Научная статья на тему 'Концептуальный подход к интеграции управленческого учета инновационной деятельности'

Концептуальный подход к интеграции управленческого учета инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ / МАРКЕТИНГ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстрова А. Н.

Рассматривается возможность расширения рамок управленческого учета путем включения в него не только данных финансового учета, но и информации, получаемой в ходе конкурентной разведки и маркетинговых исследований для учета инновационной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к интеграции управленческого учета инновационной деятельности»



УДК 657

концептуальный подход к интеграции

управленческого учета инновационной деятельности

А. Н. БЫСТРОВА,

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: alecsa. [email protected] Тюменский государственный университет

Рассматривается возможность расширения рамок управленческого учета путем включения в него не только данных финансового учета, но и информации, получаемой в ходе конкурентной разведки и маркетинговых исследований для учета инновационной деятельности предприятия.

Ключевые слова: управленческий учет, финансовый учет, маркетинг, исследование, конкурентная разведка.

Мировой экономический кризис 2008—2009 гг. привел к необходимости критического пересмотра ряда казавшихся незыблемыми органзиционно-уп-равленческих решений в области учета, контроля и анализа. До начала кризиса представлялись неоспоримыми преимущества узко специализированного выполнения основных экономических функций управления. Поэтому, например, бухгалтерия предприятия занималась преимущественно финансовым учетом хозяйственных процессов, происходящих внутри предприятия. Даже управленческий учет нередко сводился лишь к учету производственных затрат.

Что касается необходимой учетно-аналити-ческой информации о состоянии рынка, спросе на продукцию, ценах, клиентах и т. п., то ее получение находилось в исключительной компетенции маркетинговых служб [2]. Практически аналогична ситуация с данными конкурентной разведки о силе и слабости основных конкурентов, их преиму-

ществах в сфере инноваций, об индивидуальных характеристиках руководителей и др.

Очевидно, что в условиях турбулентного вихря перемен, трансформации межфирменной конкуренции в мегаконкуренцию, крайнего обострения соперничества между собой отдельных стран и их экономических союзов прежняя разрозненная организация учетно-аналитической работы на предприятии выглядит архаизмом, не обеспечивающим эффективной работы по выживанию в условиях кризиса и по его преодолению. Иными словами, потребность в интеграции разнообразной информации, получаемой из различных источников, представляется объективно необходимой.

В противном случае менеджмент предприятия и его собственники будут постоянно получать учетно-аналитическую информацию, не столько ориентирующую, сколько дезориентирующую их в процессе принятия ответственных управленческих решений. Так, данные бухгалтерского учета об успешном снижении затрат на выпуск устаревшей продукции могут порождать иллюзию о возможности успешной ценовой конкуренции, тогда как данные маркетинговых исследований, выявивших тенденцию к снижению спроса на эту же продукцию, порождают серьезные сомнения в эффективности ценовой конкуренции. Более того, сведения конкурентной разведки о намерениях основных соперников могут свидетельствовать о

неизбежности скорого появления на рынке принципиально новой продукции того же назначения, но со значительно улучшенными потребительскими характеристиками, что предопределяет полное вытеснение ею устаревшей продукции рассматриваемого предприятия.

В этих условиях выбор правильного управленческого решения зависит не только и не столько от объективных обстоятельств, но и от субъективных факторов: различий в компетентности ведущих специалистов тех или иных информационных служб предприятия, их авторитета у лиц, принимающих стратегические решения, характера взаимоотношений между руководителями информационных служб и т. д.

Чтобы в максимальной степени ослабить негативное воздействие субъективных факторов в сфере обеспечения менеджмента учетно-ана-литической информацией, и в особенности при принятии ответственных решений стратегического характера, представляется целесообразным значительно расширить существующие рамки традиционного управленческого учета. Эта задача может быть выполнена путем включения в состав управленческого учета наиболее важных (особенно в кризисный и посткризисный периоды) внешних информационных источников. Речь идет в первую очередь о данных маркетинговых исследований и конкурентной разведки.

При этом не имеет решающего значения тот факт, что данные конкурентной разведки и маркетинговых исследований при ортодоксальном подходе к понятию «учет» не вполне отвечают всей совокупности традиционно предъявляемых требований.

