Научная статья на тему 'Концессионные соглашения в России: экономическая ретроспектива'

Концессионные соглашения в России: экономическая ретроспектива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писчиков Петр Иванович

В настоящей статье рассмотрен вопрос применения концессионных соглашений в России периода СССР. Анализ экономической ретроспективы является одним из базисных для выстраивания будущих стратегий развития экономики страны в целом и отдельных регионов, в частности, на основе применения механизма концессии. Устойчивое развитие подразумевает принятие стратегических решений, являющихся основой для реализации конкретных проектов и решения прикладных задач. Таким образом, для достижения устойчивого развития экономической сферы требуется разработка, адаптация и внедрение обоснованных стратегических решений, носящих как общий, так и «специальный» характер. Концессионные соглашения как один из механизмов общественно-государственно-частного партнерства способствуют обеспечению устойчивого развития экономики Российской Федерации в целом и Хабаровского края, в частности. Экономическая ретроспектива применения таких соглашений позволяет учитывать российский опыт при разработке, адаптации и внедрении этого механизма. Изучение этого опыта неизбежно окажет содействие в реализации плана концессионного сотрудничества на современном этапе развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концессионные соглашения в России: экономическая ретроспектива»

ПРЕДСТАВЛЯЮ К ЗАЩИТЕ

DOI

УДК

025.3

'тросп

В настоящей статье р ш в России периода СССР. из базисных для вы

цессии. Устойчивое являющихся основой дл задач. Таким образом,

частности, на основе одразумевает принятие

¿ретных проектов и _ устойчивого . и внедрение

экономики

механизма

экономической

устойчивого края в

> характер. К°нцессионм^1е согла-' партнерства

: Российской Федерации

шких соглашений позволяет учитывать российский опыт при ; адаптации и внедрении этого механизма. Изучение этого опыта неизбежно жет содействие в реализации плана концессионного сотрудничества на ном этапе развития экономики.

In this of the

whole and, i Sustainable implementin sustainable

the issue of the application of concession agreements in Russia in the is considered.. An analysis of the economic retrospective is one of the strategies for the development of the country's economy as a or individual regions through the use of a concession mechanism. implies the adoption of strategic decisions that are the basis for solving applied problems. Thus, in order to achieve it is necessary to develop, adapt and implement sound that are xeral and «special». Concession agreements as one of the

contribute to the sustainable development of the

of the Russian Federation in , retrospective application Russian experience in the development, adaptation and i The study of this experience will inevitably assist in the lan at the present stage of development,

territory, allows take into

the

mechanism. of the concession

economy.

Ключевые

спектива.

Keywords:,

концессионные

устойчивое

, agreements, sustainable development,

экономическая

Писчиков

Иванович - аспирант, (г. Хабаровск). Е-mail: Hschikov80@maH. ru

инстшуг управления-

В

госУдаРственно-частного партнерства

ставится вопрос ,

го развития. При этом главным условием участием в экономике страны. А

частного партнерства не вовлечены в

общества и государства в целях

гично устойчивость развития понимается в экономической деятельности. При этом

обладает большим потенциалом,

в

Российской Федерации, является

в

нем. Благополучие жизни людей вается на стабильно функционирующей экономике в целом и отдельных её отрас-

нахождение на одном неизменном не, а как постепенное неуклонное увеличение показателей, свидетельствующих о

решений, являющихся основой для лизации конкретных проектов и

для достижения устойчивого развития экономической сферы требуется ботка, адаптация и внедрение ванных стратегических р^ет^ щих как общий (макроэкономический),

Концессия (концессионные ния) является наиболее ной ф°рм°й г°сударственно-частного партнерства. Концессия представляет собой договорную форму отношений публично-прaвовог° о6разования в лице уполномоченного органа и го субъекта права (бизнеса). форма фиксации прав и обязанностей участников позволяет наиболее полно отразить интерес каждого из участников. Это обеспечивает «прозрачность» процесса выполнения проекта, реализуемо-концессии. Концессия для Федерации не является чем-то новым, неведомым. Россия на различных этапах своего развития применяла концессию для решения ряда

ных, экономических задач.

