Научная статья на тему 'КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА'

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КОГОРТНЫЙ МОНИТОРИНГ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Разварина Ирина, Гордиевская Александра, Шматова Юлия

Статья посвящена оценке совладающего поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста, в Вологодской области. Представлены выборочные результаты медико-социологического исследования «Изучение формирования здорового поколения» в 2022 г. Рассмотрены варианты поведения женщин с детьми двухлетнего возраста в стрессовых ситуациях. Изучение поведения одного человека в различных жизненных ситуациях, в данном случае родителей, становится важным: для оценки их психического состояния, медицинской и психологической грамотности родителей в воспитании и здоровьесбережении детей.Практическая значимость заключается в возможности разработки методических рекомендаций для повышения медицинской активности, уровня воспитательного потенциала родителей в рамках программ здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Разварина Ирина, Гордиевская Александра, Шматова Юлия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING-THE BEHAVIOR OF MOTHERS RAISING YOUNG CHILDREN AS A FACTOR IN THE FORMATION OF A CHILD'S HEALTH

The article is devoted to the assessment of coping behavior of mothers raising young children in the Vologda region. The selected results of the medical and sociological study “The study of the formation of a healthy generation” in 2022 are presented. The variants of behavior of women with two year old children in stressful situations are considered. The study of human behavior in various life situations, in this case, parents, becomes important: for the diagnosis of mental state, since behavior is one of the main indicators of health; improving the medical and psychological literacy of parents in the upbringing and health care of children. The practical significance lies in the possibility of developing methodological recommendations to increase medical activity, the level of educational potential of parents within the framework of health saving programs.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА»

УДК 316.61;613.954

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)1.04

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Разварина Ирина НиколаевнаАВ№

Научный сотрудник отдела исследования образа и жизни населения. Вологодский научный центр Российской академии наук. Вологда, Россия. E-mail: irina.razvarina@mail.ru. Orcid: https://orcid.org/0000-0002-9377-1829

Гордиевская Александра НиколаевнаАВ№

Младший научный сотрудник отдела исследования образа и жизни населения. Вологодский научный центр Российской академии наук. Вологда, Россия. E-mail: alessu85@mail.ru, alessu85@mail.ru. Orcid: https://orcid.org/0000-0001-7777-3456

Шматова Юлия ЕвгеньевнаАВ"

Кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела исследования образа и жизни населения. Вологодский научный центр Российской академии наук. Вологда, Россия. E-mail: ueshmatova@mail.ru. Orcid: https://orcid.org/0000-0002-1881-0963

COPING-THE BEHAVIOR OF MOTHERS RAISING YOUNG CHILDREN AS A FACTOR IN THE FORMATION OF A CHILD'S HEALTH

Razvarina Irina Nirolaevna^^

Researcher of the Laboratory for Research of Social Sphere Management Problems of the Department for Research of the Level and Lifestyle of the Population. Vologda research center of Russian academy of sciences. Vologda, Russia. E-mail: irina.razvarina@mail.ru. Orcid: https://orcid.org/0000-0002-9377-1829

Gordievskaya Alexandra Nikolaevna^^

Junior Researcher of the Laboratory for Research of Social Sphere Management Problems of the Department for Research of the Level and Lifestyle of the Population. Vologda research center of Russian academy of sciences. Vologda, Russia. E-mail: alessu85@mail.ru. Orcid: https://orcid.org/0000-0001-7777-3456

Shmatova Yulia Evgenievna^^

Candidate of Economic Sciences, Researcher of the Laboratory for Research of Social Sphere Management Problems of the Department for Research of the Level and Lifestyle of the Population. Vologda research center of Russian academy of sciences. Vologda, Russia. E-mail: ueshmatova@mail.ru. Orcid: https://orcid.org/0000-0002-1881-0963

Аннотация. Статья посвящена оценке совпадающего поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста, в Вологодской области. Представлены выборочные результаты медико-социологического исследования «Изучение формирования здорового поколения» в 2022 г. Рассмотрены варианты поведения женщин с детьми двухлетнего возраста в стрессовых ситуациях. Изучение поведения одного человека в различных жизненных ситуациях, в данном случае родителей, становится важным: для оценки их психического состояния, ме-

дицинской и психологической грамотности родителей в воспитании и здоровьесбережении детей.

