Научная статья на тему 'Конверсия в ядерно-оружейном комплексе. О о проблемы и пути их решения'

Конверсия в ядерно-оружейном комплексе. О о проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Редюшев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конверсия в ядерно-оружейном комплексе. О о проблемы и пути их решения»

КОНВЕРСИЯ В ЯДЕРНО ОРУЖЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

А.А. Редюшев

соискатель Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Саров Нижегородской обл.

Сегодня ядерный комплекс России - это прекрасный алмаз в короне нашей страны, это фактор Мира на нашей планете.

В.Н. Михайлов

Потребность гражданских отраслей в производственных мощностях оборонно-промышленного комплекса СССР появилась еще в 70-х гг. XX столетия. Населению страны требовались товары народного потребления, которых остро не хватало на рынке продукции. Взоры руководства страны обратились к наукоемким высокотехнологичным отраслям оборонной промышленности страны, где был сосредоточен богатый научно-производственный и кадровый потенциал. Вместе с тем рост потребности в диверсификации оборонной промышленности наблюдался на фоне необходимости роста и укрепления вооружения в условиях военноэкономического противостояния СССР и США, на фоне гонки вооружений, отсутствия резерва мощностей. Диверсификация оборонных предприятий осуществлялась за счет расширения действующих и строительства новых предприятий. Реструктуризация предприятий ОПК для выпуска гражданской продукции носила единичный характер. Однако продукция, выпускаемая такими предприятиями, не могла конкурировать с потребительскими товарами зарубежных стран вследствие низкого технического уровня производства отечественных товаров потребления. Несмотря на возлагавшиеся на нее надежды, конверсия оборонных предприятий не могла удовлетворить потребности отстававших отраслей народного хозяйства СССР: машиностроения, легкой и пищевой промышленности, сельскохозяйственной, медицинской, торговли. Конверсия стала составной частью планирования и управления народным хозяйством. Этот период (середина 1970-х - конец 1980-х гг.) можно назвать первым, начальным периодом зарождения конверсии в СССР.

Во второй половине 1980-х гг. начался процесс модернизации производства, создания новых образцов. Этот процесс, по оценкам специалистов, начат был в советской стране на 10-15 лет позже, чем за рубежом [3]. Оборонный комплекс страны вступает во второй этап конверсии (1988-1991 гг.). Задачей предприятий ОПК было удвоение объема выпуска непродовольственных товаров народного потребления к 1995 г. Впервые была разработана пятилетняя программа конверсии предприятий ОПК. Автором программы явился Госплан СССР. Пути реализации данной программы были нацелены на сокращение производства вооружений и военной техники (ВВТ). Однако требовались большие капитальные вложения для перевооружения предприятий новым оборудованием, которые

© Редюшев А.А., 2005

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

позволили бы довести качество продукции до конкурентоспособного уровня на мировом рынке. Возлагались надежды на сокращение оборонных задач в связи с ожиданием ослабления международного противостояния. Процесс перевооружения ОПК на технологию по производству товаров народного потребления был осложнен также проблемами в управлении процессами конверсии и диверсификации. Сущность конверсии в рамках советской экономики могла быть определена лишь реструктуризацией и диверсификацией оборонных отраслей, в том числе и ядерно-оборонного комплекса, методами централизованного управления, мобилизационного обеспечения необходимыми ресурсами, модернизированного планирования и управления. Однако если в ОПК баланс управляющих сил представлял единый блок Минобороны, МВД и КГБ, то в гражданских отраслях такой единый заказчик отсутствовал. Но и этот фактор не явился ответом на вопрос о причинах многолетних неудач в сфере конверсии. Все дело заключалось в невозможности разрешить задачу удовлетворения потребностей населения в достаточном и высококачественном объеме продукции в рамках внерыночных механизмов программ конверсии. Уверенность в успехе директивно-планового проведения конверсионных процессов, недопустимость возможного провала, отсутствие опыта работы в условиях рынка, опора на предшествующий опыт страны по созданию военной техники и решению важнейших стратегических задач в годы Великой Отечественной войны явились причиной многолетних негативных результатов в проведении конверсионных процессов предприятий ОПК. Таким образом, поставленные первой программой задачи по конверсии оборонных отраслей народного хозяйства остались нереализованными.

