предложил товар или услуги на наиболее выгодных условиях. При осуществлении выбора учитываются преимущественно три фактора: качественные характеристики, сроки, коммерческие условия реализации.
Предметом торгов может быть инвестирование, проектирование, возведение, реконструкция и ремонт, эксплуатация объекта, инжиниринговое сопровождение инвестиций, а также отдельные виды работ и услуг, например, общестроительные, отдельные виды СМР, санитарно-технические, электромонтажные, изоляционные и др.
Возможно также и отдельное сочетание перечисленных предметов при проведении конкурсов, например, проектирование и возведение; проектирование и реконструкция; возведение и эксплуатация, реконструкция, ремонт и эксплуатация и т.д. Такое совмещение позволяет изыскать резервы снижения цены и сокращение сроков. Следует отметить, что в настоящее время эксплуатация объекта в отечественной практике не является предметом подрядных торгов, но в перспективе проведение конкурсов на эксплуатацию крупных объектов может оказаться весьма эффективным.
Особенностью конкурсной процедуры является единство и общность требований, предъявляемых заказчиками к каждому из претендентов, что выражается в тендерной документации и предоставлении определенного периода времени для подготовки предложений. Предложенные офферентами цены и другие условия не подлежат уторгованию.
С точки зрения организации и техники торгов представляют собой одну из разновидностей сделки с использованием механизма предложения и акцепта. В отличие от двухсторонних сделок, где эти два акта чаще всего бывают необходимыми и достаточными для совершения сделки, процесс подрядных торгов включает в себя, по крайней мере, четыре этапа, на каждом из которых происходит составление и подписание соответствующих документов.
1. Приглашение к торгам ( уведомление претендентов);
2. Представление офферты (предложений);
3. Определение победителей торгов;
4. Подписание контрактов с победителем торгов.
Подрядные торги являются основным методом экономической оптимизации договорной цены в современных условиях.
При высоком уровне инфляции и дефиците денежных средств для подрядных организаций важно, чтобы заказчик был в состоянии обеспечить своевременное и полное финансирование строительства объекта в соответствии с условиями контракта.
В одной из особенностей подрядных торгов является то, что, как правило, изначально не определены конкретные участники этого процесса и порядок их взаимодействия. Все участники торгов определяются в процессе подготовки, организации и проведения торгов. Между ними на контрактной основе устанавливаются отношения, регламентирующие их функциональные задачи и меру ответственности за их выполнение.
Организация подрядных торгов на проекты с привлечением иностранных инвестиций, банков, государственного капитала на коммерческой основе (расчеты по бартеру, с долевым участием, на компенсационной основе) в сочетании с возможностью квалифицированно разработать и оценить инвестиционные условия при проведении конкурсов предопределяют экономический успех. Целесообразно шире привлекать отечественный капитал - тогда и иностранные инвесторы проявят более активный интерес.
Шихалиев М.Ш.
Координация и содействие развитию внешнеэкономической деятельности регионов Российской Федерации
Основные направления содействия развитию ВЭД регионов ревизуются в рамках Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", в части, касающейся вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые включают:
-координацию внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе экспортной деятельности субъектов Российской Федерации в целях максимальной реализации их экспортного потенциала;
-формированию и реализацию региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;
-содействие регионам в получении иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов Российской Федерации, их использовании во внешнеторговой деятельности и погашении;
-выполнение международных договоров Российской Федерации к области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов Российской Федерации;
-координацию деятельности субъектов Российской Федерации по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли:
-информационное обеспечение внешнеторговой деятельности. В связи с упразднением ряда основных инструментов федерального уровня государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (квотирование, лицензирование, обязательная регистрация контрактов и др.) резко возросла самостоятельность регионов в осуществлении внешнеэкономических связей.
В связи с этим в последние годы важное значение в деле координации внешнеэкономической деятельности регионов приобрела практика заключения соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей. К настоящему времени подписано 10 таких соглашений, 20 соглашений находятся на рассмотрении.
Эти соглашения создают условия для повышения деловой активности и развития экспортного потенциала регионов, способствуют более эффективному взаимодействию с зарубежными партнерами в развитии прямых торговых, научно-технических, инвестиционных и кооперационных связей. Администрации регионов получили определенные полномочия в части предоставления гарантий участникам внешнеторговой деятельности.
Другим важнейшим направлением во взаимодействии с регионами России в сфере внешнеэкономической деятельности является формирование программ федерального уровня, учитывающих, прежде всего, интересы регионов. Это, в первую очередь. Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности, ежегодно утверждаемая Правительством Российской Федерации.
Эта программа исходит из всестороннего анализа текущего и перспективного состояния конъюнктуры на внутреннем и внешних рынках, хода экономических реформ в стране, соображений экономической безопасности России и ряда других факторов. Она является хорошим ориентиром при осуществлении процедуры принятия решений в области ВЭД па региональном или межрегиональном уровне.
