Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗЫВНИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна

Развитые коммуникативные способности и эффективные копинг-стратегии являются необходимыми для качественного выполнении служебных обязанностей. Цель: изучение коммуникативных способностей и копинг-стратегий у граждан, подлежащих призыву на военную службу. Выборка: 70 мужчин от 20 до 23 лет, призванных на службу в ВС РФ. Методики: тест-опросник «КОС В. В. Синявский и Б. А. Федоришин. Методика «Направленность личности в общении» (НЛО - А) С. Л. Братченко; опросники «Копинг-стратегии» Р. Лазарус и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер (адаптация Т. Крюковой). Результаты: в работе коммуникативные способности рассматриваем по Т. А. Сапегиной, копинг-стратегии - по Р. Лазарусу. Низкий уровень коммуникативных склонностей определен у 39 % призывников, очень высокий - 27 %, высокий 11 %, средний - 16 %, ниже среднего - 7 %. Конформная направленность в общении у 30 %, манипулятивная направленность - 23 %, альтероцентристскую и индифферентную направленность имели по 18 % призывников, 9 % - авторитарная направленность. Наиболее выражены копинг-стратегии «положительной переоценки» (23 %), «самоконтроль» и «планирование решения» - по 20 %; «решение задачи» - 80 %, «избегание и неудач» - 20 %. Выводы: для граждан, подлежащих призыву на военную службу, характерны низкие коммуникативные способности, комфортная направленность в общении, копинг-стратегии «решения задач».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES AND COMMUNICATION ABILITIES OF CITIZENS SUBJECT TO CONSCRIPTION

Developed communication skills and effective coping strategies are necessary for high-quality performance of official duties. Objective: to study the communicative abilities and coping strategies of citizens subject to conscription for military service. Sample: 70 men from 20 to 23 years old, called up to serve in the Armed Forces of the Russian Federation. Methods: test questionnaire “KOS V. V. Sinyavsky and B. A. Fedorishin. Methodology “Orientation of personality in communication” (UFO - A) S. L. Bratchenko; questionnaires “Coping strategies” R. Lazarus and “Coping behavior in stressful situations”, S. Norman, D. Endler, D. James, M. Parker (adaptation by T. Kryukova). Results: in the work, we consider communicative abilities according to T. A. Sapegina, coping strategies according to R. Lazarus. The low level of communicative inclinations was determined in 39 % of conscripts, very high - 27 %, high 11 %, average - 16 %, below average - 7 %. Conformal orientation in communication in 30 %, manipulative orientation - 23 %, alterocentric and and 18 % of conscripts had an indifferent orientation, 9 % had an authoritarian orientation. The most pronounced coping strategies are “positive reassessment” (23 %), “self-control” and “solution planning” - 20 % each; “problem solving” - 80 %, “avoidance and failure” - 20 %. Conclusions: citizens subject to conscription for military service are characterized by low communicative abilities, comfortable orientation in communication, coping strategies of "problem solving".

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ»

УДК 159.9.072.4

Л. А. Проскурякова

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Развитые коммуникативные способности и эффективные копинг-стратегии являются необходимыми для качественного выполнении служебных обязанностей. Цель: изучение коммуникативных способностей и копинг-стратегий у граждан, подлежащих призыву на военную службу. Выборка: 70 мужчин от 20 до 23 лет, призванных на службу в ВС РФ. Методики: тест-опросник «КОС В. В. Синявский и Б. А. Федоришин. Методика «Направленность личности в общении» (НЛО — А) С. Л. Братченко; опросники «Копинг-стратегии» Р. Лазарус и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер (адаптация Т. Крюковой). Результаты: в работе коммуникативные способности рассматриваем по Т. А. Сапегиной, копинг-стратегии — по Р. Лазарусу. Низкий уровень коммуникативных склонностей определен у 39 % призывников, очень высокий — 27 %, высокий 11 %, средний — 16 %, ниже среднего — 7 %. Конформная направленность в общении у 30 %, манипулятивная направленность — 23 %, альтероцен-тристскую и индифферентную направленность имели по 18 % призывников, 9 %

— авторитарная направленность. Наиболее выражены копинг-стратегии «положительной переоценки» (23 %), «самоконтроль» и «планирование решения»

— по 20 %; «решение задачи» — 80 %, «избегание и неудач» — 20 %. Выводы: для граждан, подлежащих призыву на военную службу, характерны низкие коммуникативные способности, комфортная направленность в общении, ко-пинг-стратегии «решения задач».

