указу Правительству РФ предлагалось разработать и утвердить в установленном порядке правила использования земель и других природных ресурсов на территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, предусмотрев в них осуществление производственной деятельности только при положительном заключении государственной экологической экспертизы2.

1 См.: Указ Президента РФ № 397 от 22.04.1992 года «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 18. - Ст. 1009.

2 Правила использования земель и других природных ресурсов на территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера Прави-

На основании данного Указа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 1991 - 1993 гг. стали создаваться родовые хозяйства, общины, национальные предприятия и другие хозяйствующие субъекты коренных народов. Во многих северных субъектах Федерации были приняты законы или временные положения о территориях традиционного природопользования, на основании которых родовым общинам, хозяйствам коренных народов Севера были выделены и переданы на различных условиях территории традиционного природопользования. Разрабатывались и обсуждались законопроекты, которые были бы призваны помочь народам Севера преодолеть наследие излишнего патернализма, этносоциальное иждивенчество, развить свои национальные культуры, традиционное хозяйство и промыслы.

Завершающим шагом первого периода процесса формирования политических и общественных взглядов на проблему обеспечения прав и интересов коренных малочисленных народов стало принятие в декабре 1993 г. новой Конституции Российской Федерации. Большой победой демократических сил можно назвать включение в нее ст. 69, которая гарантировала «права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Данная статья не только обозначила на государственном уровне переход к принципам уважительного отношения к праву на сохранение традиционного образа жизни, методов и способов традиционного природопользования, праву на владение, пользование и распоряжение территориями традиционного природопользования, но и придала этой группе народов России статус субъекта международного права.

Ко второму этапу процесса формирования политических и общественных взглядов на проблему обеспечения прав и интересов коренных малочисленных народов можно отнести 1994 - 1998 гг. Этот период характеризуется интенсивным формированием законодательства по проблемам коренных малочисленных народов России на федеральном и региональном уровнях. Необходимо отметить, что если доли правовых актов по земельным отношениям, а также в области недро- и природопользования в действующем федеральном и региональном законодательстве примерно равны, то по вопросам местного самоуправления коренных малочисленных народов Севера доля правовых актов на региональном уровне больше, чем на федеральном. Кроме того, в региональном законодательстве появляется блок, касающийся традиционных отраслей хозяйствования, который практически отсутствует в федеральном законодательстве. По при-

тельством РФ разработаны не были, а введенный в действие через девять лет, в 2001 г., Земельный кодекс Российской Федерации признал утратившими силу часть положений этого Указа. - Прим. авт.

родоохранным вопросам, наоборот, региональное законодательство отставало от федерального.

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (1995) коренным малочисленным народам и этническим общностям на территориях особо охраняемых природных комплексов разрешается вести экстенсивное природопользование, использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания и сохранение традиционного образа жизни.

Защита природоохранных интересов и традиционного образа жизни предусматривается также Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995). Данным Законом в компетенцию федеральных органов государственной власти отнесено определение стратегии изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов и промысла живых ресурсов и т. д., при особом учете экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Кроме того, этим народам и этническим общностям предоставлено преимущественное право на использование живых ресурсов акваторий континентального шельфа1.

Законом Российской Федерации «О недрах» (1992) с учетом изменений и дополнений от 1995 г. в обязанность органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования вменена защита интересов малочисленных народов2. Статья 42 предусматривает, что при пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов РФ, используется для социально-экономического развития этих народов и групп.

Законом РФ «О соглашениях о разделе продукции» (1995) устанавливалось, что в отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр, передаваемого под поиск, разведку и добычу минерального сырья, требуется разрешение законодательного органа субъекта РФ, на территории которого расположен такой участок. Разрешение принимается с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления. Этим Законом вменялось в обязанность инвесторам при разработке недр на условиях соглашений о разделе продукции принимать все необходимые меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов,

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.95 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе» // СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4694.

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 21.02.92 года № 2395-1 «О недрах» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 16. - Ст. 834.

а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ1.

Дополнительные права коренным малочисленным народам на территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности предоставлены Федеральным законом «О животном мире» (1995), которым органы государственной власти субъектов РФ наделялись полномочиями обеспечения прав коренного населения на территориях его традиционного расселения и хозяйственной деятельности в части охраны окружающей природной среды, обеспечения традиционного образа жизни, а также традиционных способов использования объектов животного мира (ст.6)2. В соответствии с данным актом коренные малочисленные народы и их отдельные представители наделялись дополнительными правами в области охраны и использования животного мира, а именно правом применять традиционные методы добычи необходимых объектов животного мира, а также правом приоритетного пользования животным миром на территориях их традиционного расселения (первоочередной выбор промысловых угодий, льгот в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, исключительное право на добывание определенных видов животных).

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» (1996) почти в каждой статье отражены интересы коренных малочисленных народов Севера3. В этом Законе содержатся определения некоторых основных понятий, а именно «коренные малочисленные народы Севера», «традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера», «традиционное природопользование». Одним из принципов государственного регулирования социально-экономического развития Севера в данном Законе провозглашалось сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера, предусматривался механизм государственной поддержки этих народов, а также организация этноэкологических зон, выделение лимитов и квот на биологические ресурсы для хозяйственного использования в соответствии с экологическими требованиями.

В 1994 - 1998 гг. нормотворчество во многих субъектах РФ, особенно в областях самоуправления, традиционного хозяйствования, законодательного определения статуса и выделения территорий традиционного природопользования, родовых угодий, в области природопользования и т.д.,

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.95 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 18.

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.95 года № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1462.

3 См.; Федеральный закон Российской Федерации от 19.06.96 года «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1996. - № 26. - Ст. 3030.

