2. Деньги, кредит, банки: экспресс-курс: учеб. пос. / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2005. 320 с.
3. Общая теория денег и кредита: учебник / под ред. проф. Е.В. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 304 с.
4. Белоцерковский В.И., Федорова Е.А. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке: учебник. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2005. 294 с.
V.V. Lupanov
Molding of the credit policy of commercial bank
In this article are examined questions connected determining the dimension of the interest rate from the credits in the commercial tank.
Key words: a credit policy, commercial bank, the interest rate.
УДК 65.9
В.В. Евсюков, доцент, (Россия, Тула, ВЗФЭИ)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ БАНКОВСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Рассмотрены особенности сложных задач банковского финансового менеджмента, обусловленных значительным уровнем неопределенности в течение длительного периода их реализации. Предложен подход к решению сложных задач на основе интегрированной модели технологии решения, позволяющий определять состав банковских операций в рамках выбранной методологии, информационных технологий и методов их реализации для конкретных банковских продуктов.
Ключевые слова: классификация задач банковского менеджмента,
особенности сложных задач банковского финансового менеджмента, интегрированная модель технологии решения сложной задачи, риски, информационные технологии.
Анализ особенностей задач банковского финансового менеджмента (БФМ), непосредственно связанных с предоставлением клиентам банковских продуктов (БП) и банковских услуг, позволяет классифицировать эти задачи с позиции сложности управления ими следующим образом.
1. Задачи, связанные с принятием решений в текущий момент времени при отсутствии каких-либо проблем с изменением принятых решений в течение всего периода реализации этих задач в соответствии с особенностями складывающейся экономической ситуацией. Это характерно для принятия решений по условиям выполнения банковских операций (БО) по
расчетно-кассовому обслуживанию, конвертации валюты, обслуживанию дебетовых пластиковых карт, предоставлению сейфов для хранения и др.
2. Задачи, связанные с принятием решений в текущий момент времени по БО, реализуемым в течение длительных периодов времени, условия выполнения которых могут быть изменены банком в одностороннем порядке с учетом складывающейся ситуации и представлениями о последующем развитии событий; потенциальной основой такого изменения является наличие согласованного условия (например, связанного с изменением Банком России ставки рефинансирования) в договоре на предоставление БП. Это характерно для принятия решений по процентным ставкам по депозитным операциям с учетом их длительности, типа валюты, объема средств на депозите и др. Основная проблема при оптимизации таких БО связана с достоверностью прогнозных оценок, в том числе используемых при определении уровня процентных ставок по депозитам на периоды различной длительности в разрезе валют.
3. Задачи, связанные с принятием решений в текущий момент времени по БО, реализуемым в течение длительных периодов времени, условия выполнения которых либо не могут быть в одностороннем порядке изменены банком, либо могут быть изменены не в полной мере. Это принятие решений по операциям кредитования, инвестирования и др. Основные проблемы при проведении банком операций кредитования связны с определением процентных ставок по кредитам, оценкой кредитоспособности заемщика.
Реализация задач БФМ из состава третьей группы сопряжена с наибольшей неопределенностью результатов выполнения сформированных решений, обусловленной, прежде всего, принципиальной невозможностью предвидения развития ситуации в длительной перспективе при любом объеме используемой при формировании решений информации. Задачи этой группы относятся к сложным задачам БФМ.
Для сложных задач БФМ в целом характерна совокупность признаков:
- сильная зависимость от макроэкономической ситуации;
- длительный период реализации задач;
- значительный уровень неопределенности, обусловленный одновременным действием совокупности НЕ-факторов, проявляющихся во множестве банковских рисков;
- взаимное влияние задач такого уровня сложности друг на друга.
Проблема решения сложных задач БФМ порождается высоким уровнем неопределенности как на этапе принятия решения о предоставлении БП в виде согласованной совокупности условий при заключении договора на предоставление банком конкретного БП клиенту, так и непосредственно в процессе его реализации договора. При этом комплексно проявляются
различные виды банковских рисков, характерные в той или иной степени для любых направлений банковской деятельности.
Традиционным средством преодоления неопределенности является разработка систем требований к типовым БО на основе накопленных статистических данных по результатам ранее осуществленных БО, однако для некоторых сложных задач такой подход во многом оказывается не эффективным из-за их уникальных особенностей [1].
Сложные задачи БФМ целесообразно классифицировать по 4 группам:
1) управление деятельностью банка непосредственно по конечным показателям его работы: прибыльности, ликвидности и надежности;
2) согласованное управление активами и пассивами, портфелями финансовых инструментов;
3) управление предоставлением клиентам конкретных БП и БУ, работа банка с различными инструментами на финансовом рынке;
4) оценка рисков, оценка кредитоспособности заемщика, выделение групп взаимосвязанных заемщиков, формирование прогнозных оценок финансового состояния хозяйствующих субъектов, пресечение мошеннических операций и др.
