Научная статья на тему 'Концессии как механизм структурной перестройки и реструктуризации экономики России'

Концессии как механизм структурной перестройки и реструктуризации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕРЕСТРОЙКА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концессии как механизм структурной перестройки и реструктуризации экономики России»

Концессии как механизм структурной перестройки и реструктуризации экономики России

ВИ. Дворцов

Кандидат экономических наук, доцент

(Дальневосточный институт управления, бизнеса и права, г. Петропавловск-Камчатский)

При переходе России к рынку используются различные механизмы хозяйствования. В этом процессе далеко не последнюю роль должен играть и концессионный механизм хозяйствования, что отражается в первую очередь, в региональной экономике в целом, а также в её основных инфраструктурных отраслях. При этом, как показывает имеющийся опыт, данный механизм может оказать серьезное влияние на экономическое развитие многих территорий нашей страны.

Исследования по данному механизму не являются чем-то новым. Этот вопрос уже разрабатывается на протяжении многих лет и имеет свою историю в практике развития территорий нашей страны (царская Россия и первые годы советской власти).

Что касается периода Советской власти, то уже начиная с 1921 по 1928 год было получено 2400 концессионных предложений от иностранных предпринимателей. Всего же было заключено 178 договоров, в том числе три договора о технической помощи. Однако на 1 октября 1928 года сохранилось лишь 68 концессионных предприятий с капиталом около 6 млн руб. и 20 тысячами занятых.

Таким образом, в конечном итоге концессионная компания практически дала экономике страны не очень много, учитывая, что большая часть концессий разрабатывалась исключительно в лесном секторе.1

Существуют документальные подтверждения, что также разрабатывался проект американской концессии на Камчатке, которая, по планам российского правительства, должна была сохранить в советских руках оккупированную японцами территорию. Хотя концессия не состоялась, но территория осталась в составе России.

Концессия во времена НЭПа была договором между государством и концессионером, который берется поставить или усовершенствовать производство.

При этом имущество национализированных предприятий передавалось в основной капитал смешанных обществ, а акции делились между концессионерами и Российским правительством. В этот период были заключены успешные концессионные договоры, в частности, «Лена-Гол-дфилз» с англичанами по добыче золота, Чиатурская марганцевая концессия с американцами и некоторые другие. Тем не

менее, пока практика российских реформ концессионные формы хозяйствования до сих пор не востребовала.2

При использовании концессионного механизма на территории регионов требуется обеспечить: повышение надежности финансовых гарантий субъектов Федерации.

Одной из ведущих к повышению надежности финансовых гарантий мер должно стать изменение в законодательном порядке оформление права субъектов РФ требовать закрепления нормативов налоговых отчислений сроком на три-пять лет, а также законодательное урегулирование вопросов, связанных с порядком защиты прав кредиторов в случае невыполнения субъектами Федерации своих долговых обязательств и гарантий.

Такой подход объективно ведет к тому, что концессии с привлеченным иностранным капиталом могут и должны выдаваться только совместным предприятиям, где доля российских участников превышает 50% уставного капитала или стоимости осуществляемого проекта.

На современном этапе можно назвать несколько разработчиков данной тематики. Это, прежде всего, российские ученые - специалисты в области концессий - С.А. Сосна, М.А. Субботин, В.Г. Вар-навский и ряд других.2 3 4 5

В. Котов определяет концессию, как передачу по договору за вознаграждение «...иностранному предпринимателю (юридическому или физическому лицу) исключительного права осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срока на объектах государственной (муниципальной) собственности (к их числу могут относиться природные ресурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), нуждающиеся в инвестициях для рационализации (или организации) производства».6

На взгляд российских исследователей, внедрение концессионного механиз-

* Это утверждение можно считать в осно Например, Россия предоставляет в концессию Ф ред.)

ма практически может помочь решить наиболее важные проблемы современного экономического развития России и в первую очередь на уровне регионов. Речь идет о путях приватизации естественных монополий, о формах и методах государственного регулирования в отраслях производственной инфраструктуры: электроэнергетике, железнодорожном и автодорожном хозяйстве, на трубопроводном транспорте, портах, аэропортах и т.п.7

Следует при этом учитывать, что названные отрасли производственной инфраструктуры и сферы естественных монополий при своем эффективном функционировании оказывают огромный социально-экономический и политический резонанс на развитие отдельных регионов и всей страны.

