Иртыш опытный образец речного буя со встроенной гидроэнергетической установкой. Замена традиционного для буев источника электроэнергии - аккумуляторных батарей - на гидрогенератор позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы на освещение водных путей при навигации. Кроме того, разработанный буй обладает и улучшенными характеристиками плавучести. Используемый на буе способ преобразования энергии водного потока с помощью оригинальной турбины и генератора малой мощности может быть использован и при создании заглубленных мини-ГЭС.
В последнее время специалистами КБ ведутся разработки по ветроэнергетическим установкам небольшой мощности, ориентированным на использование в фермерских хозяйствах.
Одним из направлений конверсионной техники обозначилась разработка приспособлений для механизации работ при ремонте рельсовых путей. Так, в КБ «Полет» было разработано и прошло экспериментальную отработку механическое устройство для разгонки рельсовых стыков с рабочим усилием до 300 кН; ведется разработка механического домкрата с рабочим усилием 200 кН. Приспособления рассчитаны на работу в условиях Крайнего Севера и Сибири, при низких зимних температурах, когда эксплуатация гидравлических устройств крайне затруднена.
Специалистами КБ разработан жидкостно-жидко-стный спиральный противоточный теплообменник,
предназначенный для подогрева воды для бытовых нужд в индивидуальных коттеджах, использующий тепло автономных отопительных систем. Теплообменник может применяться для конвективного теплообмена между газами или однофазными жидкостями, а также для конденсации паров и парогазовых смесей. Спиральные теплообменники являются перспективными агрегатами благодаря своей компактности, высоким коэффициентам теплопередачи и возможности длительной работы без очистки внутренних полостей. Габариты базового спирального теплообменника: 0450x200 мм.
В области порошковой металлургии КБ «Полет» обладает уникальной технологией изготовления спеченной капиллярно-пористой структуры (КПС) с размером пор от 1 до 10 мкм и пористостью до 60%. Мелкопористые КПС могут найти широкое применение в различных устройствах, в частности, в качестве фильтров сверхтонкой очистки и в испарителях со сложной контактной поверхностью для контурных тепловых труб.
КАСАТКИН Геннадий Михайлович - зам. главного конструктора.
ЗУБАРЕВ Андрей Евгеньевич - начальник отделения.
ПИЮКОВ Сергей Андреевич - ведущий специалист.
ДУБОНОСОВ Анатолий Павлович - начальник сектора.
А. К. АПОЛЛОНОВ
Государственное унитарное предприятие «Омсктрансмаш»
УДК 658
МАШИНЫ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ГУП «ОМСКТРАНСМАШ»- ОДНО ИЗ КРУПНЕИШИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. ОМСКА И ОДНО ИЗ ДВУХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТАНКОВ. ПРЕДПРИЯТИЕ ИМЕЕТ БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕКОВУЮ ИСТОРИЮ И ПОЧТИ ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ РАБОТЫ В ТАНКОСТРОЕНИИ. ОСНОВНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ТАНКИ ТМ-80УИ ТМ-вОУК, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПРЕВОСХОДНЫЕ БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА И ПО ПРАВУ СЧИТАЮТСЯ ОДНИМИ ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ. В КОНЦЕПЦИИ ТАНКА Т-вОУ ЗАЛОЖЕНЫ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ. ТРАДИЦИОННО НА КАЖДОЙ ВЫСТАВКЕ ВООРУЖЕНИЯ, КОТОРАЯ ПРОВОДИТСЯ В ОМСКЕ УЖЕ В ТРЕТИЙ РАЗ, ГУП «ОМСКТРАНСМАШ» ПОКАЗЫВАЕТ НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ СВОЕЙ ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ. НА СОСТОЯВШЕЙСЯ В ИЮНЕ 1999 Г. ВЫСТАВКЕ ВООРУЖЕНИЯ НА ПОЛИГОНЕ И В ВЫСТАВОЧНОМ КОМПЛЕКСЕ ПО "ПОЛЕТ" БЫЛИ ВПЕРВЫЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАНЫ НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ.