Действенным инструментом координации ВЭД российских регионов является Координационный совет по внешним экономическим связям, созданный во исполнение постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 года №490 "О некоторых мерах по усилению координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации, Советов Министров республик в составе Российской Федерации, администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения". С момента его создания - в 1994 году - проведено шесть заседании Совета.
С 1997 года стало практикой проведение выездных (кустовых) заседаний совета непосредственно в регионах России: в феврале 1997г. в г. Екатеринбурге (в рамках Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона) и в июле - в г. Краснодаре (в рамках Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа). Проведение кустовых совещаний получило одобрение и поддержку руководства субъектов Российской Федерации.
Важным фактором, благоприятствующим использованию новой формы проведения заседаний совета, было наличие необходимой институциональной базы в виде межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, охватывающих все регионы России. Проведение заседаний в рамках отдельных ассоциаций с участием руководителей органов исполнительной власти регионов - членов ассоциаций, исполнительных органов самих ассоциаций, представителей заинтересованных министерств и ведомств и их территориальных органов, внешнеэкономических объединений, крупнейших местных предприятий-экспортеров - обеспечивает лучшую концентрацию времени и сил участников на рассмотрении относительно узкого круга типичных для регионов данной ассоциации проблем развития ВЭД и разработки необходимых мер по их решению.
Продолжается работа по содействию регионам в разработке региональных программ развития внешнеторговой деятельности (ВТД). В настоящее время осуществляются постоянные оперативные контакты по данному вопросу в рамках завершения программ развития ВТД ведомств Российской Федерации,
Советов Министров республик в составе Российской Федерации, администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения". С момента его создания - в 1994 году - проведено шесть заседании Совета.
Возрастающую роль в координации внешнеэкономической деятельности регионов России будут играть рабочие группы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству в рамках действующих межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК). Активная работа проводится рабочими группами при российско-словацкой, российско-кипрской, российско-болгарской МПК, российско-турецком деловом совете. Создаются рабочие группы по региональному сотрудничеству в рамках российско-австрийской, российско-греческой и ряда других МПК, а также в рамках российско-британского межправительственного комитета по торговле и инвестициям.
Гусейнов З.А.
Внешнеторговая политика России и всемирная торговая организация
Внешнеторговая политика с учетом реального состояния национальной экономики должна обеспечивать создание условии для равноправной интеграции страны в мирохозяйственные связи. Внешняя торговля в период осуществления реформ стала важным стабилизирующим фактором развития страны, обеспечивающим сохранение сбалансированности её экономического потенциала и насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами. В условиях ограниченного внутреннего спроса внешние рынки являются важным стимулирующим фактором для «точек роста» российской экономики.
В этой связи важнейшей задачей промышленной и внешнеторговой политики является формирование и реализация комплекса мер, направленных на:
-развитие экспортных возможностей страны и улучшение структуры экспорта;
-обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях регулируемо открытой экономики;
-создание более благоприятных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, в том числе через вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Задача реализации экспортною потенциала, облагораживания структуры экспорта должна стать частью государственной политики. В инвестиционном процессе, включая иностранные инвестиции, среди приоритетов должны быть отрасли и предприятия, имеющие хорошие экспортные возможности в части готовой продукции, а также такой огромный научный и технологический потенциал, как конверсия.
Ставя задачу устранения внешних препятствий на пути российского экспорта, нужно ясно отдавать отчет, что это делается для реализации огромного потенциала, которым обладает Россия. Это необходимое условие, без которого страна неизбежно будет скатываться на роль "сырьевого придатка" мировой экономики.
В то же время все предпринимаемые усилия и возможные обязательства, которые Россия будет брать в целях устранения таких препятствий, будут оправданы, если страна сможет полностью реализовать экспортный потенциал в высокотехнологических и других отраслях с высокой степенью переработки продукции.
Сегодня становится очевидным, что не только увеличение экспорта и его облагораживание, но и сохранение завоеванных позиции невозможно без решения проблем доступа на внешние рынки, имея в виду и устранение действующих необоснованных ограничений в отношении российского экспорта, и устранение угрозы их применения в будущем. Обеспечить это можно только через вступление в ВТО, т. е. через включение России в качестве полноправного участника в международную торговую систему.
ВТО выступает в качестве гаранта либерального режима в торговле между странами, входящими в ее состав. Вступление страны в ВТО обеспечивает ей более свободный доступ на зарубежные рынки, а также открывает возможности для решения торговых споров;, но вместе с тем налагает и обязательства сделать более открытыми свои рынки для иностранной конкуренции, использовать принятые в мировой практике методы внешнеторгового регулирования в соответствии с требованиями либерализации торгового режима.