Научная статья на тему 'Контуры современной тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации'

Контуры современной тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
тариф / тарифная политика / цифровизация / водоснабжение / водоотведение / регулирование / инвестиции / tariff / tariff policy / digitalization / water supply / water disposal / regulation / investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. В. Мартыненко

В статье рассмотрены современные подходы к тарифной политике в водоснабжении и водоотведении в Российской Федерации, показана противоречивость в ее реализации, связанная с разнонаправленностью интересов. С одной стороны, Правительство РФ демонстрирует свое стремление к социальной справедливости и учету интересов потребителей, пытаясь ограничить рост тарифов. С другой стороны, состояние систем водоснабжения и водоотведения в стране требует модернизации и привлечения значительных инвестиций, что неизбежно ведет к росту тарифов. Раскрыт современный механизм формирования тарифов в условиях цифровизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Т. В. Мартыненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTOURS OF MODERN TARIFF POLICY IN THE FIELD OF WATER SUPPLY AND WATER DISPOSAL IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses modern approaches to the tariff policy in water supply and sanitation in the Russian Federation, shows the inconsistency in its implementation, associated with the divergence of interests. On the one hand, the Government of the Russian Federation demonstrates its desire for social justice and taking into account the interests of consumers, trying to limit the growth of tariffs. On the other hand, the state of water supply and sanitation systems in the country requires modernization and attracting significant investments, which inevitably leads to an increase in tariffs. The modern mechanism of tariff formation in the conditions of digitalization of the economy is disclosed.

Текст научной работы на тему «Контуры современной тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации»

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00022

Т.В. Мартыненко - д.э.н., проф. кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, tignatova@aaanet.ru,

T.V. Martynenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Theory and Entre-preneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ CONTOURS OF MODERN TARIFF POLICY IN THE FIELD OF WATER SUPPLY AND WATER DISPOSAL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к тарифной политике в водоснабжении и во-доотведении в Российской Федерации, показана противоречивость в ее реализации, связанная с разнонаправ-ленностью интересов. С одной стороны, Правительство РФ демонстрирует свое стремление к социальной справедливости и учету интересов потребителей, пытаясь ограничить рост тарифов. С другой стороны, состояние систем водоснабжения и водоотведения в стране требует модернизации и привлечения значительных инвестиций, что неизбежно ведет к росту тарифов. Раскрыт современный механизм формирования тарифов в условиях цифровизации экономики.

Annotation. The article discusses modern approaches to the tariff policy in water supply and sanitation in the Russian Federation, shows the inconsistency in its implementation, associated with the divergence of interests. On the one hand, the Government of the Russian Federation demonstrates its desire for social justice and taking into account the interests of consumers, trying to limit the growth of tariffs. On the other hand, the state of water supply and sanitation systems in the country requires modernization and attracting significant investments, which inevitably leads to an increase in tariffs. The modern mechanism of tariff formation in the conditions of digitalization of the economy is disclosed.

Ключевые слова: тариф, тарифная политика, цифровизация, водоснабжение, водоотведение, регулирование, инвестиции

tariff, tariff policy, digitalization, water supply, water disposal, regulation, investments

Keywords: tariff, tariff policy, digitalization, water supply, water disposal, regulation, investments

В последнее время в экспертном сообществе и в Правительстве Российской Федерации активно обсуждается проблема формирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом, и в водоснабжении и водоотведении, как важных ее составляющих. Высокая степень износа основных фондов, несовершенный механизм инвестирования, отсутствие ясных и прозрачных критериев формирования тарифов делают особенно актуальной данную область исследования.

Водоснабжение позволяет обеспечить различных потребителей водой. Система водоснабжения состоит из множества различных элементов: рек, искусственных и подземных водоемов, инженерных сооружений и технологических устройств, способствующих передаче и хранению воды, доставке ее потребителям [1, С.9.].

Водоотведение обеспечивает прием и очистку воды [2].

О важности данного направления для экономики Российской Федерации говорят следующие цифры: численность населения, использующего водоснабжение составляет 116 млн.чел.; водоотведение - 91 млн. чел.; протяженность сетей - 763 тыс.км. [3].

