Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
2. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Расселение аварийного жилищного фонда [Электронный ресурс] URL: https://www.reformagkh.ru/amlytics#relocation (дата обращения: 02.02.2018)
УДК 338.23
Пономарева Е.Н., к.э.н.
доцент
кафедра экономики и предпринимательства
Крайнов А.И. аспирант кафедра менеджмента Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Россия, г. Архангельск КОНЦЕССИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: Государственно-частное партнерство активно применяется по всему миру для создания и модернизации объектов инфраструктуры. Основной и наиболее прогрессивной формой государственно-частного партнерства считаются концессии. В рамках концессионных соглашений строятся, реконструируются и модернизируются объекты здравоохранения, образования, порты, аэропорты, железные дороги и т.п. В данной статье обосновывается перспективность внедрения концессионного механизма в лесной сектор экономики России, где преобладает государственная собственность на леса.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), концессионные соглашения, концессии, инфраструктура, лесная инфраструктура
Ponomareva E.N., candidate of economical sciences associate professor of department «Economy and entrepreneurship» Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov
Russia, Arkhangelsk Krainov A.I., postgraduate of department «Management» Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov
Russia, Arkhangelsk
CONCESSIONS AS PROMISING FORMS OF FOREST USE IN RUSSIAN FEDERATION
Annotation: Public-private partnerships are widely used all over the world for developing infrastructure. Concessions are considered to be the most progressive form of public-private partnerships. Medical and educational institutions, ports, airports, roads are built, reconstructed and modernized through concession agreements. In the article the authors substantiate the perspective of implementing concessions in the forest sector in Russia, where the most forest lands are state owned.
Key words: public-private partnerships (PPPs), concession agreements, concessions, infrastructure, forest infrastructure.
Термин «государственно-частное партнерство» возник в 80-е годы ХХ века на Западе для характеристики отношений между государством и бизнесом в сферах экономики и политики, которые раньше были закрыты для частной стороны. Среди них производственная и социальная инфраструктура, оборона, безопасность и т.д. [7].
Вместе с тем формы взаимоотношений по поводу данных объектов сильно различаются от страны к стране, имеют ряд особенностей национального характера и тесно связаны со спецификой нормативного правового регулирования на уровне отдельного государства, уровнем развития национальной экономики и т.п. Возможно, именно в связи с этим среди ученых нет единого мнения относительно того, что относится к понятию государственно-частного партнерства.
В самом широком смысле государственно-частное партнерство трактуют как все формы взаимоотношений между государственным и частным секторами [8].
Иное достаточно общее определение характеризует государственно -частное партнерство как соглашения, по которым частный сектор строит, реконструирует и (или) модернизирует объекты инфраструктуры и оказывает услуги, которые традиционно предоставлялись государством [13].
Согласно другому мнению, концепция партнёрства государственного и частного секторов предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих их сотрудничество с целью оказания общественных услуг, создания или модернизации общественной инфраструктуры, развития других сфер, затрагивающих национальные интересы [9].
Некоторые ученые определяют государственно-частное партнерство, прежде всего, как систему институтов и механизмов, учитывающую региональную, муниципальную, отраслевую и ведомственную специфику и направленную на взаимодействие партнерских отношений в виде договора (соглашения, контракта) с взаимными обязательствами, распределительными отношениями, хеджированием рисков, предполагающую совместную деятельность субъектов рыночных отношений [5].
Профессор Варнавский В.Г. выделяет ряд признаков, характерных для государственно-частного партнерства:
1) предметом ГЧП является государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государством и местными органами власти;
2) государственно-частное партнерство оформляется специальным договором;
3) обязательным условием ГЧП является соинвестирование государством и частными компаниями и разделение рисков между ними (Иногда проект может на 100% финансироваться частным сектором);
4) проект ГЧП осуществляется в течение определенного, закрепленного в договоре срока. По завершении проекта партнерство может быть продолжено на основе нового договора [7].
Каждое из представленных выше определений государственно -частного партнерства подразумевает определенный набор различных вариантов взаимодействия власти и бизнеса: либо более широкий, либо более узкий.
Не подвергается сомнению тот факт, что форма взаимодействия власти и бизнеса в виде реализации концессионных соглашений не противоречит ни одному из представленных определений и, следовательно, является формой государственно-частного партнерства.
