Научная статья на тему 'КОНВЕРГЕНТНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

КОНВЕРГЕНТНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГ / ЦЕЛОСТНОСТЬ МИРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В данной статье рассматривается конвергентный подход в дополнительном профессиональном образовании. Сегодня информационно-коммуникативные технологии объединяют людей, бизнес, культуру и другие сферы общественной жизни. Реализуются крупные межотраслевые проекты. Анализируя глобальные тенденции, эксперты прогнозируют технологические новации на основе НБИК-конвергенции. Взаимопроникновение нано-, био-, когнитивных и информационно-коммуникативных технологий обеспечивает создание качественно новой НБИК-технологии. Для успешной социализации в современном мире выпускник должен воспринимать целостную картину окружающей среды, уметь продуктивно взаимодействовать с ее составляющими. Актуализируется конвергентное образование. Внедрение конвергентного подхода к обучению формирует запрос на повышение квалификации учителей по данной проблеме. Целью исследования является обоснование построения конвергентного повышения квалификации педагогов. Методология (материалы и методы). Исследование опиралось, в первую очередь, на концепцию интеграции научного знания; ведущие теории формирования мировоззрения школьников; принципы андрагогики. Применялись комплексные методы: сравнительно-исторический анализ литературы, изучение педагогического опыта, моделирование, наблюдение, беседа, онлайн опрос, статистический анализ данных. Результаты. Сконструирована модель конвергентного повышения квалификации педагогов. Обоснованы его ключевые характеристики. Охарактеризованы базовые компетенции: метапредметные, ИКТ, универсальные учебные действия. Описаны конвергентная образовательная среда и ПКИП-технология (синтез педагогических, когнитивных, информационных и психологических технологий). Разграничены понятия «межпредметные связи», «метапредметность» и «конвергенция». Выделен перспективный опыт общеобразовательных организаций по организации конвергентного образования. Акцентировано внимание на STEM-обучении. Проанализирована результативность конвергентного повышения квалификации по результатам онлайн-опроса слушателей, наблюдений и бесед. Научная новизна результатов заключается в том, что разработана модель конвергентного повышения квалификации педагогов. Теоретическая новизна состоит в описании модели, обосновании ее элементов. Практическая новизна - апробирована разработанная модель на практике и получены данные, показывающие ее результативность. Заключение. Высокий уровень удовлетворенности слушателей конвергентным повышением квалификации, развивающие и педагогические эффекты обосновывают целесообразность введения конвергентного подхода в систему дополнительного профессионального образования педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENT ADVANCED TRAINING OF EDUCATORS

The research problem and the rationale for its relevance. This article discusses the convergent approach in additional professional education. Today information and communication technologies unite people, business, culture and other spheres of social life. Major interdisciplinary projects are being implemented. Analyzing global trends, experts predict technological innovations based on NBIC convergence. The interpenetration of nano-, bio-, cognitive-, and information-communication technologies ensures the creation of a qualitatively new NBIC-technology. For successful socialization in the modern world, a graduate must perceive a holistic picture of the environment and be able to interact productively with its components. Convergent education is actualized. The introduction of convergent approach to education forms the demand for professional development of teachers on this issue. The goal of the research is to justify the construction of convergent professional development for educators. Methodology. The study was based primarily on the concept of integration of scientific knowledge; the leading theories of formation of the worldview of students; principles of andragogy. Complex methods were used: comparative-historical analysis of the literature, study of pedagogical experience, modeling, observation, interview, online survey, statistical analysis of data. Results. A model of convergent professional development for teachers is constructed. Its key characteristics are substantiated. Basic competences are characterized: meta-disciplinary, ICT, universal learning activities. Convergent educational environment and PСIP-technology (synthesis of pedagogical, cognitive, information and psychological technologies) are described. The notions of “interdisciplinary links”, “meta-subjects” and “convergence” are distinguished. The prospective experience of general educational organizations in organizing convergent education is highlighted. The focus is on STEM learning. The results of convergent professional development were analyzed based on the results of online survey of students, observations and conversations. The scientific novelty of the results is that the model of convergent professional development of teachers was developed. Theoretical novelty consists in the description of the model, justification of its elements. Practical novelty is that the developed model was tested in practice and data showing its effectiveness were obtained. Conclusion. The high level of student satisfaction with convergent professional development, developmental and pedagogical effects substantiate the feasibility of introducing the convergent approach in the system of additional professional education for teaching staff.