Именно в этом контексте в качестве одного из направлений разгосударствления и предлагается использовать концессии.

Как показывает мировая практика, концессионный механизм уже нашел широкое применение за рубежом. В настоящее время концессионный капитал является важным инструментом экономической политики государства более чем в 100 странах мира.8

В 90-х годах двадцатого столетия в зарубежных странах стали появляться концессии с переменными сроками их окончания, а также комплексные межотраслевые концессии. Поиск новых форм концессионной деятельности связан с необходимостью дальнейшего повышения эффективности государственной собственности, стремлением государства улучшить привлекательность для бизнеса передаваемых в концессию объектов и обострить конкурентную борьбу на инвестиционных рынках.

Следует констатировать, что в современной России концессий пока нет*. Несмотря на длительную подготовку концессионного законодательства, оно все еще не принято и находится в стадии раз-

вном правильным, но есть некоторые исключения. инляндии свою часть Сайменского канала. (Прим.

работки. В то же время многие уже высказанные концептуальные и практические вопросы привлечения частного капитала на концессионной основе нуждаются в серьезном анализе и осмыслении. Только при такой постановке вопроса концессионный механизм может стать актуальным для практики проведения реформ государственной собственности в России.9,10,11

Ученые и практики различают несколько категорий концессии: возврата; компенсации; собственности.

По категории концессии «возврата» созданная инфраструктура и закупленное оборудование отходят государству.

По схеме «компенсации» концессионер имеет все права собственности на оборудование и инфраструктуру на время действия договора концессии, но после государство может потребовать его в качестве своей доли или компенсации за нанесенный стране ущерб.

В случае соглашения «собственности» концессионер располагает всеми своими основными фондами по своему усмотрению даже после окончания контракта и государство не может претендовать на распоряжение имуществом концессионера.

Важность концессионной проблематики в нашей стране особенно усиливается в последние годы. Принятые к исполнению и готовящиеся масштабные программы реструктуризации недропользования, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, морского хозяйства и других отраслей как в целом, так и в региональном разрезе нуждаются в понимании сути и главных направлений использования концессий в процессе структурных реформ. В настоящее время применение концессионного механизма в системе управления инфраструктурными отраслями может лечь в основу разработки практических рекомендаций для органов государственного управления при формировании эффективной экономической политики во многих регионах России.7 Таким образом, уже сейчас выделяется несколько сфер применения концессионных механизмов.

Во-первых, это касается особого направления приватизации в период проведения либеральных реформ.

Во-вторых, как наиболее приемлемая форма привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в объекты государственной собственности и, в частности, в инфраструктуру регионов.

В-третьих, посредством концессионных соглашений реализуются различные схемы проектного подхода, прежде всего проектного финансирования, которые с успехом могут быть использованы и в условиях Дальнего Востока России. Речь идет главным образом о компенсационных сделках, когда финансирование осуществляется против поставок готовой продукции. Данная схема предполагает участие: кредиторов, инициатора инвестиционного проекта, покупателя продукции.13

Предлагаемый механизм действия схемы проектного управления (финансирования) следующий. Банковский консорциум, представляющий банки объединившихся регионов (например, Камчатка, Сахалинская область, Корякский национальный округ, Магаданская область) финансирующий проект, предоставляет кредит компании, реализующей инвестиционный проект. В кредитном договоре определяется будущая величина и сроки поставки товаров по фиксированной цене в счет погашения кредита.

К проектному финансированию можно отнести и другую схему, связанную со строительством производственных объектов и с их эксплуатацией. В соответствии с этой схемой на основе получения от государства концессии инвестор (или уполномоченная им компания) финансирует и организует строительство объекта. При этом происходит распределение проектных рисков между участниками, т.е. инициатором проекта, банком-кредито-ром и государством, закрепляемое в концессионном соглашении. Таким образом, обеспечивается взаимная заинтересованность участников проекта в его своевременном и эффективном осуществлении.

Заключая концессионные соглашения с инвестором, государство должно

предусмотреть в них, как это делается во многих странах, требования по соблюдению сроков по инвестированию средств в переданные концессионерам объекты собственности. Другими словами, необходима разработка программы финансирования, после утверждения которой последняя становится неотъемлемой частью концессионного соглашения.