Целью настоящей статьи автором I

и

в

конкретных отраслях экономики) харак-

условиям устойчивого развития в мической сфере, является общественно-г°сУДaPственно"чaстное партнерство.

в России в исторического опыта концессионных

применения и адаптации в процессе :

является государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство ХарактериЗуетСя следующИм« 1)

и бизнеса; 2) во;амо:н:но только при обгиества и бизнесн; 3рр способнудаффек Однако, несмотря

период ее развития данный институт яв-

при уcловбб полоого и всесторон: следования «старого». Полное и

ализации концессионных соглашений; ре-

: соглашений.

Октябрьская социалистическая люция положила начало коренным нениям в экономике, политике, гии, т.е. во всех сферах государственной и общественной жизни.

В дореволюционный период иностранный капитал занимал значительное место в экономике страны. По данным, приведенным Л.Г. Ляндау, общая сумма

ности :

Несмотря на р всеми исследоват

м. [3]

цифрах

одна тенденция - значимость и рост иностранного капитала в экономике России в дореволюционный период.

Октябрьская революция, изменив

к

капиталов зарубежных стран составляла 1 млрд. 436 млн. 869,3 тыс. руб. В новом разрезе на иностранных сторов приходилось: французских - 648 089,7 тыс. руб.; английских - 500 563,7 тыс. руб.; немецких - 317475,7 тыс. руб.; бельгийских - 311 475,7 тыс. руб.; се-вероамеринских - 117 750 тыс. руб. В отраслевом разрезе на иностранный капитал приходилось (на юге России): 67% выплавки чугуна; 58% готовых изделий железодетальной промышленности; более 30% текстильной промышленности; около 60% добычи нефти. [1]

По мнению А.Г. Донгарова, доля

высокие показатели. Так, С.В. Зива, А.Г

более

капитала в экономике России к 1917 г. в размере 2 млрд. 7 млн. руб. странного капитала совокупно I

ла в 1914 г. - 43%, а в 1917 г. отраслевом разрезе приводятся

щие данные (табл. 1).

По данным В. Бутковского, в 1914 г.

решения вопроса иностранного ла в России.

Исследователями отмечается наличие в период начала 1920-х гг. примирительной позиции. Так, на международной конференции в Генуе и Гааге (апрель -июль 1922 г.) советская делегация высказывала предложение о передаче кон-^одввдгого и нaционaлбЗировaоног° имущества путем имущественной сдачи бывшим владельцам в концессию их бывших предприятий при условии предоставления кредитов для ния народного хозяйства, иностранной интервенцией. [4]

Таким образом, советское ство выступило за организацию концессии с прежними собственниками пред-

а определенных условиях. Кроме того, исследователи выделяют

. использования капиталов, опыта, кадрового потенциала

экономики. По мнению Л.Б. Красина, не-

идет ещё на костылях».

Таблица1

Размер

№ Отрасль экономики РаЗМеР "в™" НГб0 КаПИТаЛа

1 Горная промышленность 775

2 354

3 Химическая промышленность 80

4 Текстильная промышленность 126

5 Пищевая промышленность 36

6 Коммунальное хозяйство 229

7 Кредитные учреждения 225

8 Торговля 80

9 Транспорт и страхование 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

механизма

концессии

и

данным, составила тых руб. Ущерб от

В.И. Ленин в брошюре «Очередные за-одну из задач так: «Черпать обеими ру-

стало идеологической основой ] ствия с иностранными

Одним из модействия явилась политика

концес-

с

компаниями.

Концессионная политика советского госУдарства предполагала особое понимание концессии.

