Научная статья на тему 'Концептуальные решения проблем биомедицинской этики'

Концептуальные решения проблем биомедицинской этики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1135
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР / BIOETHICS / BIOMEDICAL ETHICS / DEONTOLOGY / MORAL CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степаненко Н.А.

Комплексный биоэтический подход к изучению человека опирается на взаимосвязанную систему дисциплин и методов биологического и медицинского познания. Задачей данной статьи является исследование факторов оптимизации биомедицинской деятельности благодаря становлению биоэтической парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степаненко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL SOLUTIONS OF BIOMEDICAL ETHICS

The complex bioethical approach to studying of human is based on a system of interconnected subjects and methods of biological and medical knowledge. The objective of this article is to investigate the factors of optimization of biomedical activities through the establishment of bioethical paradigms.

Текст научной работы на тему «Концептуальные решения проблем биомедицинской этики»

УДК 177

Н.А. Степаненко

научный сотрудник, Институт философии НАН Беларуси,

г. Минск

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Аннотация. Комплексный биоэтический подход к изучению человека опирается на взаимосвязанную систему дисциплин и методов биологического и медицинского познания. Задачей данной статьи является исследование факторов оптимизации биомедицинской деятельности благодаря становлению биоэтической парадигмы.

Ключевые слова: биоэтика, биомедицинская этика, деонтология, моральный выбор.

N.A. Stepanenko, Institute of Philosophy of National Academy of Sciences, Minsk

CONCEPTUAL SOLUTIONS OF BIOMEDICAL ETHICS

Abstract. The complex bioethical approach to studying of human is based on a system of interconnected subjects and methods of biological and medical knowledge. The objective of this article is to investigate the factors of optimization of biomedical activities through the establishment of bioethical paradigms.

Keywords: bioethics, biomedical ethics, deontology, moral choice.

Развитие современной биомедицины ставит новые и крайне сложные моральные проблемы перед философией. Поскольку в контексте бытия человек выступает как единство его естественных и социальных качеств, то есть как уникальная данность, его исследование основывается на гуманитарных подходах и методах, положенных в основу биоэтической модели. Они нередко переносятся и на проблему жизни в целом, которая как объект биоэтического исследования включена в специфику человеческих отношений и оценок.

Это обстоятельство связано с происходящим процессом возрастания интереса к этическим проблемам современной науки в целом, обусловленном негативными сторонами и последствиями научно-технического прогресса, когда позиция беззаботности в отношении возможных применений получаемых учеными знаний становится небезупречной в этическом плане. Например, такие проблемы как: отношения врача и пациента; проблема определения смерти и необходимо связанные с нею моральные противоречия; новые технологии деторождения и биомедицинский эксперимент, включающий необходимость рассмотрения пределов его допустимости; этические проблемы генной инженерии, трансплантологии и психиатрии - фокусом биоэтической рефлексии.

Актуальным остается вопрос выработки таких социально-этических принципов, при которых признается уникальность и свобода индивида, обеспечиваемая моральными и законодательными нормами и действиями со стороны общества в целом в русле конструктивного развития научной деятельности, при условии соблюдения соответствующих этических норм познания и практики.

Важнейшим регулятивом биомедицинской практики является деонтологическая концепция, представляющая собой такой раздел этики, который рассматривает проблемы долга, в том числе и вопросы профессионального долга. Как известно, каждая профессия накладывает определенный отпечаток на нравственные качества и психологические особенности людей в процессе их практической деятельности, и «каждая профессия имеет свою собственную мораль» [1, с. 298-299]. Профессиональная этика врача состоит в том, чтобы реализовать в своей деятельности специфические нравственные требования и нормы поведения как во взаимоотношениях с пациентами, так и по отношению к коллегам.