В случае несоблюдения программы и графика финансирования концессионер должен подвергаться штрафным санкциям, вплоть до того, что его объект может быть продан на торгах, с обозначением суммы возврата в случае продажи названного объекта. В обычной практике эта сумма составляет не более 50% от первоначально вложенного капитала.

Сегодня как никогда во многих регионах страны необходим крупный стратегический инвестор, который и возьмет на себя решение проблемы перекрестного субсидирования.

Исторический анализ показал, что концессия является наиболее приемлемой формой привлечения иностранных инвестиций в объекты государственной собственности, и, в частности, в инфраструктуру или в модернизацию действующих производств на базе новейших техноло-

гий.14

Если речь идет о реализации проекта или о проектном управлении, то результатом деятельности концессионера является не только сооружение проектного объекта, но и обеспечение региона продукцией, планируемой к производству на проектируемом предприятии. Это особо касается дополнительно созданных объектов, которые переходят в собственность государства по окончании срока действия договора.

В целях допущения инвестора к финансированию проекта назначается концессионный аукцион, на котором для заключения договора концессии, отбираются лучший проект или проекты по развитию территории. При этом, участники конкурируют сразу в нескольких аспектах, таких как предлагаемые технологии, объем капиталовложений, а также по роли

и месту их участия в программах развития региона.

Экономический механизм привлечения инвестиций - это достаточно новое для нашей страны экономическое понятие, включающее многоплановую систему отношений, в которой взаимосвязаны социально-экономические, воспроизводственные, отраслевые и межотраслевые процессы производства. Понятие «механизм» в экономике отражает принцип «вмешательства» органов власти в воспроизводственные процессы при помощи специальных систем и рычагов в виде внешнего воздействия.7

Как показывает практика, для осуществления в России инвестиционного стимулирования предприятий необходим четкий механизм регулирования движения инвестиционных ресурсов. Механизм должен быть направлен на активизацию инвестиционной деятельности, на основе вовлечения средств физических и юридических лиц, перелива финансовых ресурсов в те сферы, где их использование дает наибольший эффект.

Экономический механизм привлечения прямых иностранных инвестиций на основе концессий есть совокупность конкретных целей и инструментов, а также средств экономического и социального воздействия на субъекты РФ в целях развития или восстановления региональной экономики.

Цель механизма заключается в том, чтобы способствовать совершенствованию организационных форм и экономических методов регулирования инвестиционной деятельности. Этот механизм должен не только обеспечить взаимодействие всех участников инвестиционного процесса, но и расставить их во взаимной функциональной связке, с учетом полного цикла инвестиционного процесса, т.е. от идеи до эксплуатации.

Одновременно предполагается достижение баланса интересов всех участников инвестиционного процесса, ибо только корпоративное взаимовыгодное сотрудничество субъектов рыночных отношений позволяет наилучшим образом

удовлетворить потребности в инвестициях при имеющихся объективных жестких ограничениях в развитии бизнеса.

Исходя из этого, в российской практике при передаче предприятия в концессию имеет смысл заключать договор на аренду предприятия с дополнительными условиями по вложению арендатором денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия, а также в инфраструктуру территорий, где оно расположено.

Суть договора, его особенности и новизна сосредоточены в экономических отношениях между участниками инвестиционной деятельности, возникающих в процессе его реализации.

Согласно утвержденному плану, инвестор осуществляет капиталовложения в модернизацию и развитие объекта концессионного договора. Право распоряжения прибылью принадлежит самому инвестору. Долю государства составляет роялти (платеж за пользование собственностью) плюс налоги, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Анализ теоретических основ концессий показывает, что данный механизм можно рассматривать как современную, перспективную и прогрессивную форму корпоративного партнерства государства и бизнеса, а разработка практических рекомендаций может сослужить хорошую службу не только для органов государственной федеральной власти России, но, прежде всего, для её регионов. При этом, значительный интерес представляет собой теоретический анализ партнерства государства и частного сектора как феномена смешанной экономики, а также практическое исследование современных форм корпоративного партнерства и места, которое в нем занимают концессии.

Уже сейчас можно утверждать, что концессии - это одна из наиболее развитых, рыночных и комплексных форм партнерства государства и частного сектора на современном этапе. В отличие от других форм, она носит многоцелевой и долгосрочный характер, что позволяет обеим

сторонам (государству и частному сектору) осуществлять стратегическое прогнозирование и планирование своей деятельности, предоставляет частному сектору широкую, а часто и полную свободу в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и управленческих решений, повышает возможность диверсифицировать риски между всеми участниками, благодаря чему существенно повышается жизнеспособность концессионных (инновационных и инвестиционных) проектов.