Практическая значимость заключается в возможности разработки методических рекомендаций для повышения медицинской активности, уровня воспитательного потенциала родителей в рамках программ здоровьесбережения.

Ключевые слова: здоровье детей, психическое здоровье, когортный мониторинг, копинг-стратегии, здоровый образ жизни

Annotation. The article is devoted to the assessment of coping behavior of mothers raising young children in the Vologda region. The selected results of the medical and sociological study "The study of the formation of a healthy generation" in 2022 are presented. The variants of behavior of women with two-year-old children in stressful situations are considered. The study of human behavior in various life situations, in this case, parents, becomes important: for the diagnosis of mental state, since behavior is one of the main indicators of health; improving the medical and psychological literacy of parents in the upbringing and health care of children. The practical significance lies in the possibility of developing methodological recommendations to increase medical activity, the level of educational potential of parents within the framework of health-saving programs.

Keywords: ^Wren's health, mental health, cohort monitoring, coping strategies, healthy lifestyle. Children's health, neuropsychic development, cohort monitoring, coping behavior

Введение. Укрепление здоровья населения России — наиболее значимое направление современных научных исследований. Доказано, что изменение человеком своего поведения «для минимизации проблем со здоровьем становится одной из важнейших задач XXI века» (Петраш, Муртазина, 2018). Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, основным фактором которого становятся как условия внешней среды, так и семейная обстановка. В этой связи вопросы охраны здоровья детей, обучения навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ) находятся в центре внимания семьи, образовательных, медицинских организаций. Точками приложения становятся следующие компоненты ЗОЖ: правильная организация сна и отдыха, питания, физической активности; закаливание; сформи-рованность навыков гигиены и благоприятный психологический микроклимат в семье, в частности волевая регуляция поведения родителей (Огурцова, 2018).

Актуальность изучения поведения родителей обусловлена тем, что в раннем возрасте большую часть времени ребенок проводит вместе с матерью, усваивая модели поведения с помощью идентификации. В этих условиях закладываются нравственно-этические нормы

поведения, ценностные ориентации. Усвоение неадаптивных форм поведения может приводить к нарушению адаптации, психосоматическим расстройствам у ребенка (Дружинина, 2012; Левашкина, 2012; Ретюнских, 2022; Мото-рина, 2015; Еремина, 2017; Дымова, 2020).

В рамках когортного исследования детского здоровья в Вологодской области появилась возможность рассмотреть направленность со-владающего поведения в стрессовых ситуациях матерей, имеющих детей раннего возраста. Информационной базой стали выборочные результаты мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения» этапа 2022 г. Выборка составила 212 пар «мать и ребенок».

Предмет: копинг-стратегии, применяемые матерями, воспитывающими детей раннего возраста в различных жизненных ситуациях. Объект: матери, воспитывающие детей в возрасте 2 лет.

К числу основных задач публикации относятся: представить спектр стрессовых ситуаций, которые вызвали тревогу, растерянность, напряжение у респондентов в 2022 г.; оценить степень негативного состояния женщин, имеющих детей раннего возраста, в зависимости от стрессовых ситуаций; проанализировать

показатели применения совладающего поведения женщинами, имеющими детей двухлетнего возраста.

В результате составлен рейтинг жизненных ситуаций по степени влияния на психоэмоциональное состояние женщин, воспитывающих детей раннего возраста. Определены количественные и качественные характеристики совладающего поведения матерей с детьми 2 лет в различных стрессовых ситуациях.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных при разработке программ ЗОЖ для повышения медицинской, психологической грамотности родителей в отношении сохранения своего здоровья и здоровья детей.

