Научная статья на тему 'КОНВЕРСИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА.'

КОНВЕРСИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНВЕРСИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошин С.Е., Щеглов Д.К., Тимофеев В.И., Чириков С.А.

Переориентация производственных мощностей организаций ОПК в интересах гражданского сектора экономики является сложной, комплексной задачей и требует применения системного междисциплинарного подхода. Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для предприятий ОПК, активно участвуют в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов по основному оборонному профилю. Статья посвящена особо актуальному в настоящее время вопросу кадрового обеспечения процессов конверсии и диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса России. Акцентировано внимание на то, что проведение конверсии и диверсификации является сложной междисциплинарной задачей, для решения которой требуется консолидация кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, интегрированных структур, в которые они входят, учебных заведений различных организационных форм, а также структур бизнес-сообщества. Обосновывается необходимость создания системы комплексной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников оборонно-промышленного комплекса в рассматриваемой предметной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерошин С.Е., Щеглов Д.К., Тимофеев В.И., Чириков С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERSION AND DIVERSIFICATION ORGANIZATIONS OF DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONTEXT OF MODERN LABOR MARKET REQUIREMENTS

The reorientation of the production capacities of defense industry organizations in the interests of the civilian sector of the economy is a difficult, complex task and requires the use of a systematic interdisciplinary approach. Higher educational institutions that train specialists for defense industry enterprises actively participate in training, retraining and advanced training programs for managers and specialists in the main defense profile. The article is devoted to the currently topical issue of staffing the processes of conversion and diversification of organizations in the defense-industrial complex of Russia. It is shown that conversion and diversification is a complex interdisciplinary task, for the solution of which it is necessary to consolidate the personnel potential of defense industry organizations, integrated structures in which they are included, educational institutions of various organizational forms, as well as structures of the business community. The necessity of creating a system of comprehensive training, retraining and advanced training of defense industry workers in the subject area under consideration is substantiated.

Текст научной работы на тему «КОНВЕРСИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА.»

Конверсия и диверсификация организаций оборонно-промышленного комплекса в контексте современных требований рынка труда

Ерошин Сергей Евгеньевич,

кандидат технических наук, заместитель директора по научной и учебной работе, НОЦ ВКО «Алмаз-Антей», s.eroshin@nocvko.ru

Щеглов Дмитрий Константинович

заведующий базовой кафедрой «Средства ВКО и ПВО», ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова»

Тимофеев Вадим Иванович

канд. техн. наук, доцент кафедры «Эксплуатация и управление аэрокосмическими системами», ФГБОУ Во «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

Чириков Сергей Алексеевич старший преподаватель кафедры «Ракетостроение», ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова»

Переориентация производственных мощностей организаций ОПК в интересах гражданского сектора экономики является сложной, комплексной задачей и требует применения системного междисциплинарного подхода. Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для предприятий ОПК, активно участвуют в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов по основному оборонному профилю. Статья посвящена особо актуальному в настоящее время вопросу кадрового обеспечения процессов конверсии и диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса России. Акцентировано внимание на то, что проведение конверсии и диверсификации является сложной междисциплинарной задачей, для решения которой требуется консолидация кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, интегрированных структур, в которые они входят, учебных заведений различных организационных форм, а также структур бизнес-сообщества. Обосновывается необходимость создания системы комплексной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников оборонно-промышленного комплекса в рассматриваемой предметной области. Ключевые слова: конверсия, диверсификация, гражданская продукция, товары народного потребления, оборонно-промышленный комплекс, кадровое обеспечение, компетенция, компетентность, компетентностный подход

Введение

В результате реализации Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020) доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в Вооруженных силах РФ достигла почти 68 % [1]. Таким образом, был «пройден пик» поставок продукции ВВСТ в рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ), что привело к объективному сокращению объемов финансирования и значительному усилению конкуренции между организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В этих условиях одним из наиболее приоритетных направлений развития организаций ОПК стали проведение конверсии и диверсификации промышленного производства, переориентация производственных мощностей на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции (ГП) и товаров народного потребления (ТНП), востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Планирование мероприятий по конверсии и диверсификации российского ОПК началось еще в 2016 г. Президент РФ В.В. Путин в послании Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. поставил организациям ОПК задачу довести к 2020 г. долю выпускаемой продукции гражданского и двойного назначения до показателей не менее 17 %, к 2025 г. — не менее 30 %, а к 2030 г. — не менее 50 % [2]. В ходе совещания, проведенного В.В. Путиным в конце января 2018 г. с руководителями отрасли, Президент отметил, что выпуск высокотехнологичной ГП и ТНП должен максимально «загрузить» существующие мощности организаций ОПК и обеспечить их финансовую устойчивость, особенно после реализации ГПВ-2020. Особое внимание он уделил вопросам создания наиболее эффективных механизмов диверсификации организаций ОПК, их сбалансированному развитию, качеству и конкурентоспособности выпускаемой ГП и ТНП. При этом было указано, что диверсификация производства предприятий ОПК должна быть поставлена на системную основу, не ограничиваясь лишь отдельными успешными проектами [3].

