Научная статья на тему 'КОНВЕРГЕНЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ, МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ И IT'

КОНВЕРГЕНЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ, МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ И IT Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
492
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / КОНВЕРГЕНТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / ИНДУСТРИЯ 4.0

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Самойленко Н. С.

Данная работа посвящена феномену конвергенции журналистской, медиакоммуникационной и IT-сфер. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач: определить особенности современного медийного контента в диджитал среде и необходимые навыки, которыми должны обладать журналисты-медиакреаторы; выявить конвергенцию между профессиональной журналистикой и IT-деятельностью, определить компетенции из IT-сферы, необходимые современному журналисту; дифференцировать подходы к высшему образованию бакалавров-журналистов и бакалавров по направлению «медиакоммуникации». В настоящем исследовании маркируется факт ускорения трансформационных медиа-процессов (как последствие пандемии короновируса 2019 года и дальнейшего экономического кризиса), способствующих ускорению цифровизационных процессов и переходу многих сфер деятельности в цифровой формат, а сотрудников - на удаленный режим работы. В рамках данной работы выявляются особенности современного медийного контента в дигитальной среде: всевозрастающая скорость распространения информации; ориентация на визуальный контент и отказ от текстоцентричности; наличие интерактивных элементов и обратная связь нового уровня; интеграция элементов геймификации; возможность медиапотребления с помощью различных цифровых устройств и разных каналов коммуникации; возможность пользователей не только потреблять, но и создавать контент. Определяются необходимые навыки, которыми должны обладать журналисты-медиакреаторы; проводится компаративное исследование модели градации профессиональной ИТ-компетенции относительно профессиональной журналисткой деятельности; выявляются компетенции из IT-сферы, необходимые современному специалисту в области медиа. На примере программ подготовки по направлениям «журналистика» и «медиакоммуникации» ведущих университетов в рамках некоторых дисциплин определяется возможность освоения конвергентных медиа-IT компетенций студентами-журналистами и студентами, обучающимися по направлению «медиакоммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE OF MEDIA COMMUNICATION, JOURNALISM AND IT

This work is devoted to the phenomenon of convergence of journalistic, media communication and IT. Achieving the goal involves the implementation of the following tasks: to determine the features of modern media content in the digital environment and the necessary skills that journalists-media creators should have; to identify the convergence between professional journalism and IT activities, to determine the competencies from the IT field that are necessary for a modern journalist; to differentiate approaches to higher education of bachelors-journalists and bachelors in the direction of "media communications". This study marks the fact of acceleration of transformational media processes (as a consequence of the 2019 COVID pandemic and the further economic crisis), which contribute to the acceleration of digitalization processes and the transition of many areas of activity to digital format, and employees to remote work. Within the framework of this work, the features of modern media content in the digital environment are revealed: the ever-increasing speed of information dissemination; focus on visual content and rejection of text-centricity; the presence of interactive elements and feedback of a new level; integration of gamification elements; the possibility of media consumption using various digital devices and different communication channels; the ability of users not only to consume, but also to create content. The necessary skills that journalists-media creators should have are determined; a comparative study of the model of grading professional IT competence in relation to professional journalistic activity is being carried out; competencies from the IT-sphere necessary for a modern specialist in the field of media are revealed. On the example of training programs in the areas of "journalism" and "media communications" of leading universities in some disciplines, the possibility of mastering convergent media-IT competencies by students-journalists and students studying in the direction of "media communications" is determined.

Текст научной работы на тему «КОНВЕРГЕНЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ, МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ И IT»

УДК 070.1

DOI 10.36622/AQMPJ.2023.74.51.019

Московский международный университет доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, канд. филол. наук Самойленко Н. С. Россия, г. Москва тел. 89601138980 e-mail: [email protected]

Moscow International University Associate Professor of the Department of Advertising and Public Relations, PhD in phylology Samoilenko N. S. Russia, Moscow tel. 89601138980 e-mail: samoilenkons@gmail. com

Н.С. Самойленко

КОНВЕРГЕНЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ, МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ И IT