В принципе, концессия (от латинского "сопсеээю” - разрешение, уступка) в буквальном переводе означает договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. Сегодня концессионные соглашения в их изначальном виде уже перестали существовать, но сама концессионная система сохранилась, зачастую под другими названиями (лицензии, аренда, разрешения и т.п.).

Главным элементом современных концессионных соглашений, отличающим их от концессий традиционных (изначальных), является уже не долговременная передача права собственности от государства концессионеру, а лишь временная передача ему права пользования государственной собственностью или видом деятельности, составляющим предмет государственного владения. Таким образом, современные концессии - это, по сути, специфические соглашения о долгосрочной аренде государственной собственно-сти.5

В рамках таких соглашений действует, как правило, весь спектр платежей, налогов и сборов, установленных в стране, однако, при этом, государство дает необходимые гарантии стабильности для инвестора.

В этой связи возникает ситуация, когда международно-правовая обстановка и существующая международная политическая система защищает надежнее, чем ранее суверенные права государств,

принимающих концессионеров. При этом, именно за счет концессий и сама мировая правовая система становится более эффективной. В результате, появился необходимый набор правовых инструментов и механизмов, с помощью которых в рамках концессионных договоров государство может эффективно защищать свои права.

На сегодня особо важными вопросами становятся решение проблем по разработке механизма финансирования, разделения ответственности и рисков между разнообразными участниками, вовлекаемыми в концессионные проекты. Такой подход наиболее актуален для регионов России, так как позволяет дать представление о роли и месте частных инвесторов в осуществлении крупных государственных и межгосударственных программ, а также служит методической основой при разработке схем финансирования сложных региональных инфраструктурных проектов с длительными сроками окупаемости инвестиций в рамках использования концессионного механизма в структурной перестройке и реструктуризации экономики больших территорий.

Иными словами, в настоящий момент Россия и ее регионы находятся у истоков создания новой области хозяйственной деятельности, в основе которой лежат корпоративные контракты и концессии. Это заставляет государственные органы руководства разрабатывать и внедрять новые правила и формы поведения в условиях рыночного развития хозяйства регионов. Иными словами, они становятся бизнесменами и, в результате, покупателями услуг частного сектора.

В этой связи концессия является действенным экономическим инструментом, который необходимо грамотно применять ради привлечения в определенные территориальные образования России не только инвестиции, современные технологии, оборудование и прочее, но и использовать ее в процессах реструктуризации регионального хозяйства.

Поэтому, сегодня, когда говорят "концессия”, то должно быть понимание, что речь идет о заключении всего лишь

договора долгосрочной аренды (уступки права пользования на срочной и возмездной основе), по которому либо госсобственность передается на жестко оговоренное время и по жестко оговоренным условиям в пользование, но не в собственность западному или отечественному концессионеру или инвестору, либо ему предоставляется право на какой-то вид деятельности, являющийся предметом государственной собственности. Исходя из этого, все ограничительные условия могут и должны быть прописаны в концессионном договоре в соответствии с действующим законодательством.12

Концессионная система предусматривает договорный характер отношений в плане пользования объектами государственной собственности. Это значит, что государство имеет одинаковые с инвестором права, регулируемые Гражданским Кодексом, т.е. договор о концессии может быть расторгнут лишь по решению суда.

Таким образом, под концессией автором понимается акт, посредством которого государство делегирует частному лицу право участия в осуществлении некоторых из своих функций в хозяйственной сфере. Это корпоративное соглашение, особенность которого состоит в том, что государство выступает сразу в двух ипостасях, т.е. как договаривающаяся сторона и как гарант соблюдения всех пунктов соглашения. Концессионное соглашение, таким образом, является системой взаимных уступок и встречных предложении.

Исследование мирового опыта использования концессий показало, что чаще всего концессионные механизмы привлечения инвестиций в мировой практике используются при разработке недр.

