Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
Копинг-стратегии / фармацевтические сотрудники / COVID-19 / стресс / уровень стресса / Coping strategies / pharmaceutical employees / COVID-19 / stress / stress level

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Евгения Геннадьевна, Малахаева Светлана Карловна

Статья посвящена исследованию копинг-стратегий фармацевтических сотрудников в период пандемии COVID-19. Базой исследования выступает ООО «Фармгарант», находящийся в г. Ангарске, респонденты — коллектив в составе 30 чел., в возрасте от 20 до 60 лет, имеющие высшее и среднее фармацевтическое образование, занимающие должность провизора и фармацевта. В структуре выборки более половины респондентов (60 %) являются провизорами. Исследование проводилось во время второй волны пандемии COVID-19 с февраля по апрель 2021 г. 43,3 % от всей численности респондентов испытывают средний уровень стресса. Это значит, что большинство сотрудников организации справляются с поступающими во время трудового процесса стрессовыми нагрузками, обладают довольно сильным умением использовать копинг-стратегии в процессе борьбы с наступающими жизненными трудностями. Треть респондентов (33,33 %) имеет низкий уровень стресса — это значит, что они полноценно справляются с трудными жизненными и профессиональными ситуациями, а также полностью адаптированы к поступающим психологическим и эмоциональным нагрузкам в течение рабочего дня. Оставшиеся респонденты (23,33 %) обладают высоким уровнем стресса и испытывают постоянный и сильный психологический дискомфорт. Уровень стресса прямо коррелирует с такими копинг-стратегиями как поиск социальной поддержки (0,863 при p = 0,01), избегание (0,751 при p = 0,01), конфронтация (0,615 при p = 0,05), дистанцирование (0,507 при p = 0,05), самоконтроль (0,649 при p = 0,01), принятие ответственности (0,605 при p = 0,01) и планирование решения (0,524 при p = 0,05). Обратная корреляция наблюдается между уровнем стресса и копинг-стратегиями разрешение проблем (–0,568 при p = 0,05) и положительная переоценка (–0,506 при p = 0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронцова Евгения Геннадьевна, Малахаева Светлана Карловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES OF PHARMACEUTICAL EMPLOYEES DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article is devoted to the study of coping strategies of pharmaceutical employees during the COVID-19 pandemic. The basis of the study is Farmgarant LLC, located in Angarsk, the respondents are a team of 30 people, aged 20 to 60 years, with higher and secondary pharmaceutical education, holding the position of pharmacist and pharmacist. In the sample structure, more than half of the respondents (60 %) are pharmacists. The study was conducted during the second wave of the COVID-19 pandemic from February to April 2021. 43.3 % of the total number of respondents experience an average level of stress. This means that most of the organization's employees cope with the stressful loads that come during the labor process, have a fairly strong ability to use coping strategies in the process of dealing with the coming difficulties of life. A third of respondents (33.33 %) have a low level of stress, which means that they fully cope with difficult life and professional situations, as well as fully adapted to incoming psychological and emotional stress during the working day. The remaining respondents (23.33 %) have a high level of stress and experience constant and severe psychological discomfort. The stress level directly correlates with such coping strategies as seeking social support (0.863 at p = 0.01), avoidance (0.751 at p = 0.01), confrontation (0.615 at p = 0.05), distancing (0.507 at p = 0.05), self-control (0.649 at p = 0.01), taking responsibility (0.605 at p = 0.01) and solution planning (0.524 at p = 0.05). An inverse correlation is observed between the stress level and coping strategies problem resolution (–0.568 at p = 0.05) and positive reassessment (–0.506 at p = 0.05).

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

Научная статья УДК 159.9.07:614.2:331.1 ЕБК DECPQK

Б01 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1583-1594

Е.Г. Воронцова0, С.К. Малахаева© Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Е.Г. Воронцова, VorontsovaEG@bgu.ru

