Научная статья на тему 'Концертно-исполнительная деятельность музыкального факультета Уфимского государственного института искусств в 1960-1980-х гг.'

Концертно-исполнительная деятельность музыкального факультета Уфимского государственного института искусств в 1960-1980-х гг. Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
Уфимский государственный институт искусств / концертно-исполнительская деятельность / музыкальный факультет / институтский хор / ансамбль русских народных инструментов / сольный концерт / ансамбль баянистов / ансамбль скрипачей / струнный квартет / лауреат / трио баянистов / Ufa State Institute of Arts / concert and performing activities / music faculty / institute choir / ensemble of Russian folk instruments / solo concert / ensemble of accordion players / ensemble of violinists / string quartet / laureate / trio of accordion players

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хадимуллина Э.Д., Хадимуллин Р.Р.

В статье анализируется концертно-исполнительская деятельность преподавателей и студентов музыкального факультета Уфимского государственного института искусств в 1960-1980-х гг. Удалось выяснить, что данный период вошел в историю института, как период его расцвета. Здесь приведены наиболее яркие события из жизни концертно-исполнительской деятельности преподавателей и студентов вуза. Прослеживается история успеха и славы в музыкально-творческой деятельности преподавателей. Приведены обобщающие данные о лауреатах Международных конкурсов. Авторы стремились назвать «золотые имена» преподавателей внесший огромный вклад в развитие музыкально-исполнительской деятельности института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concert and performance activities of the Faculty of Music of the Ufa State Institute of Arts in the 1960s-1980s

The article analyzes the concert and performing activities of teachers and students of the music department of the Ufa State Institute of Arts in the 1960s-1980s. It was possible to find out that this period went down in the history of the institute as the period of its heyday. Here are the most striking events in the life of the concert and performing activities of teachers and students of the university. The history of success and fame in the musical and creative activities of teachers is traced. The summarizing data on the laureates of the International competitions are presented. The authors tried to name the “golden names” of the teachers, who made a huge contribution to the development of the Institute’s musical and performing activities.

Текст научной работы на тему «Концертно-исполнительная деятельность музыкального факультета Уфимского государственного института искусств в 1960-1980-х гг.»

Хадимуллина Э.Д.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования Института развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа.

Хадимуллин Р.Р_

Кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории Института истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий, г. Уфа.

Концертно-исполнительная деятельность музыкального факультета Уфимского государственного института искусств в 1960-1980-х гг.*

Аннотация. В статье анализируется концертно-исполнительская деятельность преподавателей и студентов музыкального факультета Уфимского государственного института искусств в 1960-1980-х гг. Удалось выяснить, что данный период вошел в историю института, как период его расцвета. Здесь приведены наиболее яркие события из жизни концерт-но-исполнительской деятельности преподавателей и студентов вуза. Прослеживается история успеха и славы в музыкально-творческой деятельности преподавателей. Приведены обобщающие данные о лауреатах Международных конкурсов. Авторы стремились назвать «золотые имена» преподавателей внесший огромный вклад в развитие музыкально-исполнительской деятельности института.

Ключевые слова: Уфимский государственный институт искусств, концертно-исполни-тельская деятельность, музыкальный факультет, институтский хор, ансамбль русских народных инструментов, сольный концерт, ансамбль баянистов, ансамбль скрипачей, струнный квартет, лауреат, трио баянистов.

Khadimullina E.D.K.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Education, Institute for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan, Ufa.

Khadimullin R.R.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign History of the Institute of History and Public Administration, Ufa University of Science and Technology, Ufa.

Concert and performance activities of the Faculty of Music of the Ufa State Institute of Arts in the 1960s-1980s

* © Хадимуллина Э.Д., Хадимуллин Р.Р., 2023.

Концертно-исполнительная деятельность музыкального факультета Уфимского государственного института искусств в 1960-1980-х гг.

Abstract. The article analyzes the concert and performing activities of teachers and students of the music department of the Ufa State Institute of Arts in the 1960s-1980s. It was possible to find out that this period went down in the history of the institute as the period of its heyday. Here are the most striking events in the life of the concert and performing activities of teachers and students of the university. The history of success and fame in the musical and creative activities of teachers is traced. The summarizing data on the laureates of the International competitions are presented. The authors tried to name the "golden names" of the teachers, who made a huge contribution to the development of the Institute's musical and performing activities.

