Научная статья на тему 'Концептуальный подход к стратегии развития экономики северных регионов России'

Концептуальный подход к стратегии развития экономики северных регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к стратегии развития экономики северных регионов России»

СЕМИНАР 10

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2000"

МОСКВА, МГГУ, 31 января - 4 февраля 2000 г.

© Е.А. Куклина, 2001

'-ч

УДК 338(571)

Е.А. Куклина

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Необходимость дальнейшего развития северных территорий Российской Федерации обусловлена следующими основными моментами.

Во-первых, развитие всех северных районов страны находится в сфере ее геополитических интересов, которые совершенно очевидны, принимая во внимание географическое положение страны и уникальный природноресурсный потенциал этих территорий.

Во-вторых, северные районы страны с их ресурсной специализацией позволяют проводить эффективную внешнеэкономическую политику и устойчиво получать доходы от экспорта минерально-сырьевой продукции. В условиях системного кризиса российской экономики именно этот источник валютных поступлений остается одним из наиболее стабильных каналов пополнения государственного бюджета. Северные рай-оны страны обеспечивают более 50 % валютных поступлений государства, а с учетом того, что в настоящее время не менее 40 % продовольственных товаров закупается за рубежом, по существу можно говорить об экономической безопасности страны.

В-третьих, развитие базовых отраслей национальной экономики на макроуровне во многом зависит именно от экономического развития северных районов, производящих основную долю продукции топливноэнергетического, минерально-сырьево-го и лесопромышленного комплексов.

И, наконец, в четвертых, дальнейшее развитие северных территорий дает возможность эффективно использовать созданный и накоп-

ленный потенциал производственных, трудовых и научно-технических ресурсов.

Таким образом, главной задачей современного этапа развития страны является разработка стратегии природопользования на российском Севере, введение в процесс управления природопользованием экономических методов рыночных отношений.

Как нам представляется, все сценарии и прогнозы развития регионов Севера должны базироваться на концепции устойчивого развития: специфические особенности освоения северных территорий требуют именно устойчивого развития в долговременной перспективе. Основанная на новой парадигме общественного воспроизводства концепция устойчивого развития означает, что главными критериями развития выступает качество окружающей среды и качество жизни человека.

Преломляя эту глобальную концепцию в отношении региона, можно сформулировать главные критерии устойчивого развития региона:

• сохранение (улучшение) качества окружающей среды;

• достижение определенного качества жизни населения территории.

В рамках поставленной задачи представляется необходимым сформулировать основные положения концептуального подхода к разработке стратегии развития экономики северного региона в условиях рыночных отношений, базирующегося на концепции устойчивого развития. Эти основные положения должны системно описывать концептуальный подход с точки зрения его идеологии, политики, экономической модели и инвестиционной стратегии. Именно эти составляющие являются ключевыми и позволяют системно охарактеризовать собственно концептуальный подход.

Идеологию концептуального подхода к разработке стратегии развития экономики северных регионов можно определить как принципиальное изменение экономических отно-

шений между федеральным «центром» и регионом, рассматривая последний не как колониальную периферию, а как главный субъект современных экономических отношений.

После кризиса августа 1998 года «центр», по существу, утратил главные рычаги влияния на субъекты Федерации и экономический «пульс» сместился в регионы РФ. Таким образом, смена парадигмы взаимоотношений «центр — субъект Федерации» является объективной реальностью и закономерностью всех последних лет реформирования российской экономики.

Политика. В политическом отношении концептуальный подход к развитию экономики региона Севера может быть охарактеризован как безусловный приоритет региональных интересов (при соответствии их общегосударственным интересам) при обязательном учете интересов малочисленных коренных народов Севера.

Такая политика в развитии северных регионов должна находить отражение в разрабатываемой законодательной базе, инициативах в поиске стратегических партнеров. Нередко стратегическим инвесторам достаточно минимума: необесцениваемого залога (земля, недвижимость), свободных и дешевых рабочих рук, подготовленной производственной площадки с подведенной инфраструктурой, льготного налогового и правового режима, которые не меняются несколько (желательно — много) лет.

Экономическая модель. Модель развития северного региона должна быть моделью устойчивого развития и в качестве приоритетной ставить задачу создания «экологически чистой» системы управления природопользованием на Севере, формирования социальной технологии освоения северных территорий с тем, чтобы сохранить и улучшить окружающую среду.