Ключевые слова: призывники; коммуникативные способности; копинг-стратегии.

Для цитирования: Проскурякова Л. А. Копинг-стратегии и коммуникативные способности граждан, подлежащих призыву на военную службу // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 4 (20). С. 70-78.

© Проскурякова Л. А., 2022 © Proskuryakova L. А, 2022

L. A. Proskuryakova

COPING STRATEGIES AND COMMUNICATION ABILITIES OF CITIZENS SUBJECT TO CONSCRIPTION

Developed communication skills and effective coping strategies are necessary for high-quality performance of official duties. Objective: to study the communicative abilities and coping strategies of citizens subject to conscription for military service. Sample: 70 men from 20 to 23 years old, called up to serve in the Armed Forces of the Russian Federation. Methods: test questionnaire "KOS V. V. Sinyavsky and B. A. Fe-dorishin. Methodology "Orientation of personality in communication" (UFO — A) S. L. Bratchenko; questionnaires "Coping strategies " R. Lazarus and "Coping behavior in stressful situations ", S. Norman, D. Endler, D. James, M. Parker (adaptation by T. Kryukova). Results: in the work, we consider communicative abilities according to T. A. Sapegina, coping strategies according to R. Lazarus. The low level of communicative inclinations was determined in 39 % of conscripts, very high — 27 %, high 11 %, average — 16 %, below average — 7 %. Conformal orientation in communication in 30 %, manipulative orientation — 23 %, alterocentric and and 18 % of conscripts had an indifferent orientation, 9 % had an authoritarian orientation. The most pronounced coping strategies are "positive reassessment " (23 %), "self-control " and "solution planning" — 20 % each; "problem solving" — 80 %, "avoidance and failure " — 20 %. Conclusions: citizens subject to conscription for military service are characterized by low communicative abilities, comfortable orientation in communication, coping strategies of "problem solving".

Keywords: conscripts; communication skills; coping strategies.

For citation: Proskuryakova L. A. Coping strategies and communication abilities of citizens subject to conscription. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 4 (20), p. 70-78.

Граждане, подлежащие призыву модействия человека с социумом ему

на военную службу (или призывники), необходимо обладать высокими ком-

то Б. Г. Ананьеву, вступают на период муникативными способностями. Вы-

ранней взрослости, что создает для сокие коммуникативные способности

многих мужчин жизненные трудно- и коммуникативная культура улуч-

сти, которые могут вызвать стресс и, шают качество жизни и облегчают

как следствие, конфликты в области получение этических, высокодухов-

межличностного общения. Для эф- ных и моральных благ. фективного и бесконфликтного взаи-

Низко развитые коммуникативные способности могут привести к возникновению проблем во взаимопонимании с окружающими, что может спровоцировать конфликтную ситуацию. Ситуации конфликта зачастую могут являться причиной возникновения стресса, повышенной тревожности и развитой агрессивности. При частых конфликтах у людей формируется определенная стратегия выхода из подобных ситуаций — копинг-стратегия. Ее выбор зависит от личностных качеств и силы привычки личности.

Гражданам, подлежащим призыву на военную службу, необходимо будет иметь развитые коммуникативные способности во время службы, чтобы избежать конфликтов, или эффективные копинг-стратегии для решения конфликтных ситуаций, в связи с чем наша работа является актуальной.

Цель исследования: изучение коммуникативных способностей и ко-пинг-стратегий у граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Материалы и методы исследования: работа проводилась на базе ФГКУ «Отдел военного комиссариата Кемеровской области по Заводскому и Новоильинскому району» (г. Новокузнецк). Выборку составили 70 мужчин от 20 до 23 лет, призванных на службу в Вооруженные силы Российской Федерации.

Большинство призывников (60 %) имеет среднее профессиональное образование, остальные призывники (40 %) — с высшим профессиональным образованием.

