Научная статья на тему 'КОНВЕРГЕНЦИЯ ЗАПАДНЫХ ИДЕЙ, ТРАДИЦИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ'

КОНВЕРГЕНЦИЯ ЗАПАДНЫХ ИДЕЙ, ТРАДИЦИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR'S / МАГИСТРАТУРА / MASTER'S / LEGAL SCIENCE / LAW DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадиевич

На современном этапе развития общества и научно-технической революции интеллектуальный потенциал страны (составляющая экономического и социального развития) определяется уровнем образованности людей. Тенденции к снижению качества образования и его «оторванности от практики» в условиях рыночной экономики ведут к утрате конкурентных преимуществ не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Именно поэтому на протяжении десятилетий происходит непрерывное реформирование данной системы в России. В условиях глобализации изменение российского и мирового образования, становление общего образовательного пространства, а также высокие требования, которые предъявляют сегодня к качеству трудового потенциала, - все это требует адаптации системы получения знаний к трансформациям, происходящим в стране и в мировом сообществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE OF WESTERN IDEAS, TRADITIONS, AND CONCEPTS OF LEGAL EDUCATION IN THE WORLD

At the present stage of development of society and the technological revolution of the intellectual potential of the country (component of economic and social development) is determined by the level of education of the people. The downward trend in the quality of education and its «isolation from practice» in the conditions of market economy lead to the loss of competitive advantages not only in domestic but also in foreign market. That is why for decades there is a continuous reform of this system in Russia. In the context of globalization the changing world and Russian education, the creation of a common educational space, as well as the high demands of today to the quality of labor potential, all require adaptation of the system of getting knowledge to the transformations occurring in the country and in the world community

Текст научной работы на тему «КОНВЕРГЕНЦИЯ ЗАПАДНЫХ ИДЕЙ, ТРАДИЦИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ»

УДК - 378 КОРОВЯКОВСКИИДенис Геннадиевич,

ББК - 74.04 кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой «Таможенное право и организация таможенного дела» Московского государственного Университета путей сообщения(МИИТ), тел.: +7(495) 684-23-92

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (юриспруденция)

КОНВЕРГЕНЦИЯ ЗАПАДНЫХ ИДЕЙ, ТРАДИЦИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ

Аннотация. На современном этапе развития общества и научно-технической революции интеллектуальный потенциал страны (составляющая экономического и социального развития) определяется уровнем образованности людей. Тенденции к снижению качества образования и его «оторванности от практики» в условиях рыночной экономики ведут к утрате конкурентных преимуществ не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Именно поэтому на протяжении десятилетий происходит непрерывное реформирование данной системы в России. В условиях глобализации изменение российского и мирового образования, становление общего образовательного пространства, а также высокие требования, которые предъявляют сегодня к качеству трудового потенциала, - все это требует адаптации системы получения знаний к трансформациям, происходящим в стране и в мировом сообществе.

Ключевые слова: юридическая наука, Болонский процесс, интеграция, конвергенция, высшее юридическое образование, юриспруденция, образовательная программа, правовая культура, бакалавриат, магистратура.

KOROVYAKOVSKY Denis Gennadievich,

candidate of legal Sciences, Professor, head of Department «Customs law and customs Affairs», Moscow state University of railway engineering (MIIT)

CONVERGENCE OF WESTERN IDEAS, TRADITIONS, AND CONCEPTS OF LEGAL EDUCATION IN THE WORLD

Abstract. At the present stage of development of society and the technological revolution of the intellectual potential of the country (component of economic and social development) is determined by the level of education of the people. The downward trend in the quality of education and its «isolation from practice» in the conditions of market economy lead to the loss of competitive advantages not only in domestic but also in foreign market. That is why for decades there is a continuous reform of this system in Russia. In the context of globalization the changing world and Russian education, the creation of a common educational space, as well as the high demands of today to the quality of labor potential, all require adaptation of the system of getting knowledge to the transformations occurring in the country and in the world community.

Keywords: legal science, Bologna process, integration, convergence, law degree, jurisprudence, educational program, legal culture, bachelor's, master's.

Болонский процесс - это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести к середине 1970-х гг., когда Совет министров ЕС принял Резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

начала Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи про-

ходили в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.), Бергене (2005 г.), Лондоне (2007 г.) [19].