Key words: Ufa State Institute of Arts, concert and performing activities, music faculty, institute choir, ensemble of Russian folk instruments, solo concert, ensemble of accordion players, ensemble of violinists, string quartet, laureate, trio of accordion players.

Уфимский государственный институт искусств (УГИИ) на момент своего создания в 1968 г. объединил в единый комплекс три художественные направления: музыкальное, театральное и художественное. Профессорско-преподавательский состав выпускающих кафедр был укомплектован преимущественно из двух источников. Прежде всего это были выпускники (60%) Государственного музыкально-педагогического института имени Гне-синых, приехавшие по направлению, а также ведущие педагоги Уфимского училища искусств.

На тот момент в учебных структурах института было создано 5 кафедр: фортепиано и струнных инструментов, хорового дирижирования и народных инструментов, истории и теории музыки, режиссуры и мастерства актера, гуманитарных дисциплин. Специальные кафедры с увеличением контингента студентов и числа преподавателей претерпевали изменения. Происходило разделение существующих кафедр и создание новых по принципу более узкой профессиональной специализации. Так, кафедра фортепиано и струнных инструментов была разделена на три самостоятельные: специального фортепиано, струнных инструментов, камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства. Кафедра хорового дирижи-

рования и народных инструментов - на две самостоятельные. из структуры кафедры истории и теории музыки выделились - истории музыки, теоретического и прикладного музыкознания и композиции, а в последние годы - башкирской музыки. создавались и новые кафедры - социального пения и духовых инструментов, общего фортепиано, оперной подготовки. В последующие годы происходили незначительные изменения в структуре вуза [1, С. 15].

Неотъемлемой частью работы музыкального факультета являлась концерт-но-исполнительская деятельность преподавателей и студентов УГии, целью которой было эстетическое воспитание жителей города и сельских населенных пунктов, пропаганда произведений советской и зарубежной классики, творчества композиторов Башкирии. Поэтому руководство и преподаватели института уделяли важную роль музыкально-исполнительской деятельности, которая велась как в стенах института, так и вне его.

Рассмотрим основные тенденции развития концертно-исполнитель-ной деятельности преподавателей и студентов, охарактеризуем наиболее яркие и незабываемые моменты из славной истории Уфимского государственного института искусств им. З.Г. Исмагилова.

В первый же год существования вуза был создан институтский хор, занятия которого проходили 3 раза в неделю. В его состав входили студенты всех музыкальных специальностей. Многие из них не имели певческой подготовки, но со временем включились в работу хорового класса. Руководителем хора стал заслуженный деятель искусств БАССР Михаил Фоменков. В конце мая

1969 г. состоялось первое выступление хора, здесь прозвучали произведения Георгия Свиридова. С тех пор началась плодотворная творческая деятельность хора, за годы работы которой менялся состав и руководитель. Но свою функцию он неизменно продолжал выполнять - участвовать во всех праздничных и отчетных концертах, мероприятиях и т.п. С каждым годом расширялся и репертуар. В 1978 г. хор был удостоен звания лауреата за участие в концерте хоровой музыки в рамках Всесоюзного конкурса «Студент и научно-технический прогресс» [1, С. 40-42].

Ежегодно совместно со студентами проводились концерты, приуроченные к различным юбилейным датам, такие как: 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 200-летие со дня рождения Л.В. Бетховена и т.д. Концерты проходили на высоком профессиональном уровне и рецензировались в республиканских газетах. Выступали и с сольными концертами. Много камерной музыки звучало в концертном зале института искусств. Благодаря Л.А. франку, старшему преподавателю института им. Гнесиных В.П. Самолето-ва и студентов прозвучали редко исполняемые произведения французского композитора О. Мессиана. Впервые в

1970 г. в сопровождении Куйбышевского симфонического оркестра педагоги Л.А. франк, С.К. Саркисьянц, А.А. Ка-лачев выступили с тройным концертом

Л.В. Бетховена для фортепиано [2].

