Научная статья на тему 'Координатно - социограмный анализ межличностной напряженности на основе аутосоциометрического моделирования интерактивного взаимодействия'

Координатно - социограмный анализ межличностной напряженности на основе аутосоциометрического моделирования интерактивного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эргодизайн
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ПЕРСОНАЖИ / СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ / АУТОСОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ / РОЛЕВОЙ ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ / CARTOON CHARACTERS / STATUS-ROLE POSITIONS / AUTOSOCIOMETRIC ESTIMATE / PERSONAL SOCIOMETRIC INDICES / ROLE TEST OF PERSON STRUCTURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сущенко Михаил Александрович, Худяков Андрей Иванович

В статье рассмотрены принципы формирования социально-перцептивных компетенций в процессе восприятия комического. Показана и эмпирически проверена возможность использования репертуарного теста личностных конструктов для диагностики социально-перцептивных способностей. Приведены результаты экспериментального аутосоциометрического оценивания группового взаимодействия мультипликационных персонажей. Намечены перспективы использования интерактивных технологий в процессе формирования социально-перцептивных компетенций студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordinate sociogram analysis of interpersonal stress based on autosociometric modeling of interactive interaction

The paper reports the principles of the social perceptive competence formation during comic perception. A possibility of the application of repertoire test of personal structures for the diagnostics of social perceptive capabilities is shown and empirically tested. The results of the experimental autosociometric estimate of the cartoon character group interaction are shown. The outlooks in the use of interactive technologies in the course of the social perceptive competences formation in designerstudents are outlined.

Текст научной работы на тему «Координатно - социограмный анализ межличностной напряженности на основе аутосоциометрического моделирования интерактивного взаимодействия»

Prof of the Dep. "Engineering Psychology and Ergonomics" D. Eng., Prof., Тел. 8-812-346-17-19 E-mail: pipaderno@list.ru ORCID

N.A. Nazarenko

Uliyanov (Lenin) State Electro-Technical University of Saint-Petersburg, Saint-Petersburg Can. Eng., Assistant Prof. Тел. 8-812-346-17-19 E-mail: nikolas@ergoit.ru ORCID

Статья поступила в редколлегию 12.02.2018 г.

Рецензент: д.пс.н., профессор

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Худяков А.И.

Статья принята к публикации 06.04.2018 г.

УДК 159.9.: 331.015.11

DOI: 10.30987/article_5bf98b613e2d23.85618006

М.А. Сущенко, А.И. Худяков

Координатно - социограмный анализ межличностной напряженности на основе аутосоциометрического моделирования

интерактивного взаимодействия

В статье рассмотрены принципы формирования социально-перцептивных компетенций в процессе восприятия комического. Показана и эмпирически проверена возможность использования репертуарного теста личностных конструктов для диагностики социально-перцептивных способностей. Приведены результаты экспериментального аутосоциометрического оценивания группового взаимодействия мультипликационных персонажей. Намечены перспективы использования интерактивных технологий в процессе формирования социально-перцептивных компетенций студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: мультипликационные персонажи, статусно-ролевые позиции, аутосоциометрическое оценивание, персональные социометрические индексы, ролевой тест личностных конструктов.

M.A. Sushchenko A.I. Khudyakov

Coordinate sociogram analysis of interpersonal stress based on autosociometric modeling of interactive interaction

The paper reports the principles of the social perceptive competence formation during comic perception. A possibility of the application of repertoire test of personal structures for the diagnostics of social perceptive capabilities is shown and empirically tested. The results of the experimental autosociometric estimate of the cartoon character group interaction are shown. The outlooks in the use of interactive technologies in the course of the social perceptive competences formation in designer- students are outlined.

Keywords: cartoon characters, status-role positions, autosociometric estimate, personal sociometric indices, role test of person structures.

профессор кафедры инженерной психологии

и эргономики, доктор технических наук, профессор Тел. 8-812-346-17-19 E-mail: pipaderno@list.ru ORCID

Назаренко Николай Александрович

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), гор. Санкт-Петербург (Россия кандидат технических наук, доцент Тел. 8-812-346-17-19 E-mail:nikolas@ergoit.ru ORCID

Диагностика и формирование социально-перцептивных способностей связаны с целым рядом методологических трудностей обусловленных междисциплинарными связями различных психологических концепций и прежде всего взаимовлиянием общих и специальных способностей на межличностное восприятие.