Текст научной работы на тему «КОНВЕРГЕНТНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

УДК 378.091.398

Конвергентное повышение квалификации педагогических кадров

Т. Б. Волобуева

https://orcid.org/0000-0001 -6809-8962 iponayka@yandex.ru

Convergent advanced training of educators

T. B. Volobueva

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В данной статье рассматривается конвергентный подход в дополнительном профессиональном образовании. Сегодня информационно-коммуникативные технологии объединяют людей, бизнес, культуру и другие сферы общественной жизни. Реализуются крупные межотраслевые проекты. Анализируя глобальные тенденции, эксперты прогнозируют технологические новации на основе НБИК-конвергенции. Взаимопроникновение нано-, био-, когнитивных и информационно-коммуникативных технологий обеспечивает создание качественно новой НБИК-технологии. Для успешной социализации в современном мире выпускник должен воспринимать целостную картину окружающей среды, уметь продуктивно взаимодействовать с ее составляющими. Актуализируется конвергентное образование. Внедрение конвергентного подхода к обучению формирует запрос на повышение квалификации учителей по данной проблеме. Целью исследования является обоснование построения конвергентного повышения квалификации педагогов. Методология (материалы и методы). Исследование опиралось, в первую очередь, на концепцию интеграции научного знания; ведущие теории формирования мировоззрения школьников; принципы андрагогики. Применялись комплексные методы: сравнительно-исторический анализ литературы, изучение педагогического опыта, моделирование, наблюдение, беседа, онлайн опрос, статистический анализ данных. Результаты. Сконструирована модель конвергентного повышения квалификации педагогов.

Обоснованы его ключевые характеристики. Охарактеризованы базовые компетенции: ме-тапредметные, ИКТ, универсальные учебные действия. Описаны конвергентная образовательная среда и ПКИП-технология (синтез педагогических, когнитивных, информационных и психологических технологий). Разграничены понятия «межпредметные связи», «мета-предметность» и «конвергенция». Выделен перспективный опыт общеобразовательных организаций по организации конвергентного образования. Акцентировано внимание на STEM-обучении. Проанализирована результативность конвергентного повышения квалификации по результатам онлайн-опроса слушателей, наблюдений и бесед. Научная новизна результатов заключается в том, что разработана модель конвергентного повышения квалификации педагогов. Теоретическая новизна состоит в описании модели, обосновании ее элементов. Практическая новизна - апробирована разработанная модель на практике и получены данные, показывающие ее результативность. Заключение. Высокий уровень удовлетворенности слушателей конвергентным повышением квалификации, развивающие и педагогические эффекты обосновывают целесообразность введения конвергентного подхода в систему дополнительного профессионального образования педагогических кадров.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. This article discusses the convergent approach in additional professional education. Today information and communication technologies unite people, business, culture and other

spheres of social life. Major interdisciplinary projects are being implemented. Analyzing global trends, experts predict technological innovations based on NBIC convergence. The interpenetration of nano-, bio-, cognitive-, and information-communication technologies ensures the creation of a qualitatively new NBIC-technology. For successful socialization in the modern world, a graduate must perceive a holistic picture of the environment and be able to interact productively with its components. Convergent education is actualized. The introduction of convergent approach to education forms the demand for professional development of teachers on this issue.

The goal of the research is to justify the construction of convergent professional development for educators.

Methodology. The study was based primarily on the concept of integration of scientific knowledge; the leading theories offormation of the worldview of students; principles of andragogy. Complex methods were used: comparative-historical analysis of the literature, study of pedagogical experience, modeling, observation, interview, online survey, statistical analysis of data.

Results. A model of convergent professional development for teachers is constructed. Its key characteristics are substantiated. Basic competences are characterized: meta-disciplinary, ICT, universal learning activities. Convergent educational environment and PGP-technology (synthesis of pedagogical, cognitive, information and psychological technologies) are described. The notions of "interdisciplinary links ", "meta-subjects" and "convergence" are distinguished. The prospective experience of general educational organizations in organizing convergent education is highlighted. The focus is on STEM learning. The results of convergent professional development were analyzed based on the results of online survey of students, observations and conversations. The scientific novelty of the results is that the model of convergent professional development of teachers was developed. Theoretical novelty consists in the description of the model, justification of its elements. Practical novelty is that the developed model was tested in practice and data showing its effectiveness were obtained.

Conclusion. The high level of student satisfaction with convergent professional development, developmental and pedagogical effects substanti-

ate the feasibility of introducing the convergent approach in the system of additional professional education for teaching staff.