Вместе с тем на данном этапе была сформулирована концепция конверсии, разработаны ее основные направления. Одновременно в ОПК рождались новые направления. В атомной отрасли ОПК это были микроэлектроника, перспективные материалы, реакторы повышенной безопасности и др. Финансирование работ осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Несмотря на серьезные недостатки этот этап отличается значительной эффективностью произведенных затрат, реальным использованием введенных производственных мощностей для выпуска новой продукции, на предприятиях Минатома были созданы новые рабочие места (см. таблицу).

Итоги конверсионных процессов в атомной отрасли1

Этап к эффективности использования затрат к эффективности введенных мощностей Количество созданных рабочих мест, тыс.

Второй 2,6 0,9 16

Третий 1,9 0,2 5

Четвертый 0,4 0,5 1,5

Основной отличительной чертой конверсии на данном этапе является использование «низких» технологий. Итогом такой политики стала несостоятельность в конкуренции отечественной конверсионной продукции с зарубежными товарами.

Подходы экономически развитых стран Запада к конверсии вырабатывались на протяжении 1950-1980-х гг. - в течение последних послевоенных десятилетий - и базировались на том, что более 80% конверсионных зарубежных проек-

1 Таблица составлена автором на основе материалов из работы [1, с. 27-29].

тов потерпели крах. Отечественные реформаторы ОПК не воспользовались отрицательным опытом развитых стран.

Объективные выводы об ошибках зарубежных конверсионных проектов, проигнорированные реализаторами конверсионной программы России:

- военное производство ориентировано на тактико-технические характеристики выпускаемого оружия. Гражданское производство ориентировано на достижение конкурентоспособных экономических показателей;

- ценообразование на военную продукцию ориентировано на издержки производства, гражданской продукции - на спрос;

- направления научно-технического прогресса в военной и гражданских отраслях в 1980-е гг. разошлись;

- вопреки логике неуклонный рост требований к гражданской продукции в результате конкуренции превышает требования к технологиям военной сферы. [1, с. 20].

20 марта 1992 г. был принят Закон «О конверсии оборонной промышленности в РСФСР». Его принятию и применению на практике сопутствовала острая научная дискуссия о средствах и механизмах преобразования и введения хорошо отлаженного военного производства в рыночную экономику. Второй этап, относящийся к 1992-1995 гг., явился этапом завершения обосновывающих НИОКР, что позволило расставить приоритеты в конверсионных проектах. На этом этапе были созданы производственные мощности по новым конверсионным направлениям. Однако именно в это время был резко сокращен гособоронзаказ, что привело к падению объемов выпуска и реализации характерной для первого этапа продукции. Рост объемов наукоемкой продукции отмечен в направлениях: «Перспективные материалы», «Микроэлектроника», «Минатом для топливно-энергетического комплекса России». Финансирование велось за счет средств льготного кредитования и собственных средств предприятий.

На следующем этапе конверсии оборонных отраслей страны наблюдается резкое сокращение гособоронзаказа (1996-1997 гг.). Это же касается и объемов финансирования конверсионных проектов. Конверсионные процессы происходили в данный период за счет средств продажи низкообогащенного урана (НОУ), собственных средств предприятий, централизованных средств. Почти 70% от совокупного выпуска продукции обеспечивал выпуск оборудования для ТЭК, микроэлектроника и перспективные материалы.

Резкое снижение объемов финансирования и значительные задержки в его поступлении растягивали сроки создания конверсионных производств, стоимость проектов реформирования конверсионных направлений на наукоемкие производства значительно повышалась. Произошел рост числа незавершенных проектов.

В результате отсутствия экспертной работы по отбору проектов конверсии ряд финансовых потоков не были направлены на решение стратегических задач конверсии.

Доля оборонной продукции в атомной отрасли за 1988-1995 гг. сократилась почти втрое. Это повлекло за собой рост безработицы в отрасли, снижение оплаты труда, хроническую неплатежеспособность потребителей продукции.

