Научная статья на тему 'Концептуальный подход к инновационному развитию университета через призму факультета'

Концептуальный подход к инновационному развитию университета через призму факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ТОЧКИ РОСТА / ПАРТНЕРСТВО ВУЗА И БИЗНЕСА / ТРАЕКТОРИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / РЕКОНСТРУКЦИЯ НИР / ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / НЕВИДИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ИНЖЕНЕРНОНАУЧНЫЙ ЦЕНТР / NEW GROWTH POINT / THE PARTNERSHIP OF THE UNIVERSITY AND BUSINESS / THE TRAJECTORY OF TRAINING / REHABILITATION RESEARCH / THE VIRTUAL INFORMATION ENVIRONMENT / INVISIBLE COLLEGE RESEARCH / ENGINEERING AND SCIENTIFIC CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев А. П., Вьюхин А. В., Казакова М. А., Клюев А. В., Козубский А. М.

В статье обоснован подход к инновационному развитию университета через реорганизацию деятельности факультета как основной структурной единице вуза. Рассмотрены новые формы и условия организации партнерства университета и бизнеса по основным видам деятельности. Сформулированы концептуальные идеи и методические решения, направленные на сближение университетского обучения с кадровыми потребностями промышленности, а также вузовской науки с проблемами технологического развития предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев А. П., Вьюхин А. В., Казакова М. А., Клюев А. В., Козубский А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL APPROACH TO INNOVATION DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY THROUGH THE PRISM OF THE FACULTY

In the article the approach to the innovative development of the University through the reorganization of the faculty as a basic structural unit of the university. Consider new modalities for the organization of the university and business partnerships for operating activities. Formulated conceptual ideas and methodological solutions aimed at bringing university education to human needs of industry and university research to problems of technological development of enterprises

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к инновационному развитию университета через призму факультета»

УДК 378

Исаев А. П., Вьюхин А. В., Казакова М. А., Клюев А. В., Козубский А. М., Фомин Н. И., Шибина Ю. Л., Черепанова Е. В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ УНИВЕРСИТЕТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФАКУЛЬТЕТА

В статье обоснован подход к инновационному развитию университета через реорганизацию деятельности факультета как основной структурной единице вуза. Рассмотрены новые формы и условия организации партнерства университета и бизнеса по основным видам деятельности. Сформулированы концептуальные идеи и методические решения, направленные на сближение университетского обучения с кадровыми потребностями промышленности, а также вузовской науки с проблемами технологического развития предприятий.

Ключевые слова: новые точки роста, партнерство вуза и бизнеса, траектория подготовки специалистов, реконструкция НИР, виртуальная информационная среда, невидимый исследовательский колледж, инженернонаучный центр.

Вузы по своему назначению занимают ключевое положение в формирующейся инновационной инфраструктуре России и регионов. Их «продукты»: кадры, новые идеи и знания являются основными ресурсами для инновационного развития промышленности и экономики. Однако уровень данных «продуктов» зачастую не устраивает потребителей: молодых специалистов приходится долго доучивать и переучивать, а немногочисленные результаты НИР либо не соответствуют потребностям бизнеса, либо далеки от возможности практической реализации. Этим вызвана острая необходимость в реформировании университетов, прежде всего технических.

Основной структурной единицей вуза является факультет, отвечающий за подготовку кадров и НИР в рамках конкретной предметной области. Несмотря на дифференциацию областей деятельности по кафедрам, факультет имеет наиболее высокий уровень самостоятельности в вопросах организации своей деятельности. Он способен полностью управлять качеством подготовки специалистов и исследовательской работы, а также корректировать их соответствие реальным потребностям экономики. Поэтому факультет должен стать основным объектом инноваци-онно-преобразующей деятельности в процессе реформирования отечественной высшей школы.

Возможности для кардинальных изменений в деятельности факультетов по аналогии с бизнесом весьма ограничены прежде всего по кадровым и финансовым причинам. Кроме того, факультет крупного университета, имеющего, как правило, более десятка кафедр с исследовательскими и учебными лабораториями, представляет собой недостаточно системный, но определенным образом отлаженный механизм, обладающий консервативной средой, значительной инерционностью и мощными статусными защитными механизмами. Это предопределяет высокую сопротивляемость организации к кардинальным изменениям в основных видах деятельности.

В такой ситуации наиболее реалистичный путь осуществления объективно необходимых преобразований - создание внутри действующего организационно-функционального механизма новых точек роста, развитие которых приведет к качественному изменению основных процессов и внутренней среды факультета.