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена исследованию копинг-стратегий фармацевтических сотрудников в период пандемии COVID-19. Базой исследования выступает ООО «Фармгарант», находящийся в г. Ангарске, респонденты — коллектив в составе 30 чел., в возрасте от 20 до 60 лет, имеющие высшее и среднее фармацевтическое образование, занимающие должность провизора и фармацевта. В структуре выборки более половины респондентов (60 %) являются провизорами. Исследование проводилось во время второй волны пандемии COVID-19 с февраля по апрель 2021 г. 43,3 % от всей численности респондентов испытывают средний уровень стресса. Это значит, что большинство сотрудников организации справляются с поступающими во время трудового процесса стрессовыми нагрузками, обладают довольно сильным умением использовать копинг-стратегии в процессе борьбы с наступающими жизненными трудностями. Треть респондентов (33,33 %) имеет низкий уровень стресса — это значит, что они полноценно справляются с трудными жизненными и профессиональными ситуациями, а также полностью адаптированы к поступающим психологическим и эмоциональным нагрузкам в течение рабочего дня. Оставшиеся респонденты (23,33 %) обладают высоким уровнем стресса и испытывают постоянный и сильный психологический дискомфорт. Уровень стресса прямо коррелирует с такими копинг-стратегиями как поиск социальной поддержки (0,863 при p = 0,01), избегание (0,751 при p = 0,01), конфронтация (0,615 при p = 0,05), дистанцирование (0,507 при p = 0,05), самоконтроль (0,649 при p = 0,01), принятие ответственности (0,605 при p = 0,01) и планирование решения (0,524 при p = 0,05). Обратная корреляция наблюдается между уровнем стресса и копинг-стратегиями разрешение проблем (-0,568 при p = 0,05) и положительная переоценка (-0,506 при p = 0,05).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Копинг-стратегии, фармацевтические сотрудники, COVID-19, стресс, уровень стресса.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 26 сентября 2023 г.; дата принятия к печати 07 декабря 2023 г.; дата онлайн-размещения 29 декабря 2023 г.

Original article

E.G. Vorontsova^, S.K. Malakhaeva ©

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: E.G. Vorontsova, VorontsovaEG@bgu.ru

COPING STRATEGIES OF PHARMACEUTICAL EMPLOYEES DURING THE COVID-19 PANDEMIC

ABSTRACT. The article is devoted to the study of coping strategies of pharmaceutical employees during the COVID-19 pandemic. The basis of the study is Farmgarant LLC, located in Angarsk, the respondents are a team of 30 people, aged 20 to 60 years, with higher and secondary pharmaceutical education, holding the position of pharmacist and pharmacist. In the sample structure, more than half of the respondents (60 %) are pharmacists. The study was conducted during the second wave of the COVID-19 pandemic from February to April 2021. 43.3 % of the total number of respondents

© Воронцова Е.Г., Малахаева С.К., 2023

experience an average level of stress. This means that most of the organization's employees cope with the stressful loads that come during the labor process, have a fairly strong ability to use coping strategies in the process of dealing with the coming difficulties of life. A third of respondents (33.33 %) have a low level of stress, which means that they fully cope with difficult life and professional situations, as well as fully adapted to incoming psychological and emotional stress during the working day. The remaining respondents (23.33 %) have a high level of stress and experience constant and severe psychological discomfort. The stress level directly correlates with such coping strategies as seeking social support (0.863 at p = 0.01), avoidance (0.751 at p = 0.01), confrontation (0.615 at p = 0.05), distancing (0.507 at p = 0.05), self-control (0.649 at p = 0.01), taking responsibility (0.605 at p = 0.01) and solution planning (0.524 at p = 0.05). An inverse correlation is observed between the stress level and coping strategies problem resolution (-0.568 at p = 0.05) and positive reassessment (-0.506 at p = 0.05).

KEYWORDS. Coping strategies, pharmaceutical employees, COVID-19, stress, stress level. ARTICLE INFO. Received September 26, 2023; accepted December 07, 2023; available online December 29, 2023.

Введение

Трудовая деятельность сотрудников фармацевтических организаций тесно связана с непосредственными социальными контактами, эмоциональным сопереживанием тяжело болеющим людям (или их родственникам, знакомым). Особенности профессиональной деятельности сотрудников фармацевтических организаций заключаются в выполнении сотрудниками аптек множества многообразных действий, требующих не только навыка обработки большого объема информации, но и с длительными физическими нагрузками. В период пандемии COVID-19 эти условия были отягощены многократно и требовали от аптечных сотрудников собранности, дисциплинированности, высокого уровня ответственности и стрессоу-стойчивости, что безусловно зависело от копинг-стратегий, характерных для этой категории медицинских работников.

Под копинг-поведением Э.З.Усманова понимает общие подходы индивида к преодолению трудных жизненных ситуаций [1]. Копинг — это методы и способы борьбы с тревожной ситуацией (усилия человека, его взаимодействие с ситуацией, а также используемые им способы). Стоит отметить, что на борьбу индивида с тревожной ситуацией выделяются практически все внутренние психологические способы, которые только может использовать индивид.

Т.Л. Крюкова определяет «...копинг — стратегия действий индивида, направленная на устранение угрозы вероятными способами или же меры по защите и адаптации к тем ситуациям, на которые индивид не способен повлиять собственными силами») [2]. Это определение обладает рядом важных уточнений: включает элемент поиска всех вероятных способов борьбы с тревожной ситуацией, использует классификацию усилий, которые направляет индивид на решение проблемы; допускает тех видов проблемной ситуации, на которые индивид не способен повлиять ни психологически, ни физически, ни морально. В таком случае копинг подразумевает использование тех методов и способов, которые помогут вытерпеть трудную ситуацию.