Концессия в концессионной политике означала предоставление государством иностранным фирмам во временное владение и пользование лесных, водных или земельных участков, включая богатства недр, для хозяйственного использования с прав°м привлечения рабочей сил^1. При

этом не делалось ной и и]

между мест-

гранной рабочей силой. Кроме того, в концессию включалось право пользования имеющейся инф;

труктурой

(пути сообЩенИя, порты, т.д.). Концессион

началось на ранних этапах существования Советского государств. Так первый документ о разрешении концессии был принят 4 февраля 1919 г. Данный документ определял предметом концессии Великий северный же-ЛезнодороЖН^1й ПуТь. По проекту трасса должна была соединить Обь через Котлас с Петроградом и Мурманском. Главным в допущении к реализации этого проекта, по мнению В.И. Ленина, являлись интересы развития производственных с^.

Г.В. Чичерин в 1919 г. выступал за предоставление ряду государств «лесн^1х и иных концессий».

В 1920 г. Курской комиссией тан проект постановления «Общие ципы и юридические условия концессии». 23 ноября 1920 Совет Народных комиссаров (далее - СНК) утвердил этот проект. "" 1921 г.

договоров». [7]

Целью концессии предполагалось усиление «крупного производства против

против отстaлог°, машинного против ручного». Так же В.И.

Ленин считал, что крупное производство способствует усилению г°судapственн0

ски арендатором части

собственности по договору на ( ный срок. В отношении определения отраслевой применимости концессии было определено условие - невозможность или трудность развития собственными силами (отсутствие квалифицированн^1Х специалистов, сырья, нехватка денежных средств). Впоследствии для реализации концессионного механизма был создан Концессионный комитет при Госплане (Главконцесском).

при этом наряду с концессиями допускались и другие формы участия иностранного капитала: смешанные общества и сдача в аренду предприятий.

Смешанные общества предусматривали владение государством средствами производства не менее, чем 50%. Это отличало смешанные общества от концессии, где такое требование не выдвигалось.

0, что концессии дадут большое число образцов^1Х приятий, стоящих на уровне ного передового капитализма, которые через несколько десятков лет перейдут государству целиком.

Большой практический вклад в развитие концессионной политики внесли В.И. Ленин, Л.Б. Красин, Г.В. Чичерин. Вклад Л.Б. Красина объясняется подготовкой организации промышленности в Германии и России.

Л.Б. Красин связывал концессионную политику с проблемой внешней ли. По его мнению, концессия ] на при условии развития экспорта. Он писал о том, что результаты концессии можно увидеть через несколько лет. Л.М. Карахан, заместитель наркома по иностранным делам, отмечал большую целесообразность концессий сроком на 5 - 7 лет с предварительным вложением в оборудование разработку и изыскание по сравнению с концессиями, которые без

заключению

прддвый результат. [9] Эвш он вывал опасность лесных концессий, т.к. считал, что лесные концессии оставляют пустое место без машин, фабрик или оборудования. Несмотря на эти опасения, лесные концессии были внедрены.

Кроме Л.М. Карахана, скептическое отношение к концессиям выражали Ф.Э. Дзержинский, который выступал исключительно за опору на собственные силы, и Г.Л. Пятаков, который высказывал осторожность по отношению к всякого рода соглашений с ми фирмами. Многими исследователями такие мнения выделяются как одна из причин сдерживающих развитие концессионной политики.

Другими причинами способствующими сдерживанию концессий, считают нераспорядительность государственн^1х органов, отсутствие опыта, недоверие к иностранным фирмам.

Исследователями отмечается принципиальная установка концессионной политики - не сдавать в концессию производственные объекты, недалеко от государ

возврата

находящиеся " границы.

обходимость ных долгов.

На делегация ] нив дополнительным мнением даче конфискованного и

в

расстроенного иностранной цией. Кроме того, был представлен <

в концессию и перечень усло-

в Генуе

завершилась

сотрудничества.

политика СССР в 1920-е гг. лась в общей концепции развития номики страны. Так, новое ление СНК о

XV

12 - 19 декабря

пятилетнего плана. Концессионные во-

и р

тате получила практическое :

В 1922 г. Главконцесскомом были подготовлены, а в последствии утверждены СНК списки концессий и акционерных обществ, которые поступили в Совет труда и обороны для реализации. Так, по состоянию на 2 декабря 1922 г. насчитывалось более 500 предложений: из Германии - 39%; из США - 13%, из Англии - 11%; из Франции - 9%.

