Научная статья на тему 'Конверсионная тематика КБ «Полет»'

Конверсионная тематика КБ «Полет» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Касаткин Геннадий Михайлович, Зубарев Андрей Евгеньевич, Пиюков Сергей Андреевич, Дубоносов Анатолий Павлович

На протяжении ряда последних лет кб "Полет" кроме основной ракетно-космической и авиационной техники активно занимается разработкой техники для различных областей народного хозяйства и сферы обслуживания, как по заказам предприятий, так и по собственной инициативе. Разработка такой техники ведется с учетом эффективного использования располагаемого производственным объединением "Полет" оборудования. Это энергосберегающие технологии, гидро и ветроэнергетика, теппообменные аппараты, теплопередающие устройства, гидроарматура отопительных и водопроводных сетей, медицинская техника, оборудование для переработки и хранения сельхозпродукции в среде консервационных газов и др. Имеющийся опыт и интеллектуальный потенциал кб позволяет разрабатывать технику, отвечающую современному мировому научно-техническому уровню. уровень сложности конверсионной техники, разрабатываемой кб "Полет", выбирается с учетом реальной платежеспособности потребителя, что позволяет обеспечить достаточный спрос на разрабатываемую продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Касаткин Геннадий Михайлович, Зубарев Андрей Евгеньевич, Пиюков Сергей Андреевич, Дубоносов Анатолий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конверсионная тематика КБ «Полет»»

боров, а также как дополнительную защиту от воздействий космического излучения.

Разработанный малогабаритный КА имеет высокое соотношение (0,4) массы целевой аппаратуры к массе служебных (обеспечивающих) систем.

Форма и габариты МКА определяются необходимостью размещения под головным обтекателем РН «Космос-ЗМ» не менее 3-х КА, а также размещением одного КА для варианта выведения в качестве попутной полезной нагрузки.

При разработке служебных систем МКА «Надежда-М» были использованы технические решения, приборы, алгоритмы и другие элементы бортовых систем, прошедшие экспериментальную отработку в наземных условиях и при летных испытаниях КА «Обзор» и КА «Ра^а^У».

В состав бортовой аппаратуры целевого назначения входят электронные, радиотехнические блоки, ан-тенно-фидерные устройства, средства обработки информации и другие приборы и устройства, обеспечивающие выполнение целевой задачи в составе КА.

Управление малогабаритными космическими аппаратами системы «Надежда-М» осуществляется через радиолинию бортового радиотехнического комплекса (БРК), который совмещает в себе функции радиосистемы целевого назначения и функции командной радиолинии.

Основным подходом в реализации принципа управления МКА является снижение количества управляемых элементов и повышение автономности функционирования бортовой аппаратуры. Продолжитель-

Рис.1 Общий вид малогабаритного КА «Надежда-М».

ность автономного функционирования МКА составляет ориентировочно до 30 суток. Этот срок может быть увеличен после летной отработки МКА.

Навигационное обеспечение осуществляется двумя способами: наземными средствами и бортовой системой автономной навигации по сигналам спутниковых систем «ГЛОНАСС» и «GPS» с обработкой данных на наземном комплексе управления (НКУ).

БКУ построен с применением микропроцессорных элементов и использованием перспективных наработок КБ «Полет» в области создания систем управления КА. БКУ обладает малыми габаритами и массой 12 кг. В состав БКУ входит автономная система спутниковой навигации, которая используется для фазирования бортового времени и получения навигационной информации для передачи на НКУ.

Масса МКА «Надежда-М» не превышает 155 кг. Срок активного существования не менее 5 лет.

Наиболее удобным средством выведения МКА «Надежда-М» на орбиты функционирования является РН «КОСМОС-ЗМ».

Конструктивное решение МКА «Надежда-М» таково, что комплекс служебных систем и целевая аппаратура представляют собой два отдельных модуля. Это означает, что вместо данной целевой аппаратуры может быть поставлена аппаратура другого назначения, например, оптические средства, ретранслятор связи, научные приборы и др. Таким образом, модуль служебных систем МКАявляется, по существу, универсальной космической платформой (УЭП), на базе которой могут быть созданы космические аппараты различного назначения с целевой аппаратурой массой до 100кг.

МАРКЕПОВ Виктор Викторович - главный конструктор.

ИВАНОВ Николай Николаевич - кандидат технических наук, начальник проектного комплекса.

ЛОПАТЕНТО Леонид Евгеньевич - начальник сектора.

ПИНИГИН Валерий Петрович - начальник сектора.

НЕСТЕРОВ Борис Федорович - конструктор 1-й категории.

ГЕНСЕРОВСКИЙ Геннадий Анатольевич - начальник сектора.

