УДК 338.332
КООРДИНАЦИОННО-ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АЭПК РОССИИ В УСЛОВИЯХ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГОСИСТЕМ И
ЭНЕРГОРЫНКОВ
Баитов А.В., заместитель директора по закупкам и МТО - директор департамента ОАО «Концерн «Росэнергоатом»
В статье рассматриваются проблемы оперирования атомно-энергетическими ресурсами и услугами в энергетике России и энергетических системах других стран на основе развития энерго-инфраструктурных узлов с ключевым положением АЭС с целью наращивания трансгранично формируемой добавленной стоимости и прибыли АЭПК России в условиях международной интеграции национальных энергосистем.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, энерго-инфраструктурный узел, мировая экономика, электроэнергия, атомная энергетика.
COORDINATION-SECTORAL ASPECTS OF COMPETITIVENESS AEIC RUSSIA IN
THE INTERNATIONAL INTEGRATION OF NATIONAL ENERGY SYSTEMS AND
ENERGY MARKETS
Baitov A., Deputy Director of Procurement and Logistics - Department Director of «Concern «Rosenergoatom», JSC
The article is devoted to the problems of operating nuclear power resources management and services in the energy sector of Russia and the energy systems of other countries through the development of energy infrastructure nodes to a key provision in order to plant capacity trans and across boundaries formed by adding value and profit AEPC Russia in the context of international integration of national power systems.
Keywords: energy security, energy and infrastructure hub, the global economy, the electric power, nuclear power.
Важной задачей разработки глобально-конкурентной атомной энергопромышленной политики является обеспечение максимального вклада инфраструктуры производства и сбыта атомно-энергетических ресурсов и оказания услуг в улучшение оказания компаниями АЭПК России комплексных энергетических услуг на взаимосвязанных электроэнергетических, энерго-финансовых и пр. рынках [13]. Требуется также создание мультипликативного эффекта от развития электроэнергетических и иных энергосвязанных видов бизнеса комплексным образом [2].
В основу разработки глобально-конкурентной атомной энергопромышленной политики должны быть положены следующие принципы:
1) разработка целевых установок глобально-конкурентной атомной энергопромышленной политики исходя из приоритетов социально-экономического и производственно-технологического развития;
2) нацеленность глобально-конкурентной атомной энергопромышленной политики на решение задач оказания компаниями АЭПК России комплексных энергетических услуг при управлении оборотом атомно-энергетических ресурсов и услуг на взаимосвязанных электро-энергетических, энерго-финансовых и пр. рынках, снижение энергетических издержек в экономике, улучшение энергетической доступности, создания добавленной стоимости, повышение согласованности выполнения общесистемных задач российской атомной энергетики и эффективности программ модернизации и нового строительства в сфере развития атомно-энергопромышленной инфраструктуры;
3) согласование интересов и объединение усилий населения, государства и бизнеса в развитии инфраструктуры производства и сбыта атомно-энергетических ресурсов и оказания услуг;
4) установление единых подходов к правовому и информационному обеспечению, государственному регулированию развития атомно-энергопромышленной инфраструктуры;
5) реализация мероприятий глобально-конкурентной атомной энергопромышленной политики за счет объединения государственных и частных ресурсов, концентрация их на приоритетных инвестиционных проектах;
6) обеспечение гласности процедуры формирования глобально-конкурентной атомной энергопромышленной политики, ее широкое обсуждение и общественная экспертиза, предоставление объективной информации гражданам о ходе проектов по ее реализации.
Концепция развития инфраструктуры производства и сбыта атомно-энергетических ресурсов и оказания услуг должна определять современное состояние, стратегические цели и за-
дачи развития атомно-энергопромышленной инфраструктуры [8]. Необходимо также сфопрмулировать систему мероприятий по дальнейшему развитию инфраструктуры производства и сбыта атомно-энергетических ресурсов и оказания услуг и реформированию системы оперирования российскими атомно-энергетическими ресурсами и услугами [3].
Решение комплексных задач сбора, накопления и интеллектуальной обработки данных необходимо осуществлять через сквозную трансграничную автоматизацию управления [5]. Такая автоматизация включает взаимосвязанное управление всеми видами ресурсов в контролируемых видах энергосвязанных бизнесов с неограниченным числом объектов АЭПК, а также корпоративных информационно-когнитивных потенциалов (баз данных) и систем управления, их обслуживающих [7].
С учетом формирования системы энерго-инфраструктурных узлов, быстро эволюционирующих от слабосвязанных к сильносвязанным, при нацеленности на непрерывную структурно-объектную балансировку и оптимизацию потоков атомно-энергетических ресурсов и услуг требуется переход к открытому, гибко связанному и основанному на однородности применяемых стандартов структурно и системно целостному информационно-вычислительному пространству [11]. Такое пространство является средой осуществления в электронной форме бизнес-процессов всех бизнес-единиц с переходом к программно-аппаратной архитектуре единого сете-центрического интегрированного информационного пространства АЭПК России [6].
