Научная статья на тему 'Концептуальные позиции и проблемы технического сервиса'

Концептуальные позиции и проблемы технического сервиса Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
182
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / СТРУКТУРА МАШИНЫ / КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА ИЗНОСА / СРОКИ СЛУЖБЫ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / TERMS OF SERVICE / MACHINE STRUCTURE / QUALITY / WEAR ASSESSMENT / ENGINEERING AND TECHNICAL SERVICES / TECHNICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Конкин Ю. А.

Рассмотрены концептуальные позиции научного сопровождения разрабатываемых проблем технического сервиса, совершенствования экономических отношений партнеров на основе взаимной заинтересованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual positions and problems of technical service

We consider the conceptual position of scientific support emerging problems of technical service, improvement of economic relations of partners based on mutual interest.

Текст научной работы на тему «Концептуальные позиции и проблемы технического сервиса»

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

УДК 631.173

Ю.А. Конкин, академик РАН, доктор экон. наук

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

Научная общественность МГАУ и других вузов

страны, объединяемые общей задачей подготовки кадров инженерно-экономического профиля, готовится отметить 15-летие успешного функционирования ИЭФ, подводя итоги деятельности и намечая рубежи по повышению качества подготовки выпускаемых специалистов, росту, повышению уровня научной зрелости профессорско-преподавательского состава, результативности научных исследований.

Этой статьей поставлена цель еще раз привлечь внимание научной общественности к проблемам частичного и полного воспроизводства технических средств производства в АПК, роли технического сервиса с тем, чтобы получить прибавочные знания по многим ведущимся на факультете исследованиям, обеспечить их доработку до уровня завершения и внедрения в практику хозяйствования.

Становление технического сервиса в АПК непосредственно связано с расширяющимся применением технических средств производства в растениеводстве, животноводстве и других отраслях сельского хозяйства. Сельхозтоваропроизводитель стремится сосредоточить свои усилия непосредственно на производстве сельскохозяйственной продукции и формирует тенденцию переадресации иных работ, в том числе и по обслуживанию техники, на специализированные службы, способные выполнить их более качественно и с меньшими затратами.

С этих позиций представляется целесообразным обсудить и сформировать общую концепцию технического сервиса, в которой соответствующую нишу занимает находящийся в стадии становления комплекс специализированных услуг, оказываемых

потребителю, исходя из условия, что для потребителя приобретение этих услуг является более предпочтительным, чем выполнение собственными силами и средствами.

Достигнутые ранее и реализуемые ныне научные положения не должны отвергаться, но развитие технического сервиса в мире и в нашей стране происходит столь стремительно, что некоторые ранее разработанные и используемые методики оказались «тесными», нуждаются в их расширительном уточняющем толковании с позиций более обоснованного научного сопровождения процессов полного и частичного воспроизводства технических средств производства.

Концептуальные позиции и методологические основы технического сервиса проистекают из исследований многих известных ученых. К. Маркс утверждал, что «...какой бы совершенной конструкции машина не вступала в процесс производства, при ее употреблении на практике обнаруживаются недостатки, которые приходится исправлять дополнительным трудом» [1]. Величина этого «дополнительного труда» для большинства современных машин значительно превышает затраты на приобретение аналогичных новых. Более того, если все, что потребляет машина за срок службы назвать «платой за содержание», то практика показала рост этой «платы» в связи с нарастающим износом, снижением экономичности и социальной значимости стареющей техники.

Суть проблемы заключается в необходимости определить структуру «дополнительного труда», его материальный состав, потребности в трудовых ресурсах, разработать систему эффективного использования всей совокупности ресурсов.

Машина, ее свойства, заложенные при проектировании и изготовлении, предопределяют дальнейшие потребности в ресурсах, входящих в состав «дополнительного труда». Это направление науки, отражающее методологические подходы к раскрытию закономерностей функционирования машин, сформировано и раскрыто в книге академика ВАСХНИЛ А.И. Селиванова «Основы теории старения машин» (2). Реальное наполнение «дополнительного труда» исходя из закономерностей старения машин представлено им как обязательное условие соблюдения пропорций производства новых машин и всех других ресурсов, необходимых для использования машин в течение срока службы. Объемы этих ресурсов предписаны структурой машин и реально представляются в виде запасных частей, ремонтной базы, соответствующих служб технического сервиса.

