КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ КИТАЯ ЧЕРЕЗ БАРЬЕР ЗАПАДНОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ПАРАДИГМЫ НОВОГО СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ
СПЕЦИФИКОЙ
Любарец А.В. ©
Магистр философии, Дальневосточный федеральный университет
Аннотация
Данная статья посвящена анализу принятия правильных решений Коммунистической партией Китая на пути развития своей собственной парадигмы нового социализма с китайской спецификой.
Ключевые слова: Евразийский союз, российско-китайские отношения, коммунизм, социализм с китайской спецификой.
THE CONCEPTUAL BREAKTHROUGH OF CHINA THROUGH THE BARRIER OF THE WESTERN LIBERAL PARADIGM OF CAPITALIST DEVELOPMENT TOWARDS THE DEVELOPMENT OF A NEW PARADIGM OF SOCIALISM WITH CHINESE
CHARACTERISTICS
Summary
This article is devoted to analysis of making the right decisions the Communist party of China to the development of their own new paradigm of socialism with Chinese characteristics.
Keywords: Eurasian Union, Russian-Chinese relations, communism, socialism with Chinese characteristics.
Происходящие процессы в современном Китае становятся поистине знаковыми и только разве, что самый «ленивый» обыватель не интересуется тем, что происходит в современном Китае. Достижения, сделанные современным Китаем буквально во всех сферах общественного, индустриального, технического развития заставляют многие страны, переосмысливать государственные идеологии и пути своего будущего развития. Даже так называемая супердержава США и то пытается действовать по принципу, «если не можешь подавить революцию, то возглавь ее» и пытается фабриковать многочисленные конспирологические мифы о неком своем «закулисном» участии в развитии Китая. Для тех, кто уже успел забыть, следует вспомнить, что США в свое время были злейшим идеологическим врагом коммунистического Китая, а сам великий кормчий Мао Цзэдун поссорился с Никитой Хрущевым именно на почве передачи США пятерых американских военнопленных, которых председатель Мао не хотел отдавать США. Этот случай, несомненно, сыграл свою роль в охлаждении и последующем разрыве политических отношений между Мао и Никитой Хрущевым. Так, Александр Панцов, приводит факт того, что "Мао просто взорвался, когда Хрущев предположил ему от имени Эйзенхауэра" -президента США сделать широкий жест, и отдать американских военнопленных "взятых китайской армией в плен во время войны в Корее". [9,82]
Военные события в Корее показывают, что не о каких контактах с американской «закулисой» и коммунистическим Китаем не может быть и речи. Китай выступал на стороне корейских коммунистов против войск США, возглавляемых генералом Дугласом Макартуром. Маршал Пэн Дэхуай герой войны в Корее вспоминает в своих мемуарах о том, как "в Корее армия китайских добровольцев и корейская Народная армия воевали
© Любарец А.В., 2017 г.
плечом к плечу".[11,358] Войска США не ожидали, что им будет дан мощнейший отпор и "обратились в паническое бегство, оставили Пхеньян", эта блистательная победа начиналась с 20 ноября 1950 года, резюмирует маршал Пэн Дэхуай, она стала первой удачной военной операцией, задав тон для последующей "победы в войне против американской агрессии в Корее".[11,354] Филип Шорт отмечает, что война в Корее сыграла решающую роль в организации антиамериканской пропаганды в Китае. Так, гипертрофированные чучела "Трумэна и Макартура, тянущих обагренные руки к Китаю" выставлялись на показ в Китае, на демонстрации в Пекине. [15,395] Генерал-лейтенант Г.Г. Семенов бывший военным советником с 1951 по 1953 год в Северном Китае, вспоминает, что США на тот момент были втянуты в войну в Корее настолько, что, по мнению китайского, командования не смогут вести военные действия еще и против Китая. Кроме того, "по численности населения Китай по сравнению с США имеет тройное превосходство". [12,193-194] Таким образом, совершенно очевидно, что ни о каких контактах между Мао и «закулисой» США не могло быть и речи, Мао от всей души презирал империализм, а США "стали негласным лидером и персонифицированным злом мирового, капиталистического империализма стремящимся поглотить Китайскую Народную Республику". [3,125] США и в нынешнее время придерживаются той же самой политики, и когда дело продвигается не по их плану США, тут же начинают размахивать «милитаристической дубиной» запугивая не согласных. Так, Генри Киссинджер рассуждая о необходимости ведения мирного и конструктивного диалога между США и Китаем, тут же добавляет, но если вдруг переговоры впоследствии будут неудачными, а проблема непреодолимой, то: "В таком случае Соединенные Штаты будут защищать свои интересы традиционными способами".[1,586] Ну чем не старая, добрая риторика с угрозами времен холодной войны из уст патриарха большой, международной политики.
