Научная статья на тему 'Концепты эмоциональных состояний с точки зрения когнитивной психологии (на материале английского языка)'

Концепты эмоциональных состояний с точки зрения когнитивной психологии (на материале английского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / COGNITIVE PSYCHOLOGY / КОГНИТИВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ / COGNITIVE WORLD OF A HUMAN BEING / КОНЦЕПТ / CONCEPT / БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ / BASIC EMOTIONS / СЦЕНАРИЙ / SCENARIO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кистанова Ольга Александровна

Рассматриваются особенности когнитивной психологии как науки о взаимодействии человека с окружающей действительностью. Стремление обрести некую ценность и понимание человеком своих возможностей для реализации этого стремления обусловливают возникновение определенной эмоции, побуждающей его к действию. Когнитивным содержанием эмоции страха является такая ситуация, в которой субъект вероятностно прогнозирует ущерб и при этом у него недостаточно средств или возможностей избежать нанесения этого ущерба. Интенсивность этой эмоции определяется двумя факторами: размером прогнозируемого ущерба и степенью его вероятности. На примере концепта «страх» анализируются особенности английских лингвокультурных концептов базовых эмоций и приводится сценарий типовой ситуации, в которой они возникают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of emotions in the english language from a cognitive-psychological perspective

The article deals with the study of the characteristic features of cognitive psychology as a science of human interaction with the reality. The humans’ desire to gain some valuable things and their understanding of capabilities to implement this desire determine the occurrence of a certain emotion, prompting people to action. The cognitive content of the emotion of fear is a situation in which an individual predicts the probable damage and at the same time he hasn’t enough resources or ability to avoid this damage. The intensity of any emotion is determined by two factors: the amount of the predicted damage and the degree of its probability. The characteristic features of English linguacultural concepts of basic emotions are analyzed (the “fear” concept is taken as an example) and a typical scenario of a situation in which they arise is given.

Текст научной работы на тему «Концепты эмоциональных состояний с точки зрения когнитивной психологии (на материале английского языка)»

УДК 159.9

КОНЦЕПТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

О.А. Кистанова1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Рассматриваются особенности когнитивной психологии как науки о взаимодействии человека с окружающей действительностью. Стремление обрести некую ценность и понимание человеком своих возможностей для реализации этого стремления обусловливают возникновение определенной эмоции, побуждающей его к действию. Когнитивным содержанием эмоции страха является такая ситуация, в которой субъект вероятностно прогнозирует ущерб и при этом у него недостаточно средств или возможностей избежать нанесения этого ущерба. Интенсивность этой эмоции определяется двумя факторами: размером прогнозируемого ущерба и степенью его вероятности. На примере концепта «страх» анализируются особенности английских лингвокультурных концептов базовых эмоций и приводится сценарий типовой ситуации, в которой они возникают.

Ключевые слова: когнитивная психология, когнитивный мир личности, концепт, базовые эмоции, сценарий.

Когнитивная психология - это наука, которая занимается изучением закономерностей познания человеком окружающей действительности [1; 2]. Человеческая личность с точки зрения когнитивной психологии включает в себя интенциональную сферу (сферу желаний, стремлений, намерений), рациональную сферу (сферу мышления) и эмоциональную сферу (сферу чувств, эмоций, аффектов, страстей, настроений и т. п.) [3]. «Ядром» личности является первая из вышеперечисленных сфер, называемая также интенциалом. Все три упомянутые сферы связаны с отражением действительности, составляющим их когнитивный аспект. Когнитивный мир личности, таким образом, имеет интенциональную, эмоциональную и рациональную грани.

Эмоции возникают у человека в ситуациях определенного класса и детерминируются их структурой. Эта структура и есть когнитивное содержание эмоций, подлежащее анализу и описанию. Эмоции тесно связаны с желаниями, содержанием которых являются ценности. Этим обусловлено фундамен-

1 Ольга Александровна Кистанова, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки».

тальное деление эмоций на положительные и отрицательные. Если воспринимаемое субъектом положение дел совпадает с содержанием его интенции, он испытывает положительную эмоцию. Например, если желание быть вместе с любимым человеком наконец-то осуществляется, субъект испытывает радость. Если же наблюдаемое положение дел рассогласовано с содержанием интенции, субъект переживает отрицательную эмоцию. Например, если некто хочет быть вместе с любимым человеком, но вынужден с ним расстаться, он испытывает огорчение.

Базовые (фундаментальные) эмоции - это те аффективные состояния, которые унаследованы человеком в ходе эволюционного развития от животных предков и присущи как человеку, так и высшим животным [4]. Рассмотрим их особенности на примере эмоционального концепта «страх».