И.Н. Коноплева и М.В. Чупракова характеризуют трудную ситуацию следующими параметрами:

- отсутствие возможности индивида самостоятельно повлиять на происходящие события;

- постоянно изменяющиеся условия окружающей среды наряду с текущей ситуацией;

- продолжительность жизненной ситуации;

— интенсивность или сила стресса, влияющая на индивида в процессе проживания им ситуации [3].

Следовательно, в большинстве стрессовых ситуаций копинг выполняет две основные функции: регулирования поведения и управление эмоциональным состояниям индивида. Таким образом, копинг-стратегии — это стратегии борьбы индивида с тяжелыми жизненными ситуациями, имеющие когнитивные, эмоциональные и поведенческие скомпоненты, обуславливающие выбор того или иного способа решения возникающей трудности: избегание, преодоление, уменьшение негативного влияния трудной жизненной ситуации, ожидание и т.д.

Ключевая отличительная черта сотрудника фармацевтической деятельности заключается в совмещении работником навыков специалиста в области здравоохранения и медицинских препаратов, а также как торгового работника. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» фармацевтический работник — это специалист, который имеет фармацевтическое образование; непосредственно выполняет должностные обязанности, предусматривающие отпуск, хранение, перевозку, торговлю медицинскими лекарственными препаратами (рецептурными или не рецептурными)1.

Также, в рамках выполнения профессиональных обязанностей фармацевта, включается механизмы, присущие для торговых направлений оказания услуг и продаже товаров для клиентов. В этой связи сотрудники аптек (и их руководители) должны учитывать специфику деятельности, заключающуюся в:

— социальной направленности деятельности фармацевтической организации;

— регламентировании нормативной и законодательной базой Российской Федерации;

— влиянии государственных структур на деятельности фармацевтической организации;

— решении заранее обозначенной проблемы покупателя, связанной с его здоровьем и самочувствием;

— подборе медицинского препарата требует профессионального индивидуального подхода;

— обладании всеми фармацевтами навыками и компетенциями фармацевтической области медицины [4].

В последние несколько лет можно отметить нехватку квалифицированных кадров. Причины ухудшения положения сотрудников-фармацевтов в Российской Федерации таковы:

— нехватка квалифицированных кадров;

— высокая напряженность труда сотрудников аптек;

— снижение уровня престижности профессии провизора и фармацевта как специалиста в области здравоохранения;

— высокая мобильность кадров (отсутствует приверженность к одному рабочему месту);

— производственные факторы, связанные с химическими действиями лекарственных препаратов, требуемыми температурами воздуха для их хранения и т.д. В целом система требует более высокого уровня дебюрократизации и экономии времени в периоды мобилизации, внедрения стратегий самоорганизации и новых критериев контроля [5].

1 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 21 нояб. 2011 № 323-ф3 : (ред. от 24 июля 2023 г. № З86-ФЗ) // СПС «КонсультанПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

Т.С. Войтехович, проведя опрос среди фармацевтов, определила ряд факторов, повышающих уровень недовольства сотрудников аптек [6], они представлены в табл. 1.

Таблица 1

Факторы, повышающие недовольство среди фармацевтов, % среди опрошенных

Фактор %

Недостаточная организация рабочего места 30

Недостаточная организация зоны отдыха 49

Продолжительность рабочей смены более нормативного значения по трудовому законодательству 32

Отсутствие работы с сотрудниками относительно охраны труда 65

Неравномерность нагрузок, связанных с временем суток, погоды, времени года и прочими факторами 89

Таким образом, обременение вышеуказанными факторами повышает неудовлетворенность собственной профессиональной деятельностью среди сотрудников фармацевтических организаций, а также непосредственно влияет на склонность к повышенной чувствительности при стрессовых ситуациях. Также, Е.С. Воро-жцова и М.Н. Гурьянова, осуществившие анализ трудового фармацевтического процесса, отметили, что в течение рабочего дня персоналу, работающему в аптеке или фармацевтической организации, приходится выполнять множество операций, связанных не только с большим информационным потоком, но и с физическими нагрузками [7].

Существенные изменения в выполнение трудовой деятельности сотрудников аптек также внесли и меры по профилактике и предотвращению вируса СОУГО-19. Пандемия весомо повиляла на все системы здравоохранения Российской Федерации. Аптечные организации осуществляли непрерывную работу в период пандемии, оказывая весь перечень услуг по продаже препаратов непосредственно больным коронавирусом, пациентам, страдающим хроническими болезнями, пациентам, находящимся в стационаре в аптеках при больницах и т.д. Роль фармацевтов в период коронавируса заключалась в профилактике, обнаружению и лечению инфекции, так как порой (согласно С.В. Петровой) именно сотрудники аптек являлись единственным возможным источником информации для населения в связи с высокими нагрузками на медицинские учреждения и строгие меры по предотвращению распространения инфекции в Российской Федерации [4, с. 64].