Как показано в целом ряде отечественных и зарубежных исследований [1, 6, 9, 12, 21, 22 и др.] социально-перцептивной компетентностью называют ключевые аспекты компетентности в общении, определяемые объемом знаний, характером отношений и степенью овладения компетенциями, связанными с адекват-

ным восприятием и пониманием людей. Основу компетентности составляют социально-перцептивные способности, которые в межличностном восприятии проявляются в качестве социально-перцептивных компетенций, таких как восприятие себя через другого, восприятие другого через соотнесение с собой, восприятие себя через результаты собственной деятельности, непосредственное восприятие внешнего облика другого и т.д. Освоение социально-перцептивных компетенций обеспечивает развитие способностей, определяющих уровень личностного развития (таблица 1) [12].

1. Социально-перцептивные способности

В процессе рассмотрения факторов социальной перцепции со стороны воспринимающего субъекта, целесообразно затронуть проблему его способностей. Выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов выделил «три признака в понятии способность» [18, с.146]:

1. Способностями являются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют только те качества личности, которые имеют отношение к успешности обучения и профессиональной деятельности.

3. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, которые выработаны у человека, способности связаны с формированием профессионально-важных качеств.

Можно выделить в актуальных способно-

стях два базовых компонента [3, 15, 20 и др.]:

1. Отработанная совокупность действий и операций, с помощью которых осуществляется данный вид деятельности.

2. Качество процессов, которые позволяют регулировать функционирование действий и операций в процессе деятельности.

С позиции рассмотренных определений, можно констатировать, что способности человека к восприятию следует считать специальными по отношению к общим. Целесообразно в структуре социально-перцептивных способностей выделить как общие (перцептивные), так и специальные (социально-перцептивные, включающие невербальные компоненты).

Способности связаны как с профессионально-важными качествами, так и с соответствующими компетенциями, что позволяет интерпретировать детали внешнего облика (наблюдательность), давать вербальную интерпретацию невербальному поведению, применять приемы остроумия (шутить), реагировать на комическое (смеяться), воспринимать произведения искусства (например, живопись), проявлять эмпатию и рефлексию.

Специальные способности, которые обеспечивают восприятие рисованного юмора, как показано Т.В. Семеновой, следует рассмотреть более детально [12]:

• наблюдательность - способность видеть смысл в мелочах, которыми, как правило, богата карикатура;

• остроумие - способность применять

приемы остроумия при вербальной оценке,

описывать людей и ситуации;

• распознавание невербального поведения - способность интерпретировать комические позы и жесты;

• чувство юмора - это способность распознавать комизм ситуации без слов;

• эмпатия - способность к состраданию, в отличие от злорадства;

• эстетичность - способность чувствовать красоту, гармонию, симметрию и т.д.

Следует отметить, что, осуществляя деятельность по восприятию какого-либо объекта, воспринимающий его человек осваивает и развивает социально-перцептивные компетенции (способности), актуализируя процессы анализа и генерализации, что позволяет на очередном этапе своего развития осваивать новые социально-перцептивные компетенции. Выработанные в процессе работы с рисованным юмором социально-перцептивные компетенции, способствуют восприятию комического.

В нашем исследовании развитие социально-перцептивных способностей базировалось на восприятии и оценке мультипликационных персонажей «Смешарики» (Крош, Лосяш, Нюша, Тин, Ежик, Копатыч, Бараш, Совунья и Каркарыч), характерологические особенности которых, влияющие на статусно-ролевые позиции в процессе сценарного взаимодействия оценивались на основе формализации модифицированного варианта теста личностных конструктов (В.В. Спасенников, Ю.И. Смирнов, С.К. Торбин, С.Н. Федотов) [10].

Критериями отбора мультипликационных персонажей для анализа их ролевого взаимодействия явились три принципа раскрытых в публикациях по анализу групповой динамики [1, 4, 7 и др.]:

• принцип дидактической культуросооб-разности;

• принцип сюжетной основы группового взаимодействия;

• принцип ситуативно-тематической релевантности.

