Научная статья на тему 'Концептуальные положения социально-экономического развития региона на основе процессов гармонизации каналов коммуникационного обмена информацией и ресурсами'

Концептуальные положения социально-экономического развития региона на основе процессов гармонизации каналов коммуникационного обмена информацией и ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ОБМЕНА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГАРМОНИЗАЦИЯ СИСТЕМ / ECONOMIC SPACE / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF REGION / CHANNELS OF COMMUNICATION EXCHANGE / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / HARMONIZATION OF SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сандакова Наталья Юрьевна

Автор выдвигает предположение о том, что социально-экономическое развитие региона, направленное на снижение дифференциации территории, может быть достигнуто за счет процессов гармонизации каналов коммуникационного обмена информацией и ресурсами. Определяется необходимость разработки нового подхода к развитию региона, опирающегося на новый уровень накопления и применения ресурсов, энергии и информации. Отмечается, что социально-экономическое развитие региона основывается на гармонизации коммуникационно-информационных и других социально-экономических систем и строится на принципах взаимодополнения и управления многообразием информационных, ресурсных и энергетических потоков. Предложена классификация каналов коммуникационного обмена. Центральным каналом коммуникационного обмена автор считает транспортную инфраструктуру, которая рассматривается как фактор, способствующий гармонизации отношений между подсистемами и элементами социально-экономической системы региона. Определено, что направленная флуктуация в экономическом пространстве и социально-экономической системе региона является основой управления развития. Исходным критерием, определяющим уровень гармонизации каналов коммуникационного обмена, принят критерий«энтропии», рассмотрено состояние экономических процессов в системе в результате обмена энтропийными потоками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE BASIS OF COMMUNICATION CHANNELS PROCESS OF HARMONIZATION OF SHARING INFORMATION AND RESOURCES

The author puts forward the assumption that socioeconomic development of the region, aimed at reducing the area of differentiation can be achieved through the process of harmonization of the channels of communication and exchange of information resources. The need for a new approach to the development of the region, based on a new level of accumulation and use of resources, energy and information is determined. It is assumed that the socio-economic development of the region is based on the harmonization of communication and information and other socio-economic systems and is founded on the principles of complementarity and diversity management information, resource and energy flows. The classification of the channels of communication exchange is proposed. Central channel of communication sharing is considered by the author the transport infrastructure. Transport infrastructure is seen as a factor contributing to the harmonization of relations between the subsystems and elements of socioeconomic system of the region. The author has found that aimed fluctuation in the economic space and the socioeconomic system of the region is the basis for managing its development. The initial criterion for determining the level of harmonization of the channels of communication exchanges adopted the criterion of «entropy» and the status of the economic processes in the system as a result of the exchange entropy flow is reviewed

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения социально-экономического развития региона на основе процессов гармонизации каналов коммуникационного обмена информацией и ресурсами»

УДК 332

Сандакова Наталья Юрьевна Natalia Sandakova

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССОВ ГАРМОНИЗАЦИИ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИОННОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ И РЕСУРСАМИ

CONCEPT OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE BASIS OF COMMUNICATION CHANNELS PROCESS OF HARMONIZATION OF SHARING INFORMATION AND RESOURCES

Автор выдвигает предположение о том, что социально-экономическое развитие региона, направленное на снижение дифференциации территории, может быть достигнуто за счет процессов гармонизации каналов коммуникационного обмена информацией и ресурсами. Определяется необходимость разработки нового подхода к развитию региона, опирающегося на новый уровень накопления и применения ресурсов, энергии и информации. Отмечается, что социально-экономическое развитие региона основывается на гармонизации коммуникационно-информационных и других социально-экономических систем и строится на принципах взаимодополнения и управления многообразием информационных, ресурсных и энергетических потоков. Предложена классификация каналов коммуникационного обмена. Центральным каналом коммуникационного обмена автор считает транспортную инфраструктуру, которая рассматривается как фактор, способствующий гармонизации отношений между подсистемами и элементами социально-экономической системы региона. Определено, что направленная флуктуация в экономическом пространстве и социально-экономической системе региона является основой управления развития. Исходным критерием, определяющим уровень гармонизации каналов коммуникационного обмена, принят критерий «энтропии», рассмотрено состояние экономических процессов в системе в результате обмена энтропийными потоками