Участие иностранн^1х фирм по етра-новому признаку обусловлен тем что принципиальным : онной политики было намерение ставить преимущество тем державам, которые были до революции собственниками предприятий.

На Гаагской конференции 1922 г.

Эта :

от этого предложения, ссылаясь на

концессионной политики, отметив необходимость утверждения плана кон-

ц В резнльтате 16 августа 1928 г. утвердил «Основн^1е положения, ляющие порядок осуществления концессионного дела в целом». Руководствуясь данным положением, было вано 207

По признаку принадлежности к ленному государству входили: США - 54;

: - 12.

По отраслям экономики ные предложения можно ровать: металлопромышленность - 26; добывающая и горнодобывающая - 21; торговля и регистрация иностранн^1х фирм - 19; коммунальное хозяйство - 16;

с

текстильная промышленность -15; химическая - 13; лесная и лесобумажная - 13; строительная и стройматериалы - 12.

Статистикой отмечено, что за период 1921 - 1929 гг. поступило 2670 жений, включая предложения по мощи. Наибольшую активность проявила Германия, затем США, Англия, Франция.

Отмечается серьезная работа концесскома по отбору концессионных предложений. Так, в 1921/22 гг. из 224

21 млн. руб.; «Тетюхе Майнинг - 4 млн. руб.; шведскую концессию АСЕА (электродвигатели) - 10 млн. руб. и СКФ (шарикоподшипники) - 4,2 млн. руб.

Успешность периода 1928/29 гг. характеризуется увелбчением концессий по сравнению с пр валовая продукция :

в промышленности в 1926/27 гг. 0,4%, в 1925/26 гг. - 0,3%. В 1924/25 гг. - 0,2%. Приведенные стати-

договоров; в 1922/23 гг., но 370 и 32; 1923/24 гг. - 396 и 34; 1924/25 гг. - 253 и 29; 1925/26 гг. - 461 и 26; 1926/27 гг. - 579 и 8.

Всего за указа°ные периоды было за-143

■ 48.

1927 г.

11,8%

20 - 30%, : свинца - 62,2%.

частично решили вопрос занятости ления, а именно, около 1% страны, создав 20 000 рабочих мест. При этом сохранялся низкий уд

рост удельного веса в экономике)

сохраняется низкий удельный вес в экономике в размере 1%, в том числе произ-

родукции - 0,3% 1,2%, :

потребления - 0,3%); валовой продукции горной промышленности - 3%. Невысокий удельный вес в

к выбору объекта концессии со

СССР, а

в

неторопливостью фирм в заключении концессий в надежде получения более выгодных вий. Исследователи выделяют в

1927/28 гг 7

лишь 45,3 млн. или 0,57% всех ний. Иностранные вложения по

(108)

- 13,5%; Швеция - 12,5%. 22,5% распределились между 13 странами, среди которых можно выделить с вложениями в размере 3,3

цессионной политики. К этому периоду в

концессионного капитала. В ность, прежде всего, цветные металлы -28 млн. или 40%; обрабатывающая промышленность - 18 млн.; аграрный сектор и лесное хозяйство - 4 млн. руб.

Среди наиболее успешных концессий выделяют: «Лена-Голдфилдс» - вложения

концессии, из которых 13 - за : нение предпринимателями принятых

До 1927 г. действующие концессии и смешанные общества составили 101 до-г°воP, их кюторьк на обрабатываюшую промышленность пришлось 29, на торговлю - 21. В разрезе принадлежности концессионера к определенному дарству Германия заключила 28 ров; Англия - 15; США - 8; Япония - 5. В отраслевом разрезе 23 приходилось на обрабатывающую промышленность; 18 -гарную 6 - лес°ую отрасль. Из этого числа исследователи выделяют 38 «чистых концессий». При этом некоторые концессионные соглашения являлись тивными и были ликвидированы по личным основаниям (табл. 2).

