Научная статья на тему 'КООРДИНАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ'

КООРДИНАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5242
458
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ФУНКЦИЯ КООРДИНАЦИИ / МЕХАНИЗМЫ / ПРИЗНАКИ / ХАРАКТЕРИСТИКА / MANAGEMENT / COORDINATION FUNCTION / MECHANISMS / FEATURES / CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Д. М., Кипнгено Рональд

Данная работа содержит теоретический анализ такой функции менеджмента, как координация. В статье дается определение понятию управление, перечисляются основные виды данного процесс и его признаки. Также в статье приводится ряд основных и наиболее значимых функций менеджмента. В работе приведены данные анализа основной функции - координация. Дается определение данной функции, упоминается о важности применения координации в компаниях. Говорится о разделении координационной деятельности по характеру. Также в работе представлен подробный разбор нескольких направлений координационной деятельности, с помощью которых данная функция дополняет функции контроля и планирования. Также перечислены базовые механизмы координации, которые наиболее часто применяются на практике в различных компаниях. В заключении делается вывод, в котором показана значимость функции координации в компании для достижения любых поставленных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION AS A MANAGEMENT FUNCTION

This paper contains a theoretical analysis of such a management function as coordination. The article defines the concept of management, lists the main types of this process and its features. The article also provides a number of the main and most significant functions of management. This paper presents data from the analysis of the main function - coordination. This function is defined and the importance of using coordination in companies is mentioned. It refers to the division of coordination activities by nature. The paper also provides a detailed analysis of several areas of coordination activities, through which this function complements the functions of monitoring and planning. The basic coordination mechanisms that are most often used in practice in various companies are also listed. In conclusion, a conclusion is made that shows the importance of the coordination function in the company to achieve any goals and objectives.

Текст научной работы на тему «КООРДИНАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Координация как функция управления Coordination as a management function

Шакирова Д.М.

Доцент, к.соц.наук,

Казанского Государственного Энергетического Университета

Россия, Казань e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Shakirova D.M.

Associate Professor, Candidate of Social Sciences, Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Кипнгено Рональд

Студент 2 курса,

Казанского Государственного Энергетического Университета

Россия, Казань e-mail: kipngenoronald70@gmail. com

Kipngeno Ronald

Student 2 course Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan e-mail: kipngenoronald70@gmail.com

Аннотация.

Данная работа содержит теоретический анализ такой функции менеджмента, как координация. В статье дается определение понятию управление, перечисляются основные виды данного процесс и его признаки. Также в статье приводится ряд основных и наиболее значимых функций менеджмента. В работе приведены данные анализа основной функции - координация. Дается определение данной функции, упоминается о важности применения координации в компаниях. Говорится о разделении координационной деятельности по характеру. Также в работе представлен подробный разбор нескольких направлений координационной деятельности, с помощью которых данная функция дополняет функции контроля и планирования. Также перечислены базовые механизмы координации, которые наиболее часто применяются на практике в различных компаниях. В заключении делается вывод, в котором показана значимость функции координации в компании для достижения любых поставленных целей и задач.

Annotation.

This paper contains a theoretical analysis of such a management function as coordination. The article defines the concept of management, lists the main types of this process and its features. The article also provides a number of the main and most significant functions of management. This paper presents data from the analysis of the main function -coordination. This function is defined and the importance of using coordination in companies is mentioned. It refers to the division of coordination activities by nature. The paper also provides a detailed analysis of several areas of coordination activities, through which this function complements the functions of monitoring and planning. The basic coordination mechanisms that are most often used in practice in various companies are also listed. In conclusion, a conclusion is made that shows the importance of the coordination function in the company to achieve any goals and objectives.

Ключевые слова: менеджмент, функция координации, механизмы, признаки, характеристика.

Key words: management, coordination function, mechanisms, features, characteristic.

Менеджмент сравнительно недавняя наука, первое упоминание о ней было в начале 1911 года и спустя всего 24 года, в 1935 году образовалась наука менеджмент. На сегодняшний день менеджмент все еще находится на стадии развития, т.к. далеко не все методы и принципы управления были разобраны и изучены. Несмотря на свою «молодость», к данной науке проявляется все больше интереса. Связано это, в первую очередь, с условиями современного мира: сейчас не столь важно, что и как компания будет производить, сколько как будут управлять

данной компанией, ведь от эффективного и правильного управления зависит крайне много факторов. К ним относят: конкурентоспособность компании, объемы производства, эффективность труда компании и многое другое.