Данная работа посвящена феномену конвергенции журналистской, медиакоммуникационной и IT-сфер. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач: определить особенности современного медийного контента в диджитал среде и необходимые навыки, которыми должны обладать журналисты-медиакреаторы; выявить конвергенцию между профессиональной журналистикой и IT-деятельностью, определить компетенции из IT-сферы, необходимые современному журналисту; дифференцировать подходы к высшему образованию бакалавров-журналистов и бакалавров по направлению «медиакоммуникации». В настоящем исследовании маркируется факт ускорения трансформационных медиа-процессов (как последствие пандемии короновируса 2019 года и дальнейшего экономического кризиса), способствующих ускорению цифровизационных процессов и переходу многих сфер деятельности в цифровой формат, а сотрудников - на удаленный режим работы. В рамках данной работы выявляются особенности современного медийного контента в дигитальной среде: всевозрастающая скорость распространения информации; ориентация на визуальный контент и отказ от текстоцентрич-ности; наличие интерактивных элементов и обратная связь нового уровня; интеграция элементов геймифика-ции; возможность медиапотребления с помощью различных цифровых устройств и разных каналов коммуникации; возможность пользователей не только потреблять, но и создавать контент. Определяются необходимые навыки, которыми должны обладать журналисты-медиакреаторы; проводится компаративное исследование модели градации профессиональной ИТ-компетенции относительно профессиональной журналисткой деятельности; выявляются компетенции из IT-сферы, необходимые современному специалисту в области медиа. На примере программ подготовки по направлениям «журналистика» и «медиакоммуникации» ведущих университетов в рамках некоторых дисциплин определяется возможность освоения конвергентных медиа-IT компетенций студентами-журналистами и студентами, обучающимися по направлению «медиакоммуникации».

Ключевые слова: журналистика, медиакоммуникации, конвергентные компетенции, конвергенция, диги-тализация, индустрия 4.0.

N.S. Samoilenko

CONVERGENCE OF MEDIA COMMUNICATION, JOURNALISM AND IT

This work is devoted to the phenomenon of convergence of journalistic, media communication and IT. Achieving the goal involves the implementation of the following tasks: to determine the features of modern media content in the digital environment and the necessary skills that journalists-media creators should have; to identify the convergence between professional journalism and IT activities, to determine the competencies from the IT field that are necessary for a modern journalist; to differentiate approaches to higher education of bachelors-journalists and bachelors in the direction of "media communications". This study marks the fact of acceleration of transformational media processes (as a consequence of the 2019 COVID pandemic and the further economic crisis), which contribute to the acceleration of digitalization processes and the transition of many areas of activity to digital format, and employees to remote work. Within the framework of this work, the features of modern media content in the digital environment are revealed: the ever-increasing speed of information dissemination; focus on visual content and rejection of text-centricity; the presence of interactive elements and feedback of a new level; integration of gamification elements; the possibility of media consumption using various digital devices and different communication channels; the ability of users not only to consume, but also to create content. The necessary skills that journalists-media creators should have are determined; a

© Самойленко Н.С., 2023

comparative study of the model of grading professional IT competence in relation to professional journalistic activity is being carried out; competencies from the IT-sphere necessary for a modern specialist in the field of media are revealed. On the example of training programs in the areas of "journalism" and "media communications" of leading universities in some disciplines, the possibility of mastering convergent media-IT competencies by students-journalists and students studying in the direction of "media communications" is determined.

Keywords: journalism, media communications, convergent competencies, convergence, digitalization, industry

4.0.

Журналистика в XXI веке переживает череду трансформационных процессов. Глобальный переход коммуникационной сферы в онлайн привел к доминированию интернет-изданий на российском медиаландшафте. Данный тренд выражается как в росте медиапотребления интернет-источников, так и в повышении доверия к ним, что подкрепляется актуальными исследованиями [1]. Данная трансформация приводит как к качественным, так и количественным преобразованиям, меняя способы потребления контента для аудитории; оказывая огромное влияние на структуру жанров журналистского творчества; создает новые понятия, такие как медиатекст и т.д [2].