В середине 1990-х гг. были приняты политические решения в области сокращения ядерных вооружений, по прекращению проведения натурных ядерных испытаний при необходимости сокращения ядерного паритета с США. Это требовало поиска путей переоснащения экспериментальной базы ядерно-оружейного комплекса (ЯОК) сверхпроизводительными ЭВМ, мощными лазерными и гамма-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

установками, другой исследовательской и диагностической аппаратурой. В этот период в Минатоме стала создаваться подотрасль микроэлектроники, включающая в себя организацию конкурентных на мировом рынке производств особо чистых материалов, специального технологического оборудования, систем и средств очистки технологических сред, функциональных электронных устройств и средств телекоммуникаций, в том числе на основе волоконно-оптической техники. Расширилось производство перспективных материалов: редкоземельных элементов (скандий, осмий, вольфрам, молибден), технических алмазов, металлов и их сплавов особой чистоты, драгоценных металлов, технической керамики, изумрудов, цветных камней, озонобезопасных фреонов и т.д. Современная медицинская техника также стала визитной карточкой конверсируемых предприятий ЯОК: гамма-терапевтическая, радионуклидная, диагностическая и др. Получило развитие машиностроение для аграрно-промышленного комплекса, оборудование для топливноэнергетического комплекса, создание систем связи на основе волоконно-оптической техники. Общий объем конверсионной продукции на предприятиях Минатома РФ составил к середине 1990-х гг. 800 млрд руб. [6, с. 4].

В ходе реализации программы «Развитие Министерства Российской Федерации по атомной энергии в 1995-1997 гг.» продолжалась реструктуризация атомной отрасли и ядерно-оружейного комплекса страны. Объем госборонзаказа составил всего 15% к объему 1990 г.; доля оборонной продукции в общем объеме выпуска продукции отрасли составила примерно 7% по сравнению с 36% в 1990 г., численность работников сократилась вдвое. Была остановлена работа десяти промышленных реакторов по наработке оружейного плутония, прекращено производство высокообогащенного урана (ВОУ).

В это время создается государственное предприятие «Росэнергоатом», на базе главных управлений Минатома образован целый ряд акционерных обществ и различных компаний. Акционировано 47% от общего числа предприятий атомной отрасли ОПК [4].

Финансирование процессов реформирования ОПК в данный период времени осуществляли Целевой бюджетный фонд, централизованные средства конверсии, собственные средства предприятий. 60% продукции, выпущенной в период 19982000 гг., обеспечили микроэлектроника, оборудование для топливно-энергетического комплекса, другие направления. Отличительной особенностью данного этапа проведения конверсии в ОПК явился конкурсный отбор конверсионных проектов.

Наиболее эффективным каналом оздоровления финансового состояния отрасли и ее консолидации, помимо расширения продажи сырья, должен был стать имеющийся огромный научно-технический потенциал, продвижение результатов научно-технических исследований на мировой рынок. Объем продукции предприятий Минатома России в 2000 г. составил 109% по сравнению с 1999 г. Атомная энергетика выработала 130 млрд кВтч электроэнергии, превысив максимальный советский годовой уровень выработки за счет пуска одного блока в 1993-1994 гг. ВВЭР (реактора на «быстрых нейтронах») на Балаковской станции и повышения коэффициента использования установленной для реакторов мощности. Экспорт продукции составил 2,28 млрд долл. США [4].

В период 1998-2001 гг. департаментом конверсии атомной промышленности Минатома России была в целом сформирована система оформления, обоснования, экспертизы и отбора проектов реструктуризации и конверсии, предусматривающая разработку бизнес-планов инвестиционных программ, проведение маркетинговых исследований, наличие заключений государственной эксперти-

зы. В 2002 г. основное внимание было уделено разработке механизмов совершенствования финансирования и контроля процессов реформирования предприятий отрасли, а также установлен порядок отбора проектов диверсификации и реструктуризации предприятий ЯОК.

Итогом данной работы явились 128 проектов диверсификации на 2002 г., в том числе 28 проектов реструктуризации и 100 проектов диверсификации. К финансированию приняты 14 проектов диверсификации и 4 проекта реструктуризации.

Отбор в 2003 г. прошли 24 проекта диверсификации из заявленных 47 и 22 проекта реструктуризации из заявленных 45 [2].

