Научная статья на тему 'Конвергенция в журналистике как современное отражение медиареальности республики Хакасия в условиях процесса гетерономии по Пьеру Бурдьё'

Конвергенция в журналистике как современное отражение медиареальности республики Хакасия в условиях процесса гетерономии по Пьеру Бурдьё Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОНОМИЯ / КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / БИНАРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УЧАСТВУЮЩАЯ АУДИТОРИЯ / HETERONOMY / CONVERGENT JOURNALISM / BINARY COMMUNICATION / MEDIA AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боргоякова Анастасия Александровна

В статье впервые поднимается проблема гетерономии конвергентной журналистики через призму концепции Пьера Бурдьё. Данная проблема рассматривается на примере модели медиареальности Республики Хакасия. Актуальность анализируемой проблемы заключается прежде всего в том, что в статье приводится детальное описание масс-медийного пространства Хакасии. Это описание осуществляется на примере наиболее известных региональных информационных порталов, к которым относятся такие, как «Абакан сегодня», «Государственная телевизионная и радиовещательная компания “Хакасия”», «Республиканская телевизионная сеть», «Юг Сибири», Республиканское интернет-издание «Хакасия», «Шанс Онлайн» и «Информационное агентство “Хакасия”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Convergence in Journalism as Reflection of the Сontemporary Media Reality of the Republic of Khakassia in the Context of the Heteronomy Process According to Pierre Bourdieu

The article for the first time raises an issue of the convergent journalism heteronomy in the context of Pierre Bourdieu’s concept. This issue is considered through the example of the media reality model of the Republic of Khakassia. The relevance of the analyzed issue lies primarily in the fact that the article provides a detailed description of the mass media space of Khakassia. This description is carried out through the example of the best-known regional information portals, such as “Abakan today”, state television and radio broadcasting company “Khakassia”, “Republican television network”, “South of Siberia”, Republic online publication “Khakassia”, “Chance Online” and Information Agency “Khakassia”.

Текст научной работы на тему «Конвергенция в журналистике как современное отражение медиареальности республики Хакасия в условиях процесса гетерономии по Пьеру Бурдьё»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА

УДК [81'42:070(571.513)]:[316:82]

КОНВЕРГЕНЦИЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЦЕССА ГЕТЕРОНОМИИ ПО ПЬЕРУ БУРДЬЁ

Боргоякова Анастасия Александровна,

магистрант кафедры стилистики русского языка и журналистики Научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук, профессор Институт филологии и межкультурной коммуникации ХГУ им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан).

В статье впервые поднимается проблема гетерономии конвергентной журналистики через призму концепции Пьера Бурдьё. Данная проблема рассматривается на примере модели медиареальности Республики Хакасия. Актуальность анализируемой проблемы заключается прежде всего в том, что в статье приводится детальное описание масс-медийного пространства Хакасии. Это описание осуществляется на примере наиболее известных региональных информационных порталов, к которым относятся такие, как «Абакан сегодня», «Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Хакасия"», «Республиканская телевизионная сеть», «Юг Сибири», Республиканское интернет-издание «Хакасия», «Шанс Онлайн» и «Информационное агентство "Хакасия"».

Ключевые слова: гетерономия, конвергентная журналистика, бинарная коммуникация, участвующая аудитория.

CONVERGENCE IN JOURNALISM AS REFLECTION OF THE œNTEMPORARY MEDIA REALITY OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA IN THE CONTEXT OF THE HETERONOMY

PROCESS ACCORDING TO PIERRE BOURDIEU

Borgoyakova Anastasia Aleksandrovna

graduate student, the Department of the Russian Language Stylistics and Journalism, Scientific adviser — I. V. Pekarskaya, Doctor of Philology, Professor, Institute of Philology and Intercultural Communication, Katanov Khakass State University (Abakan).

The article for the first time raises an issue of the convergent journalism heteronomy in the context of Pierre Bour-dieu's concept. This issue is considered through the example of the media reality model of the Republic of Khakassia. The relevance of the analyzed issue lies primarily in the fact that the article provides a detailed description of the mass media space of Khakassia. This description is carried out through the example of the best-known regional information portals, such as "Abakan today", state television and radio broadcasting company "Khakassia", "Republican television network", "South of Siberia", Republic online publication "Khakassia", "Chance Online" and Information Agency "Khakassia".

Key words: heteronomy, convergent journalism, binary communication, media audience.

В середине 90-х гг. XX века Пьер Бурдьё в рамках исследования «поля журналистики» специально выделил такую проблему, как гетерономия (от греч. heteras „другой и nomos 'закон' - подчинение воздействию, идущему извне). Эту проблему П. Бурдьё связывал с телевидением, поскольку именно оно больше, чем другие СМИ, по мнению учёного, подвержено внешнему принуждению со стороны го-

сударственной и экономической власти. Однако мы утверждаем, что сегодня и конвергентную журналистику так же, как и телевидение, можно рассматривать в контексте проблемы гетерономии. К слову, мы уже рассматривали конвергентную журналистку через призму концепции Пьера Бурдьё в статьях «Социальное поле журналистики: концепция Пьера Бурдьё и конвергентная журналистика» и «От

социального поля - к конвергентной журналистике (о концепции Поля Бурдьё)» [1; 2].

Говоря о «поле журналистики», Пьер Бурдьё подчёркивал слабую автономию самого поля вследствие его подчинения политическим и экономическим требованиям. При этом «поле журналистики», через её наиболее гетерономную область - телевидение, оказывает всё более и более сильное давление на другие поля социального пространства. Процесс гетерономии известный социолог связывал с процессом подсчёта аудитории, поскольку рекламодатели соизмеряют свои кредиты - финансирование, без которого не может жить телевидение. Таким образом, современная журналистика, в которой преобладают коммерческие ценности, способна усиливать гетерономную часть и в других полях социального пространства: научном, юридическом, философском и т. д.