К тому же важными событиями явились циклы концертов «Советские композиторы - лауреаты Ленинской премии», исполнены триады сонат С.С. Прокофьева (№ 6, 7, 8) преподавателями В.Н. Монастырским, П.О. Тихоновой, М.Ю. Кочуровым. Сольные концерты исполнили Р.Г. Хабибуллин, И.Д. Лавров, Н.Г. Хамидуллина и др. На камерных концертах выступили преподаватели Л.О. Тихонова, Л.И. Алексеева и др. На высоком профессиональном уровне была исполнена программа камерного оркестра (руководитель -Е.Б. Терентьев), мастерство которого вызвало положительную и яркую эмоцию у публики. Вместе с тем на кафедре струнных инструментов появляется совершенно новая деятельность - оказание систематической методической помощи музыкальным училищам Уфимской зоны.

Периодически преподавателями и студентами давались концерты для общественности г. Уфы, Челябинска, Давлеканова, октябрьского, Магнитогорска. Важным событием явилось первое выступление оркестра народных инструментов (руководитель - старший преподаватель П.Б. Тевс), показавшего сложный репертуар. Впервые в практике института был дан концерт студентами заочного отделения.

особенно плодотворная концертная деятельность в начале 70-х годов осуществлялась преподавателями кафедры специального фортепиано, струнных инструментов, общего фортепиано. из наиболее значительных отметим концерт из произведений Ф.Ф. Шопена в исполнении преподавателей И.Д. Лаврова и В.Н. Монастырского, сонатный вечер старшего преподавателя МГМПи им. Гнесиных В.П. Самолетова (фортепьяно) и старшего преподавателя

УГИИ А.А. Калачева (виолончель). Большим явлением было проведение торжественного вечера и концерта, посвященного 80-летию со дня рождения С.С. Прокофьева. Начиная с 70-х годов, традиционно стали проводить в апреле лекции-концерты, посвященные ко дню рождения В.И. Ленина [3].

Кроме того, значительными событиями стали концерты симфонического оркестра института, в программах которого прозвучали симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды» и все инструментальные концерты и.с. Баха.

Впервые в 1972 г. студенты (пятого курса фисенко и Кучимова) отделения сольного пения и оркестровых инструментов приняли участие опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского на сцене Башкирского государственного оперного театра. Этот спектакль для выпускницы Г. Бурлак был одновременно и государственным экзаменом по оперному классу. Представление прошло с большим успехом. оценка государственного экзамена - отлично [4].

с каждым годом институт расширял тематику концертно-исполнительской деятельности. Увеличивалось и количество заявок на проведение концертов в организациях, воинских частях, учебных заведениях и т.п. Наряду с лучшими произведениями композиторов советского союза, исполнители активно пропагандировали сочинения местных авторов. Звучали произведения З. Исмагилова, Н. Сабитова, Х. Ахме-това, Р. Муртазиной, Л. Исмагиловой, Н. Зенцова и др.

В общем в концертно-исполнитель-ской деятельности вуза наметились два направления:

1) плановые концерты в Большом зале института;

2) концерты и концертные выступления на предприятиях, вузах, шко-

лах города и музыкальных училищах Уфимской зоны (Салават, Учалы, Октябрьский, Давлеканово, Оренбург, Челябинск, Миасс, Магнитогорск, Тольятти, Сызрань). институт искусств установил прочный контакт с Дворцом культуры Моторостроителей, Дворцом культуры завода «Гидравлика», управлением «Башнефть», музыкальными школами № 2 и № 8, общежитиями студентов медицинского и педагогического институтов.

В конце 70-х годов еще больше активизировалась концертно-исполнитель-ская деятельность. Особенно успешно она осуществлялась на кафедрах специального фортепиано, оркестровых инструментов и камерного ансамбля, которые работали в тесном творческом содружестве и достигли высоких художественных результатов. Активное участие в исполнительской работе принимали такие преподаватели как доцент А.Д. Франк; ст. преподаватели Л.И. Алексеева, В.К. Ланге, Т.М. Бер-дянская, В.Н. Монастырский, И.Д. Лавров, М.Ю. Кочуров, Н.Г. Хамидуллина, Л.А. Франк, Р.Г. Хабибуллин, Т.Д. Ра-химкулов; преподаватели ф.Б. Айзенберг, Л.Ш. Саникидзе. На концертах исполняли обширный список произведений фортепианной и камерной музыки: сонаты Л.В. Бетховена, Ф.П. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, П. Хиндемита, Б. Бартока и др. Много выступлений было и по линии Башгос-филармонии [5].