Переориентация производственных мощностей организаций ОПК в интересах гражданского сектора экономики является сложной, комплексной задачей и требует применения системного междисциплинарного подхода [4]. Кроме того, большинство организаций ОПК и интегрированных структур, в которые они входят, оказались не готовыми к такому переходу. Структуры организаций ОПК «выстроены» под выполнение ГОЗ и, как следствие, не имеют достаточного кадрового потенциала, служб и бизнес-процессов, нацеленных на выпуск качественной ГП и ТНП, востребованных на внутреннем и внешнем рынках. Помимо этого со стороны отдельных руководителей организаций ОПК имеет место некоторое недопонимание сущности процессов внедрения

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч о сч

сч

о ш Ш X

<

т о х

X

процессов диверсификация и диверсификации производства ГП и ТНП, а также создания сферы услуг для населения. Отсутствие методик оценки конкурентоспособности перспективной ГП и ТНП, риски вывода их на рынок, недостаток квалифицированных специалистов в области конверсии и диверсификации также являются существенными препятствиями на пути перехода к освоению новых рынков.

Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для предприятий ОПК, активно участвуют в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов по основному оборонному профилю. Однако в настоящее время эти вузы не готовят специалистов по ГП и ТНП. Более того, частные вопросы конверсии и диверсификации, если и рассматриваются в рамках отдельных образовательных модулей, не позволяют обучающимся получить системное представление об этой междисциплинарной предметной области.

Конверсия и диверсификация организаций ОПК как междисциплинарная предметная область

Рассмотрим основные результаты прикладных междисциплинарных исследований, проведенных в 20202021 гг. территориально-распределенным творческим коллективом [5, 6] и опубликованные в монографии [4]. Основные направления исследований в данной предметной области представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные направления исследований в сфере конверсии и диверсификации организаций ОПК

Успешность проектов по конверсии и диверсификации организаций ОПК напрямую зависит от выбранной стратегии диверсификации, имеющегося опыта по развитию производства высокотехнологичной ГП и ТНП, наличия эффективной системы отбора перспективных проектов.

Необходимым условием для проведения конверсии и диверсификации организации ОПК является пересмотр традиционно сложившихся бизнес-моделей. Как показывает практика, организации ОПК в большинстве своем недостаточно подготовлены к выпуску и продви-

жению на рынок ГП и ТНП: в частности, отсутствуют компетенции в области дизайна и маркетинга такого рода товаров. Однако эффективным инструментом для развития производства гражданской продукции и решения задач диверсификации может стать налаживание межзаводской кооперации [7]. Преимуществом корпоративной межзаводской кооперации является возможность совместного использования во всех выпускаемых изделиях передовых технологий, освоенных на отдельных предприятиях. Поэтому межзаводская кооперация может служить инструментом обеспечения высокого качества выпускаемой продукции с одновременной экономией значительных средств на внедрение передовых технологий в отдельных организациях, объединенных в интегрированные структуры ОПК.

Важным фактором успеха при освоении современного рынка ГП и ТНП служит проведение ретроспективного анализа опыта осуществления конверсионных преобразований в оборонной промышленности России (СССР) с целью объективной оценки полученных результатов (как положительных, так и отрицательных) проводимых мероприятий, их экономической эффективности, а также понимания алгоритма действий и возможности заимствования положительного опыта в текущих условиях [8]. Помимо отечественного опыта целесообразно применять наиболее эффективные механизмы проведения конверсионных преобразований крупнейших экономических держав мира, в частности, США и Китая. При этом важно учесть существенные различия в методах проведения конверсии в указанных государствах.

В настоящее время крупные зарубежные компании ОПК, как правило, уже достаточно диверсифицированы и не имеют проблем, свойственных российским предприятиям ОПК. Стратегический подход иностранных предприятий к выбору направления диверсификации — конструктивное и технологическое подобие вновь осваиваемой продукции, трансфер оборонных технологий на гражданский рынок. Одним из перспективных направлений диверсификации является привлечение сторонних структур для организации совместного бизнеса. Проведенные в [4] исследования показывают, что при проведении конверсии и диверсификации российских организаций ОПК необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: взвешенное и хорошо проработанное долгосрочное планирование; создание единого органа, регулирующего процессы конверсии; наличие механизмов финансирования программ конверсии на всех этапах; соответствующее законодательное и юридическое сопровождение процессов конверсии.

В частности, в качестве основных направлений юридического сопровождения конверсии и диверсификации организаций ОПК целесообразно выделить изменение видов деятельности, лицензирование, сертификацию и внутренние корпоративные мероприятия. При разработке продукции необходимо осуществлять мониторинг актуальных требований по ее сертификации. Пренебрежение наличием сертификата соответствия продукции может обернуться для предприятия штрафами, падением имиджа, уменьшением дохода, приостановкой его деятельности и т. п.

Особое внимание следует уделять вопросам планирования мероприятий в области диверсификации и конверсии, способам расширения выпуска отраслевой продукции, ГП и ТНП, формированию алгоритма планиро-

вания разработки и освоения организациями ОПК производства ГП и ТНП, выбору методов организации межзаводской кооперации и мерам по дозагрузке оборудования внешними заказами.