На первом этапе проведен теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме. На втором этапе работы осуществлялось психодиагностическое тестирование с помощью следующих методик:

1. Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС), В. В. Синявский и Б. А Федоришин.

2. Методика «Направленность личности в общении» (НЛО — А) С. Л. Братченко.

3. Опросник «Копинг-стратегии», Р. Лазарус.

4. Опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер (адаптация Т. Крюковой).

Далее осуществлен психологический анализ полученных результатов. Применены методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ по ^критерию Пирсона) с использованием программы STATISTIKA 9,0.

Результаты исследования и их обсуждение.

В психологической науке нет единого понимания термина «коммуникативные способности». Наиболее общепризнанным является определе-

ние Т. А. Сапегиной, которая понимает под коммуникативными способностями совокупность индивидуальных особенностей человека, благоприятно воздействующих на построение процесса общения, взаимодействия с людьми, пониманию других, установлению и поддержанию бесконфликтного контакта [3; 4]. Ее взгляда мы будем придерживаться в нашем исследовании.

Теоретический анализ литературы позволил выделить следующее определение копинг-стратегии — это осознанно используемые человеком приемы совладения со стрессом и тревожными событиями (Р. Лазарус) [2].

Исследуя разные подходы к данному понятию, мы будем опираться на определения Э. Хэйма, а именно адаптивные (конструктивные) копинг-стратегии — это варианты поведения, направленные на непосредственное, прямое решение проблемы с помощью других людей или самостоятельно [1]. Неадаптивные (неконструктивные) копинг-стратегии являются вариантами поведения, которые не предполагают отсутствие решения проблемы человеком.

По результатам диагностики коммуникативных способностей по методике «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)», В. В. Синявский, В. А. Федорошин, получены следующие результаты. Большая часть исследуемых призывников

(39 %) обладает низким уровнем коммуникативных склонностей. Это характеризует их низкий уровень проявления коммуникативных навыков, что может повлиять на процесс включения в деятельность субъекта службы в ВС РФ. Меньшее количество респондентов (27 %) характеризуются очень высоким уровнем, что может говорить о том, что эти респонденты обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности. Они испытывают потребность в общении и активно стремиться к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях. Такие респонденты непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле (или в создавшейся сложной ситуации) принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию. Это окажет благоприятное воздействие на адаптацию данных респондентов в рядах ВС РФ. Для 16 % исследуемых характерно обладание средним уровнем коммуникативных склонностей, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень имеют 11 % респондентов, для них характерно стремление к расширению круга знакомств, инициативность в общении и

высокий уровень адаптации в незнакомой компании, что благоприятно повлияет на службу в ВС РФ.

Уровень коммуникативных

склонностей ниже среднего имеют 7 % респондентов, для них характерны низкий уровень стремления к новым знакомствам, неуверенность и скованность в новой компании, ограничение круга знакомств, что может пагубно повлиять на адаптацию во время службы.

Из полученных результатов психодиагностического тестирования по методике «Направленность личности в общении» (НЛО — А) С. Л. Братченко можно сделать вывод, что большинство призывников (30 %) имеют конформную направленность, для них характерны отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, готовность отказаться от своей точки зрения, ориентация на подчинение силе, авторитету и «объектная» позиция, ориентация на некритическое «согласие», отсутствие стремления к глубокому пониманию собеседника и желания быть понятым, а также готовность изменять свое мнение в зависимости от обстоятельств, что может благоприятно повлиять на несение службы в рядах ВС РФ.

На втором месте по выбору доминирующей направленности личности в общении у 23 % человек стоит ма-нипулятивная направленность. Для людей с данной направленностью ха-

рактерны ориентация на использование партнера и процесса общения в своих целях, а также отношение к партнеру как к средству, стремление к подчинению и манипуляции собеседником, что может как помочь, так и пагубно повлиять на адаптацию.

Одинаковое количество (18 %) имеют альтероцентристскую и индифферентную направленность. Для призывников с альтероцентристской направленностью характерна добровольная центрация общения на собеседнике, передача инициативы в общении, ориентация на цели и потребности партнера, стремление помочь собеседнику, зачастую даже в ущерб собственным интересам.