Диагностировать межличностные отношения и личностные особенности персонажей мультфильмов можно опираясь на результаты эмпирических исследований, с использованием репертуарного теста личностных конструктов (персонажи - качества).

На первом этапе были выбраны персонажи. В качестве элементов, как и в простой диади-ческой решетке, брались единичные отношения. При выборе элементов для решетки учитывались два ключевых фактора [19, 20, 22]:

1. Элементы должны находиться в диапазоне пригодности используемых конструктов. Конструкты - это различия, которые мы проводим между персонажами и событиями.

2. Элементы должны представлять выборку, из которых они сконструированы. Разрабатываемый тест позволяет выявлять, каким образом восприятие персонажей влияет на ролевое поведение.

В исследовании А.В. Антюхиной и Л.А. Мулляр показано, что персонажи, вступая в ролевое взаимодействие, проявляют в межличностных отношениях как положительные, так и отрицательные качества, что может вызывать симпатии, антипатии, конфликты [1].

После просмотра мультфильмов экспертным путем можно оценить проявляемые качества в процессе ролевого взаимодействия и выявить с помощью аутосоциометрии статусно-ролевые позиции мультипликационных персонажей [4].

После заполнения ролевого списка персо-

нажей, были выявлены конструкты. Они выявлялись следующим образом: испытуемого спрашивали, чем двое из троих персонажей, отмеченных кружками в первой строке, «сходны между собой и тем самым отличны от третьего персонажа». Когда испытуемый принял решение, его просили поставить крестики в кружки, соответствующие тем двум персонажам, которые сходны между собой. Кружок, соответствующий третьему, отличному от них персонажу, остается пустым. Затем испытуемому предлагалось написать в

Выбор ролевого теста личностных конструктов в процессе оценивания межличностного взаимодействия мультипликационных персонажей связан с закономерностями восприятия. Как показано в работе [2] система составления вербального портрета плохо связана с процедурой оценки и опознания, значительно более точное описание личностных особенностей достигается на основе распознавания невербальных компонентов при использо-

графе «Конструкты. Выявленный полюс» слово или короткую фразу, разъясняющую, чем именно эти персонажи сходны между собой. Противоположная по смыслу характеристика записывалась под заголовком «Противоположный полюс».

Испытуемый (эксперт) отмечал галочкой персонажи, обладающие важной характеристикой (по выявленному полюсу). После заполнения всех строк решетки была получена следующая морфологическая таблица (таблица 2).

вании репертуарного теста личностных конструктов в динамике взаимодействия персонажей.

Одним из важных достоинств метода репертуарных решеток, как следует из анализа публикаций отечественных и зарубежных ученых в сфере экпериментальной психологии является возможность формализации выборов выявленных конструктов с учетом различных модификаций социометрических измерений [3, 5, 9, 13, 21 и др.].

2. Ролевой тест личностных конструктов

Крош Лосяш Нюша I с ае * ГШ Копатыч Бараш Совунья Кар-Карыч ВЫЯВЛЕННЫЙ ПОЛЮС ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛЮС

1 2 3 4 5 6 7 8 Э

<3 / О 3 1 Общительный Замкнутый

/ / © 3 О 2 Смелый Робкий

/ / <3 О 3 3 Сообразительный Несообразительный

<3 О 3 4 Энергичный Вялый

О / О / 3 / / 5 Чуткий Черствый

О / / © / / 3 6 Рассудительный Безрассудный

О О / 3 / 7 Вдумчивый Поверхностный

/ © / 3 О 8 Внимательный Рассеянный

<3 <3 о / / 9 Жизнерадостный Унылый

<з / / О / 3 10 С богатым воображение С бедным воображением

/ о 3 11 Хитрый Наивный

/ 3 3 12 Трудолюбивый Ленивый

/ <3 / / / О 13 Скромный Хвастливый

О <3 / / 3 14 Аккуратный Неряшливый

© о 3 / / / 15 Умный Глупый

/ / / о 3 3 16 Отзывчивый Равнодушный

В ходе проведения статистической обработки было выявлено какую информацию эксперт сообщает непосредственно. Возможности, которые предоставляет метод репертуарных решеток, можно продемонстрировать на практике. Преимущество репертуарных решеток заключается в том, что к данным, полученным от одного конкретного эксперта, можно применить весь арсенал статистических методов, традиционно используемых для анализа групповых данных [2, 5, 8, 11, 17 и др.].