Таблица 2

Список ликвидированных концессионных соглашений за период 1922 - 1926 гг. [10]

Наименование Принадлежность Дата заключения по годам Дата расторжения по годам Причины расторжения

№ концессии концессионера соглашения

Торговля

1 Деруметалл Германия 1922 1922 Невыполнение обязательств

2 Средне-Азиатский Банк 1922 1922 Невыполнение обязательств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Бристоль и Продюс Англия 1922 1922 Невыполнение обязательств

4 Руссгерторг Германия 1920-1922гг. 1924 Недостижение соглашения между сторонами

Соглашение сторон.

вызванное невозможностью

5 Русспольторг Польша 1924 1925 исполнения обязательства

по своевременной оплате основного капитала

РАСО (Русско-

6 английское сырьевое общество) Англия 1923 1926 Передача акций Госторгу

Задержка в финансировании

7 (финансирование маслозаготовок) Дания 18.11.1924 1926 и выплате задолженности со стороны иностранной группы

Соглашение о расторжении

ввиду невыгодности

8 Унион Англия 8.08.1924 1926 предприятия для концессионера и возможности удовлетворения местными силами

Горная промышленность

Барнсдальская

1 корпорация (бурильные работы, доставка оборудования в окрестности Баку) САСШ 1922 1924 Самовольное прекращение работ концессионером

Невыполнение

2 Синклер (разведка и добыча нефти) САСШ 1923 1925 концессионером обязательств по началу работ в определенные сроки

3 Койвисто (аренда золотых приисков на Дальнем Востоке) Финляндия 1924 1926 Концессионер не приступил к началу работ

4 Штольценбург (эксплуатация Берикульских золотых приисков Германия 1925 1926 Прекращение платежей и невыполнение других обязательств по договору

Обрабатывающая промышленность

1 Окман Эстония 1923 1924 Непокрытие задолженности Окмана по другим

предприятиям.

2 А/О «Синдшвейпром» с участием РАИК САСШ 1923 1924 Невыплата основного капитала

3 Лопата (табачная фабрика) Англия 1924 1926 Нерентабельность производства из-за повышения акцизов и нормирования цен

4 Шульман (производство лент для пишущих машин) Латвия 1924 1926 Неуплата долевых отчислений

Как видно из приведенного выше, основной (но не единственной) причиной ликвидации концессионных соглашений

в период до 1927 ческое неисполнен роны иноcтрaоны

являлось

е обязательств со :

обществ как на

дии подготовки проекта концессионного соглашения, так и на стадии исполнения реализуемых проектов концессионных соглашений. По мнению ряда исследователей, этому способствовала разность позиций сторон в базовом понимании целей и содержания концессий.

В 1927 гг. в концессионной политике наблюдаются изменения. По состоянию на июль 1927 г. действовало 114 концессий. Германии принадлежало - 19; США и Англии по 9; Японии - 5.

При этом, если все действующие концессии принять за 100%, то добывающая промышленность составляла 48,5%, деревообрабатывающая - 20,2%, металлообрабатывающая - 10%.

Географически распределение концессионного капитала по состоянию на 1927/28 гг. выглядит следующим зом: 61 концессия на территории Российской Федерации, 7 концессий на территории союзнЫх ресПублик.

В 1928 г. «концессионная ситуация» вновь меняется. На 1 октября 1928 г.

действовало 110 концессий, в том числе в обрабатывающей промышленности - 27; горной - 18; в строительстве - 3; лесной промышленности - 6; в сельском хозяйстве - 6; в промыслах - 2; в области транспорта и связи - 9; в торговле - 17; в области технической помощи - 20; комбинированных отраслях- 1; в других - 1.