История знает примеры массовых концессий, которые кардинально преобразовывали экономическое пространство. Самый яркий - это нефтяные концессии в третьих странах, которые определяли развитие крупного бизнеса в первой половине XX века.8

Важно понимать, что концессия является механизмом передачи негосударственному инвестору во временное пользование той или иной части государственной или муниципальной собственности, которая не подлежит приватизации или относится к числу ограниченно оборотоспособных объектов гражданского права. Такие объекты не могут быть переданы частному предпринимательству в обычном порядке, что связано, как правило, с исключительной важностью таких объектов для государства, однако само государство далеко не всегда оказывается в состоянии управлять ими эффективно, а часто просто не имеет средств для поддержания объектов в эффективном работоспособном состоянии.

Имуществом концессионера являются объекты, передаваемые государством (муниципалитетами) во временное пользование и распоряжение, а также приобретенные им объекты (воздвигнутые строения, установленное оборудование и т.п.). Задача концессионера - эффективно использовать имеющееся в его распоряжении имущество с целью получения максимально возможной чистой прибыли для себя после выплаты государству всех предусмотренных налогов.6

При этом, концессионеры за счет собственных инвестиций обеспечивают строительство новых и модернизацию действующих объектов на базе применения новейших технологий, и тем самым создают условия для оживления и подъема экономики, улучшения социального положения (снижение безработицы, увеличение поступления средств в федеральный и местные бюджеты).

Интересным является опыт республик бывшего СССР, где в сферу интересов концессионеров попала монополизированная отрасль экономики.

Так, в частности, в Казахстане в концессию был передан имущественный комплекс государственной компании по управлению электрическими сетями. Договор с одной из британских компаний был заключен сроком на 25 лет. В течение первых десяти лет, согласно условиям концес-

сионного договора, компания должна инвестировать в национальные электросети Казахстана свыше 1 миллиарда долларов США. Инвестиции будут направляться концессионером на установку единой автоматической системы контроля и учета электроэнергий, счетчиков электроэнергии на линиях межсистемных связей с соседними государствами, модернизацию существующих сетей, строительство новых линий электропередач, создание диспетчерского центра в новой столице Акмоле и реконструкцию такого центра в Алма-Ате.

Данный контракт разыгрывался на конкурсной основе. При этом сумма единовременной выплаты (роялти) концессионером казахстанскому правительству осуществлялась немедленно после подписания концессионного договора и составила 30 миллионов долларов США.

Очевидно, что при таком подходе был решен целый комплекс проблем, затрагивающих развитие данной отрасли. Отрасль получила широкий объем частных инвестиций, который на том этапе развития экономики не мог быть получен из государственных источников финансирования.

При таком подходе одновременно решается и проблема монополизации всей отрасли, что приводит к ее более эффективному функционированию. Вместе с тем происходит и повышение качества обслуживания потребителей.

Данный факт объясняется тем, что, как показывает практика функционирования концессий, концессионер, в течение долгого времени, вкладывая средства в развитие своего проекта, крайне заинтересован в продлении срока действия концессионного договора после его окончания. И, как правило, государство, учитывая вклад концессионера в развитие данной отрасли, не устраивает новый концессионный аукцион, а идет на встречу старому концессионеру и пролонгирует действие договора.

Следует также подчеркнуть, что основным преимуществом концессионных механизмов, по нашему мнению, в том

случае, если концессионером выступает иностранный инвестор, является тот факт, что деятельность концессионера как бы не имеет прямой зависимости от финансового состояния самого принимающего государства. Денежные средства поступают в экономику из внешней среды, не оказывая дополнительного давления ни на бюджет, ни на другие потенциальные источники финансирования внутри страны.

Кроме того, в том случае, если внутри страны имеется инвестор способный аккумулировать достаточное для организации концессии количество средств, то направление их на обустройство концессий является также положительным фактором, так как предотвращает возможный вывоз капитала из страны. В условиях недостатка в России инвестиционных средств такой выход из положения является наиболее приемлемым.

В стране создаются рабочие места, создается новый продукт, развивается внешняя торговля. При этом государство изыскивает средства, не «включая печатный станок», не увеличивая налоговой нагрузки на экономику и не наращивая сумму государственной задолженности. Можно даже сказать с известной долей допущения, что создание концессий на территории нашей страны с экономикой, находящейся в современном состоянии развития, является одним из вариантов вывода государства на более высокие темпы роста.

Вторая главная положительная сторона организации концессий напрямую связана с первой. Здесь она выделена отдельно в основном потому, что ранее речь шла только о некотором подъеме производства, который происходит без привлечения государственных финансовых ресурсов.