Ключевые слова: повышение квалификации, конвергенция, метапредметный подход, педагог, целостность мира, междисциплинарность, интеграция.

Keywords: advanced training, convergence, meta-subject approach, teacher, integrity of the world, interdisciplinarity, integration.

Введение. Современный мир отличается мно-голикостью, многообразием, многоплановостью. В нем активно функционируют межгосударственные союзы, транснациональные организации, политические альянсы, многочисленные международные объединения, движения, партии, компании, корпорации и т.д. Разноуровневая интеграция, глобализация всех сфер общественной жизни, интернет-взаимодействие характерны для развивающегося социума. Все части мира тесно взаимосвязаны, создавая единство и целостность. Самые знаковые открытия делались на стыке наук. Современные технологии синтезируют теорию и практику различных отраслей экономики. В мировом инновационном пространстве широко распространяются НБИК (NBIC) конвергенция, соединяя нано-, био-, информационные и когнитивные технологии. НБИКС добавляет к ним социальные техники. Подготовить выпускника к взаимодействию с меняющимся миром является миссией образования. Готовность педагога к ее выполнению обеспечивает дополнительное профессиональное образование.

Разработка актуальных модулей повышения квалификации нацелена на опережающее обучение, творческий поиск, расстановку приоритетов. Методики обучения школьным предметам эволюционируют от межпредметных связей к метапредменому подходу. Конвергенция - следующая ступень актуализации образования. Взаимовлияние и взаимопроникновение различных предметных областей - вызов времени. Потребность в профессиональном усовершенствовании педагогов в этом направлении обусловили данное исследование.

Целью статьи является исследование целесообразности моделирования повышения квалификации педагогов на основе конвергентного подхода.

Обзор литературы. Без введения термина «конвергенция» поиск вариантов объединенного обучения ведется давно. В трудах Аристотеля единство мира и междисциплинарность знания выступали аксиомой. [1]. Идеи комплексной педагогики распространяются с середины

XVIII века и предполагают построение образовательного процесса вокруг конкретного объекта (стержня), изучаемого в разных ракурсах [2; 3]. Комплексная система предлагалась в разных вариациях:

- компоненты обучения объединяются вокруг явлений и предметов, интересных ребенку;

- обеспечивалась концентрация занятий вокруг отдельных тем;

- применялось свободное ознакомление детей с окружающим миром;

- на каждой ступени обучения выбиралось ядро, вокруг которого собирался учебный материал;

- апробировалась программа «интегрального воспитания»;

- отбирался религиозный поучительный материал, к которому подтягивались светские науки;

- учебный контент группировался вокруг разных областей жизни человека.

Противостояние познанию единства мира заложено в технологическом подходе [4], в котором предусматриваются:

- акцентирование внимания на прикладном аспекте науки;

- математизация естествознания;

- установление дисциплинарных границ.

В педагогике царила классно-урочная система, предметное обучение, сужая фундаментальные знания в узкие технологии. В конце

XIX века активизируется движение за междисциплинарную интеграцию. Масштабные межведомственные проекты середины XX столетия способствуют продвижению идей синтеза наук. В это время наиболее популярными вариациями объединенного обучения [4] были:

- раскрытие «сверхсмысла» какого-либо события через объединение различных областей знаний;

- дополнение к предметным занятиям ежедневных свободных бесед;

- сосредоточение учебного материала вокруг отдельных предметов, тем;

- корреляция учебного контента на основе естественных связей изучаемых тем;

- ассоциирующее обучение;

- метод проектов.

В России, кроме вышеназванных, применялись другие варианты комплексного преподавания [2; 4; 3]: цикловой метод (родственные предметы объединялись в циклы); аккордная система (тематическое соединение сведений из разных дисциплин); производственное преподавание (с экскурсиями на предприятия); метод разовых заданий (модификация проектного метода); программы единой трудовой школы.

В XX веке широко используются математические методы моделирования различных процессов, соединяются достижения различных отраслей знаний, информационно-коммуникативные технологии проникают во все сферы жизни.