В отраслевом разрезе принадлежность концессий к странам выглядело следующим образом: у Англии - 2 лесных, 2 об-р^ты^ющ^ к°оцеccиб, 6 - шрных; у Германии - 6 в обрабатывающей отрасли, 1 - в горной, 1 - в лесной; у США - 4 в горной, 2 - в обрабатывающей; у Японии - 5 в горной; у Норвегии - 1 в лесной и 1 горной концессии; у Голландии - 1 в лесной отрасли; у Италии - 1 в горной и остальные в обрабатывающей.

Исследователями отмечается, что в этот

во все сферы реального сектора

веса. Тем не менее, как было выше г чено, наблюдается положительная

показатель - вовлеченность советских рабочих и служащих в деятельность концес-

1 июля 1927 д. их было 37 482 чел., в том числе служащих - 3 573 чел.

Если посмотреть данные о занятости на производственных концессионных предприятиях, то их результаты свидетельствуют в пользу советских рабочих и служащих. Из 20 000 рабочих и служащих иностранцев было менее 10%. Это говорит о том, что концессионная политика с определенным успехом решала проблему занятости советских граждан. Например, в концессиях горной промышленности было занято 3% от общего числа рабочих этой отрасли. Удельный вес занятости в одной отрасли отличался в по региональному признаку. В той же горной промышленности на Урале было занято 35%, в Сибири - 30%; в Грузии -60%, на Дальнем Востоке - 18% от общего числа рабочих этой отрасли. Таким образом, концессии в ряде регионов по отраслям экономики играли существенную роль в обеспечении занятости населения

Советского государства. Тем самым концессии выполняли социальную функцию, что нельзя не отметить как положительный элемент применения концессий. В вопросе использования рабочей силы исследователи отмечают нарушения концессионерами требования соглашения о привлечения рабочей силы. В частности, по состоянию на лето 1929 г., более 50% рабочей силы концессионного проекта с английской горнопромышленной корпорацией «Тетюхе» на Дальнем Востоке составляли китайцы, несмотря на ограничение в 45% иностранной рабочей силы. Концессионером это объяснялось недостатком рабочей силы на Дальнем Востоке, в частности, во г. Владивостоке. Количество занятых рабочих и служащих по конкретным проектам, реализуемым с помощью концессионных соглашений отражено в табл. 3.

Таблица 3

Количество занятых рабочих и служащих по некоторым конкретным проектам, реализуемым с помощью концессионных соглашений по данным на 1927 г. [11]

Наименование концессии Объект концессии (или род производства) Число рабочих и служащих Местонахождение концессии

Руссанглолес Лес 322 Область Коми по Северной Двине

Руссголландолес Лес 642 Архангельская губерния

Мологолес Лес 1240 В районе Мга-Рыбинской железной дороги

Руссорвеголес Лес 809 В Онежском районе

«Фр.Групп» (Маныч) Сельское хозяйство (организация) 107 - основных, 168 - сезонных Сальский округ СевероКавказского края

Тетюхе Майнинг Корпорейшн Разведка и разработка руд 735 Ольгинский Приморская губерния

«В.А. Гарримани К» Разработка марганцевых руд 2497 Кутаииская геберния

А/О «Лена Голдфильдс» Добыча золота и других полезных ископаемых 10 885 Алтай, Сибирь, Урал

«Аян Корпорейшн» Добыча золота и других полезных ископаемых 65 Охотский у. (Камчатка)

«Кита Сагарен Секио Кигио Кумай» Добыча нефти, кира, газа 662 Восточное побережье Северного Сахалина

«СКФ» Изготовление шарикоподшипников 509 Москва

«Ян Серковский» Изготовление керосиновых горелок, ламп и фонарей 421 Ленинград

«Шток и К» Производство фурнитуры для обуви и пуговиц 343 Ленинград

Индо-европейское общество Нет данных 811 - основных, 22 - сезонных Симферополь

Таблица 4

Показатели прибыли концессионных соглашений в 1926 - 27 гг. [11]

(и(ЛИрра^ЛьпрКИ,Зви0ССИвИа) О60Рв0Тт,З,111Ру2б/27ГГ- Чист?я,п.ррувбг,ль чис.Теасс.ПорниерГвьтН;;с^олю.