Законодательно определены следующие принципы ведения бухгалтерского учета [3,4]:

- принцип полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- принцип своевременности сводится к необходимости своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности;

- принцип осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытыхрезервов);

- принцип приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой

формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- принцип непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на первое число каждого месяца, а также соответствия совокупности показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода;

- принцип рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Что касается совокупности требований, которые предъявляются к управленческому учету, то

могут быть выделены следующие требования [1]:

- оперативность представления информации — ослабевание требований к полноте информации в пользу ее оперативности;

- конфиденциальность представляемой информации — обособленное ведение бухгалтерского учета;

- полезность предоставления информации — применение тех методик планирования, учета и анализа, которые обеспечивают получение полезной информации, в связи с чем их выбор зависит от решаемых управленческих задач;

- гибкость системы управленческого учета — приспособленность системы учета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации;

- прогнозность системы управленческого учета—направленность на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущихдоходов и расходов;

- экономичность представляемой информации — управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для управления;

- делегирование ответственности и мотивация исполнителя — перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотивации;

- управление по отклонениям — внутренняя отчетность должна включать в себя информацию об отклонениях фактических показателей от плановых (это позволяет установить ответствен-

ность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины);

- контролируемость показателей внутренней отчетности — раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и не контролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности. Кроме того, к специфическим требованиям

управленческого учета следует отнести анализ информации о ближнем и дальнем окружении фирмы. Это представляется возможным только при комплексном использовании данных конкурентной разведки и маркетинговых исследований.

В усложнившихся условиях хозяйствования главная цель конкурентной разведки и конкурентного анализа состоит в умении определить, а также быстро и эффективно использовать в борьбе с соперниками конкурентные преимущества своей фирмы. Все усилия в сферах производства, сбыта и управления должны быть направлены на развитие именно тех качеств и свойств фирмы (либо выпускаемой ею продукции, оказываемых услуг), которые выгодно отличают ее от потенциальных или реальных конкурентов [2].

Совокупность наиболее важных в настоящее время целевых установок конкурентного анализа включает в себя:

- выявление будущих стратегий и планов конкурентов;

- предсказание вероятных реакций конкурентов на стратегические инициативы организации;

- определение того, насколько стратегия конкурентов действительно соответствует их возможностям;

- выявление слабых сторон конкурентов и оценка наших реальных возможностей их использования.

Достижение перечисленных целевых установок невозможно без соблюдения принципов ведения конкурентной разведки.

Принцип объективности заключается в обеспечении высокой достоверности результатов конкурентной разведки и последующего анализа посредством рационального сочетания достоверных количественных измерителей и менее достоверных, но практически ничем незаменимых неформализованных оценок (например экспертных оценок) качественных сторон как потенциально возможной, так и фактически реализованной конкурентоспособности организации.

Принцип целенаправленности сводится к тому, что происходящие изменения в конкурентных

позициях организации должны оцениваться с позиций возможности точного и надежного определения ее преимуществ, а также быстрого и эффективного использования этих преимуществ в конкурентной борьбе.

Принцип системности — реализация такого подхода к конкурентной борьбе, при котором сфера ее осуществления рассматривается как большая система, состоящая из подсистем и элементов уменьшающейся сложности, тесно связанных между собой, взаимодействующих друг с другом, с внешним хозяйственно-правовым окружением, а также с общественно-политической средой страны и мира в целом.

Принцип иерархичноститребуетмнотоуровневото рассмотрения состояния и изменений в конкурентной среде трансформационной экономики (иерархичность на макро-, мезо- и микроуровнях экономики страны, отрасли и/или региона, фирмы).

Принцип динамизма — учет происходящих быстрых изменений и трансформаций в противостоянии конкурентных сил в отрасли, регионе, а также на межрегиональных рынках. При этом их взаимодействие познается в постоянном движении, взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимоподчиненности. В условиях стремительно возрастающей турбулентности в экономике и социально-политической жизни общества роль и значение принципа динамизма возрастает.

Принцип экономичности заключается в требовании получения специфического эффекта улучшения конкурентных позиций в отрасли и/или реального коммерческого эффекта от использования аналитических результатов, величина которого превышала бы финансово-экономические затраты на осуществление конкурентной разведки и конкурентного анализа.

Принцип неопределенности — всемерный учет фактора риска и непредсказуемости результатов конкурентной борьбы при проведении аналитических и управленческих процедур оценки, диагностики, прогнозирования и реализации конкурентной стратегии.

Принцип информационной и технологической безопасности обеспечивается внутренним характером этого анализа и специфическими формами защиты конкурентной информации и ее носителей.

Принцип национально ориентированного подхода, отвечающий условиям резкого усиления конкурентной борьбы в глобальных масштабах, которая приобретает черты международной экономической конфронтации.