Такими точками роста могут быть проекты, соответствующие целям и идеологии развития университета, обладающие инновационной привлекательностью и позволяющие вовлечь значительную часть высококвалифицированных работников, а также, что особенно важно, перспективную молодежь. Кроме того, данные проекты должны быть одновременно ориентированы и на повышение эффективности функционирующей системы. При обеспечении этих условий новые проекты не будут вызывать мощного сопротивления и поэтому могут стать реальными точками роста инновационных преобразований в основных видах деятельности факультета.

Следует отметить, что предлагаемый вариант методологии точек роста организует эволюционный процесс кардинальных изменений, который не вызывает у большинства сотрудников резкого сопротивления, а следовательно, не ведет к каким-либо потрясениям в их профессиональной жизни. Более того, она не только обеспечивает сохранение человеческого и интеллектуального ресурса факультета, но и способствует привлечению новых способных специалистов, прежде всего из числа лучших своих выпускников.

Для целенаправленного изменения деятельности такой организации, как факультет университета, важно:

1. создать несколько точек роста, необходимых для ускорения инновационных изменений и увеличения масштаба преобразований, а также для повышения вероятности успеха, предупреждая случайности;

2. обеспечить соответствие точки роста приоритетным задачам развития организации;

3. установить и реализовать взаимосвязи между создаваемыми точками роста, что повысит их жизнеспособность и темпы развития.

Наиболее значительными проблемами факультетов современных вузов являются: слабое знание потребностей практики и низкий КПД использования имеющегося интеллектуального и информационного потенциала. В связи с этим, приоритетными направлениями реформирования факультета являются:

- конструктивные взаимоотношения с внешней средой, адекватные условиям рыночной экономики и задачам её инновационного развития;

- комфортная внутренняя среда, позволяющая в полной мере реализовать и постоянно наращивать интеллектуальный и информационный потенциал.

Интерес вуза и бизнеса к партнёрству очевиден. Бизнесу необходимы квалифицированные кадры и совершенствование технологий. Чтобы готовить специалистов, способных создавать и внедрять наукоёмкие технологии в различных областях, необходимо использовать не менее наукоёмкие технологии в учебном и научно-исследовательском процессах вузов. Понятно, что создать и внедрить такие технологии в университете, оснастить лаборатории самым современным оборудованием практически невозможно без реального сотрудничества с бизнесом и промышленностью. Организация партнерских отношений позволит создавать новые конкурентные преимущества и деловые возможности для развития обоих партнеров, а кроме того, конструктивное взаимодействие будет способствовать более активному переходу каждого участника на инновационный путь развития.

Потребность в изменении внутренней среды на факультетах также весьма актуальна. Прежде всего, в этом нуждаются сотрудники с потенциалом роста и творческими способностями, к которым относится пока малочисленная вузовская молодежь и инновационно-активные ученые и преподаватели старшего поколения. Кроме того, ориентированность новых проектов на изменение внутренней среды на всех уровнях сделает процесс преобразований не только более эффективным, но и обеспечит необратимость инновационных изменений.

Исходя из этого для создания точек роста в масштабах факультета предлагаются конкретные проекты: индивидуальная траектория подготовки специалистов и организационная реконструкция НИР.

Индивидуальная траектория подготовки специалистов

Неудовлетворительный уровень подготовки выпускников, в большей части, обусловлен значительным технологическим и информационным разрывом между наукоемкой промышленностью и высшим образованием.

Уровень технологического оборудования многих предприятий значительно превосходит уровень материально-технического оснащения учебных и исследовательских лабораторий технических вузов. Предпринимаемые усилия по исправлению данной ситуации дают некоторые положительные результаты, особенно в вузах, выигравших федеральный конкурс инновационных образовательных программ. Но они не имеют системного характера и, по существу, не решают проблему в перспективе.

Знания, заложенные в содержании преподаваемых дисциплин, значительно отстают от тех, которые необходимы для успешной практической деятельности в соответствующих областях. Даже лидеры рынка образовательных услуг, такие, как УГТУ-УПИ и другие крупные вузы, выпускают специалистов, качеством подготовки которых не удовлетворены многие промышленные предприятия, особенно те, которые имеют высокотехнологичное производство. Разрыв в знаниях в полной мере отражается в содержании учебных программ и фактически закреплён в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС или ГОС), последняя редакция которых датируется 2000 г. Решение данной проблемы многие видят в появлении ФГОСов третьего поколения. Однако с этим трудно согласиться. Новые стандарты в лучшем случае могут обеспечить только частичное решение проблемы, да и то лишь на непродолжительный период, учитывая, что жизненный цикл знаний в различных отраслях составляет от двух до семи лет.

