Научная статья на тему 'Разработка стратегических альтернатив развития экономики Северного региона (на примере Магаданской области)'

Разработка стратегических альтернатив развития экономики Северного региона (на примере Магаданской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ / REGIONAL ECONOMICS / ECONOMIC ANALYSIS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудов Николай Николаевич

Проанализировано социально-экономическое положение Магаданской области. Изложены основные положения стратегии развития экономики Магаданской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working out strategic alternatives of north region development (Magadan region as an example)

The social-economic situation in Magadan Oblast is analyzed. Key strategic principles for economic development of Magadan Oblast are described.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегических альтернатив развития экономики Северного региона (на примере Магаданской области)»

ходе проведенного анализа, может быть эффективно реализован только при наличии соответствующих социально-экономических предпосылок. В Приморском крае имеются такие предпосылки для развития внутреннего туризма. Наличие уникальных, разнообразных и воспроизводимых рекреационных ресурсов поддерживает емкость рынка внутреннего туризма на уровне, достаточном для удовлетворения потребностей в отдыхе и оздоровлении как

жителей Дальнего Востока, так и приезжих из других регионов России.

Примечания

1 Романов М.Т. Территориальное устройство хозяйства и населения на российском Дальнем Востоке. Владивосток, 2004.

2 Косолапов А.Б. Теория и практика рекреационного природопользования. Владивосток, 2001.

3 Саати Т.А. Принятие решений: метод анализа иерархий. М., 1993.

Н.Н. ДУДОВ

губернатор Магаданской области

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА (на примере Магаданской области)

Социально-экономическое положение Магаданской области. Экономика региона базируется на богатом природно-ресурс-ном потенциале. Наряду с суровыми климатическими условиями область характеризуется значительной отдаленностью от центральной части страны, при этом наиболее массовый вид транспорта (железнодорожный) отсутствует, следствием чего является низкая плотность населения (83-е место в России) и исторически сложившаяся среди населения области традиция «временности проживания».

Современное состояние экономики региона характеризуется преодолением кризиса 1990-х гг. Наметилось увеличение темпов роста в отдельных отраслях (электроэнергетике, промышленности строительных материалов, рыбной, мясной, молочной промышленности и др.). Индекс промышленного производства в 2005 г. к уровню 2002 г. составил 103,5%. В 2006 г. ВРП области достиг 28,4 млрд р., что на 0,5% превышает уровень 2005 г. в сопоставимых ценах. Более 50% ВРП дают отрасли промышленного производства, из которых 77% ВРП принадлежит цветной металлургии, 12% ВРП — электроэнергетике. Доля промежуточного потребления продукции цветной металлургии составляет 31,8% выпуска, а электроэнергетики — 62,7% при средней доле потребления по промышленности 42,1%, что говорит о необходимости

развития отраслей с меньшей долей промежуточного потребления. По производству ВРП на душу населения Магаданская область занимает среди субъектов Дальневосточного федерального округа третье место (127,6 тыс. р.), уступая лишь Чукотскому автономному округу (351,5 тыс. р.) и Республике Саха (Якутии) (140,3 тыс. р.). По среднедушевым денежным доходам населения в месяц области принадлежит только четвертое место, а по среднемесячной зарплате — лишь пятое место в округе. Размер инвестиций в основной капитал вырос на 10,7% и составил в 2006 г. 5,2 млрд р. Введено в действие жилья в 2006 г. в объеме 14 тыс. м2, что в 1,5 раза больше, чем в

2005 г. Оборот в розничной торговле увеличился на 6,8%. Индекс потребительских цен за последний год составил 1 11,4%. Денежные доходы на душу населения повысились на 14,0%, потребительские расходы — на 9,3%, средняя заработная плата — на 14,4% и составила более 18,5 тыс. р. При этом область по-прежнему остается высокодотационным регионом, причем доля ежегодных дотаций выросла с 30% в 1999 г. до 51% в

2006 г., значительно превысив приемлемый для экономики дотационного региона уровень (20%).

Среди отраслей экономики Магаданской области ведущая роль принадлежит горнодобывающей промышленности, энергетике

© Н.Н. Дудов, 2007

и рыбной промышленности. Горнодобывающая отрасль в последние годы испытывает трудности, что отражается на многих социально-экономических показателях региона. За 2006 г. добыча золота снизилась почти на 5 т, серебра — почти на 43 т. Сдерживает развитие отрасли недостаточный объем финансирования геологоразведочных работ, который в 2006 г. составил 1,7 млрд р.

В регионе запущены инновационные проекты освоения углеводородных ресурсов шельфа Охотского моря, что приведет к мощному развитию региональной промышленности и инфраструктуры. Нефтегазовый комплекс Магаданской области может стать точкой роста экономики региона благодаря мультипликативному эффекту от капитальных и эксплуатационных затрат в результате реализации нефтегазовых проектов.