Рассмотрим негативные последствия для работников фармацевтической сферы во время периода пандемии:

— высокие шансы заболевания сотрудников фармацевтических учреждений, а также совокупное ухудшение самочувствия сотрудников. Это связано с возникающими трудностями относительно обеспечения сотрудников аптек необходимыми защитными средствами, оборудованием самих аптечных учреждений, поиск и размещение необходимой информации относительно профилактики коронави-русной инфекции среди населения. Т.В. Пак, проведя исследование факторов, неблагоприятно сказывающихся на работниках аптек по всей стране, привел следующие данные, связанные с теми преградами и трудностями, затрудняющими выполнение собственных профессиональных обязанностей фармацевтическими сотрудниками страны [8];

— усиление психоэмоциональной напряженности;

— рост дополнительных трудовых обязанностей, связанных с соблюдением обязательных санитарно-гигиенических норм;

— ограничительные меры также меняют поведение клиентов, что становится особым фактором, повышающим нагрузку [9];

— весомое увеличение трудовой нагрузки [10].

На данном этапе стоит отметить негативные последствия, связанные с деятельностью сотрудников аптек (эмоциональное состояние, часто встречающийся синдром хронической усталости у сотрудников, неудовлетворенность собственным рабочим местом и т.д.). Экспоненциально повышается уровень нагрузки на аптечных сотрудников и объем той информации, с которой работают аптечные сотрудники в течение рабочего дня.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности сотрудников аптек заключается в совмещении деятельности торгового работника и специалиста в области здравоохранения. Совокупность требований к работникам аптечных учреждений обуславливает достаточно сильное эмоциональное напряжение сотрудников, постоянный контакт с другими людьми (в том числе и тяжелые социальные контакты с больными людьми, их родственниками или знакомыми, переживающими за сложившуюся жизненную ситуацию), а также постоянное бремя ответственности за корректность изготовления лекарственных препаратов, грамотный выбор необходимого препарата для клиента аптечного учреждения, делают исследования уровня испытываемого стресса и выбора копинг-стратегий по борьбе со стрессогенными ситуациями очень важными и актуальными. Эта информация также может быть применена в рамках федеральных проектов с целью обеспечения устойчивости и повышения степени безопасного функционирования отрасли здравоохранения [11].

Организация исследования

Цель исследования — изучить копинг-стратегии фармацевтических работников в период пандемии COVID-19.

Объект исследования — копинг-стратегии.

Предмет исследования — копинг-стратегии фармацевтических работников в период пандемии COVID-19.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем стресса сотрудников аптеки и предпочитаемой ими копинг-стратегией.

Частные гипотезы:

— существует прямая взаимосвязь между уровнем стресса и предпочитаемыми копинг-стратегиями поиска социальной поддержки, избегания, конфронтации, дистанцирования;

— существует прямая взаимосвязь между уровнем стресса и предпочитаемыми копинг-стратегиями принятия ответственности, планирования решения проблем, самоконтроля;

— существует обратная взаимосвязь между уровнем стресса и копинг-стратеги-ями разрешения проблем и положительной переоценки.

В ходе исследования использовались следующие методики:

— методика «Индикатор копинг-стратегий, CSI» Д. Амирхана;

— способы совладающего поведения, WCQ Р. Лазаруса;

— шкала психологического стресса PSM—25;

— коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Базой исследования выступает ООО «Фармгарант», находящийся в г. Ангарске, респонденты — коллектив в составе 30 чел., в возрасте от 20 до 60 лет, имеющие высшее и среднее фармацевтическое образование, занимающие должность провизора и фармацевта. В структуре выборки более половины респондентов (60 %) являются провизорами, высококлассными специалистами в области фармацевтики, имеют высшее образование и вправе занимать руководящую долж-

ность. Исследование проводилось во время второй волны пандемии СОУГО-19 с февраля по апрель 2021 г.

Результаты исследования

Разделение на группы в рамках исследования выявления особенностей ко-пинг-стратегий сотрудников происходит по принципу применения шкалы психологического стресса РБМ—25 и разделение сотрудников ООО «Фармгарант» на группы по испытываемому ими стрессу. Полученные результаты необходимы для улучшения текущей ситуации сотрудников ООО «Фармгарант» после последствий пандемии коронавируса: снижение уровня стрессовых нагрузок и эмоционального напряжения, вероятно, должны способствовать выбору корректных и логически обоснованных копинг-стратегий.

По итогам шкалы психологического стресса, РБМ-25, вся указанная ранее численность контрольной группы была поделена на три категории:

— сотрудники с низким уровнем психологической напряженности;

— сотрудники со средним уровнем психологической напряженности;

— сотрудники с высоким уровнем психологической напряженности.