Пьер Бурдьё предложил несколько критериев, по которым можно определить уровень автономии поля журналистики:

- цензура посредством политического или экономического контроля (то, какая часть финансирования идёт от государства, корпорации или других организаций);

- диктат рекламодателей посредством механизма измерения уровня доверия аудитории к складывающейся области журналистской прагматики (воздействия на массы);

- авторитет журналиста в том или ином СМИ, а также занимаемое им положение (директор телеканала, главный редактор газеты и т. д.);

- конкурентная борьба (конкуренция с другими СМИ за читательскую / слушательскую / зрительскую аудитории, за «присвоение того», что должно привлекать публику, то есть за приоритет на информацию).

По данным критериям мы рассматривали гетерономность конвергентной журналистики в уже названных статьях. Мотивируем подобный подход к анализу конвергентной журналистики тем, что она, как новый вид журнали-

стики, так же как и телевидение, подвержена постоянному испытанию, связанному с подчинением её рынку предоставляемых ею услуг и государству. Помимо этого, конвергентная журналистика способна всё сильнее и сильнее навязывать свои требования как самому полю журналистики, так и всем остальным полям (экономическим, социальным, образовательным и др.).

Иначе говоря, конвергентную журналистику, наряду с телевидением, благодаря активно развивающимся способам распространения информации и постоянному увеличению массовой аудитории, можно охарактеризовать как гетерономную область (или субполе) современного поля журналистики. К примеру, сегодня практически все средние и крупные телевизионные каналы России успешно освоили Интернет, благодаря чему получили ещё одну возможность увеличивать свои рейтинги, а значит, и кредиты от рекламодателей, что, в свою очередь, оказывает ещё большее влияние на другие поля. А если учесть факт слияния редакций различных видов СМИ (телевидение, радио, газета, журнал, web-портал) в единый медиахолдинг, то процесс усиления влияния гетерономного субполя конвергентной журналистики на все другие поля (по П. Бурдьё) становится беспрецедентным. Стоит отдельно отметить и социальные сети (чьё влияние и давление на названные поля не ставится под сомнение), которые, кстати, традиционные СМИ также успешно осваивают. Безусловно, нельзя обойти стороной и популярные сегодня мессенджеры (системы мгновенного обмена сообщениями), такие как Viber, WhatsApp, Telegram и др., поскольку через них аудитория средств массовой коммуникации (СМК) рассылает друг другу разного рода информацию. Данные приложения сегодня также используются в смартфонах для увеличения рейтингов тех или иных информационных каналов. Отсюда следует, что современное поле журналистики, усложнённое процессом конвергенции,

становится ещё более зависимым от внешних воздействий, а значит, ещё менее автономным.

Необходимо отметить факт бинарной коммуникации, которая проявилась вследствие слияния редакции того или иного СМИ и её аудитории. Ведь с зарождением Интернета и развитием средств коммуникации пользователи и аудитория СМК получили в руки инструменты для распространения собственной информации. Благодаря такому активному общению конвергентная журналистика представляет собой перекрёстную структуру между гетерономными и «чистыми» СМИ, ведь и те, и другие получили равные возможности распространения своей информации, но с одной оговоркой. У проспонсированных СМИ в Интернете больше возможностей в следующих отношениях:

- во-первых, оперативно давать информацию;

- во-вторых, повышать рейтинги за счёт рекламы и услуг специалистов, специально занимающихся тем, чтобы целевая аудитория точно нашла в поисковой системе нужный сайт;

- в-третьих, увеличивать количество сотрудников, в том числе и внештатных (часто не имеющих к профессии журналиста никакого отношения), опять-таки для того, чтобы оперативнее находить и распространять новостную информацию.

Рассмотрим процесс гетерономии конвергентной журналистики на примере таких информационных порталов, как «Абакан сегодня» (URL: http://abakan-news.ru/), «РТС» (Республиканская телевизионная сеть) (URL: http://tvrts.ru/), республиканское интернет-издание «Хакасия» (URL: http://gazeta19.ru/), «ГТРК Хакасия» (URL: http://вести-хакасия.рф), «Юг Сибири» (URL: http://ctv7.ru/), «Шанс Онлайн» (URL: http://shansonline.ru) и «ИА Хакасия» (URL: http: //www .19rus.info/), составляющих масс -медийное пространство Республики Хакасия.

Однако прежде необходимо сказать о них как о СМИ муниципального и регионального значения, возникших в процессе конвергенции. Для рассмотрения процесса гетерономии конвергентной журналистики мы провели экспертное интервью с руководителем коммерческой службы мониторинга и анализа средств массовой информации «PROДвижение» (ООО «Продвижение», г. Абакан) Ольгой Николаевной Чистаевой. Со слов эксперта, уникальность их организации состоит в том, что независимые службы, занимающиеся мониторингом и анализом СМИ, есть далеко не во всех небольших и тем более удалённых от центра регионах страны, тогда как в нашем регионе такая служба работает уже более восьми лет. На федеральном уровне подобные структуры имеются - и не в единственном числе; функционируют они достаточно давно, их услугами, в частности, пользуются федеральные органы государственной власти. Однако известно, что они не мониторят, например, СМИ муниципальных образований, не представленные в Интернете, или СМИ, выходящие на родных языках народов России. А эти СМИ, как отмечает наш эксперт, нередко выдают эксклюзивную и значимую для анализа социально-экономического развития региона и страны информацию.

Охарактеризуем названные информационные порталы, вставляя в наш анализ экспертные мнения о них.