Магаданская область является одним из крупнейших регионов Дальнего Востока по промыслу лососевых, однако в настоящее время их популяция уменьшается и составляет 40-50% от оптимального уровня. Объем вылова лососей за последние 9 лет снизился с 3,4 до 1,2 тыс. т. Негативно на состояние отрасли влияют браконьерство, недостаток на промысле средне- и малотоннажных судов и нерациональная система государственного регулирования. Для успешного решения задач эффективного использования биоресурсов Охотского моря следует устранить такие негативные факторы, как слабая техническая оснащенность и износ рыболовецких судов, что потребует увеличить сумму бюджетных отчислений за использование водных биоресурсов, активизировать деятельность по прибрежному лову, обеспечить подготовку кадров для рыбной промышленности.

В настоящий момент в регионе достаточно высокий уровень образовательной системы, однако рынок образовательных услуг должен претерпеть значительные изменения. Необходимо преодолеть дублирование гуманитарных и социально-экономических специальностей в разных учебных заведениях, удовлетворить растущую потребность в подготовке кадров для наукоемких отраслей, использующих современные информационные технологии.

Дальнейшая модернизация системы образования должна идти по пути создания

инновационных программ на всех уровнях и развития форм профориентации школьников. Предусматриваются разработка новых образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по востребованным в регионе профессиям, создание образовательных консорциумов, регионального межотраслевого центра переподготовки кадров. Приоритетными будут программы подготовки специалистов по инновационному менеджменту и муниципальных служащих, которые должны обеспечить улучшение условий проживания на Севере.

Анализ динамических рядов основных социальных индикаторов, характеризующих уровень жизни населения, показывает их последовательный и устойчивый рост в последние 5 лет. Реальные денежные доходы жителей области увеличились на 134,45%; реальная начисленная заработная плата населения, проживающего за чертой бедности, сократилась с 35,0 до 18,4%. Фонд оплаты труда в 2004 г. составил 58,2% (15,2 млрд р.) в стоимостной структуре ВРП.

Вместе с тем в области формирования и распределения доходов населения и оплаты наемного труда имеет место ряд фундаментальных нерешенных проблем. В их число входит проблема дифференциации доходов населения. Так, коэффициент фондов, выражающий соотношение дохода 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, вырос с 8,5 раза в 1997 г. до 12,7 раза в 2004 г. (данный показатель в развитых странах считается приемлемым на уровне 8 раз).

За последние 5 лет численность населения области уменьшилась на 11,5%, ухудшается его структура: снижается доля трудоспособного населения, происходит его старение.

Анализ демографической ситуации в регионе показал, что даже при самых благоприятных условиях и успехах в осуществлении демографической и миграционной политики, при реализации главных инновационных проектов население Магаданской области будет в 2020 г. составлять не более 250-300 тыс. чел.

Кризисное состояние экономики Магаданской области в 1990-х гг. негативно отразилось на состоянии жилищной сферы, которое осложняется не только наличием в области неперспективных поселков и мигра-

ционными настроениями жителей области, но и низкими темпами жилищного строительства. Это связано в первую очередь с высокой стоимостью строительства и низким уровнем инвестиций в данный сектор.

Расчеты, выполненные с использованием модифицированного индекса доступного жилья, показали, что для населения Магаданской области реальный период накопления денежных средств для покупки квартиры на первичном рынке жилья составляет около 15 лет. Для приобретения жилья на вторичном рынке этот период в 2004-2005 гг. составлял 5 лет. Таким образом, первичный рынок жилья пока недоступен для среднестатистической семьи. Система управления жилищным фондом области является сегодня монополией муниципальных унитарных предприятий, на смену которым должны прийти частные фирмы. Привлечению бизнеса в сферу ЖКХ способствует наличие ликвидных активов — платежей населения, постоянный рынок сбыта, фиксированная стоимость услуг.

Стратегия развития экономики Магаданской области. Стратегия развития экономики северного региона должна предусматривать повышение уровня использования потенциала возобновляемых ресурсов за счет их глубокой комплексной переработки, что требует создания инновационных технологических, финансовых, социально-экономических и правовых предпосылок.

Это особенно актуально для северных регионов, где сокращается численность населения, финансовые и инвестиционные ресурсы перекачиваются в более крупные города, а региональная экономика переходит на сырьевую специализацию и все в большей степени зависит от центральных регионов. Развитие инновационной сферы путем создания малых предприятий, разрабатывающих и реализующих на коммерческой основе продукты инновационной деятельности, могло бы способствовать изменению этой тенденции.

Научно-технический и интеллектуальный инновационный потенциал Магаданской области размещен в таких научно-исследовательских структурах, как СВКНИИ, ИБПС, НИИ-1, МагаданНИРО, НИИ сельского хозяйства и др., а также в вузах. Однако

в области, основу экономики которой составляет добыча драгоценных металлов и морепродуктов, продукция компаний сырьевых отраслей пока не является наукоемкой и компании не предъявляют спроса на научные знания и технологии, соответствующего их экономическому значению.