Материалы и методы. Исследование проводилось в марте — апреле 2022 г. в Вологде — городе областного значения, Череповце — индустриальном центре, районных центрах Кириллове, Соколе, Великом Устюге и поселке городского типа Вожега (табл. 1).

Характеристика выборки: 83% женщин состоят в зарегистрированном браке; 6,6% — не замужем; 6,6% — в незарегистрированном браке; 4,3% — в разводе; 1,4% — вдовы.

Из них 37,9% — работают, 5,2% — безработные, 55% — находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Возрастной состав: 40 лет и старше — 10,8%, от 35 до 39 лет — 31,6%, треть респондентов — до 29 лет; 23,7% — 30-34 лет.

Под «копингом» понимаются конкретные стратегии, используемые человеком для адаптации к реальным условиям (Зинченко, Рудя, 2017; Крюкова, Куфтяк, 2007).

В исследовании использована классификация копинг-стратегий Р. Лазаруса и С. Фолк-мана. Качественная характеристика копинг-стратегий позволяет оценить эффективность их применения. Причем каждое применяемое совладающее поведение имеет как положительную, так и отрицательную сторону.

Наиболее эффективными и адаптивными, способствующими сохранению психического и физического здоровья, по мнению авторов, являются первые три стратегии поведения: «планирование решения проблемы», «конфронтация», «принятие ответственности».

В следующую группу входят стратегии самоконтроля и положительной переоценки. Люди, использующие эти способы совлада-ния, могут обращаться к условиям взаимодействия, которые помогут решить проблему, искать оправдание или положительные моменты ситуации, в которой они оказались (Киселева, Кузьмин, Козлов, 2020).

К третьей группе копинг-стратегий относятся «дистанцирование» и «бегство — избегание». Использование копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах.

И наконец, четвертую группу образует стратегия поиска социальной поддержки. Она позволяет успешно совладать со стрессовой ситуацией с помощью внешнего содействия, но не предполагает самостоятельного решения проблемной ситуации.

В исследовании применены синтез и сравнительный анализ данных, а также социологический метод, с использованием проспективного мониторинга наблюдения за когортами семей с детьми. Анализ выборочных данных проведен на основе интракогортного метода исследования (Mannheim, 1964; Mayer, Huinink, 1990) в рамках мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения», проводимого Вологодским научным центром Российской академии наук с 1995 г. (Шабуно-ва, Нацун, 2020; Шматова, Разварина, Гордиев-ская, 2022).

На данном этапе исследования применялась методика, разработанная членами научного коллектива. Она предусматривала заполнение анкет разными группами респондентов: родителями и медицинскими работниками. Опросник состоял из двух частей, одна из которых, относительно условий жизни семьи, развития детей, поведения в различных жизненных ситуациях, заполнялась родителями, другая, содержащая оценку здоровья ребенка, — участковыми врачами-педиатрами.

Для изучения более глубокого понимания и изучения специфических факторов формирования детского здоровья, а именно харак-

тера поведения матери в трудных жизненных ситуациях, в анкету были включены вопросы опросника Р. Лазаруса. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, ко-пинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 г., адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. За-мышляевой в 2004 г.

Респондентам предлагаются 50 утверждений, которые характеризуют поведение в стрессогенной ситуации. Они должны были оценить кратность применения вариантов поведения. В результате появилась возможность выявить адаптивные и неадаптивные способы поведения, применяемые матерями с детьми раннего возраста. Оценочным показателем качества применяемых способов совладания предложен уровень напряженности копинга, который подразделяется на:

• адаптивный вариант, низкий уровень напряженности;

• адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии, средний уровень;

• выраженная дезадаптация, высокий уровень (Крюкова, Куфтяк, 2007).

Обработка результатов опроса производилась с применением программ SPSS Statistic и MS Excel.