В концертно-исполнительской деятельности активное участие стало принимать большое количество студентов, которые по-прежнему выступали и с сольными концертами. Так, в 1977 г. состоялся первый выход уфимских студентов-пианистов - С. Щурунова, Т. Наседкиной, С. Пуриса, --принимав-

ших участие в V Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей в г. Казани [6, С. 154].

К концу 70-х годов в стенах института образовывались творческие коллективы: симфонический оркестр (руководитель - ст. преподаватель М.Б. Голубицкий), хор дирижерско-хо-рового отделения (руководитель - заслуженный деятель искусства БАССР, доцент Р.М. Бикмухаметова), оркестр русских народных инструментов (руководитель - ст. преподаватель Г.Г. Ба-жанов), ансамбль русских народных инструментов (руководитель - ст. преподаватель А.К. Савицкий), ансамбль баянистов (дирижеры - ст. преподаватели В.К. Моисеев, Ю.А. Селезнев), ансамбль скрипачей (руководитель -заслуженный артист БАССР, ст. преподаватель М.Е. Швайштейн), струнный квартет в составе ст. преподавателей С.К. Саркисьянц, М.и. Геллер, А.В. Коваль, А.В. Калачев. Тогда же впервые в истории института ряд преподавателей выехали на гастроли за рубеж (Куба, ГДР), где с успехом представили советское музыкальное искусство.

А.В. Коваль создал и успешно руководил студенческим камерным оркестром, который в последующие годы стал творческой лабораторией башкирских композиторов, написавших в тот период много произведений для камерного состава. он успешно выступал на концертах и как солист. За высокие показатели и творческие достижения был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Башкортостана».

С каждым годом оттачивалось и мастерство. Так, к началу 1980-х годов значительно улучшилось качество игры студенческого симфонического оркестра, руководителем которого на протяжении 16 лет был ст. преподаватель М.Б. Голубицкий, усовершенствовалась

ориентация оркестрантов в различных музыкальных стилях, что является доказательством исполнительского мастерства музыкантов. Безусловно, были свои проблемы и трудности. Так, отсутствовало постоянное репетиционное помещение. Порой пропадали и занятия оркестрового класса из-за занятости концертного зала, где периодически проходили незапланированные мероприятия различного уровня. Также были жалобы на то, что при такой трудоемкой работе большого коллектива, как подготовка к симфонической программе, в год удалось провести лишь одно концертное выступление в зале УГии. В последующие годы ситуация начала налаживаться. оркестр стал неоднократно выступать не только в институте, но и в спектаклях театра оперы и балета, в концертных залах авиационного, сельскохозяйственного, нефтяного институтов, в дворцах и клубах города. М.Б.Голубицкий привлекал студентов-вокалистов к участию в совместных концертах. В середине 80-х годов в репертуаре симфонического оркестра появляются произведения западной классики [7, С. 135].

В состав ансамбля русских народных инструментов «Родные напевы», руководителем которого являлся ст. преподаватель А.К. Савицкий, входили преподаватели УГии и Уфимского училища искусств. К работе также привлекались студенты института. Постоянными солистами ансамбля были студенты кафедры сольного пения -Ирина Цыбина, Сайфулла Хайруллин, Винер Мустафин. В концертах принимали участия солисты Башкирского театра оперы и балета Владимир Ефимов, Башгосфилармонии - Николай Шишин. Репертуар ансамбля состоял из обработок и песен как русских, так и башкирских. В концертных програм-

мах исполняли произведения таких советских композиторов как Н.П. Бу-дашкина, Ю.Н. Шишакова, В.А. Золотарева и др.

Летом ансамбль А.К. Савицкого с концертами выезжал по стройкам Западной Сибири, выступали перед рабочими Новосибирской области, Томска и Томской области [8].