Решением данных проблем может стать индивидуальная траектория профессиональной подготовки - постоянно действующий механизм приближения содержания вузовского обучения к кадровым потребностям конкретных компаний, реализуемый на основе партнёрства вуза и бизнеса. Данный механизм предназначен для устранения разрыва между учебными знаниями, предлагаемыми в вузах, и знаниями, востребованными для работы в современном бизнесе (для выпускников технического вуза это прежде всего наукоёмкие предприятия), и поддержания их соответствия в просматриваемой перспективе.

В настоящее время вузовское обучение задаёт общую траекторию подготовки для всех студентов в рамках конкретной специальности. Она базируется в основном на ФГОС последней редакции. Индивидуальная траектория подготовки (ИТП) является альтернативой общей траектории. Это программа подготовки кадров, составленная на основе заказа конкретного бизнеса, в которой отражены его индивидуальные потребности в специалистах определённой специализации и квалификации, которые соответствуют применяемым технологиям и бизнес-процессам и необходимы для решения текущих и перспективных задач данного предприятия.

Программа ИТП разрабатывается с опорой на ГОСы соответствующих специальностей и на научный анализ потребностей в развитии технологий и профессионализма персонала конкретной компании. В первую очередь, факультет совместно с пред-приятием-заказчиком разрабатывают техническое задание на подготовку требуемых специалистов. Данное задание должно быть направлено на решение следующих задач:

- выявление в ГОСе фундаментальных знаний, которые составляют научную основу профессиональной подготовки и мировоззрение современного специалиста с высшим образованием; данные знания переносятся в программу ИТП в неизменном виде;

- выявление в ГОСе устаревших знаний, которые не оказывают должного влияния на формирование профессиональных компетенций необходимых специалистов, а также формирование гармонично образованной личности; данные знания не входят в программу ИТП;

- определение новых знаний и компетенций, которые необходимы для востребованного специалиста, но отсутствуют в соответствующем ГОСе; они включаются в программу ИТП;

- интеграция новых знаний в содержание имеющихся в ГОСе дисциплин или создание на их основе , новых учебных курсов;

- построение логики освоения ИТП в виде нового учебного плана на основе корректировки и дополнения общей траектории.

Необходимо особо отметить, что внедрение ИТП на факультете направлено не на общее увеличение объёма знаний и компетенций выпускника, а на значительный рост именно тех, которые необходимы для успешной работы на конкретном предприятии. Это качественное отличие от общей траектории позволит естественным образом повысить скорость обновления преподаваемых дисциплин и регулярно поддерживать высокий уровень новизны содержащихся в них знаний.

Разработка и внедрение ИТП в практику работы конкретного факультета вуза представляет собой совместный инновационно-образовательный проект, в котором в партнёрстве с университетом участвует одно или несколько предприятий. Как и любой другой масштабный проект, он предполагает свой план реализации, менеджмент, ресурсы и правила взаимоотношений с другими функциональными и структурными единицами организаций - участников данного проекта. Его реализация включает следующие этапы:

1. Определение специальностей, для которых предприятию-заказчику необходима ИТП, и подготовка технического задания на создание ИТП на основе компетентностной модели востребованного специалиста;

2. Разработка концепций и содержания рабочих программ учебных курсов ИТП; подготовка их учебно-методического и технологического обеспечения с учетом возможностей бизнеса в осуществлении учебного процесса;

3. Проведение методической подготовки преподавателей факультета и преподавателей-наставников из числа работников компании-заказчика к работе по программе ИТП;

4. Разработка процедуры отбора студентов для обучения по программе ИТП, а также мониторинга и оценки реализации программы ИТП;

5. Проведение отбора студентов на программу ИТП, оформление их отношений с бизнесом и организация процесса их обучения.

В концентрированном виде ИТП выражается в трёх блоках учебных дисциплин:

первый блок - базовый, в котором доминирует содержание ГОС;

второй блок - профильный, в котором проведена существенная адаптация содержания стандартной программы под требования технического задания предприятия-заказчика;

третий блок - индивидуализированный, в котором доминируют новые знания, не входящие в ГОС данной специальности.

Соотношение объёмов дисциплин этих блоков и их количество в разных циклах профессиональной подготовки будет отражать степень отличия ИТП для конкретного предприятия от общей траектории подготовки специалистов.

Разработка и реализация ИТП предполагает решение многих по существу инновационных задач совершенствования университетского образования. Поэтому для внедрения ИТП в вузовскую практику необходим запуск следующих организационно-методических механизмов.