На рис. 1 обозначены результаты проведенного опроса среди контрольной группы организации ООО «Фармгарант». Так как исследование подразумевает выявление особенностей копинг-стратегий сотрудников ООО «Фармгарант», то полученные результаты рассматриваются по двум группам работников: 12 и 18 чел. соответственно.

Рис. 1. Результаты коллектива ООО «Фармгарант» по шкале психологического стресса, PSM-25

Анализ общей картины совокупных результатов сотрудников ООО «Фармгарант» показывает, что 43,3% от всей численности респондентов испытывают средний уровень стресса. Это значит, что большинство сотрудников организации справляются с поступающими во время трудового процесса стрессовыми нагруз-

ками, обладают довольно сильным умением использовать копинг-стратегии в процессе борьбы с наступающими жизненными трудностями. Треть респондентов (33,33 %) имеет низкий уровень стресса — это значит, что они полноценно справляются с трудными жизненными и профессиональными ситуациями, а также полностью адаптированы к поступающим психологическим и эмоциональным нагрузкам в течение рабочего дня. Оставшиеся респонденты (23,33 %) обладают высоким уровнем стресса и испытывают постоянный и сильный психологический дискомфорт. Здесь можно предположить низкий уровень первичных психологических навыков по самоконтролю, оценке ситуации. Вероятно, сотрудники, у которых повышен стрессовый психологический фон, применяют стратегии избегания, так как накапливают нерешенные сложные ситуации, со временем усугубляя собственное состояние. Таким сотрудникам необходимо дополнительное внимание вследствие вероятного наступления нервного срыва или иных последствий высокой психологической нагрузки. Возможно профессиональное выгорание как последствие тяжелого морально (и физически) пандемийного периода, постоянный контроль за качеством исполнения работы, контроль знаний и актуализация лекарственных препаратов, опережающая обучение фармацевтов.

Следующей методикой, проводимой в рамках исследования особенностей копинг-стратегий сотрудников ООО «Фармгарант», является «Индикатор ко-пинг-стратегий, CSI» Д. Амирхана в адаптации Н.А. Сироты. Результаты теста показывают уровень (низкий, средний и высокий) той или иной копинг-стратегии.

Таблица 2

Данные по методике «Индикатор копинг-стратегий, CSI» Д. Амирхана, в %

Наименование копинг-стратегии Низкий уровень стресса Средний уровень стресса Высокий уровень стресса

Н С В П Н С В П Н С В П

Провизоры Стратегия разрешения проблем 0 11 16 6 6 22 11 0 16 6 6 0

Стратегия поиска социальной поддержки 16 6 11 0 16 11 6 6 11 16 0 0

Стратегия избегания 16 16 0 0 22 11 6 0 0 11 6 11

Фармацевты Стратегия разрешения проблем 0 0 16 16 8 8 25 8 8 8 0 0

Стратегия поиска социальной поддержки 16 8 8 0 16 16 8 8 0 8 8 0

Стратегия избегания 8 16 8 0 25 8 8 8 0 0 8 8

Примечание: Н — низкий уровень копинг-стратегии; С — средний уровень копинг-стратегии; В — высокий уровень копинг-стратегии; П — постоянное использование копинг-стратегии.

Рассматривая совокупность результатов всех респондентов, стоит отметить первичное отсутствие закономерностей в проявлении тех или иных стратегий по борьбе со сложными жизненными ситуациями. Провизоры и фармацевты имеют следующие тенденции в выборе копинг-стратегий.

Стратегия разрешения проблем. У большинства провизоров средний уровень (39 %): ровно треть сотрудников довольно часто прибегает к стратегии разрешения проблем, однако постоянно ее используют лишь 6 % респондентов. Редко эта стратегия встречается у 22 % провизоров ООО «Фармгарант». У фармацевтов динамика применения стратегии разрешения проблем иная:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

большинство фармацевтов часто используют приемы разрешения текущих трудных жизненных ситуаций (42 %), четверть из них использует эту стратегию на постоянной основе. Одинаковый удельный вес замечен в нечастом и среднем уровне использования стратегии фармацевтами (по 17 % соответственно). Стоит отметить, что стратегия разрешения проблем чаще используется в рамках должности фармацевта, чем у провизоров — это подтверждает, как факт превалирования групп «В» и «П» у фармацевтов, так и больший удельный вес группы «Н» у провизоров.