Страх является базовой, отрицательной, астенической, прогностической эмоцией. Все эмоции, отраженные в концептах с такими характеристиками, возникают a priori, до возникновения ситуации, в которой субъект может утратить либо, наоборот, обрести ту или иную ценность. Они появляются у субъекта на основе прогноза ситуации, который он делает исходя из имеющихся предвосхищающих признаков (прогностические эмоции). Например, жители города испытывают страх, слыша сигнал воздушной тревоги, и т. п. Астеническими мы называем их потому, что они не приводят к волевому акту, направленному на изменение ситуации. Даже если субъект проявляет при этом какую-то двигательную активность - например, в панике бежит - это не есть акт воли, это есть проявление слабости духа (напомним, что греч. asthenia буквально означает «бессилие») [5].

Общая формула базовых отрицательных эмоций, по нашим представлениям, имеет следующий вид:

ПЕРЕЖИВАЕТ"х (ХОЧЕТ х, А) И ВОСПРИНИМАЕТ х, В И ПРОГНОЗИРУЕТ х (ВОЗМОЖНО / ВЕРОЯТНО НЕ А),

где х - субъект, А - желаемое положение дел, В - приметы, показывающие, что дело принимает нежелательный оборот [6].

Здесь очень важен модальный оператор: страх возникает именно в результате вероятностного прогнозирования ущерба. Детерминированный неблагоприятный прогноз вызывает не страх, а другие негативные эмоции (уныние, подавленность, отчаяние и т. д.). Например, подсудимый боится возможности смертного приговора, а уже бесповоротно осужденный на казнь испытывает не страх, а отчаяние - ведь у него нет надежды. Страх существует лишь чередуясь с надеждой - состоянием, которое тоже основано на вероятностном прогнозировании, но отличается от страха своим знаком (ориентированностью на позитивный, а не на негативный исход ситуации).

Ниже приводится сценарий эмоции «страх», являющийся результатом развертывания вышеприведенной формулы.

СЦЕНАРИЙ «СТРАХ / УЖАС»

1) ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ: СУЩЕСТВУЕТ х. СУЩЕСТВУЕТ z.

2) ПОТЕНЦИЯ z: МОЖЕТ z (НАНОСИТ УЩЕРБ z, х).

3) КОГНИТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ х: ПРОГНОЗИРУЕТ х (ВОЗМОЖНО /ВЕРОЯТНО (НАНОСИТ УЩЕРБ z, х)).

4) СЛЕДСТВИЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ х): БОИТСЯ х (НАНОСИТ УЩЕРБ z, х); вариант БОИТСЯ х (ТЕРПИТ УЩЕРБ х).

Актант х - субъект (человек или животное), а актантом z может быть и не субъект, а неодушевленная стихия, случай, судьба и т. п.

Интенсивность этой эмоции прямо пропорциональна степени риска, который, в свою очередь, определяется двумя факторами: размером предполагаемого ущерба и степенью его вероятности. Если прогнозируемый ущерб мал и низковероятен, то субъект относится к грядущему событию лишь с легкой опаской. Напротив, если прогнозируемый ущерб велик и высоковероятен, то страх максимален. В промежуточных случаях интенсивность страха определяется соотношением показателей: малая величина размера ущерба может компенсироваться большой величиной вероятности ущерба, и наоборот. Например, при автомобильной аварии ущерб может быть очень велик (вплоть до потери жизни), но если дорога пустынна (вероятность столкновения весьма низка), то водитель мчится почти без опаски. С ростом вероятности ущерба (увеличением числа машин) боязнь столкновения возрастает и водитель снижает скорость. Такова динамика интенсивности страха: этот признак является переменной величиной.

Строго говоря, то, чего боится субъект, - это ущерб, наносимый его ценностям и интересам. Это непосредственная причина его страха. Допустим, человек боится потерять жизнь. Для выражения этого существуют языковые формулировки типа He is afraid of death, в которых сказуемое сочетается прямо с наименованием возможного ущерба. Однако далее намечается причинно-следственная цепь: ущерб является следствием того или иного действия - скажем, выстрела из-за угла. Страх субъекта может быть перенесен на это действие, и для этого существуют опосредованные языковые способы выражения этой мысли - например, He is afraid of a shot from-round a corner. Далее, вредоносное действие совершается неким субъектом - скажем, наемным убийцей. В этих случаях страх переносится на него: He is afraid of a killer. Но и это еще не конец цепи: киллер, очевидно, кем-то нанят - к примеру, мафией. Отсюда He is afraid of the mafia. Однако мафия имеет причину для такой акции - например, месть. Отсюда He is afraid of the mafia's revenge. Но месть

44

является следствием поступка, ущемляющего интересы мстителя. Отсюда He is afraid of the consequences of his conflict with the mafia. Возможно, эту цепь причин и следствий можно продолжать, однако и этого ее фрагмента достаточно, чтобы убедиться: при переходе от сценария к его естественноязыковому выражению возможен ряд вариантов интерпретации сценария. Когда мы читаем: Stapleton was afraid of Holmes [7], мы, имея в голове весь сценарий, понимаем: Стэплтон боялся гибели, которая могла наступить в результате казни, которая могла состояться в результате смертного приговора, который мог быть следствием разоблачения, которое мог произвести Холмс. И это лишь основные звенья. Можно также выделить промежуточные: Стэплтон боялся петли, суда, ареста, погони, проницательности ума сыщика и т. д. Каждое из звеньев этой цепи может фигурировать в лексико-синтаксической конструкции Stapleton was afraid of..., но сценарий на метаязыке во всех случаях один и тот же; различаются лишь нюансы его естественно-языковой интерпретации. Если образ ситуации - это феномен мышления, то его вербальное описание - это явление языковое.