Централизованные средства конверсии Минатома РФ - основной источник финансирования подпрограммы «Реформирование предприятий атомной промышленности (ЯОК) на 2002-2006 гг.».

Однако, говоря об определенных успехах в конверсионных процессах, необходимо остановиться на том факте, что приватизация или перепрофилирование значительной части основных производственных фондов атомной отрасли, связанной с радиационно опасным производством, не может быть осуществлена с привлечением зарубежных инвесторов.

Бывший Минатом от других ведущих отраслей народного хозяйства отличают многопрофильность и тесная технологическая увязка предприятий отрасли, высокая наукоемкость всего производства и особенно изначальное базирование научно-производственной деятельности отраслевого комплекса на коренных достижениях фундаментального естествознания.

Необходимость государственного управления и стабильной бюджетной поддержки атомной отрасли России, невозможность отрыва составляющих от общей технологической цепи и нарушения целостности отрасли обусловливаются факторами повышенной радиационной и ядерной опасности производства и обострившейся в последнее время проблемой нераспространения делящихся материалов, т.е. задачей их хранения, учета, физической защиты. Эти обстоятельства выдвигают особые требования к структурной перестройке отрасли.

В закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), относящихся к данному направлению, проблемы реформирования отрасли более обострены в силу целого ряда причин. ЗАТО на территории России призваны разрабатывать и создавать исключительные изделия в сфере обороноспособности страны. Многие из научных направлений были связаны не только с повышенной опасностью, риском для жизни непосредственных исполнителей, но и с угрозой для окружающей среды. Исследовательские учреждения крупных городов России имели все меньше территориальных возможностей для расширения спектра работ в вышеназванных направлениях, что и послужило необходимостью создания ЗАТО.

Концентрация научного и производственного потенциала в этих городах значительно выше, чем в целом по стране. Наличие сложного атомного производства во многих ЗАТО обеспечивает высокий уровень развития науки и производства, создает и сохраняет на протяжении десятилетий предпосылки для концентрации интеллекта.

Реформирование народного хозяйства самым негативным образом сказалось на закрытых городах, прежде всего как специфической сфере трудовой деятельности и вследствие своего обособленного положения - менее защищенных. Многократное сокращение ассигнований из госбюджета (ранее единственного источника финансирования наукоградов), сопровождавшееся свертыванием научных работ, в том числе и по приоритетным направлениям, отсутствие средств

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

на проведение конверсии привели к четко обозначившейся тенденции разрушения материального и кадрового потенциала градообразующих объектов.

В современных рыночных условиях социально-трудовые процессы в ЗАТО протекают более остро и носят специфический характер. На первый план здесь выдвигается проблема обеспечения профессиональной занятости высококвалифицированной рабочей силы: слабая развитость иных, помимо научно-технической, сфер деятельности. Режим закрытости многих городов значительно ограничивает их международные контакты и научно-техническое сотрудничество. Негативным моментом является трудоустройство высококвалифицированных специалистов на рабочие места со значительно более низкими квалификационными требованиями к работникам, ведущее к утрате профессионализма, что связано и с проведением примитивной конверсии, замене традиционных высоких технологий новыми, простейшими. Высокий образовательный уровень жителей в таких муниципальных образованиях, имевшаяся возможность максимальной реализации личного творческого потенциала, особая интеллигентная атмосфера способствовали формированию в наукоградах неповторимого социально-психологического климата.

Большинство жителей этих городов связывают свое будущее только с интеллектуальной сферой, профессиональной научной и инженерной деятельностью. Для них главным стимулом и смыслом жизни является творческое начало. Важной особенностью наукоградов является наличие собственной серьезной учебной базы по подготовке высококвалифицированных специалистов соответствующих профилей для градообразующих объектов. Ситуация с профессиональной занятостью в самих ЗАТО обусловливает сохранение «статус-кво» не только в этих городах, но и обеспечивает определенное равновесие в оборонной сфере, в энергетике, в выполнении ряда программ и работ федерального значения. ЗАТО должны развиваться по отдельным, принятым Правительством программам. В основу разрабатываемых программ должно быть заложено комплексное решение социально-экономического и научно-технического развития, обеспечения условий для успешного продолжения научно-технических разработок по приоритетным направлениям современной науки и в то же время параллельное развитие, реформирование научно-производственного комплекса, определяющего научнотехнический потенциал города. Развитие ЗАТО в число своих базовых элементов наряду с научно-технической и инновационной сферами должно включать и образовательную сферу. Должна ставиться и выполняться задача скорейшего вхождения в мировой рынок, в том числе и товарами гражданского назначения.