Наряду с признанием универсальных этических принципов, значимых для всех людей, врачебной морали свойственны определенные отличия от некоторых общих этических норм. Например, во имя интересов больного профессиональная норма нравственности в медицине

не исключает целительной «лжи во благо», а требования искренности и честности не предусматривают разглашения «врачебной тайны». Естественно, что нравственное воспитание пронизывает процесс жизнедеятельности человека любой профессии, а логическим этапом морального совершенствования медицинского работника перед началом его самостоятельной деятельности является принятие присяги, то есть совершение клятвы (Гиппократа), которое предусматривает ее выполнение, хотя реальность не исключает случаи ее нарушения.

В медицинской этике находят отражение ситуации, которые ставят человека перед необходимостью морального выбора. Известно, что практическая деятельность врачей и научные биомедицинские эксперименты порой порождают некоторые коллизии, когда определенная моральная норма не согласуется с тем, что подсказывает нравственная интуиция, то есть когда интенционально-«должное» не соответствует интенционально-«сущему».

Иначе говоря, фактическое бытие межчеловеческих отношений отражает антино-мичную модальность феномена абстрактного добра. (Например, врачу, видящему невыносимые муки онкологически больного человека, умоляющего избавить его от страданий с помощью инъекции большой дозы снотворного, и морально, и юридически запрещено удовлетворить подобную просьбу пациента). Поэтому многие практикующие медики относятся к идее систематизации и упорядочивания поведенческих установок и кодификации этической ответственности настороженно, а порой и откровенно негативно. Очевидно, дело здесь состоит не в злонамеренном нежелании соблюдать строгие правила, а в сомнении, что кто-либо компетентен судить о том, о чем не только нет готового ответа, но и любое решение может иметь множество толкований и интерпретаций.

Тем не менее, свобода деятельности медицинских работников неотделима от деонто-логических норм поведения. Деонтологические принципы призваны помочь совершить моральный выбор, причем этот выбор должен быть сделан осознанно и добровольно. По возможности необходимо сопоставить значимость конкретных фактов медико-биологического исследования с абстрактным характером этических норм и принципов.

Этика межличностных отношений во врачебной деятельности и в процессе биомедицинских исследований предполагает их оценку с помощью таких биполярных понятий, как:

- добро - зло;

- гуманно - негуманно;

- человечно - нечеловечно;

- законно - незаконно;

- справедливо - несправедливо;

- правильно - неправильно;

- нарушает права человека - не нарушает права человека;

- ограничивает свободу личности - не ограничивает свободу личности.

Семантико-аксиологическая наполненность этих бинарных соотношений формируется биоэтическим контекстом, содержащим описание общекультурных ценностей и нравственных правил. Формирование норм биоэтики происходит на фоне фундаментального и извечного диалектического противоречия между должным и сущим.

Эксплицируя противоречивую модальность «должного» и «сущего» в сфере биомедицинской деятельности, биоэтика создает этические ориентиры и определяет моральные рекомендации для принятия решений на основе апелляции к опыту различных социокультурных традиций. Таким образом, биоэтика обогащает медицинскую культуру и становится ее институциональным компонентом, предлагая обществу такие нормы поведения, которые соответствуют общечеловеческим ценностям цивилизованного образа жизни. Биоэтические нормы, выступающие в роли морального регулятора медицинской деятельности, предопределяют безусловный примат интересов и блага пациента и требуют от врача сделать все возможное для

облегчения страданий, восстановления здоровья больного и сохранения его жизни.

При возникновении критической ситуации, связанной с сохранением жизни и здоровья человека, во внимание должен быть принят малейший риск, а необходимый риск нужно соизмерять со степенью медицинского профессионализма и тщательно контролировать. В данном контексте имеет смысл рассмотреть значение риска в медицинской деятельностис с целью избегания врачебных ошибок. К риску врачи прибегают не всегда, но только тогда, когда он необходим в интересах больного и обоснован научными данными и медицинской практикой, когда цели лечения достичь иначе невозможно, и только тогда, когда с данным положением вещей (возникновением экстремальной ситуации ради спасения жизни) согласен больной. Только в этом случае можно воспринимать риск, как возможность сделать его полезным для пациента. Но и подобная ситуация связана с моральными трудностями - отказ от риска может быть обусловлен профессиональной некомпетентностью, боязнью перед ответственностью или парализующей осторожностью медицинских работников. Поэтому, прибегая к риску, медики обычно решают вопрос о согласии (либо несогласии) больного с лечением как суверенном праве на информацию о собственном здоровье [2].