Государственные образовательные стандарты долго декларировали межпредметную связь. Затем, вместо линейного соотнесения школьных дисциплин, предлагается многовекторное соприкосновение. В современных ГОС стержневое место занимает метапредмедметность. Конвергенция в современном образовании считается новацией, является логическим продолжением междисциплинарных интеграционных процессов. Современные образовательные организации создают конвергентную образовательную среду через глубокую интеграцию школы, науки и производства (инженерные, медицинские, классы) [5, с. 33], разработку программ двойного высшего образования [6], тесную взаимосвязь основного и дополнительного образования, включая «университетские субботы» [5, с. 38], открытие электронных учебных заведений и использование конвергентных возможностей информационно-коммуникативных технологий [7].

Современные исследователи по-разному варьируют толкование термина «конвергенция образования»:

- содержание и технологии, гармоничные закономерностям развития ребенка, его природе [8];

- проект по формированию межпредметной среды на уроках и во внеурочной работе для целостного восприятия мира [9];

- педагогическая технология, базирующаяся на взаимном проникновении дисциплин при их изучении [10];

- формирование научного мировоззрения когнитивными технологиями, акцентирование на проектно-конструктивной деятельности [11];

- взаимодополнение, взаимопроникновение, взаимоизменение различных учебных предметов и учебных действий [7, с. 26].

Взяв за основу последний тезис, преодолевая границы учебных модулей, можно создать другую реальность повышения квалификации педагогов, приблизив ее не только к педагогической практике, но и к реальной жизни.

Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования составили: диалектический метод познания, положения теории познания о гносеологической общности, внутреннем единстве научного знания; концепция гуманизации образования; ведущие идеи теории формирования мировоззрения школьников; дидактические концепции содержания образования как основы создания интегрированных занятий. Также исследование опиралось на положения андрагогического подхода и современные представления об основных направлениях развития науки и практики: концепции модернизации образования; компетент-ностный, системно-деятельностный, метапред-метный подходы к обучению.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- теоретические: сравнительно-исторический анализ литературы по теме, изучение педагогического опыта конвергенции в обучении, моделирование процессов повышения квалификации, их формализация;

- эмпирические: наблюдение, беседа, онлайн-опрос;

- статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов.

Результаты и их описание. Общеизвестно, что основным показателем готовности к жизни в постоянно меняющемся мире является способность проанализировать проблему, принять компетентное решение и выбрать оптимальный поведенческий сценарий. Согласно еще одной аксиоме, педагог не может сформировать у обучающегося необходимые в жизни компетенции, если не обладает ими сам. Поэтому применению новаций в школе должно предшествовать целенаправленное обучение учителей. Осознание актуальности и перспективность конвергенции в образовании подкрепляется повышением квалификации в конвергентной среде, с использованием конвергентных технологий. На рисунке 1 показана авторская модель

конвергентного повышения квалификации педагогов. В ее методологическую составляющую входят: преобразующее взаимодействие научных дисциплин; организация исследовательских практик; создание и реализация актуальных метапредметных проектов; гармонический синтез теории и практики; взаимопроникновение формального (курсы), неформального (межкурсовые семинары, вебинары, педагогические мастерские, методические лаборатории и др.) и информального (предоставление актуальных ресурсов для самообразования) повышения квалификации. На интерактивных лекциях используется командное преподавание. Самый востребованный лекторский командный состав: преподаватель кафедры, учитель-мастер, 1Т-специалист. На практических занятиях используются только интерактивные методы. Из них наиболее популярны: ситуативное моделирование, ролевая педагогическая игра, квест.

Создаются динамичные проектные команды. Продуктивность повышения квалификации зависит от уровня стартовых компетенций слушателей. Если педагог владеет общефункциональными способами деятельности, метазнаниями, общеучебными действиями, способностью находить нестандартные методы решения задач, то формирование конвергентных навыков будет логическим продолжением его мета-предметности. В процессе целевого повышения квалификации будут оттачиваться универсальные учебные действия, среди которых особенно важны исследовательские, стратегические, моделирующие, прогнозирующие, конструирующие, сценирующие.

Конвергентное обучение предполагает, что слушатель является активным пользователем информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Конвергенция повышения квалификации расширяет и углубляет в первую очередь такие 1Т-компетенции, как:

- готовность использовать в работе облачные технологии;

- способность применять онлайн приложения;

- умение управлять сетевым взаимодействием;

- способность интегрировать коммуникативные технологии;

- умение конструировать вики-системы.