Результаты. Изучение копинг-поведения матерей детей раннего возраста проводится в разных направлениях. Ученые, исследуя способы совладания с трудными ситуациями, связанными с уходом за ребенком раннего возраста и воспитанием, пришли к заключению, что поведение матерей детей с легким отставанием в социальном развитии можно оценить как частично успешное. Копинг-поведе-ние матерей детей с отставанием в социальном развитии соответствует неуспешному совла-данию со стрессогенными ситуациями (Еремина, 2016). Подтверждают эти данные и другие исследования. Наличие тяжелой патологии у ребенка и повышение кратности заболеваний является самым значимым стрессогенным

фактором для матери (Василенко, Савенышева, Заплетина, 2021).

При анализе раннего детского возраста (от 1 до 3 лет) доказано, что наибольшее влияние на психоэмоциональное состояние родителей, поведение матерей детей раннего возраста оказывают семейные, а в меньшей степени жизненные ситуации. Авторы разделяют по степени воздействия стрессовые ситуации на сильные критические (смерть, серьезная болезнь, развод, потеря работы) и незначительные слабые (семейные, профессиональные, бытовые проблемы) (Савенышева, 2016).

С опорой на результаты многочисленных исследований Д. В. Винникота, М. Мид, З. Фрейда, Э. Эриксона; А. Я. Варги, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой, Г. Г. Филипповой исследователями рассмотрены вопросы неэффективного поведения в зависимости от сформированно-сти ценностных ориентаций, ответственности за детей, детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания (Серебрякова, Боя-кова, 2022).

Проведенное углубленное исследование с использованием социологического, психологического, медицинского методов в Вологодской области позволило составить рейтинг жизненных ситуаций в зависимости от степени негативного воздействия на женщин, воспитывающих детей раннего возраста (табл. 1). По результатам выборочного обследования в 2022 г. выявлена специфика стрессовых ситуаций, связанных с социально-экономической и политической обстановкой. Наряду с такими как ухудшение жилищных и материальных условий, потеря работы, травма или смерть близких родственников — это распространение пандемии СОУГО-19 (введение карантина, жестких мер сдерживания вируса, контроля за соблюдением режима самоизоляции, QR-кодов, обязательной вакцинации, ограничение плановой медицинской помощи, постоянное массовое нагнетание ситуации в СМИ), а также проведение специальной военной операции на Украине. Можно выделить три наиболее значимых ситуации, которые вызвали у матерей такие негативные психоэмоциональные реакции, как тревога, растерянность, напряжение. Наиболее распро-

страненным негативным фактором, влияющим на состояние респондентов, стали: обязательная вакцинация, ограничение плановой медицинской помощи в условиях пандемии и специальная военная операция на Украине (22,7%, 22,3%, 21,8% соответственно; табл. 2). Пятая часть женщин отметили высокую выраженность негативного эффекта в этих случаях. От 6% до 15% матерей детей раннего возраста отметили значимость для ухудшения психоэмоционального состояния таких мер в период пандемии, как введение QR-кодов, постоянное массовое нагнетание ситуации в СМИ, введение жестких мер контроля (в т. ч. штра-

Оценка стрессовых ситуаций за последний ]

респондентов, процен

фов) за соблюдением режима самоизоляции, введение карантина для сдерживания распространения вируса. Сам факт распространения пандемии СОУГО-19 вызвал негативные переживания у 8,5% женщин с детьми раннего возраста.

По ответам женщин в меньшем проценте случаев стрессогенными факторами стали: смерть мужа (жены), близкого родственника — 5,7%, ухудшение материальных условий — 5,2%, серьезная травма, заболевание — 2,8%, ухудшение жилищных условий — 2,4%, потеря/перемена работы и развод — 1,9% и1,4%.