The author puts forward the assumption that socioeconomic development of the region, aimed at reducing the area of differentiation can be achieved through the process of harmonization of the channels of communication and exchange of information resources. The need for a new approach to the development of the region, based on a new level of accumulation and use of resources, energy and information is determined. It is assumed that the socio-economic development of the region is based on the harmonization of communication and information and other socio-economic systems and is founded on the principles of complementarity and diversity management information, resource and energy flows. The classification of the channels of communication exchange is proposed. Central channel of communication sharing is considered by the author the transport infrastructure. Transport infrastructure is seen as a factor contributing to the harmonization of relations between the subsystems and elements of socio-economic system of the region. The author has found that aimed fluctuation in the economic space and the socioeconomic system of the region is the basis for managing its development. The initial criterion for determining the level of harmonization of the channels of communication exchanges adopted the criterion of «entropy» and the status of the economic processes in the system as a result of the exchange entropy flow is reviewed

Ключевые слова: экономическое пространство, Key words: economic space, socio-economic sys-

социально-экономическая система региона, ка- tem of region, channels of communication exchange,

налы коммуникационного обмена, транспорт- transport infrastructure, harmonization of systems ная инфраструктура, гармонизация систем

Современный этап социально-экономического развития региона характеризуется ростом информационных потоков, обменом информации, энергии и ресурсов как внутри системы, так и во вне ее, что предопределяет интеграцию подходов и позволяет сформировать подход к развитию региона, опирающийся на новый уровень накопления и применения ресурсов, энергии и информации. Таким подходом, по мнению автора, может стать холистический подход, рассматривающий регион как целостную открытую систему, развитие которой строится на принципах взаимодополнения и управления многообразием информационных, ресурсных и энергетических потоков.

Принцип взаимодополнения основывается на возможности формирования определенного способа отношений между подсистемами и элементами, при котором каждая подсистема или элемент, обладая определенными функциями и определенной структурой, взаимно дополняют друг друга в процессе достижения согласованной цели. Реализация принципа взаимодополнения предполагает обеспечение гармонической связи между всеми подсистемами и элементами и образование синергетическо-го эффекта. Данный эффект создается за счет совместного использования подсистемами и элементами взаимодополняющих материальных и нематериальных ресурсов.

Гармонизация лежит в основе связей, отношений между подсистемами и элементами региона. Гармонизация, по мнению автора, — это процесс взаимосогласованного сведения в единую систему функций, действий, мероприятий подсистем и элементов с целью достижения согласованной цели. Гармонизация как процесс предполагает упорядочивание обмена информационными, ресурсными и энергетическими потоками. При этом она несет в себе

положительный потенциал, позволяющий адаптировать подсистемы и их элементы к изменяющимся условиям. Гармонизация как механизм обеспечивает сбалансированное развитие социально-экономической системы.

Принцип управления многообразием потоков предполагает осуществление процесса планирования, организации и контроля состояния и перемещения различных потоков разнообразными средствами. Многообразие потоков и средств во взаимодействии способствует также достижению си-нергетического эффекта.

Автор считает, что рассмотрение понятия «социально-экономическое развитие региона» как системы взаимодействия экологической, социальной, экономической, ресурсной, инновационной, инвестиционной, производственной, организационной, коммуникативной подсистем на принципах взаимодополнения и управления многообразием информационных, ресурсных и энергетических потоков требует дополнительного исследования подсистем и элементов, способствующих перемещению вышеозначенных потоков. Такой подсистемой выступает коммуникативная подсистема, функциями которой является упорядочивание информационных, ресурсных и энергетических потоков. Коммуникативная подсистема выступает как подсистема более сложной — социально-экономической системы. Одним из элементов коммуникативной подсистемы выступает транспортная инфраструктура, поскольку именно она обеспечивает любое взаимодействие с компонентами внешней среды и предполагает внутрисистемное взаимодействие по перераспределению потоков вещества, энергии [2] и информации [6].

По нашему мнению, транспортная инфраструктура выступает основой метабо-листических процессов, способствующих

достижению максимального синергетическо-го эффекта и развитию социально-экономической системы региона в целом. По сути, транспортную инфраструктуру можно рассматривать как фактор, способствующий гармонизации отношений между подсистемами и элементами социально-экономической системы региона. Транспортная инфраструктура оказывает влияние на формирование территориальных пропорций социально-экономического развития, является индикатором уровня рыночной активности региона.