Сетецентрическое управление на основе новых информационно-управленческих сервисов позволяет в комплексе обеспечить эффективное внедрение интегрированных информационно-вычислительных платформ для трансграничного управления с переосмыслением бизнес-стратегий и переформатированием моделей деятельности каждой бизнес-единицы [12].
При сетецентрическом управлении распределенным комплексом энергоузлов конвергенция подходов и методов решения комплексных задач сбора, накопления и интеллектуальной обработки многоканально получаемых сверхбольших массивов сложноструктурированных данных на основе облачных бизнес-решений в информационной сфере в различных областях энергетических биз-несов мини-дивизионов должны будут обеспечивать оптимизацию операций с атомно-энергетическими ресурсами и услугами:
- переход к глобализационно-форматированным энерго-узловым конфигурациям технологических и организационных схем управления как инструменту обеспечения присвоения отраслью добавленной стоимости и прибыли из наиболее выгодных сегментов
глобальных энергетических рынков на основе облачных бизнес-решений в информационной сфере. Эти меры открывают простор для различных возможностей повышения эффективности организационных процессов функционирования ГК «Росатом» как единого организационно-правового, производственно-технологического и научно-технического комплекса атомной отрасли России, управления оборотом атомно-энергетических ресурсов и услуг на взаимосвязанных электро-энергетических, энерго-финансовых и пр. рынках разного уровня как потенциальных зон извлечения атомно-энергопромышленной прибыли в пользу АЭПК России;
- существенное сокращение времени сбора данных и доведения управленческих решений до всех российских и зарубежных компаний, входящих или контролируемых АЭПК, как сегментов атомно-энергопромышленной инфраструктуры. Такие механизмы необходимо реализовать с учетом перспектив складывающегося глобального энергетического рынка, и, что особенно актуально, евро-азиатского энергорынка как основного сектора транснациональной деятельности АЭПК России.
Здесь требуется выработка механизмов модернизации информационно-вычислительной инфраструктуры с типовым электронным шаблоном систем управления в рамках единой модели управления всей организационной структурой мини-дивизионов (бизнес-единиц) АЭПК России [1]. Необходимо осуществить сквозную трансграничную автоматизацию управления, включая взаимосвязанное управление всеми видами ресурсов в контролируемых видах энергосвязанных бизнесов [4].
В качестве универсального стратегического инструмента оптимизации бизнес-деятельности в трансграничной системе распределенных мини-дивизионов (бизнес-единиц) является создание бесшовного универсально-программируемого информационно-вычислительного пространства сетецентрического управления на основе общесистемных решений.
Такое объединенное информационное пространство отрасли может быть реализовано за счет объединенных в распределенную сеть обособленных (выделенных) индивидуальных электронных управленческих сервисов распределенных минидивизионов путем их соединения в цельную динамично управляемую структуру [9]. Это реализуется на основе сетецентрического управления со своими программно-архитектурными особенностями, базами данных, алгоритмами и интерфейсами на основе перехода к глобализационно-форматированным энерго-узловым конфигурациям технологических и организационных схем управления на основе облачных бизнес-решений в информационной сфере [10].
Внедрение модернизационных мероприятий глобально-конкурентной атомной энергопромышленной политики будет способствовать активизации оборота атомно-энергетических ресурсов и услуг, экономическому росту, повышению эффективности для повышения эффективности производства, транспортировки (транзита) и сбыта атомно-энегетических ресурсов и оказания услуг при управлении оборотом атомно-энергетических ресурсов и услуг на взаимосвязанных электро-энергетических, энерго-финансовых и пр. рынках, обеспечению надежных связей между бизнес-единицами (мини-дивизионами) АЭПК России.
Литература:
1. Агеев А. И., Куроедов Б. В., Мэтьюз Р., Сандаров О. В. Методология стратегической матрицы. - М.: ИНЭС, 2004.
2. Агеев А., Логинов Е. Стратегические тренды конструируемой экономической реальности // Экономические стратегии, 2012, №10. С.6-15.
3. Актуальные проблемы экономико-правового обеспечения экономической безопасности. - Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2000. - 128 с.
4. Апканеев А.В., Логинов Е.Л. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.
5. Баитов А.В. Капитализация электроэнергетического бизнеса в РФ: обзор и анализ инвестиционной привлекательности // Надежность и безопасность энергетики, 2013, №2(3). С.26-34.
6. Баитов А.В. Система обеспечения энергетической безопасности России. - Иваново: Научная мысль, 2011. - 261 с.
7. Барикаев Е.Н. и др. Мультиагентные императивы обеспечения безопасности энергоснабжения при управлении российским энерго-транспортным кластером // Вестник Московского университета МВД, 2013, №6. С.244-247.
8. Зеленин Д.В. и др. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки, 2010, №70. С.156-161.
9. Коммерческое право. Учебник для студентов вузов / под. ред. проф. М.М. Рассолова, проф. П.В. Алексия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. - 383 с.
10. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №28. С.2-10.
11. Логинов Е.Л. Проблемы управления национальной экономикой на основе стратегического оперирования инвестиционными факторами. - Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2004. - 251 с.
12. Логинов Е.Л. Отмывание денег через Интернет-технологии: методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 208 с.
13. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.