Законом «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» (апрель 1998 г.) предусмотрено предоставление бюджетных средств на условиях участия России в уставном капитале конверсируемых организаций, кроме непосредственно бюджетных ассигнований, кредитов и государственных гарантий. Законом утверждено право внесения федеральных пакетов акций предприятий, подлежащих конверсии, в размере до 51% уставного капитала в качестве вклада в уставный капитал головной организации. Установлены налоговые льготы на период выполнения программ конверсии. Предусмотрены компенсации убытков в виде упрощенной выгоды от снижения или отмены гособоронзаказа, поддержание в работоспособном состоянии необходимого оборудования. Определенный ряд мер предусмотрен по поддержке реализации продукции конверсируемых организаций. С 1998 г. начинается пятый этап конверсии в ОПК.

В 1998-2000 гг. совершенствовалась структура атомной промышленности, разработки наукоемкой и конкурентоспособной конверсионной продукции. В этот пе-

риод был образован Департамент конверсии атомной промышленности в составе Минатома России. Наряду с задачами государственного регулирования деятельности конверсируемых предприятий, развития новых наукоемких и стратегически значимых направлений, перед департаментом были поставлены задачи проведения государственной политики в области создания рабочих мест в ЗАТО, сохранения и дальнейшего использования кадрового потенциала для технического перевооружения производственных мощностей, создания производства импортозамещающей конкурентоспособной продукции, новых технологических процессов, формирования централизованных средств конверсии, внебюджетных и иных фондов, привлечения стратегических инвесторов, обеспечения координационной работы в области маркетинга продукции предприятий Минатома, выпускаемых в рамках конверсионных проектов, содействия в проведении международного сотрудничества по вопросам конверсии и реструктуризации. Основными источниками финансирования конверсионных проектов данного периода явились Целевой бюджетный фонд, централизованные средства конверсии, собственные средства предприятий.

Однако экономическая сущность конверсии, провозглашаемая законодательными документами, не раскрывает целого комплекса важных черт конверсионных процессов оборонных предприятий ЗАТО. Оборонные предприятия ЗАТО являются многопрофильными и выпускают крайне ограниченное количество изделий; подчас изделия являются единичными и весьма науко- и трудоемкими. Производство же конверсионной гражданской продукции требует массового производства, обеспечивающего минимальные затраты при высоком качестве. Этой цели можно достигнуть посредством диверсификации монопродуктового производства градообразующих предприятий ЗАТО и его реструктуризации в форму средних и малых мобильных фирм, быстро реагирующих на циклы рыночной конъюнктуры потребительских товаров и услуг. Создание таких структур требует формирования корпоративной формы собственности, акционерного капитала, программно-целевых структур управления. Многоотраслевая диверсификация конверсионного производства порождает множество различных продуктов, и форма управления ими должна быть интегрирована в рамках единой для одного закрытого административно-территориального образования целевой программы. Подобная программа должна иметь социально-ориентированный характер, так как она призвана решать сложнейшие социальные проблемы ЗАТО.

Для достижения эффективности конверсионных процессов закрытая и замкнутая военно-промышленная структура предприятий ЗАТО должна трансформироваться в открытую оборонно-промышленную корпорацию рыночного типа. Для этого должна быть решена главнейшая проблема сосуществования в одном комплексе градообразующего оборонного предприятия, рыночно-ориентированных бизнес-структур и органов муниципального самоуправления.

В ходе структурной перестройки Агентство по атомной энергии решает сложнейшие задачи перевода многопрофильного научно-производственного комплекса в русло удовлетворения обострившихся потребностей всей социально-хозяйственной сферы страны и устранения «узких» мест в ее экономике.