Информационный портал «Абакан сегодня» принадлежит бренду «Медиахолдинг "Абакан"» (юридическое наименование - МУП «ИРТА "Абакан"»). Сама структура медиахол-динга является ярчайшим примером конвергентной журналистики муниципального уровня, поскольку он объединяет в себе несколько разных редакций: телевидение «Абакан», радио «Абакан», газету «Абакан» и журнал «Абакан литературный». При этом web-портал (другими словами, сайт) «Абакан сегодня» есть не что иное, как зеркальное отражение

конвергенции медиакомпании, в состав которой он входит, соединяя в себе новости и сюжеты телевидения, материалы печатной прессы, радионовости и иные виды радиопередач, а также рекламу. Следует отметить, что сайт «Абакан сегодня» не выпускает собственные материалы, а дублирует информационные сообщения всех редакций в электронном виде. Скорее всего, это связано с тем, что с 2017 года после оптимизации структуры компании больше не существует редакции сайта, как отдельной структуры, курирующей информационный портал холдинга, так как сайт перешёл в ведение объединённой редакции газеты, журнала и сайта.

О работе медиахолдинга «Абакан» эксперт О. Н. Чистаева говорит следующее: «Если говорить о web-портале «Абакан сегодня» как о примере конвергентной журналистики, то можно сказать, что он самый развитый в нашем регионе. На сайте дублируются все ТВ-программы (новостные и тематические), полноценно выставляются основные материалы редакционного блока газеты «Абакан». Ранее делались попытки выставлять и радиопрограммы, на сегодняшний же день радио на сайте представлено только анонсами, но, что хорошо, с актуальной и подробной информацией, гиперссылками на каналы, на которых можно услышать программу. При этом нельзя сказать, что редакция радио не занимается своим развитием в плане доступности канала. Несмотря на то, что канал вещает на недостаточно доступной волне УКВ 71.06, сначала появилась возможность слушать прямую трансляцию через Интернет (URL: http://top-radio.ru/abakan/exo), какое-то время программы канала можно было послушать в записи через социальную сеть «ВКонтакте», сегодня его программы имеются на кабельном канале «Абакан 24», который параллельно транслируется на канале «YouTube» в Интернете. Правда, здесь нужно указать на нюансы: все радиопрограммы на «YouTube» можно прослушать

либо в прямом эфире, либо по функции «Отложенный спрос» в течение 12 часов с начала выхода программы. Таким образом, работа ведётся, успехи есть, но какой-то стабильной схемы и полной доступности медиапродуктов пока нет. Мы узнавали, в чём заключается проблема, - это нехватка времени и кадров».

На вопрос, есть ли отличия между эфиром абаканского ТВ, транслируемым на площадке аналогового телеканала «ТНТ», и кабельным каналом «Абакан 24», О. Н. Чистаева ответила: «Да, отличия есть. На кабельном телеканале «Абакан 24» имеется своя оригинальная программа - двухчасовой прямой эфир «120 минут». Это многоформатная, включащая интерактивы, дневная программа, поднимающая самые разные проблемы. Однако в работе холдинга есть одна особенность, которая мне и как зрителю, и как специалисту по мониторингу СМИ не совсем ясна. На телевидении «Абакан» есть, наверное, самая рейтинговая интерактивная программа «Час мэра» (она выходит один раз в месяц и транслируется в прямом эфире, то есть у телезрителей имеется возможность позвонить в студию и задать главе города свой вопрос). И именно эта программа не дублируется на сайте «Абакан сегодня». Иначе говоря, если человек не смог посмотреть её по телевидению, другой возможности у него уже нет. Я обращалась с этой проблемой в редакцию ТВ как телезритель, однако внятного ответа не получила и изменений после этого никаких не последовало».

Следующий информационный сайт, который мы взяли в качестве анализа, - это сайт «РТС» (входит в состав АУ РХ «ТВ Центр «Хакасия» и объединяет в себе новостные программы и передачи, а также проекты телевидения «РТС», РТС-Радио, вещающее на частоте «Радио Комсомольская правда» и на частоте «Радио Хакасия ФМ 91.5», собственные информационные материалы и рекламу). Говоря иными словами, здесь мы наблюдаем ту же ситуацию, когда в рамках одной медиакомпа-

нии (АУ РХ «ТВ Центр «Хакасия») конвергируются две или несколько различных редакций, а web-портал «РТС» является электронной площадкой их объединения. Однако в данном случае основной акцент редакцией сайта делается на телевидение, а не на радио, поскольку в электронно-текстовом варианте дублируются телевизионные новости и сюжеты, но не контент РТС-радио. Также на сайте ведется архив телепроектов и предоставлена возможность телетрансляции в режиме онлайн собственного самопрограммируемого телеканала, который также есть и на кабельном телевидении. Радио по аналогу с телетрансляцией также предлагается слушать в онлайн-режиме через сайт, однако записи радиопрограмм на сайте не сохраняются.

В данном случае руководитель службы мониторинга «PROДвижение» О. Н. Чистаева видит отрицательный момент процесса конвергенции холдинга АУ РХ «ТВ Центр «Хакасия»: «На «Радио Хакасия ФМ» есть программа «Обзор недели с Анной Ахпашевой», достаточно интересная и информативная. Но если ты пропустил программу в прямой трансляции, то больше возможности её услышать не будет, так как на сайте холдинга её нет. С телевизионными программами всё хорошо, они оперативно, даже с опережением, выставляются на официальном сайте, к тому же ТВ-вещание холдинга ведётся на двух каналах -на кабельном «РТС» (это их собственный 24-часовой канал) и на площадке аналогового телевидения «Домашний».

Ещё один существенный недостаток: на РТС нет интерактивных программ, кроме предвыборных дебатов. Все программы идут в записи, тогда как у абаканского ТВ есть стабильные ежедневные («Гость онлайн»), еженедельные («Скажите честно») и ежемесячные («Час мэра») интерактивные программы, вещающие в прямом эфире, куда каждый желающий может позвонить и задать вопрос. И им звонят, а у зрителей РТС нет возможности

такого общения. А вот у «Радио Хакасия ФМ», входящего в медиахолдинг ТВ-Центр «Хакасия», наоборот, есть такая возможность, но только им практически не звонят, то есть здесь можно говорить о низком рейтинге их радиопрограмм».