На середину 80-х годов приходится пик коллективного исполнительства педагогов кафедры специального фортепиано. Так, с 1984 г. начался цикл сезонов концертов «Шедевры фортепианного искусства». Концерты проходили в залах Башкирской филармонии. Программы составлялись по различным принципам:

— сезон 1984-1985 гг. - монографические вечера (по композиторам);

— в 1985-1986 гг. - «История фортепианной сонаты»;

— в 1986-1987 гг. - музыкально-просветительский тип программ («Вена - город музыкантов», «Фортепианный этюд» и т.д.).

Концерты стали неким смотром исполнительских достижений кафедры.

Каждый 3-4 года в стенах Уфимского института искусств проходили научно-практические конференции, на которых студенты и преподаватели выступали с докладами и концертами. После каждого выступления проходило обсуждение, делились своими мнения и впечатлениями. Проходил некий обмен опытом. Здесь самое активное участие принимали и ведущие профессоры Москвы [9, С. 65].

Помимо всего вышеперечисленного, преподаватели института проводили сольные концерты, организовывались авторские концерты композиторов (например, Р. Зиганова - 28 апреля 1980 г.). Были продолжены творческие контакты с консерваториями Уральско-По-

волжской зоны (Казань, Саратов и др.).

Концертно-исполнительская деятельность преподавателей и студентов создавала прекрасную возможность для оттачивания профессионализма и выработки опыта для участия в конкурсах на высоком уровне. Здесь следует отметить наиболее яркие победы лауреатов Международных конкурсов: В.ф. Филь-чев - обладатель «Кубка мира» - I место г. Вашингтон (США, 1976 г.), Б. Грачев

- «Кубка нации» в г. Сент-Этьен (Франция, 1985 г.), С.М. Тюфяков - II место Международного конкурса «Дни гармоники» г. Клингенталь (ГДР, 1978 г.), Р.А. Гареев - Гран-при Международного конкурса вокалистов в г. Сочи (1983 г.), В.Н. Монастырский - III место на Международном конкурсе пианистов им. Листа-Бартока в г. Будапеште (Венгрия, 1977 г.), С.А. низаметдинов

- III место на Международном конкурсе незрячих композиторов в г. Праге (1979 г., Чехословакия), Р.Г. Касимов -III место на Международном конкурсе композиторов в г. Токио (Япония).

Все вышеуказанные лауреаты (это преподаватели и студенты) - концертирующие музыканты, вели активную исполнительскую деятельность, были широко известны в республике и за ее пределами. например, Радик Арслано-вич Гареев за столь короткую жизнь снискал большую популярность. Получил общественное признание на концертной эстраде России и СССР. Был известен и за рубежом. Он побывал с гастролями в 15 странах. К сожалению, умер очень рано в возрасте 40 лет.

Знаменитый композитор Александра Пахмутова вот как вспоминает его: «Впервые я увидела Радика в г. Днепропетровске на Всесоюзном конкурсе советской песни: совсем юный паренёк, студент института искусств. Помню, он исполнял песню «Мандолина». Его за-

метили и рекомендовали на конкурс в Сочи. Особенно мне запомнилось его триумфальное выступление на международном конкурсе «Красная гвоздика». У него был большой, интересный репертуар. Например, он очень хорошо спел песню Муслима Магомаева «Земля - родина любви». Для этой песни нужен огромный голос. А у Радика был замечательный баритон. И вообще он обладал всем для блистательного исполнения песен: высокой вокальной культурой, чувством слова и, конечно, ярким артистизмом».

один из выдающихся успехов, указанный выше, в истории института и республики пришелся на 1976 г. По итогам Всесоюзного отбора в г. Киеве на конкурс «Кубок мира», который проводился в г. Вашингтоне в год 200-летия независимости США, был направлен преподаватель УГИИ Виктор Фильчев. Участие принесло ему триумфальный успех, а именно завоевал Кубок мира, золотую медаль Чемпиона и специальный кубок Польской ассоциации аккордеонистов за лучшее исполнение обязательного произведения. Через два года В. фильчев на Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Гаване (Куба) завоевал золотую медаль и стал лауреатом двух международных конкурсов.