Стоит отметить, что трансформационные процессы большинства сфер жизни ускорились в связи с пандемией коронавирусной инфекции в 2019-2020 годах и последующим экономическим кризисом [3]. Сегодня мы считаем необходимым обратить внимание на новый процесс, происходящий в мире, который носит название — «четвёртая промышленная революция», или, так называемая, «Индустрия 4.0», предполагающая внедрение принципиально новых подходов, связанных с активной интеграцией информационных технологий, автоматизацией бизнес-процессов и использованием искусственного интеллекта. Термин «индустрия 4.0» был введён Клаусом Швабом в 2016 году [4]. Переход к реализации постулатов четвертой промышленной революции предполагает переход к внедрению, так называемых, сквозных технологий — передовых научно-технических отраслей, обеспечивающих создание высокотехнологичных продуктов и сервисов, наиболее сильно влияющих на развитие экономики, радикально меняющих ситуацию на существующих рынках и/или способствующих формированию новых рынков. Перечень сквозных цифровых технологий включает: нейротехнологии и искусственный интеллект; технологии виртуальной и дополненной реальности; технологии распределённого реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; компоненты робототехники и сенсорики; технологии беспроводной связи. Очевидно, что процесс внедрения новых подходов приводит к конвергенции. Традиционно медиаконвергенция включает конвергенцию между смежными медиаобластями — рекламной, PR. Сегодня медиаконвергенция расширяется за счет IT-сферы, которая становится составной частью любой медиакоммуникационной деятельности. Данный процесс оказывает влияние на трансформацию профессиональной деятельности журналиста.

Данная работа является логическим продолжением исследования, опубликованного в журнале «Коммуникации. Медиа. Дизайн» Высшей школы экономики, в рамках которого мы сконцентрировались на изменениях, происходящих в родственной журналистике рекламной и PR-сферах [5].

Гипотеза данного исследования базируется на том, что в условиях диджитализации и перехода к реализации постулатов «индустрии 4.0» происходит конвергенция журналисткой, медиакоммуни-кационной и IT-сфер.

Целью работы является выявление конвергенции журналистики, медиакоммуникаций и IT.

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих задач:

1. определить особенности современного медийного контента в диджитал среде и необходимые навыки, которыми должны обладать журналисты-медиакреаторы;

2. выявить конвергенцию между профессиональной журналистикой и IT-деятельностью, определить компетенции из IT-сферы, необходимые современному журналисту;

3. дифференцировать подходы к высшему образованию бакалавров-журналистов и бакалавров по направлению медиакоммуникации.

Традиционный подход к определению медиа принадлежит Маршаллу Маклюэну и сформулирован следующим образом: «медиа - это сообщение» (medium is the message) [6]. Современный исследователь, автор труда «Язык новых медиа», Лев Манович вступает в заочную полемику с классиком и утверждает, что «software is the message» (программное обеспечение (софт) - это сообщение) [7]. Таким образом, Лев Манович обращает наше внимание на то, что современные коммуникации достигли такого уровня развития, при котором они опосредованы с помощью «софта» - разного рода программного обеспечения. Наличие такого посредника начинает определять суть коммуникацион-

ного процесса. Если журналист вступает в коммуникационный акт, опосредованный «новыми медиа», он вынужден принять условия цифровой среды. К таким условиям можно отнести привычки аудитории, которые вырабатываются на основе их ежедневного взаимодействия с медиакоммуника-ционной средой.

Среди основных особенностей современного медиапотребления исследователи выделяют следующие [8], [9]:

1.Скорость распространения информации. Данная особенность формируется на основе того, что новые медиа позволяют распространять информацию намного быстрее иных коммуникационных каналов. Обеспечение быстрой передачи информации потребует от журналиста понимания, какие каналы коммуникации, социальные сети могут обеспечить быстрое распространение информации, также от журналиста может потребоваться наличие специальных технических средств и высокоскоростного доступа в интернет.