Таблица 1

д степени негативного состояния в ответах от числа опрошенных

Не сталкивалась с ситуацией Практически не проявляется Очень сильно выражено

Обязательная вакцинация 25,6 14,7 22,7

Специальная операция на Украине 26,5 12,8 22,3

Ограничение плановой медицинской помощи 28,9 14,2 21,8

Введение ОК-кодов 27,0 20,9 15,2

Постоянное массовое нагнетание ситуации в СМИ 50,7 10,4 9,5

Распространение пандемии СОУЮ-19 20,9 28,0 8,5

Введение жестких мер контроля (в т. ч. штрафов) за соблюдением режима самоизоляции 28,0 28,9 6,6

Введение карантина для сдерживания распространения вируса 25,6 23,2 5,7

Смерть мужа (жены), близкого родственника 78,7 8,5 5,7

Ухудшение материальных условий 73,0 3,3 5,2

Серьезная травма или заболевание 76,8 9,0 2,8

Ухудшение жилищных условий 87,2 5,7 2,4

Потеря/перемена работы 82,9 7,6 1,9

Развод 87,7 9,5 1,4

*Ранжировано в порядке убывания варианта ответа «Очень сильно выражено».

Психологическое благополучие человека во многом зависит от возможности справляться с стрессовыми ситуациями. Для женщин рождение ребенка, воспитание и уход ослабляют адаптационные возможности из-за значительной нагрузки, повышения ответственности за жизнь и здоровье ребенка. Одним из факторов, определяющих социально-психологическую адаптацию матери, является совлада-ющее поведение (Опарина, 2022).

Анализ средних значений по всем параметрам показал, что основной копинг-стратеги-

ей, которую используют матери детей раннего возраста, является адаптивное поведение, планирование решения проблем — 58% (табл. 2). Она предполагает готовность преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации, выработки стратегии разрешения проблемы в реальных условиях с учетом опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей. В нашем исследовании 18,1 % матерей эффективно исполь-

зуют данную стратегию. Вместе с тем нужно отметить, что 32,8% респондентов, применяя такое решение, дезадаптированы ввиду чрезмерной рациональности и спонтанности поведения.

В комплекс адаптивных способов совла-дающего поведения входит принятие ответственности. 49% женщин используют данную стратегию. В частности, 34,5% признают себя как источник возникновении проблемы и ответственности за ее решение; 10,7% женщин испытывают чувство вины и неудовлетворенности собой. Категория таких женщин входит в группу риска развития депрессивных состояний.

Следующим в рейтинге изучаемых способов поведения стал поиск социальной поддержки (49% считают возможной применение данной стратегии). Положительная сторона: возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации (26%). Отрицательная сторона: несамостоятельное решение проблемы, потребительское отношение и зависимость от окружающих (16,4%).

Стратегию положительной переоценки, которая считается относительно эффективной стратегией поведения, использует практически половина опрошенных (48%). Причем положительно переоценивают проблемную ситуацию четверть женщин с детьми раннего возраста. Недооценивают возможность эффективного разрешения проблемной ситуации 16,9%.

Стратегию самоконтроля выбрали 46% респондентов. Из них пытаются преодолеть негативные переживания за счет высокого контроля поведения, волевых усилий поведения 24,9%, тем не менее недоверие, чрезмерную требовательность к себе испытывают 9,0% ответивших.

Дистанцирование как осознанное поведение в трудной жизненной ситуации используют 48% матерей детей раннего возраста. Из них 39,5% пользуются интеллектуальными приемами совладания; 4,5% дистанцируются от реального осознания и необходимости действенного преодоления проблемных ситуаций. По данным научных исследований применение дистанцирования на постоянной основе может предполагать наличие возможных внутриличностных конфликтов, т. е. снижение адаптивности.

Стратегия бегства — избегания предполагает реагирование отрицанием проблемы, уходом от действительности. По результатам исследования ее используют 35% женщин. У 2,3% могут проявляться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, раздражение, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя. Большинством исследователей эта стратегия рассматривается как неадаптивная. Однако в выборке для 53,7% респондентов этот способ поведения в отдельных случаях не исключает пользы.