Для призывников с индифферентной направленностью характерны игнорирование самого общения и ориентация на внекоммуникативные проблемы.

Для 9 % призывников характерна авторитарная направленность, что свидетельствует о преобладании у них ориентации на доминирование в общении, стремление подчинить партнера, принятие инициативы в общении, зачастую неуважение к собеседнику и склонность к конфликтам, что может пагубно повлиять на выполнение служебных обязанностей во время службы в ВС РФ.

Наименьшее число опрошенных (2 %) имеют диалогическую направленность в общении, что показывает

их ориентацию на равноправие в общении, уважительное отношение к собеседнику, выстраивание диалога на взаимном уважении и доверии, а также стремление к развитию в межличностном общении.

Таким образом, по имеющимся результатам психодиагностики коммуникативных способностей мы можем сделать вывод, что большинство призывников обладает низким уровнем коммуникативных склонностей. Большая часть граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеет доминирующую конформную направленность в общении.

На следующем этапе проведения исследования были продиагностиро-ваны показатели копинг-стратегий граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Результаты психодиагностического тестирования по опроснику «Ко-пинг-стратегии» Р. Лазаруса показали, что среди конструктивных копинг-стратегий большинство респондентов (23 %) предпочитают использовать копинг-стратегию «положительной переоценки», это свидетельствует о том, что при совладании с тревожными событиями они прилагают усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Это может положительно влиять на отношение к таким событиям во время прохождения военной службы.

Равное количество респондентов (20 %) используют такие копинг-стратегии, как «самоконтроль» и «планирование решения проблемы». Для призывников, использующих в качестве предпочитаемой копинг-стратегии «самоконтроль», характерно прикладывание больших усилий по саморегуляции своих чувств, мыслей и действий, что благоприятно влияет на прохождение военной службы в ВС РФ.

Призывники, использующие в качестве предпочитаемой копинг-стратегию «планирования решения проблемы», характеризуются прикладыванием произвольных проблемно-фокусированных усилий по изменению ситуации, что включает в себя аналитический и глубокий подход к пониманию и преодолению проблемной ситуации, такой подход является необходимым при прохождении службы в ВС РФ для конструктивного преодоления затруднений, возникающих во время службы.

«Принятие ответственности» как копинг-стратегию не использует ни один из респондентов, из этого мы можем сделать вывод, что респондентам несвойственно признание своей роли в проблеме, и они не склонны брать на себя ответственность исходя из собственных предубеждений.

Среди неконструктивных копинг-стратегий наибольшее количество призывников (20 %) использует ко-

пинг-стратегию «бегство-избегание», что характеризует их мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы, что может пагубно повлиять на прохождение службы.

В качестве основной копинг-стратегии «дистанцирование» выбирают 9 % респондентов, что свидетельствует о том, что эти призывники прилагают когнитивные усилия, чтобы отделиться от ситуации стресса и уменьшить ее значимость для собственной психики, что может негативно повлиять на адаптацию при прохождении службы в ВС РФ. Также в нашем исследовании установлено, что 6 % призывников используют «поиск социальной поддержки» как предпочитаемую копинг-стратегию, это говорит о том, что они склонны прикладывать усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки у других людей, что довольно затруднительно в условиях прохождения военной службы.

Наименьшее количество призывников (2 %) используют в стрессовых ситуациях конфронтационный копинг. Это свидетельствует о том, что этим респондентам свойственно прикладывание агрессивных усилий по изменению ситуации, характеризует определенную степень враждебности и склонности к неоправданному риску, что неоднозначно влияет на прохождение военной службы в рядах ВС РФ.

Результаты психодиагностического тестирования по опроснику «Ко-пинг-поведение в стрессовых ситуациях», С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер (адаптация Т. Крюковой), выделили следующее: подавляющее большинство респондентов (80 %) чаще других в ситуации стресса используют копинг-поведение «решение задачи», это характеризует их как стремящихся искать способы эффективного решения проблемы, склонных к целенаправленному анализу ситуации и возможных вариантов ее разрешения, планирующих собственные действия с учетом объективных обстоятельств, прошлого опыта и имеющихся ресурсов, что может благоприятно повлиять на прохождение военной службы данными призывниками.