2.Ориентация на визуальный контент. Для современных цифровых коммуникаций характерен отход от текстоцентричности, а основной семантической единицей становится креолизованный текст. Помимо прочего, сегодня зачастую фотографии в материалах замещаются видеороликами или gif-изображениями (короткими зацикленными видеороликами). Для адекватной работы с визуальным контентом журналисту потребуется опыт работы с графическими редакторами, знание основ графического дизайна, общее понимание того, что может быть встроено на конкретный сайт онлайн-СМИ, а что - нет.

3..Наличие интерактивных элементов и обратная связь нового уровня. Наличие обратной связи в современных онлайн-СМИ реализуется с помощью ставших уже традиционными отметок «нравится» (лайк), возможности поделиться (репостов), комментариев и т.д. При этом ряд изданий интегрирует в свои тексты более креативные, новые способы - опросы, квизы и т.д [10]. Аудитория ожидает, что обратная связь не будет ограничена «письмами в редакцию». На фоне этого формируется направление журналистов-стримеров, которые выходят вместо традиционных прямых эфиров. Такие стри-мы позволяют пользователям более тесно взаимодействовать с авторами материала.

4.Интеграция элементов геймификации. Сегодня одним из основных медиа для молодого поколения являются видеоигры. Специалисты отмечают, что молодые люди при взаимодействии с иными видами медиа, ожидают схожего опыта, полученного в рамках видеоигр. Цифровой образ жизни накладывает очевидный отпечаток на поведение пользователей [11]. Данный опыт активно используют маркетологи, создавая пользователям аккаунты с возможностью повышения уровня, заработка дополнительных очков за выполнение целевых действий, бейджификации и т.д. В современной журналистике также активно используются элементы игры. В материалы журналистов встраиваются квизы, тесты. Актуальность данного постулата подтверждает издание Russia Today, которое летом 2022 года разместило вакансию, где одним из требований к кандидату являлась «наигранность», то есть понимание игровых механик для возможности встраивания в коммуникационный процесс между редакцией и аудиторией.

5.Возможность медиапотребления с помощью различных цифровых устройств и разных каналов коммуникации. Аудитория ожидает, что взаимодействие с контентом будет одинаково удобно для пользователей, вне зависимости от того, какое для этого используется устройство (смартфон, компьютер, планшет, ноутбук), и не будет зависеть от используемой операционной системы - Windows, Android, Mac Os, Ios, Ipad Os, Linux и т.д. С одной стороны, оптимизация материала под разного рода устройства и операционные системы может показаться сугубо технической задачей. Однако, с другой стороны, если в результате оптимизации будут изменены: расположение рисунков, используемые шрифты, масштаб, — это повлияет на восприятие такого материала. Журналист, в свою очередь, должен понимать особенности медиапотребления на разных устройства и обеспечивать бесшовный опыт, позволяющий менять налету устройства и операционные системы, чтобы взаимодействие с контентом при этом оставалось одинаково удобным, а материал воспринимался одинаково адекватно. Термин «кроссмедийность» отсылает нас к необходимости подготавливать один и тот же материал для разных каналов коммуникации, таким образом, журналист превращается в медиакреатора в рамках одной темы, готовящего несколько материалов для разных каналов коммуникации (например, статья в виде креолизованного текста для сайта издания, видеоверсия для канала на YouTube, аудио-версия для подкастов).

6.Возможность пользователей не только потреблять, но и создавать контент. Цифровая среда определяется значительно большой демократизацией по сравнению с традиционными СМИ. Если раньше мы говорили об аудитории, как о людях, на которых направленно некоторое информа-

ционное сообщение, и выбор которых заключается лишь в том, чтобы потреблять предложенный контент или «переключить канал», то сегодня, в рамках онлайн-СМИ, мы уже говорим о пользователях, как о людях, которые оставляют комментарии, оценивают материалы журналистов и предложенные информационные поводы, создают собственные уникальные медийные продукты. Для успешных средств массовой информации сегодня характерно наличие элементов социальных сетей - отдельные разделы с «народными новостями», активность которых может превышать активность традиционных разделов [12]. Журналист теперь не только создатель контента. Журналист становится модератором, который не столько создает собственный контент, как определяет темы для дискуссии, зачастую провоцирует аудиторию на создание собственного контента, управляет медийными потоками, а в некоторых случаях - «программирует» аудиторию на целевое поведение в рамках политики редакции.