ч

4J

Л

и

К Я 33 л

ч

Н Я 03 о

со Я

а

I© о

№ Я № Н № 4J

U ^

4J 03

33 ©

IT

□ Конвергентное повышение квалификации

Методология

1 взаимодействие научных дисциплин (предметов); разработка и реализация метапредметных проектов; организация исследовательских практик; взаимопроникновение наук и технологий

Базис

• метапредметные навыки; • универсальные учебные действия; • ИКТ-компетентность

Ключевые характеристики

• междисциплинарный синтез естественнонаучного (гуманитарного) знания;

• переориентация учебной деятельности с познавательной на проектно-моделирующую;

• познание через конструирование;

• сетевая коммуникация;

• акцент не на дисциплины, а на виды деятельности;

• надпредметные знания;

• самоорганизация в процессе обучения

Продвижение перспективных конвергентных практик

• STEM-обучение; • Курчатовский проект; • World Skills классы, Junior Skills классы; • Метапредметные олимпиады; • Московская электронная школа; • др.

41 Ожидаемые результаты

Ъ

и В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S з

ом

о 2

та м

а ц

и о

н н ы

о

д о

=

о

л н

е н

и

х п

33

и

х о

л о

г

и

ч е <с

к

ЕЗ е

д а

г о

г

и

ч

е с

к

и

х

я -

X

т

е

х

н о

л о

г

и

К о

г н

и

т

и

в н

ы

х

пг

• развитие конвергентного мышления, конвергентных компетенции слушателей; • освоение конвергентных технологий; • конструирование механизмов формирования у обучающихся целостной картины мира, ответственности за его сохранность; • усиление мотивации к конвергентному самообразованию.

Рис. 1. Модель конвергентного повышения квалификации

Ключевой характеристикой конвергентного повышения квалификации определяется межпредметное синтезирование учебного материала: на первом этапе - отдельно естественно-математических и гуманитарных дисциплин, на втором - гармонично объединяются все

предметные отрасли. Познавательная деятельность слушателей эволюционирует в проектно-моделирующую. Через конструирование учебно-дидактических материалов изучается новый материал. Чтобы привнести конвергенцию в свою педагогическую практику, учителя осва-

ивают методы обучения различных видов деятельности, при этом выдвигая на первый план самоорганизацию познания, напредметность содержания. При выполнении учебных заданий слушатели вовлекаются в сетевые коммуникации, параллельно изучая современные методические приемы их организации, поддержки, управления. Диссеминация инновационного педагогического опыта по конвергенции обучения дает возможность слушателям творчески адаптировать перспективные нововведения. Для продвижения конвергентных практик проводятся виртуальные туры по сайтам школ-новаторов, презентации, видео мастер-классы, телемосты и др. Наибольший интерес у педагогов вызвали Курчатовский проект, World Skills и Junior Skills классы. Московская электронная школа - действенная облачная платформа построения конвергентного обучения. Кроме готовых интерактивных уроков, здесь имеются инструменты для разработки своего сценария занятия, реализующего конвергентный подход, насыщенная база цифровых учебных материалов для конструирования конвергентного контента. Отдельное внимание уделяется STEM -обучению. Сама аббревиатура демонстрирует конвергенцию науки (Science), технологии (Technology), инженерии (Engineering), математики (Mathematics). Для STEM -обучения характерен синтез интегрированного обучения и проектного подхода. Практическое применение объединения естественных наук с математикой, технологиями и инженерным искусством составляет основу ученических проектов. Обучающиеся привлекаются к научно-техническому творчеству и роботостроению, таким образом, готовятся к технологическим инновациям жизни. Они изучают конкретную технологию, а потом создают ее прототип, мини версию или модель. Создание командного проекта, согласно системному подходу, включает постановку задания, обсуждение, разработку дизайна, конструирование, моделирование, тестирование и развитие. На каждом этапе создается атмосфера творческой тревожности, конкурентного партнерства. STEM -программы включают интерактивные методы: дискуссии, дебаты, консультации, мозговые штурмы, презентации. Учитывая большой развивающий потенциал такого обучения, слушателям курсов повышения квалификации предлагается смоделировать свой STE -

факультатив. Педагоги знакомятся с новым понятием «фактчекинг». Это приемы всесторонней проверки достоверности информации, подтверждение ее надежными фактами, событиями. Важными особенностями STEM-занятий являются динамичность, неформальность, личная заинтересованность каждого слушателя, а также целенаправленное развитие логического мышления и технической грамотности, решения проблем, креативности. В межкурсовой период педагоги привлекаются к работе STE -центра (см. рис. 2). В его структуре функционируют STEM-лаборатория, открытые онлайн курсы по реализации STE -обучения в образовательных организациях и виртуальная школа-магнит. Школа-магнит представляет собой специализированную образовательную организацию для технически одаренных детей, продемонстрировавшие на олимпиадах и интеллектуальных турнирах способности к математике и естественно-научным дисциплинам.

