Научная статья на тему '«Коренные малочисленные народы» как конституционно-правовая категория'

«Коренные малочисленные народы» как конституционно-правовая категория Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1840
752
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INDIGENOUS ON DELIVERY / CONSTITUTIONAL AND LEGAL CATEGORY / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубан Владимир Владимирович

В статье проводится анализ юридической природы и содержания такой конституционно-правовой категории, как «коренные малочисленные народы» с позиций российского законодательства и различных научных точек зрения отечественных государствоведов, а также через призму интерпретации таких составляющих её понятий, как этнос, этническая общность, нация, национальность, народ и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper analyzes the legal nature and content of the constitutionallegal category as "indigenous numerically small native people" from the standpoint of the Russian of legislation and different scientific points of view of domestic law researchers, as well as through the prism of the interpretation of its constituent in notions like ethnicity, ethnic group, nation, the national, nation, etc.

Текст научной работы на тему ««Коренные малочисленные народы» как конституционно-правовая категория»

1.5. «КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ» КАК КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Рубан Владимир Владимирович - мировой судья судебного участка Терского района Мурманской области

Аннотация: В статье проводится анализ юридической природы и содержания такой конституционноправовой категории, как ««коренные малочисленные народы»с позиций российского законодательства и различных научных точек зрения отечественных го-сударствоведов, а также через призму интерпретации таких составляющих её понятий, как этнос, этническая общность, нация, национальность, народ и др.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, конституционно-правовая категория, законодательство.

Annotation: This paper analyzes the legal nature and content of the constitutional- legal category as "indigenous numerically small native people" from the standpoint of the Russian of legislation and different scientific points of view of domestic law researchers, as well as through the prism of the interpretation of its constituent in notions like ethnicity, ethnic group, nation, the national, nation, etc. Keywords: Indigenous on delivery, constitutional and legal category, legislation.

Определение конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов России в отечественном государствоведении невозможно без правильного понимания дефиниции «коренные малочисленные народы».

Статус коренных малочисленных народов определяется в первую очередь Конституцией России, в ст. 691 которой закреплено: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов...», а также Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ2 и иными нормативно-правовыми актами, анализ которых будет осуществлен далее.

Названный Федеральный закон содержит следующее определение: «Коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее малочисленные народы) -народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническим общностями».

Несмотря на имеющуюся законодательную дефиницию «коренные малочисленные народы», отсутствует единая интерпретация таких составляющих её понятий, как этнос, этническая общность, нация, национальность, народ и др. Так, например, ст. 69 Конституции России адресует нас к коренным малочисленным народам, а пункт «м» ст. 72 указывает на малочисленные этнические общности. Кроме того, законодательно не определен статус национальных меньшинств.

1 Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2 Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2208.

В этой связи полагаем необходимым более углубленный анализ категории «коренные малочисленные народы» с раскрытием всех указанных в ней элементов, начиная с термина «народ», который в свою очередь содержит государственно-правовой и этнический аспекты.

По мнению Л.А. Морозовой: «на развитие государственности, в том числе и российской, оказывает существенное влияние фактор этничности, т.е. «генетическая» преемственность населяющих Россию народов, своеобразие их образа жизни, языка, религии, национальных ценностей, быта, культуры, традиций, мировоззрения».3

Этнический аспект развития российской государственности и ее народов имеет государствообразующее значение, и в целом влияет на форму государственного устройства России и правовой статус народов. Однако этнический аспект дефиниции «народ» необходимо

рассматривать через призму такой категории как «этнос».