Концессионная модель реализации инфраструктурных проектов успешно применяется в странах Европы (Италия, Франция, Германия, Швейцария и др.), Азиатских странах (Китай и др.), латиноамериканских странах (Аргентина, Чили, Бразилия и др.), странах Северной Америки, Австралии, России и считается наиболее прогрессивной и комплексной формой государственно-частного партнерства. В отличие от других форм, концессии носят долговременный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Также в концессиях бизнес обладает полной свободой в принятии управленческих решений, а у государства остается достаточно много рычагов воздействия на концессионера при необходимости защиты общественных интересов [5]. Посредством концессий реализуются проекты по строительству дорог, железнодорожных путей, метро, систем водоснабжения, утилизации отходов, производству электрической и тепловой энергии и т.п. [11].
Современное концессионное законодательство возникло в России в 2005 году. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях в Российской Федерации», по концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, осуществлять деятельность с его использованием, а государство (муниципалитет) обязуется предоставить концессионеру на срок соглашения права владения и пользования (но не собственности) этим имуществом для
осуществления деятельности, предусмотренной соглашением [1].
В России за основу взята концессионная модель «build-transfer-operate» или BTO, когда концессионер строит объект, который передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего данный объект передаётся в эксплуатацию концессионера на определенный соглашением срок. В мировой практике существуют также модели «build-operate-transfer» или ВОТ, когда концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта соглашения (в основном - на праве собственности) в течение установленного срока, после чего этот объект передаётся государству; модель «build-own-operate» или BOO, когда концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, при этом срок действия соглашения не ограничивается, и другие.
Сферы, в которых предусмотрена реализация концессионных соглашений в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях», следующие: коммунальная, энергетическая, социальная и транспортная. К началу 2018 года 2496 инфраструктурных проектов (82,5 процента от всех проектов государственно-частного партнерства) прошли стадию коммерческого закрытия в рамках концессионных соглашений. Объем частных инвестиций в концессионных проектах превышает 619,0 млрд руб. [12].
Концессионный механизм может быть использован и в других сферах, например, - лесной. В настоящее время запасы древесины в мире на корню составляют около 300 млрд. м3, и на долю России приходится около 25 процентов [14]. Учитывая тот факт, что практически все лесные участки находятся в государственной и муниципальной собственности, мы можем рассматривать лесные концессии как перспективный вариант лесопользования, который отвечал бы интересам государства и лесопользователя и являлся бы эффективным механизмом управления государственными лесами, с одной стороны, и, с другой, - эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности субъектами хозяйственных отношений.
В настоящее время заключение концессионных соглашений на отдельные объекты лесной инфраструктуры, как лесные автомобильные дороги, мосты автомобильные, комбинированные, пешеходные и др., указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов», не запрещено действующим законодательством, но в то же время и не урегулировано с точки зрения практической реализации [4]. Предоставление лесных участков в концессию с целью хозяйственного освоения лесов Федеральным законом «О концессионных отношениях»
также не предусмотрено [1].
Лесные концессии имели место в истории нашей страны, в частности, -истории Севера и получили широкое распространение в период новой экономической политики (НЭП). После Гражданской войны лесная промышленность Севера (в настоящее время - Архангельской области) была в упадке. Для развития региона и страны требовались деньги. С этой целью в 1922-1923 гг. на Севере были созданы лесные концессии «Руссанглолес», «Руссголландлес» и «Русснорвеголес» со смешанным капиталом (половина акций принадлежала государственному тресту «Северолес», половина -иностранным фирмам). На концессионеров возлагались запуск переданных им лесозаводов, их расширение, строительство новых предприятий для полной переработки древесины, экспорт продукции [6].
Концессионерами были инвестированы значительные средства, и уже в 1925 году концессионные предприятия достигли плановых объемов заготовки леса. Доля лесных концессий в экспорте пиломатериалов СССР составляла ежегодно более 10-ти процентов. Лесные концессии приносили значительный объем налогов и сборов в бюджет СССР, однако сами предприятия к концу 1920-х годов стали испытывать значительные финансовые трудности, вызванные падением на мировом рынке спроса на пиломатериалы и цен на него. Одновременно с этим развивалась государственная лесная промышленность, и к 1929 году лесные концессии были ликвидированы [6].
Концессионный механизм получения в пользование лесных участков был предусмотрен Лесным Кодексом Российской Федерации 1997 года. Договор концессии участка лесного фонда предусматривал предоставление федеральным Правительством или уполномоченным им федеральным органом на срок от одного года до сорока девяти лет права возмездного пользования лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда инвесторам по результатам проведения конкурса или аукциона. В концессии должны были предоставляться участки лесного фонда неосвоенные и требующие значительных средств для их вовлечения в эксплуатацию [2].