Вышеприведенное рассуждение, на наш взгляд, подтверждается тезисом А.Ф. Лосева о том, что «понимание выбирает из данного предмета те или другие его элементы. отодвигая в то же время другие его элементы на задний план. Это и значит, что язык есть конкретизация и практическое осуществление мышления» [8]. Упомянутые «конкретизация и практическое осуществление мышления» наблюдаются и в семантике языковых имен, де-сигнирующих английские лингвокультурные концепты базовых эмоций.

Итак, в данной статье мы раскрыли возможности применения когнитивной психологии для анализа концептов эмоциональных состояний, рассмотрев особенности содержания эмоций и примеры ситуаций, в которых они проявляются наиболее ярко.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 336 с.

2. ИшмуратовА.Т., ОмельянчикВ.И. Контекст знания и пресуппозиция // Пути формирования нового знания в современной науке. - Киев: Biina школа, 1983. - 90 с.

3. Ишмуратов А. Т. Логический анализ практических рассуждений. - Киев: Наукова думка, 1987. - 140 с.

4. Подлесова О.А. (Кистанова О.А.) Концепты эмоциональных состояний в лингвокогнитивном и лингвокультурном аспектах (на материале английских имен эмоциональных состояний): Дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2009. - 180 с.

5. Даль В. Толковый словарь русского языка. Современное написание. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 730(6) с.

6. Савицкий В.М. Английская фразеология: проблемы моделирования. - Самара: Са-

марский университет, 1993. - 172 с.

7. Conan Doyle A. The Hound of the Baskervilles // The Hound of the Baskervilles and The Valley of Fear. - London: Wordsworth classics, 1999. - 320 p.

8. Лосев А.Ф. О типах грамматического предложения в связи с историей мышления //

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - C. 356.

Поступила в редакцию 14.03.16; в окончательном варианте 21.03.16

UDC 159.9

CONCEPTS OF EMOTIONS IN THE ENGLISH LANGUAGE FROM A COGNITIVE-PSYCHOLOGICAL PERSPECTIVE

O.A. Kistanova1

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

The article deals with the study of the characteristic features of cognitive psychology as a science of human interaction with the reality. The humans' desire to gain some valuable things and their understanding of capabilities to implement this desire determine the occurrence of a certain emotion, prompting people to action. The cognitive content of the emotion of fear is a situation in which an individual predicts the probable damage and at the same time he hasn't enough resources or ability to avoid this damage. The intensity of any emotion is determined by two factors: the amount of the predicted damage and the degree of its probability. The characteristic features of English linguacultural concepts of basic emotions are analyzed (the "fear" concept is taken as an example) and a typical scenario of a situation in which they arise is given.

Keywords: cognitive psychology, cognitive world of a human being, concept, basic emotions, scenario.

REFERENCES

1. Velichkovsky B.M. Modern cognitive psychology [Modern cognitive psychology]. -M.: MGU, 1982. - 336 p.

2. Ishmuratov A.T., Omelyanchik V.I. Context knowledge and presupposition [Context knowledge and presupposition] // Ways of formation of new knowledge in modern science. - Kiev: Biina School, 1983. - 90 p.

3. Ishmuratov A. T. Logical analysis of practical reasoning [Logical analysis of practical reasoning]. - Kiev: Naukova Dumka, 1987. 140 p.

1 Olga A. Kistanova, Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.

46

4. Podlesova O.A. (Kistanova O.A.) Concepts of emotional states in linguacognitive and linguacultural aspects (English names of emotional states) [Concepts of emotional states in linguacognitive and linguacultural aspects (English names of emotional states)]. Dis. ... Cand. Philology. Sciences. - Samara, 2009. - 180 p.

5. Dahl V. Explanatory Dictionary of Russian language. Contemporary writing [Explanatory Dictionary of Russian language. Contemporary writing]. - M.: AST: Astrel: Suite 2005. - 730 (6)p.

6. Savitsky V.M. English phraseology: modeling problems [English phraseology: modeling problems]. - Samara: Publishing House "Samara University", 1993. - 172 p.

7. Conan Doyle A. The Hound of the Baskervilles [The Hound of the Baskervilles] // The Hound of the Baskervilles and The Valley of Fear. - London: Wordsworth classics, 1999. - 320 p.

8. Losev A.F. On types of grammatical sentences in connection with the history of thinking [On types of grammatical sentences in connection with the history of thinking] // Losev A.F. Sign. Symbol. Myth. Works on linguistics. - M.: MGU, 1982. P. 356.

Original article submitted 14.03.16; revision submitted 21.03.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.