Управление предприятием- это сложный, постоянный процесс, который направлен на достижение каких-либо целей и задач. Заключается этот процесс в воздействии субъекта управления на объект подчинения. Существуют несколько основных видов управления:

• Механическое управление. Этот вид подразумевает собой управление каким-либо технологическим процессом, а также различной производственной техникой и иным оборудованием;

• Естественное управление. Этот вид подразумевает собой управление процессами жизнедеятельности различных живых организмов на предприятии. Также в сферу деятельности данного вида входит обслуживание и уход за живыми организмами, т.к. в большинстве случаев, они являются ресурсами, используемыми на предприятии для изготовления продукции.

• Социальное управление. Данный вид является самым большим, т.к. он подразумевает собой управление персоналом предприятия и компанией в целом. Данный вид управления обычно называют менеджмент.

Также выделяют следующие признаки управления:

• Наличие субъекта и объекта управления. Это является базовым признаком, т.к. для управления не обходим тот, кто будет осуществлять управление и тот, кто будет подчиняться.

• Наличие целостной организованной системы. Для наиболее эффективного управления необходимо, чтобы компания представляла собой целостный работоспособный механизм.

• Наличие определенной направленности деятельности компании, а также наличие целей и задач, которые необходимо достичь в процессе управления.

Менеджмент, как правило, включает в себя пять базовых функции [1, С. 98-100]:

• Планирование (прогнозирование). Данная функция отвечает за формирование работоспособной системы мер, направленных на выполнение ряда целей и задач. Планирование занимается сбором и анализом сведений о деятельности компании, ее успехах и слабых сторонах, на основе чего составляются планы по реализации тех или иных проектов, направленных на повышение эффективности производства;

• Организация. Данная функция отвечает за структурированность и упорядоченность процесса управления в целом. Как правило, функция организации обеспечивает различного рода ресурсами предприятие для его нормальной работоспособности.

• Координация; Даная функция занимается обеспечением согласованной деятельности внутри компании. Для нормальной работоспособности предприятия, ему необходимо чтобы все отделы компании имели некую взаимосвязь друг с другом. Это позволит им четко и своевременно реагировать на различные изменения.

• Контроль. Данная функция отвечает за предупреждение и пресечение различных нарушений как внутри компании, так и при взаимодействии нескольких предприятий. Основной задачей функции контроля является разработка и внедрение ряда мер и правил, направленных на создание правомерных отношений внутри и вне компании. А также на создание условий, при которых данные меры будут соблюдаться.

• Мотивация. Главной задачей данной функции является создание таких условий, при которых эффективность каждого работника будет максимальной. Эти условия для каждого работника индивидуальны, поэтому важно учитывать их мнения и на основе этого мотивировать людей на труд.

Наибольшим интересом для изучения функций менеджмента пользуется функция координации. Обуславливается это тем, что в современном мире наблюдается тенденция полного отсутствия контроля, но на

предприятиях без должного контроля начнется анархия, т.к. отделы просто перестанут взаимодействовать между собой, что приведет к спаду эффективности производства. Единственная функция в менеджменте, которая включает в свои обязанности обеспечение четкого взаимодействия отделов компании между собой - это координация.

Координация, в переводе с латинского, означает совместно, упорядочить. Следовательно, координация - это обеспечение согласованности действий всех звеньев компании, а также сохранение и поддержание работоспособности и эффективности предприятия. Координация как функция менеджмента является особым видом деятельности, занимающимся согласованностью и упорядоченностью усилий, которые, в свою очередь, объединены общей задачей. Это означает, что данная функция обеспечивает бесперебойное взаимодействие всех частей компании, что подкреплено выполнением стоящей перед ними общей задачей.

Необходимость в создании слаженного рабочего механизма существовала всегда, т.к. крайне трудно добиться от людей четкой взаимосвязи. Чем выше степень разделения труда, тем больше взаимозависимость одних звеньев компании от других, следовательно, потребность в координации работы также выше.

Основной задачей координации является создание таких условий труда, при которых будет достигаться согласованность в работе всех звеньев предприятия. Данные условия создаются путем создания рациональных связей между звеньями компании, причем характер данных связей может быть самым разным, т.к. он зависит от процессов, которые нуждаются в координации.