Такой же схожей диалектики придерживается и Джозеф С. Най рассуждая о преимуществах концепции «мягкой силы», он тем не менее постоянно пытается доказать, что как не рассуждай, а США все-таки гегемон и другие страны должны просто, по его мнению, это принять и смириться с этим фактом, ну чем не концепция «мягкой силы» в действии. [8,297] Так, рассуждая в своем труде «Будущее власти» Джозеф С. Най приходит к выводу, что, не смотря на последние, современные достижения "Китаю еще долго не удастся стать неким вызовом американскому превосходству". [8,297] Россию Най почти не удостаивает своим вниманием, считая, что после распада СССР она вообще не сможет "обладать достаточными ресурсами, чтобы иметь возможность на том же уровне противостоять американской силе".[8,284] Поэтому Джозеф С. Най видит один выход в том, что другим странам просто необходимо признать, что США являются не гласным лидером и мировым гегемоном, который с помощью концепций «мягкой и умной силы», будет успешно руководить с помощью этих «концепций» другими странами в XXI веке. [8,379] Все эти технологии «мягкой силы», где "всеобщие «универсальные ценности» до последнего времени" навязывались западным миром другим странам, которыми собирались руководить США, являлись попросту философскими, идеологическими химерами. [5,254] Таким образом, совершенно очевидно, что все западные научные деятели из США являются обладателями поистине высокомерного имперского апломба и не понятной пафосной уверенности в своем превосходстве, которые считают, что Россия и Китай должны смиренно принимать сей факт на веру благодаря очередной, спорной, философской концепции сгенерированной западными интеллектуалами.
Китай очень долго подвергался интервенции со стороны Японии. Чего стоят только одни зверские опыты, проводимые с 1940 года и по 1945 год японской военщиной, а точнее «отрядом 731», где на китайских и русских, корейских военнопленных проводились медицинские, изуверские исследования и опыты. Руководил преступниками в белых халатах генерал Иссии. Пленные, из которых основную массу составляли русские и китайские мужчины, женщины и даже дети, не имели ни каких прав, а имели лишь порядковый номер и неодушевленный статус «бревна». Людей или «бревна» так их называли изуверы-врачи,
реально превратили в исследовательский биологический материал, который сначала откармливали, а потом с помощью медицинских опытов убивали. После успешного наступления Советской Армии генерал Иссии и «руководство отряда 731» во время своего бегства попадают в руки американских военных. В итоге американское командование отказывается признавать в генерале Иссии и его подручных военных преступников, и выдать их СССР, так как в США было решено воспользоваться результатами медицинских, изуверских исследований полученными «отрядом 731». [7] М.Л.Титаренко и В.Е. Петровский приводят факт, что в "Совместном российско-китайском заявлении от 27 сентября 2010 г. в связи с 65-летием окончания Второй мировой было отмечено" о не допустимости "фальсификации истории" Великой Отечественной войны, о недопустимости пропаганды идей германского фашистского нацизма, о не допустимости милитаризма и о недопустимости забвения, и осквернения памяти "освободителей" от фашизма. [14,82] Россия и Китай солидарны во мнении о том, что необходимо помнить прошлое для того, что бы подобные истории как с японским «отрядом 731» никогда больше не повторялись в будущем. В свете вышесказанного следует отметить, что еще совсем недавно Китай подвергался многочисленными интервенциям со стороны колониальных стран, и только Коммунистическая партия Китая смогла остановить этот процесс превращения Китая в колониальный