На формирование множества альтернативных вариантов решений сложных задач БФМ и выбор лучших решений влияют в основном:
- полнота, адекватность, достоверность имеющейся информации;
- эффективность механизмов накапливания и использования знаний;
- доступные инструментальные средства обработки, анализа данных и поддержки принятия решений, степень профессионализма их применения;
- степень склонности топ-менеджмента банка к принятию рискованных решений, что во многом зависит от финансового состояния банка; особенностей состояния финансовой сферы и экономики в целом; стабильности социально-политического положения в стране; вовлеченности банка в долгосрочные операции (кредитования, инвестирования).
Для сложившейся практики принятия решений в банковском менеджменте в целом характерно постулирование первичности апробированной методологии выполнения БО (во многом определяемой нормативными документами Банка России) и вторичности применяемых информационных технологий (ИТ), которые, как правило, осуществляют передачу, обработку (агрегирование) данных и формирование стандартной отчетности; при этом состав используемого математического обеспечения ограничивается в основном методами математической статистики [2].
Сформулированные в нормативных документах положения по ведению банковской деятельности являются основой методического обеспечения, непосредственно используемого менеджментом банка при управлении его работой. Оно задает методики расчета (формирования) совокупности
показателей работы банка, позволяющих получить объективную оценку финансового состояния банка в целом и оценить эффективность направлений его деятельности. Для регулятора (Банка России) значения этих показателей являются информацией, используемой им при выполнении надзорной функции в банковской системе. Для банка задаваемые регулятором пороговые значения показателей служат системой ограничений, которым должна удовлетворять его деятельность; одновременно совокупность показателей используется его менеджментом при формировании управленческих решений по всем направлениям работы банка.
Принципиально важно, что используемые методики реализуются на основе алгоритмов, предполагающих детерминированный характер вычислений; при этом исключаются какие-либо неоднозначные трактовки.
При возникновении в процессе осуществления банковской деятельности сложных ситуаций с выбором лучших вариантов решений широко применяется методология принятия решений на основе коллегиального выбора (при необходимости с привлечением мнений экспертов), характеризующаяся значительным субъективизмом.
Предлагаемый подход к решению сложных задач БФМ базируется на (декомпозиция) задачи совокупностью последовательно решаемых задач меньшего уровня сложности, где результаты предыдущих частных решений, связанных с оценкой состояния объекта, формированием альтернативных решений и выбором лучшего из них, результатами действий по реализации принятого решения, используются в качестве информации для принятия решений на последующих этапах реализации задачи.
При этом с учетом представления БП как комплекса взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента, интегрированная модель технологии решения сложной задачи БФМ (МТРЗ), связанной с предоставлением клиенту БП, описывается связкой БП-БО-ИТ-М, задающей отображение конкретного БП на множество БО, отображение БО на множество ИТ, отображение ИТ на множество методов М.
Выделение в рамках решения сложных задач БФМ самостоятельных совокупностей — основных БО, используемых в составе БМ при формировании различных видов БП; типовых процедур обработки данных в составе ИТ; методов обработки, анализа данных и формирования решений - служит основой декомпозиции сложной задачи БФМ на совокупность задач меньшего уровня сложности, взаимосвязано решаемых в течение, как правило, длительного периода времени, и позволяет, благодаря использованию накапливаемых знаний и доступной информации, осуществить в процессе решения последовательное снижение уровня неопределенности, изначально присущего сложной задаче, что потенциально способствует повышению эффективности управленческих решений.
Качество решения задачи формализуется выражением
(вм, т, ів, іс, ік, I,, м,, м„, т,, у о,
где ВМ — применяемая для решения конкретной задачи банковская методология; доступные при решении задачи фактографические данные 1В и неструктурированная информация 1С; 1К — знания в базе знаний; ¡ч —
квалификация менеджмента банка; применяемые при решении задачи методы Ме, модели Мо и инструментальные средства Ти ; и — принимаемые менеджментом банка решения; Т — период решения задачи.
На каждом этапе решения задачи менеджмент банка имеет возможность добиться повышения эффективности решения задачи за счет целенаправленного выбора следующих инструментов:
(вм°, , МО, мо„, г;„ ,
где ВМок — базовая банковская методология с набором наиболее адекватных для к-го этапа решения БО (допускается возможность изменения только отдельных операций в составе выбранной до начала решения задачи базовой банковской методологии); наиболее адекватные для к-го этапа решения методы М°ек, модели М°ок и инструментальные средства ТЦОк; Ы£к
— приращение критерия качества.