Таким образом для того, чтобы создать адекватный современному уровню развития технологий медийный контент, журналист, очевидно, должен обладать рядом «новых» навыков. Приведенные примеры маркируют актуальность постулатов Д. Рэндалла о необходимости «универсального» журналиста [13]. Однако, автор не мог предположить, что универсальность в XXI веке будет выражаться в наличии у журналиста компетенции в области компьютерных наук и ГГ. В рамках данной работы мы хотим обратить внимание, что любой специалист, работающий с контентом, сегодня интегрируется в сферу высоких технологий. Чтобы ответить на вопрос, правомерно ли в таком случае относить журналиста к ГТ-специалистам, мы предлагаем изучить модель градации профессиональной ГТ-компетенции, предложенную университетом Иннополис [14].

Рис. 1. Модель градации профессиональной ИТ-компетенции

Проанализируем приведенную модель, относительно профессиональной деятельности современного журналиста и близости к разработке ПО (см. пункт 3 рис. 1)

Анализ модели представлен в обратном порядке от наименьшей необходимости участвовать в разработке программного продукта к наибольшей.

Пункт 3.3 маркирует пользователей ПО, IT-услуг и сервисов, не участвующих в разработке ПО, но обладающих навыками использования IT-продуктов. Сегодня правомерно утверждать, что любой журналист обязан обладать такими навыками, т.к. подготовка материала невозможна без использования ПО. Применительно к профессиональной журналистской деятельности - это текстовые редакторы (Word, Pages, Мой офис, Яндекс.Документы и прочее); интернет-браузеры (Chrome, Safari, Яндекс.Браузер и т.д.); графические редакторы (Photoshop и д.р) и т.д. Соответственно, данный набор

навыков сегодня является минимальным для современного журналиста при выполнения профессиональных обязанностей.

Пункт 3.2 ^-специалисты, участвующие в процессе интеграции программного продукта в сервисы. В приведенном исследовании университета Иннополис маркируется такое направление деятельности, как дизайн-интерфейсов. При подготовке журналистского материала сегодня зачастую разделяются процессы работы над информационным содержанием и работы над интерфейсом, «обрамляющим» этот материал, что на наш взгляд, является неверным. Пользователи интернет-ресурса взаимодействуют с комплексным информационным продуктом, на адекватное восприятие которого в равной степени влияет как «текст», подготовленный журналистом, так и «дизайн», позволяющий пользователю взаимодействовать с данным материалом. «Как только окно браузера заменило и вместило в себя кино, телевизионный экран, стену в галерее и библиотеку, новая модель заявила о себе: вся прошлая и современная культура демонстрировалась и воспринималась посредством компьютера и через призму логики пользовательского интерфейса» [15].

Таким образом, более тесная интеграция журналиста в процесс работы над информационным продуктом влияет на восприятие данного материала. Для того, чтобы журналист был «включен» в процесс подготовки медийного контента на данном уровне, он должен обладать соответствующей квалификацией в области ГГ - знать основы языков программирования, дизайна интерфейса, принципы работы ГТ-продуктов, web-дизайна и т.д.

Пункт 3.1 Непосредственно участвующие в разработке ПО, ^-услуг, ^-сервисов. Здесь необходимо обратить наше внимание, что сайт интернет-СМИ сам по себе является информационным продуктом - программным обеспечением. Разработка такого продукта невозможна без тесной совместной работы программистов, разработчиков, тестировщиков, с одной стороны, и журналистов - с другой.

Таким образом, мы считаем доказанным наличие процессов конвергенции, происходящих сегодня между журналисткой деятельностью и профессиональной деятельностью ГТ-специалистов. Компетенции современного медиакреатора выходят за рамки пользователя программного обеспечения в условиях, когда СМИ - это программное обеспечение. В следующей части настоящего исследования мы считаем необходимым разобрать, насколько современное журналистское образование и образование в сфере медиакоммуникаций отвечает вышеупомянутым вызовам.