30. 892 8. 655 5 536

34. 940 379 379

Торговля 10.657 770 350

показателем ности применения концессий является прибыльность концессионных ятий. Согласно данным Московского совнаркома за период 1927/28гг., прибыль таких предпрI^ятий, расположенных в г. Москве, составила 58,5%. [11]

Совокупная чистая прибыль к ] ному капиталу во всех отраслях ного хозяйства в 1926/27 гг. составила 81,1%, в 1927/28 гг. - 95,2%. Эти данные носят сводный хaрaктер, нaвример, концессия Tриллбнгa (текстиль) показала , прибыльности.

обусловлены емкостью внутреннего ка СССР

является

скаемой ПродукцбИ при её < ности на экспорт в ; карандашная концессия Хаммера).

советского государства были ки. К примеру, совокупный доход (от-

и

в

в 1925/26 гг. составил 11,5 1926/27 гг. - 16,1 млн. руб.

Такое положение свидетельствует о том, что концессии рассматриваемого периода с точки зрения экономической эффективности (на основе показателей) были более выгодны для При этом концессио]

ссионера. несмотря

ваниях проф.

1; 3)

I; 4)

отсутствии праВовой зaшиты для

в; 5) трудностях со <

ем сырьем сырьем по с удовле

!еры снабжались принципу, после

р

ственн^1х предприятий по ным ценам); 6) низкой покупательской способности населения; 7) ограничении

ной монополизацией рвнеыгаяударрговля осущРствлялась только через Наркомат внешней торговли). По мнению концесси

ер

их

лизация внешней торговли лишала

конкурентных преимуществ по

нию с советскими торговыми зациями, так как Наркомат внешней торгов мог экспортировать товары по

низким ценам. С учетом низкой производительности труда cоветcког° рaбочег°

рассматриваемого периоДa, низкие экс-торта^ цены снижали нормы приб^1ли.

Кроме тог°, иностранн^1х участников концессий не устраивало ИcПолЬЗовaоИе

I советского сырья, '

они считали его менее :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи выделяют ние исключител

глючительно советского сырья для концессионных предпр^1ятий как дополнительный фактор развития советской экономики рассматриваем

периода.

Относительно низкое пр<

на очевидные выгоды, с трудом шли на заключение концессий. По их мнению, трудности с заключением концессий основаны на: 1) неудовлетворительном законодательстве о концессии; 2) требо-

концессий связано с деятельностью цессионеров. Концессионеры, в сти, не спешили вкладывать средства в развитие концессионн^1х ПреДвриятиИ.

Так Л.Б. Красин в беседе с банкирами выражал обе

выражал нежеланием концессионера

по концес-

сионному договору с «Леной-Голдфилдс» вкладывать средства.

предпочитали концессии не требующие больших вложений, но обеспечивающие

быстрый оборот средств при хищническом отношении к природным ресурсам.

К примеру, советское правительство и3-

менило концессионный договор с обществом «Мологолес» в целях защиты своих лесов, установив точное количество и качество леса, подлежащего рубке. [12]

Исследователями отмечаются факты нару^шения со ^^^^^^^^^ кон^^ессионеров

трудового законодательства. Такие нарушения законодательства приводили к стачкам на концессионных ях. В этих случаях 85% трудовых фликтов решалось самим ми, 75% - в пользу рабочих.

К 1930-му г. сложившиеся проблемы в реализации концессий привели к угасанию интереса к ним со стороны руководства страны. Частично угасание интереса основано на успехах в развитии экономики стр^^ что сформировало уверенность в способности опоры на собственные силы в деле дальнейшего развития экономики.

5 февраля 1930 г. на заседании Политбюро ЦК было рассмотрено сообщение М.М. Литвинова об отношении к концессионерам и решено создать комиссию о пересмотре действующих концессий, которые не могут существовать или их существование нежелательно.