Уникальность web-портала «ГТРК Хакасия» заключается в том, что сайт является не только средством объединения различных редакций и креализации текстов, видео и аудио в электронный формат, но и местом объединения редакций, вещающих на разных языках -русском и хакасском. Говоря по-другому, здесь, в том числе, можно говорить о «конвергенции межнациональных СМИ». В данном случае сайт конвергирует новости и телепроекты редакций телевидения на русском и хакасском языках, радиопередачи и новости редакций, вещающих на частоте «Радио России. Хакасия» на русском и хакасском языках, а также рекламу. Собственные информационные материалы web-портал не выпускает, а дублирует выпуски новостей, сюжетов, теле- и радиопередач вышеперечисленных редакций.

Руководитель службы мониторинга СМИ Хакасии О. Н. Чистаева отмечает следующие моменты в работе медиакомпании «ГТРК Хакасия»: «ГТРК имеет две площадки вещания как на кабельном телеканале «Россия 24», так и на аналоговом - «Россия 1». На своём официальном сайте «ВЕСТИ-ХАКАСИЯ.РФ» они не выкладывают полный выпуск новостей, как это делают «Сегодня в Абакане», «РТС-новости» или «Nota Bene». Таким образом, точно узнать, какие новости были в эфире, в случае если вам не удалось просмотреть новости по ТВ, невозможно. На сайте новости телевидения «ГТРК Хакасия» выкладываются отдельными сюжетами, но, по крайней мере, вовремя, чего нельзя сказать о ТВ-программах («Интервью дня», «Культура Хакасии» и др.), которые выкладываются со значительным опозданием. То же касается радиопрограмм; здесь непонятным является то, что наиболее акту-

альные интересные авторские программы («Вечер утра мудрее», «Среда безопасности» или «Акцент») на сайте не выкладываются, но стабильно выкладывается программа «Бодрое утро», которую можно охарактеризовать как типичное утреннее ток-шоу.

Что же касается национального ТВ и радиовещания, то здесь надо сказать, что ТВ-новости на хакасском языке выходят в 17:00, то есть в крайне неудобное для телезрителей эфирное время, и при этом полный выпуск новостей, так же как и выпуск новостей на русском языке, не дублируется на сайте. Хотя неудобное время выхода в эфир можно было бы частично компенсировать именно за счёт оперативного размещения выпуска новостей на сайте, если не получается поставить выпуск в прайм-тайм. Это большой минус, учитывая, что наличие национальной редакции позиционируется как её уникальность и преимущество. Как положительный момент можно отметить то, что радионовости на хакасском языке выкладываются практически всегда вовремя. ТВ-проекты на хакасском языке выставляются, как и проекты на русском языке, с опозданием, к тому же не все. К примеру, «Азых Чоохтазыг» выходит раза два в месяц, сегодня декабрь (2018 года - А. Б.), но на сайте имеется последняя программа только за 19 октября. Отметим, что эта программа, название которой переводится как «Открытый разговор», очень интересна телезрителю. Она носит интерактивный характер, то есть выходит в прямом эфире, и у телезрителей есть возможность звонить в студию и задавать вопросы. И им звонят, постоянно, на каждую программу звонки поступают из разных районов республики, чем не может похвастаться русскоязычная редакция ТВ «ГТРК Хакасия», у которой интерактивных программ нет, опять же кроме предвыборных дебатов. Но отмечу, что интерактивные программы есть на радио, некоторые из них стали традиционными».

В отличие от вышеперечисленных конвергентных СМИ web-портал медиагруппы «Юг Сибири» принадлежит не муниципальной («Абакан сегодня») или республиканской («РТС») структуре и даже не федеральному центру («ГТРК Хакасия»), но коммерческой структуре и является web-площадкой для редакции телевидения «ТВ7». Сама же структура медиагруппы «Юг Сибири» состоит из телеканала «ТВ7», «Радио «Сибирь», радиостанции «Ретро FM», «Радио Шансон», «Новое радио» и информационного интернет-ресурса «ctv7.ru». Данный интернет-ресурс, помимо дублирования новостных сюжетов «Nota Bene» и телепередач «ТВ7», публикует собственные информационные материалы и рекламу. К слову сказать, именно новости компании «Юг Сибири» в столице Хакасии остаются наиболее популярными (рис. 1). Об этом свидетельствует рейтинг посещаемости интернет-ресурса «ctv7.ru» по сравнению с остальными web-порталами телевизионных новостей (на 08.12.2018 года сайт «ctv7.ru» просмотрен 3 241 раз, сайт «Абакан сегодня» - 1 260 раз, сайт «ГТРК Хакасия» - 301 раз, метрика сайта «РТС» не настроена, в связи с чем нет возможности оценить рейтинг посещаемости сайта).

Сайт медиагруппы «Юг Сибири» (ctv7.ru), как отмечает эксперт по мониторингу и анализу СМИ, работает оперативно и слаженно. Выкладываются как цельные выпуски новостей, так и отдельные сюжеты, вовремя помещаются и все программы телеканала «ТВ7». Есть и интерактивная программа «NB Постскриптум», однако её рейтинг, судя по поступающим в эфир звонкам, всё же ниже, чем у телевидения медиахолдинга «Абакан». Как у всех вышеперечисленных медиахолдингов, в арсенале ме-диагруппы «Юг Сибири», помимо аналогового, имеется собственный кабельный телеканал. На сайте медиагруппы не выставляются радионовости, но поскольку они всегда перекликаются с телевизионными новостями (к тому же они значительно короче по содержанию),

то редакция, скорее всего, не считает это необходимым, с чем сложно поспорить. Тематическое радиовещание медиагруппы «Юг Сиби-

ри» имеет музыкально-развлекательный характер, программ с социально-политической тематикой здесь нет».