В настоящее время данная сфера испытывает серьезные проблемы, так как ухудшилось качество воды, устарели сооружения, снизилась эффективность управления и финансирования. Потребители услуг водоснабжения и водоотведения жалуются на постоянный и бесконтрольный рост тарифов. Дело в том, что законодательные акты, которые были приняты в 1990-е годы позволяли региональным и местным органам власти повышать тарифы, превышающие предельно допустимые Правительством Российской Федерации значения.

Так как услуги предоставляются локальными монополиями, то рыночное ценообразование становится невозможным. Поэтому регулирование тарифов осуществляется на всех уровнях управления: федеральном, в субъектах РФ и на муниципальном. В связи с важностью данной сферы для потребителей в настоящее время возникла потребность навести порядок в тарифном регулировании, установить четкие и прозрачные правила и процедуры тарифного регулирования, предотвратить необоснованный рост тарифов, устранить большую разницу в тарифах между различными субъектами РФ и муниципальными образованиями, внедрить новые правила установления сбытовых надбавок, гарантирующих поставщикам получение прибыли в сфере водоснабжения и водоотведения, сформировать механизм долгосрочного тарифного регулирования.

Изучение предлагаемого Правительством РФ механизма тарифного регулирования, формирование современных и научно обоснованных представлений о данном вопросе, разработка предложений по его совершенствованию являются целью данной статьи.

Методологические и теоретические вопросы формирования механизма государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства затронуты в работах российских авторов Ряховской А.Н., Таги-Заде Ф.Г., Королева В.Г., Афанасьева В.Н. , Журавлева С.А.

Тарифное регулирование включает в себя разработку политики, определение целей, задач, принципов и методов регулирования, создание органов регулирования.

Основной целью тарифного регулирования на современном этапе является защита интересов населения и достижение баланса интересов потребителей и поставщиков ресурсов.

Задачи тарифного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения - это модернизация правового регулирования тарифов с учетом формирования цифровой экономики, в частности, автоматизация контроля при принятии тарифных решений; повышение эффективности деятельности естественных монополий, в том числе посредством принятия Федерального закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов); противодействие необоснованному росту тарифов и единообразие практики их установления (только за 2018 год ФАС было выявлено более 17,5 млрд рублей экономически необоснованных средств в тарифах); введение метода эталонных затрат в сферах водоснабжения и водоотведения; либерализация тарифов; повышение качества услуг в регулируемых отраслях.

Регулирование тарифов осуществляется на базе следующих принципов: соблюдение баланса интересов потребителей и производителей услуг; доступность услуг различным категориям потребителей; стабильность и долгосрочность тарифного регулирования; устранение убыточности и возможность эффективного функционирования предприятий данного сектора; установление такого уровня тарифов, который бы позволил предприятиям осуществить реализацию инвестиционных и производственных и программ; стимулировал их к снижению затрат и повышению качества предоставляемых услуг, внедрению в производство энергосберегающих технологий; создание условий для привлечения частных инвестиций в целях модернизации; государственная поддержка; прозрачность при формировании тарифов; согласованность тарифной политики в водоснабжении и водоот-ведении с другими отраслями экономики; стандартизация и регламентация; усиление контроля и постоянный мониторинг.

Регулирующим органом на федеральном уровне является ФАС, а в регионах это могут быть министерства, департаменты комитеты.

Тарифное регулирование в РФ опирается на ряд действующих законодательных актов.

В последнее время в Российской Федерации был принят ряд документов, направленных на совершенствование тарифного регулирования. Правительством РФ принята дорожная карта, которая включает в себя девять мероприятий по совершенствованию тарифного регулирования в сфере ЖКХ, состоящая из трех бло-ков[4].

Первый блок включает методологию применения стандартов в жилищно-коммунальном хозяйстве путем разработки и принятия нормативного правового акта. В него войдут данные о регулируемых организациях, порядок введения в субъектах РФ данного документа.

Во втором блоке предусмотрены рекомендации по использованию метода сравнения аналогов (эталонного метода) при расчете тарифов для компаний.

