Научная статья на тему 'Концептуальный подход к организации эффективного процесса управленческого консалтинга'

Концептуальный подход к организации эффективного процесса управленческого консалтинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодяшкина Юлия Евгеньевна

Статья посвящена концептуальному подходу к процессу организации управленческого консалтинга. Раскрывается актуальность темы исследования, формулируются цели, задачи, общие и специфические принципы процесса организации управленческого консалтинга. На базе выделения продукта консалтинговой деятельности выстраивается схема организационного взаимодействия между бизнесом и консалтингом. Кратко описан новый механизм процесса организации управленческого консалтинга, позволяющий повышать эффективность такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to conceptual approach to the process of management consulting. Topical research, major objectives as well as general and specific tasks on management consulting is formulated. The organizational scheme of business/consulting relationship is created on the basis of consultancy product. A new mechanism for organizational process of management consulting which provides efficiency increase is briefly described.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к организации эффективного процесса управленческого консалтинга»

УДК 342

Ю.Е. Солодяшкина КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА

Статья посвящена концептуальному подходу к процессу организации управленческого консалтинга. Раскрывается актуальность темы исследования, формулируются цели, задачи, общие и специфические принципы процесса организации управленческого консалтинга. На базе выделения продукта консалтинговой деятельности выстраивается схема организационного взаимодействия между бизнесом и консалтингом. Кратко описан новый механизм процесса организации управленческого консалтинга, позволяющий повышать эффективность такого взаимодействия.

J.E. Solodiashkina CONCEPTUAL APPROACH TO ORGANISATION OF EFFICIENT PROCESS OF MANAGEMENT CONSULTING

The article is devoted to conceptual approach to the process of management consulting. Topical research, major objectives as well as general and specific tasks on management consulting is formulated. The organizational scheme of business/consulting relationship is created on the basis of consultancy product. A new mechanism for organizational process of management consulting which provides efficiency increase is briefly described.

История становления российского бизнеса (от кооперативов до сложноструктурированных холдинговых компаний) объективно приводит к пониманию высокой степени значимости развития рынка консалтинговых услуг. В настоящее время отечественный рынок уже демонстрирует стабильный спрос на консалтинг во всех областях деловой жизни. Однако формирующаяся на рынке потребность в комплексном системном управленческом консультировании еще не удовлетворяется в полной мере субъектами консалтинговой деятельности.

В рамках разработки концептуального подхода к организации эффективного управленческого консультирования нами рассмотрены цели и задачи, общие и специфические принципы процесса организации консалтинга, продукты и модельные схемы организации консалтинга.

Цели:

- удовлетворение потребностей российских промышленных предприятий в комплексном, системном консультировании;

- достижение высокой степени интегрированности участников процесса консультирования;

- обеспечение эффективности консультационного процесса;

- достижение долгосрочных перспектив взаимодействия промышленных

предприятий и субъектов консалтинговой деятельности.

Задачи:

- изучение и выявление потребностей российских промышленных предприятий в консультировании;

- обеспечение механизмов эффективного процесса организации консультирования;

- создание интеграционной, координационной и мотивационной составляющей механизма организации консалтинга;

- налаживание партнерских отношений во взаимодействии промышленных

предприятий и субъектов консалтинговой деятельности.

К общим принципам процесса организации консультирования относятся: целенаправленность, цикличность, реверсивность, гибкость, ротационность, коммуникационность, комбинаторность [3]. Наличие специфических принципов организации консультирования нами объясняется современными тенденциями совершенствования организации консалтинга: комплексность, креативность,

взаимодействие на основе партнерских отношений. Специфические принципы организации консалтинга: использование индивидуального и группового потенциала участников взаимодействия [5]; целенаправленное объединение индивидуальной и групповой организации или кооперации, обеспечивающее интеграцию всех интересов [2]; индивидуальное и групповое обучение [1]; направленность на организацию изменений и развитие [4].

При рассмотрении консалтинга, как продукта рынка, нами выделяются три основных его вида:

Продукт «экспертная оценка», характеризующийся единовременным привлечением консультанта - эксперта для диагностики поставленной или поисковой проблемы.

Продукт «совместное достижение», заключающийся в совместной деятельности промышленного предприятия - заказчика и консультанта, направленной на достижение конкретного результата для компании.

Продукт «новые компетенции», выражающийся в получении новых знаний, навыков сотрудниками промышленного предприятия, которые затем могут быть использованы для достижения целей компании. В то же время, консультанты также начинают овладевать новыми компетенциями, которые воздействуют не только на проблемы организации, но и на конкретных личностей предприятия, на его политику и корпоративную культуру.