1.Координационный совет, который формируется из руководителей бизнеса и вуза. Он координирует весь процесс разработки, внедрения и мониторинга реализации ИТП, решая весь комплекс возникающих при этом вопросов: от кадровых, связанных с определением ответственных исполнителей, формированием рабочих команд для выполнения отдельных этапов проекта, до методического обеспечения учебного процесса на основе партнёрства. Результаты своей работы данный совет представляет учёному совету факультета и высшему руководству компании-партнёра.

2. Совместные проектные команды, которые формируются из высококвалифицированных представителей бизнеса и кафедр факультета. Данные команды создаются по решению координационного совета и занимаются реализацией ключевых этапов разработки ИТП: подготовкой ТЗ, разработкой концепции программы, рабочих программ и др. Руководить совместными командами должны

высококвалифицированные специалисты в своей области, владеющие компетентностным подходом в профессиональном обучении. Ведь именно ком-петентностная модель раскрывает цели и максимально рационализирует содержание и процедуры обучения, подчиняя их практическим задачам профессиональной деятельности [1]. Результаты работы данных команд обсуждаются и утверждаются координационным советом.

3. Система тьюторства, которая представляет собой системно-организованную процедуру внут-ривузовского наставничества. В роли тьютора выступает преподаватель или научный сотрудник, за которым закрепляется 5-7 студентов, обучающихся по программе ИТП. Он оказывает своим студентам помощь по всем аспектам учебной и студенческой жизни, которые вызывают у него трудности, проблемы или просто вопросы непонимания; регулярно взаимодействует с ними, причём часто организует обсуждение актуальных для них вопросов в составе всей группы курируемых. Обмен опытом, идеями и информацией между студентами - одна из задач работы тьютора.

При реализации ИТП возникает дополнительная потребность в том, чтобы сориентировать студентов во всех возможностях их профессионального развития, включая предоставляемые бизнесом, а также научить эффективно использовать данные возможности для подготовки к будущей карьере. В связи с этим одной из приоритетных задач тьютора является оказание помощи в выборе индивидуального стиля учебной работы студента в соответствии с его психологическими и образовательными способностями. Регулярное взаимодействие с тьютором способствует росту индивидуальной ответственности студента за качество своей учебной работы и наилучшей подготовке к работе на конкретном предприятии.

Следует отметить, что тьюторами должны быть не только работники вуза, но и представители предприятия-заказчика, обладающие соответствующими способностями. Являясь авторитетный специалистом и педагогом-наставником в одном лице, тьютор становится одной из главных фигур, реализующих процесс изменений учебного процесса на основе новой методологии.

В целом проект ИТП как точка роста создает устойчивые процессы инновационных изменений в работе факультета по ключевым направлениям реформирования: развитие партнерства с бизнесом и активное совершенствование качества учебного процесса.

Часть аудиторной работы переносится на производственные площадки, где учителями становятся высококлассные практики, общение с которыми будет способствовать не только интенсивности формирования практических навыков, но и росту учеб-

ной активности студентов в целом, направленной на овладение профессией.

По своему потенциалу ИТП - значительно более эффективный подход, чем целевая подготовка специалистов, которую сейчас используют многие компании. В целевой подготовке практически отсутствует адаптация содержания обучения под потребности и специфику компании, если не считать производственную и преддипломную практики. В работе по программе ИТП по существу происходит совмещение процессов получения высшего образования и адаптации к будущей профессиональной деятельности, благодаря чему предприятие-заказчик получает специалистов необходимого профиля, значительно более подготовленных к решению стоящих производственных задач.

На одном факультете вместе с общей траекторией может быть несколько ИТП, «заказанных» разными компаниями. В результате студенты получают возможность выбирать программу своей подготовки с учётом личных планов, что существенно влияет на их профессиональную ориентацию и мотивацию обучения.

Также необходимо отметить возможность эффективного использования ИТП при переходе на двухуровневую систему высшего образования. В настоящее время промышленность скептически относится к необходимости бакалавров, что вполне объяснимо, особенно на фоне неудовлетворенности уровнем подготовки выпускаемых специалистов. Используя идею ИТП, можно предложить участие в разработке и реализации корпоративно ориентированных программ подготовки как на уровне бакалавров, так и магистров, которые будут соответствовать их кадровым потребностям.

Организационная реконструкция НИР

Для занятия достойного места в национальной и даже региональной инновационной инфраструктуре большинству факультетов технических университетов требуется провести серьезные изменения в организации научно-исследовательской работы (НИР). Традиционно к НИР относятся фундаментальные и научно-прикладные исследования. В настоящее время по причине недостатка финансирования на большинстве факультетов эти виды НИР проводятся в малых объемах и нерегулярно. Только новый подход, соответствующий рыночным условиям, ориентированный на потребности практики и адекватную оценку собственных сил, позволит поставить исследовательскую работу на серьезный уровень, достойный притязаний на звание инновационного университета и факультета.