Модернизированный танк Т-80У оснащен комплексом активной защиты «Арена», обеспечивающей защиту танка от противотанковых гранат и управляемых снарядов, в том числе и вертолетных, с диапазоном скоростей от 70 до 700 м/сек. с вероятностью 0,8. Дополнительно на танке установлена станция постановки завес комплекса «Штора», что снижает вероятность попадания в танк управляемых ракет и артиллерийских систем с лазерными дальномерами в 1,3-1,6 раза.
Модернизированный танк Т-80У оснащен газотурбинным двигателем, форсированным до 1400 л.с. (Серийный танк Т-80У оснащается двигателем мощностью в 1250 л.с.)
Модернизированный танк Т-ВОУ оснащен двигателем ГТД-1250Г с гидрообъемным механизмом поворота, комплексом оптического и электронного подавления средств наведения противотанковых ракет и снарядов «Штора», пушкой 2А46М-4 повышенной точности, стабилизатором повышенной мощности с увеличенной пе-ребросочной скоростью, тепловизионным прицелом «Плисса» с термокамерой второго поколения «Катрин» совместного производства АО «Пеленг» (Беларусь) и фирмы «Томсон» (Франция), телекамерой заднего обзора у механика-водителя, навигационной аппаратурой нового поколения, комплексом защиты от ОМП «Велиж», механизмом автоматического подъема рамок ВЗУ после прохождения брода, системой кондиционирования
воздуха СКС-5, разработчиком которой является Омское научно-производственное предприятие «Криос».
Модернизированный танк Т-80У с ТИУС (танковая информационная управляющая система). ТИУС функционально замещает систему управления огнем и другие комплексы серийного изделия. При этом общий объем блоков аппаратуры в танковой башне сокращается на 27 л, резервируется внутренний объем для дальнейшей модернизации, повышаются точность стрельбы, дальность действительной стрельбы, упрощается эксплуатация комплексов за счет сокращения в два раза органов управления, в процессе работы ТИУС производится автоматический контроль 85-90 % систем танка и действия экипажа с выводом информации об ошибках на экран монитора. При наличии неисправности систем и ошибок экипаж получает пооперационные указания по методике устранения дефекта. Разработчиком танка Т-80У и ТИУС является ОАО «Спецмаш» -головной разработчик танков Т-80У.
Большой интерес специалистов вызвал показ на полигоне концептуального образца танка нового поколения, известного под названием «Черный орел». Технические и боевые характеристики этого изделия пока не разглашаются, но уже сейчас ясно, что в конструкции изделия будут реализованы и учтены все последние достижения и тенденции как отечественного, так и мирового танкостроения.
Модернизация танков Т-80У, оснащение их самым современным комплексом защиты и другими комплексами и системами значительно повышают военно-технический уровень этих танков и их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
К образцам продукции военного назначения ГУП «Омсктрансмаш» был проявлен повышенный интерес со стороны представителей иностранных делегаций и специалистов. В многочисленных переговорах отмечался высокий потенциал омского танка Т-80У и его модификаций, постоянное совершенствование конструкции и повышения боевых характеристик, что в условиях жесткой конкуренции имеет решающее значение для продвижения продукции предприятия на мировом рынке вооружения.
На выставке «ВТТВ-Омск-99» ГУП «Омсктрансмаш» были показаны впервые новые образцы изделий гражданской продукции и изделий, которые могут иметь двойное назначение:
Быстроходная траншейная машина БТМ-4М изготовлена на танковом шасси и предназначена для рытья и засыпки траншей, котлованов, расчистки и планировки местности в условиях бездорожья, труднопроходимых районов и вечной мерзлоты. БТМ-4М может использоваться для нужд Министерства обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для выполнения работ на железных дорогах, в нефтегазовой промышленности и мелиорации. Производительность машины при рытье траншей глубиной до 1,5 м, шириной 1,1м составляет 1000 м в час для немерзлого грунта и 250 м в час для мерзлого фунта. Разработчиком БТМ-4М является ОАО «Спецмаш».
