Научная статья на тему 'Координация в логистических цепях ипотечно-строительных проектов'

Координация в логистических цепях ипотечно-строительных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ / ПРОЕКТ / ИПОТЕКА / СТРОИТЕЛЬСТВО / COORDINATION PROCESSES / LOGISTIC CHAINS / PROJECT / MORTGAGE / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубасова Татьяна Иннокентьевна

Рассматриваются методологические вопросы координации в логистических цепях ипотечно-строительного проекта. Обосновывается необходимость координации исходя из природы логистических цепей ипотечно-строительных проектов как целостной социально-экономической системы, создания координационного центра. Даны рекомендации по организации управления ипотечно-строительными проектами на уровне мезологистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION PROCESSES IN LOGISTIC CHAINS OF MORTGAGE AND CONSTRUCTION PROJECTS

Methodological issues of coordination in logistic chains of the mortgage and construction projects are examined. The necessity of coordination proceeding from the nature of logistic chains of mortgage and construction projects as an integrated socio-economic system, and also the establishment of a coordinating center are proved. Recommendations how to organize management of mortgage and construction projects on a mesological system level are given.

Текст научной работы на тему «Координация в логистических цепях ипотечно-строительных проектов»

постоянных расходов, нормы рентабельности и (или) нормативные цены на продукцию. Также в бюджет продаж закладываются показатели нормальной загрузки производственных мощностей.

Во всей этой обширной нормативной базе есть одна особенность: параметры нормирования являются константами так называемого краткосрочного периода.

По этим константам проводится оперативный управленческий анализ, в том числе маржинальный анализ, анализ критического объема продаж, производственного рычага, функционального поведения общих затрат.

К главным константам краткосрочного периода принято относить цену на продукцию, удельные переменные затраты, удельный маржинальный доход, общие постоянные расходы по предприятию. Смена краткосрочного периода определяется или времен-ньми границами (год — это предел), или так называемой масштабной базой (интервалом объемов производства, внутри которого сохраняются перечисленные константы).

Получается, что составление бюджетов в квадрате зависит от параметров краткосрочного периода: на их нормативных значениях считаются бюджетные показатели, от результатов управленческого анализа зависят

объемы продаж и производства, прибыль от продаж и вообще формируется генеральная линия годового бюджета.

По нашему мнению, именно здесь возникает очень болезненный и незащищенный с точки зрения проблем адаптации процесс. Внешние воздействия, имеющие место в течение бюджетного цикла, могут приводить к плохо предсказуемому изменению одной или нескольких констант. В такой ситуации необходимо иметь простой и эффективный инструмент быстрых корректировок бюджетных показателей, связанных с изменившейся константой.

Именно на данном этапе создания такого инструмента мы видим перспективное направление развития теории и практики управленческой адаптации экономических систем. Оно должно прорабатываться в части максимальной формализации настройки корректировочных действий бюджетирования к изменению вышеназванных параметров.

Примечания

’ Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 36—37.

2 Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: учеб. пособие: в 2 ч. / под общ. ред. А.И. Ильина. Минск, 2000. Ч. 2. С. 9.

УДК 338.4:69:330.4 Т.И. КУБАСОВА

ББК 65.291.592 кандидат экономических наук,доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: tatyana@ipoteka.irk.ru

КООРДИНАЦИЯ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ ИПОТЕЧНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Рассматриваются методологические вопросы координации в логистических цепях ипотечно-строительного проекта. Обосновывается необходимость координации исходя из природы логистических цепей ипотечностроительных проектов как целостной социально-экономической системы, создания координационного центра. Даны рекомендации по организации управления ипотечно-строительными проектами на уровне мезологисти-ческой системы.

Ключевые слова: координация, логистические цепи, проект, ипотека, строительство.