Третий - предусматривает развитие компьютеризации тарифного регулирования жилищно-коммунальных услуг.

По мнению властей, это сделает коммунальную систему открытой для потребителей, повысит прозрачность и эффективность нормативных решений. Предполагается, что в будущем тарифное регулирование будет контролироваться искусственным интеллектом, элементы которого планируется внедрить в этой области.

В связи с тем, что в сфере водоснабжения и водоотведения существует ряд серьезных проблем, то подходить к совершенствованию тарифного регулирования в данном направлении, на наш взгляд, нужно очень осторожно и взвешенно, чтобы не стимулировать банкротство ресурсоснабжающих организаций.

Серьезной проблемой данной отрасли является то, что она является капиталоемкой и окупаемость в ней составляет от 10 до 30 лет, что тормозит инвестиции в нее.

Другой ограничивающий развитие отрасли фактор - это рост затрат на электроэнергию, которая увеличивает себестоимость водоотведения, так как тарифы на электроэнергию формируются на свободном рынке.

Не менее важной проблемой является низкая фондоотдача в отрасли. В электроэнергетике фондоотдача составляет 13%, в теплоснабжении 1,5%, в водоснабжении - 0,5%. Это приводит к тому, что на одну 1000 стоимости основных фондов получается только 500 рублей дохода, даже не прибыли, а дохода.

К проблемам в водоснабжении и водоотведении в Российской Федерации Е.В. Довлатова относит также устаревшую водопроводную инфраструктуру, некачественную питьевую воду, плохую очистку сточных вод, низкую эффективность водопотребления и неполное финансирование коммунального хозяйства [5, С.17-19].

Сейчас в Российской Федерации в системах водоснабжения и водоотведения в плохом состоянии находятся большинство коммуникаций. В замене нуждается 43,7% водопроводных сетей общей протяженностью 252,4 тыс. км. и 44,5% канализационных сетей общей протяженностью 87 тыс. км., а доля воды, которая соот-

ветствует нормативам составляет только 60,4% к общему количеству питьевой воды, подаваемой потребителям. [6, С.38].

Решение вышеназванных проблем требует огромных инвестиций в данную сферу. Следует обратить внимание на то, что основная часть инвестиций в водоснабжение и водоотведение финансируется в большей части за счет средств из бюджетов различных уровней. Инструментом финансирования выступают целевые или инвестиционные программы, средства Фонда содействия реформированию ЖКХ. В соответствии с оценкой Национального центра ГЧП для реализации инфраструктурных проектов из государственных и целевых федеральных программ предусмотрены расходы в размере 800-900 млрд руб. на период 2018-2020 годов, а на 2022-2025 годы предусмотрено 20-30 млрд руб. [7]. В среде специалистов распространенным является представление, что решить проблемы только за счет государственных и муниципальных инвестиций невозможно, а нужно шире привлекать инвестиции из частного сектора. Следует отметить, что в последние годы стала расти доля частных предприятий в данной сфере. Все более широкое распространение получает государственно-частное партнерство, которое направлено на развитие долгосрочного сотрудничества между государством и бизнесом. В России в сентябре 2019 года была создана платформа поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА», которая должна способствовать привлечению частных партнеров и оценке предлагаемых к реализации проектов[8].По данным Национального центра ГЧП распределение инфраструктурных инвестиций Российской Федерации в отраслевом разрезе за 2006-2016 гг. выглядит следующим образом: на транспорт приходится 47% всех инвестиций, на энергетику - 36%, на информационно-коммуникационные технологии -14%, а на водоснабжение и водоотведение лишь3%[7]. К крупным проектам в сфере водоснабжения и водоотведения за последние несколько лет можно отнести строительство и реконструкцию канализационного коллектора в г. Симферополе с объемом инвестиций 11353,6 млн. руб. и реконструкцию тоннельного водовода Южного берега Крыма с объемом инвестиций 8557,4 млн. руб.

Для стимулирования применения механизмов ГЧП в водоснабжении и водоотведении необходимо создание такого тарифного регулирования, которое бы учитывало инвестиционную составляющую в тарифах, что неизбежно приведет к их росту.