Отметим, что в настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов является поиск источников финансирования мероприятий по конверсии и диверсификации. Выбор схемы финансирования должен наилучшим образом подходить под конкретный проект конкретной организации ОПК и наиболее полно отвечать ее стратегическим целям в соответствии с принятыми бизнес-планами. При разработке инвестиционной политики крайне необходимыми являются экономическое обоснование привлечения инвестиций, формирование их оптимальной структуры с учетом возможных рисков, ранжирование инвестиционных проектов по их важности и последовательности реализации, выбор наиболее надежных и дешевых источников финансирования.

Как уже отмечалось ранее, одним и главных вопросов при реализации мероприятий по диверсификации и конверсии является кадровое обеспечение. Выпуск конкурентоспособной высокотехнологичной ГП невозможен без применения организациями ОПК современных схем и подходов при развитии компетенций сотрудников. При этом особое внимание следует уделять развитию у работников организаций ОПК компетенций, необходимых для освоения выпуска и реализации высокотехнологичной ГП и ТНП. Организации ОПК в кратчайшие сроки должны освоить современные инструменты кадровой политики, такие как корпоративная система ценностей, опережающая подготовка кадрового резерва, научно-инженерная кооперация и сотрудничество с внешними гражданскими организациями.

Организация маркетинга и сбыта продукции ГП и ТНП подразумевает создание в организациях ОПК эффективной и гибкой системы управления маркетингом [9]. Маркетинг играет важную роль как при определении научно-технической и производственной политики организации, так и при выборе характера управления всей деятельностью: способствует активному внедрению инноваций в части выпускаемой продукции и выполняемых процессов, предотвращает «застойные» явления в сфере производства и системы управления предприятием в целом. В рамках интегрированных структур ОПК могут создаваться централизованные корпоративные маркетинговые службы, которые должны обеспечить дочерним обществам, входящим в состав таких структур, ключевое преимущество на рынке высокотехнологичной ГП и ТНП.

Тщательно проведенные маркетинговые исследования позволяют снизить уровень неопределенности при принятии управленческих решений. В частности, мониторинг патентной информации предоставляет возможность оптимального выбора инновационных научно-технических решений и прорывных технологий для их последующего внедрения в сферу производства товаров и услуг, проведения ситуационного анализа рынка, потенциальных рисков и способов их устранения или минимизации, разработки перспективного плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также стратегии конверсии и диверсификации организации ОПК [10]. В частности, при обосновании технико-экономических показателей разрабатываемого продукта наглядные результаты можно получить при использовании метода сравнительного анализа продукции конкурентов с использованием лучевых диаграмм. В вопросе

ценовой политики, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, предприятие должно сделать стратегический выбор между минимизацией затрат на производство товара и работой над его преимуществами, повышением ценности товара для потребителей. Ценную информацию для принятия управленческих решений и стратегического планирования можно получить в результате проведения SWOT-анализа. На его основе могут быть определены эффективные меры и разработаны стратегии в области освоения новой продукции, продвижения ее на рынок и обеспечения конкурентоспособности.

При создании и выводе на рынок инновационной ГП и ТНП целесообразно использовать маркетинг-ориентированный подход, позволяющий собрать полную и точную аналитическую информацию о рынке и организациях-конкурентах. Отметим, что умение правильно распорядиться собранной аналитической информацией является одним из главных условий возврата инвестиций и обеспечения устойчиво развития на рынке инновационной ГП и ТНП в долгосрочной перспективе. При выборе стратегии маркетинга и сбыта особое внимание следует уделять учету индивидуальных особенностей инновационной ГП, ТНП и услуг, а также специфики соответствующих типов рынков. В идеале перед выпуском на рынок новых видов ГП и ТНП, целесообразно заранее провести рекламную кампанию и создать на них спрос среди потенциальных потребителей.

В связи со сложившейся сложной эпидемиологической обстановкой актуальными также являются вопросы организационно-технического обеспечения дистанционной работы сотрудников в условиях диверсификации промышленного производства [11].

Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что для проведения конверсии и диверсификации организаций ОПК, обеспечения их устойчивого функционирования на рынке ГП и ТНП требуются компетентные специалисты с широким кругозором, обладающие глубокими знаниями, прочными навыками и приобретенными умениями из различных предметных областей.

Компетентностно-ориентированный подход к подготовке специалистов в области конверсии и диверсификации организаций ОПК

Большинство предприятий ОПК (впрочем, как и некоторые госкорпорации) пытаются на практике реализовать компетентностный подход, в основе которого лежит обоснование требований к специалистам, занятым во вновь открывшихся нишах ГП и ТНП с последующим повышением квалификации или переподготовкой. Целью такой переподготовки персонала служит приобретение ими необходимых компетенций, обеспечивающих успешное выполнение задач по развитию производства ГП и ТНП.

Существует множество различных определений понятия «компетенция», в основе которых лежат следующие подходы [12]:

- американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе;

- европейский (британский и многомерный) подход рассматривает компетенции как описание рабо-

X X

о

го А

с.

X

го т

о

2 О

м м

CM CM

0

CM

CM

01

о

Ш

m

J <

m

о

чих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция — способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.

Также компетенции принято подразделять на базовые и специальные:

- базовые компетенции — это совокупность личностных качеств, которые определяют эффективность конкретного сотрудника в целом;

- специальные компетенции — это симбиоз знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности конкретного сотрудника.