Работа STEM-центра нацелена на продвижение идеи STE -образования и конвергентного подхода. На курсах конвергентного повышения квалификации слушатели знакомятся с конвергентными технологиями НБИК (NBIC) и НБИКС (NBICS). Для педагогики предложена [12] конвергенция нейропсихологии, когнитивной, информационно-коммуникационной и педагогической технологий (НКИП). В процессе конвергентного обучения педагогов НКИИП трансформировалась в ПКИП - соединение и синергетическое усиление педагогических, когнитивных, информационных и психологических технологий. Специальные организационные (подготовка преподавателей, формирование метапредметных ресурсов, перетасовка ролей в проектных командах и пр.) и технические (мультимедийное оборудование, компьютеры, множительная техника и др.) условия составляют конвергентную образовательную среду. Результатом конвергентного повышения квалификации является педагогический арсенал для применения конвергентного подхода в работе с обучающимися и развивающий эффект конвергентных качеств.

Обсуждение. Институт дополнительного педагогического образования апробирует конвергентное повышение квалификации педагогических кадров по представленной на рисунке 1 модели.

Открытые онлайн-курсы для педагогов

STEM-

центр

интегрированное обучение по темам, а не по предметам

применение научно-технических знаний в реальной жизни

активная командная работа

развитие навыков критического мышления и решения проблем

развитие интереса к техническим предметам

подготовка к технологическим инновациям жизни

креативные и инновационные подходы к проектам

динамичность

неформальность

интерактивнная научно-познавательная среда

х

развивающии потенциал

личная заинтересованность

л

Результатом изучения каждой темы является творческий продукт

Рис. 2. Образовательные акценты STEM-центра

Интеграционные особенности

Таблица 1

Подход Особенности объединения Акцент

Межпредметный Соединение разных предметных областей через выявление общих методологических правил Единый мировоззренческий или методологический принцип

Метапредметный Формирование содержания обучения через выявление общих методологических правил разных дисциплин Надпредметность

Конвергентный Взаимопроникновение, преодоление междисциплинарных границ Взаимное преобразование и видоизменение

В процессе мотивационного мозгового штурма осмысливались и разграничивались понятия, формулировались различия подходов, предшествующих конвергентному (табл. 1).

Так как конвергентное обучение ориентировано на формирование выпускника, воспринимающего многообразие и целостность окружающего мира, умеющего находить взаимосвязи

в явлениях, применять знания на практике, осознавать последствия своих действий, то педагоги, работая в малых группах, составили список необходимых стержневых навыков. К ним отнесли когнитивную гибкость, межотраслевую коммуникацию, поликультурность и мульти-язычность, умение работать в режиме многозадачности. Акцентировалось внимание также на развитии критического, системного, экологического мышления. Взаимопроникновение этих качеств создает основу конвергентных компетенций и конвергентного мышления.

Онлайн-опрос слушателей показал заинтересованность педагогов в конвергентном повышении квалификации. Полностью удовлетворены качеством организации образовательной среды 96% респондентов. Высшие баллы получили такие ее параметры, как обеспеченность ценными цифровыми ресурсами и материалами; партнерский стиль общения; совместная деятельность преподавателей и слушателей по планированию и коррекции процесса обучения.

Качеством процесса повышения квалификации полностью удовлетворены 94% педагогов. Максимальную оценку получили: актуальность учебного материала, его практическая направленность; интерактивные формы работы; мультимедийная визуализация; высокая компетентность преподавателей.

Качество результата, по оценке слушателей, полностью удовлетворила 92%. Нужно отметить, что некоторые респонденты характеризуют как несоответствие ожиданию того, что либо является положительным моментом (например, они получили от обучения больше, чем ожидали), либо не относится к недостаткам курсов (хотели бы получить информацию, которая программой не предусматривалась, о чем им было известно заранее). Наиболее важными показателями результативности педагоги считают:

- освоение конвергентных технологий (94%);

- конструирование механизмов формирования у обучающихся целостной картины мира (96%);

- развитие конвергентного мышления (78%);

- расширение конвергентных компетенций (86%);

- усиление мотивации к конвергентному самообразованию (80%).