Следует отметить, что большую работу по совершенствованию механизма привлечения инвестиций в водоснабжение и водоотведение проводит Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения. В 2019 году ими совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с целью оценки качества и безопасности питьевой воды и выявления финансовых потребностей субъектов РФ в модернизации коммунальной инфраструктуры была проведена инвентаризация объектов централизованных систем водоснаб-жения[9].

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г № 1959 внесены изменения, которые дадут возможность субъектам РФ осуществлять финансирование разработки проектно-сметной документации на строительство новых объектов и их реконструкцию за счет средств государственных программ, а также возмещать ряд затрат инвесторов по концессионным соглашениям [10].

В рамках процедуры по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулятор проводит анализ деятельности регулируемой организации, в частности оценивает экономическую обоснованность затрат, возмещение которых планируется за счет тарифа.

Анализ осуществляется на основе материалов, предоставляемых регулируемой организацией при подаче предложения об установлении тарифа. Так, в сфере водоснабжения и водоотведения предложение помимо заявления и расчета тарифа на основе прогноза расходов и объема оказываемых услуг должно включать:

• копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности;

• копии решений об утверждении учетной политики с приложениями;

• бухгалтерскую и статистическую отчетность предприятия;

• производственную и инвестиционную программу;

• список договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности;

• расчет дополнительно полученных доходов, недополученных доходов и/или понесенных расходов, не учтенных в предыдущем периоде регулирования;

• материалы, обосновывающие возникновение экономии средств и отсутствие нарушений требований инвестиционной или производственной программ при возникновении экономии средств;

• копии договоров о поставке сырья, материалов, топлива и других ресурсов, аренде, выполнении работ, оказании услуг.

В настоящее время осуществляется цифровизация тарифного регулирования. Была создана единая информационная система (ЕИАС). Система введена в промышленную эксплуатацию в декабре 2006 г. в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.12.2006 № 250а. После ее ликвидации система была передана в ведение Федеральной антимонопольной службы России.

Единая информационная система обеспечивает информационное взаимодействие Федеральной антимонопольной службы России с региональными органами исполнительной власти в сфере тарифного регулирования, а также регулируемыми организациями. По данным официального сайта единой информационной си-

стемы, по состоянию на конец октября 2018 г. к системе было подключено 92% всех регулируемых организаций из 18 тыс.

Подключение к системе позволяет регулируемым организациям и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов сдавать отчетность, которая собирается Федеральной антимонопольной службой России в рамках мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Для этих целей предусмотрен программный модуль «ЕИАС Мониторинг», с помощью которого возможно осуществлять коммуникацию с Федеральной антимонопольной службой России, в том числе получать запросы на предоставление информации, осуществлять отправку отчетов, а также получать актуальную информацию о статусе направленной отчетности и сообщений. [11].

При этом отдельные субъекты Российской Федерации инициировали создание за счет собственных средств региональных информационных систем.

Рассматривая основы государственной политики в сфере тарифного регулирования в Российской Федерации, мы пришли к выводу, что на протяжении последних лет тарифы в Российской Федерации росли, зачастую опережая инфляцию в стране. Тарифы на питьевую воду выросли, начиная с 2010 г. по настоящее время почти в два раза. В частности, с 1 июля 2020 года для москвичей вырастут тарифы на холодную питьевую воду и на водоотведение (канализацию) вместо 3,4% на 4,5 %.[12].

Несмотря на то, что на федеральном уровне принимаются решения об ограничении роста тарифов и существуют предельные индексы роста тарифов. Например, пороговые значения предельных индексов для Омской области на 2019 год составили - 1,7 % - на 1-е полугодие (к декабрю 2018 года) и 4,6 % - на 2-е полугодие (к январю 2019 года). Однако, в той же Омской области, в Калачинском муниципальном районе во 2-м полугодии 2019 г. Размер тарифа вырос на 10,8 %. Это стало возможно благодаря тому, что представительный орган муниципального образования принял такое решение, обосновав его необходимостью в реализации на территории района инвестиционной программы теплоснабжающей организации [13].