Координационная деятельность делится по характеру на [2, С. 64]:

• Превентивную. Это означает, что координационная деятельность направлена на прогнозирование различных изменений на рынке, появление каких-либо трудностей на производстве и т.д. Задачей превентивной координацией является не только прогнозирование образования каких-то проблем, но и поиск возможных путей, при которых эта проблема может не возникнуть, или же поиск методов устранения данной проблемы, если избежать ее не удается;

• Устраняющую. Данный вид координации направлен на своевременное устранение любых проблем, перебоев и иных трудностей, которые возникают в процессе деятельности предприятия;

• Регулирующую. Это является основным видом координационной деятельности. Регулирующая деятельность направлена на создание и сохранение наиболее эффективной и действенной схемы рабочего процесса;

• Стимулирующую. Данный вид направлен на улучшение и совершенствование деятельности компании в целом. Стимулирующая деятельность должна выполнять свою задачу даже при условии наличия у компании различного рода трудностей, в том числе и финансовые.

В крупных компаниях, которые долгое время находятся на рынке, используется совокупность сразу всех функций координационной деятельности. Это важно делать для дополнения и расширения еще одной функции менеджмента - функции организации. Дополнение осуществляется с помощью двух основных направлений:

1. Осуществление координационной деятельности между структурными подразделениями предприятия;

2. Создание согласованности между подразделениями компании и ее службами с помощью установления рациональных связей между ними.

Установление рациональных связей возможно только при выполнении ряда условий:

• Выявление различных отклонений от назначенного плана и выяснение причин этого;

• Определение состава и объема резервов, которые предприятие выделяет для проведения дополнительных работ;

• Эффективное распределение обязанностей и ответственности между работниками компании;

• Своевременная и быстрая разработка мер для предупреждения и устранения отклонений от плана.

Координационная деятельность на любом предприятии осуществляется с помощью следующих

механизмов координации, которые могут использоваться как отдельно, так и совместно с другими [3, С. 81-84]:

• Неформальная непрограммируемая координация осуществляется неформально, следовательно, не обязательно для выполнения. Как правило, потребность в данном механизме возникает спонтанно, без планирования со стороны руководства компании. Малые и средние предприятия довольно сильно полагаются на неформальную координацию, т.к. крайне сложно предсказать что будет с такой компанией через некоторое время.

• Программируемая безличная координация возникает в тех случаях, когда ввиду неких обстоятельств невозможно применить неформальную координацию, или же она не дает никаких результатов. Безличная координация проявляется в стандартных нормах и правилах данной компании и применяется ко всему персоналу без исключений.

• Программируемая индивидуальная координация является «производной» от безличной координации, с отличием в том, что стандартные нормы и правила применяются к конкретному работнику компании. Данный механизм используется для стимулирования работника и повышения его эффективности.

• Программируемая групповая координация также является следствием из безличной координации, но стандартные нормы и правила применяются уже к группе людей или к целому отделу компании. Используется этот механизм для повышения эффективности работы какого-либо звена компании.

Подводя итог, нужно сказать, что несмотря на то, что менеджмент является сравнительно молодой наукой, уже сейчас она востребована абсолютно во всех отраслях нашей жизни. Обуславливается это тем, что без таких функций, как планирование, координация, мотивация, организация и контроль, невозможно достигнуть поставленных целей. На данных функциях основан практически весь современный мир и эффективным является такое управление, которое идеально сочетает в себе все эти функции. Особое внимание нужно уделить функции координации, ведь она дополняет и расширяет возможности сразу нескольких функций менеджмента: контроля, мотивации и планирования. Следовательно, координация - сложный, многоэтапный и многофункциональный процесс, который необходим каждому современному предприятию, вне зависимости от его объемов производства и размеров. Данная функция является обязательной в процессе управления, в первую очередь, для повышения эффективности производства и увеличения конкурентоспособности компании.

Список используемой литературы:

1. Алтухов П. К. Основы теории управления. / Алтухов П. К. - Москва: АльфаПресс, 2017. - с. 98-100.

2. Маркитан Р. В. Основы управления повседневной деятельностью персонала. / Маркитан Р. В. -Москва: Март, 2018. - с. 64.

3. Усов А. К. Управление персоналом. / Усов А. К. - Сантк-Петербург: Питер, 2018. - с. 31-33.

4. Шипунов В. Г. Основы управленческой деятельности. / Шипунов В. Г. - Москва: АльфаПресс, 2016. - с. 81-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.