Рейтинг СМИ Хакасии по посещаемости

«ИА Хакасия» (URL: http://www.19rus.info)

Республиканское интернет-издание «Хакасия» (URL: http://gazetal9.ru/)

«Юг Сибири» (URL: http://ctv7.ru) «Абакан сегодня» (URL: http://abakan-news.ru/) ГТРК «Хакасия» (URL: 1шр://вести-хакасия.рф) «Шанс Онлайн» (URL: http://abakan-news.ru/)

I 14085

Т

U 3241

Г

■ 1260

т

■ 301

20338

289

И

Рис. 1. Рейтинг сайтов СМИ Хакасии по их посещаемости (дата мониторинга 08.12.2018 г.)

Большой интерес в качестве примера конвергенции СМИ вызывает и «Республиканское интернет-издание «Хакасия», так как сегодня, работая под учредительством газеты «Хакасия», оно обладает своим собственным автономным редакционным штатом. Помимо публикаций некоторых печатных статей в электронном виде, редакция сайта публикует собственные материалы, причём в большем количестве, чем его печатный аналог. Кстати, здесь можно выделить отличие от газеты «Абакан», поскольку администрация интернет-издания «Хакасия» предоставляет возможность оформить подписку на печатную версию через сайт, тогда как у городского издания такой возможности нет. Интернет-издание интересно и для рекламодателей, так как рейтинг сайта по посещаемости - один из самых высоких в республике. По данным от 08.12.2018 года в рейтинге посещаемости интернет-издание «Хакасия» (14 085 просмотров) стоит на втором месте после «ИА Хакасия» (20 338 просмотров)

Вот что говорит о работе интернет-издания «Хакасия» руководитель «РЯОДвижения»: «Изначально и достаточно долго сайт работал как интернет-версия газеты «Хакасия», но с

определённого времени (с апреля 2018 года) сайт начал работать именно как самостоятельное интернет-издание. Если на данный момент большие аналитические материалы часто представлены только в газете, то сайт преимущественно работает именно как новостной Совпадения с газетой есть, но они незначительны. Таким образом, с событийным планом, собственно с информационными поводами можно оперативно ознакомиться на сайте, но чтобы узнать о чём-то более подробно, на более глубоком аналитическом уровне, нужно купить газету. Стоит отметить, что с количественной точки зрения интернет-издание «Хакасия» более полно (в отличие, например, от ИА «Хакасия») освещает события, происходящие в Хакасии, в этом плане оно даёт достаточно объективный срез. К тому же здесь систематически выходит важная и качественно обработанная информация разъяснительного и оповестительного характера, например, об изменениях в законодательстве, предупреждения от экстренных служб и др.».

Среди печатных изданий самым популярным в нашем регионе всё ещё остаётся рекламно-информационная газета «Шанс», именно поэтому его интернет-издание «Шанс Он-

лайн» также имеет большое значение в нашем анализе. Тем не менее стоит отметить достаточно низкий рейтинг посещаемости интернет-издания печатной версии (289 просмотров - и это последнее место в рейтинге по посещаемости сайта). Однако это может быть связано с тем, что с недавнего времени (точнее, с 30 октября 2018 г.) редакция газеты ведёт новый сайт (URL: http://shansonline.ru), который объединяет в себе печатную версию издания в электронном виде и рекламу, но при этом в поисковой системе всё ещё предлагается посетить старую версию сайта (URL: http: //shans.online).

По замечанию О. Н. Чистаевой, редакционный блок печатной версии газеты также выкладывается в интернет-издании «Шанс Онлайн» не полностью. Тем не менее основные, то есть эксклюзивные материалы по наиболее актуальным проблемам региона на сайте представлены, собственных же новостей на сайте выходит мало. Таким образом, получается, что что-то можно прочесть раньше, чем в газете, что-то позже, а что-то можно прочесть только на сайте или только в газете. У печатной версии «Шанса» большое значение имеет рекламный блок - и прежде всего блок объявлений, который на сайте не дублируется. По мнению эксперта, если бы не рекламный блок, то газету можно было бы и не покупать.

Необходимо отметить, что редакция газеты «Шанс» является коммерческой организацией, а значит, как медиагруппа «Юг Сибири», не имеет государственных субсидий.

Не имеет государственных субсидий и самое популярное интернет-издание «ИА Хакасия», рейтинг которого по посещаемости остаётся самым высоким (по количеству посещений сайта он занимает, как было уже сказано, первое место с 20 338 просмотрами). К слову сказать, данное издание одним из первых в интернет-пространстве Хакасии начало публиковать новостные материалы как официальное средство массовой информации, составив тем самым высокую конкуренцию традиционным СМИ республики. Новый формат журналистики, не привязанный ко времени выпусков новостей, позволил «ИА

Хакасия» оперативнее, фактически в режиме реального времени, выдавать новости. Особенно востребованным такой формат журналистики стал в освещении чрезвычайных ситуаций и происшествий. Именно в таких ситуациях люди, больше всего нуждаясь в оперативной информации, начинали искать её в Интернете, не дожидаясь вечерних выпусков теленовостей. «ИА Хакасия» как официальный орган СМИ первый закрыл эту потребность, благодаря чему смог занять лидирующее место в масс-медийном пространстве Хакасии. К тому же уже тогда заголовки их материалов и сами публикации носили острый, интригующий, провокационный характер, а подобные новости, как известно, хорошо разносятся «сарафанным радио», что, конечно, также повлияло на растущий рейтинг названного информационного агентства.

О. Н. Чистаева отмечает как наиболее сильную сторону «ИА Хакасия» реально работающий форум комментариев к публикуемым здесь материалам. И зачастую комментарии вызывают больший интерес, чем сама информация, так как они являются более информативными. Но здесь же эксперт отмечает: «Моё личное ощущение - это одна и та же категория людей. То есть много комментариев, но не самих комментаторов, просто они очень активны. Это люди, которые активно отслеживают политическую ситуацию в стране и регионе, многие из них в неё вовлечены. Это ограниченный круг людей, и «ИА Хакасия» пишет фактически именно для них. Это подтверждается и характером освещения событий: относительно небольшое количество региональных событий они освещают пролонгированно, анализируют развитие одного и того же события даже по несколько лет».