В контексте синергетического подхода [4, 5] региональная экономика — это открытая нелинейная система, осуществляющая постоянное взаимодействие с другими регионами. Открытость региональной экономики как системы подразумевает в ней обмен информацией, энергией, всеми видами ресурсов. Процессы обмена осуществляются посредством транспорта, связи, средств массовой информации, а также происходят как внутри системы, так и с внешней средой.

Эффективность взаимодействия региональных экономик определяется количеством каналов передачи информации, ресурсов, энергии (число связей). Выделяют связи первого порядка, характеризующиеся как функционально необходимые (система не способна существовать без них), и связи второго порядка, характеризующиеся как стабилизирующие деятельность системы, способствующие ее качественному развитию.

С позиций синергетики транспортная инфраструктура в развитии региональной экономики является функционально необходимой, т.е. относится к связи первого порядка. Именно транспортная инфраструктура обеспечивает условия для перемещения ресурсов (трудовых, материальных) как внутри системы, так и взаимодействуя с внешней средой.

Нелинейность — еще одно важное понятие синергетической концепции, характеризующее региональную экономику. Под нелинейностью понимается возможность очень быстрого развития экономики реги-

она на определенных стадиях эволюции. В результате плавного изменения параметров нелинейной системы при благоприятных условиях может произойти усиление ми-крофлуктуаций. В этом случае состояние системы и ее свойства могут принципиально измениться (скачками или стохастически). При этом не каждая нелинейность способна вызвать кардинальные изменения в системе. Это связано с чувствительностью нелинейной экономики региона к малым флуктуациям, усиливаемым механизмом нелинейной положительной обратной связи. Таким образом, чувствительность неравновесных состояний системы (как за счет внутренней активности, так и за счет внешнего воздействия) предопределяет стабильность системы, ее управляемость и возможность развития.

Нелинейность региональной экономики может проявляться в возникновении или закрытии предприятий, внедрении инноваций и изобретений, научно-техническом прогрессе, изменении конъюнктуры рынка, промышленном освоении новых территорий. Именно нелинейность определяет рост конкуренции и эволюционные преобразования. Нелинейность в региональной экономике ярко проявляется в инновационном сценарии развития, определенном основными стратегическими направлениями социально-экономического развития региона, с учетом реализуемых инвестиционных проектов, потребностей экономики и социальной сферы. В свою очередь, инновационный сценарий развития предполагает интенсивное освоение территорий региона, подготовку инфраструктуры к промышленному освоению минерально-сырьевой базы. В этом случае необходимым условием развития региона становится развитая транспортная инфраструктура.

В целом, синергетика рассматривает социально-экономическую систему региона как сложноорганизованную структуру, развитие которой осуществляется на основе принципов приращения положительных синергетических эффектов. В этом принципе заложен эффект, согласно которому отдельные элементы и структуры со-

циально-экономической системы региона, объединяясь в новую сложную структуру, трансформируются, при этом возникшая сложная структура развивается быстрее, чем каждый ее элемент в отдельности.

Современная теория развития социально-экономических систем, основывающаяся на перераспределении различных потоков, включает такие базовые понятия, как энтропия, точка бифуркации, аттрактор, хаос и основывается на принципах самоорганизации [7, 10]. Причем самоорганизация достигается путем возникновения нового порядка и усложнения систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем.

Флуктуация — это единичные, невыраженные процессы, протекающие в системе, отклонения от заданной траектории. При этом флуктуация может выступать как нейтральный фон. Проявляется как ровное, не вносящее заметных отклонений в систему состояние. Даже крупная флуктуация, до некоторого порогового значения, может гаситься остальной массой. Флуктуация — как возможность перехода в новое состояние. В случае, если происходит рост неоднородности и нарастает кумулятивное возмущение в системе, превышено некоторое пороговое значение чувствительности, то при благоприятных условиях система может изменить свое состояние. Флуктуация — как катализатор изменений. Если система достигла высокой степени неравновесности, то возникшее возмущение способно мгновенно изменить состояние системы. Флуктуация является механизмом, позволяющим представить многовариантную картину формирования новой системы. Она позволяет определить требования к изменениям элементов и связей системы в соответствии с целью ее развития.