В 1978 г. в г. Уфе вторично прошли отборочные туры на международные конкурсы «Дни гармоники» (г. Клингенталь, ГДР) и «Кубок мира» (г. Лодзь, Польша). Там преподаватель Сергей Тюфяков добился права на участие в конкурсе «Дни гармоники», где успешно выступил и получил II премию и звание лауреата международного конкурса.

на всесоюзном отборе баянистов-аккордеонистов выпускник института В. Грачев (кл. В. фильчева) завоевал

право участия в Международном конкурсе «Кубок Мира», который должен был состояться в г. Лондоне в августе 1984 г. однако произошло недоразумение при оформлении документов, поэтому не смог выехать за границу. однако сохранил свое право на участие. Через год на Международном конкурсе «Кубок нации» во франции в г. Сент-Этьен завоевал Гран-при, золотую медаль и специальный приз за исполнение обязательной пьесы [1, С. 54-55].

очень отрадно, что международный успех баянистов натолкнул В.В. филь-чева создать в 1986 г. трио с В. Грачевым и С. Тюфяковым. Ансамбль принимал участие во Всероссийском и Международных фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ульяновске, Саратове, Самаре, Волгограде. В 1987 г. трио выступило по линии Союзконцерта на Дальнем Востоке, в Магадане и на Чукотке (Мыс Шмидта). Специфика этого коллектива состояло в том, что свои концертные программы строили в «трехступенчатой» форме: в первой части - исполнялась классическая, органная музыка; во второй (в «средней») - сольные выступления; в третьей (снова втроем) - обработки народных мелодий. Такие программы давали возможность слушателю узнать исполнителей с разных сторон. Весной в 1987 г. в Большом зале УГИИ состоялся концерт, где вначале звучала музыка Регера, франка. Затем В. Грачев с присущим ему напором и блеском исполнил Сонату А. Нагаева; затем С. Тюфяков представил органную Прелюдию а-то11 Баха и «Сказ и Тихом Доне» В. Семенова. В. фильчев зажег зал Концерт-поэмой А. Репникова.

Хотелось бы вспомнить еще одного талантливого студента и выпускника УГИИ тех времен Салавата Низамет-динова. В 1977 г. в Уфимском институ-

те искусств с ним начал заниматься на общественных началах доцент кафедры композиции Евгений Земцов. Под влиянием опытного педагога стал много сочинять. Уже в 1979 г. на Международном конкурсе незрячих композиторов в г. Праге ему была присуждена третья премия за романсы на стихи Александра Блока. Позднее, в 1988 году, на том же конкурсе Салават Низамет-динов был удостоен второй премии за вокальный цикл «Черновик» на стихи поэтессы Ники Турбиной. Дипломной работой стала вокальная симфония в пяти частях: «Разговор с Салаватом» на башкирском языке, за которую в 1988 г. получил золотую медаль Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. Салават Низаметдинов свою жизнь посвятил музыке. Он сочинял оперы, симфонии, хоры, романсы, музыку к драматическим спектаклям и эстрадные песни. Написал множество камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений, более двухсот эстрадных песен, музыку к спектаклям, документальным и художественным фильмам.

Вместе с тем ректор УГИИ Загир Гарипович Исмагилов внес огромную роль в развитие концертно-исполни-тельской деятельности вуза не только как руководитель, но и как композитор. За эти годы им было создано большое количество произведений. Так, например, значительным явлением в культурной жизни республики в 1981 г. стало завершение монументальной исторической оперы «Послы Урала» («Урал илселэре»), посвященная 425-летию присоединения Башкирии к России. Яркая постановка в Башкирском театре оперы и балета ректором института стало знаменательным событием. Признанием больших заслуг в развитии музыкального искусства стало присвоение

З.Г. Исмагилову почетного звания «Народный артист СССР» (1982 г.). Ранее в 1973 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки за оперу «Волны Агидели» (1972 г.) и цикл хоров «Слово матери» (1972 г.).

5 октября 1984 г. состоялся авторский вечер З.Г. исмагилова в Большом зале Башкирской государственной филармонии, где симфонический оркестр института (руководитель - М.Б. Го-лубицкий) исполнил увертюру к опере «Салават Юлаев», две арии из этой оперы, дуэт из оперы «Волны Агидели», арии из опер «Шаура», «Послы Урала», вступление и фрагменты из музыкальной комедии «Кодаса», песни композитора разных лет [10].