Из всего вышесказанного руководитель агентства мониторинга СМИ Хакасии О. Н. Чистаева делает ценный вывод: «Сайты у всех есть, но значительная их часть пополняется либо частично, либо неоперативно, либо и то, и другое, хотя решать они должны именно проблему оперативности, а также должны служить основной площадкой для обратной связи с аудиторией СМИ».

Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что конвергентная журналистика в Республике Хакасия есть, и она достаточно динамично развивается. И понятно почему: сегодня в эпоху рыночных отношений средства массовой информации (и наши СМИ не исключение) как никогда нуждаются в увеличении рейтингов в борьбе за право занять самые высокие позиции в медиапространстве, а значит, привлечь внимание самых платёжеспособных рекламодателей. Сегодня это условие может быть достигнуто только путём успешной конвергенции.

Одним из этапов развития конвергентной журналистики стало получение информации от очевидцев событий, снимающих их на мобильные телефоны, чтобы разместить впоследствии в блогах, на форумах и в социальных сетях. Вскоре официальные СМИ с целью близкого контакта со своей целевой аудиторией, а также с целью увеличения рейтингов постепенно стали осваивать и социальные сети. Поэтому отдельное направление нашего исследования было посвящено анализу возможности бинарной коммуникации всех вышеперечисленных web-порталов, а также холдингов и редакций, которым они принадлежат. Здесь сразу необходимо отметить, что не все web-порталы, анализируемые нами, дают возможность комментировать свои новости на сайте. К примеру, нет такой возможности у посетителя информационного портала «РТС», «Юг Сибири» и «Шанс Онлайн». Тем не менее, за исключением web-портала «ИА Хакасия», где почти под каждым сообщением есть комментарии посетителей сайта (не откомментировано всего 32 сообщения из 620 за период с 05.11.2018 по 18.11.2018 гг.), у портала «Абакан сегодня», «ГТРК Хакасия» и у интернет-издания «Хакасия» мы отметили слабую или даже скорее отсутствующую активность аудитории. Проанализировав сообщения на сайтах за период с 05.11.2018 по 18.11.2018 гг., мы увидели, что на сайте «Абакан сегодня» не было ни одного комментария, хотя за этот период вышло 254 сообщения, на сайте «ГТРК Хакасия» откомментированы всего 3 сообщения из 80 (примечательно, что комментарии

были только под русскоязычными сообщениями), в интернет-издании «Хакасия» откомментированы 15 сообщений из 551.

Учитывая рейтинги посещаемости информационных порталов, среди которых лидером является «ИА Хакасия», и активности в комментировании сообщений, где опять-таки лидером выступает «ИА Хакасия», можно сказать, что в Хакасии всё же есть аудитория, активно участвующая в комментировании материалов посещаемых ими информпорталов; это говорит о том, что людям интересны публикации на самые разные темы и они готовы делиться своим мнением.

Благодаря собственному профессиональному опыту в рекламной деятельности (автор статьи на протяжении нескольких лет работает в сфере рекламы) мы можем выделить следующий рейтинг социальных сетей по популярности: на первом месте, по нашим наблюдениям, располагается Instagram, ведь именно в этот ресурс сегодня рекламодатели готовы в первую очередь вкладывать свои средства; на втором месте находится «ВКонтакте», он всё так же популярен, однако на сегодняшний день по эффективности рекламной деятельности уступает держателю первого места; на третьем месте мы помещаем «Одноклассники». Несмотря на явно «отстающие» рекламные бюджеты, этот ресурс до сих пор не сдаёт позиций и держится в тройке лидеров рейтинга по рекламной деятельности.

Нужно ещё сказать и о такой социальной сети, как Faceвook. Однако если отталкиваться от бюджетов рекламодателей Хакасии, то в этот ресурс сегодня не принято вкладывать средства. Тем не менее для средств массовой информации он тоже может быть привлекателен, поскольку позволяет охватить ту часть аудитории, которая предпочитает эту социальную сеть остальным. По этой же причине многие СМИ используют Twitter, позволяющий обмениваться личными сообщениями в формате коротких фраз (иными словами, микробло-гинг).

Официальные СМИ Хакасии также идут в ногу со временем и активно используют в своих целях все вышеперечисленные социальные

сети, дублируя там свои новости. Используют социальные сети и для рекламы, пользуясь тем, что у них много подписчиков и друзей. К слову, если промониторить количество подписчиков, то, к нашему удивлению, рейтинг по популярности здесь намного отличается от рейтинга официальных информационных порталов. К примеру, абсолютным лидером в таких социальных сетях, как Ь^^гат, «ВКон-такте» и «Одноклассники», являются аккаунты медиагруппы «Юг Сибири» (общее количество подписчиков по всем аккаунтам на 08.12.2018 года составляет 40 921 человек), тогда как аккаунты «ИА Хакасия» (лидера по рейтингу \¥еЬ-порталов) не вошли даже в тройку лидеров (см. рис. 2).

Помимо социальных сетей, большой популярностью в нашем регионе обладает видеохостинг «УоиТиЬс», поэтому медиахолдинг «Абакан», «РТС», «ГТРК Хакасия», медиа-

группа «Юг Сибири», газеты «Хакасия» и «Шанс», «ИА Хакасия» имеют здесь свои каналы вещания. Отдельно стоит выделить медиахолдинг «Абакан», поскольку на его YouTube канале в прямом эфире (другими словами, в режиме «live») ведётся вещание теле- и радиопередач. Таким образом, радио «Абакан» теперь можно и слушать, и смотреть, и тут же комментировать. При этом у радиоведущего есть возможность в рамках эфирного времени сразу отвечать на комментарии зрителей, а тем временем зрители посредством тех же комментариев могут вступать друг с другом в диалог, на который, естественно, тут же реагирует ведущий радиопрограммы. Однако лидером рейтинга по подписчикам на видеохостинге «YouTube» является медиагруппа «Юг Сибири» с почти девятитысячным отрывом от остальных (рис. 3).