В рамках настоящей статьи под компетенциями (от лат. competere — соответствовать, подходить) будем понимать основные характеристики личности, которые необходимы работнику организации ОПК для освоения рынка высокотехнологичной ГП и ТНП в рамках занимаемой ими должностей, которые могут быть оценены руководством и коллегами по работе в процессе выполнения работниками своих трудовых функций.

В таком случае компетентностная модель (или модель компетенций) может рассматриваться как инструмент стратегического и оперативного управления деятельностью организации, направленный на гармоничное развитие человеческих ресурсов и повышение эффективности выполнения должностных обязанностей для достижения конечных задач конверсии и диверсификации.

Переориентация организаций ОПК на выпуск высокотехнологичной ГП и ТНП диктует необходимость наличия у специалиста способности к повышению и совершенствованию своего компетентностного потенциала, т. е. индивидуального профессионального роста посредством дальнейшего обучения и самообразования, а также метапрофессиональных качеств, так называемых soft skills, психологических черт, обеспечивающих эффективность выполнения трудовых функций.

Основные компетенции (индивидуальные способности), которыми должен обладать специалист в области конверсии и диверсификации организации ОПК, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. «Компетентностный профиль» (индивидуальные качества) специалиста в области конверсии и диверсификации ОПК

Выделим наиболее важные soft skills, необходимые работникам, участвующим в процессе анализа рынка,

разработки, производства и сбыта высокотехнологичной ГП и ТНП, по представленным на рисунке 2 группам:

1. Личностные — это внутренние ресурсы работника, которые сформировались под влиянием его характера и личных качеств, такие как:

- адаптивность — способность оставаться эффективным при изменении поведения под воздействием новых требований;

- независимость — способность к собственным суждениям, мнениям и убеждениям;

- порядочность — правдивость, честность, приверженность своим принципам;

- уравновешенность — способность решать трудные задачи и оставаться эффективным, спокойным, нераздражительным под давлением обстоятельств;

- организованность — способность эффективно распоряжаться временем и другими ресурсами, аккуратность;

- ориентация на изменения — стремление изменить характер работы и внедрять в деятельность новые структуры, методы и процедуры;

- работоспособность — способность работать ритмично и быстро.

2. Коммуникативные — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими работниками, такие как:

- письменная коммуникация — способность ясно и лаконично в письменной форме излагать свои мысли и идеи;

- речевая коммуникация — способность свободно, внятно и лаконично излагать свои мысли, делая интонационные акценты на главном и существенном.

3. Межличностные — способность критически оценивать, верно интерпретировать и адекватно реагировать на высказывания и поведение других людей, такие как:

- влияние — способность оказывать положительное психоэмоциональное воздействие на человека (собеседника, коллегу) в процессе общения или совместной деятельности;

- умение убеждать — способность противодействия возражениям;

- чуткость — способность проявлять сопричастность к проблемам других людей и действовать в соответствии с их нуждами;

- настойчивость — умение аргументированно обосновывать свою точку зрения, брать на себя ответственность.

4. Интеллектуальные — способность изучения предметной области и использования эффективных стратегий принятия решений в данной предметной области, такие как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сбор информации — умение проводить целевой мониторинг разнородной информации, ее классификацию и анализ по априори заданным классификационным признакам;

- анализ проблемы — способность выявить проблемную ситуацию в состоянии и/или развитии объекта (процесса, явления) посредством его декомпозиции;

- критический анализ — способность верифицировать данные измерений (наблюдений) и другую сопутствующую информацию с целью адекватного реагирования на протекающие процессы и явления, а также принятия адекватных управленческих и технических решений;

- творчество — способность генерировать новые (оригинальные, инновационные) идеи с целью их последующей реализации в виде предпринимательских проектов (стартапов);

- планирование — способность алгоритмизировать и прогнозировать развитие объектов, процессов и явлений, как правило, с целью улучшения их техническо-экс-плуатационных характеристик и/или потребительских свойств;

- ориентация на обучение — способность выявлять недостаточность собственной профессиональной подготовки, постоянно получать новые знания.

5. Лидерство — способность мотивировать других на достижение намеченных целей, а именно:

- организация — умение распределять задачи, эффективно координировать работу, рационально использовать все ресурсы;

- наделение полномочиями — определение должностных прав и обязанностей работника в соответствии с занимаемой должностью и реализуемыми трудовыми функциями;

- оценка — умение оперативно контролировать и оценивать результаты работы подчиненных;

- мотивирование других — умение вдохновлять на достижение целей;

- развитие других — способствование формирования у подчиненных знаний, навыков и умений, необходимых для карьерного роста;

- руководство — способность отдавать четкие указания и лично возглавлять работу при необходимости, ориентация на результат;

- принятие риска — способность принимать управленческие и технические решения с учетом риск-ориентированного подхода;

- решительность — готовность принимать решения, давать рекомендации и брать на себя ответственность;

- упорство — способность проявлять настойчивость и целеустремленность в достижении поставленных целей и решении практико-ориентированных задач;

- инициатива — способность осуществлять самостоятельные, активные и решительные действия, как правило, не терпящие отлагательств, для достижение поставленной цели.

Кроме личных качеств отдельного работника важно его умение слаженно работать в команде. Команда координирует работу и обеспечивает мотивацию.