По мнению автора, направленная флуктуация в экономическом пространстве и социально-экономической системе региона является основой управления его развитием.

В научных исследованиях отмечается [1], что потенциал развития социально-экономической системы представляет собой

совокупность отношений между субъектами социально-экономической системы по поводу возможности выявления, оценки, присвоения, использования и развития ресурсов и информации. В этом случае открытость региональной экономики как системы подразумевает в ней обмен информацией, энергией, всеми видами ресурсов. Процессы обмена осуществляются посредством коммуникаций: сетей, транспорта, связи, средств массовой информации и др. Процессы обмена происходят как внутри системы, так и с внешней средой. Эффективность взаимодействия региональных экономик определяется количеством каналов передачи информации, ресурсов, энергии (число связей). Подобный подход требует разработки новой концепции социально-экономического развития региона, ориентированной на формирование каналов коммуникационного обмена информацией и ресурсами, а также их гармонизацию [8] (рис. 1).

При этом необходимо учитывать, что процесс развития региона может осуществляться как за счет внешнего воздействия, направленного на увеличение потенциала, так и за счет эффективного использования, приращения внутреннего потенциала региона. Оба подхода объединены необходимостью информационно-коммуникационного обмена, что предопределяет значимость формирования и развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Под гармонизацией каналов коммуникационного обмена информацией и ресурсами понимается согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) способов использования ресурсов и информации, формирование слаженности социально-экономического развития региона. Гармонизация затрагивает как процессы формирования программы развития региона, так и процессы ее реализации, что позволяет обеспечить координацию развития различных секторов экономики и инфраструктуры.

Для определения уровня гармонизации каналов обмена, определяющего жизнеспособность и саморазвитие системы, в

качестве исходного критерия примем критерий «энтропии», который в нашем исследовании характеризует не только состояние «хаоса» или «порядка», но и представляет собой меру объективных эволюционных изменений состояния системы, в т.ч. служит мерой эффективности обменных процессов в системе и во вне ее. В этом случае по каналам обмена в системе накапливается как положительная, так и отрицательная

энтропия: превалирование положительной энтропии над отрицательной ведет к «заболеванию» и гибели такой системы (отсутствует гармонизация обмена), а превалирование отрицательной энтропии над положительной обеспечивает устойчивую жизнеспособность, развитие с переходом к самоорганизации и саморазвитию (гармонизация каналов обмена).

Факторы внешней

среды

1

Инновационные изменения экономики

Факторы внутренней среды

Целеустремленные изменения в социально-экономической системе региона

Механизмы изменения социально-экономической системы региона

Обмен Гармонизация каналов А— Обмен ресурсами

информацией коммуникационного N—

К обмена Ь,

г\

И

Развитие инфраструктуры региона

ХЕ

Развитие транспортной инфраструктуры

32

Формирование инновационных транспортных систем

Рис. 1. Элементы концепции социально-экономического развития региона на основе процессов гармонизации каналов коммуникационного обмена информацией и

ресурсами

И.Л. Герловиным разработана парадигма для жизнеспособных и развивающихся систем (ПЖ и РС) [3], которая содержит методологические и математические условия, при соблюдении которых система может быть жизнеспособной и способной к развитию. И.Л. Герловин выделяет следующие принципы, которым должна соответствовать жизнеспособная система, способная к саморазвитию. Во-первых, чтобы обеспечить условие устойчивости, «необходимо представить ее расположенной одновременно в разных подпространствах». При этом система в разных подпространствах «имеет взаимосогласованные, но разные пространственно-временные структуры». Любое дополнительное подпространство к данному подпространству, входящему в полное объемлющее пространство, «находится в мнимой области». Во-вторых, для саморазвивающейся системы необходимо, чтобы между подпространствами существовала связь по каналам коммуникационного обмена. В стационарном режиме по каналам коммуникационного

Обрыв центрального канала коммуникационного обмена вызывает гибель всей системы, попадающей под определение нежизнеспособной.