опережало формирование федеральных норм. Точкой отсчета для законотворческого процесса в регионах были упомянутый Указ Президента РФ 1992 г., а также новая Конституция РФ. Наиболее полно законодательство по проблемам коренных малочисленных народов Севера было разработано в таких субъектах Федерации, как Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Хабаровский, Красноярский края, Магаданская область.

В целом необходимо отметить, что это был период активного нормотворчества, особенно на региональном уровне. Условно второй этап можно назвать «нормотворческим», т. е. периодом учета интересов малочисленных народов в федеральных отраслевых законах и активного нормотворчества на региональном уровне.

Третий этап формирования политики и законодательства в отношении малочисленных народов России приходится на 1999 - 2001 гг. Он ознаменовался принятием, так называемых, этнических федеральных законов, а именно «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999 года (с изменениями от 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 13 мая, 30 декабря 2008 г., 5 апреля 2009 г.) носит рамочный характер, и его можно воспринимать как развивающий положения ст. 69 Конституции РФ, гарантирующие права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Этот Закон включает нормы, которые связывают традиционный образ жизни малочисленных народов с природопользованием, признают их исконную среду обитания как исторически сложившийся ареал, в границах которого народы осуществляют свою жизнедеятельность (п. 2 и 3 ст.1). Закон разграничивает полномочия органов публичной власти по рассматриваемому вопросу.

Кроме того, данный Закон впервые гарантирует малочисленным народам не только индивидуальные права (ч. 2 ст. 8), но и коллективные (ч. 1 ст. 8).

Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.) устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов. Он определяет также правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. В законе дано определение общин как формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам. Эти общины создаются в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры, могут объединяться в союзы (ст.1). Деятельность общин носит некоммерческий характер (ст.5).

Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями от 26 июня 2007 г., от 23 июля 2008 г. от 3 декабря 2008 г.) предусматривает, как это вытекает из названия закона, что выделение территорий традиционного природопользования (ТТП) представляет собой организационно-правовую форму реализации малочисленными народами права на земли и сопутствующих прав.

Обращает на себя внимание следующее:

предоставление территорий увязывается исключительно с ведением традиционного природопользования и традиционного образа жизни (преамбула);

территории традиционного природопользования являются разновидностью особо охраняемых природных территорий, что предполагает учет соответствующих положений Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», в частности тех, которые характеризуют указанные территории как объект общенационального достояния, объявляют их государственной (федеральной или региональной) или муниципальной собственностью, устанавливают специальный режим охраны данных территорий и ответственность за его нарушение (ст.1);

на пользование ТТП вправе претендовать лица из числа малочисленных народов и общины этих народов. Иные лица, не относящиеся к малочисленным народам, могут наделяться подобным же правом при условии, что они постоянно живут в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведут такие же, как данные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни (ст.3);

территории традиционного природопользования могут быть трех видов: федерального, регионального и местного значения (ст.5). Разновидность региональных ТТП составляют территории, образованные в границах нескольких субъектов Федерации (ст.7), а разновидностью местных являют-

ся ТТП, находящиеся на территории нескольких муниципальных образований (ст.8);

право выбора вида ТТП и инициатива по их образованию принадлежит лицам, относящимся к малочисленным народам, общинам этих народов или их уполномоченным представителям, однако окончательное решение во всех случаях принимают соответствующие органы публичной власти, названные в законе (ст.6);

каждая из территорий должна иметь официально утвержденные границы. Ее размеры устанавливаются по критериям, названным в законе (ст.9);

правовой режим ТТП определяется соответствующими положениями, утвержденными соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (ст.11).

лица, относящиеся к малочисленным народам, и их общины в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями малочисленных народов вправе использовать природные ресурсы, находящиеся на территориях традиционного природопользования (ст.13), а также вправе безвозмездно пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на этих территориях (ст.14).

Подводя итог «этническому» периоду в формировании государственной политики и законодательства в отношении коренных малочисленных народов России, необходимо отметить, что, несмотря на то, что эти законы подвергались критике в формальности, «рамочности» и отсутствии механизмов их реализации, их принятие означает значительный шаг вперед по пути признания государством особых прав коренных малочисленных народов России.

Четвертый этап, начавшийся в 2002 г., можно назвать периодом совершенствования и углубления политики и правоприменительной практики в отношении коренных малочисленных народов России. В порядке реализации принятых законов разрабатываются и принимаются соответствующие программы развития коренных малочисленных народов Севера. В частности, Распоряжением Правительства РФ № 1661 -р от 21 ноября 2007г. утверждена Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года».

Россия в 2007 г. включилась в проведение второго Международного десятилетия коренных народов мира принятием Комплекса первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации данного десятилетия.

В 2009 г. Правительство России утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России на период до 2025 г. Целью Концепции является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей данных народов.

Отмечая особенности четвертого периода, заметим, что в целях практической реализации принятых федеральных законов, программ развития коренных малочисленных народов Правительство России в 2009 г. утвердило «Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Список литературы

1. Аракчаа, К.Д., Зайдфудим, П.Х. Коренные малочисленные народы Севера. - М.: Научная книга, 1999.

2. Кряжков, В А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. - М.: Норма, 2010.

© Аракчаа К.Д., 2011

М.Г. Алибеков

проблемы ФОРМИРОВАНИЯ антитеррористической коалиции

АЛИБЕКОВ Магомед Гаджиисхакович - Дипломатическая академия МИД России (e-mail: [email protected])

Аннотация. Исследуется проблема противодействия международному терроризму. Обосновывая сложность проблемы, автор определяет необходимые меры формирования эффективной системы противодействия терроризму как внутри России, так и на международной арене. Ключевые слова: международный терроризм, противодействие терроризму, антитеррористическая коалиция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.