Заключение. Основу социального прогресса составляют сегодня информационные, нано-, био-, когнитивные и социальные технологии. Их слияние образует НБИКС конвергенцию, отличающуюся широтой охвата параметров, интенсивностью взаимодействия, и обеспечивающую новые перспективы технического и научного прорыва. Конвергентное образование призвано подготовить выпускника к успешному функционированию в мире конвергентных технологий, следовательно необходимо переструктурировать образовательную среду, чтобы создать эффект подобия ее реальной жизни. В ней освоение учебного материала будет сочетаться с познанием мира как единого целого.

В трудах Аристотеля целостный Космос не разделялся на отдельные области знаний. После крупных открытий в астрономии стал использоваться идеал естествознания, в котором, наряду с внедрением экспериментальных практик, глобальной математизацией, установились жесткие междисциплинарные границы. Отдельные научные школы доказывали необходимость интегрированного обучения. Масштабные межотраслевые проекты (кибернетический, ядерный, ракетостроительный и др.) актуализировал междисциплинарный синтез.

Конвергентный подход в образовании является продолжением, новым витком, межпредметной интеграции на уровне их взаимопроникновения и взаимовлияния. При этом учитель и обучающийся становятся партнерами в изучении мира. Ученику комфортно в виртуальном пространстве, но и там нужна помощь учителя в выстраивании безопасного маршрута. Чтобы построить конвергентный образовательный процесс, нужна целевая подготовка педагогов. Построение модели конвергентного повышения квалификации позволило выделить концептуальные основы и методические приоритеты соответствующих дополнительных профессиональных программ. Опирается обучение слушателей на сформированные универсальные учебные действия, метапредметные навыки, ИКТ-компетентность. Образовательный процесс характеризуется междисциплинарным синтезом естественно-научного и гуманитарного знания; активной сетевой коммуникацией; педагогическим моделированием и конструированием; исследованиями и проек-

тированием. По аналогии с НБИКС внедряется ПКИП-конвергенция, как синтез педагогических, когнитивных, информационно--коммуникативных и психологических технологий. Создается конвергентная образовательная среда. В процессе повышения квалификации педагоги знакомятся с перспективными конвергентными практиками общеобразовательных организаций. Отдельным модулем изучается STEM-образование. В межкурсовой период педагоги привлекаются в STEM-центр для неформального конвергентного обучения. По результатам онлайн-опроса слушателей конвергентного повышения квалификации можно сделать вывод о целесообразности такой организации дополнительного профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Федчук, Д. А. Смысл «единого» у Аристотеля. / Д. А. Федчук. - Текст : электронный // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия: Философские науки. - 2019. - № 3. - С. 140-153 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysly-edinogo-u-aristotelya (дата обращения: 16.08.2021).

2. Гусарова, Ю. В. Комплексная система обучения в учреждениях среднего профессионального образования в первой половине ХХ века: понятие, сущность / Ю. В. Гусарова. -Текст : электронный // Ноосфера. - 2017. -URL: https://noosphere.ru/pubs/104264 (дата обращения: 15.05.2021).

3. Новиков, А. М. Развитие отечественного образования: Полемические размышления / А. М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2005. -176 с. - Текст : непосредственный.

4. Каргина, З. А. Конвергентный подход в образовании: новый виток спирали развития (обзор научно-педагогических исследований разных лет) / З. А. Каргина. - Текст : электронный // ГБПОУ «Воробьевы горы». - 2020. -URL: https://prodod.moscow/archives/17746 (дата обращения: 27.05.2021).

5. Логика конвергентного подхода в московском образовании / Т. Г. Новикова, М. Н. Лазу-това, К. А. Скворчевский, О. Н. Сусакова ; под. ред. А. И. Рытова. - Москва : ГАОУ ДПО МЦРКПО, 2018 - 76 с. - Текст : непосредственный.

6. Новиков, А. П. Конвергенция образовательных программ бакалавриата / А. П. Нови-

ков. - Текст : непосредственный // Ученые записки ЗабГУ. - 2017. - Т. 12, № 5. - С. 20-26.

7. Манако, А. Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации / А. Ф. Ма-нако, А. С. Воронкин. - Текст : непосредственный // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17. - С. 487-521.

8. Куркин, Е. Современным детям - конвергентное образование / Е. Куркин. - Текст : электронный // Образовательная политика. -2011. - № 3 (53). - С. 45-52. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennym-detyam-konvergentnoe-obrazovanie/viewer (дата обращения: 15.05.2021).