Для того чтобы факультетская наука могла соответствовать требованиям перехода экономики страны на инновационный путь развития, она должна создавать продукты для основных этапов жизнен-

ного цикла инноваций: фундаментальные исследования; научно-прикладные исследования; консалтинговые проекты для конкретных предприятий. Понятно, что осуществлять фундаментальные исследования в современной науке могут далеко не все научные и научно-образовательные центры. Для этого необходимы не только материальные средства, экспериментально-технологическое, измерительное и прочее весьма дорогостоящее оборудование, но и научные школы, которые невозможно быстро создать, даже при наличии денег Поэтому для большинства факультетов это пока дальняя перспектива.

Традиционно вузовская наука в России в основном занималась научно-прикладной тематикой. За период социально-экономических реформ потенциал исследовательской деятельности в большинстве технических вузов значительно снизился, но, тем не менее, именно в этом аспекте научной работы имеется задел и опыт, от которого необходимо отталкиваться, чтобы воспроизвести и превзойти прежний научно-исследовательский потенциал. Но это невозможно сделать без финансирования - прежние источники (государственный бюджет и хоздоговорные заказы) практически отсутствуют.

Консалтинговой деятельностью в широком понимании, пришедшем из зарубежной практики, дореформенная вузовская наука фактически не занималась. В более узком ее понимании, как оказание научно-практических услуг промышленным предприятиям, занималась в рамках плановой деятельности. При этом управление НИР в вузе было централизованным. Но если учесть, что консалтинговая деятельность является чисто коммерческой со всеми особенностями, вытекающими из действующих рыночных механизмов, то следует признать, что реального опыта полноценной консалтинговой работы в вузах и тем более на факультетах просто не было.

Отсутствие в вузах организационных, экономических и мотивационных условий для осуществления консалтинговой деятельности привело к тому, что такая работа выполняется сотрудниками факультетов самостоятельно вне связи с вузом и факультетом как субъектами экономической деятельности, но используя при этом в полной мере его кадровый и информационный потенциал. Причины такой ситуации вполне понятны и в известной мере оправданы. Но проблема в том, что от результатов этой вполне доходной коммерческой деятельности на развитие научной работы на факультете ничего не поступает.

Реальный способ найти средства на финансирование НИР состоит в том, чтобы их заработать путем организации на факультете комплексной консалтинговой работы, используя имеющийся кадровый и информационный потенциал. Факультетская наука способна занять достойное место на формирующемся рынке консалтинговых услуг, а со вре-

менем занять на нем лидирующие позиции. Для этого существуют объективные предпосылки.

Во-первых, есть квалифицированные кадры, причем с более высоким потенциалом, чем в большинстве отечественных консалтинговых фирм. Кроме того, в вузах существует значительно больше возможностей, чтобы кадровый потенциал консалтинговой деятельности постоянно возрастал.

Во-вторых, консалтинг в технических и технологических областях полностью опирается на прикладную науку, а следовательно, постоянно совершенствуется. Для технических факультетов это создает определенное преимущество по сравнению с нетехническими, потому что в этих областях прикладная наука более тесно связана с теми видами деятельности, которые позволяют получать дополнительные доходы. Если останавливается прирост научно-прикладных знаний, то подрывается основа для востребованного консалтинга. В меньшей мере это характерно для экономики, управления и гуманитарных областей, где широко распространена практика оказания консалтинговых услуг, основанных на чужих результатах исследования, как правило, зарубежных разработках. Но знание организационных и экономических механизмов изменения промышленных компаний от дореформенного до ‘современного этапа дает преимущества в консалтинговой деятельности и для таких факультетов, как экономики и управления.

В-третьих, в масштабах внутри-факультетских и межфакультетских взаимодействий возможны комплексные консалтинговые проекты, которые недоступны большинству отдельных консультантов и существующих фирм, относящихся в основном к весьма малому бизнесу.

Выход из сложившегося положения авторы видят в новой форме организации научно-исследовательской работы, которая объединит все три направления и обеспечит их взаимосвязь, а также привлекательность как для исполнителей, так и потребителей.

Прежде всего, для этого необходимо расширить понятие НИР, включив в него все виды консалтинговой деятельности, которые должны стать тем локомотивом, который вытащит всю НИР из тупика и придаст ей необходимую скорость движения. Для этого предлагается проект, состоящий из трех взаимосвязанных частей: комфортно доступная виртуальная информационная среда факультета (ВИС); невидимый исследовательский колледж (НИК) и инженерно-научный центр (ИНЦ).