Например, в регионе, где развита машиностроительная промышленность, увеличивается внешний спрос на поставку техники. Для этого региона данный спрос, по сути, это информация с отрицательной энтропией, способствующая стабилизации его деятельности. Параллельно, для покупателя данной техники эта же информация характеризуется положительной энтропией, которая дестабилизирует деятельность региона-потребителя. Поскольку процесс

обмена может идти сигнал, несущий только отрицательную энтропию. Развитие системы характеризуется резким возрастанием потока информации, несущей отрицательную энтропию. Если поток отрицательной энтропии доминирует над производством положительной энтропией, то система становится способной к самоорганизации. Обрыв канала информации ведет к гибели системы. Система также погибает, если нарушается замкнутость и коммутативность диаграммы отображений, описывающей все каналы информации объемлющего пространства.

Под каналами коммуникационного обмена понимаются главным образом способы перемещения материальных продуктов жизнедеятельности человека, средств производства и самого человека. Средства массовой информации можно трактовать как «вегетативную» систему, а перемещение материальных продуктов жизнедеятельности человека как «центральную» систему (см. таблицу).

взаимодействия регионов не ограничивается одним каналом, то по другому каналу информации происходит противоположный процесс, способствующий стабилизации жизнедеятельности региона — покупателя техники, но уже посредством передачи — продажи иного продукта жизнедеятельности человека. Возможность формирования множества каналов информации, которые в сумме характеризуются отрицательной энтропией, определяет жизнеспособность региона и его способность развиваться. В случае преобладания положительной энтропии в энергетическом обмене регионов, их отношений или отдельного регио-

Классификация каналов информации

Наименование канала Характеристика каналов коммуникационного обмена Объект региональной экономики

Центральный Перемещение материальных продуктов жизнедеятельности человека, средств производства и самого человека Транспортная инфраструктура, транспортная система

Вегетативный Перемещение нематериальных объектов (информация) Средства массовой информации

на, система «заболевает», с последующей режим, а также иные негативные послед-деградацией и переходом на дотационный ствия (рис. 2).

Стабилизация экономических процессов

Дестабилизация экономических процессов

Дестабилизация экономических пооиессов

Стабилизация экономических процессов

Рис. 2. Состояние экономических процессов в регионе в результате обмена энтропийными потоками в системе

Возможность достижения гармоничного развития и жизнеспособности каждого региона при условии, что в регионы поступает и отрицательная энтропия, и положительная энтропия, определяется рядом моментов. Во-первых, поскольку происходит обмен информацией по системам каналов — основных и вспомогательных. В случае, что практически невозможно, произойдет суммарное равенство энтро-пий с положительными и отрицательными знаками, то система останется устойчивой и жизнеспособной. Во-вторых, саморазвитие как цель предполагает уход от устойчивости, что предопределяет рост отрицательной энтропии, например, за счет развития инноваций, новых продуктов, технологий. Именно создание наукоемких продуктов, имеющих большую стоимость на рынке спроса, по закону прибавочной стоимости будет способствовать росту отрицательной энтропии.

Выводы.

1. Автор считает, что социально-экономическое развитие региона характеризуется ростом информационных потоков, обменом информации, энергии и ресурсов как внутри системы, так и вне ее, что предопре-

деляет необходимость разработки подхода к развитию региона, опирающегося на новый уровень накопления и применения ресурсов, энергии и информации.

2. Перспективным подходом к исследованию процесса пространственного развития региона может стать холистический подход, основанный на рассмотрении региона как целостной открытой системы, развитие которой строится на принципах взаимодополнения и управления многообразием информационных, ресурсных и энергетических потоков.

3. Социально-экономическая система, развитие которой осуществляется в условиях постоянно растущего обмена информацией и ресурсами, находится под влиянием флуктуационных процессов и испытывает состояние неравновесности. Автор считает, что направленная флуктуация в экономическом пространстве и социально-экономической системе региона является основой управления его развития.

4. Транспортная инфраструктура рассматривается как фактор, способствующий гармонизации отношений между подсистемами и элементами социально-экономической системы региона.

5. Для определения уровня гармонизации каналов обмена, определяющего жизнеспособность и саморазвитие системы, в качестве исходного критерия принят критерий «энтропии», который в данном иссле-

Литературя-

1. Беломестнов В.Г. Управление потенциалом региональных социально-экономических систем. СПб: НПК РОСТ, 2005. 228 с.

2. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358 с.

3. Герловин И.Л. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. Л.: Энергоатомиздат, 1990. 220 с.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 238 с.