Как следует из ролевых взаимодействий мультипликационных персонажей как положительные, так и отрицательные качества влияют не складывающиеся отношения, симпатии и антипатии между персонажами, что можно выявить с использованием различных модификации метода социометрии, которые достаточно подробно описаны в работе А.Д. Глоточкина, Г.В. Ложкина и В.В. Спасенни-кова [3].

Метод социометрия применяется для диагностики межличностных отношений в группе. С помощью этой техники можно получить информацию об отношениях между персонажами. На примере персонажей с использованием социометрических исследований можно получить детальную информацию о межличностных отношениях между персонажами, определить социально - психологический климат в коллективе, узнать, кто - является скрытым лидером, а кто - отвергнутым членом коллектива [13, 16, 21 и др.]. Непараметрическая социометрия позволяет вычислять как персональные, так и групповые социометрические индексы, выявлять неформальные отношения в микрогруппах и строить наглядное отображение связей между персонажами групповой динамики.

Надежность непараметрической социометрии зависит от правильного выбора критериев оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования следующая. После постановки задач исследования формируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрический опрос не похож на обычный опрос, в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является номер, под которым зашифрован тот или иной персонаж.

Результаты непараметрической социометрии, полученные в ходе исследования можно представить в виде координатной социограммы.

После того, как все участники исследования сделали свой выбор, проводится обработ-

ка данных. Социоматрица по варианту непараметрической процедуры представляет собой таблицу, в которую включаются все положительные и отрицательные выборы.

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются за номерами имена всех членов группы, которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого испытуемый каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 - тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицательный выбор заносится в таблицу. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, необходимо подсчитать алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов. Затем вычисляются персонажные и групповые индексы [3].

Эмоциональная экспансивность - отражает отношение персонажа к другим членам группы и вычисляется как разность между количеством положительных и количеством отрицательных выборов, отданных другим членам группы, отнесенная к численности группы, уменьшенной на единицу, то есть к количеству возможных выборов, определяемую по следующей формуле (1):

£ + )

Е, = 11--(1)

1 N -1

Где Е1 - эмоциональная экспансивность 1 - члена, Я - сделанные , -членом выборы (+/-), X - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов /-члена, N - число членов группы.

Социометрический статус - это свойство персонажа как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом -индексом социометрического статуса. Статус так же измеряет потенциальную способность персонажа к лидерству, вычислить который можно по следующей формуле (2).

£ я-)

С = ^--(2)

г N -1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Где Сг - социометрический статус / - члена, Яг - полученные г - членом выборы, £ - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов г - члена, N - число членов группы.

Характеристика группы как целостной системы выражается рядом групповых индексов, среди которых наибольшее значение имеет индекс групповой сплоченности. Он отражает степень взаимосвязанности индивидов, тесноту их эмоциональных связей и поэтому характеризует внутреннюю социально - психологическую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности. Главное достоинство социоматрицы заключается в том, что она позволяет произвести ранжирование членов группы, выявив среди них наиболее и наименее популярных, установить порядок влияния в группе.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону взаимоотношений, в любой социальной группе выявляется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Существует несколько неформальных структур в группе, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригруп-повые отношения в виде числовых величин и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы (таблица 3).

Проанализировав данные из социоматрицы, с помощью интерактивных образовательных технологий можно наглядно представить и определить, какие мультипликационные персонажи имеют положительные межличностные отношения, а кто является конфликтующей стороной. Кто и почему испытывает сим-

патии, а кто вызывает негативные эмоции и каким образом они проявляются.

Анализ данных социоматрицы показывает, что взаимные антипатии определены у персонажей под номером №5 и №6, так как у персонажа №5 более высокий социометрический статус, и он является неформальным лидером в отличии от персонажа №6 у которого низкая эмоциональная экспансивность и низкий уровень притязаний. По сюжету мультфильма «Смешарики» конфликт между «Копатычем» (№5) и «Лосяшем» (№6) возник из-за границы огорода.