МЗС-219 - машина завинчивания свай. Не имеет аналогов в мире и предназначена для сооружения оснований во всех типах грунтов при строительстве наземных участков газо- и нефтепроводов, жилых и промышленных зданий, опор ЛЭП, антенно-мачтовых устройств, эстакад и других сооружений. Техническое задание на разработку и изготовление машины завинчивания свай согласовано с предприятиями «Надымгазпром», ПО «Уренгойгазпром», «Ямбурггазодобыча», РАО «Газпром». В комплект машины МЗС-219 входят автомобиль с оборудованием для бурения скважин и завинчивания
сваи, прицеп для погрузки и транспортировки сваи, сменный бур для бурения лидерных скважин. Установка свай машиной МЗС-219 производится завинчиванием стальных свай, имеющих винтовые лопасти, в грунт, в котором этой же установкой предварительно бурится лидер-ная скважина. Производительность составляет до 16 свай в смену. Применение машины обеспечивает повышение надежности основания за счет заанкеривания винтовой лопасти свай в слой грунта, снижения материалоемкости основания за счет высокой несущей способности свай, сокращения сроков сооружения оснований, уменьшения номенклатуры применяемых машин и механизмов, возможность выкручивания свай и повторного их использования, проведения строительства сооружений в условиях имеющейся застройки.
Лебедка монтажная ЛМ-20 предназначена для монтажа и демонтажа оборудования, входящего в состав горно-шахтных очистных механизированных комплексов для монтажа и демонтажа оборудования тяжелых угольных комплексов с весом одной секции около 20 т. По существующей технологии требуются лебедки с тяговым усилием не менее 20 т. В настоящее время для этих работ применяются лебедки тяговым усилием не более 10 т, так как существующие более мощные лебедки иностранного и отечественного производства имеют габариты, не позволяющие использовать их в узких монтажных и вентиляционных штреках. Лебедки усилием Ют при проведении работ по монтажу и демонтажу секций комплекса в монтажной камере, где требуется перемещать секции комплекса волочением, работают со значительной перегрузкой, что приводит к их частому выходу из строя, кратковременному сроку службы и увеличению времени монтажа оборудования. Предлагаемая конструкция тяговой лебедки номинальным усилием 20 т и допускающая кратковременную работу с усилием до 36 т имеет уникальные для своей мощности габариты, позволяющие устанавливать ее в монтажных штреках, и отвечает всем требованиям, предъявляемым к горношахтному оборудованию. Для использования лебедки одного типа при транспортировке оборудования комплекса по монтажному штреку на рельсовых тележках и при перемещении секций комплекса в монтажной камере волочением лебедка ЛМ-20 в отличие от лебедок, применяемых в настоящее время, имеет два режима работы. Потребность угольной отрасли России в лебедках такого типа составляет, по оценкам специалистов, не менее 150 штук в год. Техническое задание на разработку и изготовление лебедки ЛМ-20 проработано с угледобывающими предприятиями Кузбасского угольного бассейна (шахты «Междуреченская», «Распадская») и отраслевыми НИИ.
Как всегда широко на выставке была представлена тракторная продукция - тракторы типа ЗТМ-60 различных модификаций и инженерные машины различного назначения на их базе. Эта продукция ГУП «Омсктрансмаш» уже успела завоевать на рынке репутацию надежной и качественной техники, которая находит широкое применение в самых различных отраслях промышленности, коммунального и сельского хозяйства.
Постоянное совершенствование военной и гражданской продукции, изготовление и показ новых образцов этой продукции были бы невозможными без участия ведущих научно-исследовательских и проектно-кон-структорских предприятий, применяющих в своих разработках последние достижения науки и техники. Большой вклад в развитие отечественного танкостроения, разработки и изготовления уникальных комплексов и систем, не имеющих аналогов в мире и реализованных в танке Т-80У и его модификациях вносят такие предприятия, как ОАО «Спецмаш», АО «ВНИИ ТМ» (г. Санкт-Петербург), КБМ (г. Коломна), КБП (г. Тула), ОАО»Красногорский завод» , СКБ «Ротор» (г. Челябинск), ОАО «ВОМЗ» (г. Вологда), ОАО «РОМЗ» (г. Ростов), ОАО «СКБ ПА» (г. Ковров), АО «КАДВИ» (г. Калуга), АО «Пеленг» (г. Минск), ГУП «КБТМ» (г. Омск) и другие.
АПОЛЛОНОВ Александр Константинович - и.о. главного инженера. |