Стратегия поиска социальной поддержки схожа: фармацевты чаще обращаются к этой стратегии, чем провизоры. Если 44 % провизоров нечасто используют стратегию поиска социальной поддержки, то фармацевты — в 33 % случаев. Средний уровень замечен в одинаковой мере у обоих должностей. Высокий уровень использования ярче выражен у фармацевтов (25 %), чем у провизоров (17 %). Предположительно, такое положение выбора копинг-стратегий у сотрудников напрямую связано с руководящими должностями провизоров, что способствует выработке самостоятельного принятия важных решений, касающихся не только собственных профессиональных аспектов, но и профессиональных обязанностей других людей (подчиненных).

Стратегия избегания также чаще выражена у фармацевтов: 17 % используют стратегию постоянно (11 % провизоров), 25 % имеют высокий уровень использования (и 11 % провизоров).

Далее для более детального изучения особенностей копинг-стратегий мы также провели методику копинг-тест Р. Лазаруса (Способы совладающего поведения, WCQ), данные которой представлены в табл. 3.

Таблица 3

Данные методики «Способы совладающего поведения, WCQ» Р. Лазаруса, в %

Низкий Средний Высокий

Наименование копинг-стратегии уровень стресса уровень стресса уровень стресса

Р У В Р У В Р У В

Конфронтация 6 22 6 11 11 16 6 6 16

Дистанцирование 6 16 11 6 11 22 11 6 11

л ft Самоконтроль 6 6 4 11 16 11 6 11 11

о со К И а К Поиск соц. поддержки 11 16 6 16 11 11 6 22 0

Принятие ответственности 6 6 22 6 6 28 0 11 11

Бегство-избегание 11 16 6 11 6 22 11 16 0

Планирование решения 6 6 22 6 11 22 6 11 11

Положительная переоценка 6 11 16 11 11 16 16 0 11

Конфронтация 8 8 16 8 16 25 0 8 8

Дистанцирование 16 0 16 8 16 25 8 0 8

Фармацевты Самоконтроль 0 0 33 8 8 33 8 8 0

Поиск соц. поддержки 8 25 0 8 25 16 8 8 0

Принятие ответственности 0 8 25 8 16 25 0 8 8

Бегство-избегание 8 8 16 8 16 25 0 16 0

Планирование решения 0 8 25 0 8 42 0 16 0

Положительная переоценка 0 0 33 0 16 33 8 8 0

Примечание: Р — редкое использование стратегии, У — умеренное, В — выраженное.

Каждая копинг-стратегия имеет определенный вес в совладании со стрессом у сотрудников аптек:

Стратегия конфронтации проявляется довольно часто у фармацевтов, а у провизоров реже;

Дистанцирование при стрессовой ситуации в большей степени характерно для фармацевтов, в группе провизоров занимает меньшую долю;

Копинг-стратегия самоконтроля чаще характерная для провизоров немного слабее выражена у фармацевтов;

Поиск дополнительной социальной поддержки слабо выражен у провизоров, у фармацевтов же показатели выше;

Принятие ответственности ярко выражено у провизоров, немного меньше в группе фармацевтов;

Копинг-стратегия избегания стрессовых ситуаций у провизоров заметно снижена, по сравнению с фармацевтами. Существует различие между результатами сотрудников ООО «Фармгарант» — провизоры намного меньше прибегают к использованию способов избегания стрессовой ситуации, предпочитают решать возникающие в процессе выполнения должностных обязанностей трудности;

Планирование решения как способ борьбы со стрессовой ситуацией замечен у провизоров в объеме 61 % от общей группы провизоров, у фармацевтов — 66 %. Результат показывает частый рациональный подход к решению проблем, что положительно характеризует коллектив ООО «Фармгарант». Среди фармацевтов отсутствует процент сотрудников, которые редко прибегают к планированию;

Положительная переоценка как копинг-стратегия также характерна для обеих групп, справляющихся со стрессом и адаптирующихся к условиям пандемии.

Таблица 4

Корреляция между уровнем стресса и копинг-стратегиями (CSI, WCQ)

CSI WCQ

Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание Конфронтация Дистанциорование Самоконтроль Поиск социальной поддержи Принятие ответственности Бегство Планирование решения Положительная переоценка

Уро-

вень

стресса, -0,568* 0,863** 0,751** 0,615* 0,507* 0,649** 0,401* 0,605** 0,502* 0,524* -0,506*

РБМ-

25

Примечания: ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя); * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Корреляционный анализ данных исследования показывает достаточно интересные взаимосвязи между уровнем стресса и копинг-стратегиями, выявленными с помощью методик 081 и WSQ. Уровень стресса прямо коррелирует с такими копинг-стратегиями как поиск социальной поддержки (0,863 при р = 0,01), избегание (0,751 при р = 0,01), конфронтация (0,615 при р = 0,05), дистанцирование (0,507 при р = 0,05), самоконтроль (0,649 при р = 0,01), принятие ответственности (0,605 при р = 0,01) и планирование решения (0,524 при р = 0,05). Это означает, что при возрастании уровня стресса усложнении задач, данные копинги

используются чаще. Это также может свидетельствовать об актуальной стрессовой ситуации и неразрешенной проблеме, которая так или иначе воздействует на личность в данный момент.