Г. Т. Товадов указывает, что этнос (греч. ethnos - племя, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме).4

А.Н. Кокотов полагает, что этносы как своеобразные социальные общности могут быть разделены на несколько видов: племя, народность, нация. По его мнению, племя представляет собой этнос в его зачаточном состоянии. Племя по своей сути природно-социальный феномен. Народность от племени отличает особое значение искусственно-творимых институтов (наука, искусство, религия и т.п.). Нации же отличают такие институты как государство, политические союзы, массовое производство и т.п.5 Указанная классификация этноса исходит из его природно-социального статуса, связана с общественноисторическими формациями и отражает одно из представлений об этапах его формирования. В качестве переходного звена от племени к нации, народность можно определить как исторически сложившуюся языковую, территориальную, экономическую и культурную общность людей.6 В последние годы в России обсуждался вопрос о правомерности выделения народности в качестве одного из основных исторических типов этноса и термин «народности» стал выходить из употребления. Вместо него стал применяться более общий термин «народы».7

По мнению Ю.П. Бойко понятие «нация» принято трактовать в зависимости от конкретного его применения -как совокупность граждан одного государства, либо как народ, борющийся за свою независимость, либо как высшую форму этнической сообщности с общим языком, экономическим укладом, территорией, культурой, психологией и т.д., если речь идет об этнокультурных проблемах и явлениях8.

В современном российском законодательстве из всех вышеперечисленных терминов, предпочтение отдается

3 Морозова Л.А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики. Дисс. ... докт.юрид.наук. М. 1998. С. 182.

4 Товадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Соц.-полит. журн. 1998. С. 619.

См.: Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность (Конституционно-правовой аспект взаимоотношений). Дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург. 1995. С.57-61.

6 Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М. 1998. С. 396.

См.: Товадов Г.Т. Указ.соч. С. 225-227.

8 Бойко Ю.П. Историко-теоретические аспекты взаимосвязей нации и государства // История государства и права. 2010. № 2. С. 2.

3'2011

Пробелы в российском законодательстве

именно понятию «народ». М.В. Баглай дает следующее определение: «Народ - в конституционном праве население страны, организованное в государство. Народ -субъект конституционного права, основной источник и носитель власти. В состав народа могут входить различные исторически-сложившиеся на данной территории компактные нации, и тогда употребляется термин «многонациональный народ».9 С данным определением можно согласиться отчасти, так как при формировании многонационального народа, вряд ли можно говорить о составляющих его «компактных нациях», что будет рассмотрено нами позже.

О.Н. Букаева подходит к определению термина «народ» следующим образом: «Исходя из анализа статей Конституции РФ, можно сделать вывод, что в ней термин «народ» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, народ понимается как единый субъект народовластия и правотворчества (в этом случае «народ» употребляется в единственном числе и с прилагательным «многонациональный»). Второе значение - это совокупность людей, обладающих равными правами с другими народами (преамбула и ч. 3 ст. 5), определенной территорией и расположенными на ней природными ресурсами (ст. 9) и общим языком (ст. 68). На наш взгляд, это второе значение практически совпадает со значениями терминов «нация» и «этнос».10

В Конституции России, отмечает И.А. Умнова, термин «народ» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, говорится о многонациональном народе России как политической общности, источнике и субъекте политической власти. Во-вторых, упоминается о народах, проживающих на соответствующей территории, основой жизни и деятельности которых признается земля и другие природные ресурсы (ст. 9 Конституции РФ). В этом случае народ рассматривается как население. В-третьих, федеральная Конституция говорит о народах России, обладающих правом на равноправие и самоопределение (преамбула и ст. 5 Конституции РФ).11 Необходимо также отметить, что термин «многонациональный народ» употребляется не только в Конституции РФ,12 но и в конституциях республик в составе РФ. Так, в преамбуле Конституции республики Бурятия13 говорится «о многонациональном народе Бурятии, объединившем в ходе исторического развития бурят, русских, эвенков и граждан других национальностей»; в ст. 2 Конституции республики Коми1 провозглашено: Источником власти Республики Коми является ее многонациональный народ» и др. Таким образом, существует различное правопонима-ние термина «народ»,1 и нам необходимо сопоставить «многонациональный народ Российской Федерации», как носителя суверенитета и единственного источника власти и «коренные малочисленные народы РФ».

Рассматривая современный российский федерализм, Э.В. Тадевосян пишет: «Российская Федерация - феде-

9 См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Издательство БЕК. 1998. С. 264.

I Букаева О.Н. О правосубъектности народа // Право и политика, 2007, № 8. С. 5.

II См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело. С. 158-159.

12 Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

13 Конституция Республики Бурятия от 22.02.1994 г. // Бурятия, № 43, 09.03.1994.