Основой ВИС должен стать факультетский сайт как основное средство представления достижений и опыта НИР всех его подразделений за продолжительный период. Именно это может стать стартом для формирования на факультете открытой инновационной арены, под которой имеется в виду комплекс методов, технологий и видов деятельности, используемых для активизации процессов развития и обновления по

основным направлениям научной работы. Его главные цели состоят в том, чтобы создать.

- условия для взаимодействия сотрудников факультета как потенциальных участников активной работы во всех сферах деятельности, прежде всего в НИР и методической работе для совершенствования учебного процесса, а также для внедрения 1Т-технологий в управление и проектную работу;

- мощную обратную связь с внешней средой, благодаря чему расширить возможности для инновационной деятельности соответственно существующим потребностям бизнеса;

- инструменты для выполнения важных функций в решении университетских и факультетских задач при взаимодействии с партнерами и заказчиками при реализации конкретных консалтинговых проектов, включая обучающие.

В целом структура и содержание такого факультетского сайта должны отражать основные задачи и процессы инновационной деятельности научно-исследовательского комплекса факультета, включающего НИР и консалтинг. По его содержанию и динамике изменения можно будет отслеживать все инновационные процессы факультета: развитие основных направлений исследований, успехи в коммерческих проектах и в целом уровень активности и продуктивности сотрудников факультета, включая его руководителей.

И, наконец, что следует подчеркнуть, ВИС должен стать эффективным инструментом реализации других составляющих данного проекта - невидимого исследовательского колледжа и инженерно-научного центра.

Понятие невидимого колледжа пришло из зарубежного опыта. «Невидимый колледж» - это сеть неформальных отношений среди ученых, которые объединены общим интересом и целью, поставленной в исследованиях (Lievrouw, 1990). Формирование данного механизма происходит поэтапно.

1. Самостоятельные исследователи в процессе контактов обнаруживают наличие друг у друга общих или схожих профессиональных интересов и начинают думать о том, как это может помочь им в достижении своих личных профессиональных целей.

2. Исследователи обсуждают возможные варианты совместной деятельности, результаты которой могли бы удовлетворить всех участников.

3. Появляются неформальные группы по общим интересам, которые взаимодействуют в виртуальной и реальной среде для того, чтобы находить решение интересующих их вопросов, конкретных концептуальных и практических задач. В результате в каждой такой группе формируются и конкретизируются предмет сотрудничества, который может выйти за рамки неформального.

4. Оформление «Невидимого колледжа» после того, как сформулирована общая цель, учитывающая интересы каждого, и достигнута конкретная

договорённость в творческой группе (как-то оформленная или просто «джентльменская») об активном участии в достижении данной цели.

Таким образом, разрозненные исследователи превращаются в команду, которая имеет чётко поставленную цель, состав единомышленников и высокий уровень мотивации к достижению поставленной цели. Причём все эти характеристики образовавшейся команды являются «естественным» следствием рассмотренного выше процесса её формирования, лишенного какого-либо администрирования.

Авторы несколько изменили название идеи невидимого колледжа, переформулировав его в невидимый исследовательский колледж, чтобы подчеркнуть его основное предназначение. Это связано с тем, что в отечественной практике понятие колледжа не ассоциируется с научно-исследовательской деятельностью. А суть этого механизма именно в том, чтобы активизировать поисковую и исследовательскую работу в организации за счет личной инициативы и самопроизвольной познавательной активности сотрудников.

НИК должен сыграть важную роль в преобразовании факультетской НИР, потому что способен выполнять дефицитные для вузовской науки функции, связанные с генерированием новых идей:

- для проведения исследования актуальных научных проблем;

- интеграции результатов НИР, накопленных на кафедрах и в лабораториях;

- формирования предложений по коммерциализации результатов научных исследований в виде консалтинговых проектов;

- концептуальных и технических решений в разработке инновационных проектов.

Формирование механизма НИК на факультете полностью зависит от того, насколько комфортные будут созданы условия, среди которых первоочередное значение имеют информационные, организационные и мотивационные, определяющие «естественный» путь его становления. Эти условия прежде всего должны быть ориентированы на молодых сотрудников.

