Научная статья на тему 'Концептуальные представления о расторжении брака'

Концептуальные представления о расторжении брака Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
1002
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARRIAGE / СУПРУГИ / SPOUSES / РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА / DIVORCE / ВИДЫ РАЗВОДА / TYPES OF DIVORCE / ВИЗАНТИЯ / BYZANTIUM / РОССИЯ / RUSSIA / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / WESTERN EUROPE / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьева Ирина Викторовна

Для уяснения существующих в науке семейного права концепций расторжения брака автором предпринят исторический экскурс, позволяющий определить основания и особенности развода, предусмотренные в различные эпохи становления и развития законодательства, регулирующего отношения заключения и расторжения брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Воробьева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual representations of a divorce

For an understanding of the existing science of family law concepts of dissolution of marriage, the author has taken a historical excursus that allows to determine the reasons and peculiarities of divorce, provided in different periods of formation and development of the legislation regulating the relationship of marriage and divorce.

Текст научной работы на тему «Концептуальные представления о расторжении брака»

Институт расторжения брака

И.В. Воробьева

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА

Для уяснения существующих в науке семейного права концепций расторжения брака автором предпринят исторический экскурс, позволяющий определить основания и особенности развода, предусмотренные в различные эпохи становления и развития законодательства, регулирующего отношения заключения и расторжения брака.

Ключевые слова: брачные отношения, супруги, расторжение брака, виды развода, Византия, Россия, Западная Европа, концепция.

Неблагоприятное влияние разводов на жизнь общества бесспорно. В то же время в конце XVIII в. под влиянием либеральных идей в обществе укрепилось представление о том, что моральные запреты, негативное отношение к разводу как к социальному явлению должны отступить перед соображениями защиты человеческой личности. Брачные отношения по сути своей таковы, что так же, как никто не может заставить вступить в них, точно так же и тем более никому не дано права заставить супругов продолжать брачные отношения против их воли.

Представления о расторжении брака существенно изменялись в различные эпохи1. В Древнем Риме развод, так же как и брак, считался гражданской сделкой, не требующей особой процедуры. Римскому праву классического периода известно два вида развода: развод-соглашение, т. е. расторжение брака по взаимному согласию супругов и развод-требование, т. е. расторжение брака по одностороннему волеизъявлению одного из супругов. В обоих случаях развод осуществлялся самими супругами в частном порядке, без какого-либо вмешательства или контроля со стороны государственных или религиозных учреждений.

© Воробьева И.В., 2014

Во времена христианизации Римской империи развод по одностороннему требованию одного из супругов практически перестал существовать. При этом был введен развод-санкция, основанный на виновном поведении одного из супругов. Расторжение брака по взаимному согласию супругов просуществовало в неизменном виде до падения Западной Римской империи.

Законодательство о расторжении брака активно ужесточалось в Средние века. После чего в XI в. развод был окончательно запрещен по влиянием католической доктрины о нерасторжимости брака. При этом в средневековых Византии и России развод был возможен, однако единственной формой развода стал развод-санкция, основанный на виновном поведении одного из супругов.

Протестантская реформация в XV в. закончила монопольное господство католической церкви в Западной Европе. Возможность расторжения брака супругов возвращается, в силу того что протестантские теологи не придерживались католического учения о нерасторжимости брака. Однако в протестантских странах существовал только развод-санкция, который допускал расторжение брака при наличии двух оснований: прелюбодеяния одного из супругов и злонамеренного оставления одного из супругов другим супругом.

Данная концепция основывается на положении о том, что государственные органы и (или) религиозные органы как блюстители общественной нравственности правомочны вынести наказание супругу, совершившему брачное правонарушение, и тем самым фактически освободить от брака другого, невиновного супруга.

Во времена эпохи Просвещения зарождается так называемый развод-констатация, в основе которого лежит непоправимый распад семьи. В это время расторжение брака рассматривается уже не как санкция и не как наказание виновного супруга, а как констатация соответствующим компетентным органом объективно сложившейся невозможности дальнейшего продолжения супружеских отношений. Необходимо отметить, что констатация непоправимого распада семьи производится не самими супругами, а компетентным государственным органом, который даже при взаимном желании супругов расторгнуть брак может отказать в разводе, если, по мнению этого органа, будет оставаться возможность сохранения брака.

Данная концепция развода основывалась на двух положениях: первое положение - идея общественного блага, в соответствии с которой государство обязано охранять брак как безусловную основу общества и предпринимать для этого все возможное, чтобы предотвратить по возможности каждый случай расторжения брака. Второе положение, так называемая патерналистская идея о том, что го-

84

И.В. Воробьева

сударство вправе и обязано защищать супругов от их собственных необдуманных решений для их же собственного блага.

Концепция развода-соглашения была возрождена в эпоху Просвещения. При такой форме развода супруги сами решали вопрос о том, что их брак должен быть расторгнут, а компетентный орган обязан на основании их совместного заявления вынести решение о расторжение брака без проверки обстоятельств, в силу которых супруги приняли решение о разводе.

Концепция развода-требования, которая возникла еще в Древнем Риме, была возрождена в послереволюционной России2. Практически сразу же после Октябрьской революции 1917 г. в России были проведены две реформы семейного законодательства. Сначала 18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния»3, затем 19 декабря 1917 г. второй не менее значительный акт - Декрет «О расторжении брака»4. На основании этого Декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов духовных консисторий. Дела о расторжении брака по одностороннему заявлению одного из супругов были переданы в ведение местных судов.

Необходимо отметить, что после издания декретов 1917 г. Православная церковь отказалась признать гражданский брак и развод. Определение Церковного собора от 4 марта 1918 г. объявило гражданский развод, совершенный лицами православного вероисповедания, актом поругания религии и предписало подвергать совершивших его лиц церковному покаянию5.

Поступая таким образом, Православная церковь не превысила своих прав, так как ее акты предназначались только верующим. Следовать данным религиозным предписаниям или нет, зависело от самих супругов и их убеждений. К тому же санкции носили только религиозный характер; в этой связи необходимо отметить, что Православная церковь не присваивала себе функций государства и действовала в свойственных ей рамках.

При этом реакция советских органов была очень резкой. Постановлением Наркомюста РСФСР была прекращена деятельность консисторий по мотивам присвоения консисториями функций государства6, что было явным нарушением прав человека и прав религиозных организаций.

Исследование вопросов становления и развития законодательства о расторжении брака позволяет выделить следующие концепции развода:

- развод-соглашение, основанный на взаимном согласии обоих супругов;

- развод-санкция, основанный на виновном поведении одного из супругов;

- развод-констатация, основанный на непоправимом распаде семьи;

- развод-требование, основанный на убеждении в том, что брак не может продолжаться, если хотя бы один из супругов настаивает на его прекращении.

Каждая из вышеперечисленных концепций развода характеризуется своими специфическими признаками и позволяет наиболее полно исследовать основания развода, предусмотренные действующим российским семейным законодательством.

Примечания

1 Антокольская М.В. Семейное право. М., 2010. С. 149.

2 Там же. С. 152.

3 Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 1. Ст. 160.

4 Там же. № 10. Ст. 152.

5 Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права: 1917-1947. М., 1949. С. 399-400.

6 Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 45. Ст. 205.

2

3

4

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.