Таблица 2

Доля респондентов, эффективно использующих данную стратегию Доля респондентов, находящихся в пограничном состоянии при реагировании на трудную ситуацию Доля респондентов, неэффективно использующих данную стратегию Среднее значение

Планирование решения проблемы 18,1 49,2 32,8 58

Принятие ответственности 34,5 54,8 10,7 49

Поиск социальной поддержки 26,0 57,6 16,4 49

Положительная переоценка 24,3 58,8 16,9 48

Самоконтроль 24,9 66,1 9,0 46

Дистанцирование 39,5 55,9 4,5 42

Бегство, избегание 53,7 44,1 2,3 35

Конфронтационный копинг 56,5 42,4 1,1 33

33% опрошенных предпочитают применение стратегии конфронтации, которая предполагает изменение ситуации, отреагирова-ние негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. У 1,0% могут наблюдаться враждебность, трудность планирования, прогнозирования результата предпринятых действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании способствует сопротивлению трудностям, помогает отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессо-генных условиях. В нашем исследовании 56,5% опрошенных эффективно используют данный подход.

Здоровье детей в значительной степени зависит от родителей. Забота о психическом состоянии взрослых членов семей с детьми — это важная составляющая здоровьесбережения детского населения. Результаты исследования показали, что наряду с эффективными способами поведения в различных психотравмирую-щих ситуациях родители используют и неадаптивные способы поведения. В свою очередь, у детей, усваивающих негативный пример ро-

дителей, могут также сформироваться дезадап-тивные формы поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важными остаются вопросы, которые требуют дополнительного исследования: как различается копинг-поведение матерей здоровых детей и имеющих различные заболевания, физические дефекты? Какая профессиональная помощь требуется матерям, у которых растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья?

Считаем важным при разработке программ здоровьесбережения, направленных на пропаганду ЗОЖ, предусмотреть адресные меры для разных категорий населения. Для матерей детей раннего возраста работа должна быть направлена на активизацию внутреннего потенциала женщины, желания изменить неэффективное поведение, обучаться социально-одобряемым способам поведения в трудных жизненных ситуациях. Важно для профилактики и укрепления физического и психического здоровья матери и ребенка привлекать не только медицинских работников, но и юристов, психологов, специалистов физической культуры и спорта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Василенко В. Е. Родительский и повседневный стресс у матерей детей раннего и дошкольного возраста // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 4 (114). С. 27-48. DOI 10.17759/cpp. 2021290403.

Дружинина Ю. А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте // ОНВ. 2012. № 5 (112).

Дымова И. А. Факторы формирования здоровья детей первого года жизни (обзор литературы) // Пермский медицинский журнал. 2020. Т. XXXVII, № 1. С. 85-92. Doi: 10.17816/pmj37185%92).

Еремина Ю. А. Особенности совладающего поведения матерей, воспитывающих детей первых лет жизни, с разным уровнем социального развития // Ped. Rev. 2016. № 2 (12).

Еремина Ю. А. Ранний материнский копинг и его взаимосвязь с психосоциальным развитием ребенка в возрасте от одного года до трех лет // Ped. Rev. 2017. № 2 (16).

Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.

Киселева А. А., Кузьмин М. Ю., Козлов В. В. Особенности совладающего поведения // Интеграция образования. 2020. № 4 (101).

Левашкина А. О. Особенности механизма идентификации в детском возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. С. 295-299.

Моторина Н. В. Общение матери и ребенка раннего возраста. Формирование и развитие // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1. С. 210-212.

Огурцова И. А. Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 4 (14). С. 32-34.

Опарина М. Г. Эмпирическое исследование защитно-совладающего поведения матерей, воспитывающих разное количество детей // Молодой ученый. 2022. № 47 (442). С. 502-505.

Петраш М. Д. Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, № 2. С. 152-165. DOI 10.21638/11701/spbu16.2018.204.