Инженерно-научный центр (ИНЦ) - структурная единица, предназначенная для постановки научно-технического консалтинга на факультете. Результатом его работы должны быть наукоемкие инновационные проекты консалтинговых услуг, которые соответствуют существующей потребности на рынке. Отличие от других организаций, предлагающих подобные услуги, заключается в том, что ИНЦ должен предложить более качественные и научно обоснованные проекты, в которых максимально используется потенциал научных разработок, имеющихся на кафедрах и лабораториях факультета. Основные задачи ИНЦ состоят в том, чтобы:

1) создать базу данных результатов научно-прикладных исследований и разработок;

2) организовать творческие коллективы по их развитию и доведению до практической применимости, т.е. до уровня, позволяющего использовать их для разработки конкретного проекта;

3) коммерциализировать имеющиеся наработки, трансформируя их в инновационные проекты, которые можно реализовать на соответствующем рынке наукоемких услуг;

4) обеспечить ученых факультета обратной связью о потребностях бизнеса и реальными контактами для взаимодействия.

Статус ИНЦ - структурное подразделение факультета с минимальным фондом зарплаты. Основные доходы сотрудников должны зависеть от премиальных, получаемых в объеме определенного достаточно мотивирующего процента от реализации разработанных и реализованных консалтинговых проектов. Его структура будет зависеть от потребностей бизнеса. Вероятно, что основные направления деятельности ИНЦ технических факультетов будут связаны с решением задач: инженерно-проектных; экспертнооценочных; экспериментально-наладочных; исследовательских; информационно-поисковых; лицензионно-сертификационных; концептуально-методологических. Хотя в зависимости от специфики факультета набор задач может быть существенно иным.

Условия осуществления инновационных изменений

Основными препятствиями в реализации представленных идей и проектов являются: консерватизм организационной структуры университета, доминирование бюрократической культуры в общеуниверситетской и факультетской среде, низкая привлекательность университета как места будущей работы для талантливых молодых специалистов, а также сложившаяся практика индивидуальной консалтинговой деятельности внутри факультетов.

Преодоление этих препятствий потребует целого ряда мероприятий и конкретных проектов, при этом ключевыми, по мнению авторов, являются следующие направления организационно-методической работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Для системной постановки эффективной научной работы на факультетах важно по-новому определить их взаимоотношения с университетом. От чисто административных они должны перейти к партнерским с элементами сбалансированных интересов по целому ряду вопросов: научных, коммерческих, социальных, имиджевых, а также перспективного развития.

Под партнерскими отношениями понимается взаимодействие, основанное на понимании приоритета общих интересов и одновременно выделении значимости самостоятельных целей и соответствующих направлений и форм совместной работы. При этом факультетам важно иметь относительную

самостоятельность в решении тактических и оперативных вопросов, включая финансовые. Соответственно распределяется и ответственность за результаты их работы. Стратегическим задачам развития университета такая реорганизация не противоречит, поэтому она является вполне реализуемой. Партнерские отношения снижают бюрократический консерватизм и повышают привлекательность внутренней деловой среды университета.

2. Успех в реализации инновационных проектов в основном зависит от менеджеров, которые будут ими заниматься. Необходимы профессиональные администраторы, знающие все аспекты НИР, опытно-конструкторских работ и консалтинговой деятельности, обладающие амбициями и лидерскими качествами. На факультетах сейчас таких сотрудников единицы, а необходимы как минимум десятки. Но потенциально на каждом факультете есть кандидаты на позиции таких сотрудников среди студентов, аспирантов, молодых ученых. Поэтому в вузе проще, чем где бы то ни было подготовить эффективных менеджеров в сфере НИР и научного консалтинга. Для этого необходимо организовать их поиск, отбор и подготовку.

Решение этой задачи вполне по силам большинству технических университетов, потому что имеют практически все необходимые условия. Например, в нашем университете на кафедре систем управления энергетикой и промышленными предприятиями уже девять лет работает лаборатория отбора и мониторинга перспективных менеджеров и специалистов, накопившая методический опыт диагностики и отслеживания перспективных студентов. В вузе существуют разработки эффективных обучающих методов и программ для ускоренной подготовки необходимых менеджеров и специалистов, например, технологии инженерного и управленческого образования для инновационной экономики [2,

3], технология корпоративной подготовки менеджеров, специалистов и руководителей технических проектов [4, 5]. Таким образом, подготовка факультетских менеджеров НИР и консалтинга-одна из ключевых задач реорганизации НИР.

3. Несмотря на высокую активность индивидуального консалтинга, обусловленного значительными коммерческими интересами, а также привлечением к нему многих квалифицированных сотрудников, данная проблема, по существу препятствующая НИР, также может быть решена. Главный способ преодоления данного препятствия - создание конкурентных преимуществ у факультетского консалтинга.

Индивидуальный консультант или локально групповой в рамках отдельного подразделения не может в полной мере использовать имеющийся на факультетах задел научно-прикладных исследований. Кроме того, грамотное использование бренда университета может помочь выиграть конкуренцию в области научного консалтинга.