Подготовка таких специалистов, безусловно, уже проводится, однако организована она, на наш взгляд, недостаточно эффективно, и в первую очередь из-за отсутствия системности. Сегодня кадровым обеспечением конверсии и диверсификации заняты:

1) непосредственно организации ОПК — развитие собственного кадрового потенциала;

2) интегрированные структуры ОПК в которые они входят (госкорпорации, концерны, холдинги и т.п. [7]);

3) высшие учебные заведения различной ведомственной подчиненности, в том числе негосударственные;

4) структуры бизнес-сообщества (бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, технопарки) при участии Союза предпринимателей и территориальных органов Торгово-промышленной палаты РФ.

При этом каждый из участников этого процесса решает проблему теми способами, которые ему понятны и реализуемы без государственного участия.

1. Основные особенности развития организациями ОПК собственного кадрового потенциала

Отдел управления персоналом определяет потребности организаций ОПК и формирует квалификационные требование относительно количественного и качественного состава работников. Очевидно, что ключевым вопросом в организации повышения квалификации и переподготовки сотрудников предприятия является первичная оценка уже имеющихся компетенций в части создания объектов ГП и ТНП.

Компетентность работника может быть определена посредством следующих методов:

- матричный метод (работник оценивается по матрице должностных компетенций;

- метод «360 градусов» (проводится анонимный опрос коллег по списку компетенций);

- оценка по решающей ситуации (поведение работника в рабочих ситуациях оценивает руководство);

- оценка по бизнес-показателям (работник оценивается по количественным показателям выполненных производственных задач);

- оценка полезности сотрудника (оценивается полезность конкретного работника с точки рения бизнеса предприятия (организации, компании);

- тестирование (оцениваются метапрофессиональ-ные качества (soft skills) работника);

- центр оценки (профессиональные качества и навыки работника оцениваются посредством бизнес-игр).

2. Формирование корпоративной научно-инженерной кооперации

Интегрированные структуры ОПК решают проблему кадрового обеспечения в непрофильных нишах ГП и ТНП с использованием системного подхода, в том числе, реализуя программы подготовки кадрового резерва. Например, в качестве одного из направлений развития программы кадрового резерва в АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» была сформирована Программа выявления лидеров трудовых коллективов, которая начала реализовываться в апреле 2017 года [14].

В рамках данной Программы были определен и решен целый комплекс практико-ориентированных задач, нацеленных на формирование и последующее развитие лидерских качеств, творческой инициативы и навыков командной работы наиболее активных и целеустремленных молодых работников Концерна, имеющих авторитет в своих коллективах, и способных в перспективе возглавить многие структурные подразделения предприятий Концерна, по достоинству оценить и поддержать многие инновационные проекты и творческие начинания в молодежной среде [15].

3. Высшие учебные заведения различной ведомственной подчиненности как базис подготовки специалистов для предприятий ОПК

Одним из наиболее эффективных способов решения рассматриваемой проблемы является объединение усилий профессорско-преподавательского состава вузов с руководителями и специалистами организаций ОПК для подготовки высококвалифицированных специалистов в области конверсии и диверсификации [16]. Тем более, что в части повышения качества подготовки специалистов по оборонным направлениям уже накоплен богатый опыт реализации государственной программы «Новые кадры ОПК». Ведомственная целевая

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

сч сч о сч

сч

о ш т

X

3

<

т о х

X

программа «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах» в целом сыграла свою положительную роль с позиций наращивания взаимодействия профильных вузов и предприятий ОПК, интенсификации совместной работы в сфере выполнения актуальных НИОКР по оборонной тематике, проведения стажировок профессорско-преподавательского состава на предприятиях ОПК, формирования мотивации у магистров и аспирантов вузов для последующего трудоустройства на предприятия ОПК. В свою очередь, предприятия (организации) ОПК смогли бы сформировать кадровый резерв из состава молодых ученых, проектировщиков и конструкторов, которые в будущем будут формировать новые приоритеты в разработке и постановке на производство перспективных образцов ВиВТ [17]. К сожалению, в рамках этой программы вопросам конверсии и диверсификации не уделялось достаточного внимания.

В этой связи интересен опыт взаимодействия БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова с ХПА Штиглица и СПбПУ Петра Великого.

Важнейшей задачей создания продукции, конкурентоспособной на международном рынке, помимо обеспечения опережающих технических и эксплуатационных характеристик является высококачественная дизайнерская проработка изделий. Необходимым условием решения такой задачи является грамотное взаимодействие конструкторов и дизайнеров в процессе создания и отработки нового образца техники.

В 2000-2004 гг. БГТУ «Военмех» и ХПА Штиглица провели эксперимент, основной задачей которого было подготовить студентов инженерных и творческих и специальностей к совместному решению сложных проектных задач. В ходе эксперимента его участникам удалось:

- разработать учебную модель взаимодействия инженера-конструктора и дизайнера при разработке технически сложных инженерных объектов;

- выработать единые подходы и требования к результатам, получаемым в ходе решения студентами технического и творческого вузов учебно-методических задач курсового и дипломного проектирования на базе учебной модели;

- создать научно-методическую базу, в перспективе позволяющую решать вопросы проектирования и макетной отработки реальных объектов по заказам предприятий промышленности.