Изложенное позволяет рассмотреть проблемы технического сервиса применительно к современным условиям его становления.

Достигнутые успехи в организации технического сервиса не являются основанием для свертывания исследований по его дальнейшему совершенствованию.

Необходимо продолжить широкое обсуждение на страницах соответствующих научных журналов проблем совершенствования экономического механизма технического сервиса. Технический сервис функционирует в рамках рыночной экономики. Его продукция — услуга; взаимоотношения в системе «производитель услуг — потребитель» носят товарный характер, что предопределяет дальнейшее их совершенствование. Отдавая приоритет сельхозмашиностроению в разработке более совершенных технических средств, необходимо сформировать экономические интересы, стимулы, побуждающие производителя машин создавать их ресурсосберегающими, экологичными, приспособленными к технологической утилизации.

Проблема качества технических средств производства является одной из основных. Машина, ее структура выступает побуждающим звеном формирования объемов ресурсов, сопровождающих машину, необходимых для ее использования в течение установленного срока служба. Потребитель оценивает качество машины первоначальными затратами на ее приобретение и последующими затратами, связанными с использованием, отдавая предпочтения дорогим, но менее затратным в эксплуатации. В порядке управления процессом ценообразования было бы целесообразно, чтобы потребитель как партнер и участник рынка предопределял верхний предел цены машины конкретной конструкции, выше которого приобретение машины экономически нецелесообразно. Такой подход будет понуждать изготовителя изыскивать резер-

вы снижения затрат на производство машины, чтобы осуществлять конкуренцию на рынке техники с учетом возможностей потребителя.

Качество новой техники — это исходная позиция формирования концептуальных положений построения системы технического сервиса. Стоимостная оценка проектируемых и выпускаемых фирмами технических средств должна соответствовать их качеству. Проблема качества вечно нова и актуальна [3]. Методические подходы к ее разработке совершенствуются. В публикациях к.э.н., доцента Е.В. Ковалевой изложены концептуальные подходы к оценке качества товаров с учетом структурной характеристики технических средств производства и требований потребителя к товарам рынка [4].

Это направление исследований лежит в основе другой, не менее важной в научном и практическом плане проблемы экономической оценки износа технических средств производства, определения их остаточной стоимости и обоснования рыночной цены подержанной техники. Научное обоснование цен и тарифов, методики расчета остаточной стоимости ремфонда применительно к работе ремонтных мастерских, технических обменных пунктов, обоснование дифференцированных цен на восстановление тракторов с учетом качества ремонта и другие исследования, обеспечивающие паритетные экономические связи партнеров технического сервиса, представлены в трудах докторов экономических наук Н.Е. Зимина и В.В. Регуша. Использование результатов этих ученых позволило приблизиться к разрабатываемой применительно к современным условиям хозяйствования методике обеспечения паритетных взаимоотношений партнеров технического сервиса.

Проблема экономических взаимоотношений при техническом сервисе получила освещение в трудах многих ученых. Достигнутые результаты нуждаются в обобщении и коллективном обсуждении с целью создания научно обоснованной единой методики экономической оценки износа машин на любой период ее использования в течение установленного срока службы. В методологическом плане в основу построения методики должно быть положено условие обеспечения равной экономической заинтересованности всех пользователей машины в любой период ее эксплуатации. Исследования, выполненные в МГАУ к.э.н. Е.Ф. Малыхой, позволяют создать макет такой методики [5].

Вычисленный износ тракторов ВТ-90 с учетом возрастающих затрат на ТСМ и оплату труда оператора по мере старения машины составил 63,4 % после четырех лет использования; износ, определенный по методике ГОСНИТИ равен 54,0, по нормам амортизации (линейный метод) — 50 %.