Основной принцип построения такой экономической модели: северный регион не сырьевой придаток, а система субъектов рыночных отношений, осуществляющих свою экономическую деятельность в регионе в целях его устойчивого развития. Эту систему можно рассматривать как совокупность производственной, банковской и инфраструктурной подсис-

тем. Перечисленные подсистемы (блоки) представляют собой:

• горнопромышленные территориальнопроизводственные комплексы (ГТПК), перерабатывающие минеральное сырье до стадии конечного продукта;

• финансово-кредитные учреждения;

• региональную инфраструктуру.

При этом основным элементом экономической системы северного региона является горнопромышленный блок (в силу ресурсной специализации региона). Но, в современных условиях реформирования экономических отношений, очень большое значение имеет и финансово-кредитный блок. Именно учреждения этой сферы могут инициировать укрепление региональной экономики. По инициативе региональных банков (такие примеры уже есть) укрепление реального сектора начинается с земельной реформы, восстанавливающей действие закона стоимости, механизма оценки издержек и ценообразования, залоговогарантийную систему. Таким образом, появляется абсолютно новая (рыночная) основа для строительства банковской, инвестиционной, страховой, производственной, бюджетной структур в регионе. Конечно, максимально эффективное участие банковских структур в развитие экономики возможно лишь после формирования необходимой правовой базы, режима хозяйствования. Опираясь на адекватный современной экономической ситуации юридический фундамент, банкам намного легче помогать местным органам управления привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы, сопровождать и обслуживать их, переориентировать внешние, включая зарубежные, потоки финансовых товаров, услуг, рабочей силы для развития экономики региона.

Основой современной государственной политики развития северных территорий в новых экономических условиях должно стать формирование инфраструктуры региона. Вопросы создания инфраструктуры (включая информационные технологии), необходимой для эффективного функционирования экономики региона, постепенно будут занимать ведущее стратегическое значение в перестройке хозяйственных систем Севера. При этом уже созданные на территории объекты производственной, региональной и социальной инфра-

структуры должны быть эффективно использованы в перспективе.

Инвестиционная стратегия. Стратегия инвестирования в регионы Севера должна быть связана с освоением «полюсов роста», созданием экспортно-ориентированных производств и организацией производств с полным циклом переработки.

Таким образом, инвестиционная стратегия должна базироваться на двух основных принципах, а именно:

• «разумной диверсификации» северной экономики;

• «ресурсосбережения».

В связи с этим, необходимо решить следующие задачи.

Первая задача. Комплексная экономическая оценка природно-ресурсного потенциала региона с ранжированием объектов и выбор «полюса роста».

Вторая задача. Паспортизация техногенных месторождений региона и их экономическая оценка.

При этом, как нам представляется, реально экономическую оценку «акти-вов» региона можно выполнить посредством кадастровой оценки.

Для привлечения инвестиций в регион необходима разработка кадастров: земельного, ипотечного, полезных ископаемых, лесного, водного и т.д. Эти «природные активы», наряду с другими финансовыми активами, являются основным богатством региона; особенно активы, которые можно секъюритизировать, то есть оформить в виде ценных бумаг для организации в будущем их первичного и вторичного рынков.

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений в Российской Федерации и с продвижением российского государства по пути к созданию цивилизованной рыночной экономики, все субъекты РФ получают реальные возможности улучшения экономической ситуации в регионе.

Так, например, применительно к одному из северных субъектов РФ — Магаданской области, — эти реальные возможности связаны с:

• организацией аффинажного производства;

• созданием регионального фонда драгоценных металлов;

• созданием особой экономической зоны.

Строительство завода по аффинажу драгоценных металлов в Магаданской области было организовано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 972 от 17.08.98 г. «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов».

С 1999 года на Колымском аффинажном заводе осуществляется круглогодичный цикл работ, рентабельный уровень производства достигается при переработке 10 тонн драгоценных металлов в год. В дополнение к «золотой» аффинажной линии, в 1999 году запущена линия аффинажа серебра. Осуществляется не только полная переработка золота, добытого недропользователями Магаданской области, но и привлекаются интересы золотодобытчиков Якутии (Саха), Чукотки.

По оценкам экспертов, продукция Колымского аффинажного завода вполне соответствует требованиям мирового рынка. Это тем более ценно, что в конце 1998 года Магаданская область получила право на реализацию драгоценных металлов напрямую за рубежом.