5. Милованов В.П. Синергетика и самоорганизация: социально- экономические системы. М.: ЛИ-БРОКОМ, 2009. 221 с.

6. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 198 с.

7. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса = Order out of chaos : новый диалог человека с природой; пер. с англ. Ю.А. Данилова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 294 с.

8. Сандакова Н.Ю. Транспортная инфраструктура региона: методология и практика формирования: монография. М: Изд-во «Ваш полиграфический партнер», 2015. 169 с.

9. Сандакова Н.Ю. Теория жизнеспособных и развивающихся систем как основа социально-экономического развития региона // Проблемы современной экономики/ Евразийский международный научно-аналитический журнал, 2014. № 2. Режим доступа: http: //www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5030 (дата обращения 26 декабря 2014).

10. Тезисы концепции процессов самоорганизации физической информации в природе А.М. Хазена. Режим доступа: http://psi-world.narod.ru/ publications/khazen.htm (дата обращения 06 июня 2013).

11. Малышев Е.А., Макарова И.В., Петров А.П. Выделение эффектов от формирования и развития кластеров в регионе // Вестник ЗабГУ. 2013. № 7 (98). С. 111-120.

äOBaHHH xapaKTeproyeT He ToibKo cocTOHHne «xaoca» hih «nopnäKa», ho h npeäcraraHeT coöoH Mepy oöteKTHBHbix 3boimöhohhmx h peBOiroöHOHHMx (HHHoBau,HoHHbix) H3MeHe-hhh coctohhhh CHCTeMM.

-References

1. Belomestnov V.G. Upravlenie potencialom regionalnyh sotsialno-ekonomicheskih system [Management capacity of regional socio-economic systems]. St. Petersburg: GROWTH SPC, 2005. 228 p.

2. Vernadsky V.I. Zhivoe veshhestvo [Living matter]. Moscow: Nauka, 1978. 358 p.

3. Gerlovin I.L. Osnovy edinoy teorii vseh vzaimodeistviy v veshhestve [Basics of the unified theory of all interactions in matter]. Leningrad: Ener-goatomizdat, 1990. 220 p.

4. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki: sinergeticheskoe mirovidenie [Foundations of Synergetics: synergetic world view]. Moscow: KomKniga, 2005. 238 p.

5. Milovanov V.P. Sinergetika i samoorgani-zatsiya: sotsialno- ekonomicheskie sistemy [Synergetics and self-organization: socio-economic system]. Moscow: LIBROKOM, 2009. 221 p.

6. Moiseev N.N. Universum. Informatsiya. Ob-shhestvo [Universum. Information. Society]. Moscow: Ustoichivy Mir, 2001. 198 p.

7. Prigozhin I.R., Stengers I. Poryadok iz ha-osa = Order out of chaos : novy dialog cheloveka s prirodoy [Order out of Chaos = Order out of chaos: a new dialogue between man and nature]; transl. from English. Yu.A. Danilova. Moscow: Publishing House of the LCI, 2008. 294 p.

8. Sandakova N.Yu. Transportnaya infrastruk-tura regiona: metodologiya i praktika formirovaniya [Transport infrastructure in the region: methodology and practice of formation]: monograph. Moscow: Publishing house «Vash Publitsistichesky Partner», 2015. 169 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sandakova N.Yu. Problemy sovremennoy ekonomiki/ Evraziyskiy mezhdunarodny nauchno-analiticheskiy zhurnal (Problems of modern economics / International Eurasian scientific and analytical journal), 2014, no. 2 Available at: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId = 5030 (accessed December 26, 2014).

10. Tezisy kontseptsii protsessov samoorgani-zatsii fizicheskoy informatsii v prirode A.M. Khazena (Proceedings of self-organization concept of information in the physical nature of A.M. Khazen) Available at: http://psi-world.narod.ru/publications/khazen. htm (accessed June 6, 2013).

11. Malyshev E.A., Makarova I.V., Petrov A.P. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 7 (98), pp. 111-120.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Сандакова Н.Ю., канд. экон. наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]

Научные интересы: социально-экономическое развитие региона, инфраструктура, инновации

N. Sandakova, candidate of economic sciences, associate professor, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: social and economic development of the region, infrastructure, innovation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.