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран. Предпосылкой, способствовавшей вхождению России в Болонский процесс, можно считать традиционно европейский и, шире, интернациональный дух, типичный для российского высшего образования. Россия тем самым взяла на себя обязательство реформировать до 2010 г. свою систему высшего образования согласно единым стандартам [14, с. 9]. Входя в Бо-лонский процесс, мы обязаны руководствоваться интересами нашей страны, мы не должны утратить наши выверенные временем традиции в образовании, мы не должны отказаться от тех несомненных преимуществ, которые имеет российская система образования, - научности, фундаментальности, системности, практической направленности [9, с. 14].

Первые шаги к глобализации систем образования стран Европы были сделаны в середине 1970-х гг., когда была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования Советом министров ЕС [4]. В 1999 г. 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию. Такое движение получило название Болонского процесса, к которому в 2003 г. присоединилась и Россия. В настоящее время в Росси полностью реализована Бо-лонская система. Процесс реформирования системы образования был довольно сложен, и даже сейчас есть множество проблем, которые требуют разрешения. Есть необходимость окончательного определения всех требований к прикладному бакалавриату и установления качественных требований к таким специалистам, которые сейчас готовятся в системе среднего профессионального образования.

Сейчас Болонское движение охватило все крупнейшие российские вузы. Реалии сегодняшних дней таковы, что вузы России через несколько лет должны будут перейти на двухступенчатую систему Бакалавр/Магистр, и те из них, которые сделают это своевременно и качественно, смогут продолжить свою образовательную

деятельность. В настоящее время некоторые моменты Болонского движения остаются неясными, идут многочисленные дискуссии о том, стоит ли вообще менять систему образования в России, будет ли признаваться степень бакалавра на предприятиях, как правильно выстроить экономические отношения в вузе при переходе на новую систему и многое другое [19].

Цель Болонской декларации заключается в том, чтобы установить европейскую зону высшего образования и активизировать европейскую систему высшего образования в мировом масштабе. Декларация содержит шесть ключевых положений:

а) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

б) введение двухциклового обучения -достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет, второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора;

в) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов);1

г) существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов); расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе; установление стандартов транснационального образования;

д) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

е) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем

1 За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований [18, 20, 21].

Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Черногория, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Македония, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Украина, Великобритания.

Основные его цели были достигнуты к 2010 г. Целями процесса, достижение которых произошло к 2010 г., являются:

1) построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

2) формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

3) обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

4) повышение центральной роли университетов в развитии системы европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания [18, 20, 21].

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определенные обязательства, некоторые из которых ограничены сроками: с 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участниц Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра; до 2010 г. реформировать национальные системы об-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

разования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Что же такое Болонский процесс и как он может способствовать универсализации юридической педагогики? Это новое и основное направление в развитии высшего образования в Европе, что признается правительствами европейских государств, академическими кругами, международными и межправительственными организациями, средствами массовой информации [5, с. 16-28].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в России предусмотрено высшее образование по так называемым направлениям подготовки, под которыми подразумевается двухступенчатое образование. Первая ступень - бакалавриат (нормативный срок обучения - четыре года); вторая - магистратура (срок обучения - два года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и высшей школы. Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает) традиционное для России образование по так называемым специальностям (нормативный срок обучения - пять лет с получением квалификации «дипломированный специалист»); эта система «непонятна» для большинства стран Европы [19]. Следует отметить, что в России по-прежнему специалист рассматривается как основная степень, а бакалавр и магистр - как нечто второстепенное. Фактическое «непризнание» бакалавров и магистров на внутреннем рынке труда дополняется проблемами с признанием степени бакалавра за рубежом [10, с. 43].

Как утверждал О.Е. Кутафин, практическая реализация мер по переходу на двухуровневую систему высшего образования в стране вряд ли позволит решить обозначенные задачи в силу следующих причин.

1. Переход на двухуровневую систему подготовки лиц с высшим образованием вступает в противоречие с другими элементами системы образования. В частности, в странах с двумя ступенями высшего образования отсутствует среднее профессиональное образование, так как по-

глощается программа подготовки по квалификации «бакалавр». За рубежом лицо, прошедшее подготовку по программе «бакалавр», фактически приравнивается к лицу, которое в нашей стране получило среднее профессиональное образование.

2. На базе четырехлетнего высшего профессионального образования требуемых знаний в области юриспруденции дать в полной мере нельзя [15, с. 108, 109].

Входя в Болонский процесс (интегриру-ясь в европейскую систему образования), Россия должна поступать так, как поступали американцы: они взяли все лучшее, что имелось в Европе, но создали собственную образовательную систему, сохранили ее особенности, не растеряли то положительное, что американцам приносит успех [17, с. 26].