14 Ведомости Верховного Совета Республики Коми, 1994, № 2, ст. 21.

15 См. подробнее: Баранов П.М. К проблеме правосубъектности

народа // Конституционное и муниципальное право, 2005, № 9. С.

12-15.

рация особого рода. Она олицетворяет в себе государственное единство десятка народов, вместе с русским народом».16 Но в таком случае, употребляя термин «многонациональный народ» можем ли мы говорить о нем, как о совокупности народов, проживающих на территории России. По нашему мнению, ответ на этот вопрос кроется в сущности не только национально-государственного устройства России, но и в соответствующем понимании термина «народ» как некой общности. И как верно отмечает М.В. Золотарева, рассматривая концепцию государственной национальной политики в РФ: «В России единственной государственно-образующей общностью является весь российский народ, а другие народы - не народы в этом смысле. Народ - это образовавшая государство общность, а все остальные «народы» - это этнические общности».17

Российский законодатель, давая определение коренным малочисленным народам РФ, выделяет в качестве необходимого элемента, осознание ими себя в качестве самостоятельных этнических общностей, и в то же время не раскрывает суть данного понятия.

С.А. Авакьян полагает, что термин «этническая общность» является не до конца определенным и им можно назвать - нацию, народность, племя - объединение людей, основанное на языковой, духовной, культурной, социально-психологической (менталитет), во многих случаях (но не всегда) также на бытовой (уклад жизни) и территориальной общности.18

Термин «самостоятельные этнические общности», введенный законодателем в определение коренных малочисленных народов, думается, предполагает наличие не только отдельных особенностей, отличительных черт, но и позволяет говорить о народе, как о самодостаточной группе людей с точки зрения культуры, языка, традиционного образа жизни, промыслов и других факторов, позволяющих говорить о социально-экономических связях, объединяющих людей как народ в соответствующую этническую общность.

Однако мало объективно оценивать данный народ как этническую общность, необходимо, чтобы народ сам осознавал себя самостоятельной этнической общностью, то есть воспринимал свои особенности как нечто естественное, позволяющее существовать ему в рамках российской государственности и развивать свои обычаи, традиции, уровень этнического правосознания и др.

Термин «коренной» народ в рассматриваемом федеральном законе19 означает народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.20

Под «территориями традиционного расселения своих предков» можно понимать территории, где изначально проживали предки, населяющих эти территории народов

16 Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. 1996. № 10. С. 9.

17 См.: См.: Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. Дисс...канд. юрид. наук. М. 1999. С. 105.

8 См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива -доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М). 2000. С. 660-661.

19 Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2208.

20 См. подробнее: Жуков М.А. «Коренность» как содержательное понятие нормативных правовых актов // Журнал российского права, 2009, № 6. С. 123-131.

до прихода на их земли людей с отличной этнической принадлежностью, культурой, языком и др.

В то же время, как отмечает С.Н. Харючи, определить ареал традиционного расселения этих народов бывает достаточно сложно, особенно применительно к кочевым народам. Думается, что в этом случае следует руководствоваться, прежде всего, не столько традиционностью расселения, сколько определением территорий, которые за обозримый исторический период времени перешли к нынешнему поколению от одного - двух предшествующих поколений.21

Законодатель, закрепляя термин «коренные малочисленные народы», раскрывает малочисленность через цифровой барьер. Так, малочисленным считается народ, насчитывающий в Российской Федерации менее 50 тысяч человек. Установленный численный предел проводит границу между малочисленными и иными народами, численность которых позволяет им развиваться на самодостаточной основе, а потому не нуждающимися в особой государственной защиты. 2