Выводы

Те копинги, которые связаны с неадаптивными стратегиями поведения, как избегание, дистанцирование и конфронтация сами по себе могут являться причиной повышения стресса в усложненной различными дополнительными факторами, такими как пандемия COVID-19, ситуации. Избегание и дистанцирование направлены на то, чтобы отдалиться от ответственности за решение проблемы и создают условия для затягивания и ухудшения ее состояния. Также важно то, что избегая ответственности человек не забывает о самой тревожащей ситуации. Она так или иначе присутствует в сознании человека, изматывая психику и подрывая уверенность в разрешимости задачи и в своих силах. Конфронтация как копинг позволяет краткосрочно разрядить негативные эмоции выплеснув их на других людей, в долгосрочной перспективе же эта стратегия закономерно повышает стрессовое напряжение и создает условия для углубления социальных противоречий и невозможности разрешить кризис без существенных потерь.

Копинги, которые связаны со стремлением взять на себя ответственность и с самоконтролем и планированием решения прямо связаны с уровнем стресса, именно потому что они требуют действительно высокого напряжения волевых и умственных усилий, так как ситуация, подобная той, с которой столкнулась наша страна и в целом человечество: пандемия, локдаун, паника — была беспре-цендентной. Все копинги, связанные с субъектным поведением в проблемных ситуациях объяснимо связаны с высоким уровнем стресса, теми стадиями деятельности, в которых человек либо планирует деятельность, либо непосредственно решает стоящую перед ним задачу.

Обратная корреляция между уровнем стресса и копинг-стратегиями, которая наблюдается в шкалах разрешение проблем (-0,568 при p = 0,05) и положительная переоценка (-0,506 при p = 0,05) позволяет сказать, что эти конкретные механизмы совладания снижают стрессовое напряжение, позволяют легче переносить тяжелые ситуации, находя в них позитивное начало или жизненный опыт.

Таким образом, можно констатировать, что повышенные требования к фармацевтическим сотрудникам во время пандемии COVID-19 стали фактором психологической мобилизации и выработки адаптивных копингов, что позволило несмотря на высокий уровень стрессового напряжения справиться со сложной неординарной ситуацией. Наши гипотезы нашли свое подтверждение. В качестве дальнейшего направления изысканий можно обозначить сравнительное исследование изменения уровня стресса после окончания пандемии и возвращения к штатному режиму функционирования в фармацевтических учреждениях.

Список использованной литературы

1. Аскарова Г. Основные подходы к изучению копинг — стратегий в трудных жизненных ситуациях / Г. Аскарова, Э.З. Усманова // Scientific progress. — 2021. — Т. 1, вып. 5. — С. 308-316.

2. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. — EDN TTORCX / / Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы : сб. статей / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. — Москва, 2008. — С. 55-66.

3. Чупракова М.В. Агрессивное поведение подростка как копинг-стратегия в стрессовой ситуации / М.В. Чупракова, И.Н. Коноплева. — EDN RWRIAP // Психология и право. — 2013. — № 4. — С. 55-65.

4. Петрова С.В. Фармацевтические специалисты — специфика и стандарты работы / С.В. Петрова, С.В. Кононова, Н.Н. Дадус [и др.]. — EDN PXRJIH // Ремедиум. — 2013. — № 3. — С. 59-65.

5. Сотникова С.И. Категоризация трудового абсентеизма в контексте современной концепции оценки рабочего времени / С.И. Сотникова. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(1).146-154. — EDN PRDZBO // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 1. — С. 146-154.

6. Войтехович Т.С. Стресс в профессиональной деятельности сотрудников фармацевтических компаний / Т.С. Войтехович. — EDN XKSELB // Психологическая студия : сб. статей. — Витебск, 2020. — Вып. 13. — С. 47-49.

7. Ворожцова Е.С. Последствия межличностных конфликтов в фармацевтической деятельности / Е.С. Ворожцова, М.Н. Гурьянова, В.Н Тарасевич, Н.В. Новикова. — EDN VYEUSC // Дальневосточный медицинский журнал. — 2019. — № 1. — С. 56-60.

8. Пак Т.В. Особенности работы персонала аптечных организаций в условиях пандемии COVID-19 / Т.В. Пак. — DOI 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-5-35-41. — EDN CGLLZN // Медико-фармацевтический журнал Пульс. — 2021. — Т. 2, № 5. — С. 35-41.

9. Налунина С.А. Влияние ограничительных мер в условиях пандемии на поведение потребителей / С.А. Налунина. — EDN ZQLCLQ // Global & Regional Research. — 2021. — Т. 3, № 2. — С. 174-182.