В настоящее время реальная ситуация такова, что в разных странах (иногда даже в пределах одной страны) квалификации, полученные выпускниками вузов, с трудом поддаются сравнению. Иногда даже возникают сомнения в том, что дипломированный специалист — это лицо с законченным высшим образованием. Точно так же в странах, где нет традиции присвоения квалификаций бакалавра и магистра или эта традиция, как в России, представляет собой нововведение, работодатели и общественность плохо представляют себе, в чем заключается специфика образования на уровнях бакалавриата и магистра, является ли вообще бакалавр лицом с законченным высшим образованием.

Степень бакалавра, хотя и является высшим образованием, в некоторой мере ограничивает свободу трудоустройства человека, ее получившего. В российских условиях следует запретить бакалавру напрямую получать высшее образование третьего уровня, минуя второй, то есть бакалавр не сможет поступить в аспирантуру (или докторантуру, если аспирантура станет так называться на европейский манер). Вероятно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего образования [19].

Во избежание дезориентации общественности, диплом бакалавра не должен

выдаваться выпускникам техникумов, колледжей и других образовательных учреждений среднего профессионального образования. О том, что эта степень - высшее образование, говорится, например, в Пражском коммюнике встречи министров высшего образования Европы (2001 г.): «Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра и магистра или сопоставимые с ними степени двух уровней могут быть получены в университетах равным образом, как и в других учреждениях высшего образования». Юридическая педагогика является гуманитарной наукой, которая целенаправленно занимается исследованием систем и процессов юридического образования, воспитания, обучения и развития. Полноценное внедрение в России к 2010 г. (согласно взятым нашей страной на себя обязательствам), по сути, модернизация всей педагогической системы (в том числе, юридической педагогики), поскольку присоединение России к единому мировому образовательному пространству потребует внедрения и мирового педагогического опыта, новых (применяемых в зарубежных странах) методик и систем преподавания.

Поскольку педагогика как наука располагает огромным объемом научно обоснованных рекомендаций по оптимизации и совершенствованию педагогических технологий и методик воспитания, образования и обучения, эти технологии и методики (самые лучшие из них) призваны стать ведущими в новом мировом образовательном пространстве. Этот факт трудно переоценить для деятельности работников системы профессионального юридического образования, которые должны обладать педагогической культурой на должном научно-педагогическом уровне, с использованием новейших зарубежных методик и программ [3, с. 34-38] строить педагогическую систему в своей работе и осуществлять педагогический процесс, чтобы готовить действительно профессиональные кадры юристов [16, с. 15].

Российским студентам-юристам присоединение нашей страны к Болонскому процессу позволит продолжить обучение в любой другой стране - участнице Болон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

ского процесса. Это значит, что для студентов открываются не только границы других государств, но и широкие возможности обучаться по новым (например, неизвестным или не практиковавшимся ранее в России) педагогическим методикам и программам. Иными словами, юридическая педагогика как наука и как учебная дисциплина обогатится новыми компонентами (программами, средствами, способами и методиками качественного обучения, образования, воспитания), станет более универсальной и понятной [13, с. 58-64].

Было бы целесообразно, опираясь на существовавшую ранее пятилетнюю модель российского высшего образования, сразу ввести в качестве основной классическую болонскую модель первых двух уровней 3 + 2, исходя из понимания, что в этом случае 80 и более процентов российских бакалавров будут продолжать обучение в магистратуре. Важно, чтобы Министерство образования и науки РФ финансировало все пять лет обучения по уровням бакалавр - магистр, тоже исходя из традиционного пятилетнего бесплатного российского высшего образования [18, 20, 21]. Конечно, наиболее крупные вузы, обладающие мощными научными школами, уверенные в перспективах трудоустройства своих выпускников в силу своего непоколебимого европейского авторитета, смогут применять и любые другие модели, исходя из духа Болонского процесса, и такой подход, скорее всего, будет встречен в Европе с пониманием [12, с. 44-53].

Система высшего образования Европы до недавнего времени представляла собой совокупность разнообразных национальных систем. Открытые границы, свободное перемещение рабочей силы и общая экономика потребовали создания единой системы высшего образования, направленной на экономическое развитие региона [6].