Для реализации данной задачи мы провели компаративное исследование учебных планов ведущих российских университетов по направлениям «журналистика» и «медиакоммуникации». В общей сложности были рассмотрены бакалаврские программы десяти ведущих университетов РФ в соответствии с рейтингом RAEX [16]. Было принято решение сфокусироваться на рассмотрении учебных планов Московского государственного университета и Высшей школы экономики. На данном этапе расширить исследование не представляется возможным по причине того, что остальные ведущие университеты, подготавливающие журналистов (такие как МГИМО, ММУ), не имеют бакалаврских программ по направлению «медиакоммуникации», или такие программы готовятся к апробации.

Далее мы выбрали дисциплины, включенные в учебные планы, способные формировать конвергентные компетенции на грани профессиональной и ГТ-деятельности, выявленные в предыдущем разделе настоящего исследования (см. табл.).

«Перечень дисциплин, способных формировать конвергентные медиа-IT компетенции»

п\п Московский государственный университет «журналистика» Высшая школа экономики «журналистика» Московский государственный университет «медиакоммуникации» Высшая школа экономики «медиакоммуни-кации»

Основная часть • информатика; • мультимедийные технологии; • python для извлечения и обработки данных; • медиаграмотность; • основы работы с данными: сбор, анализ, визуализация; • информатика; • редактирование ме-диатекстов; • фотосъемка и обработка изображений; • съемка и монтаж видео; • запись и монтаж звука; • основы программиро- • python для извлечения и обработки данных; • введение в открытые данные; • сторителлинг, основанный на данных; да-та-арт; • автоматизация медиа; • использование игро-

вания;

• веб-мастеринг;

• медиаинфографика;

• компьютерная верстка;

вых платформ в медиа;

• интерактивный и визуальный сторителлинг;

• город, цифровые технологии и трансмей-дийный сторителлинг;

• digital-memory:

• что происходит с памятью в цифровую эпоху?

• анализ цифровых фильмов и мультиплат-форменных проектов;

Вариативная часть (дисциплины по выбору)

•концепции и технологии современной редакции;

• организация, хранение и поиск информации в Интернете;

• правовое регулирования интернет-журналистики;

• создание текстов для интернет-средств массовой информации;

• социальные медиа;

• техника и технологии цифровой фотографии;

• цифровая обработка изображений;

• современные ме-диаиндустрии;

• основы дизайна;

• веб-дизайн;

• медиа-дизайн;

• цифровая визуализация.

• инфотейнмент;

• аудиоподкастинг;

• юридическое сопровождение работы с диджитал продуктом;

• digital-memory: что происходит с памятью в цифровую эпоху?

• теория и практика музыкального про-дакшна для продюсеров мультимедиа;

• digital аналитика; устойчивое развитие и медиатехнологии;

• цифровой стори-теллиг;

• анализ комиксов в контексте трансмедийного сторител-линга.

• цифровой медиапро-ект;

• индустрия аудиовизуального контента;

• индустрия компьютерных игр.

• введение в видеоигры как новые медиа;

• основы веб-аналитики;

• python: работа с данными и текстом;

• инфотейнмент;

• мультимедийный сторителлинг;

• анализ комиксов в контексте трансмедийного сторителлинга;

• аудиокниги, озвучка, дубляж; современная визуальная культура, искусство и коммуникация;

• why we post: антропология социальных медиа;

• производство ARYVR проектов;

• инструменты исследования и мониторинга соцсетей;

• трансмедийное рассказывание историй: повествовательные конструкции, новые технологии, глобальная аудитория;

• онлайн-игры: литература, новые носители информации и сюжет-но-тематическая картина.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что дисциплины, призванные формировать конвергентные компетенции, присутствуют в учебных планах ведущих университетов РФ как по направлению «журналистика», так и по направлению «медиакоммуникации». Однако, большая их часть вынесена в вариативную часть. Особенно обращает на себя внимание тот факт, что количество таких дисциплин значительно больше в учебных планах по направлению «медиакоммуникации», в особенности в учебном плане Высшей школы экономики. Ряд дисциплин напрямую связан со сквозными технологиями, указанными в программе «Цифровая экономика РФ» [17], например, «производство

ARYVR проектов» (ВШЭ, медиакоммуникации) - «технологии виртуальной и дополненной реальности».