Условиями договора концессии являлись: границы участка лесного фонда; виды и объемы лесопользования; срок концессии; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг; виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей; обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов. Однако этот механизм не получил распространения и в новой редакции Лесного Кодекса не был предусмотрен [2]. Лесным Кодексом 2006 года в качестве основного механизма предусмотрена аренда лесных участков на срок от 10 до 49 лет. Договор также заключается по результатам торгов [3].
Успешным примером реализации концессионных отношений в лесном
секторе является Канада. Как и в России, более 90 процентов лесов в Канаде принадлежат государству. Все десять провинций Канады владеют и управляют лесами и природными ресурсами, которые находятся на их территории [10].
В Канаде существуют два типа долгосрочных лесных концессий: концессии участков (площадей) леса и концессии объемов пользования [10].
В 9 из 10 провинций Канады одним из основных способов предоставления прав на заготовку древесины являются долгосрочные концессии участков леса. На основании таких концессий исключительные лесозаготовительные права в пределах определенной территории предоставляются в обмен на обязательства по ведению на ней лесного хозяйства. Права на землю или иные природные ресурсы не передаются. В большинстве провинций участки леса сдаются в концессию на 20-25 лет с учетом положения, предусматривающего продление или замену лицензии через каждые 5-10 лет на такой же срок после рассмотрения результатов деятельности лицензиата [10].
В рамках концессий участков леса концессионеры берут на себя обязательства по хозяйственному управлению лесами, включая долгосрочное планирование, лесоустройство, картографию, разработку лесоустроительных проектов, определение расчетной лесосеки, подготовку 5-летних и ежегодных планов работ, разработку плана дорожной сети, проектирование, строительство и содержание дорог, лесовосстановление, охрану лесов от пожаров, экологическую защиту участка и водотоков и т. д. [10].
Концессии объемов существуют в пяти провинциях. Они представляют собой права на заготовку определенного годового объема древесины или на использование некоторой части расчетной лесосеки, но не дают исключительных прав на лесозаготовки в пределах какого-либо участка. В большинстве провинций в рамках концессий объемов на концессионеров возлагается меньше обязанностей, чем в концессиях участков леса. Они должны готовить лишь ежегодные планы работ, а также строить дороги, обеспечивать охрану окружающей среды и лесов от пожаров и лесовосстановление или производить лесовосстановительные платежи и соблюдать принципы ведения лесного хозяйства [10].
Исторический и зарубежный опыт на данном этапе исследования позволяют предположить, что возвращение концессионного механизма в лесной сектор может способствовать притоку инвестиций в лесную отрасль, вовлечению новых участков лесного фонда в хозяйственный оборот, а также повышению доходов бюджета от их использования. Посредством концессии может быть достигнут баланс интересов власти и бизнеса. Бизнес получит стабильные условия деятельности, а государство обеспечит охрану и воспроизводство лесов, создание необходимой лесной инфраструктуры.
Использованные источники:
1. «О концессионных соглашениях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Российская газета. - 2005. - № 161. - 26 июля
2. Лесной Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // Российская газета. - 1997. - № 23. - 4 февраля
3. Лесной Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 277. - 8 декабря
4. «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 1283-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №31. - 30 июля
5. Зельднер А.Г., Смотрицкая И.И. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики М.: ИЭ РАН, 2012. 212 с.
6. Лаверов Н.В. Поморская энциклопедия. В 5 ч. Ч. 3. Экономика Архангельского Севера / О.М. Соколов, Р.В. Беляева, Н.Д. Добрынина, Э.В. Залукаева. - Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2006. 636 с.
7. Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012. -№ 2. - с. 134-147
8. Вишняков А.А., Сычев А.В. Государственно-частное партнерство как инфраструктура развития инновационной и инвестиционной деятельности // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, 2011. - № 3. - с. 2-7.
9. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Российский экономический журнал, 2004. № 9-10. - с. 41-52.
10. Дж. А. Грей Канадский опыт организации лесных концессий // Устойчивое лесопользование, 2004. - № 1 (3). - с. 28-35
11. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015. - 68 с.
12. Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства 2017-2018. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2018. - 78 с.
13 Urio P. Public-private partnerships: Success and Failure Factors for InTransition Countries, 2010. - University Press of America. - 383 p. 14. FB.ru URL: http://fb.ru/article (дата обращения: 20.03.2017).