В результате внедрения данного проекта реорганизации НИР произойдет целых ряд позитивных изменений в различных аспектах деятельности факультета (рис. 1) и его внутренней среде.

Во-первых, повышение профессиональной активности сотрудников и расширение ее предметного спектра, потому что каждый сможет реализовать свой потенциал либо, работая в какой-то группе ИНЦ, либо в группах НИК.

Во-вторых, увеличится число вовлеченных в практическую работу студентов (научная и инженерная деятельность потребует квалифицированных техников, лаборантов, помощников).

В-третьих, научная деятельность перейдет с имитационно-формального уровня на реальный. Появится больше актуальных и практически востребованных тем для кандидатских и докторских диссертаций, что отразится как на «диссертационной» активности,

Рис. 1. Основные изменения НИР на факультете, ожидаемые от внедрения предлагаемого проекта

вуза и бизнеса

Точки роста для формирования инновационной среды

Инновационное развитие факультета

ВИС - виртуальная информационная среда факультета;

НИК - невидимый исследовательский колледж;

ИНЦ - инженерно-научный центр;

ИТП - индивидуальная траектория профессиональной подготовки. Рис. 2. Взаимосвязь инновационных проектов реформирования факультета

а соответственно и уровне «остепененности» факультета, так и на степени внедрения результатов исследований в Практическая направленность научных исследований несомненно повысит число патентов на изобретения и полезные модели, что вызовет интерес инновационного бизнеса к сотрудничеству.

Представленные проекты тесно взаимосвязаны (рис. 2). При этом они направлены на расширение содержания партнерства вуза и бизнеса, которое является ключевым условием инновационного развития многих компаний во всех отраслях промышленности.

Библиографический список

1. Гительман Л. Д., Исаев А. П. В команде - менеджеры и профессора: От традиций к корпоративному университету и инновациям. - М. : Дело, 2005.

2. Гительман Л. Д., Исаев А. П. Новые технологии инженерного и управленческого образования для инновационной экономики. - Екатеринбург : УрО РАН, 2007.

3. Гительман Л. Д. Подготовка компетентных менеджеров. Новые формы партнерства с бизнесом. Методология и опыт кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями УГТУ - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008.

4. Гительман Л. Д., Исаев А. П. Новые кадры для новой энергетики: концепция, программа, проекты. -Екатеринбург : УрО РАН, 2007.

5. Исаев А. П., Казакова М. А., Козубский A. M., Фомин Н. И. Технология корпоративной подготовки руководителей технических проектов. - Екатеринбург : УрО РАН, 2008.

Isaev A. P, Vyukhin A. V., Kazakova M. A., Klyuev A. V., Kozubski A. M., Fomin N. I., Shibina Y. L., Cherepanova E. V.

THE CONCEPTUAL APPROACH TO INNOVATION DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY THROUGH THE PRISM OF THE FACULTY.

In the article the approach to the innovative development of the University through the reorganization of the faculty as a basic structural unit of the university. Consider new modalities for the organization of the university and business partnerships for operating activities. Formulated conceptual ideas and methodological solutions aimed at bringing university education to human needs of industry and university research to problems of technological development of enterprises.

Keywords: new growth point, the partnership of the university and business, the trajectory of training, rehabilitation research, the virtual information environment, invisible college research, engineering and scientific center.

УДК 378

Гумаргалиев И. Е. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье изложена концепция «трех спиралей».

Ключевые слова: национальный исследовательский университет, теория «трех спиралей».

Решение задач модернизации и опережающего развития, стоящих перед российской экономикой, опирается, в том числе, на изучение вопросов оптимального и результативного взаимодействия научно-образовательного сектора с коммерческими структурами и выделение роли учебно-научных заведений в партнерстве с разными общественными институтами по НИОКР.

Наиболее адекватным теоретическим обоснованием, на данный момент, активизации указанной деятельности вузов представляется следующая концепция. Поскольку главными акцентами в рассмотрении функционирования и развития вузов в свете реализации нововведений считается выявление форм коммерциализации результатов их деятельности на разных стадиях инноваций и взаимо-

действие с другими участниками процесса, то под эту цель хорошо подходит появившаяся в последние годы теория «тройной спирали».

Содержание и особенности теории «трех спиралей»

Следует сказать, что и ранее исследователями предпринимались попытки создать теории инноваций. Эти вопросы исследовались в экономической теории и менеджменте. В частности, нельзя не вспомнить И. Шумпетера и его концепцию первой половины ХХ века «инноватора-предпринимателя», движимого не только материальными стимулами, и добивающего преимущества за счет создания новых «полезностей» - новых товаров и услуг. Здесь был важен принцип нестандартного подхода к ры-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.