Необходимо уточнить, что конвергентные компетенции, рассматриваемые в рамках настоящего исследования, выходят за рамки определения компетенций, регулируемых учебными планами и иными нормативными документами в существующей системе высшего образования РФ. Это подтверждается тем фактом, что ряд дисциплин, которые мы относим к «способным формировать конвергентные медиа-IT компетенции» не имеют указания на формируемые компетенции в учебных планах. Например, дисциплина «python для извлечения и разработки данных» не имеет указания на формируемые компетенции в рамках учебного плана ВШЭ, однако, является одной из основных маркируемых дисциплин в рамках нашего исследования. Таким образом, необходимо интенсифицировать методическую работу для адекватного представления актуальных дисциплин в нормативных документах.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующий вывод: направление «медиакоммуникации» в большей степени отвечает формированию маркируемых в настоящем исследовании конвергентных компетенций, в то время как традиционное журналистское образование тяготеет к большему акценту на традиционные дисциплины и формирование традиционных компетенций. Помимо прочего, стоит отметить повышенный интерес студентов к направлению медиакоммуника-ции в последние годы. Будучи активными «соучастниками» современного цифрового медийного процесса, абитуриенты отдают предпочтение данному направлению.

Выводы:

1. Современный медиадискурс определяется наличием определенных условий коммуникационного онлайн-процесса, что, в свою очередь, накладывает на журналиста обязанности отвечать запросам аудитории и адаптироваться к новой медийной среде за счет овладения «новыми» навыками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сравнение модели профессиональных компетенций IT-специалистов и профессиональной деятельности журналистов позволяет выявить конвергентные компетенции на грани IT и медиа.

3. Сегодня в ведущих университетах России в учебные планы, как по журналистике, так и по медиакоммуникациям, включены дисциплины, способные формировать подобного рода конвергентные компетенции, однако, превалирующее их число приходится на направлении «медиакоммуника-ции» МГУ и ВШЭ, в то время, как другие ведущие вузы, подготавливающие журналистов (МГИМО, Московский Политех, ММУ), только разрабатывают подобные программы.

Таким образом, в рамках данной работы нам удалось выявить нарастающую конвергенцию между IT и медийной сферами. Продукт журналистского творчества сегодня - это гибридный информационный продукт, успех которого в равной степени зависит как от таланта журналиста, так и от технического исполнения. Данные факты накладывают на специалистов в медийной сфере еще большие обязанности для постижения конвергентных медиа-IT компетенций.

Библиографический список

1. Prime-media: «Банк "Открытие": 40% россиян уверены, что телевидение будет динамично развиваться». Режим доступа: https://primamedia.ru/news/1403718/ (дата обращения: 21.12.2022).

2. Новичихина М.Е., Самойленко Н.С. Новые медиа и новые функции медиатекста: к вопросу о трансформации современной журналистики // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 2(21). С. 92-99.

3. Шваб К., Маллере Т. 2020. COVID-19: Великая перезагрузка. Выпуск 1.0. Всемирный экономический форум, 91-93. Route de la Capite CH-1223 Колоньи. Женева Швейцария.

4. Шваб Клаус Мартин. 2016. Четвертая промышленная революция. М, «Эксмо», 208 с.

5. Самойленко Н. С. Сквозные цифровые технологии «индустрии 4.0» в рекламе и PR (Adtech кейсы) // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2022. № 7(3). С. 24-38.

6. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. : Гиперборея; Кучково поле, 2007.

462 с.

7. Манович Л. Язык новых медиа. М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 с.

8. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skvoznye-tsifrovye-tehnologii-diapazon-vozmozhnostey-sovremennyh-massmedia (дата обращения: 21.12.2022).

9. Стинс О., Ван Фухт Д. (Пер. с англ. Бергер Н.) Новые медиа / О. Стинс, Д. Ван Фухт (Пер. с англ. Н. Бергер) // Вестник ВолГУ серия: 8. Вып. 7. Волгоград, 2008. С. 98 - 106.