Государственный фонд драгоценных металлов в Магаданской области был создан по распоряжению Правительства Российской Федерации № 1641-р от 20.11.98 года в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Он создается за счет бюджета субъекта Федерации посредством приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом мировых цен.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) на территории Магаданской области была создана в соответствии с Федеральным законом ФЗ № 104-ФЗ от 31.05.99 года «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Этот закон был принят Государственной Думой РФ 23.04.99 года повторно (до этого времени принятый первично Госдумой 24.12.98 года закон был отклонен Президентом РФ в соответствии с письмом № Пр-177 от 11.02.99 года) и одобрен Советом Федерации 17.05.99 года.

Цель создания ОЭЗ — развитие производительных сил, финансовых и товарных рынков. При этом необходимо отметить два основных момента создания ОЭЗ:

• льготные таможенные пошлины для ОЭЗ;

• прекращение выплат федеральных налогов (на эту долю средств, которые перестают поступать в федеральный бюджет в виде налогов, сокращаются трансферты субъекту Федерации).

Территорией ОЭЗ является г. Магадан. Срок действия режима ОЭЗ: с 31.05.99 года по 31.12.2014 года. Экономический режим хозяйствования в границах ОЭЗ предполагает следующее.

1. В период с 31.05.99 г. до 31.12.2005 г. участники ОЭЗ на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающий в федеральный бюджет (кроме отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования).

2. В период с 1.01.2006 г. до 31.12.2014 г. участники ОЭЗ на территории зоны и в пределах области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальную сферу на территории Магаданской области.

Рассматривая перспективы развития региональных экономик северных субъектов РФ, необходимо решить две основные задачи, первая их которых состоит в определении инвестиционной стратегии развития территории, вторая

— в определении источников инвестиционных ресурсов в соответствии с выбранной стратегией.

Как нам представляется, инвестиционную стратегию можно рассматривать в двух аспектах: финансовом и институционально-

правовом.

Финансовый аспект стратегии инвестирования связан с обоснованием источников инвестиционных ресурсов для развития экономики региона и заключается:

• в определении совокупности возможных (реальных и потенциальных) источников привлечения инвестиционных ресурсов в регион;

• в выборе оптимальных схем финансирования инвестиционных проектов с учетом

интересов территории (организация финансирования).

Институционально-правовой аспект стратегии инвестирования обусловлен:

• использованием правовых норм регионального инвестиционного законодательства в соответствии с инвестиционной политикой региона;

• созданием инвестиционной инфраструктуры региона в целях реализации комплексной региональной программы по привлечению и стимулированию инвестиций в экономику региона.

Финансирование инвестиционных проектов в регионе может быть осуществлено за счет собственных и внешних источников. Разработка инвестиционной стратегии предполагает поиск стратегических партнеров по линии долгового финансирования (привлечение внешних инвестиционных ресурсов) и мобилизацию внутренних (собственных) инвестиционных ресурсов территории.

Практика освоения территорий Севера, обладающих высокоэффективным природноресурсным потенциалом, свидетельствует о высокой эффективности формирования территориально-производственных комплексов и привлечении инвестиционных ресурсов из разных источников: государственные капитальные вложения, средства иностранных инвесторов, финансовые ресурсы хозяйственных и коммерческих структур.

Так как речь идет о стратегии, то есть о долгосрочной перспективе (в терминах планово-прогнозных разработок), то представляется совершенно необходимым при определении источников инвестиционных ресурсов учесть все возможные, как реально существующие, так и потенциальные (перспективные) источники.

К реальным, то есть к объективно существующим в настоящее время источникам для финансирования инвестиционных проектов относятся:

• государственные инвестиционные ресурсы (как правило, в рамках реализации федеральных целевых программ);

• негосударственные инвестиционные ресурсы (частный капитал коммерческих и хозяйственных структур, в том числе иностранных инвесторов, средства населения);

• кредитные инвестиции (банковс-кий капитал и средства, мобилизуемые на финансовых рынках).

Регионы сырьевой ориентации имеют объективно обусловленные резервы пополнения своих финансовых (в том числе и инвестиционных ресурсов) за счет использования института залогового права и совершенствования механизма рентных платежей, что формирует дополнительные (потенциальные) источники формирования инвестиционных потоков. Такими источниками могут быть:

• средства регионального инвестиционного фонда, аккумулирующего соответствующие доли рентных платежей (что предполагает разработку системы рентных платежей федерального, регионального и местного уровня);

• кредитные ресурсы, полученные по линии залогового кредитования (под залог недр и драгоценных металлов);

• кредитные инвестиции, обусловленные использованием оригинальных «золотых» кредитных инструментов (для золотодобывающих регионов — долгосрочные кредиты с фиксированной ставкой с возможностями конвертации в золото; выпуск «золотых» облигаций с гарантированной выплатой их стоимости в граммах металла и небольшой процентной ставкой и др.);

• иностранные инвестиции, привлеченные по линии «проектного финансирования» и «проектного финансирования на лизинговой основе».