Выбор конверсионных проектов и концептуальные подходы к формированию целевых комплексных программ конверсии определяются следующими условиями:

- устранением «болевых точек» в наиболее крупномасштабных и наукоемких задачах народного хозяйства; сокращением импортной продукции и расширением экспорта отечественной продукции, нетрадиционной для атомной отрасли;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

- выбором номенклатуры продукции в рамках конверсионных программ с учетом преимущественного использования технологий двойного применения;

- максимальным использованием возможностей уникального научно-производственного, интеллектуального и кадрового потенциала отрасли;

- созданием конверсионных производств в рамках имеющейся в отрасли инфраструктуры с целью значительной экономии средств;

- комплексным подходом в решении конверсионных проблем, обеспечивающим эффективное функционирование всего создаваемого производственного цикла от исходного сырья до реализации конечной продукции;

- частичным реинвестированием средств в конверсионные программы с целью обеспечения высокой экономической эффективности;

- освоением новых рыночных форм хозяйствования;

- созданием межотраслевых производств, в том числе совместных с зарубежными фирмами;

- проведением приватизации и акционирования в объемах, приемлемых для атомной отрасли.

Проблемы конверсии включают в себя также необходимость кадрового обеспечения конверсионных проектных структур и коммерческих предприятий, создаваемых с участием оборонных предприятий.

Пути решения кадровых проблем:

- привлечение специалистов оборонных предприятий к участию в конверсионных проектах должно осуществляться на условиях совместительства и подряда без потери связи с оборонным предприятием;

- следует предусмотреть возможность предоставления специалистам долговременного неоплачиваемого отпуска для выполнения ими работ на конверсионном направлении с использованием материально-технической базы оборонного предприятия;

- предоставлять возможность и способствовать объединению специалистов в специализированные конверсионные подразделения в рамках предприятия; создавать самостоятельные коммерческие предприятия с участием основного оборонного предприятия: дочерние предприятия, ОАО, ЗАО и др.;

- осуществлять многоуровневую подготовку и переподготовку кадров в отношении дефицитных профессий, поиск и привлечение со стороны высококвалифицированных кадров необходимых специальностей; производить отбор и обучение необходимого количества менеджеров высокого уровня - руководителей проектов и коммерческих предприятий;

- обеспечить преемственность и подготовку адекватной кадровой замены в оборонном направлении деятельности предприятий [7].

Обобщая сказанное, следует определить пути конверсионных процессов:

1. Переориентирование производственного потенциала научно-исследовательских центров с учетом совместимости с экономическими и политическими реалиями нового столетия.

2. Создание стабильной разнообразной экономической базы для сообществ и регионов вокруг научно-исследовательских центров.

3. Открытие большинства производств, не работающих по военной тематике, в закрытых административно-территориальных образованиях.

4. Адаптация производственных мощностей научно-исследовательских центров в соответствии с природоохранными требованиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалъ Л.В. Стратегия адаптации экономики закрытого административно-территориального образования к условиям рынка: Дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2002.

2. Лубенский А. Ядерные оружейные лаборатории России: проблемы конверсии»/ science.pravda.ru/printed.html7news.

3. Маслюков Ю.Д. Советская военная мощь. От Сталина до Горбачева. М., 1999.

4. Материалы Департамента конверсии атомной промышленности // оЦ/тта^т.ги/ about/department/dkap/6/htm.

5. Михайлов В.Н. Десять лет в борьбе за выживание // Новый город. 2002. 30 мая. № 22. (а также: Бюллетень по атомной энергии ЦНИИ управления, экономики и информации Минатома России. 2002. № 1.).

6. Михайлов В.Н. Потенциал атомной энергетики и проблемы конверсии в отрасли // Конверсия в атомной промышленности. 1996. № 1. // www.iss.niit/70/.

7. Приказ Министерства по атомной энергии РФ «Об объявлении решения Коллегии Министерства Российской Федерации по атомной энергии от 10.04.2002 г., протокол № 8/1 "Об итогах выполнения подпрограммы "Реструктуризация и конверсия предприятий атомной промышленности (ЯОК) в 1998-2001 гг." и задачах по реализации подпрограммы "Реформирование предприятий атомной промышленности (ядернооружейного комплекса) на 2002-2006 гг."».

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.