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время размер тарифа рассчитывается для каждого ресурсоснабжающего предприятия. При этом нужно иметь в виду, что на развитие каждого предприятия влияют разнообразные факторы: объем предоставляемых услуг (тариф уменьшается при большем объеме); длина сетей, которыми владеет организация; энергоемкость оборудования; состояние сетей и степень их изношенности; объем услуг.

Поэтому сравнивать размер тарифов различных организаций довольно сложно, так как у каждой организации будет собственный набор факторов, которые оказывают влияние на размер тарифа.

Различия существуют и по субъектам Российской Федерации. В таком субъекте, как Республика Крым в настоящее время существуют особенности в применении законодательства Российской Федерации в сфере регулирования тарифов в водоснабжении и водоотведении. Это объясняется тем, что необходимо осуществить постепенный переход Республики Крым и г. Севастополь к общероссийской системе тарифного регулирования.

В процессе исследования нами были получены следующие результаты и определены направления совершенствования в сфере тарифного регулирования в Российской Федерации:

С учетом основных направлений государственной политики в области развития конкуренции и установления тарифов предусматривается:[14].

- поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности;

- законодательное закрепление потребительских прав на осуществление общественного контроля на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроль за их выполнением;

- определение принципов государственного регулирования цен (тарифов) с использованием в качестве приоритетного метода сопоставимых рынков и долгосрочного периода регулирования (не менее пяти лет);

- закрепление единой процедуры досудебного рассмотрения споров, касающихся определения

и (или) применения регулируемых цен (тарифов).

Отсутствие общих правил и процедур для принятия решений по тарифам и решений по тарифным спорам приводит к тарифной дискриминации.

Сложность структуры тарифов, в которой разобраться обычному потребителю практически невозможно, что вызывает недоверие к прозрачности формирования тарифов у населения и других категорий потребителей.

Для улучшения ситуации на федеральном уровне предложено ввести систему эталонных затрат, которая предполагает систематизацию организаций, работающих в данной сфере по группам и ориентацию их работы по эталону, что может привести к краху тех организаций, которые будут работать хуже эталона и, следовательно, не получат прибыли. Я бы осторожно отнесся к внедрению данного принципа, так как банкротство данных предприятий может привести к коллапсу всей системы водоснабжения, быстро их заменить другими предприятиями не удастся.

Необходима прозрачность и открытость при формировании инвестиционных программ для потребителя, ясное понимание того, какие затраты могут войти в тариф при модернизации систем водоснабжения и водо-отведения. Должно быть тесное взаимодействие между регулирующими органами, местными властями и ресур-

соснабжающими организациями, а также потребителями. Для повышения доверия со стороны потребителей на наш взгляд возможно введение общественного слушания перед утверждением тарифов.

1. Необходима система социальных льгот для особо уязвимых категорий граждан при осуществлении государственного регулирования тарифов.

2. Проверка всех статей расходов организаций водоснабжения и водоотведения, эффективность которых вызывает у контролирующих органов сомнения, что позволит снизить рост тарифов, но не повлияет на инвестиционные программы предприятий и позволит им работать в нормальном режиме. Для этого, по мнению Елены Довлатовой, необходимо описать и оцифровать технологические процессы ресурсос-набжающих организаций [15].

3. Среди мер, направленных на совершенствование тарифного регулирования в водоснабжении и водо-отведении в ближайшей перспективе, практики предлагают также следующие [16]: совершенствование методологии и практики применения сметных нормативов определения стоимости реконструкции/модернизации объектов водного хозяйства; отказ от применения организациями водного хозяйства стандартизированных ставок на подключение; пересмотр строительных норм и правил, в том числе исключение избыточного резервирования мощностей; обязательное включение в тариф вновь возникающих обязательств; внедрение иных кроме концессии механизмов государственно-частного партнерства; повышение энергоэффективности и ориентация на ресурсосбережение; создание российских образцов оборудования; совершенствование технического нормирования; распространение позитивного имеющегося опыта в отрасли и современных водных технологий для всех видов водопользования через выставки, форумы; совершенствование технических регламентов.

Источники:

1. Сомов, М. А. Квитка Л.А. Водоснабжение: - М.: ИНФРА-М, 2007, 287 с.

2. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении"// КонсультантПлюс.

3. Водные ресурсы - национальные приоритеты и задачи. Новые точки экономического и технологического развития водохозяйственного комплекса. Сайт Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения // URL: https://www.raww.ru (дата обращения: 20.01.2020).

4. План мероприятий («Дородная карта») перехода к применению при установлении тарифов в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения метода сравнения аналогов с использованием значений эталонных затрат // Консультантплюс. URL: http://www.consultant.ru/law/review/207375487.html/ (дата обращения 12.12.2019).

5. Довлатова Е.В. Водопроводно-канализационный комплекс Российской Федерации: текущее состояние, тенденции, перспективы, развитие // Сборник выступлений на конференции "Водоснабжение крупных городов на примере Москвы: вызовы времени и пути развития". Москва, 30 октября 2014 г.

6. Исследование практики и складывающихся тенденций привлечения инвестиций в централизованные системы водоснабжения и водоотведения путем реализации концессионных соглашений в отношении таких систем, в том числе в малых муниципальных образованиях. М. 2018 // URL: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/investicii_koncessionnye_soglasheniya_viv.pdf (дата обращения: 29.01.2020).

7. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. - М. 2018 г. // URL: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf (дата обращения: 29.01.2020).

8. Итоги 2019 года // Платформа поддержки инфраструктурных проектов. URL: https://rosinfra.ru/news/cem-zapomnilsa-2019-god-proekty-konkursy-zakonodatelstvo-trendy (дата обращения: 28.01.2020).

9. Новогоднее обращение исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елены Довлатовой к отраслевому сообществу // URL: https://raww.ru/pressroom/association-news/1227-novogodnee-obrashhenie-ispolnitelnogo-direktora-rossijskoj-assocziaczii-vodosnabzheniya-i-vodootvedeniya-elenyi-dovlatovoj-k-otraslevomu-soobshhestvu.html (дата обращения: 30.01.2020).

10. Расширены возможности использования бюджетных средств из федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» // URL: https://raww.ru/pressroom/association-news/1229-rasshirenyi-vozmozhnosti-ispolzovaniya-byudzhetnyix-sredstv-iz-federalnyix-proektov-«chistaya-voda»-i-«ozdorovlenie-volgi».html (дата обращения: 30.01.2020).

11. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2018 г. № 390 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71814136/ (дата обращения: 11.10.2019)

12. Тарифы на холодную воду в 2020 году для населения Москвы вырастут выше, чем планировалось ранее // URL: https://www.dom-i-dvor.info/news/tarifyh-na-kholodnuyu-vodu-v-2020-godu-dlya-naseleniya-moskvyh-vyhrastut-vyhshe-chem-planirovalos-ranee (дата обращения: 31.01.2020).

13. Тарифы в вопросах и ответах. Официальный портал Правительства Омской области // URL: http://rec.omskportal.ru/oiv/rec/etc/Questions7print (дата обращения: 31.01.2020).

14. Национальный план развития конкуренции, утвержденный Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 //. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/42622 (дата обращения 11.10.2019).

15. Из-под одной гребенки: Минстрой заблокировал эталонные тарифы ЖКХ // URL:

16. https://iz.ru/947137/mariia-perevoshchikova/iz-pod-odnoi-grebenki-minstroi-zablokiroval-etalonnye-tarify-zhkkh (дата обращения:31.01.2020).

Sources:

1. Somov, M. A. Kvitka L.A. Water supply: - M .: INFRA-M, 2007, 287 p.

2. Federal Law of December 7, 2011 N 416-ФЗ (as amended on December 25, 2018) "On Water Supply and Sanitation" // Consultant Plus.

3. Water resources - national priorities and tasks. New points of economic and technological development of the water sector. The site of the Russian Association of Water Supply and Sanitation // URL: https://www.raww.ru (accessed: 01.20.2020).

4. The action plan ("Prudential Card") of the transition to the application of tariff comparison in the areas of water supply, sanitation and heat supply by comparing analogs using the values of reference costs // Consultant plus. URL: http://www.consultant.ru/law/review/207375487.html/ (accessed 12.12.2019).