придаток Японии, Франции или Англии вкупе с США. Ущерб, нанесенный Китаю странами колонизаторами, резюмирует Марк Леонард, навсегда оставил свой отпечаток в памяти народа Китая и истории начавшийся "в 1840 году в опиумных войнах, последующей потерей Тайваня", и последующей японской военной экспансии. [2,24] Произошедшая коммунистическая революция в Китае остановила амбиции стран колонизаторов интервентов, Японии, Англии, Америки так, Коммунистическая партия Китая стала железным буфером защитившим страну от захватнических, политических амбиций империалистических стран. Что бы там не говорили досужие критики либералы, но не следует на социалистических лидеров вешать косные ярлыки и говорить, что они лишь жили прожектерством и «фальшивыми пятилетками», если бы так было СССР и коммунистический Китай быстренько бы развалились, не успев еще и возникнуть на политической карте мира. В социалистических странах план социалистического строительства государства скрупулезно вымерялся и на деле применялся, и внедрялся в жизнь, а потом точно также скрупулезно обсуждался и принимался на социалистических партийных съездах каждые пять лет. В социалистических странах план социалистического развития страны принято было планировать на многие десятилетия вперед.
Пивоварова Элеонора Петровна приводит такой факт в исследовании «Социализм с Китайской спецификой», что Мао Цзэдун еще в далеком 1956 пропагандировал, что в начале XXI века "Китай превратится в могучую социалистическую индустриальную державу, какой он и должен стать". [10,97] Мао Цзэдуну как уже было выше сказано, удалось восстановить и защитить Китай от захватнических политических амбиций империалистических стран, сам Мао Цзэдун "своей личностью харизматизировал национальную идентификацию, дав не беспричинные основания для гордости для самих китайцев", заставив другие страны считаться с интересами коммунистического Китая. [3,125] Э.П. Пивоварова отмечает, что план социалистического развития Китая вот уже на протяжении нескольких поколений коммунистических правителей Китая остается практически неизменным, где основной является "задача избавления страны от бедности и отсталости". [10,120] Начиная с Мао Цзэдуна, Дэна Сяопина и до Си Цзиньпина цели задачи остаются неизменными, меняются "только средства, с помощью которых Китай пытались сделать могущественным и богатым государством".[10,120]
Марк Леонард приводит такой факт, что в 80-х годах "многие пекинские интеллектуалы" считали, что китайское население стоит на низшей ступени в развитии по сравнению с западными европейскими нациями. Такие упаднические тенденции среди почитателей всего «западного» не в новинку, где так называемые западники "направляли ненависть против собственной расы". [2,28] Так и в России подобная диалектика была в ходу
еще во времена российских императоров диалектика, которую можно расценивать как скрытый коллаборационизм. Примерно по этому поводу А.Г. Дугин резонно замечает, что развитие подобной диалектики может происходить в одном лишь случае "только если ты коллаборационист и предатель своей Родины". [6,15] М.Л. Титаренко и В.Е. Петровский резюмируют по этому поводу, что на данный момент Россия и Китай, осознав, что если придерживаться одной западной модели развития итог будет плачевным и очевидным, страна превратиться в сырьевой придаток Запада. Поэтому Китай и Россия выбирают новый путь совместного сотрудничества и развития - неоевразийство, которое "выступает альтернативой евроцентризму и вульгарному западничеству". [14,58] В свете выше сказанного можно заключить, что вестернизацию можно расценивать как цивилизационный вирус, созданный для разрушения автохтонных культур.