Закрепление данного барьера обусловлено не только тем, что численность народов, подпадающих под статус коренных малочисленных, не превышает 50 тысяч, но и в ближайшие десятилетия путем естественного прироста эти народы не смогут преодолеть данный порог.2 Так, например, согласно Всероссийской переписи населения в 2002 г., самым многочисленным народом являются ненцы (41 тыс.), самыми малочисленными - кереки (0,02 тыс.), тазы (0,3 тыс.) и ороки (ульта) (0,4 тыс.). При сравнении результатов переписей населения 1989 и 2002 годов более чем на тысячу человек численность населения возросла у 6 народов: ханты, ненцы, эвенки, манси, эвены, чукчи. От 200 до 900 человек прибавилось в численности у 12 народов: алеуты, долганы, ительмены, кеты, негидальцы, нивхи, ороки (ульта), саамы, селькупы, то-фалары, эскимосы и юкагиры. На 100 человек увеличилось население у коряков, орочей, удэгейцев, энцев. Не изменилась численность нанайцев (12 тыс.). У 5 коренных малочисленных народов наблюдалось сокращение: вепсы (на 4 тыс.), шорцы (2 тыс.), нганасаны (700), чу-ванцы (400) и ульчи (200).2 Однако положительная тенденция увеличения численности населения отдельных народов не есть результат естественного прироста, а скорей желание отдельных граждан приобщиться к коренным малочисленным народам, и, как следствие, приобрести дополнительные права.

Конституция России в п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72 25 использует такой термин как «национальное меньшинство», однако вряд ли данный термин можно отождествлять с «коренными малочисленными народами».

М.В. Ковригина считает, что для классификации общности как национального меньшинства необходимо, чтобы эта общность:

- отличалась от остального населения государства культурой, языком, религией, традициями, должна быть самобытной, желать и стремиться сохранить такую самобытность;

21 Харючи С.Н. Развитие законодательства о защите прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Журнал российского права, 2006, № 7. С. 15.

22 См.: Комментарий к Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. Под. Ред. Б.С. Крылова. М. 1999. С. 18-19.

23 См.: Карапетян Л.М. Федеративное государство и правовой статус народов. Дисс.докт. юрид. наук. М., 1996. С. 115.

24 См.: Аверин А.Н. Новые данные о динамике коренных малочисленных народов России // Социальная информация. № 1. 2005. С. 77.

25 Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

- состояла из граждан данного государства (необходимость такого критерия объясняется хотя бы тем, что лишь в этом случае государство может юридически обоснованно защищать права как отдельных лиц, так и группы, которую они составляют);

- достаточно долго жила в данном государстве, была укоренившейся (беженцы, трудящиеся-эмигранты, перемещенные лица не могут быть признаны меньшинствами, так как они не являются гражданами данного государства, а также потому, что их статус регулируется специальными конвенциями и законами).26

Национальное меньшинство, по мнению В.В. Кочаряна, можно определить следующим образом: «группа, являющаяся устойчивой общностью граждан государства, составляющих численное меньшинство в рамках этого государства и/или занимающих недоминирующее положение в нем, объединенных общими, отличными от таковых остального населения, этническими, религиозными или языковыми характеристиками и желанием их сохра-

27

нить».

Таким образом, различия между «национальными меньшинствами» и «коренными малочисленными народами» объективно не позволяют их уравнивать в конституционно-правовом статусе.

Итак, коренные малочисленные народы можно определить следующим образом:

- народы, осознающие себя самостоятельными этническим общностями, что выражается в наличии у народа самосознания, определенной территории проживания, наличие собственных языка, культуры, обычаев, традиций и др.;

- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, то есть на исконных территориях проживания своих предков, перешедших к ним в силу традиции и необходимые для их жизнеобеспечения;

- народы, сохраняющие традиционные способы хозяйствования, промыслы, а также традиционный образ жизни, то есть исторически-сложившийся способ жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

- народы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек.

На основании изложенного, проведенный юридико-этнологический анализ дефиниции «коренные малочисленные народы» позволит не только определить соответствующий народ в качестве коренного малочисленного, но и закрепить за ним особый конституционноправовой статус, устанавливающий для данных народов не только общие конституционные права и свободы, обязанности и гарантии, но и специальные права и свободы, направленные на сохранение данных народов.

26 Ковригина М.В. Обеспечение прав национальных меньшинств в демократическом государстве // Международное публичное и частное право, 2007, № 5. С. 2.

27 Кочарян В.В. Международно-правовые проблемы защиты национальных меньшинств. Дисс.канд. юрид. наук. Ереван, 1996. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.