На рисунке видно, что каждый консультационный продукт несет в себе определенный уровень знаний и степень интегрированности. Мы считаем, что такое поступательное развитие организационного взаимодействия позволяет добиваться поставленных стратегических задач, формируя и сохраняя при этом новые знания и навыки у сотрудников предприятия.

Важна степень вовлеченности предприятия - заказчика в деятельность консультантов, которая зависит от соотношения затрат времени персонала предприятия и результатов консультационной работы. Минимальная степень интегрированности, при этом, должна быть при экспертном консалтинге, а максимальная - при разработке стратегии и формировании управленческой команды, т.е. новых компетенций.

Нами предлагается механизм процесса организации управленческого консультирования - сопроводительный обучающий консалтинг, способный обеспечить эффективность взаимодействия российских промышленных предприятий и субъектов консалтинговой деятельности.

Схема организационного взаимодействия консалтинга и бизнеса

Сопроводительное обучающее консультирование - это механизм процесса организации консалтинговой деятельности, направленный на разработку и создание долгосрочных конкурентных преимуществ конкретного предприятия в целях достижения последним поставленных стратегических целей. Такая организация позволяет обеспечивать комплексность в предоставлении услуг за счет привлечения расширенного круга консультантов и высокой степени интегрированности консалтинга. Именно такое сопровождение позволяет сочетать применение различных (иногда противоречивых) приемов и методов консультирования, привносимых консультантами, с системностью, целевой направленностью в решении поставленных перед консалтингом задач.

Обучающий сопроводительный консалтинг имеет ряд особенностей, которые выделяют данный механизм организации консультирования компании:

- данное консультирование в первую очередь направлено на работу с управленческим звеном предприятия и непосредственно с его высшим руководством;

- сопроводительный обучающий консалтинг не исключает возможности командной работы консультантов, однако направлен, в первую очередь, на возможность привлечения как можно более широкого круга консультантов из различных функциональных областей и владеющих различными подходами и методами в консультировании. Координирующую задачу при этом решает один из ответственных консультантов, который контролирует и организует весь процесс сопровождения совместно с заказчиком;

- данный процесс организации консультирования рекомендует применять психологическую диагностику членов управленческой команды и УГР-сопровождение руководителя предприятия.

Основываясь на опыте консалтинговой деятельности, консалтинговой фирме, применяющей в своей работе организацию сопровождения клиента, требуется:

- наладить эффективные коммуникации с руководством и персоналом предприятия, добиться высокой степени доверия;

- обосновывать и координировать в процессе сопровождения степень применения тех или иных методов и подходов в консультировании;

- создавать совместно с заказчиком программу консультационного сопровождения, которая представляет собой поэтапное определение алгоритма намеченных совместных работ;

- контролировать выполнение запланированных работ и полученного результата, зафиксированных в определенном техническом задании;

- формировать творческие группы из консультантов различных специализаций, осуществлять поиск наиболее оптимальных специалистов с учетом программы сопровождения, особых требований предприятия-заказчика и его финансовых возможностей.

Таким образом, предлагаемый механизм процесса организации консалтинга направлен на создание взаимодействия между предприятиями и субъектами консалтинговой деятельности. Целью взаимодействия при сопроводительном обучающем консалтинге является, в первую очередь, взаимная удовлетворенность работой друг с другом. Это не исключает необходимости заранее оговаривать конкретные результаты работ, которые планируется получить в интересах бизнеса. Сопроводительное обучающее консультирование позволяет детализировать эти результаты, определять их последовательность и дифференцировать в зависимости от методов и подходов в консультировании, степени участия конкретных консультантов. Это позволяет, в свою очередь, дифференцированно подходить и к оценке совместной работы, совершенствовать те участки работ, которые этого требуют.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов Н.Б. Система подготовки специалистов высшей управленческой квалификации / Н.Б. Акатов // Стратегия развития регионов: теория и практика: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1998. 125 с.

2. Васильев Г.А. Управленческое консультирование / Г.А. Васильев, Е.Д. Деева. М.: ЮНИТИ, 2004. 255 с.

3. Латфуллин Г.Р. Теория организации / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. СПб.: Питер, 2004. 258 с.

4. Посадский А.П. Основы консалтинга / А.П. Посадский. М.: ГУ ВШЭ, 1999. 240 с.

5. Карделл С. Стратегическое сотрудничество / С. Карделл. М.: Гранд-фаир, 2005.

256 с.

Солодяшкина Юлия Евгеньевна -

заведующая кафедрой «Управление финансами»

ГОУ ДПО ИПК-«РМЦК», г. Пермь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.