Марк Леонард отмечает, что в Китае происходит процесс "экономических реформ с сохранением государственного контроля за их ходом и поддержку социальных приоритетов". [2,194] Следует подчеркнуть, что в Китае социальными расходами не жертвуют в угоду частному капиталу, а развивают государственный капитализм. Юрий Тавровский приходит к выводу, что Коммунистическая партия Китая учла "печальный опыт КПСС" и не собирается идти по пути саморазрушения. [13,148] Нынешний председатель Си Цзиньпин поставил под жесткий контроль вывоз капитала из Китая партийными коррупционерами и финансовыми воротилами, где «партийная контрразведка» должна выявлять и наказывать партийных коррупционеров. Все это делается, как определяет Ю.Тавровский в лучших "традициях борьбы китайских революционеров с философией безудержного обогащения".[13,151] Партийная контрразведка следит за чистотой рядов в партии потому, что в последнее время в связи с развитием в стране капитализма стала развиваться и коррупция внутри госаппарата, так как коррупционные процессы стали очернять облик Коммунистической партии Китая, "стали предприниматься радикальные меры". [5,252]
Как уже было выше сказано, что в Китае многие интеллектуалы считали, что китайское население стоит на низшей ступени в развитии по сравнению с западными европейскими нациями, но в Китае, как и в России, есть не только «западники», но и патриоты. В свое время в Китае определенный круг патриотически-настроенных научных исследователей пришел к выводу, что необходимо использовать свой внутренний опыт развития и попытаться синтезировать свою собственную современную концепцию развития Китая, "а не импортировать «оптом» заграничные теории". [2,31] Так, Марк Леонард приводит факт того, что профессор Цуй Чжиюань предостерегал особо усердствующих в своем рвении почитателей западной культуры, "что после освобождения от оков ортодоксального марксизма китайские интеллектуалы не должны впадать в безоговорочное восхищение западным капитализмом". [2,29] М.Л. Титаренко и В.Е. Петровский отмечают, что точкой отсчета, с которого был дан успешный старт китайских реформ, можно считать "III Пленум ЦК КПК 11-го созыва в 1978г". [14,100] Весь мир и Россия стали свидетелями "реформ, как уже свершившихся, так и творимых на наших глазах", в деле успешного подъема и развития Китайской народной республики.[14,100] Для развития России необходим опыт Китая, резюмируют М.Л. Титаренко и В.Е. Петровский, так как этот опыт развития заключается в поиске "оптимального соотношения механизмов свободного рынка и госрегулирования". [14,100] Для России опыт Китая необходим и в этом нет ничего предосудительного, так как еще совсем недавно "советская Россия была наглядной моделью" для успешного развития молодой Китайской народной республики. [6,16]
Марк Леонард отмечает, что коммунистический Пекин стал проявлять заметный скепсис к западному либерализму в связи с возникновением во многих странах «революций» инспирированных как раз при непосредственном участии либерального, демократического Запада. Так называемые «оранжевые революции» возникают при прямом патронаже различных квази-организаций своеобразных «домов свободы», организаций, которые якобы способствуют распространению демократии во всем мире и следящих за тем чтобы
нигде, ни нарушались права человека. [2,196] В связи с этими событиями, правительством Китая создаются группы специалистов "для обучения государственных структур в других странах Центральной Азии эффективным методам борьбы с массовыми беспорядками". [2,196] Китай помогал и посылал в "Узбекистан, Украину, Грузию и Беларусь" своих специалистов по проблемам от вмешательства «извне» во внутреннюю государственную политику с целью создания «цветных революций». [2,196] Далее, продолжает Марк Леонард правительства, тяготеющие к автократической модели управления к которой принадлежит и Китай предпринимают аналогичные меры, так президент России В. В. Путин взял под контроль СМИ и всю политическую коньюктуру политических партий, и оказал содействие руководству стран "бывшего Советского Союза, предпринявших аналогичную тактику". [2,197] Происходящая цепь событий не удивительна потому, что "США стоящие во главе Запада многие страны уже попросту не воспринимают потому, что этим странам политически близок свой внутренний", политический строй и политический порядок. [4,231] В нашем случае вполне закономерно, что подобное тяготеет к подобному, поэтому не удивительно, что многим странам пришлось не по вкусу будущее демократической "либеральной утопии", которое еще даже не успев возникнуть, уже начинало разрушать то, что во многих цивилизациях создавалось веками - культуру, религию, нравственность, политику. [3,126]