Цель Болонского процесса, начало которого было положено Болонской совместной декларацией европейских министров образования в июне 1999 г., - создание к 2010 г. единого европейского пространства высшего образования, основанного на общности фундаментальных принципов функционирования: постоянное улучше-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

ние качества высшего образования, повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда [2, с. 25-28], рациональное сочетание академического качества и прикладного характера образовательных услуг. Болонский процесс является ответом Европы на вызов глобализации в области образования. Восприятие Болонского процесса как «стремление Европы навязать нам свои стандарты» заслоняет тот факт, что образовательные сообщества стран-членов ЕС не менее нашего отечественного обеспокоены резким усилением глобальных рыночных императивов, ставящих под угрозу национально-культурные устои сложившихся систем образования [1, с. 23].

Сопоставление российской системы высшего образования с целями и идеями Болонского процесса показывает, что она им содержательно близка. Она удовлетворяет целям Болонского процесса в большей степени, чем любая другая национальная европейская система [7].

Болонский процесс появился для России в нужное время - и как общий контур для программы модернизации образования, и как возможный ответ вызовам рыночной глобализации. Этот шанс нужно использовать, сохраняя при этом лучшие качества и традиции отечественного образования. В формировании профессионального правосознания особую роль играет высшее юридическое образование, которое имеет общие признаки, свойственные высшему профессиональному образованию в целом, а также особенности, вытекающие из природы юридического образования [11, с. 27-29].

Юридическое образование влияет не только на когнитивно-рациональную сторону сознания с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека, формирования устойчивых правовых знаний и навыков, но и на эмоционально-волевую, ценностную и мировоззренческую стороны с целью формирования системы-правомерной мотивации поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать право. Юридическое образование - это не только форма передачи необходимых профессиональных знаний и

навыков, но и трансляция правового опыта, правовых ценностей и идеалов [1, с. 22].

Высшее юридическое образование, являясь непосредственным источником профессионального правового сознания, в системе правовой культуры выполняет функции аккумуляции ее исторических достижений и передачи их последующим поколениям профессиональных юристов. В этом отношении высшее юридическое образования выступает в качестве одной из основных форм воспроизводства правовой культуры общества [1, с. 23].

Высшее юридическое образование развивается не только в качестве одного из элементов правовой культуры общества, но и как составляющая системы высшего профессионального образования России. Изменения в системе высшего образования России под воздействием факторов социально-экономического и политико-правового характера непосредственно влияют на содержание, формы и направления развития юридического образования. Модифицируясь, юридическое образование определяет новое качество профессионального правосознания и через него правовой культуры в целом [8].

Список литературы:

[1] Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.

[2] Алпатов Ю.М. Институциональные особенности организации местного самоуправления на территории административного округа г. Москвы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17.

[3] Алпатов Ю.М. К вопросу о формировании концепции межмуниципального сотрудничества муниципальных образований // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4.

[4] Алпатов Ю.М. Организация местного самоуправления в городах федерального значения: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2009.

[5] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2.

[6] Байтин М.И. Сущность права (Совре-

менное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. - 416 с.

[7] Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. - 225 с.

[8] Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999. - 256 с.

[9] Доклад президента МАН ВШ, Заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора В.Е. Шукшунова на Годичном собрании МАН ВШ «Анализ и оценка ситуации в сфере образования. Позиция МАН ВШ», 18 марта 2005 г. М., 2005.

[10] Захаревич В.Г., Обуховец В.А., Попов В.П. Болонский процесс и российская система академических степеней // X академические чтения «Образование и наука: проблемы и перспективы развития», 24-25 июня 2004 г. Новочеркасск, 2004.

[11] Коровяковский Д.Г. О подготовке специалистов по альтернативным способам разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в России // Таможенное дело. 2014. № 2.

[12] Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 41.

[13] Королев С.В., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная система стратегического планирования для целей управления демографическими процессами в России как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 14.

[14] Лазарев Г.И. Глобальные вызовы современной образовательной системе. Каким будет ответ университетов? // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург, 2005. № 2 (35).

[15] Материалы парламентских слушаний «Юридическое образование в российской Федерации: перспективы и проблемы» (выступления О.Е. Кутафина, Е.Н. Геворкян, И.Э. Зве-чаровского) // Юстиция. 2005. № 2.

[16] Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М., 2000.

[17] Шукшунов В.Е. Острые проблемы российского высшего образования на современном этапе // X академические чтения «Образова-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

ние и наука: проблемы и перспективы развития», 24-25 июня 2004 г. Новочеркасск, 2004.

[18] Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999.

[19] Convention on the Recognition of Qualifications Concerning Higher Education in the European Region. Lisbon, 11 April 1997.

[20] Message from Salamanca. Shaping the European Higher Education Area. Salamanca, 29-30 March 2001.