Нельзя также забывать, что при введении в действие концессионных механизмов, государственный бюджет не только не расходует средства на воспроизводство (расширенное воспроизводство), естественных монополий и капиталоемких отраслей, но и наоборот, получает денежные средства, которые может направлять в другие стратегически важные отрасли экономики или в другие регионы.

Другой важной возможностью направления получаемых таким образом финансовых резервов является изыскание дополнительных средств на инвестиции в предприятия какой-либо из отраслей, не переданных в концессию. Такой вариант использования средств, получаемых от концессионеров, особенно важен в том случае, если речь идет о создании механизма финансового самообеспечения региональной экономики.

Таким образом, будет достигаться эффект, при котором несколько концессий в одной отрасли будут финансировать другую отрасль (хотя, безусловно, такой подход является несколько упрощенным) или межотраслевое развитие региона.

Здесь же надо учитывать и тот факт, что появление концессий может коренным образом влиять на уровень экономического развития целой группы регионов. Другими словами, появление концессий при участии иностранного капитала благоприятно скажется как на экономическом состоянии большинства территорий и на величине доходных статей государственного бюджета, а также на состоянии экономики отдельных регионов, на территории которых функционирует концессия.

В заключении следует подчеркнуть, что в мировой практике концессии используются не только в сфере недропользования. Из европейских стран, где наибольшие масштабы применения концессионной схемы занимает реализация транспортных проектов, следует выделить Великобританию. В этой стране существует достаточно детальное законодательство, регулирующее вопросы концессионной деятельности вообще и в транспортном секторе, в частности.15 Так, в начале 90-х годов был принят ряд специальных законов, легализующих строительство платных объектов транспортной инфраструктуры, однако по наиболее крупным и стратегически и социально значимым концессионным проектам было необходимо специальное разрешение парламента, оговаривающее вопросы землеотводов, взимания платы за пользование объектом и т.д.

Существует достаточно позитивный опыт применения концессий и в других европейских странах, когда при долевом распределении продукции иностранный инвестор имеет статус подрядчика (как и при форме договора на оказание услуг) по отношению к держателю прав на национальные ресурсы. Платежом за услуги является доля добытой продукции, получаемой в результате совместного использования природных ресурсов.15

В результате весь опыт использования концессионных соглашений демонстрирует важность и актуальность развития такой формы сотрудничества государства и предпринимателей. Поэтому концессии должны занять свое достойное место в российской экономической практике. В качестве одного из первых концессионных проектов могли бы выступить регионы Дальнего Востока России.

Литературв:

1 Аверкин А., Конопляник А., Субботин М. Создание правовой базы для концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции в России. "Разведка и охрана недр”, №9,

1995, с.2-9

2 Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 146.-М.: Московский общественный научный фонд, ИМЭМО РАН, 2003.

3 Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2002.

4 Клубничкин М. Концессионное соглашение или соглашение о разделе продукции. "Минеральные ресурсы России”, № 6, 1994, с.22-24.

5 Конопляник А. Законы о концессиях и разделе продукции есть. "Энергия: экономика, техника, экология”, №5,1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Конопляник А., Субботин М. Концессионное законодательство и инвестиционный климат в России. "Инвестиции в России”, №5, 1995, с. 16-19.

7 Котов В. Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность. "Экономист”, №5, 2000.

8 Линник Л. Концессионные соглашения - одна из форм привлечения инвестиций. "Инвестиции в России”, № 7, 2002, с. 3-7.

9 Линник Л.К. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс России. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: ВНИИВС, 2002.

10 Смирнова Н.В. Опыт развития концессий во времена НЭПа в Сибири и на Дальнем Востоке. М.: Экономика, 1998.

11 Соколова О.В., Холопов К.В. О концессии транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности России и экспорта транспортных услуг. "Внешнеэкономический бюллетень”, № 6, 2002, с.67-72.

1 2 Сосна С.Л. Концессионные соглашения: теория и практика.- М.: Нестор, 2002.

13 Хомченко Д. Привлечение инвестиций на основе концессий. "Рынок ценных бумаг”, №8, 1999.

14 Шаститко А.Е. Коммерческая концессия: теория и практика рыночных отношений. "США: экономика, политика, идеология”, №12,

1996.

15 Соколова О.В. Разработка стратегии развития внешнеэкономической деятельности в России в сфере экспорта транспортных услуг. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: ВАВТ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.