5. Dovlatova EV The water supply and sewage complex of the Russian Federation: current status, trends, prospects, development // Collection of speeches at the conference "Water supply of large cities on the example of Moscow: challenges of time and development paths". Moscow, October 30, 2014.

6. A study of the practice and emerging trends in attracting investment in centralized water supply and sanitation systems through the implementation of concession agreements with respect to such systems, including in small municipalities. M. 2018 // URL: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/investicii_koncessionnye_soglasheniya_viv.pdf (accessed: 01.29.2020).

7. Draft national report on attracting private investment in infrastructure development and the application of public-private partnership mechanisms in the Russian Federation. - M. 2018 // URL: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf (accessed: 01.29.2020).

8. Results of 2019 // Infrastructure project support platform. URL: https://rosinfra.ru/news/cem-zapomnilsa-2019-god-proekty-konkursy-zakonodatelstvo-trendy (accessed: 01/28/2020).

New Year's address of the Executive Director of the Russian Association of Water Supply and Sanitation Elena Dovlatova to the industry community // URL: https://raww.ru/pressroom/association-news/1227-novogodnee-obrashhenie-ispolnitelnogo-direktora-rossijskoj-assocziaczii-vodosnabziya i-vodootvedeniya-elenyi-dovlatovoj-k-otraslevomu-soobshhestvu.html (accessed: 01/30/2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Enhanced opportunities for using budget funds from the federal projects "Clean Water" and "Volga Health Improvement" // URL: https://raww.ru/pressroom/association-news/1229-rasshirenyi-vozmozhnosti-ispolzovaniya-byudzhetnyix-sredstv-iz -federalnyix-proektov- "chistaya-voda" -i- "ozdorovlenie-volgi" .html (accessed: 01/30/2020).

11. Decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2018 No. 390 "On amendments to some acts of the Government of the Russian Federation" // Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71814136/ (accessed: 10/11/2019)

12. Tariffs for cold water in 2020 for the population of Moscow will grow higher than previously planned // URL: https://www.dom-i-dvor.info/news/tarifyh-na-kholodnuyu-vodu-v-2020- godu-dlya-naseleniya-moskvyh-vyhrastut-vyhshe-chem-planirovalos-ranee (accessed: 01/31/2020).

13. Rates in questions and answers. The official portal of the Government of the Omsk Region // URL: http://rec.omskportal.ru/oiv/rec/etc/Questions?print (accessed date: 01/31/2020).

14. The National Plan for the Development of Competition, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated December 21, 2017 No. 618 //. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/42622 (accessed October 10, 2019).

15. From under one comb: The Ministry of Construction has blocked the benchmark housing and communal services //

URL:

https://iz.ru/947137/mariia-perevoshchikova/iz-pod-odnoi-grebenki-minstroi-zablokiroval-etalonnye-tarify-zhkkh (accessed: 01/31/2020).

16. Sambursky G.A. The tasks of industry conferences in the framework of the implementation of the Federal projects of water orientation // URL: http://pump.ru/assets/files/_site/informacia/news/2019/new03_2019/001_011019_sambursky_01.pdf (accessed: 01/31/2020)

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00023

Л.Г. Матвеева - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н., Южный федеральный университет, главный научный сотрудник, Российский информационно -аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр, Россия, matveeva_lg@mail.ru

L.G. Matveeva - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University, principal research worker, Russian Information-Analytic and Research Water Economy Centre, Russia;

О.А. Чернова - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н., Южный федеральный университет, ведущий научный сотрудник, Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр, Россия, chernova.olga71@yandex.ru,

O.A. Chernova - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University, chief research worker, Russian Information-Analytic and Research, Water Economy Centre, Russia.

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ PROBLEM OF RATIONAL DISTRIBUTION AND USE OF TRANSBOUNDARY WATER RESOURCES

Аннотация. В рамках реализуемой в настоящее время в России парадигмы ресурсосбережения и ре-сурсоэффективности, в том числе в отношении потребления базовых системообразующих ресурсов, применение экономических методов управления ограниченными водными ресурсами трансграничных территорий (рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.