Г. М. КАСАТКИН, А. Е. ЗУБАРЕВ, С. А. ПИЮКОВ, А. П. ДУБОНОСОВ

КБ «Полет», г. Омск

УДК 658

КОНВЕРСИОННАЯ ТЕМАТИКА КБ «ПОЛЕТ»

НА ПРОТЯЖЕНИИ РЯДА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ КБ "ПОЛЕТ" КРОМЕ ОСНОВНОЙ - РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ И АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ - АКТИВНО ЗАНИМАЕТСЯ РАЗРАБОТКОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ, КАК ПО ЗАКАЗАМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ТАК И ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ. РАЗРАБОТКА ТАКОЙ ТЕХНИКИ ВЕДЕТСЯ С УЧЕТОМ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСПОЛАГАЕМОГО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ "ПОЛЕТ" ОБОРУДОВАНИЯ. ЭТО - ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ГИДРО- И ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА, ТЕП-ПООБМЕННЫЕ АППАРАТЫ, ТЕПЛОПЕРЕДАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА, ГИДРОАРМАТУРА ОТОПИТЕЛЬНЫХ И ВОДОПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ, МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ В СРЕДЕ КОНСЕРВАЦИ-ОННЫХ ГАЗОВ И ДР. ИМЕЮЩИЙСЯ ОПЫТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КБ ПОЗВОЛЯЕТ РАЗРАБАТЫВАТЬ ТЕХНИКУ, ОТВЕЧАЮЩУЮ СОВРЕМЕННОМУ МИРОВОМУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ УРОВНЮ. УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ КОНВЕРСИОННОЙ ТЕХНИКИ, РАЗРАБА ТЫВАЕМОЙ КБ "ПОЛЕТ", ВЫБИРАЕТСЯ С УЧЕТОМ РЕАЛЬНОЙ ПЛА ТЕЖЕС-ПОСОБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТАТОЧНЫЙ СПРОС НА РАЗРАБА ТЫВАЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ.

она. Ведутся разработки медицинского оборудования взамен поступавшего ранее по импорту. Накоплен опыт создания медицинских изделий для обслуживания инвалидов и престарелых.

Большая часть разработок КБ ведется в контакте с омскими учеными. Так, по предложению д.т.н. Горе-пова Д. Н. разработан, изготовлен и испытан на реке

Основная часть разрабатываемой КБ «Полет» конверсионной продукции ориентирована на регионального потребителя. Так, медицинская техника (приспособления по малой механизации, инвалидные коляски, вспомогательное оборудование для обслуживания больных, инструментарий и т. д.) успешно применяется в клиниках и учреждениях социальной защиты реги-

Иртыш опытный образец речного буя со встроенной гидроэнергетической установкой. Замена традиционного для буев источника электроэнергии - аккумуляторных батарей - на гидрогенератор позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы на освещение водных путей при навигации. Кроме того, разработанный буй обладает и улучшенными характеристиками плавучести. Используемый на буе способ преобразования энергии водного потока с помощью оригинальной турбины и генератора малой мощности может быть использован и при создании заглубленных мини-ГЭС.

В последнее время специалистами КБ ведутся разработки по ветроэнергетическим установкам небольшой мощности, ориентированным на использование в фермерских хозяйствах.

Одним из направлений конверсионной техники обозначилась разработка приспособлений для механизации работ при ремонте рельсовых путей. Так, в КБ «Полет» было разработано и прошло экспериментальную отработку механическое устройство для разгонки рельсовых стыков с рабочим усилием до 300 кН; ведется разработка механического домкрата с рабочим усилием 200 кН. Приспособления рассчитаны на работу в условиях Крайнего Севера и Сибири, при низких зимних температурах, когда эксплуатация гидравлических устройств крайне затруднена.

Специалистами КБ разработан жидкостно-жидко-стный спиральный противоточный теплообменник,

предназначенный для подогрева воды для бытовых нужд в индивидуальных коттеджах, использующий тепло автономных отопительных систем. Теплообменник может применяться для конвективного теплообмена между газами или однофазными жидкостями, а также для конденсации паров и парогазовых смесей. Спиральные теплообменники являются перспективными агрегатами благодаря своей компактности, высоким коэффициентам теплопередачи и возможности длительной работы без очистки внутренних полостей. Габариты базового спирального теплообменника: 0450x200 мм.

В области порошковой металлургии КБ «Полет» обладает уникальной технологией изготовления спеченной капиллярно-пористой структуры (КПС) с размером пор от 1 до 10 мкм и пористостью до 60%. Мелкопористые КПС могут найти широкое применение в различных устройствах, в частности, в качестве фильтров сверхтонкой очистки и в испарителях со сложной контактной поверхностью для контурных тепловых труб.