Обучающей целью сюжета мультфильма является: расширение теоретических знаний о характеристике конфликта в соответствии с его социокультурными классификациями (социальный статус участников, их количество, степень силового давления и принятия противоречий, результаты). Сюжет позволяет развить необходимые умения определять основные параметры межличностного конфликта (сущность, структуру, причину и динамику), оценивать поведение сторон, целостно воспринимать конфликтные ситуации, давать комплексную характеристику конфликтов, определять конструктивные подходы к их регулированию.

На координатной социограмме (рис. 1) представлены результаты социометрических данных, по которым можно выявить статусно-ролевые позиции. Персонаж, который определен как лидер группы является мультипликационный персонаж №2 т.к у него выявлен самый высокий показатель социометрического статуса, у него же эмоциональная экспансивность определена как самая высокая в группе персонажей. Данный персонаж обладает межличностной привлекательностью, проявляет эмоциональный отклик на переживания других.

Так же с высоким социометрическим статусом обладает персонаж №4, который обладает такими качествами как - энергичность, коммуникабельность, оптимизм, богатое воображение. Характеризуется как общительный взаимодействующий с другими персонажами в дружеских отношениях, построенных на взаимных предпочтениях и симпатиях.

Используя интерактивные образовательные технологии на практике можно сформировать бесконфликтные межличностные отношения в студенческом коллективе высшего учебного заведения на примере просмотра видео сюжетов, анализа динамики межличностных отношений причин возникновения конфликтов.

Опыт проведения занятий со студентами позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Формирование бесконфликтного общения при помощи интерактивных технологий с учетом статусно-ролевых позиций персонажей будет эффективным при соблюдении следующих условий:

1. Лидерами среди ролевых персонажей являются наиболее эмоционально экспансивные, пользующиеся наибольшим авторитетом.

2. Возможна коррекция динамики меж-

личностных отношений наиболее конфликтных персонажей с завышенным уровнем притязаний, и низким социометрическим статусом.

3. Целесообразно выявлять наличие симпатий, антипатий среди персонажей с учетом специфики статусно-ролевых взаимодействий.

Активные методы обучения подтверждают эффективность применения технологии интерактивного обучения как важного условия формирования социальных эмоций и социально-перцептивной компетентности у студентов

3. Результаты экспертного оценивания взаимодействия мультипликационных персонажей

Название № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Статус персонажа

Б 4 араш таи Я? 1 X + 1 © +2 +2 + 1 © +1 0 0,25

Ежик § 1 +2 X +1 © + 1 +2 + 1 +1 + 1 0,69

Кар-Карыч ф 3 © +2 X + 1 +2 +2 + 1 +1 +2 0,62

I СрОЕ I 4 + 1 © +1 X © 0 +2 +2 0 0,62

Копагыч 5 +2 + 1 +2 © X © +2 +2 + 1 0,56

Лосяш Ф 6 + 1 + 1 +2 0 ® X О + 1 + 1 0,40

Нюгпа г* м 7 © +2 + 1 +2 +1 © X 0 © 0,50

Пин в 0 + 1 +2 0 +1 +1 0 X © 0,35

Сова 9 + 1 + 1 +2 + 1 +1 +1 © © X 0,44

Эмоциональная экспансивность 0,25 0,7 0,62 0,62 0,50 0,43 0,50 0,43 0,37

^ТТГ 5 ¡Л v • -„

о' оо о о оо* о" о о

-> Е;

Рис. 1 - Социограмма статусно - ролевых позиций мультипликационных персонажей

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК REFERENCES

1. Антюхина А.В., Мулляр Л.А. Фольклорно-сказочная реконструкция социальной статусности посредством образа-концепта «успех/удача» // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - №12. - С.142-146.

2. Будякова Т.П. Экспериментальная оценка эффективности системы словесного портрета при опознании личности // Экспериментальная психология, 2016. - Т.9. - С.53-65.

3. Глоточкин А.Д., Ложкин Г.В., Спасенников В.В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал, 1986. - Т.7. - №1. - С.22-29.

4. Голубева Г.Ф. Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной подструктуры общения старшеклассников // Almamater (Вестник высшей школы). - 2017. - №4. - С. 37-39.