[21] Towards the European Higher Education Area. Communique of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education in Prague. May 19th, 2001.

Spisok literatury:

[1] Aleshina E.A. Formirovanie pravovoj kul'tury' v processe yuridicheskogo obrazova-niya: Diss. ... kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 2008.

[2] Alpatov Yu.M. Institucional'ny'e osoben-nosti organizacii mestnogo samoupravleniya na territorii administrativnogo okruga g. Moskvy' // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2007. № 17.

[3] Alpatov Yu.M. K voprosu o formirovanii koncepcii mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva municipal'ny'x obrazovanij // Pravo i gosudar-stvo: teoriya i praktika. 2008. № 4.

[4] Alpatov Yu.M. Organizaciya mestnogo samoupravleniya v gorodax federal'nogo znacheniya: Avtoref. diss. . dokt. yurid. nauk. M., 2009.

[5] Alpatov Yu.M. Yuridicheskaya priroda i mexanizm mezhmunicipal'nogo sotrudniche-stva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy' i Sankt-Peterburga // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2009. № 2.

[6] Bajtin M.I. Sushhnost' prava (Sovremen-noe normativnoe pravoponimanie na grani dvux vekov). Saratov: SGAP, 2001. - 416 s.

[7] Baller E'.A. Social'ny'j progress i kul'turnoe nasledie. M.: Nauka, 1987. - 225 s.

[8] Bzhezinskij 3. Velikaya shaxmatnaya doska. Gospodstvo Ameriki i ego geostrategi-cheskie imperativy'. M.: Mezhdunarodny'e otnosheniya, 1999. - 256 s.

[9] Doklad prezidenta MAN VSh, Zasluzhen-nogo deyatelya nauki i texniki RF, doktora texnicheskix nauk, professora V.E. Shukshu-nova na Godichnom sobranii MAN VSh «Analiz i ocenka situacii v sfere obrazovaniya. Poziciya MAN VSh», 18 marta 2005 g. M., 2005.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Zaxarevich V.G., Obuxovec V.A., Popov V.P. Bolonskij process i rossijskaya sistema akademicheskix stepenej // X akademicheskie chteniya «Obrazovanie i nauka: problemy' i perspektivy' razvitiya», 24-25 iyunya 2004 g. Novocherkassk, 2004.

[11] Korovyakovskij D.G. O podgotovke specialistov po al'ternativny'm sposobam razresheniya sporov vo vneshnee'konomiche-skoj deyatel'nosti v Rossii // Tamozhennoe delo. 2014. № 2.

[12] Korovyakovskij D.G. Podgotovka sluzhashhix po special'nosti «Tamozhennoe delo» na postsovetskom prostranstve: Rossijskaya Federaciya, Respublika Belarus', Respublika Kazaxstan, Respublika Azerbajd-zhan, Litva // Voprosy' sovremennoj yurispru-dencii. 2014. № 41.

[13] Korolev S.V., Korovyakovskij D.G. Nauchno-obrazovatel'naya sistema strategiche-skogo planirovaniya dlya celej upravleniya demograficheskimi processami v Rossii kak faktor nacional'noj bezopasnosti // Nacional'ny'e interesy': prioritety' i bezopasnost'. 2014. № 14.

[14] Lazarev G.I. Global'ny'e vy'zovy' sovremennoj obrazovatel'noj sisteme. Kakim budet otvet universitetov? // Universitetskoe upravle-nie: praktika i analiz. Ekaterinburg, 2005. № 2 (35).

[15] Materialy' parlamentskix slushanij «Yuridicheskoe obrazovanie v rossijskoj Federacii: perspektivy' i problemy'» (vy'stuple-niya O.E. Kutafina, E.N. Gevorkyan, I.E'. Zvecharovskogo) // Yusticiya. 2005. № 2.

[16] Stolyarenko A.M. Juridicheskaja pedagogika. Kurs lekcij. - M., 2000.

[17] Shukshunov V.E. Ostry'e problemy' rossijskogo vy'sshego obrazovaniya na sovremennom e'tape // X akademicheskie chteniya «Obrazovanie i nauka: problemy' i perspektivy' razvitiya», 24-25 iyunya 2004 g. Novocherkassk, 2004.

[18] Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999.

[19] Convention on the Recognition of Qualifications Concerning Higher Education in the European Region. Lisbon, 11 April 1997.

[20] Message from Salamanca. Shaping the European Higher Education Area. Salamanca, 29-30 March 2001.

[21] Towards the European Higher Education Area. Communique of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education in Prague. May 19th, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.