КАСАТКИН Геннадий Михайлович - зам. главного конструктора.

ЗУБАРЕВ Андрей Евгеньевич - начальник отделения.

ПИЮКОВ Сергей Андреевич - ведущий специалист.

ДУБОНОСОВ Анатолий Павлович - начальник сектора.

А. К. АПОЛЛОНОВ

Государственное унитарное предприятие «Омсктрансмаш»

УДК 658

МАШИНЫ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ГУП «ОМСКТРАНСМАШ»- ОДНО ИЗ КРУПНЕИШИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. ОМСКА И ОДНО ИЗ ДВУХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТАНКОВ. ПРЕДПРИЯТИЕ ИМЕЕТ БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕКОВУЮ ИСТОРИЮ И ПОЧТИ ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ РАБОТЫ В ТАНКОСТРОЕНИИ. ОСНОВНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ТАНКИ ТМ-80УИ ТМ-вОУК, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПРЕВОСХОДНЫЕ БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА И ПО ПРАВУ СЧИТАЮТСЯ ОДНИМИ ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ. В КОНЦЕПЦИИ ТАНКА Т-вОУ ЗАЛОЖЕНЫ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ. ТРАДИЦИОННО НА КАЖДОЙ ВЫСТАВКЕ ВООРУЖЕНИЯ, КОТОРАЯ ПРОВОДИТСЯ В ОМСКЕ УЖЕ В ТРЕТИЙ РАЗ, ГУП «ОМСКТРАНСМАШ» ПОКАЗЫВАЕТ НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ СВОЕЙ ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ. НА СОСТОЯВШЕЙСЯ В ИЮНЕ 1999 Г. ВЫСТАВКЕ ВООРУЖЕНИЯ НА ПОЛИГОНЕ И В ВЫСТАВОЧНОМ КОМПЛЕКСЕ ПО "ПОЛЕТ" БЫЛИ ВПЕРВЫЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАНЫ НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ.

Модернизированный танк Т-80У оснащен комплексом активной защиты «Арена», обеспечивающей защиту танка от противотанковых гранат и управляемых снарядов, в том числе и вертолетных, с диапазоном скоростей от 70 до 700 м/сек. с вероятностью 0,8. Дополнительно на танке установлена станция постановки завес комплекса «Штора», что снижает вероятность попадания в танк управляемых ракет и артиллерийских систем с лазерными дальномерами в 1,3-1,6 раза.

Модернизированный танк Т-80У оснащен газотурбинным двигателем, форсированным до 1400 л.с. (Серийный танк Т-80У оснащается двигателем мощностью в 1250 л.с.)

Модернизированный танк Т-ВОУ оснащен двигателем ГТД-1250Г с гидрообъемным механизмом поворота, комплексом оптического и электронного подавления средств наведения противотанковых ракет и снарядов «Штора», пушкой 2А46М-4 повышенной точности, стабилизатором повышенной мощности с увеличенной пе-ребросочной скоростью, тепловизионным прицелом «Плисса» с термокамерой второго поколения «Катрин» совместного производства АО «Пеленг» (Беларусь) и фирмы «Томсон» (Франция), телекамерой заднего обзора у механика-водителя, навигационной аппаратурой нового поколения, комплексом защиты от ОМП «Велиж», механизмом автоматического подъема рамок ВЗУ после прохождения брода, системой кондиционирования

воздуха СКС-5, разработчиком которой является Омское научно-производственное предприятие «Криос».

Модернизированный танк Т-80У с ТИУС (танковая информационная управляющая система). ТИУС функционально замещает систему управления огнем и другие комплексы серийного изделия. При этом общий объем блоков аппаратуры в танковой башне сокращается на 27 л, резервируется внутренний объем для дальнейшей модернизации, повышаются точность стрельбы, дальность действительной стрельбы, упрощается эксплуатация комплексов за счет сокращения в два раза органов управления, в процессе работы ТИУС производится автоматический контроль 85-90 % систем танка и действия экипажа с выводом информации об ошибках на экран монитора. При наличии неисправности систем и ошибок экипаж получает пооперационные указания по методике устранения дефекта. Разработчиком танка Т-80У и ТИУС является ОАО «Спецмаш» -головной разработчик танков Т-80У.

Большой интерес специалистов вызвал показ на полигоне концептуального образца танка нового поколения, известного под названием «Черный орел». Технические и боевые характеристики этого изделия пока не разглашаются, но уже сейчас ясно, что в конструкции изделия будут реализованы и учтены все последние достижения и тенденции как отечественного, так и мирового танкостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.