В биомедицинской деонтологии при анализе ситуаций, связанных с риском в медицинской деятельности и предотвращением врачебных ошибок, предписывается исходить из определенных критериев долженствования. Данные критерии предполагают, что, помимо сугубо медицинских знаний и навыков, врачу необходимо обладать определенными личностными качествами, являющимися потенциалом его профессионального совершенствования, благодаря которым он сможет в дальнейшем предусматривать и предотвращать опасные для пациента ситуации и избегать негативных последствий экстремального медицинского вмешательства.

Другое требование, которое также связано с проблемой преодоления медицинских ошибок, особенно в сфере диагностики, - это постоянное развитие чувства эмпатии, то есть отзывчивости врача по отношению к пациенту. Клиническое чувство эмпатии, определяемое как способность полно и правильно оценить болезненное состояние человека, подразумевает не только теоретическую подготовку, практический опыт, адекватные суждения врача и умелое использование техники. Оно обуславливается тем, что эмоциональные отношения, складывающиеся между врачом и пациентом, сопереживание врача, его способность откликаться на эмоции пациента играют решающую роль в деле отношений «врач - пациент»; насколько оптимально может быть установлена эмоциональная связь врача с больным, настолько позитивно пациент оказывается способен принять и сугубо рациональный подход лечения.

Следует отметить, что чувство врачебной эмпатии по своей сути бинарно, поскольку при проведении медицинского обследования, с одной стороны, врач относится к пациенту как к больному организму, «он видит перед собой не личность, а объект исследования и действует при этом, опираясь на научное знание того, как протекают биохимические, физиологические и другие процессы в организме человека как представителя определенного биологического вида» [3, с. 92-93]. С другой стороны, врач видит в пациенте личность, и при этом происходит неизбежное подключение ценностного компонента сознания, так как в этот момент отношение врача и пациента получают аксиологическую окраску.

Современное развитие техники, когда диагностика принимает все более опосредованный, аппаратный характер (рентген, УЗИ, анализы), несколько искажает психологический климат врачевания, хотя и облегчает врачебную деятельность, но личностный контакт врача и пациента теряет свою былую значимость. В связи с этим в среде медиков широко обсуждается проблема того, что начинающие свою профессиональную деятельность и малоопытные врачи уже не умеют должным образом осматривать больного, и, оставшись без приборов и лабораторных исследований, не в состоянии оказать ему существенную помощь. Поэтому задача современных медиков заключается не только в необходимости повышать свой профессиональ-

ный уровень или улучшать материально-техническое оснащение учреждений медицинского обслуживания, но и в том, чтобы осознать важность совершенствования своих личностных качеств. То есть нужно прилагать немало усилий, чтобы соблюдались три условия деонтологии, лежащие в основе отношений «доктор - пациент»: профессиональная компетентность и честность, моральный авторитет, лежащий в основе рекомендаций, и необходимое сопереживание и обращение с пациентом как с другом [4].

Итак, поскольку научная компетенция и эмпатия по отношению к пациентам важна не только в биомедицинской практике - она высоко оценивается обществом в плане авторитетности медицины в целом, постольку к медицинским работникам предъявляются повышенные требования в отношении их профессиональной деятельности, эффективность которой находится в прямой зависимости от уровня их личностного развития. Тот факт, что по различным причинам отдельные медицинские работники нарушают свой служебный долг в силу различных обстоятельств, или невнимательно относятся к людям, говорит о том, что высота этого уровня оставляет желать лучшего. Поэтому, в наши дни этическое регулирование медико-биологической деятельности все больше дополняется правовым. И эта тенденция, очевидно, должна рассматриваться как прогрессивная, направленная на благо человека, получая все более четкое оформление в том плане, чтобы строго и четко устанавливать соответствие между целями медицинского вмешательства или научного исследования, необходимостью его дальнейшего развития и целями отдельной личности. В каждом конкретном случае установление этого соответствия - довольно сложная задача, поскольку выработка и реализация тех или иных этико-правовых принципов во многом детерминируется теми социальными факторами, которые регулируются на государственно-правовом уровне.