Ретюнских Л. Т. Детство как объект междисциплинарного исследования // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8, № 1. С. 71-78. DOI 10.18413/2408-932X-2022-8-1-0-6.

Савенышева С. С. Стрессоры повседневной жизни и семейное функционирование: анализ зарубежных исследований // Мир Науки. 2016. Т. 4, № 6. С. 28.

Серебрякова Т. А. Эмпирический подход к изучению копинг-стратегий материнского поведения // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2022. Т. 11, № 2. С. 24-35. DOI 10.12737/2306-1731-2022-11-2-24-35.

Шабунова А. А. «Дети пандемии»: здоровье младенцев, рожденных в 2020 году // Социальное пространство. 2020. Т. 6, № 5. С. 1. DOI 10.15838/sa. 2020.5.27.1.

Шматова Ю. Е, Разварина И. Н., Гордиевская А. Н. Факторы риска здоровью ребенка со стороны матери до и во время беременности (итоги многолетнего когортного мониторинга в Вологодской области) // Анализ риска здоровья. 2022. №. 3. С. 143-159.

Mannheim K. Das Problem der Generationen // Karl Mannheim, Wissenssoziologie / Hrsg. Von K. H. Wolff. Berlin/Neuwied: Luchterhand. 1964.

Mayer K. U., Huinink J. Alters-, Perioden- und Kohorteneffekte in der Analyse von Lebensverlaufe oder: Lixis ade? // Mayer K. U. (Hrsg.). Lebensverlaufe und sozialer Wandel (Sonderheft 31 der Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie). Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. S. 442-459.

REFERENCES

Vasilenko, V. E. (2021). Roditel'skij i povsednevnyj stress u materej detej rannego i doshkol'nogo vozrasta [Parental and everyday stress in mothers of children of early and preschool age]. Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya [Consultative psychology and psychotherapy]. V. 29, No. 4 (114). Pp. 27-48 (in Russian). DOI 10.17759/cpp. 2021290403.

Druzhinina, Yu. A. (2012). Osobennosti sovladayushchego povedeniya v podrostkovom vozraste [Features of coping behavior in adolescence]. ONV[ONV]. No. 5 (112) (in Russian).

Dymova, I. A. (2020). Faktory formirovaniya zdorov'ya detej pervogo goda zhizni (obzor literatury) [Factors in the formation of children's health in the first year of life (literature review)]. Permskij medicinskij zhurnal [Perm Medical Journal]. V. XXXVII, No. 1. Pp. 85-92 (in Russian). Doi: 10.17816/ pmj37185%92).

Eremina, Yu. A. (2016). Osobennosti sovladayushchego povedeniya materej, vospityvayushchih detej pervyh let zhizni, s raznym urovnem social'nogo razvitiya [Features of coping behavior of mothers raising children of the first years of life, with different levels of social development]. Ped. Rev. No. 2 (12) (in Russian).

Eremina, Yu. A. (2017). Rannij materinskij koping i ego vzaimosvyaz' s psihosocial'nym razvitiem rebenka v vozraste ot odnogo goda do treh let [Early maternal coping and its relationship with the psychosocial development of a child aged one to three years]. Ped. Rev. No. 2 (16) (in Russian).

Kryukova, T. L., Kuftyak, E. V. (2007). Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptaciya metodiki WCQ) [Questionnaire of ways of coping (adaptation of the WCQ methodology)]. Zhurnal prakticheskogo psihologa [Journal of Practical Psychology]. No. 3. Pp. 93-112 (in Russian).

Kiseleva, A. A., Kuzmin, M. Yu., Kozlov, V. V. (2020). Osobennosti sovladayushchego povedeniya [Features of coping behavior]. Integraciya obrazovaniya [Integration of Education]. No. 4 (101) (in Russian).

Levashkina, A. O. (2012). Osobennosti mehanizma identifikacii v detskom vozraste [Features of the identification mechanism in childhood]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. No. 1. Pp. 295-299 (in Russian).