Особо отметим, что набор методов проектирования, используемых в аэрокосмической и оборонной промышленности (формирование состава объекта с использованием обобщенных структур в формате И-ИЛИ-де-рева, имитационное моделирование, оптимальное проектирование и т. п.), отличается по типовым приемам от используемых в других областях техники, в том числе при создании ГП и ТНП. Применение традиционных для предприятий ОПК методов позволяет создавать изделия с более высокими показателями качества, поэтому внедрение таких методов в другие области техники часто дает положительный эффект, в том числе при проработке эргономики и дизайна изделий.

Для стимулирования совместной работы студентов для них организовывались посещение профильных организаций и предприятий промышленности, а также специальные занятия со специалистами и преподавателями.

Все выпускники — участники совместных проектов в настоящее время трудоустроены, и имеют весьма хорошие карьерные перспективы в профессиональной сфере.

Таким образом, проведенный на базе технического и творческих вузов эксперимент показал высокую эффективность совместно организованного учебного процесса. По оценкам экспертов, технический и эстетический уровень разработанных конструкций не уступает лучшим отечественным и зарубежным образцам. Важно и то, что разработано учебно-методическое обеспечение совместных учебных научно-исследовательских работ студентов обоих вузов при работе над единым дипломным проектом, а также созданы благоприятные условия для проведения реального проектирования технически сложных технических объектов по заказам предприятий с целью их промышленного освоения. Следует отметить, что разработанная и реализованная модель взаимодействия инженера-конструктора и дизайнера при работе над общим проектом может быть использована в программах дополнительного образования и повышения квалификации специалистов предприятий ОПК для кадрового обеспечения мероприятий по диверсификации и конверсии.

4. Структуры бизнес-сообщества

Одним из эффективных способов привлечения талантливой молодежи в сферу образования и науки, закрепления молодых кадров, сохранения преемственности научных школ и повышения качества подготовки специалистов является создание инновационных центров в форме инкубаторов и технопарков.

Объединение в составе этих структур в единый процесс образовательной, научной и производственной деятельности позволяет сконцентрировать ресурсы и сформировать коллективы для проведения масштабных научных исследований и разработок, улучшить систему подготовки высокопрофессиональных специалистов. Первым элементом системы поддержки инновационных процессов на ранних стадиях, является технологический инкубатор.

Инкубатор представляет собой субъект современной инфраструктуры предприятия или отдельную самостоятельную организацию, оказывающую всестороннюю поддержку начинающим предпринимателям. Помощь заключается в полном сопровождении бизнеса (старта-пов), начиная от разработки идеи до ее коммерциализации. Стартапам предоставляется комплекс услуг и ресурсов, включая консультации, в основном, по экономическим и юридическим вопросам.

Процесс инкубации представляет собой различные формы поддержки начинающих предприятий. Эта поддержка выражается в предоставлении в аренду помещений на льготных условиях; обеспечении резидентов гибкой инфраструктурой, оптимально подобранной под нужды предприятия; развитии общей культуры и среды коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; стимулировании и облегчении коммуникаций между предприятиями; помощи в оформлении документов и регистрации малые инновационные предприятия; поиске источников финансирования; организации системы управления финансами; формировании стратегии развития, маркетинга и планирования.

Особенности различных моделей бизнес инкубаторов подробно рассмотрены в работе [18].

Альтернативной формой создания инновационных центров являются технопарки. Главная цель технопарка — увеличение благосостояния регионального сообщества посредством продвижения инновационной культуры, атакже состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между ведущими вузами, научными организациями и промышленными предприятиями.

Еще одной особенностью технопарка является то, что малые и средние компании размещаются в одном здании и пользуются коллективными услугами.

В зависимости от решаемых задач выделяют различные виды технопарков [19].

Создание технопарков на базе предприятий ОПК, обладающих избытком инфраструктуры, хорошей научной базой и мощным кадровым потенциалом позволит перераспределить ресурсы для выпуска востребованной ГП и ТНП.

Заключение

Вопрос кадрового обеспечения предприятий ОПК России является ключевым для успешного решения актуальной задачи диверсификации и конверсии. В настоящее время он решается на уровне самих предприятий, вертикально интегрированных структур (госкопрораций, холдингов), отдельных высших учебных заведений, в том числе негосударственных, а также структурами бизнес-сообщества. Эта работа пока не носит системного, четко скоординированного характера, отчасти видимо из-за непонимания участниками процесса, того факта, что диверсификация и конверсия - это всерьез и надолго. Одним из объединяющих шагов, нацеленных на координацию и согласование усилий всех участников процесса подготовки квалифицированных специалистов для ОПК в части разработки и освоения выпуска ГП и ТНП на наш взгляд может стать коллективная работа по обоснованию профиля такого специалиста. Очевидно, что будущий специалист по конверсии по своим компетенциям должен существенно отличаться от типичного выпускника вузов, осуществляющих подготовку специалистов для предприятий ОПК, он должен получить дополнительные знания, навыки и умения, позволяющие успешно работать в сфере создания ГП и ТНП. Это потребует в перспективе внести изменения в программы подготовки специалистов ОПК, дополнив их дисциплинами, непосредственно связанными с особенностями разработки и освоения производства ГП и ТНП на предприятиях ОПК.