За подготовку квалифицированных кадров в области музыковедения и композиции, за плодотворное изучение и развитие национального башкирского музыкального искусства в 1989 г. УГии был удостоен Диплома I степени и награжден золотой и серебряной медалями ВДНХ СССР.

Таким образом, концертная деятельность Уфимского института искусств планировалась кафедрами и сводилась к общеинститутским программам мероприятий, выполнение которых контролировалась администрацией института и заведующими кафедр. Работа организовывалась по трем направлениям: концерты педагогов, студентов, коллективов, тематические, концерты на ТВ и радио. Располагая значительным творческим потенциалом, коллектив института занимал важное место в формировании духовных потребностей различных слоев населения Башкирии и других территорий. Свой вклад в это дело вносили как солисты-исполнители, так и творческие коллективы симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, ансамбля русских

народных инструментов и т.д. Несомненно, участие в концертно-исполни-тельской деятельности студентов также способствовало их профессиональному становлению.

References

[1] Ufa State Institute of Arts - 25 years / ed. count M.P. Fomenkov, N.F. Garipova, N.A. Edovskaya and others. Ufa: Ufims Publishing House. state Institute of Arts, 1993. 155 p.

[2] Archive of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov. Annual report for the

1969-1970 school year. L. 30-40.

[3] Archive of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov. Annual report for the

1970-1971 academic year. L. 68-70.

[4] Archive of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov. Annual report for the

1971-1972 academic year. L. 76.

[5] Archive of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov. Annual report for the 1974-1975 academic year. L. 228-230.

[6] Khadimullina E.D., Khadimullin R. R. History of

the formation and development of higher education in Bashkiria in 1917-1985. Ufa: RIC USN-TU, 2014. 172 p.

[7] Akhmadullin M.L., Khadimullina E.D., Kha-dimullin R.R. Peculiarities of research and creative work of students in the 1960-1980s using the example of the Ufa State Institute of Arts // Problems of musical education. 2020. № 3. L. 132-142.

[8] Archive of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov. Annual report for the 1980-1981 academic year. L. 227-231.

[9] Milestones in the formation and development of the Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov: information and reference collection / author of the project and responsible. ed.-comp. N.F. Garipova. Ufa: RIC UGAI named after. Z. Ismagilova, 2008. 392 p.

[10] Archive of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov. Annual report for the 1984-1985 academic year. L. 278-280.

Список литературы

[1] Уфимскому государственному институту искусств - 25 лет / ред. кол. М.П. Фоменков, Н.Ф. Гарипова, Н.А. Едовская и др. Уфа: Изд-во Уфимс. гос. института искусств, 1993. 155 с.

[2] Архив Уфимского государственного институ-

та искусств имени Загира Исмагилова. Годовой отчёт за 1969-1970 учебный год. Л. 30-40.

[3] Архив Уфимского государственного институ-

та искусств имени Загира исмагилова. Годо-

вой отчёт за 1970-1971 учебный год. Л. 68-70.

[4] Архив Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Годовой отчёт за 1971-1972 учебный год. Л. 76.

[5] Архив Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Годовой отчёт за 1974-1975 учебный год. Л. 228-230.

[6] Хадимуллина Э. Д., Хадимуллин Р. Р. История

становления и развития высшего образования в Башкирии в 1917-1985 гг. Уфа: РИЦ УГНТУ, 2014. 172 с.

[7] Ахмадуллин М.Л., Хадимуллина Э.Д., Хади-муллин Р.Р. Особенности научно-исследовательской и творческой работы студентов в 1960-1980-х годах на примере Уфимского государственного института искусств // Проблемы музыкального образования. 2020. № 3. Л. 132-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Архив Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Годовой отчёт за 1980-1981 учебный год. Л. 227-231.

[9] Вехи становления и развития Уфимской государственной академии искусств имени За-гира Исмагилова: информационно-справочный сборник / автор проекта и отв. ред.-сост. Н.ф. Гарипова. Уфа: РИЦ УГАИ им. З. Исма-гилова, 2008. 392 с.: с ил.

[10] Архив Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Годовой отчёт за 1984-1985 учебный год. Л. 278-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.