Рис. 2. Рейтинг СМИ Хакасии по количеству подписчиков в социальных сетях «Instagram», «ВКонтакте», «Одноклассники» (общее количество); дата мониторинга 08.12.2018 г.

Таким образом, мы видим пример того, как процесс конвергенции СМИ позволяет увеличивать медиапространство вокруг потребителей информационных услуг. Ведь при помощи социальных сетей у СМИ Хакасии появилась возможность всегда быть рядом со своей аудиторией. Это стало возможным благодаря конвергенции информационных и коммуникативных технологий. Сегодня Интернет не привязан только к компьютеру, так как выйти в ин-

интернет-пространство может каждый из нас через свои смартфоны. Значит, доступ к информации стал в наше время намного проще. Для этого достаточно зайти в приложения Ь^^гат, «ВКонтакте» или «Одноклассники», узнать там последние республиканские новости и сделать на них репост, чтобы эти новости стали известны всем друзьям и подписчикам в социальных сетях.

Рис. 3. Видеохостинг «УоиТиЬе» и СМИ Хакасии, рейтинг по подписчикам (датамониторинга 08.12.2018 г.)

Благодаря популярным приложениям мес-сенджеров (служб мгновенных сообщений) в наше время стал возможен быстрый обмен (в режиме реального времени) разной информацией и материалами (текстами, картинками, видео, аудио и ссылками) независимо от того, в каком уголке мира живёт человек. Более того каждый из нас теперь сам способен формировать контент СМИ, поскольку мы можем предоставлять свою информацию через разные электронные средства коммуникации.

Безусловно, такие разного рода каналы распространения контента помогают медиаком-паниям увеличивать свой рейтинг, кредит доверия целевой аудитории и, как следствие, увеличивать размер дохода на рекламе.

Как утверждал в своё время Пьер Бурдьё, гетерономная область поля журналистики формируется там, где наблюдается диктат со стороны контролирующих структур, таких как государственная власть, конкурентная борьба за высокие рейтинги и за кредиты рекламодателей (см. об этом [3]). Для анализа уровня гетерономии масс-медийного пространства Республики Хакасия мы обратились к критериям оценки независимости или уровня автономности, которые в своё время предложил французский социолог.

Первое, что можно выделить, - это то, что исследуемые нами информационные порталы и медиакомпании, которым они принадлежат,

контролируются муниципальной (учредителем медиахолдинга «Абакан», в состав которого входит \уеЬ-портал «Абакан сегодня», является администрация города Абакана), республиканской (учредителем АУ РХ «ТВ Центр «Хакасия», в состав которого входит \уеЬ-портал «РТС», является Правительство РХ; учредителем газеты «Хакасия», в состав которой входит интернет-издание «Хакасия», также является Правительство РХ, их учредитель и Верховный Совет РХ) и федеральной властей («ГТРК Хакасия» является филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ФГУП «ВГТРК»)), а учредителем ФГУП «ВГТРК», в свою очередь, является Правительство РФ). К примеру, у медиахолдинга «Абакан» есть муниципальный заказ на освещение определённых тем, связанных с устройством и благоустройством города Абакана. Но. поскольку цензура информационной политики данного холдинга подчинена напрямую мэру столицы республики, понятно, что журналисты компании не могут ничего плохого сказать в адрес той или иной муниципальной структуры, а действующая политика муниципальной власти и личное мнение главы города никак не могут быть поставлены под сомнение. Точно так же политика вещания «РТС» и газеты «Хакасия» подконтрольна исполнительной и законода-

тельной властям Республики Хакасия. Если вспомнить, что в России правящей партией является «Единая Россия», которая в нашем регионе является одной из лидирующих (несмотря на прошедшие осенью 2018 года выборы, после которых КПРФ составила ей жесткую конкуренцию, заняв около половины мест в законодательной власти), то понятно, что «ГТРК Хакасия», подчинённая федеральной власти, не может ничего плохого сказать в адрес правящей партии в России, собственно, как и в адрес Правительства РФ.

Независимыми от учредительства государства СМИ в Хакасии остаются медиагруппа «Юг Сибири», «ИА Хакасия» и «Шанс Онлайн», являющиеся коммерческими организациями. Тем не менее именно такие структуры больше всего подвержены контролю со стороны рынка. В нашем регионе находится достаточное количество промышленных предприятий, в деятельности которых нет-нет да и происходят различные сбои, и, конечно, их руководителям не хочется, чтобы вездесущие журналисты освещали не совсем благоприятную для предприятий информацию. Мы не беремся утверждать, что те или иные промышленные организации спонсируют то или иное коммерческое медиаиздание (например, бытует мнение, что спонсором «Юга Сибири» является РУСАЛ), однако данное предположение не лишено смысла. В качестве рекламодателей может также выступать и политическая власть, которая через экономическое давление стремится добиться определённой цензуры над коммерческими СМИ. Стоит также отметить, что в структуры медиахолдинга «Абакан», АУ РХ «ТВ Центр «Хакасия», газеты «Хакасия» и «ГТРК Хакасия», помимо основных редакций, входят рекламные отделы, призванные зарабатывать дополнительные средства путём предоставления эфирного времени или печатных полос различным рекламодателям, в качестве которых выступают не только предприятия торговли, сферы услуг и пр., но и политические партии или крупные промышленные организации. Соответственно, данные медиа-компании так же, как и коммерческие, подвержены экономическим требованиям рынка,

за счёт чего, кстати, выстраивается ещё одна ветвь цензуры.