10. Боровикова Е.А. Изучение конфликтного поля аптеки в условиях пандемии COVID-19 / Е.А. Боровикова, Т.В. Пак, В.Д. Чан. — EDN IEZMXY // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2021. — Т. 20, № S1. — С. 14.

11. Базарова Н.В. «Умная» безопасность медицинской деятельности в регионах России / Н.В. Базарова. — EDN IVUPQL // Global & Regional Research. — 2022. — Т. 4, № 2. — С. 26-31.

References

1. Askarova G., Usmanova E.Z. Basic Approaches to Studying Coping Strategies in Hard Life Situations. Scientific Progress, 2021, vol. 1, iss. 5, pp. 308-316. (In Russian).

2. Kryukova T.L. A Man as a Subject of Coping Behavior. In Zhuravlev A.L., Kryukova T.L., Sergienko E.A. (eds). Coping Behavior. Current Status and Prospects. Moscow, 2008, pp. 55-66. (In Russian). EDN: TTORCX.

3. Chuprakova M.V., Konopleva I.N. Teenager Aggressive Behavior as a Coping Strategy in Stressful Situations. Psikhologiya i pravo = Psychology and Law, 2013, no. 4, pp. 55-65. (In Russian). EDN: RWRIAP.

4. Petrova S.V., Kononova S.V., Dadus N.N., Chesnokova N.N., Zhukova E.V. Pharmaceutical Specialists — Specifics Standards and Work. Remedium = Ремедиум, 2013, no. 3, pp. 59-65. (In Russian). EDN: PXRJIH.

5. Sotnikova S.I. Labor Absenteeism Categorization: the Modern Concept of Working Time Assessment. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 1, pp. 146-154. (In Russian). EDN: PRDZBO. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(1).146-154.

6. Voitekhovich T.S. Stress in the Professional Activities of Employees of Pharmaceutical Companies. Psychological Studio. Vitebsk, 2020, iss. 13, pp. 47-49. (In Russian). EDN: XKSELB.

7. Vorozhtsova E.S., Gur'yanova M.N., Tarasevich V.N., Novikova N.V. Consequences of Interpersonal Conflicts in Pharmacy Practice. Dal'nevostochnyi meditsinskii zhurnal = Far East Medical Journal, 2019, no. 1, pp. 56-60. (In Russian). EDN: VYEUSC.

8. Pak T.V. The Specific Work for Requierements for Pharmaceutical Personnel due to COVID-19. Mediko-farmatsevticheskii zhurnal Pul's = Medical & Pharmaceutical Journal Pulse, 2021, vol. 23, no. 5, pp. 35-41. (In Russian). EDN: CGLLZN. DOI: 10.26787/ny-dha-2686-6838-2021-23-5-35-41.

9. Nalunina S.A. Impact of Restrictive Measures in a Pandemic on Consumer Behavior. Global & Regional Research, 2021, vol. 3, no. 2, pp. 174-182. (In Russian). EDN: ZQLCLQ.

10. Borovikova E.A., Pak T.V., Chan V.D. Studying the Conflict Field of the Pharmacy in the Context of the COVID-19 Pandemic. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika = Cardiovascular Therapy and Prevention, 2021, vol. 20, no. S1, pp. 14. (In Russian). EDN: IEZMXY.

11. Bazarova N.V. "Smart" Safety of Medical Activity in the Regions of Russia. Global & Regional Research, 2022, vol. 4, no. 2, pp. 26-31. (In Russian). EDN: IVUPQL.

Информация об авторах

Воронцова Евгения Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, VorontsovaEG@bgu.ru, SPIN-код: 2277-0692, AuthorlD РИНЦ: 673377.

Малахаева Светлана Карловна — кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, smalahaeva@yandex.ru, © https://orcid.org/0000-0002-4617-5872, SPIN-код: 4299-7940, AuthorID РИНЦ: 891546.

Authors

Evgeniya G. Vorontsova — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, VorontsovaEG@bgu.ru, SPIN-Code: 2277-0692, AuthorID RSCI: 673377.

Svetlana K. Malakhaeva — PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, smalahaeva@yandex.ru, © https://orcid.org/0000-0002-4617-5872, SPIN-Code: 4299-7940, AuthorID RSCI: 891546.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Воронцова Е.Г. Копинг-стратегии фармацевтических сотрудников в период пандемии COVID-19 / Е.Г. Воронцова, С.К. Малахаева. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1583-1594. — EDN DECPQK // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 4. — С. 1583-1594.

For Citation

Vorontsova E.G., Malakhaeva S.K. Coping Strategies of Pharmaceutical Employees During the COVID-19 Pandemic. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 4, pp. 1583-1594. (In Russian). EDN: DECPQK. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1583-1594.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 4 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.