Современная практика управления ипо- живает потребность в формировании новой

течно-строительными проектами обнару- методологии в связи с осознанием их отли-

© Т.И. Кубасова, 2009

чительных особенностей в классе инвестиционно-строительных проектов. Приоритеты смещаются от применения отработанных управленческих процедур в фазе выполнения проекта в его строительной части к обоснованию процедур концептуальной фазы, фазы разработки и фазы завершения проекта. С учетом стадийности работ в рамках реализации ипотечно-строительного проекта принятие ключевых управленческих решений сосредоточивается на этапах анализа потенциала ипотечного жилищного кредитования (стадия инициации проекта), формирования стратегии и концепции проекта, разработки условий ипотеки и ее рефинансирования, привлечения денежных средств населения с использованием ипотеки (предпроектная стадия), передачи жилья клиентам ипотеки (завершающий этап стадии строительства). Основной задачей логистики в управлении ипотечно-строительными проектами становится синхронизация финансовых и инвестиционных потоков, с одной стороны, инвестиционных и материальных потоков — с другой. В свете решения этой задачи следует ожидать существенной трансформации логистики, результатом которой будет становление прикладной проектной логистики и, соответственно, прикладного проектного логистического менеджмента. Прикладная направленность в данном случае означает адаптацию проектной логистики к специфике ипотечно-строительных проектов.

Ранее роль логистики соотносилась исключительно с фазой выполнения строительного проекта, при этом сама логистика рассматривалась в качестве инструмента материально-технического снабжения и производственно-технологической комплектации строек, ее инновационные аспекты связывались с организацией хозяйственных связей и управлением цепями поставок. Не отрицая и не умаляя этой роли, следует, на наш взгляд, придерживаться новой, более широкой интерпретации логистических цепей, а именно не как цепей поставок, а как цепей взаимодействия, выстраиваемых на основе заключения договоров (контрактов).

Необходимость координации определяется самой природой логистических цепей ипотечно-строительных проектов как целостной социально-экономической сис-

темы, теснейшей взаимосвязью, взаимовлиянием и взаимной обусловленностью всех происходящих в них процессов. Для успешной реализации проекта основные его участники (заказчик, застройщик, проектная организация, ипотечное агентство, коммерческий банк, покупатель жилья — заемщик) должны координировать действия не только в рамках своих внутренних функциональных областей, но и с функциональными подсистемами своих партнеров.

Координация — центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованию работы элементов системы, оперативной диспетчеризации выполнения заданий. Это одна из наиболее сложных функций, которая может осуществляться с охватом любых функций, любых работ, между любыми элементами системы или внешней среды. Логистический менеджмент (как часть общеэкономического) рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные: процесс управления осуществляется в замкнутом контуре непрерывных действий по маркетинговой логистике, планированию, организации потоковых процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию (рис.). В центре контура предусмотрена логистическая координация работ.

Именно с этих позиций определяется логистическая координация. Как функция менеджмента она имеет специфику в том, что предполагает формирование планов «обработки» потоков как внутри, так и вне логистической системы, составление стандартов и технических условий выполнения операций и многое другое.

Сущность координации в логистических цепях ипотечно-строительных проектов заключается в согласовании всеми участниками проекта использования ресурсов и принятия решений в отношении межорганизационно-го взаимодействия для использования этих ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта. Недостаточная координация в логистических цепях ипотечно-строительных проектов возникает вследствие двух основных причин: различные (конфликтующие) цели отдельных участников проектов, искажение и неполнота информации на стыках цепи.

Функциональный контур управления

Разрешить этот конфликт возможно путем создания координационного центра, консолидирующего всю информацию о проекте и рисках, возникающих в процессе его реализации.

Консолидация информационных потоков позволит координационному центру не только с достаточной степенью точности проектировать материальные потоки и контролировать их прохождение в реальном масштабе времени в режиме удаленного доступа через информационные системы связи, но и активно управлять движением материальных и информационных потоков в масштабе всей цепи. Консолидированный информационный поток может наиболее полно охватить весь процесс взаимодействия участников проекта и оптимизировать материальные потоки. В координационном центре получит развитие деятельность, которая будет иметь рекомендательный характер, его организационные и координационные услуги окажутся востребованными. Они будут способствовать синхронизации материальных и информационных потоков по различным параметрам, позволят снизить риск нарушения договорных обязательств и разрыва хозяйственных связей, минимизировать возможность возникновения сбоев в реализации проекта, а также обеспечат своевременное финансирование строительства через плановую систему контрактования ипотечных сделок (форвардное контрактование в системе ОАО «Агентство по жилищному ипотечному кредитованию» — АИЖК). Это дает

возможность говорить о координационной деятельности центра не только в рамках одного ипотечно-строительного проекта, но и в рамках пула проектов, что, в свою очередь, предполагает расширение функций центра функцией упаковки стандартных закладных и выпуска на их основе ипотечных бумаг с последующим рефинансированием (в АИЖК). Координационная деятельность центра в управлении пулом ипотечно-строительных проектов на основе рефинансирования ипотечных ценных бумаг позволит добиться минимизации затрат по всей интегрированной логистической цепочке и максимальной синхронизации сопряженных логистических потоков.