10. РБК: «Лучшие регионы для жизни». Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/26/04/2021/6078136e9a7947d0e9e 1b 1fb (дата обращения: 21.12.2022).

11. Сартакова Е.Е. Проблемы развития теории геймификации в России // Вестник ТГПУ. 2022. №2 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-teorii-geymifikatsii-v-rossii (дата обращения: 21.12.2022).

12. МОЕ ОНЛАЙН: «Народные новости». Режим доступа: https://moe-online.ru/nn (дата обращения: 21.12.2022).

13. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. 120 с.

14. Иннополис: «Портрет ИТ-компетентности специалиста в области ИТ». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=68BI0ELbLqc (дата обращения: 21.12.2022).

15. Манович Л. Язык новых медиа. М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. С. 100.

16. RAEX: «Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2022». Режим доступа: https://raex-rr.com/pro/education/russian universities/top-100 universities/2022/ (дата обращения: 21.12.2022).

17. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No 1632-р. ». Режим доступа: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201708030016. (дата обращения: 21.12.2022).

References

1. Prime-media: "Bank Otkritie: 40% of Russians are confident that television will develop dynamically." Access mode: https://primamedia.ru/news/1403718/ (date of access: 12/21/2022).

2. Novichikhina, M. E. New media and new functions of media text: to the question of the transformation of modern journalism / M. E. Novichikhina, N. S. Samoylenko // Upper Volga Philological Bulletin. 2020. No. 2(21). S. 92-99.

3. Schwab K., Mallere T. 2020. COVID-19: The Great Reset. Release 1.0. World Economic Forum, 91-93. Route de la Capite CH-1223 Cologny. Geneva, Switzerland.

4. Schwab Klaus Martin. 2016. The fourth industrial revolution. M, "Eksmo", 208 p.

5. Samoylenko, N. S. End-to-end digital technologies of "industry 4.0" in advertising and PR (Adtech cases) / N. S. Samoylenko // Communications. Media. Design. 2022. №. 7 (3). Р. 24-38.

6. McLuhan M. Understanding media: human external extensions. Moscow: Hyperborea; Kuchkovo field, 2007. 462 p.

7. Manovich L. The language of new media. M. : Ad Marginem Press, 2018. 400 p.

8. Oleshko V.F., Oleshko E.V. End-to-end digital technologies: the range of possibilities of modern mass media // Questions of Theory and Practice of Journalism. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skvoznye-tsifrovye-tehnologii-diapazon-vozmozhnostey-sovremennyh-massmedia (date of access: 12/21/2022).

9. Stins O., Van Fucht D. (Translated from English. Berger N.) New media / O. Stins, D. Van Fucht (Translated from English. N. Berger) // Bulletin of VolSU series: 8. Issue . 7. Volgograd, 2008. Р. 98 - 106.

10. RBC: "The best regions for life.» Access mode: https://www.rbc.ru/economics/26/04/2021/6078136e9a7947d0e9e1b1fb (date of access: 12/21/2022).

11. Sartakova E.E. Problems of development of gamification theory in Russia // Vestnik TSPU. 2022. №2 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-teorii-geymifikatsii-v-rossii (Date of access: 12/21/2022).

12. MY ONLINE: People's News. Access mode: https://moe-online.ru/nn (date of access: 12/21/2022).

13. Randall D. Universal Journalist. Moscow: International Center for Journalism, 1996. 120 p.

14. Innopolis: "Portrait of the IT Competence of an IT Specialist". Access mode: https://www.youtube.com/watch?v=68BI0ELbLqc (date of access: 12/21/2022).

15. Manovich L. The language of new media. M. : Ad Marginem Press, 2018. P. 100.

16. RAEX: "Ranking of the best universities in Russia RAEX-100, 2022". Access mode: https://raex-rr.com/pro/education/russian_universities/top-100_universities/2022/ (date of access: 12/21/2022).

17. Program "Digital Economy of the Russian Federation": Order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-r. ". Access mode: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201708030016. (date of access: 12/21/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.