Между морально-этическим и правовым регулированием в жизни общества существует неразрывная связь, потому что государственные законы обуславливаются нравственными основаниями. И хотя полная непротиворечивость между этическими предписаниями и их практическим применением невозможна, жизненно необходимым принципом должна быть их взаимная согласованность на уровне нравственной сферы. Поскольку мораль обосновывает свои требования с целью их осуществления в виде форм долженствования, наряду с такими способами регулирования общественной деятельности, как правовые и государственные законы, а нравственные нормы отражают реальное, сущее положение вещей в сфере межличностных отношений, народных традиций.

Поэтому попытки решения определенной моральной проблемы коррелируют со сложившимися социокультурными традициями и нормами. Каждая культура предписывает свои определенные стандарты морального поведения, обучая им последующие поколения. Эти предписания образуют когнитивный компонент, лежащий в основе формирования определенного направления действий морально-этического и правового плана, предопределяющего свободу нравственного выбора и интенционально-семантическую модальность. Именно смысл является системообразующим фактором человеческой жизни, процессу же нахождения нравственного смысла человеку помогает совесть.

На наш взгляд, совесть - первейшее условие нравственно-аксиологической семанти-зации, с помощью которого субъект получает способность обнаруживать личностную значимость каждой переживаемой ситуации. При этом совесть нередко помогает человеку найти даже такой смысл, который противоречит сложившимся ценностям, и, вместе с тем, именно совесть обеспечивает такие теоретические ориентиры, которые позволяют личности легче находить наиболее достойный способ приложения своим позитивным возможностям.

Человек становится экзистенциально свободным по отношению к нравственно противоречивым обстоятельствам в том случае, если его поведение определяется моральным смыслом и ценностями, локализованными сферой совести. В определенных случаях, тре-

бующих принятия нравственного решения, чисто теоретические понятийные оценки совести становятся мощными, практически действенными стимулами, способными противостоять трудноразрешимым, противоречивым обстоятельствам реальной жизни. В данном контексте совесть выступает не столько как этическая категория, а как моральный критерий и нравственный ориентир человеческого поведения.

Биоэтический дискурс имеет в своем основании те философские и социокультурные традиции, которые апеллируют к совести как рациональной и интуитивной способности отыскивать оптимально единственный, необходимый смысл деятельности, основанный на ответственности за ее осуществление, благодаря чему формируется социокультурная детерминированность человеческого поведения, которая в свою очередь обуславливается свободой и правами личности.

Ясно, что медицина не является исключительной областью общественной деятельности, она органически подчинена господствующим в социуме взаимоотношениям, моральным принципам и побуждениям. Фактически, медицина подчинена преобладающим в обществе стремлениям, поэтому деятельность медицинских работников нуждается в постоянной коррекции со стороны трансформирующихся социокультурных факторов, обусловленных необходимостью соответствия моральным принципам, ибо врачебная этика, как и этика вообще, является отражением общественных отношений.

Список литературы:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 30 т. - М.: Госполитиздат, 1961. - Изд. 2-е. - Т. 21. - 745 с.

2. Юдин Б.Г. Предисловие // Этика биомедицинских исследований: реферативный сборник. - М.: ИНИОН АН СССР, 1989. - 382 с.

3. Куляскина И.Ю. Аксиология: место в системе знания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. - 2002. - № 3. - С. 90-97.

4. Berger M. To bridge science and patient care in diabetics // Diabetologia. - 1996. - V. 39. -P.749-757.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.