Данная комиссия вынуждена была решать дилемму между отторжением хозяйственной жизнью концессионного механизма, с одной стороны, и рентабельностью концессионных ^ед^^та^ с

другой сторон^1.

В результате

выводу:

«...при констати

ломощности

финансовой ма-ров и

подавляющее большинство концессий, по со-

народного хозяйства СССР и Это решение приобрело силу

ной директивы, после утверждения его Политбюро ЦК ВКП 25 февраля 1930г. (директива ЦК ВКП (б) от 25. 02.1930г.).

экономики советского государства.

применения

концессий «молодого» Сов 1920-1930 гг. В процессе анализа реализации концессий были выявлены позитивные стороны

концессии, возможные цели и задачи,

Однако анализ исторического опыта показал что концессионнору механизму

элементы, носящие тивный хapaктеp, которые мо учитывать при применении данного

опыта неизбежно окажет содействие в разработке и реализации плана концессионного

груд

на

1. Ляндау Л.Г. Иностранный капитал в до-

золюционной России и в СССР. М. ; Л., 1925.

С. 8-9, 11.

2.

А. Г.

комиссия пришла к

сстранный капитал в России и СССР. М., 1990. С. 21, 40, 41.

. Бутковский Вл. Иностранные концессии в )ном хозяйстве СССР. М, 1928. С. 12-13. Н.К.И.Д. Гаагская конференция. Июнь-июль 1922. М., 1922. С. 7.

_ внешней политики СССР -

Исторический архив. № 2. 1962. 95 с.

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 550

Документы внешней политики СССР. Т.

4. М., 1960. 295 с.

. И. Полное собрание сочинений. Т. 37

■ мнению следовало бы прислушаться // Источник. № 6. 1995. С. 100.

10. Хромов С. С. Иностранные концессии в СССР. Ч. 1. М, 2006. 385 с.

11. Цит.. По РГАЭ. Ф 3429. Оп.15-б. Д. 7. Л. 39.

12.Цит.. по ГА РФ. Ф. 8350. Оп. 1. Д 578. А. 59.

13. Документы внешней политики СССР. Т. 4. М., 1960.

14. Механизмы управления j витием лесного комплекса / В. К. Резанов [и др.] ; под ред. В. К. Резанова, К. В. Резанова.. Владивосток : Дальнаука, 2015. 511 с.

15. Хромов С. С. Иностранные концессии в СССР.Ч. 2. М, 2006. 403 с.

References:

1. Lyandau L.G. Inostrannyj kapital v dorevolyucionnoj Rossii i v SSSR. M. ; L, 1925. S. 8-9, 11.

2. Dongarov A. G. Inostrannyj kapital v Rossii i SSSR. M., 1990. S. 21, 40, 41.

3. Butkovskij VI. Inostrannye koncessii v narodnom hozyajstve SSSR. M, 1928. S. 12-13.

4. N.K.I.D. Gaagskaya konferenciya. Iyun'-iyul' 1922. M., 1922. S. 7.

5. Dokumenty vneshnej politiki SSSR -' arhiv. № 2. 1962. 95 s.

SSSR.. T. 4. M.,

7. Dokumenty 1960. 295 s.

8. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij. T. 37

9.K mneniyu sledovalo by prislushat'sya // Istochnik. № 6. 1995. S. 100.

10. Hromov S. S. Inostrannye koncessii v SSSR. CH. 1. M, 2006. 385 s.

11. Cit. Po RGAEH. F. 3429. Op.15-b. D. 7. L. 39.

12.Cit. po GA RF. F. 8350. Op. 1. D. 578. L. 59.

14. Mekhanizmy upravleniya ustojchivym razvitiem lesnogo kompleksa / V. K. Rezanov [i dr.] ; pod red. V. K. Rezamova, K. V. Rezanova. Vladivostok: Dal'nauka, 2015. 511 s.

15. Hromov S. S. Inostrannye koncessii v SSSR. CH. 2. M, 2006. 403 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.