Инновационная региональная структура может быть сформирована как некоммерческое партнерство (бизнес-инкубатор или инновационно-технологический центр) на базе регионального вуза при активном участии академических и отраслевых институтов, областных и городских административных структур, инновационных предприятий и инвесторов.

Стратегический подход позволил упростить процедуру прогнозирования будущего развития региона на основе использования точек роста. Концепция стратегических зон хозяйствования на уровне региона была положена в основу создания особой экономической зоны (ОЭЗ) в Магаданской области для развития производства региональной продукции, насыщения финансового и товарного рынков региона.

Режим ОЭЗ, введенный в 1999 г., позволил сформировать фонд для улучшения финансового состояния предприятий, строительства новых производственных объектов и решения социальных задач региона.

В 2006 г. были разработаны концепция развития и законодательная база нового режима ОЭЗ на основе инноваций и инвестиций в развитие производительных сил региона. В концепции обусловлены предпосылки для повышения конкурентоспособности экономики региона на основе создания новых производственных объектов, промышленной кооперации и кластеризации. Наиболее сильным стратегическим качеством экономики Магаданской области является богатейшее ресурсное обеспечение, поэтому перспективы развития региона связаны со значительными запасами полезных ископаемых, часть из которых имеет общефедеральное значение.

В период до 2020 г. планируется ввод в эксплуатацию ряда новых горнорудных предприятий, среди которых ввод только Наталкинского месторождения позволит увеличить годовую добычу золота в области

в 1,9-2,3 раза. Предполагается, что с 2006 по 2020 г. объем добычи драгоценных металлов в регионе увеличится в 2,3 раза.

Инновационная стратегия развития Магаданской области строится также на использовании возможности создания новых для экономики региона отраслей нефте- и газодобычи. Реализация инвестиционного проекта промышленного освоения Ланков-ского и Мелководнинского месторождений бурых углей и глубокой комплексной их переработки с использованием инноваций уже в среднесрочной перспективе даст возможность отказаться от завоза углей и жидких нефтепродуктов. А осуществление инвестиций в поиск, разведку и разработку месторождений углеводородов на шельфе Охотского моря позволит путем строительства нефтеперерабатывающего завода в г. Магадане не только обеспечить внутреннее потребление, но и увеличить экспортную составляющую региональной продукции.

Третья по значимости рыбная отрасль также обладает сильным стратегическим ресурсом — богатой промысловой промышленной базой.

Благоприятные природные условия и экологическая обстановка на территории области тоже представляют собой стратегические возможности для развития новой отрасли региональной экономики — туризма, в том числе его экстремальных видов, а также горнолыжного спорта, инвестиционные проекты по которым приняты в 2006 г. к реализации.

Негативно на развитии экономики Магаданской области сказываются ее географическое положение, значительная отдаленность от центральной части страны, суровые климатические условия, а также сложившийся моноструктурный сырьевой характер экономики, препятствующий устойчивому экономическому росту.

Низкая плотность населения при территории, составляющей 2,7% территории России, представляет собой существенную угрозу для развития экономики региона. Наличие исторически сложившейся традиции «временности проживания» также является серьезным препятствием для социально-экономического развития области, усугубляющим неблагоприятную социально-демографическую обстановку.

Проведенный SWOT-анализ позволил выбрать несколько стратегических альтернатив дальнейшего развития Магаданской области, учитывающих приоритетные направления, а также выделить две базовые стратегии, которые могут быть реализованы в соответствии с различными сценариями развития по долгосрочному прогнозу: выживания (инерционный); роста (инновационный).

Инерционный сценарий ориентирован на существующую экономическую базу и темпы миграции населения и не способен решить задачи по удвоению ВРП, ускоренному повышению уровня жизни населения и снижению уровня бедности.

При инновационном сценарии будет сформирована конкурентная модель экономики, опирающаяся на имеющиеся региональные преимущества и ресурсы. Удвоение ВРП при этом ожидается на год-два ранее, чем в предыдущем варианте развития (к 2013-2014 гг.), а утроение ВРП можно ожидать к 2020 г.

Функциональными стратегиями, поддерживающими достижение базовых стратегий, являются стабилизация численности населения территории и качественное улучшение его структуры, переселение людей из неперспективных поселков, закрепление квалифицированных кадров и выезд нетрудоспособных лиц за пределы региона в более комфортные места проживания, обеспечение населения области доступным жильем, повышение уровня жизни населения.

Разработанная система базовых и функциональных стратегий развития области может быть реализована за счет увеличения притока инвестиций в регион, создания благоприятных условий для роста малых и средних предприятий, а также улучшения делового климата с целью развития частного сектора.

Реализация стратегии развития Магаданской области до 2020 г. по инновационному сценарию позволит региону уже в 2015 г. достигнуть опережающих темпов роста экономики и избавиться от статуса депрессивного региона, что обеспечит мультипликативный эффект (увеличение суммы инвестиций, создание новых градообразующих предприятий, привлечение в область высококвалифицированных специалистов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.