Motorina, N. V. (2015). Obshchenie materi i rebenka rannego vozrasta. Formirovanie i razvitie [Communication between mother and young child. Formation and development]. Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences]. No. 1. Pp. 210-212 (in Russian).

Ogurtsova, I. A. (2018). Formirovanie kompetentnosti roditelej v oblasti zdorov'esberezheniya doshkol'nikov (iz opyta raboty) [Formation of the competence of parents in the field of health saving of preschoolers (from work experience)]. Voprosy doshkolnoj pedagogiki [Issues of preschool pedagogy]. No. 4 (14). Pp. 32-34 (in Russian).

Oparina, M. G. (2022). Empiricheskoe issledovanie zashchitno-sovladayushchego povedeniya materej, vospityvayushchih raznoe kolichestvo detej [An empirical study of the protective coping behavior of mothers raising a different number of children]. Molodoj uchenyj [Young scientist]. No. 47 (442). Pp. 502-505 (in Russian).

Petrash, M. D. (2018). Ponyatie "zdorovyj obraz zhizni" v psihologicheskih issledovaniyah [The concept of "healthy lifestyle" in psychological research]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya i pedagogika [Bulletin of St. Petersburg University. Psychology and pedagogy]. V. 8, No. 2. Pp. 152-165 (in Russian). DOI 10.21638/11701/spbu16.2018.204.

Retyunskikh, L. T. (2022). Detstvo kak ob'ekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya [Childhood as an object of interdisciplinary research]. Nauchnyj rezul'tat. Socialnye i gumanitarnye issledovaniya [Scientific result. Social and Humanitarian Studies]. V. 8, No. 1. Pp. 71-78 (in Russian). DOI 10.18413/2408-932X-2022-8-1-0-6.

Savenysheva, S. S. (2016). Stressory povsednevnoj zhizni i semejnoe funkcionirovanie: analiz zarubezhnyh issledovanij [Stressors of everyday life and family functioning: analysis of foreign studies]. Mir Nauki [The world of science]. V. 4, no. 6. P. 28 (in Russian).

Serebryakova, T. A. (2022). Empiricheskij podhod k izucheniyu koping-strategij materinskogo povedeniya [Empirical approach to the study of coping strategies of maternal behavior]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Socialno-gumanitarnye issledovaniya i tehnologii [Research and Development. Socio-humanitarian research and technology]. V. 11, No. 2. Pp. 24-35 (in Russian). DOI 10.12737/23061731-2022-11-2-24-35.

Shabunova, A. A. (2020). "Deti pandemii": zdorov'e mladencev, rozhdennyh v 2020 godu ["Children of the pandemic": the health of babies born in 2020]. Socialnoeprostranstvo [Social space]. V. 6, No. 5. P. 1 (in Russian). DOI 10.15838/sa. 2020.5.27.1.

Shmatova, Yu. E., Razvarina, I. N., Gordievskaya, A. N. (2022). Faktory riska zdorov'yu rebenka so storony materi do i vo vremya beremennosti (itogi mnogoletnego kogortnogo monitoringa v Vologodskoj oblasti) [Risk factors for a child's health on the part of the mother before and during pregnancy (results of long-term cohort monitoring in the Vologda Oblast)]. Analiz riska zdorovya [Health risk analysis]. No. 3. Pp. 143-159 (in Russian).

Mannheim, K. (1964). Das Problem der Generationen. In.: Karl Mannheim, Wissenssoziologie / Hrsg. Von K. H. Wolff. Berlin/Neuwied: Luchterhand.

Mayer, K. U., Huinink, J. (1990). Alters-, Perioden- und Kohorteneffekte in der Analyse von Lebensverlaufe oder: Lixis ade? In.: Mayer K. U. (Hrsg.). Lebensverlaufe und sozialer Wandel (Sonderheft 31 der Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie). Opladen: Westdeutscher Verlag. S. 442-459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.