Одним из эффективных механизмов приобретения необходимых компетенций может быть организация межвузовского совместного обучения специалистов инженерного и творческих направлений, например, в форме совместной проектной деятельности. В ходе работы над учебным проектом объекта ГП или ТНП моделируется взаимодействие инженера-конструктора и дизайнера, студенты приобретают бесценный опыт коллективной работы специалистов различного профиля.

Наличие компетентностной модели специалиста по конверсии и диверсификации также существенно упростит организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников предприятий ОПК, как на базе профильных вузов, так и непосредственно на производстве, тем самым обеспечивая повышение кадрового потенциала.

Литература

1. Предварительные итоги ГПВ-2020 // Новый оборонный заказ [Электронный ресурс]. URL: https://dfnc.ru/c106-technika/predvaritelnye-itogi-gpv-2020/ (дата обращения: 21.03.2021)

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41550 (дата обращения: 16.03.2021)

3. Совещание по вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК: [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news (дата обращения: 20.06.2020).

4. Развитие производства гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса: монография / [Д.К. Щеглов и др.]; АНО ДПО «НОЦ ВКО «Алмаз - Антей». - М.: ООО «Айти Сервис», 2021. - 163 с.

5. Щеглов Д.К., Андреев И.А., Чириков С.А., Тимофеев В.И. Опыт проведения прикладных междисциплинарных исследований территориально-распределен-ным творческим коллективом // Вестник Концерна ВКО Алмаз - Антей». 2021. № 3 (13). - С. 12 - 24.

6. Щеглов Д.К., Чириков С.А., Рябоконь М.С., Андреев И.А., Тимофеев В.И. Опыт проведения междисциплинарных поисковых исследований путей развития производства гражданской продукции в вертикально интегрированных структурах оборонно-промышленного комплекса // Инновации. 2021. № 2 (268). С. 30-40.

7. Щеглов Д.К., Тимофеев В.И., Андреев И.А., Чириков С.А. Оценивание уровня кооперации предприятий интегрированных организационно-производственных структур в условиях диверсификации производства // Инновации. 2019. № 8(250). - С. 67 - 70.

8. Напольнов М.А., Щеглов Д.К., Тимофеев В.И., Чириков С.А. Анализ опыта проведения конверсии в советской оборонной промышленности // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2020. № 4. - С. 93 - 103.

9. Рябоконь М.С., Щеглов Д.К., Тимофеев В.И., Чириков С.А. Организация работы отдела маркетинга на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в условиях диверсификации промышленного производства // Инновации. № 3(257), 2020. - С. 48 - 53.

10. Рябоконь М.С., Скуйбин Б.Г., Щеглов Д.К. Патентные исследования как инструмент анализа рынка технических решений // Управленческое консультирование. 2019. № 11(131). - С. 155 - 162.

11. Коньякова А.В., Тимофеев В.И., Щеглов Д.К. Организационно-техническое обеспечение дистанционной работы сотрудников в условиях диверсификации промышленного производства // Управленческое консультирование. 2020. № 10(142). - С. 91 - 108.

12. Алтунин А.В. Подходы к изучению компетенций в деятельности работников научно-медицинской организации: краткий обзор литературы // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/618/27/lang,ru/ (дата обращения: 19.10.2021)

13. Сыманюк Э.Э., Шемятихина Л.Ю., Синякова М.Г. Компетентностный подход в подготовке отраслевых специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2009. №5. URL: http://science-

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м м

сч сч о сч

сч

education.ru/ru/article/view?id=1847 (дата обращения: 17.10.2021)

14. Программа выявления лидеров трудовых коллективов Концерна ВКО «Алмаз - Антей» // Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей». 2017. № 1 - С. 4 - 47.

15. Большаков Д.Ю., Козлов Г.В., Ерошин С.Е. Программа выявления лидеров в холдинговых структурах // Экономические стратегии. 2018. Т. 20. № 1(151). - С. 168 - 181.

16. Тимофеев В.И., Щеглов Д.К. Актуальные вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования в контексте современных требований рынка труда // Инновации. 2019. № 10 (252). - С. 61 - 67.

17. Аддитивные технологии в целевом обучении студентов инженерно-технических направлений подготовки: учебное пособие/ И.Д. Белоновская, А.И. Сердюк, Е.М. Езерская, К.С. Романенко; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2018. - 116 с.

18. Вуллакотт М. Руководство по бизнес-инкубации // Программа партнерства DFID, Нижегородская область, проект «Экономическое оздоровление и создание рабочих мест», май 2005.

19. Дудка М.В. Методы адаптации, сценарные факторы управления экономико-технологическим развитием Тульской области URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-adaptatsii-stsenarnye-faktory-upravleniya-ekonomiko-tehnologicheskim-razvitiem-tulskoy-oblasti (дата обращения: 17.12.2021)

Conversion and Diversification Organizations of Defense-Industrial

Complex in the Context of Modern Labor Market Requirements Eroshin S.E., Shcheglov D.K., Timofeev V.I., Chirikov S.A.