5. Коробицин Д.В. Личностные детерминанты низкого социометрического статуса студентов // Педагогическое образование в России. - 2013. - №5. - С. 117-121.

6. Кузьменко А.А., Сковородко А.А., Спасенников В.В. Формирование профессионально важных качеств студентов-дизайнеров на основе компетентностного подхода // Almamater (Вестник высшей школы). - 2017. - №5. - С. 66-70.

7. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 608с.

8. Маничев С.А., Погребицкая А.Е., Федоров С.И. Психометрика ситуаций и черт // Петербургский психологический журнал. - 2015. - №12. - С.1-25.

9. Неврюев А.Н., Мохова С.Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. - 2013. - № 1. - С. 87-97.

10. Патент России №1809455, МШБ09В7/07. Устройство для оценки психологической совместимости. / В.В. Спасенников, Ю.И. Смирнов, С.И. Торбин, С.Н. Федотов. - М.: - 1993.

1. Antyukhina A.V., Mudlyur L.A. Folklore-fairy reconstruction of social status by means of "success-failure" image-concept // Scientific Problems of Humanitarian Researches. -2009. - No.12. - pp. 142-146.

2. Budyakova T.P. Experimental estimate of verbal portrait system efficiency at person identification // Experimental Psychology, 2016. - Vol.9. - pp. 53-65.

3. Glotochkin A.D., Lozhkin G.V., Spasennikov V.V. Procedure of small group formation taking into account interpersonal and operational aspects of operators interaction // Psychological Journal, 1986. - Vol.7. - No.1. - pp. 22-29.

4. Golubeva G.F. Non-parametric sociometry in analysis of tie of formal and informal substructure in senior pupils communications // Alma Mater (Bulletin of Higher School). -2017. - No.4. - pp. 37-39.

5. Korobitsyn D.V. Person determinants of low sociometric status of students // Pedagogic Education in Russia. - 2013.-No.5. - pp. 117-121.

6. Kuzmenko A.A., Skovorodko A.A., Spasennikov V.V. Formation of significant professional characteristics in design students based on competence approach // Alma Mater (Bulletin of Higher School). - 2017. - No.5. - pp. 66-70.

7. Labunskaya V.A. Human Expression: Communication and Interpersonal Perception / V.A. Labunskaya. - Rostov-upon-Don: Phoenix, 2012. - pp. 608.

8. Manichev S.A., Pogrebitskaya A.E., Fedorov S.I. Psy-chometrics of Situations and features // S-Petersburg Psychological Journal. - 2015. - No.12. - pp. 1-25.

9. Nevryuev A.N., Mokhova S.B. Peculiarities in strategies of students' conflict behavior (psychological and non-psychological specialties) // Experimental Psychology. - 2013. - No.1. - pp. 87-97.

10. Patent of Russia No. 1809455, IPCG09B7/07. Device for Estimate of Psychological Compatibility / V.V. Spasennikov, Yu.I. Smirnov, S.I. Torbin, S.N. Fedotov. - M.: - 1993.

11. Радчикова Н.П., Киштымова Е.А. Проблема определения сходства в категоризации // Экспериментальная психология. - 2014. - Т7. - №2. - С. 49-63.

12. Семенова Т.В. Социальная психология комического / Т.В. Семенова. - Самара: СГУ. - 2009. - 376с.

13. Сидоренков А.В., Локтева Е.А., Мкртчян А.А. Инструментарий исследования типов межличнсотных противоречий и конфликтов в малых группах // Психологический журнал, 2014. - Т.35. - №2. - С.103-117.

14. Собкин В.С. Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма // Культурно-историческая психология. 2014.

- Т.10. - №4. - С.12-26.

15. Спасенников В.В. Экономическая психология как базовая учебная дисциплина по специальности (на примере специализации психолог-оргконсультант) // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2004.

- №4. - С.58-60.

16. Спасенников В.В., Задорожнюк И.Е. Пути оптимизации образовательных процессов: потенциал экономической психологии // Социология образования. - 2012. №12.

- С. 15-53.

17. Спасенников В.В., Голубева Г.Ф. Экономическая психология деловых коммуникаций. - Брянск: БГТУ. -2013. - 131с.

18. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии под ред. Гиппенрайтер Ю.Б., Петухова В.В. - М., Изд. Московского университета, 1981.

- С.145-148.

19. Франселла Ф., Баннистр Д. Новый метод изучения личности. - М.: Прогресс, - 1987. - 162с.

20. Davis M.H., Capobiankos, Kraus L.A. Measuring conflict-related behaviors: reliability and validity evidence regard-ings the conflict dynamics profile // Educational and Psychological Measurement. 2004. - T.64. - №4, p. 707-731.

21. Sobkin V.S., Lykova T.A. Sociometric status of Theatre college students and its relation to their personal characteristics and Educational activities. // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. - T.8. №4. - С. 155-156.

22. Stephan W.G. Psychological and communication processes associated with integroup conflict resolution // Small Group Research. - 2008. - T.39. - №1. - p.28-41.

Сведения об авторах: Сущенко Михаил Александрович

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцина, гор. Санкт Петербург

Аспирант E-mail: beaute-lena@mail.ru ID ORCID

Худяков Андрей Иванович

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцина, гор. Санкт Петербург Профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, доктор психологических наук, профессор

Тел. 89214062027 E-mail: haipsy@yandex.ru ID ORCID

11. Radchikova N.P., Kishtymova E.A. Problem in define-tion of similarity in categorizing // Experimental Psychology. -2014. - Vol.7. - No.2. - pp. 49-63.

12. Semenova T.V. Social Psychology of Comic / T.V. Semenova. - Samara: SSU. - 2009. - pp. 376.

13. Sidorenkov A.V., Lokteva E.A., Mkrtchyan E.A. Instruments for investigations of interpersonal contradiction and conflict types in small groups // Psychological Journal, 2014.

- Vol.35. - No.2. - pp. 103-117.

14. Sobkin V.S. Experience of social psychological analysis of cartoon moral conflict understanding // Cultural Historical Psychology. 2014. - Vol.10. - No.4. - pp. 12-26.

15. Spasennikov V.V. Economic psychology as basic training subject on specialty (by the example of psychologist-org-consultant specialization) // Human Factor: Problems of Psychology and Ergonomics. - 2004. - No.4. - pp. 58-60.

16. Spasennikov V.V., Zadorozhnyuk I.E. Ways for educational process optimization: potential of economic psychology // Sociology of Education. - 2012. No.12. - pp. 15-53.

17. Spasennikov V.V., Golubeva G.F. Economic Psychology of Business Communications. - Bryansk: BSTU. - 2013.-pp. 131.

18. Teplov B.M. Practical thinking // Anthology on General Psychology under the editorship of Gippenreiter Yu.B., Pe-tukhov V.V. - M.: Publishing House of Moscow University, 1981. - pp. 145-148.

19. Francella F., Bannistr D. New Method of Person Study.

- M.: Progress, - 1987. - pp. 162.

20. Davis M.H., Capobiankos, Kraus L.A. Measuring conflict-related behaviors: reliability and validity evidence regard-ings the conflict dynamics profile // Educational and Psychological Measurement. 2004. - Vol.64. - №4, p. 707-731.

21. Sobkin V.S., Lykova T.A. Sociometric status of Theatre college students and its relation to their personal characteristics and Educational activities. // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. - Vol.8. №4. - pp. 155-156.

22. Stephan W.G. Psychological and communication processes associated with integroup conflict resolution // Small Group Research. - 2008. - Vol.39. - №1. - p.28-41.

Abstracts: M.A. Sushchenko

Herzen State Pedagogic University of Russia,

Saint-Petersburg

Post graduate student

E-mail: beaute-lena@mail.ru

IDORCID

A.I. Khudyakov

Herzen State Pedagogic University of Russia, Saint-Petersburg

D. Psychol., Prof. Prof. of the Dep. " General and Professional

Pedagogy"

Тел. 89214062027

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: haipsy@yandex.ru

IDORCID.

Статья поступила в редколлегию 16.02.2018 г.

Рецензент:

д.т.н., профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета

(«ЛЭТИ им. В.И. Ульянова-Ленина») Падерно П.И. Статья принята к публикации 10.04.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.