Высокие рейтинги медиакомпаний, которые, как следствие, необходимы в качестве средства воздействия на массы людей, достигаются и за счёт авторитета того или иного журналиста, способного вызвать доверие у целевой аудитории, так как из уст известных в городе и республике журналистов объективная информация звучит всегда убедительнее. В масс-медийном пространстве Республики Хакасия много известных журналистов. К слову, некоторые из них по тем или иным причинам меняли место работы, переходя из одной компании в другую, возможно, с целью обеспечить укрепление имиджа и увеличение рейтинга той компании, куда их пригласили.

Как уже было сказано, поле, по Пьеру Бур-дьё, есть не что иное, как соотношение сил и пространства борьбы за трансформацию этой совокупности сил. В поле журналистики конкуренция заключается в «присвоении» публики, а значит, в «присвоении» того, что должно привлекать публику, то есть «присвоить» приоритет на информацию. Особенно активно в конкурентную борьбу вступают те, кто ближе стоит к «коммерческому полюсу». Именно поэтому основная конкурентная борьба за внимание публики наблюдается между «ИА Хакасия», медиагруппой «Юг Сибири» и «Шанс Онлайн». И каждому в отдельности это удаётся. «ИА Хакасия», как известно, любит публиковать провокационные материалы, приправляя их «эффектными» заголовками, «Юг Сибири» привлекает своей эмоциональностью и экспрессивностью, поднимая «сыр-бор» (смуту, скандал и пр.) иногда фактически на пустом месте, а «Шанс Онлайн» всегда пишет на острые общественно-политические темы, волнующие всех и каждого (к примеру, они одними из первых начали писать об экологической угрозе, исходящей от Аршановского разреза).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если учесть рейтинги, в частности «ИА Хакасия» и «Юга Сибири» («Шанс Онлайн» в Интернете менее популярен, чем его печатный аналог), по сравнению с остальными, подконтрольными со стороны государственных структур СМИ («Абакан сегодня», «РТС», «ГТРК

Хакасия», интернет-издание «Хакасия»), мы можем с уверенностью сказать, что эффект конкурентной борьбы за занимаемые позиции в масс-медийном пространстве Хакасии способствует давлению на другие поля социального пространства республики, поскольку их способы подачи информации призваны вызывать эмоции у публики, а это главное «оружие» в борьбе за внимание, соответственно, в борьбе за рейтинги, что в совокупности обещает им высокие кредиты от рынка.

Тем не менее среди анализируемых СМИ, по мнению нашего эксперта по мониторингу СМИ О. Н. Чистаевой, можно выделить наиболее «чистые СМИ», на чьей стороне, как в своё время отмечал Пьер Бурдьё, остаётся культурный капитал (см. об этом [4, с. 131]): «Самыми независимыми, на мой взгляд, являются интернет-ресурс «Шанс Онлайн» и газета «Шанс». По крайней мере, не чувствуется, чтобы они явно лоббировали чьи-то конкретные интересы. Никого, так скажем, систематически не «топят», и, наоборот, здесь прослеживается взвешенная оппозиционная позиция».

Итак, исходя из всего вышеизложенного, мы можем утверждать, что масс-медийное пространство Республики Хакасия на примере информационных порталов «Абакан сегодня», «РТС», республиканского интернет-издания «Хакасия», «ГТРК Хакасия», «Юг Сибири», «Шанс Онлайн» и «ИА Хакасия» представляет собой не что иное, как процесс гетерономии конвергентной журналистики, поскольку он

прослеживается как на уровне государственного контроля, так и на уровне экономической заинтересованности со стороны рекламодателей. Второй аспект (экономическая заинтересованность) достигается за счёт высоких рейтингов и конкурентной борьбы за эти рейтинги. Это в свою очередь приводит к тому, что получение «достоверной» информации не всегда является возможным. К примеру, как было уже сказано, вы никогда не услышите острую критику в адрес мэра города Абакана от редакций, входящих в состав медиахолдинга «Абакан».

В дальнейшей перспективе мы предлагаем углублённое изучение каждого из звеньев конвергентной журналистики, составляющих масс-медийное пространство республики, в том числе, не упуская из поля внимания аспект гетерономии, в частности то, каким образом, к примеру, та или иная медиакомпания борется с внешними принуждениями или, возможно, наоборот, борется за усиление этих принуждений. Более того, интересным может быть изучение процесса конвергенции СМИ в отдалённых районах Хакасии, поскольку там другие финансовые возможности и другая коммуникация с населением. К тому же практика изучения конвергентной журналистики через призму проблемы гетерономии применительна и к другим регионам России. Но данный аспект исследования, связанный со сравнительным анализом деятельности медиакомпаний разных регионов, представляет собой перспективу дальнейших разработок в этой области. Библиографический список

1. Боргоякова, А. А. Социальное поле журналистики: концепция Пьера Бурдьё и конвергентная журналистика / А. А. Боргоякова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.- Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». - 2017. - Вып. 21. - С. 32-34.

2. Боргоякова, А. А. От социального поля - к конвергентной журналистике (о концепции Поля Бурдьё) / А. А. Боргоякова // Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста: сб. мат-лов Студенческих научных чтений (Екатеринбург, 17 мая 2018 года) / общ. ред. Б. Н. Лозовский; сост. Р. Л. Исхаков. - Екатеринбург: Изд-во ИРЦ журфака УГИ УрФУ, 2018. - С. 145-147.

3. Шматко, Н. А. Социоанализ Пьера Бурдьё / Н. А. Шматко // Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук / отв. ред. Н. А. Шматко. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001. - С. 37-42, 129-142.

4. Шматко, Н. А. Пьер Бурдьё. О телевидении и журналистике / Н. А. Шматко. - URL: http://bourdieu.name/content/burde-o-televidenii-i-zhurnalistike (дата обращения: 08.12.2018).

© Боргоякова А. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.