При определении износа и остаточной стоимости машин на основе компенсирующих затрат достигается равная экономическая заинтересованность пользователей в эксплуатации как новых, так и подержанных машин. Другие методы оценки преуменьшают износ и тем самым увеличивают остаточную стоимость техники, делая ее менее привлекательной для последующей реализации. Дальнейшее совершенствование методики должно лежать в русле теоретического обоснования расчета социальной составляющей компенсирующих затрат, в том числе закономерностей их увеличения при использовании стареющей техники. Стареющие машины становятся менее производительными, труд при их использовании протекает в менее комфортных условиях, значительно сокращается годовой заработок механизатора из-за возрастающих простоев по техническим причинам. Эти и другие мотивы побуждают увеличение текучести квалифицированной рабочей силы.

Социальная составляющая воспроизводственного процесса в значительной мере определяет эффективность использования материально-технической базы АПК. Престиж профессии, оплата труда, бытовые условия — главные аргументы стабильности кадров села. Около половины работников, занятых в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и охоте, получают заработную плату до 10 тыс. р. в месяц, что не способствует закреплению кадров на предприятиях этой сферы и влияет на сохранность техники, продолжительность ее использования.

Ключевым звеном проблемы частичного и полного воспроизводства технических средств производства в агропромышленном комплексе являются научное обоснование методики и продолжительности производительного использования машин. Срок службы машины определяет закономерности кругооборота и оборота капитала в стоимостном и натуральном выражении, материализованного в машинах, средствах производства, связанных с их использованием, и трудовых ресурсах, задействованных в системе машиноиспользования. При кажущейся завершенности исследований по определению сроков службы машин и утверждении официальной методики, разработанной проблемной лабораторией МИИСП (МГАУ), отделом по разработке нормативных сроков службы машин (рук. доцент В.Г. Колесников), работа над ее совершенствованием продолжается по многим направлениям. Предложена принципиальная корректировка расчета ЕнК в связи с сокращающейся ежегодной наработкой стареющих машин. Теоретическое обоснование подходов к расчету ЕнК было одним из положений, вынесенных на защиту в успешно защищенной диссертации на звание доктора экономических наук Ю.В. Чутчевой.

Но остаются задачи, требующие для их решения дополнительных теоретических проработок и методических подходов. В специальной литературе уделено недостаточное внимание проблеме рынка подержанной техники, спроса на эту технику, зависимости спроса не только от платежеспособности покупателя, но и от реальной выгоды, которую он получает. Противоречия долговечности дают основание к формированию требований к новой технике с позиций потребителя, для которого машина должна обладать совокупностью свойств, необходимых для выполнения технологических операций в комфортных условиях без излишних затрат на изготовление узлов, агрегатов, других сборочных единиц, долговечность которых превышает рациональный срок использования машин, замедляет оборот капитала.

Нуждается в дополнительном исследовании задача установления целесообразного срока службы машин, отличающегося от оптимального, определенного по минимуму приведенных затрат. Критерий целесообразности в этом случае должен обосновываться исходя из поставленной цели.

В статье лишь фрагментарно затронуты некоторые позиции, над которыми плодотворно работают по проблеме частичного и полного воспроизводства техники для АПК коллеги научной школы в составе преуспевающего инженерно-экономического факультета МГАУ, ученые которого ведут исследования по многим другим важным научным направлениям. Результативность исследований во многом определяется специфическим кадровым составом исследователей — высококвалифицированных специалистов: экономистов-организаторов производства и экономистов с базовой инженерной подготовкой [6].

На повестке дня научной общественности стоят задачи научного обоснования процессов воссоздания специализированной инженерной службы АПК для обеспечения частичного воспроизводства машин и грамотной их технической эксплуатации в течение всего срока использования.

Техника села рассредоточена в 50 % обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью, в 27 % сельскохозяйственных кооперативов, в закрытых, открытых акционерных обществах и на предприятиях других организационно-правовых форм. Общее количество организаций в 2012 году составило 21,3 тыс. Инженерная служба АПК должна быть адаптирована к многоуклад-ности, к дифференциации хозяйств по крупности, по платежеспособности, по численности машинного парка. В этих условиях технический сервис во всем многообразии его проявления должен быть качественным и тем обеспечить свое востребование.