Схема финансирования инвестиционных проектов в освоение минерально-сырьевой базы, то есть организация финансирования проектов строительства и эксплуатации горнодобывающих предприятий, необходимо должна учитывать:

• значительный период инвестирования (срок авансирования капитала);

• риск инвестирования в проекты освоения минерально-сырьевых ресурсов.

В соответствии с этим, необходимо выбрать такую схему финансирования инвестиционных затрат, которая бы снижала риск инвестирования в течение всего инвестиционного периода и срока функционирования горнодобывающего предприятия. Так, например, на первом этапе это может быть венчурный капитал, на втором

— собственный (акционерный) капитал, на

третьем — банковский капитал (как инвестиции наиболее консервативных инвесторов).

В настоящее время наиболее реальными путями инвестирования остается привлечение кредита под твердые имущественные гарантии или включение инвестиций в уставный фонд предприятия с одновременным оформлением их как дополнительной эмиссии акций, в результате чего контрольный пакет акций переходит к инвестору. Таким образом, приоритетной задачей при определении источников финансирования инвестиционных проектов является привлечение кредитных ресурсов.

Институционально-правовой аспект инвестиционной стратегии предполагает разработку регионального инвестиционного законодательства, в котором предусматриваются меры по поддержке инвестиций в реальный сектор экономики региона путем предоставления льгот, соблюдения интересов инвесторов, предоставления им гарантий. Позитивный опыт льготного налогообложения инвесторов имеется, например, в Новгородской, Калининградской, Сахалинской областях.

Для обеспечения инвестиционной деятельности в регионе необходима соответствующая инвестиционная инфраструктура, что предполагает создание и эффективное функционирование консалтинговых агентств, страховых компаний, залоговых фондов. Как представляется, активизации инвестиционного процесса в регионе будет способствовать:

• создание регионального инвестиционного центра (РИЦ), аккумулирующего инвестиционные предложения, бизнес-планы, проводящего их экспертизу и дальнейший отбор для финансирования эффекта.

• разработка информационноинвестиционного атласа (паспорта) субъекта РФ, который должен являться составной частью такого же атласа региона, входящего, в свою очередь, в систему «Инвестиционного атласа Российской Федерации».

Информационно-инвестиционный паспорт субъекта РФ как составная часть регионального инвестиционного атласа, по сути, является информационной системой, организующей коммуникацию субъектов инвестиционного процесса.

Материалы паспорта оформляются в компьютерном дизайне мульти-медиа, тиражируются и распространяются на лазерных CD.

Специальная версия для информационного общения с инвесторами представляется в глобальной компьютерной сети Интернет, где информация постоянно обновляется и оформляется в соответствии с международными стандартами инвестиционного документооборота.

Выводы

1. Г лавной задачей современного этапа развития России является разработка стратегии природопользования, введение в процесс управления природопользованием экономических методов рыночных отношений.

2. Все сценарии и прогнозы развития Севера России должны исходить из концепции устойчивого развития, критериями которого является сохранение (улучшение) качества окружающей среды и достижение определенного качества жизни населения территории.

3. Ключевыми составляющими концептуального подхода к стратегии устойчивого развития региона является его идеология, полити-

ка, экономическая модель и инвестиционная стратегия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В основе экономической оценки всех «активов» региона должна лежать кадастровая оценка и для привлечения инвестиций в регион необходима разработка кадастров природных ресурсов (земельного, полезных ископаемых, водного, лесного и т.д.).

5. В перспективе в качестве потенциальных источников инвестиционных ресурсов можно рассматривать:

• часть рентных платежей различного уровня, аккумулируемых в региональном инвестиционном фонде;

• оригинальные кредитные инструменты (залоговое кредитование, выпуск «золотых» ценных бумаг и т.д.);

• использование схемы «проектного финансирования» и «проектного финансирования на лизинговой основе».

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ =

Куклина Е.А. - кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет) им. Г.В. Плеханова.

^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.