ANO DPO "Scientific and educational center of aerospace defense "Almaz-Antey" named after academician V.P. Efremova», Baltic State Technical University "VOENMEH" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The reorientation of the production capacities of defense industry organizations in the interests of the civilian sector of the economy is a difficult, complex task and requires the use of a systematic interdisciplinary approach. Higher educational institutions that train specialists for defense industry enterprises actively participate in training, retraining and advanced training programs for managers and specialists in the main defense profile.

The article is devoted to the currently topical issue of staffing the processes of conversion and diversification of organizations in the defense-industrial complex of Russia. It is shown that conversion and diversification is a complex interdisciplinary task, for the solution of which it is necessary to consolidate the personnel potential of defense industry organizations, integrated structures in which they are included, educational institutions of various organizational forms, as well as structures of the business community. The necessity of creating a system of comprehensive training, retraining and advanced training of defense industry workers in the subject area under consideration is substantiated. Keywords: conversion, diversification, civilian products, consumer goods, defense-industrial complex, staffing, competence, competence-based approach

References

1. Preliminary results of SAP-2020 // New defense order [Electronic re-

source]. URL: https://dfnc.ru/c106-technika/predvaritelnye-itogi-gpv-2020/ (date of access: 03/21/2021)

2. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assem-

bly of the Russian Federation dated December 1, 2016 [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550 (date of access: 03/16/2021)

3. Meeting on the issues of diversifying the production of civilian products by

defense industry organizations: [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news (date of access: 06/20/2020).

4. Development of civilian production at enterprises of the military-industrial

complex: monograph / [D.K. Shcheglov and others]; ANO DPO "SEC VKO" Almaz - Antey ". - M .: IT Service LLC, 2021. - 163 p.

5. Shcheglov D.K., Andreev I.A., Chirikov S.A., Timofeev V.I. Experience in

conducting applied interdisciplinary research by a territorially distributed creative team // Bulletin of the Concern VKO Almaz-Antey. 2021. No. 3 (13). - S. 12 - 24.

6. Shcheglov D.K., Chirikov S.A., Ryabokon M.S., Andreev I.A., Timofeev V.I.

Experience in conducting interdisciplinary exploratory research on ways to develop the production of civilian products in vertically integrated structures of the military-industrial complex // Innovations. 2021. No. 2 (268). pp. 30-40.

7. Shcheglov D.K., Timofeev V.I., Andreev I.A., Chirikov S.A. Estimation of

the level of cooperation of enterprises of integrated organizational and production structures in the conditions of production diversification // Innovations. 2019. No. 8(250). - S. 67 - 70.

8. Napolnov M.A., Shcheglov D.K., Timofeev V.I., Chirikov S.A. Analysis of

the conversion experience in the Soviet defense industry // Bulletin of Education and Science Development of the Russian Academy of Natural Sciences. 2020. No. 4. - P. 93 - 103.

9. Ryabokon M.S., Shcheglov D.K., Timofeev V.I., Chirikov S.A. Organization

of the work of the marketing department at the enterprises of the military-industrial complex in the conditions of diversification of industrial production // Innovations. No. 3(257), 2020. - P. 48 - 53.

10. Ryabokon M.S., Skuybin B.G., Shcheglov D.K. Patent Research as a Tool for Analyzing the Market of Technical Solutions // Administrative Consulting. 2019. No. 11(131). - S. 155 - 162.

11. Konyakova A.V., Timofeev V.I., Shcheglov D.K. Organizational and technical support of remote work of employees in the conditions of diversification of industrial production // Administrative consulting. 2020. No. 10(142). - S. 91 - 108.

12. Altunin A.V. Approaches to the study of competencies in the activities of employees of a scientific and medical organization: a brief review of the literature // Electronic scientific journal "Social aspects of public health". 2014. [Electronic resource]. URL: http://vestnik.mednet.ru/con-tent/view/618/27/lang,ru/ (date of access: 10/19/2021)

13. Symanyuk E.E., Shemyatikhina L.Yu., Sinyakova M.G. Competence approach in the training of industry specialists // Modern problems of science and education. - 2009. No. 5. URL: http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=1847 (date of access: 10/17/2021)

14. The program for identifying the leaders of labor collectives of the Concern VKO "Almaz-Antey" // Bulletin of the Concern VKO "Almaz-Antey". 2017. No. 1 - P. 4 - 47.

15. Bol'shakov D.Yu., Kozlov G.V., Eroshin S.E. The program for identifying leaders in holding structures // Economic strategies. 2018. V. 20. No. 1(151). - S. 168 - 181.

16. Timofeev V.I., Shcheglov D.K. Topical issues of improving the system of higher professional education in the context of modern requirements of the labor market // Innovations. 2019. No. 10 (252). - S. 61 - 67.

17. Additive technologies in targeted training of students of engineering and technical areas of training: study guide / I.D. Belonovskaya, A.I. Serdyuk, E.M. Ezerskaya, K.S. Romanenko; Orenburg state. un-t. - Orenburg: OGU, 2018. - 116 p.

18. Woollacott M. Business Incubation Guide // DFID Partnership Program, Nizhny Novgorod Region, Economic Recovery and Job Creation Project, May 2005.

19. Dudka M.V. Adaptation methods, scenario factors for managing the economic and technological development of the Tula region .2021)

О Ш

m x

<

m о х

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.