В содержании научно-практических рекомендаций по созданию координационного центра с позиций системной организации проектного логистического менеджмента требуется, на наш взгляд, учесть следующие моменты:

1. Ипотечно-строительные системы являются самоорганизующимися вследствие того, что элементы этих систем принимают решения и этим инициируют и обеспечивают течение управляемых системообразующих процессов.

2. Между элементами — участниками системы возникают коалиции, дающие им определенные преимущества, т.е. формируется структура, организация системы.

Понятием логистической ипотечно-строительной системы нами обобщаются две разновидности систем: система управления пулом ипотечно-строительных проектов и

система управления одним, конкретным ипотечно-строительным проектом. Система управления пулом — это постоянно действующая система, которая формируется на базе коалиции банка и ипотечного агентства, работающих с пулом, коалиции, которая может быть расширена в масштабах за счет привлечения к участию в проекте страховых компаний, риэлторских фирм и т.д. путем выстраивания цепей взаимодействия на долгосрочной основе в соответствии с применяемыми ипотечными схемами. Ввиду заложенной в ней коалици-онности эта система должна быть признана системой мезоуровня. Описанные научнопрактические рекомендации по системной организации проектного логистического менеджмента относятся именно к этой разновидности логистических ипотечностроительных систем, которую, следует отметить, корректнее было бы назвать составляющей системы мезоуровня. Наше мнение основывается на том, что наряду с этой мезосистемой на уровне каждого из участников, работающих с одним, конкретным ипотечно-строительным проектом, должна действовать своя собственная логистическая система — логистическая система ипотечно-строительного проекта. При этом круг его участников, составляющих базу для развития системообразующих процессов (в принятой терминологии — наблюдателей), по-видимому, должен быть ограничен юридическими лицами; формирование логистической системы на уровне физического лица — покупателя квартиры представляется достаточно абстрактным.

Суть наших рекомендаций сводится к тому, что логистические системы ипотечностроительного проекта должны быть созданы на уровне каждого из его участников (формально — включая банк и ипотечное агентство), при этом их функционирование должно координироваться мезологисти-ческой системой, которая в данном случае принимает на себя роль координационного центра в лице одного из участников коалиции или специально созданного коалиционного управленческого органа.

Первичным проявлением координационного начала в рамках такой структуры может, на наш взгляд, стать формирование на базе автономных логистических систем участников ипотечно-строительного проекта общей микрологистической системы ипотечно-строительного проекта, которая будет существовать в виде системы временного действия, соотнесенного с жизненным циклом проекта в целом как проекции на временную ось жизненных циклов всех участников. Представляется, что и логистическая система ипотечно-строительного проекта, и логистические системы участников ипотечно-строительного проекта должны иметь дивизиональную структуру с той лишь разницей, что первую будет целесообразным сориентировать на конкретные сегменты рынка ипотечного кредитования и (или) жилищного строительства, а вторые — на тип клиентов. В свете реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», а также федеральной программы «Жилище», федеральной программы ипотечного кредитования ориентацию на первичный рынок жилья следует, очевидно, признать приоритетной, тем более что так или иначе этот ориентир определяет и типологию клиентов ипотеки. Более того, первичный рынок необходимо сегментировать по типам жилья: односемейные, многосемейные объекты жилой недвижимости. Сфера действия ипотеки ограничивается строительством многосемейных жилых домов, предполагающих создание кондоминиумов, исключая строительство многосемейных объектов с целью аренды (доходные дома), так как это сегмент социального жилья.

По опыту региональных операторов в системе АИЖК (Иркутск, Санкт-Петербург) в целях осуществления федеральной программы ипотечного кредитования и региональных жилищных программ мезологис-тические ипотечно-строительные системы следует, на наш взгляд, создавать на территории регионов, при этом коалиционность можно обеспечить введением принципа частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.