Реже (11 %) призывники используют копинг-поведение «избегание». Эти призывники стараются уйти от решения проблем, например, уход в болезнь, употребление запрещенных веществ, а также суицидальное поведение, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, вспышки раздражения, погружение в фантазии, употребление алкоголя с целью снижения напряжения, что пагубно влияет на адаптацию и прохождение военной службы.

Копинг-поведение «эмоции» используют в качестве предпочитаемого

9 % призывников, это характеризует их как людей, которые при выборе реакции на стрессовую ситуацию руководствуются своими эмоциями и предпочитают прислушиваться к своим чувствам. Зачастую для них также характерна эмоциональная защитная реакция, которая не способствует конструктивному разрешению конфликтов, исходя из этого таким призывникам будет затруднительно проходить военную службу в рядах ВС РФ. Также можно достоверно установить, что респонденты не используют отвлечение и социальное отвлечение как ведущее копинг-поведение. Эти копинги являются субшкалами «избегания», следовательно, имеют общую поведенческую тенденцию. Однако, используя «отвлечение» и «социальное отвлечение», личность прибегает к более социально одобряемым и безопасным для нее актам поведения, поступкам, в то время как при использовании форм поведения, присущих «избеганию» личность может навредить себе. Исходя из этого мы можем сказать, что призывники в попытках выйти из стрессовой ситуации прибегают к более деструктивным действиям. Это может пагубно сказаться на прохождении военной службы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство респондентов будут использовать конструктивную копинг-стратегию, предполагающую трезвую оценку си-

туации и решение конкретной задачи без особых эмоций и помощи извне. При этом эмоциональное реагирование на трудности присуще респондентам в наименьшей степени, что может отражать высокую рациональность и даже прагматизм при выборе ведущей стратегии поведения.

Таким образом, по результатам психодиагностического исследования стратегий поведения, для большинства исследуемых характерно использование таких конструктивных ко-пинг-стратегий, как «положительная переоценка» и копинг-поведение в стрессе «решение задачи».

Выводы:

1. Большинство (39 %) призывников обладает низким уровнем коммуникативных склонностей, проявляющихся в трудности в установлении контактов с окружающими людьми. Большая часть (30 %) граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеет доминирующую конформную направленность в общении и характеризует их как людей, готовых отказаться от своей позиции в пользу мнения партнера или оппонента.

2. Диагностика копинг-стратегий у граждан, подлежащих призыву на военную службу, установила доминирование конструктивных копинг-стратегий: «положительная переоценка» характерна для 23 % призывников; «решение задачи» — для 80 % респондентов. Не характерные ко-

пинг-стратегии для призывников — и трудностей, что положительно ска-

это избегание возникающих проблем жется на службе.

Литература

1. Белинская, Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема / Е. П. Белинская. — Текст : электронный // Психологические исследования.

— 2009. — № 1 (3). — С. 2-3. — URL: http://psystudy.ru/index.php/ component/content/artide/10-n1-3/54-belmskaya3.html?directory=82 (дата обращения: 14.04.2022).

2. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования : учебное пособие / Р. Лазарус; пер. с англ. под ред. Л. Леви. — Москва: Наука, 1970.

— С. 178-209. — URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/ handle/net/25529/150_3_gum_13.pdf.

3. Сапегина, Т. А. Формирование коммуникативных способностей будущих педагогов профессионального обучения средствами невербального общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сапегина Татьяна Алексеевна; ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». — Екатеринбург, 2007. — 23 с. — Библиогр.: С. 20-23. — Место защиты: ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». — Текст : непосредственный.

4. Суховая, Е. В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий / Е. В. Суховая. — Текст: электронный // Прикладная юридическая психология. — 2014. — № 1. — С. 76-83. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21289691 (дата обращения 16.04.2022).

Сведения об авторе

Лариса Александровна Проскурякова: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры психологии и общей педагогики, доктор биологических наук. E-mail: lora-al@yandex.ru

Information about the author

Larisa A. Proskuryakova: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Psychology and General Pedagogy, doctor of biological sciences. E-mail: lora-al@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.