Поэтому совершенно логичными выглядят действия президента России В.В. Путина в налаживании дружеских отношений между Россией и Китаем. М.Л. Титаренко и В.Е. Петровский отмечают значение прилагаемых усилий президента России в деле налаживания российско-китайских отношений, так как В. В. Путин "вел переговоры с китайскими лидерами трех последних поколений: Цзян Цзэминем, Ху Цзиньтао и нынешнем Генеральным секретарем ЦК КПК и Председателем КНР Си Цзиньпином".[ 14,104] Созданные совместными усилиями политические объединения РИК, БРИКС, ШОС еще больше способствуют укреплению политических, дружественных и экономических связей. Очевидным фактом, в том числе и для стран Запада является то, что Китай вот уже в который раз продемонстрировав свою восточную мудрость и загадочность, пошел по только самому ему ведомому пути развития. В нашем случае становится однозначно понятно, что Китай сумел перешагнуть через барьер западной парадигмы развития, создав свою альтернативную парадигму развития нового социализма или социализма с китайской спецификой. Западная либеральная концепция капиталистического развития в Китае была наиболее популярна в среде пекинских интеллектуалов, начиная с 80-х годов и по 90-е годы конца XX века. Постепенный отход от первоначального западного либерализма сформировал в Китае принципиально новую модель развития экономических отношений, создав обновленную концепцию социализма. Концепцию, которая у любого не равнодушного думающего человека вызывает на интуитивном уровне чувство справедливого доверия, что это и правда может быть тот самый путь, на котором можно развиваться политически, патриотически, экономически, культурно и духовно.
Литература
1. Киссинджер, Г. О Китае. - М.: Астрель, 2013. - 635 с.
2. Леонард, М. О чем думают в Китае? - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 222 с.
3. Любарец, А.В. Прогрессивный вектор инерции утопизма великого Мао Цзэдуна // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №6 (89). Ч.П. - С.123 - 126
4. Любарец, А.В. Ответная философская и геополитическая парадигма В.В.Путина// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №7 (90). Ч.1. - С.229 - 231
5. Любарец, А.В. Поиск и принятие правильных решений Коммунистической партией Китая// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №10 (93).Ч.1. - С.251 - 254
6. Любарец, А.В. Идеологическая тактика постсоветского реванша В.В. Путина как ответа Западу в деле формирования патриотического дискурса « Русского мира» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №12 (95).Ч.Ш. - С.14 - 17
7. Моримура Сэйити. Кухня дьявола. - М.: Прогресс, 1983. - 272 с.
8. Най, С. Джозеф (младший). Будущее власти. - М.: АСТ, 2014. - 444 с.
9. Панцов, А.В. Рассказы о Мао Цзэдуне. Книга вторая. Революция без любви, или Бунт - дело правое! / А. Панцов. - Ростов н / Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2009. - 298 с.
10. Пивоварова, Э.П. Социализм с китайской спецификой. - М.: ИД «ФОРУМ», 2011. - 352 с.
11. Пэн Дэхуай. Мемуары маршала. - М.: Военниздат, 1988. - 384 с.
12. Семенов Г.Г. Три года в Пекине. Записки военного советника. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1980. - 424 с.
13. Тавровский, Ю.В. Си Цзиньпин: По ступеням китайской мечты. - М.: Эксмо, 2015. - 272 с.
14. Титаренко, М.Л., Петровский В.Е. Россия, Китай и новый мировой порядок. Теория и практика. - М.: Весь Мир, 2016. - 304 с.
15. Шорт, Ф. Мао Цзэдун. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 606 с.