9. Капранов, В. К. Конвергенция образования / В. К. Капранов, М. Н. Капранова. - Текст : непосредственный // Всё для администратора школы! - 2016. - № 3. - С. 2-3.

10. Исмагилов, Р. М. О конвергентном образовании / Р. М. Исмагилов. - Текст : электронный // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 351-355. -URL: http://e-koncept.ru/2015/85071.htm (дата обращения: 15.05.2021).

11. Свечкарев, В. П. Конвергентное образование на основе когнитивных технологий / В. П. Свечкарев. - Текст : непосредственный // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 1. -Ч.2.- С. 2007-2015.

12. Блинова, Т. Л. Конвергентный подход в обучении / Т. Л. Блинова. - Текст : электронный // Научная электронная библиотека «Ки-берЛенинка» - 2018. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/konvergentnyy-podhod-v-obuchenii (дата обращения: 15.05.2021).

References:

1. Fedchuk, D. A. Aristotle's meaning of "one" [Smysl "edinogo" u Aristotelya], Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences. 2019, No. 3, pp. 140-153. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 smysly-edinogo-u-aristotelya (accessed date: 08/16/2021).

2. Gusarova, Yu. V. Complex system of training in institutions of secondary vocational education in the first half of the twentieth century: concept, essence [Kompleksnaya sistema obucheniya v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya v pervoj polovine HKH veka: Ponyatie, sushchnost'], 2017. Available at: https://noosphere.ru/pubs/104264 (accessed date: 08/15/2021).

3. Novikov, A. M. The development of domestic education: Polemic reflections [Razvitie otech-estvennogo obrazovaniya: Polemicheskie razmysh-leniya], Moscow: Publishing house "Egves", 2005. 176 p.

4. Kargina, Z. A. Convergent approach in education: a new round of the spiral of development (review of scientific and pedagogical research in different years) [Konvergentnyj podhod v obra-zovanii: novyj vitok spirali razvitiya (obzor nauch-no-pedagogicheskih issledovanij raznyh let)], GBPOU "Vorobyovy gory", 2020. Available at: https://prodod.moscow/archives/17746 (accessed date: 07/25/2021).

5. Novikova, T. G., Lazutova, M. N., Skvor-tchevsky K. A., Susakova O. N. The logic of the convergent approach in Moscow education [Logika konvergentnogo podhoda v mos-kovskom obrazovanii], ed. by A. I. Rytov. Moscow, 2018.76 p.

6. Novikov, A. P. Convergence of bachelor's degree programs [Konvergenciya obrazovatel'nyh programm bakalavriata], Scientific notes of Zab-SU, 2017, Vol. 12, No. 5, pp. 20-26.

7. Manako, A. F., Voronkin, A. S. ICT in education: evolution, convergence and innovation [IKT v obrazovanii: evolyuciya, konvergenciya i

innovacii], Educational technologies and society, 2014, Vol. 17, pp. 487-521.

8. Kurkin, E. Modern children-convergent education [Sovremennym detyam - konvergentnoe obra-zovanie], Educational policy, 2011, No. 3 (53), pp. 45-52. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennym-detyam-konvergentnoe-obrazovanie/viewer (accessed date: 05/15/2021).

9. Kapranov, V. K., Kapranova, M. N. Convergence of education [Konvergenciya obrazovaniya], Everything for the school administrator, 2016, No. 3, pp. 2-3.

10. Ismagilov, R. M. Convergent education [kon-vergentnom obrazovanii], Concept, 2015, Vol. 13, pp. 351-355. Available at: http://e-koncept.ru/2015/ 85071.htm (accessed date: 05/15/2021).

11. Svechkarev, V. P. Convergent education based on cognitive technologies [Konvergentnoe obrazovanie na osnove kognitivnyh tekhnologij], Engineering Bulletin of the Don, 2015, No. 1, Part 2, pp. 2007-2015.

12. Blinova, T. L. Convergent approach in training [Konvergentnyj podhod v obuchenii], Scientific electronic library "CyberLeninka", 2018. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 konvergentnyy-podhod-vobuchenii (accessed date: 05/15/2021).

Образец для цитирования статьи:

Волобуева, Т. Б. Конвергентное повышение квалификации педагогических кадров / Т. Б. Волобуева. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 3 (48). - С. 24-33.

Example for article citation:

Volobueva, T. B. Convergent advanced training of educators [Konvergentnoe povyshenie kvali-fikacii pedagogicheskih kadrov], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 3 (48), pp. 24-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.