В условиях рыночной экономики расчеты за услуги технического сервиса находятся в стадии постоянного совершенствования. Наряду с оплатой конкретных услуг по согласованным (рыночным) ценам целесообразно практиковать куплю-продажу полнокомплектных машин, требующих восстановительных воздействий, способствовать воссозданию предприятий по восстановлению деталей, узлов, агрегатов для последующей реализации потребителям, обеспечить ресурсосберегающую утилизацию путем выкупа списываемых машин для последующей их разборки, изъятия ремонтопригодных узлов и деталей.

Применительно к длительному использованию и неоднократному восстановлению работоспособности сложных машин на специализированных предприятиях возможен такой вариант. Первый потребитель покупает новую машину по цене с надбавкой, учитывающей затраты на утилизацию, освобождая последнего пользователя от расходов на эти цели. После использования машины до момента наступления сложного ремонтного воздействия потребитель продает машину по остаточной стоимости.

Покупателями могут выступать:

• предприятие технического сервиса, которое после восстановления машины реализует ее через рынок подержанной (восстановленной) техники по цене, отражающей уровень качества восстановления, второму (очередному) потребителю;

• потребитель (очередной), самостоятельно или используя помощь организаций и служб техсервиса, восстанавливает, использует машину до следующего сложного ремонтного воздействия, затем продает ее или восстанавливает и продолжает использование;

♦ последний потребитель после использования машины и возникшей нецелесообразности ее восстановления принимает решение о передаче машины на утилизацию;

♦ службы техсервиса (или иные структуры) своими силами и средствами безвозмездно изымает машину у последнего пользователя и осуществляют технологическую утилизацию (частично затраты финансируются за счет средств фонда, образующегося при покупке новой машины).

Рассмотренный вариант апробирован ремонтными предприятиями Сельхозтехники, которые через свои технические обменные пункты (ТОП) выдавали потребителям восстановленные двигатели, коробки передач, другие агрегаты в момент сдачи аналогичного агрегата, требующего восстановления. Такая система взаимоотношений «завоевывала» потребителя и обеспечивала загрузку предприятий техсервиса [7].

Расчеты за восстановление конкретного агрегата учитывали его комплектность (доплата за недостающие детали), но не учитывался накопленный износ, что побуждало сдавать на обменные пункты наиболее изношенные агрегаты.

Возможны и другие варианты совместной деятельности потребителя и исполнителя услуг технического сервиса, но однозначно утверждение — специализированная инженерная служба в АПК крайне необходима. Формирование системы инженерно-технических услуг нуждается в неотложном завершении в целях сокращения излишних затрат труда и средств, которые расходует сельхозтоваропроизводитель. Сельхозтоваропроизводители (независимо от организационно-правовой формы) должны получать требуемое всестороннее квалифицированное обслуживание.

Предприятия, выполняющие инженерно-технические и другие услуги, должны быть приближены к сельхозтоваропроизводителям:

• по принципу взаимозаинтересованности в конечных экономических результатах деятельности;

• по принципу функциональной целесообразности (в технологическом плане).

Необходимо объединить усилия ученых, практиков для выработки общих путей воссоздания инженерной службы АПК, использовать опыт работы и функционирующую организационную структуру лизинговых компаний по специализированному обслуживанию сельхозтоваропроизводителей, показать заинтересованность всех организаций АПК в результатах ресурсосбережения, которые выразятся в продлении сроков использования машин и оборудования, снижении издержек эксплуатации машин. Одним из результатов возрождения инженерной службы будет создание рабочих мест в сфере техсервиса, закрепление квалифицированных кадров села.

Список литературы

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 24. — М.: Изд-во политической лит-ры, 1961. — С. 196.

2. Селиванов А.И. Основы старения машин. — М.: Машиностроение, 1964.

3. Львов Д.С. Экономика качества продукции. — М. Экономика, 1972. — 320 с.

4. Ковалева Е.В. Концептуальные подходы к оценке качества товаров // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. — 2008. — Вып. 5. — С. 27-28.

5. Малыха Е.Ф. Методика экономической оценки износа и остаточной стоимости машин. — М.: Росин-формагротех, 2011. — С. 338.

6. Конкин Ю.А. Технический сервис — реальность и проблемы // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 1988. — № 9.

7. Технический сервис — опыт и перспективы развития / Ю.А. Конкин, И.Г. Голубев, М.Ю. Конкин [и др.]. — М.: Росинформагртех, 2011. — 338 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.