Рассматривая маркетинговые исследования, также предлагаемые к включению в интегрированный управленческий учет инновационной деятельности, необходимо отметить, что целью этих исследований является изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен для лучшего продвижения своих товаров. В современныхусловияхнапервую позицию выходят маркетинговые исследования в области инноваций, так как разработка новых и сверхновых продуктов и услуг становится все проблематичнее.

К данным маркетинговых исследований предъявляются требования:

- добровольности — информация должна быть передана на добровольной основе или получена законными методами;

- объективности — информация должна быть независима от субъекта исследования;

- достоверности — информация не должна вводить ее пользователей в заблуждение относительно предмета исследования;

- актуальности — информация должна быть получена своевременно;

- релевантности — должна соответствовать объекту исследования;

- полноты — информация должна быть необхо-

димой и достаточной для принятия решений; - экономичности — затраты на получение и обработку информации не должны превышать эффективности от ее получения. Составим сравнительную таблицу принципов (требований), предъявляемых к финансовому, управленческому учету, сбору данных конкурентной разведки и маркетинговых исследований (см. таблицу). Рассматриваемые принципы и требования в достаточной мере адекватны как финансовому, так и управленческому учету, а также конкурентной разведке и маркетинговым исследованиям. Так, количество применяемых в той или иной мере принципов («сквозных», повторяющихся во всех четырех интегрируемых видах учета) по финансовому учету — 6; по управленческому — 10; по конкурентной разведке — 10; по маркетинговым исследованиям — 9. Следовательно, удельный вес применяемых «сквозных» принципов составляет не менее 50 %.

Поэтому расширение рамок управленческого учета включением в него не только данных финансового учета, но и информации, получаемой в ходе проведения конкурентной разведки и маркетинговых исследований для учета инновационной деятельности предприятия, является весьма разумным и своевременным.

Требование (принцип)учета Финансовый учет Управленческий учет Конкурентная разведка Маркетинговые исследования

Оперативность Не применяется Является основополагающим Применяется в меньшей степени Подразумевается в виде принципа актуальности

Конфиденциальность Не применяется Является основополагающим Подразумевается как принцип безопасности Не применяется

Полезность Не применяется Является основополагающим Вытекает из цели Вытекает из цели

Гибкость систем Не применяется Является основополагающим Вытекает из цели Вытекает из цели

Экономичность Подразумевается как принцип рациональности Является основополагающим Является основополагающим Является основополагающим

Объективность Подразумевается Ослабевает в пользу оперативности информации Является основополагающим Является основополагающим

Полнота Является основополагающим Ослабевает в пользу оперативности информации Ослабевает в пользу динамизма Является основополагающим

Целенаправленность Не применяется Подразумевается Является основополагающим Подразумевается

Осмотрительность Является основополагающим Не применяется Не применяется Не применяется

Неопределенность Не применяется Подразумевается Является основополагающим Является основополагающим

Приоритет Является основополагающим Не применяется Не применяется Не применяется

Релевантность Подразумевается Подразумевается Подразумевается Является основополагающим

Принципы (требования) к финансовому, управленческому учету, данным конкурентной разведки

и маркетинговых исследований

Сфера применения полученной интегрированной системы в рамках конкретного предприятия может быть достаточно широкой и не ограничиваться только инновационной деятельностью, поскольку в настоящие время на большинстве рынков наблюдается усиление конкуренции, причем не только в сфере инноваций. Это связано со следующими обстоятельствами: - увеличением количества хозяйствующих субъектов рынка, а также ростом производимого ими объема продукции вследствие НТП и повышения покупательской способности, обусловленного повышением жизненного уровня населения в целом и как следствие —

Список литературы

необходимостью разработки и внедрения инновационных продуктов и услуг; - совершенствованием антимонопольных и антитрестовских законодательств, ограничивающих деятельность монополий и нацеленных на рост свободной конкуренции. Таким образом, вполне обоснованным представляется вывод о том, что при неприменении в текущей деятельности интегрированных данных управленческого учета и целого ряда предложенных внеучетных данных предприятие может оказаться неконкурентоспособным, что неминуемо приведет к прекращению его деятельности (банкротству).

1. Бахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. М.: Омега-Л, 2006.

2. Илышев А.М., Илышева H.H., Селевич Т. С. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010.

3. О бухгалтерскомучете: Федеральный закон от21.11.1996 № 129-ФЗ.

4. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Министерства финансов РФ от29.07.1998 № 34н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.