Взаимосвязь между реализуемым банком множеством БП Ж = w2,...,wl,...,), wl, I = 1,р, и множеством БО V = {^,v2,...,vг,...,vg},
уг , г = 1, g, может быть формализована посредством четкого множества А, определяемого декартовым произведением множеств W и V в виде ЖXV = {^,V): w ёЖ,VeV}, представляющего собой четкое бинарное отношение. При ограничении множества принадлежности значениями 0 и 1 множество А (рисунок) определяется как V)еЖXV с функцией /а v) е [о: 1], описывающей вхождение БО vr в состав БП wl.
V! у2 ...V ... V
Рі Р2 ...Р, ... Рп
Ч1 а11 а12 ..'а1г ..■alg V С11 С12 ..-С1 ] “Ап
Ч2 а21 а22 ..-а2г ..-а2 g V2 С21 С22 ..-С2г . .'С2п
А = ". с = ".
Vг
1 а11 а12 ..-а1г ..-а\% г £ С. 'С С. 2 С С
Ч V
р ар1 ар 2 ..арг... ар& g п С С. 2 С С
Структура матриц, описывающих множества А и С
Совокупность типовых процедур в составе ИТ, образующих множество типовых процедур в составе ИТ P, служит основой для реализации множества V операций в составе банковских технологий.
Взаимосвязь между множеством P типовых процедур в составе ИТ и множеством V может быть формализована посредством четкого множества C (рисунок), определяемого декартовым произведением множеств V и P в виде V х P = {(v, p): v eV, p e P}, представляющего собой четкое бинарное отношение. При ограничении множества принадлежности значениями 0 и 1 множество C определяется как v(v,p)eVхP с функцией fC(v,p)e[0;l], опи-
v
сывающеи реализацию операции r с использованием процедуры pi.
В силу множественности вариантов реализации эффективность использования метода gj при реализации процедуры pt может быть формализована с использованием нечеткого множества B, представляющего собой нечеткое бинарное отношение и определяемого декартовым произведением множеств P и G в виде P х G = {{p, g): p е P, g e G }. При ограничении множества принадлежности интервалом [0,1] нечеткое множество В определяется как v(p, g)е P x G с функцией принадлежности цв (p, g)е[о, l], характеризующей собой меру соответствия реализации процедуры pt методом gj. Таким образом, нечеткая модель совокупности методов на основе нечеткого множества В определяется как B = {(juB (p, g)/(p, g))}, p e P, g e G .
Структура матрицы, задающей множество В, аналогична структурам матриц, описывающих A и C.
С учетом используемого в работе подхода к формированию нечеткого множества B выбор наиболее эффективных методов gj, j = 1, m, для
процедур pt, i = 1, n, целесообразно осуществлять на основе критерия качества, представленного проекцией BP“x бинарного нечеткого отношения Вд с функцией принадлежности
PBmx (p)= SUP ^вд(A g) .
P G
Таким образом, рассмотренный подход, позволяющий представить процесс решения сложной задачи БФМ, связанной с предоставлением клиенту конкретного БП, в виде совокупности задач меньшего уровня сложности с выделением соответствующих взаимосвязанных банковских операций, информационных технологий и методов, непосредственно влияющих на эффективность реализации этого БП, обеспечивает возможность своевременной адаптации механизмов управления банковской деятельностью к изменениям внешней среды и текущего состояния банка.
Библиографический список
1. Банковский менеджмент: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2009. 560 с.
2. Евсюков В.В. Методы математического моделирования процессов финансовой сферы: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. 216 с.
V.V. Evsukov
Conceptual approach to the problems solution of banking financial management
The title gives a whole notion about conceptual approach to the problems solution of banking financial management in indeterminate conditions. The basic principles of new conceptual approach include integrated model with banking methods, operations and information technology, are considered there.
Key’s words: classify tasks of banking management, details of tasks of banking financial management, integrated model to desigion-making task, risk, information technology.
УДК 364.3
И.С. Проничева, соискатель, главный специалист, (4872) 36-80-57, 8-910-940-31-91, [email protected], (Россия, Тула, ГУ — Тул. регион. отделение Фонда соц. страхования РФ)
ПЕРЕХОД К СТРАХОВЫМ ПРИНЦИПАМ — ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Рассматривается вопрос реформирования системы социального страхования в России. Анализируются последствия замены в 2001 г. страховых взносов работодателей в государственные внебюджетные фонды на единый социальный налог (ЕСН).
Ключевые слова: социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, страховые взносы, реформа единого социального налога, страховые принципы, страховые выплаты, уровень жизни.
Результатом многолетних дискуссий о необходимости реформирования системы социального страхования в России явилось принятие Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ) [1, ст. 3738]. С полной уверенностью можно констатировать факт перехода