лой систем позволяют сделать вывод о том, что данная величина является случайной. Для описания функционирования такого типа си-
Библиографический список
1. Николин В.И. Основы теории автотранспортных систем (грузовые автомобильные перевозки)/ В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Моча-лин, Н.И. Ланьков.// Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. - 281 с
2. Николин В.И. Классификация систем доставки грузов автомобильным транспортом. - Омск, 1986. Рукопись представлена СибАДИ. Деп. в ЦБНТИ Ми-навтотрансом РСФСР, № 409ат-Д86. - 10 с.
3. Вельможин А.В и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками. Учебник для вузов. - 2-е изд., доп./А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин; ВолГТУ. Волгоград, 2000. - 304 с.
4. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов.- 5-е изд.-М.: Высш.шк.,1998.-576 с.
5. Вентцель Е.С.. Теория вероятностей и ее инженерные приложения/ Е.С. Вентцель., Л.А. Овчаров // М.: Высшая школа, 2000. - 480 с.
стем необходим математический аппарат, учитывающий вероятностный характер изменения скорости движения в системе.
6. Николин В.И. Транспортный процесс как вероятностная система / Си-6АДИ - Омск, 1984. -Деп. ЦБНТИ Минавтотранс РСФСР, №222-ат-Д84.
Research of size influence of functioning speed on micro and especially small systems
N. V. Khokhlova, V. I. Nikolin
It is known, that the size of speed depends on many reasons of technical and organizational character. Therefore its average size cannot coincide with speed of the separate automobile. The mathematical device is necessary for the description of functioning systems that differ from the mass service standard in the theory.
Статья поступила 14.03.2008 г
УДК 625.731:658.5(075.8)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н. В. Кабанов, канд. техн. наук., доц., Н. Ю. Кузнецова, А. Ю. Харламов Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. Рассмотрены концептуальные положения развития региональной сети автомобильных дорог Омской области. Определены расчетные уровни инвестиционных затрат, индексы доходности и сроки окупаемости капитальных вложений.
Ключевые слова: региональная сеть, автомобильные дороги.
Введение
Развитие рыночного потенциала Российской Федерации и повышение степени автомобилизации населения ставит перед государством концептуальную проблему развития единого транспортного комплекса. В статье рассматривается принципиальная постановка задач Программы развития региональной сети автомобильных дорог.
Методы решений
Развиваясь по пути рыночных преобразований, Россия столкнулась со значительным
дефицитом в сфере транспортной инфраструктуры.
Развитие и совершенствование рыночных отношений обусловили большое количество межрегиональных связей при разомкнутых формах материально-технического обеспечения, снабжения населения потребительскими товарами, сферами функциональных услуг.
Вместе с тем, подъем экономики 20002008 г.г. породил определенные надежды на улучшение социально-экономической обстановки. В сложившейся ситуации определился
и новый подход к решению проблем дорожной отрасли.
18 октября 2007 года Государственной Думой принят Федеральный закон: Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Сфера действия настоящего Федерального закона охватывает:
- регулирование отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации не зависимо от их форм собственности и значения.
Государство нуждается в таком развитии сети автомобильных дорог, которое будет обеспечивать постоянное согласование его темпов с интенсивным ростом автомобилизации населения и бизнеса при повышении технического уровня опорной сети. Предусмотрено формирование новых и развитие традиционных транспортных коридоров, гарантированно обеспечивающих международные и межрегиональные транспортные связи.
Главной стратегической целью развития сети автомобильных дорог является достижение максимального вклада в подъем национальной экономики, обеспечение целостности национальной безопасности и обороноспособности страны, повышение уровня и условий жизни населения, деловой активности предпринимательства и эффективности использования трудовых, природных и производственных ресурсов.
Программа развития региональной сети автомобильных дорог Омской области обуславливалась реализацией следующих стратегий:
1. Сохранить построенное.
2. Не допустить чрезвычайных ситуаций.
3. Омская область - часть России.
4. Решение основных проблем региона.
Вместе с тем фактор автомобилизации
населения предъявляет требования к совершенствованию дорожных услуг: завершению формирования региональной сети, повышению ее качественных характеристик, обеспечению круглогодичного, комфортного движения по дорогам.
В рамках государственной концепции формирования Программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Сибир-
ского федерального округа до 2025 г. «Дороги Сибири» Омская область играет значительную роль. К основным федеральным коридорам транспортного сообщения автомобильными дорогами относятся направления Запад-Восток и Север-Юг. Решая стратегическую задачу развития региональной сети автомобильных дорог, следует выделить принципиально важные векторы магистрального сообщения:
1. Ханты-Мансийск - Тобольск - Тара -Омск - государственная граница с Казахстаном.
2. Урал - Тюмень - Тара - Томск.
Развитие правобережного по Иртышу
направления автодорожного сообщения в ориентации Тара- Пологрудово- Малая Бича-Тобольск- Ханты-Мансийск не только обеспечит экономический подъем региона, определяемый разработками газоконденсатных месторождений, предприятиями нефтеперерабатывающего, лесного хозяйства, освоением минералогических залежей, но и позволит активизировать социально-культурную сферу исторического наследия. Развитие дорожной сети регионов Урала и Восточной Сибири формирует крупнейшее промышленнотранспортное развитие.
Масштабное развитие федеральных и региональных сетей автомобильных дорог несомненно потребует значительных инвестиционных вложений. Например, строительство и реконструкция 1 км дорог III технической категории в текущих ценах колеблется от 25 до 37 млн. рублей. Как показывают расчеты экономической оценки инвестиционных проектов, уровни индексов доходности региональных дорог могут быть довольно значительными. Так индексы доходности реконструкции и капитальных ремонтов дорог Тарского и Муромцевского районов изменяются в пределах от 5 до 11. Как показывают произведенные расчеты по региональному развитию автомобильных дорог Омской области, для реализации Программы нового строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог на период 2008-2025 г.г. потребуется около 120 млрд. рублей при сроке окупаемости инвестиционных вложений от 5 до 7 лет.
Заключение
Современный этап автомобилизации страны актуализирует создание условий для улучшения социально-экономического положения Омской области, освоения новых территорий и улучшения их транспортной доступности, стимулирования экономического
развития региона, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, поэтапное развитие сети автомобильных дорог и эффективное использование финансовых ресурсов.
Выполнение Программы целесообразно осуществить в два этапа:
- на первом этапе (2005-2010 г.г.) реализовать первоочередные мероприятия, направленные на государственную поддержку эксплуатационного состояния сети региональных дорог;
- на втором этапе (2011-2025г.г.) обеспечить крупномасштабное развитие сети автомобильных дорог с активизацией транспортных коридоров Запад-Восток, Север-Юг и модернизацию индустриальной базы дорожного хозяйства.
Реализация системы мероприятий Программы развития транспортного комплекса, дает новый импульс экономического и социального роста Омской области.
Библиографический список
1. Кабанов Н.В. Теоретические основы экономических обоснований этапного развития автомобильных дорог: Монография.- Омск: Изд-во Си-бАДИ, 2004.-88 с.
2. Программа модернизации и развития сети автомобильных дорог Сибирского федерального округа до 2025 г. «Дороги Сибири».- И.: Росавто-дор. ОАО «ИркутскгипродорНИИ». 2004.- 156 с.
3. Методические основы и экономическая
оценка эффективности инвестиционных вложений в развитие сети автомобильных дорог/ Кабанов Н.В., Кузнецова Н.Ю./ Дорожно-транспортный комплекс как основа рационального природопользования: Материалы Международной научно-
технической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения доктора технических наук, профессора К.А. Артемьева, 23-25 ноября 2004 года. -Омск: СибАДИ, 2004. - Книга 2. С. 247-249.
4. Формирование перечня стратегического развития федеральных и территориальных дорог / Кабанов Н.В./ Вестник СибАДИ, Вып. 2. С. 251-256.
Conceptual proposition for developing road network in the Omsk region
N.V. Kabanov, N.Y. Kuznetsova
Conceptual proposition for developing road network in the Omsk region were considered. Expected levels of investment outlay, income indices and the period of investment payback were defined
Статья поступила 12.09.2008 г.
УДК 656.13
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕВОЗКИ ХЛЕБА И ХЛЕБОПРОДУКТОВ
М.А. Миргородский, аспирант, Е.Е. Витвицкий, д-р. техн. наук, доц. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. Представлено доказательство, что решение задачи выбора подвижного состава при планировании перевозок грузов мелкими отправками в городах необходимо производить в оперативном режиме, ежесуточно (ежесменно). Для применения в практике перевозки хлеба и хлебобулочных изделий постоянных маршрутов, а также постоянного закрепления автомобиля определенной грузовместимости за маршрутом (районом обслуживания) нет оснований.
Ключевые слова: Подвижной состав, оперативный режим, грузовместимость, развозочно-сборный маршрут, динамика заявки, дислокация клиентуры, социальный эффект, методика выбора.
Описание и постановка задачи
Предварительные исследования практики перевозки хлеба и хлебобулочных изделий на примере предприятий г. Омска показали, что под термином «перевозка хлеба и хлебобулочных изделий» понимается перевозка ши-
рокого ассортимента продукции (до 100 наименований), разнообразной по потребительским свойствам, форме, массе, геометрическим размерам и другим качествам. К данному грузу предъявляются не только требования сохранности, но и своевременности доставки,